Лартиг, Жак-Анри — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лартиг.

Жак Анри Лартиг (фр. Jacques Henri Lartigue, 13 июня 1894, Курбевуа, под Парижем — 12 сентября 1986, Ницца) — французский фотограф и художник.

Фотографировать начал с 6 лет, пользуясь фотоаппаратом отца и ведя собственный фотодневник. Из этого выросла его художественная манера, соединяющая эстетику неожиданно пойманного мгновения с интимным, «домашним» отношением к фотографируемому объекту, особенно — в женских портретах. В 1908-1910 гг. Лартиг собрал в коллекцию снимки многих типов самолетов[2]. В 1911 году семья Лартиг переехала в Париж, там в Булонском лесу он открыл для себя эксцентричный мир моды. А в 1915 году им было принято решение стать художником, не навредив при этом увлечению фотографией. Со временем он все больше становился хроникером фиксируя общественную и культурную жизнь. В 1910—1940-х гг. Лартиг снимал автогонки, пионеров авиации, занятия лыжами на горном курорте в Шамони, летние пляжи и яхты на Ривьере, деятелей искусства, театра и кино (Кес ван Донген, Пикассо, Жан Кокто, Абель Ганс, Саша Гитри, Робер Брессон, Франсуа Трюффо, Федерико Феллини и др.). Музами Лартига были самые прекрасные женщины. Одна из них — румынка Рене Перль, с которой он плодотворно работал на протяжении 2-х лет в Биаррице

[3]. Из этого сложилась своеобразная картина «прекрасной эпохи».

С 1922 работы Лартига выставлялись в различных салонах. Известность пришла к нему после выставки в Нью-Йоркском музее современного искусства (1963) и публикации его портфолио в журнале «Лайф». В 1974 ему был заказан официальный портрет президента Франции Валери Жискар д’Эстена. В 1975 в Парижском музее декоративного искусства прошла большая ретроспективная выставка «Лартиг 8х80». О нём снято несколько документальных фильмов.

  • Jacques-Henri Lartigue: le choix du bonheur.Besançon: Editions La Manufacture, 1992
  • Roegiers P. Jacques Henri Lartigue: les tourments du funambule: dessin, peinture et photographie. Paris: La Différence, 2003
  • Moore K.D. Jacques Henri Lartigue: the invention of an artist. Princeton: Princeton UP, 2004.

Французский фотограф Жак Анри Лартиг

Наибольшую известность ему принесли фотографии автомобильных гонок, самолётов и парижских фотомоделей, снятых в начале прошлого века.

Французский фотограф Жак Анри Лартиг (Jacques Henri Lartigue) появился на свет 13 июня 1894 года в Курбевуа, под Парижем. С 6 лет он начал снимать на отцовский фотоаппарат. В объектив юного фотографа попадали друзья, воздушные змеи, семейные игры в догонялки и забавы у бассейна. Он рано сформировал и сохранил художественную манеру, в которой соединились эстетика неожиданно пойманного мгновения с интимным отношением к фотографируемому объекту, что особенно характерно для женских портретов.

В 1910-1940-х гг. Лартиг снимал автогонки, пионеров авиации, лыжников на горном курорте в Шамони, летние пляжи на Ривьере, деятелей искусства, театра и кино. Его музами были самые прекрасные женщины, в том числе три жены фотографа и его любовница – румынка Рене Перль, с которой он плодотворно работал на протяжении 2-х лет в Биаррице.

В 1922 году работы Лартига выставляли в различных салонах. Но по-настоящему широкое признание пришло к нему гораздо позже, после выставки в Нью-Йоркском музее современного искусства и публикации портфолио в журнале «Лайф» в 1963 году.

Жак Анри Лартиг вошёл в историю как автор смелых и оригинальных кадров для своей эпохи. Он умер в сентябре 1986 года в Ницце.

фотограф Жак Анри Лартиг   1

фотограф Жак Анри Лартиг   54

фотограф Жак Анри Лартиг   2

фотограф Жак Анри Лартиг   3

фотограф Жак Анри Лартиг   5

фотограф Жак Анри Лартиг   6

фотограф Жак Анри Лартиг   7

фотограф Жак Анри Лартиг   8

фотограф Жак Анри Лартиг   9

фотограф Жак Анри Лартиг   10

фотограф Жак Анри Лартиг   11

фотограф Жак Анри Лартиг   12

фотограф Жак Анри Лартиг   13

фотограф Жак Анри Лартиг   14

фотограф Жак Анри Лартиг   18

фотограф Жак Анри Лартиг   15

фотограф Жак Анри Лартиг   16

фотограф Жак Анри Лартиг   22

фотограф Жак Анри Лартиг   24

фотограф Жак Анри Лартиг   25

фотограф Жак Анри Лартиг   26

фотограф Жак Анри Лартиг   27

фотограф Жак Анри Лартиг   28

фотограф Жак Анри Лартиг   29

фотограф Жак Анри Лартиг   32

фотограф Жак Анри Лартиг   33

фотограф Жак Анри Лартиг   34

фотограф Жак Анри Лартиг   35

фотограф Жак Анри Лартиг   36

фотограф Жак Анри Лартиг   37

фотограф Жак Анри Лартиг   38

фотограф Жак Анри Лартиг   39

фотограф Жак Анри Лартиг   40

фотограф Жак Анри Лартиг   41

фотограф Жак Анри Лартиг   42

фотограф Жак Анри Лартиг   43

фотограф Жак Анри Лартиг   44

фотограф Жак Анри Лартиг   45

фотограф Жак Анри Лартиг   46

фотограф Жак Анри Лартиг   47

фотограф Жак Анри Лартиг   48

фотограф Жак Анри Лартиг   49

фотограф Жак Анри Лартиг   50

фотограф Жак Анри Лартиг   51

фотограф Жак Анри Лартиг   52

фотограф Жак Анри Лартиг   30

фотограф Жак Анри Лартиг   31

фотограф Жак Анри Лартиг   53

фотограф Жак Анри Лартиг   17

фотограф Жак Анри Лартиг   19

фотограф Жак Анри Лартиг   20

фотограф Жак Анри Лартиг   21

Смотрите также:

Жак-Анри Лартиг (Jacques Henri Lartigue) – непревзойденный и недооцененный талант

Жак-Анри Лартиг Jacques Henri Lartigue

Жак-Анри Лартиг – непризнанный гений фотографического мира. Несмотря на то, что снимать он начал в раннем детстве, практически всю жизнь находился в тени популярных коллег. Это нисколько не расстраивало молодое дарование. Жака-Анри Лартига называли фотографом-эгоистом: он запечатлевал моменты жизни, которые нравились только ему и в том виде, который казался ему самым правильным. Художественное чутье его не подводило, и работы получались по-настоящему талантливыми и интересными.

Жак-Анри Лартиг Jacques Henri Lartigue

Жак-Анри Лартиг родился в 1894 году недалеко от Парижа в Курбевуа. Его семья не испытывала недостатка в финансах, поэтому мальчик с ранних лет наблюдал за роскошными машинами и богатыми женщинами. В 6 лет он впервые получил свой фотоаппарат от отца. Это была громоздкая статичная техника, которой можно было снимать только постановочные картины.

Позже у Жака появилась новое оборудование, с которым он мог свободно перемещаться и ловить неожиданные, легкие и всегда удачные кадры. За многие годы ему удалось создать полноценную картину довоенной эпохи в Европе (с 1910 по 1940 гг.). Он снимал известных деятелей театра и кино, спортсменов, первопроходцев в авиации, автогонщиков. Очень любил Лартиг запечатлевать на пленке молодых и красивых женщин: часто ловил моменты домашнего и интимного быта, преображая повседневную картину в предмет искусства.

Жак-Анри Лартиг Jacques Henri LartigueЖак-Анри Лартиг Jacques Henri Lartigue

Врожденный фотографический талант Жака-Анри подкреплялся навыками художника. В возрасте 21 года в Париже он поступил на обучение в специальный класс по живописи. Его работы с 1930-го года выставляли в галереях, но фотоувлечение он не забросил и до самой смерти (в 1986 году) продолжать снимать.

Особенности фотографического стиля автора

Жак-Анри с самого детства был заинтригован вопросом о том, как запечатлеть мимолетное событие и надолго оставить его в памяти. Он смотрел на своего брата в прыжке, ненадолго закрывал глаза. а затем хранил картинку в памяти до самого дома. Там он зарисовывал сцену на бумаге. Когда в руки мальчику попал фотоаппарат, он понял, что с его помощью удастся сохранить огромное количество счастливых моментов жизни, всего лишь вовремя нажимая на кнопку. С тех пор мастер с ним не расставался.

Жак-Анри Лартиг Jacques Henri Lartigue

С возрастом Жак-Анри не потерял детского видения мира, именно поэтому его работы столь привлекательны и интересны даже для современного взрослого человека. Он не пытался кому-то подражать или найти «свой стиль». Фотограф действовал вне каких-либо рамок, как волк-одиночка.

Его нередко спрашивали о том, что дает ему вдохновение для создания столь динамичных и живых снимков, что нужно сделать, чтобы приблизиться к такому исполнению. Лартинг отвечал просто и лаконично: «Влюбиться». И в этом он был прав. Женщины служили музами фотографу. Молодые парижанки часто становились объектами его снимков, некоторые из которых были даже чересчур откровенными.

Жак-Анри Лартиг Jacques Henri Lartigue

Жак-Анри Лартиг Jacques Henri Lartigue

Помимо девушек фотографа интересовали скорость и техника. На его глазах в свет выходили такие фантастические изобретения, как самолеты и автомобили. Их изображений в коллекции набралось достаточно много. Он не снимал авто в салонах или гаражах, они становились частью живой композиции. Молодые парижанки выходили из сверкающих и ярких машин, улыбались своим спутникам – подобные моменты Лартиг ловил на пленку и помещал в свою коллекцию.

Жак-Анри Лартиг Jacques Henri Lartigue

Жак-Анри Лартиг Jacques Henri Lartigue

Жак-Анри Лартиг Jacques Henri Lartigue

Позднее признание и творческое наследие

Несмотря на самобытный стиль и талантливые снимки, слава к автору пришла, когда ему исполнилось уже 70 лет. Этому способствовало несколько событий:

  • публикация лучших снимков в журнале Life;
  • выход фотоиздания «Семейный альбом»;
  • выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Когда фотографу было 76 лет, в свет вышел «Дневник столетия». В нем представили подробное описание его творческого пути, стиля и знаковых фоторабот. Ретроспективная выставка снимков Лартига была проведена через 5 лет в парижском Музее декоративного искусства. Ранее неизвестный автор заслуженно получал комплименты, признание коллег по цеху и внимание ценителей.

Жак-Анри Лартиг Jacques Henri Lartigue

Жак-Анри Лартиг Jacques Henri Lartigue

Работы Жака-Анри становились источником вдохновения не только для фотохудожников, но и для представителей других сфер искусства. Режиссер Уэс Андерсон настолько влюбился в фотографии Лартига, что использовал их в кадрах фильма «Рашмор» и даже поместил имя автора в титры.

Жак-Анри Лартиг Jacques Henri Lartigue

В другой киноработе, «Водная жизнь», брат Жака стал прототипом для главного героя, а автопортрет Лартига появляется в одном из эпизодов фильма.

В 2002 году было выпущено издание фотокниги Lartigue’s Winter Pictures. В ней собраны лучшие снимки за период с 1913 по 1939 годы: красивые девушки, Альпы, спортсмены и красота природы.

Жак-Анри Лартиг Jacques Henri Lartigue

Жак-Анри Лартиг Jacques Henri Lartigue

Работы автора по сей день пользуются популярностью среди профессиональных фотографов. Получив призвание на склоне лет, автор чудесных снимков навсегда остался в истории, как талантливый и самобытный мастер с наивно детским, но крайне профессиональным видением кадра.

Невероятные ретроснимки Jacques-Henri Lartigue — Photar.ru

Фото: Jacques-Henri Lartigue

Жак-Анри Лартиг (Jacques-Henri Lartigue 1894-1986) — фотограф «любитель», пожалуй, самый знаменитый «любитель» в истории фотографии. Однако, мир искусства открыл для себя творчество Жака-Анри Лартига, когда ему было уже за шестьдесят, фотографу удалось устроить выставку своих работ в Музее современного искусства в Нью-Йорке – это и принесло позднюю, но не менее значимую известность художнику. Фотографии Jacques-Henri Lartigue по большей части – это задокументированное времяпрепровождение и привычки его богатых друзей в Париже, их занятия спортом и авиацией. Всю свою жизнь фотограф не расставался с камерой, при этом Jacques-Henri Lartigue довелось снять множество звезд, он незабывал фотографировать и свою семью, а также множество своих любовниц.

Больше всего фотограф известен своими черно-белыми фотографиями, при этом сам фотограф обожал цветную пленку и экспериментировал с автохромным процессом еще в десятые и двадцатые годы. В конце 1940-х он перешел на «эктахром». Цветные работы Jacques-Henri Lartigue удивительно свежи и ярки: французская деревенская жизнь, женщины, знаменитые друзья, такие как Пикассо, Феллини и кусочки путешествий просвечивают сквозь полотно времени и создают впечатление, что все это было лишь вчера.

Фото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri LartigueФото: Jacques-Henri Lartigue

[lartigue]

Еще больше вдохновения в наших социальных сетях: Вконтакте, Facebook, Instagram и Telegram

comments powered by HyperComments

«Цвета жизни» – Фотограф Жак Анри Лартиг

Жак Анри Лартиг – художник и, прежде всего, один из величайших фотографов 20-го века, был большим любителем цветной плёнки. Он утверждал, что чёрно-белая фотография – это всего лишь «личное» представление реальности, но сама жизнь неотделима от цвета.

Лартиг, известный гениальными чёрно-белыми работами, оказывается, любил цветную съёмку, в юности даже экспериментировал с ранней технологией цветной фотографии автохром. Узнав о ней в 1911 году, он использовал её на протяжении пятнадцати лет.

С его чувствительностью к женской красоте, пристрастием к спорту и другим видам активного отдыха Лартиг фотографировал всё, что было сердцу дорого: модных женщин, элегантные автомобили, отдых в Альпах и на Французской Ривьере. Его фотографии хорошо описывают среду, в которой он жил, представляя счастливую хронику буржуазного французского общества на протяжении двадцатого века.

Снимая с помощью автохромного процесса, приходилось придерживаться длинных выдержек, делать мгновенные снимки техника не позволяла. А стремление фотографа заключалось в том, чтобы «уловить нечто чудесное, происходящее в доли секунды». Поэтому Лартиг с 1927 года возобновил чёрно-белую съёмку, которой придерживался до 1948 года. С распространением цветной плёнки он вновь вернулся к фотографиям в ярких красках и уже до самой смерти снимал в цвете.

Его цветные работы на удивление свежи: французская провинция, любимые женщины фотографа, известные друзья (Пикассо, Феллини) и проблески путешествий. Они менее пропитаны энергией тех первых автохромов и в большей степени выражают чувство покоя и удовлетворения. В целом его работа складывается в оду радостной жизни.

«Для меня жизнь и цвет неразделимы, – писал Лартиг. – Я всегда был художником. Поэтому я всё вижу глазами художника».

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 7

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 8

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 9

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 4

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 5

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 6

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 10

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 1

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 2

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 3

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 11

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 12

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 13

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 14

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 15

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 20

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 21

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 22

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 23

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 24

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 25

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 26

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 27

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 28

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 29

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 30

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 31

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 32

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 33

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 34

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 35

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 36

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 38

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 39

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 40

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 41

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 16

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 17

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 18

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 19

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 37

Смотрите также:

«Цвета жизни» – Фотограф Жак Анри Лартиг (Jacques Henri Lartigue)

Жак Анри Лартиг – художник и, прежде всего, один из величайших фотографов 20-го века, был большим любителем цветной плёнки. Он утверждал, что чёрно-белая фотография – это всего лишь «личное» представление реальности, но сама жизнь неотделима от цвета.

Лартиг, известный гениальными чёрно-белыми работами, оказывается, любил цветную съёмку, в юности даже экспериментировал с ранней технологией цветной фотографии автохром. Узнав о ней в 1911 году, он использовал её на протяжении пятнадцати лет.

С его чувствительностью к женской красоте, пристрастием к спорту и другим видам активного отдыха Лартиг фотографировал всё, что было сердцу дорого: модных женщин, элегантные автомобили, отдых в Альпах и на Французской Ривьере. Его фотографии хорошо описывают среду, в которой он жил, представляя счастливую хронику буржуазного французского общества на протяжении двадцатого века.

Снимая с помощью автохромного процесса, приходилось придерживаться длинных выдержек, делать мгновенные снимки техника не позволяла. А стремление фотографа заключалось в том, чтобы « уловить нечто чудесное, происходящее в доли секунды». Поэтому Лартиг с 1927 года возобновил чёрно-белую съёмку, которой придерживался до 1948 года. С распространением цветной плёнки он вновь вернулся к фотографиям в ярких красках и уже до самой смерти снимал в цвете.

Его цветные работы на удивление свежи: французская провинция, любимые женщины фотографа, известные друзья (Пикассо, Феллини) и проблески путешествий. Они менее пропитаны энергией тех первых автохромов и в большей степени выражают чувство покоя и удовлетворения. В целом его работа складывается в оду радостной жизни.

« Для меня жизнь и цвет неразделимы, – писал Лартиг.  – Я всегда был художником. Поэтому я всё вижу глазами художника».

«Жизнь и цвет неразделимы». Жак Анри Лартиг 37

 

Жак-Анри Лартиг: Образ эпохи | Ежедневный информационный портал АВТОМОБИЛИ.RU

5 Октября 2019, 10:14

МАЛЬЧИК С ФОТОАППАРАТОМ

Жак Аге Анри Лартиг родился в городе Курбевуа в 1894 году в одной из богатейших семей Франции. Мальчика с детства окружала атмосфера роскоши. Собственные яхты и автомобили в великосветском кругу были делом обычным, а страстный интерес к автогонкам считался тогда чуть ли не признаком хорошего тона.

Первый механический экипаж марки Krieger в семье Лартига появился в 1902 году, вскоре его сменил Panhard-Levassor, в свою очередь уступивший место Peugeot, на смену которому со временем пришла еще более роскошная Hispano-Suiza. Жак- Анри с детства был без ума от дорогих автомобилей, аэропланов и других технических новинок, на которые так щедро было начало ХХ столетия. Он знал всех знаменитых гонщиков своего времени, и даже разбуди его среди ночи, легко мог перечислить рекорды, установленные каждым из них.

Среди самых любимых игрушек Жака-Анри был фотоаппарат, подаренный родителями, когда сыну исполнилось 8 лет. А два года спустя не по годам развитый ребенок продемонстрировал родственникам свои первые самостоятельные снимки.

Жак-Анри Лартиг

Кубок Гордона Беннетта 1905 г. Первая гонка, снятая Лартигом

Камера производила на маленького Лартига прямо-таки магическое воздействие. И неудивительно, что фиксирование окружающей действительности стало его любимым занятием. Он даже придумал своеобразную игру: воображая себя фотоаппаратом, Жак-Анри старался запечатлеть в памяти, как на пленке, окружавших его людей, предметы, природу. В своем дневнике он тогда писал: «Жаль, что я не могу сфотографировать запахи!»

Да, запахов мальчишка зафиксировать действительно не мог, но зато все остальное – родителей, брата, друзей, слуг, семейные развлечения, автомобили, дирижабли и аэропланы – снимал без разбора.

Самые первые автомобильные фотографии были сделаны им в 1903 году в Булонском лесу, куда многие парижские автомобилисты каждый вечер выезжали «на променад». Всякий раз, когда его привозили в лес на прогулку, Жак-Анри брал с собой громоздкую камеру в надежде сфотографировать гоночное авто. И однажды это ему удалось: «Автомобиль был белым с длинным капотом и огромным рулевым колесом, с двумя сиденьями, напоминавшими кресла… Авто производило много шума, поэтому я мог заранее подготовиться и сделать хороший снимок», – вспоминал фотограф впоследствии.

Вид автомобилей буквально завораживал ребенка. В своем дневнике в 1905 году одиннадцатилетний подросток пишет: «Наблюдение за гоночными автомобилями в Булонском лесу и даже за машинами, ездящими по улицам Парижа, заставляет трепетать мое сердце».

Жак-Анри Лартиг

Гран-при Автомобильного Клуба Франции. 1912 г.

На настоящие гонки – знаменитые соревнования на Кубок Гордона Беннетта, проходившие в окрестностях Клермон-Феррана, – Лартиг впервые попал в том же 1905-м. С тех пор он старался не пропускать ни одних сколько-нибудь крупных соревнований, привозя с каждых десятки стеклянных негативов. Потом проявлял их, печатал и клеил фотографии в альбомы по годам.

Согласно имеющимся данным, снимок, превративший Лартига в знаменитость, был сделан 26 июня 1912 года во время Гран-при Автомобильного Клуба Франции. На фотографии изображен мчащийся автомобиль марки Delage, как написал сам Лартиг.

Вернее – задняя часть машины, поскольку фотограф опоздал спустить затвор, и передняя часть авто из кадра уже вышла.

После 1912 года Лартиг продолжал посещать и снимать все крупные автомобильные гонки, вплоть до начала Первой мировой войны. Он даже стал своим «за кулисами» автомобильно-спортивного мира. Его отлично знали и уважали не только гонщики, механики, инженеры, но и менеджеры команд. Это позволяло Лартигу снимать гонки не только со стороны, но как бы и «изнутри».

Однако, несмотря на свое пристрастие к светописи, профессиональным фотографом молодой человек не стал. Первая мировая война, армейская служба, женитьба в 1919 году…

Жак-Анри Лартиг

В детстве Лартиг снимал все, что его окружало

В итоге Лартиг стал художником. Правда, широкой известности на этом поприще он не добился. Был Лартиг на дружеской ноге и со многими именитыми современниками, которые с удовольствием позволяли ему делать свои портреты. Среди его знакомых Саша Гитри и его жена Ивон Принтам, семейство Бугатти и даже король Испании Альфонсо XIII. И хотя гонки в тот период жизни отходят на второй план, он при всяком удобном случае продолжает на них снимать.

Довольно значительную часть своей жизни Лартиг отдал кино, где подвизался и как художник, и как ассистент продюсера. Он считал себя счастливым человеком, был трижды женат и утверждал, что вполне доволен жизнью, поскольку прожил ее именно так, как хотел.

ОТСРОЧЕННАЯ СЛАВА

В 1962 году Лартиг получил приглашение посетить США. До Америки художник со своей третьей женой Флореттой добирался на пароходе. Жена, зная, что во время плавания, дабы не умереть со скуки, надо будет чем-то заняться, захватила с собой часть фотоархива, собранного Лартигом на протяжении всей жизни, чтобы подретушировать отдельные снимки.

В Нью-Йорке супруги встретились с неким Шарлем Радо, переехавшим в США после Второй мировой войны. Когда-то он возглавлял фотографическое агентство в Европе. По ходу беседы речь зашла о фотографии, и между делом госпожа Лартиг заметила, что ее муж «фотографирует с детства». Радо попросил посмотреть фото и получил на руки несколько пухлых альбомов. То, что он увидел, настолько потрясло его, что он передал снимки для публикации журналу Life, а также показал их своему приятелю Джону Шарковски, только что назначенному на должность директора отдела фотографии в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Позже Шарковски напишет: «Благодаря простоте и изяществу графической структуры снимки показались мне удивительными. Они напоминали превосходного атлета: были сдержанны, элегантны и точны. Казалось, я смотрю на ранние неизвестные работы предшественника Картье-Брессона…»

Жак-Анри Лартиг

Это забавное фото сделано на пляже в Довиле в 1938 г.

Неудивительно, что Шарковски захотел организовать персональную выставку фотографий Лартига в США. Правда, было непонятно, пойдет ли публика на неизвестного фотографа- любителя, которому к тому времени уже исполнилось 68 лет.

Но чутье не подвело продюсера. Выставка, открывшаяся 1 июля 1963 года в нью-йоркском Музее современного искусства, прошла с большим успехом. Вслед за этим экспозиция побывала в 60 городах США и Канады. И везде ее встречал восторженный прием публики!

Во вступлении к каталогу экспозиции отмечалось, что Лартиг «видел мимолетные, неповторимые образы, возникающие в результате случайного совмещения форм». Его работы были названы «квинтэссенцией современного фотографического видения», поскольку фотограф «видел не объекты, а их будущее изображение».

Жак-Анри Лартиг

Гран-при Франции 1914 г. – последняя предвоенная гонка

Масла в огонь подлил ноябрьский выпуск журнала Life за 1963 год, где Лартигу был посвящен большой материал. Статью проиллюстрировали снимком «Гран-при АКФ 26 июня 1912 года» и рядом других фотографий. Публикация вышла в том же номере, что и сообщение об убийстве президента Кеннеди. Фото с места трагедии и работы Лартига оказались на соседних полосах. Номер, по понятным причинам, разошелся с невиданной быстротой. И на следующее утро француз, в буквальном смысле слова, проснулся мировой знаменитостью. «Гран-при АКФ» сделалось его «визитной карточкой». Ханс-Михаэль Кецле в своей книге «Иконы фотографии» пишет, что уникальность этой работы в том, что автору «удалось зафиксировать миг. «Гран-при» остается первым примером силы восприятия, способности видеть в век сверхзвуковых скоростей. Это образ ритма современного мира высоких технологий».

Как ни странно, но именно эту фотографию частенько используют и в совершенно абстрактных целях – например, для того, чтобы проиллюстрировать динамику развития современного общества.

МАЭСТРО, ВЫ ОШИБЛИСЬ!

Казалось бы, в фантастической истории с фотографией «Гран-при АКФ 26 июня 1912 года» все ясно. Но странное дело: вот передо мной лежит журнал «Автомобилист» за 1912 год с отчетом о той самой гонке. Все как обычно: результаты участников, перечень автомобилей. И надо же, среди них нет ни одного Delage!

Автомобили этой марки ни в Гран-при АКФ, ни в кубке газеты L’Auto, разыгрывавшемся в те же дни и на той же трассе, в 1912 г. не участвовали. Сверяюсь со списками участников, опубликованными в статьях о тех же соревнованиях, которые поместили на своих страницах французские автомобильные журналы. Там тоже такой машины не числится. Выходит, ошибка? И тут одно из трех: либо перепутана марка автомобиля, либо снимок сделан в другое время и в другом месте, либо – и то, и другое одновременно. Но зачем фотографу подтасовывать факты?

Жак-Анри Лартиг

Гран-при АКФ. Если присмотреться, то на фото та же трасса, что и на самом знаменитом снимке фотографа

Попробуем разобраться. Прежде всего, внимательно рассмотрим машину. Больше всего она походит не на Delage, а на Schneider. Таких автомобилей в списке два. На одном стартовал гонщик Шампуазо (Champoiseau), на другом – Кроке (Crocuet). Оба с механиками. Но ни один из этих спортсменов не выступал под №6.

Теперь поговорим о месте съемки. При близком знакомстве с серией фотографий, датированных 25 и 26 июня 1912 года, обращает на себя внимание тот факт, что во второй день состязаний Лартиг сделал значительную их часть практически в одном месте. Поэтому пейзаж на заднем плане легко узнаваем. А вот на знаменитом фото он другой – это дорога, обсаженная деревьями, со стоящими вдоль нее зрителями!

Очень похожий пейзаж мы легко обнаружим в серии снимков, сделанных Лартигом также на Гран-при AКФ, но… годом позже. Глядя на список участников этих состязаний, без труда выясняем, что оба вышеупомянутых гонщика выступали и здесь, и опять на Schneider. Автомобиль Шампуазо в 1913 году шел под №8, а машина Кроке – под №6.

Теперь все становится на свои места: перед нами машина под управлением месье Кроке, который в той гонке финишировал десятым.

Жак-Анри Лартиг

Лартиг снимал гонки до конца 70-х гг. XX века. Гран-при Монако. 1978 г.

Причину, по которой произошла эта ошибка, сейчас установить уже вряд ли удастся, однако кое-какие предположения на этот счет сделать можно. Зная характер Лартига и его прямо-таки маниакальное стремление захватывать автомобиль в кадр целиком, можно догадаться, что самому фотографу снимок не нравился, и скорее всего долгое время он не придавал ему значения. Напечатал, но даже не атрибутировал должным образом. Почти полвека спустя, когда фото неожиданно для всех (и в первую очередь для самого Лартига) было признано «символом эпохи», фотограф по памяти надписал его, допустив досадный просчет. Впрочем, ценности снимка это не убавляет: он по-прежнему остается символом наступления новой эпохи – эпохи больших скоростей.

Была ли статья полезной?




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *