Как Диана Вишнева стала танцующим брендом №1

В середине нулевых Диану Вишневу хотел заполучить Большой театр, и тогда случилось знаменитое «вишневое чаепитие» — ведущие балерины пришли к генеральному директору «на чай», наперебой рассказывая, что им и без звездной конкурентки мало работы. Забавно, что театральный люд отнесся к артисткам Большого театра как к старой нелюбимой жене: да, осточертела, но имеет право. А Вишнева только приобрела возможностей. К тому времени относятся пять главных партий в новых спектаклях American Ballet Theatre. А вскоре подоспела череда сенсаций. Закономерно – и до сих пор удивительно – что проект «Диана Вишнева: красота в движении» продюсера Сергея Даниляна 2009 года стал первым независимым обладателем Национальной «Золотой маски». И сразу в трех номинациях – лучший спектакль, лучшая балерина, приз критики. Впервые на российском фестивале-конкурсе балетный вечер, подготовленный по частной инициативе, обошел государственные театры. Потом были «Диана Вишнёва: Диалоги» и «Диана Вишнёва: Грани».

Подход к делу «не просто балерины» продолжал работать: в 2013 году в Москве прошел первый фестиваль «Диана Вишнева: Context», застолбивший сразу несколько направлений. Образовывать публику: как ни увеличилось количество приезжающих в Россию театров, а все-таки осведомленность того самого «широкого зрителя» в хореографическом разнообразии мира невелика. Малоизвестны направления кинотанца, тотального театра, театра движения, не говоря уж об инерции и о типично российских ожиданиях неизбежных тридцати двух фуэтэ от любой неизвестной труппы. Фестиваль Вишневой не просто привозит театры Аргентины, США, Израиля и так, но и проводит кинопоказы. Еще фестиваль занят профессиональным просветительством: как ни стараются театры и как ни ухитряются независимые компании, количество и качество мастер-классов по искусству танца в наших пенатах просто ничтожно. Сюда же относится конкурс молодых российских хореографов – это в Голландии хореографов выращивают давно и сознательно, как тюльпаны, а в России процесс абсолютно стихийный и с привычным «вопреки». Победитель получает не просто славу, а оплаченную стажировку в одном из лучших на свете мест для обучения – например, баловень судьбы Владимир Варнава получил место в парижском Ателье танца Каролин Карлсон. Человек сцены Диана Вишнева искренне волнуется за участников, вникает в детали и старается видеть лучшее – даже когда мэтр из жюри живой классик Ханс ванн Манен ничего подобного не наблюдает. Фестиваль уверенно растет и обрастает сенсациями – в его досье первые гастроли легендарной труппы Марты Грэм, приезд в Россию главного балетного постмодерниста ХХ века Матса Эка и стабильный рост аудитории. В финале гала-концерт в ноябре 2016 года в Петербурге на исторической сцене Мариинского театра Диана Вишнева в дуэте с Орели Дюпон, вступившей в должность худрука балетной труппы Парижской оперы, исполнила постановку Охада Наарида B/olero. А в этом году масштабы петербургской программы фестиваля Context еще больше расширятся.  Для российской ситуации персона Дианы Вишневой как двигателя прогресса безупречна – она пришла к современной хореографии прима-балериной из академического мира, не знающей ограничений. Дав фестивалю свое имя, она каждый год представляет на нем премьеру и танцует сама, давая нам уникальный шанс увидеть настоящий танцующий брэнд. Ловите момент, такое нечасто случается.

Диана Вишнева. Балерина | Блогер Snowden на сайте SPLETNIK.RU 20 ноября 2017

Меня немного раздражает, что в последнее время Диану Вишневу все обсуждают сквозь призму ее личной жизни и всяких беспочвенных инсинуаций.

Она выдающаяся, прекрасная балерина. Хотелось бы напомнить об этом.

Диана Вишнева, конечно, не только техничная танцовщица, но и настоящая артистка, актриса, способная создать образ, рассказать историю.  По-настоящему творческий человек,  у нее уникальный артистический темперамент, талант.

Начну с гифок, для разогрева.

И записи ее выступлений.

Классическая хореография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современная хореография.

Кстати, этот номер под названием «Убитый» Диана исполнила в этом году на открытии своей студии в «Новой Голландии».

 

 

 

Отрывок из «Болеро» Мориса Бежара на музыку Мориса Равеля.

Диана и Фарух Рузиматов в полижанровом фильме «Кроткая» — адаптации повести Достоевского

 

Диана и Сергей Полунин, «Жизель»

 

А это небольшая экскурсия с Вишневой по Санкт-Петербургу. 2007 год

 

Новое фото Дианы и ее мужа Константина Селиневича. Красивая пара.

И напоследок немного о результатах организаторской деятельности Вишневой и ее фестиваля Context (цитата из «Независимой газеты»):

«Культурная экспансия Дианы Вишневой распространилась на обе столицы – по четыре фестивальных дня в Москве и в Петербурге. Начинает захватывать регионы: сотрудничество с Пермским театром оперы и балета, образовательная акция в Норильске, в результате которой лучшие ученики хореографических школ пройдут стажировку в питерской студии Дианы Вишневой. И интернет-пространство – появился первый онлайн-курс о современном танце на платформе Arzamas.»

Диана Вишнева — биография, факты, фото

Диана Викторовна Вишнева (р. 1976) – российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра и Американского театра балета. Лауреат множества престижных премий. Народная артистка России.

В биографии Дианы Вишневой есть немало интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Дианы Вишневой.

diana-vishneva

Биография Дианы Вишневой

Диана Вишнева родилась 13 июля 1976 г. в Ленинграде. Она росла и воспитывалась в образованной семье.

Родители балерины, Виктор Геннадьевич и Гузали Фагимовна, работали инженерами-химиками. Кроме Дианы в семье Вишневых родилась девочка Оксана.

Детство и юность

Когда Диане исполнилось 6 лет, родители отвели ее в хореографическую студию. Спустя 5 лет она поступила в Ленинградское хореографическое училище им. А. Я. Вагановой.

diana-vishneva-v-detstveДиана Вишнева в детстве

Здесь Вишнева смогла в полной мере раскрыть свой талант, который отмечали все педагоги.

В 1994 г. девушка приняла участие в международном конкурсе учеников балетных школ – «Приз Лозанны». Оказавшись в финале, она блестяще исполнила вариацию из балета «Коппелия» и номер «Кармен».

В результате, Диана завоевала Золотую медаль и признание публики.

К тому времени учебное заведение, в котором училась Вишнева, превратилось из училища в Академию русского балета. Таким образом, в 1995 г. девушка стала выпускницей академии.

Балет

После получения диплома Диану Вишневу приняли работать в Мариинский театр. Балерина демонстрировала великолепный балет, в результате чего уже вскоре стала солисткой.

В данный период биографии Вишнева впервые вышла на сцену Большого театра, выступив перед публикой с номером «Кармен».

После этого Диане начали поступать предложения из разных театров мира. В итоге, она начала танцевать на самых знаменитых сценах. При этом она выступала как с труппой Мариинского театра, так и самостоятельно.

diana-vishneva

Везде где бы ни появлялась Вишнева, ей всегда сопутствовал успех. Русская балерина неизменно собирала полные залы ценителей балета.

В 2007 г. Диана удостоилась звания Народной артистки России, за вклад в развитие российского и мирового балета.

Со временем Вишнева начала создавать авторские проекты. Ее первой работой стала постановка, выполненная в жанре «Silenzio».

В последующие годы девушка презентовала очередные сольные проекты, среди которых «Красота в движении», «Диалоги» и «На грани». Позже был основан фестиваль Дианы Вишневой – «Context».

Данный фестиваль современной хореографии был открыт в 2013 г. При этом сама Диана участвовала в нем в качестве танцовщицы. Для почитателей балетного искусства «Context» стал настоящим событием.

Вишнева получила известность не только как балерина, но и как общественный деятель. Она является основоположником личного Фонда, направленного на развитие балета.

В 2007 г. Диане предложили стать лицом модного дома «Татьяна Парфенова». Благодаря этому, ей удалось поработать в качестве модели.

Позднее, девушка примерила к себе амплуа актрисы. Она участвовала в съемках фильмов «Кроткая» и «Бриллианты. Воровство». Также Диана появлялась во французской ленте «Балерины».

diana-vishneva

В 2012 г. Вишнева оказалась в составе судейской бригады телепроекта «Большой балет». Интересен факт, что в том же году она оказалась в списке «50 русских, завоевавших мир», по мнению авторитетного издательства «Forbes».

Спустя 2 года Диана принимала непосредственное участие в открытии Зимних Олимпийских игр-2014, проходивших в Сочи.

Балерина неоднократно появлялась на обложках глянцевых журналов, включая «Harper’s Bazaar».

Весной 2016 г. Вишнева организовала вечер Людмилы Ковалевой – «Посвящение педагогу». В нем принимали участие разные ученицы Ковалевой.

Личная жизнь

Оказавшись в Мариинском театре, Диана познакомилась с танцором Фарухом Рузиматовым. Они долгое время танцевали в паре, а также проводили вместе много времени.

Молодые люди начали встречаться, однако до свадьбы дело так и не дошло.

В 2013 г. в СМИ появились слухи о любовной связи Вишневой с олигархом Романом Абрамовичем. Однако после того, как балерина вышла замуж за продюсера и бизнесмена Константина Селиневича, журналисты перестали поднимать эту тему.

konstantin-selinevich-i-diana-vishnevaКонстантин Селиневич и Диана Вишнева

В своих интервью Диана неоднократно говорила о том, что счастлива находиться рядом с мужем.

Сегодня Вишнева находится в числе самых талантливых балерин. Согласно некоторым источникам, вес балерины составляет до 45 кг, при росте 168 см.

В 2018 г. у Дианы и Константина родился сын Рудольф. Интересен факт, что мальчика назвали в честь танцовщика Рудольфа Нуреева.

Диана Вишнева сегодня

Сегодня Вишнева продолжает выступать на крупнейших сценах мира. Одновременно с этим она уделяет большое внимание развитию собственных проектов.

В 2017 г. балерина удостоилась почетной премии американского танцевального издания «Dance Magazine».

У примы есть официальный сайт, где любой желающий может просмотреть последние новости, фото, интервью и прочую информацию, связанную с биографией Вишневой.

У женщины имеется аккаунт в «Инстаграме», где она размещает фото и видеоматериалы. Положением на 2020 г. на ее страницу подписано свыше 90 000 человек.

Фото Дианы Вишневой

diana-vishneva

diana-vishnyova-i-faruh-ruzimatovДиана Вишнева и Фарух Рузиматов

diana-vishneva

diana-vishneva

Если вам понравилась биография Дианы Вишневой – поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии великих людей или интересные истории из их жизни – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

Вишнева Диана Викторовна — Артистка балета

Российская артистка балета. Прима-балерина Мариинского театра.
Победительница конкурса «Приз Лозанны». Народная артистка России.
Лауреат театральных премий «Бенуа танца», «Золотой софит», «Золотая маска». 


Диана Вишнева родилась 13 июля 1976 года. Росла в семье химиков-инженеров, которой было написано на роду покорить в будущем мир танцевального искусства. Биография ее как танцовщицы началась довольно рано — в шесть лет, когда родители отвели её на занятия в хореографической кружок в ленинградский Дворец пионеров. Ее семья, далекая от мира искусства, всячески поддерживала стремления дочери, и сегодня Диана Вишнева прославилась на весь мир своим талантом.

    Ее мама — татарка, Гузель Фагимовна. Она приехала в Ленинград из Киргизии учиться. Отец — Виктор Геннадиевич, по образованию инженер-химик. Мама Дианы сама всегда мечтала стать балериной, но это желание воплотила ее дочь, которая стала одной из лучших балерин мира.

     Когда девочку 6-ти лет, с очень худыми ногами и руками, мама привела в танцевальный кружок при Дворце пионеров, никто и не подозревал, какой лебедь вырастет из этого утенка. Как вспоминают хореографы, Диана была очень серьезной и вдумчивой девочкой, на репетициях не баловалась, а внимательно следила за движениями учителя, «ловя на лету» каждое новое па.

     Вишнева в 1987 году, в 11 лет с третьей попытки поступает в хореографическое училище имени Вагановой в Ленинграде. За год до окончания Академии, она в 1994 году одновременно получила Золотую медаль и Гран-при на Le Prix de Lausanne. Это была первая победа молодой Дианы Вишневой. Биография танцовщицы богата на победы в различных конкурсах, однако именно это престижнейшее соревнование дало невероятный толчок её будущей карьере.

     Через год после победы в конкурсе, еще будучи ученицей Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, Вишнева попала в Мариинской театр. Её карьера там началась с главной партии в «Золушке», партии Китри в «Дон Кихоте» и Маши в «Щелкунчике». Через год было объявлено, что новой солисткой известного на весь мир петербургского театра стала Диана Вишнева.

     Биография балерины в России не может считаться удачной, если она не выступила в Большом театре. Вишневой это удалось сделать всего лишь в 20 лет, когда в 1996 году она была приглашена выступать в спектакле «Дон Кихот». Дебют Вишневой в партии Китри на сцене Большого театра был отмечен призом «Бенуа танца», а позднее, за исполнение одной из частей балета «Симфония до мажор», она получила приз «Золотой софит».

     Мастистые критики не жалели благосклонных рецензий для недавно начавшей, но уже близкой к успеху Дианы. Ее биография — это и призы самых авторитетных фестивалей, и рецензии известнейших балетных деятелей, и участие в международных постановках.

     В 2001 году произвел фурор её международный дебют на сценах Баварского театра балета со спектаклем «Манон» и театра Ла Скала со «Спящей красавицей». Через год Вишневу пригласили солировать в Берлинском государственном театре (Staatsoper), где она танцевала главные партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка». В том же году она предстала перед зрителями на сцене Парижской опере в спектаклях «Дон Кихот», «Манон», «Лебединое озеро».

     В Америке она смогла исполнить свою давнюю мечту — станцевать главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Раймонда». В её родном театре считалось, что ее амплуа — страстная Кармен, что не могло не возмущать балерину, которая видела себя в разных ипостасях.

     Однако вскоре, в десятилетний юбилей выхода Вишневой на сцену Мариинского театра, новый балетный сезон был открыт именно «Лебединым озером» с ней же в главной роли. В следующем году ей удалось станцевать в этой культовой постановке на двух величайших балетных сценах: на сцене Парижской оперы и Большого театра. Сорвав аплодисменты в Москве, Диана подписала контракт с Большим театром и стала его приглашенной солисткой.

     В 2007, в возрасте 30 лет, Диане Вишневой дали звание Народной артистки Российской федерации. Этот год стал знаменательным для балерины не только присуждением почетного звания, но и премьерой первого личного проекта «Silenzio. Диана Вишнева». Замысел Вишневой состоял в том, чтобы поместить любимые фрагменты балетов в новый драматический контекст. По сценарию действие спектакля происходит в голове балерины, а его герои — альтернативная личность Вишневой. Постановка в родном Мариинском театре вызвала небывалый фурор.

     Сегодня весь мир знает, кто такая Диана Вишнева, биография которой, не исчерпывается блестящими балетными постановками и каждодневными каторжными репетициями.

     Известна Диана и общественной деятельностью: в 2010 балериной был создан Фонд Дианы Вишневой. Как говорит сама балерина, Фонд — благотворительная и культурная организация, направленная на популяризацию балетного искусства. 

     Диана Вишнева 27 августа 2013 года вышла замуж за своего продюсера Константина Селиневича, с которым балерину связывают длительные отношения. Свадебная церемония состоялась на Гавайских островах. 13 мая 2018 года родила сына Рудольфа.

13.07.2018

Диана Вишнёва о жизни в балете / Радио Маяк

ШЕЛЕСТ: У нас в студии прима-балерина Мариинского театра, народная артистка России Диана Вишнева. Диана, здравствуйте.

ВИШНЕВА: Здравствуйте.

ШЕЛЕСТ: Спасибо большое, что вы до нас дошли, потому что я знаю, какое дикое расписание у вас, вы очень редко бываете в Москве. В связи с чем вы приехали сейчас в Москву?

ВИШНЕВА: В связи с открытием Большого театра, я надеюсь завтра попасть.

ШЕЛЕСТ: А вы уже были там?

МИТРОФАНОВА: А как попасть? Просто зайти или выступать?

ВИШНЕВА: На открытие. Нет, я буду как зритель, как приглашенный гость, это будет гала-концерт и официальное открытие Большого театра. Но я уже бывала, видела уже отреставрированную историческую сцену.

ШЕЛЕСТ: Ну, и как вам? Вы на чьей стороне?

ВИШНЕВА: На чьей? Ну, я так рада, что наконец-то он открылся все-таки, понимаете. Все равно чисто человеческие чувства у меня всегда превалируют. Да, много говорят о недоделках, много что не работает, но все-таки прошло шесть лет, и наконец-то мы дождались.

ШЕЛЕСТ: А у вас Большой театр тоже вызывает какое-то трепетное чувство как у балерины, или все-таки от Мариинки, не знаю, больше эмоций?

ВИШНЕВА: Ну, Мариинка это родной дом и родной театр, но с Большим у меня уже тоже давнишняя история, и, конечно, два театра совершенно не конкуренты друг другу, а каждый со своей историей, со своим стилем, со своими плюсами и минусами.

ШЕЛЕСТ: А говорят, вокруг Мариинки ходили всякие разные слухи.

МИТРОФАНОВА: Ольга Шелест, ущипните все-таки меня, настоящая балерина рядом! Я первый раз вблизи вижу людей искусства балетного.

ВИШНЕВА: А вы в театр совсем не ходите?

МИТРОФАНОВА: Ну, хожу.

ШЕЛЕСТ: Кто же ее туда пустит!

ВИШНЕВА: Приглашаю.

МИТРОФАНОВА: Нет, дело не в этом, а куда, где балет показывают? Вот Большой был шесть лет закрыт.

ВИШНЕВА: На Новой сцене показывали.

МИТРОФАНОВА: Тоже показывали?

ВИШНЕВА: Конечно.

ШЕЛЕСТ: А Станиславского и Немировича-Данченко?

ВИШНЕВА: Вот у меня будет спектакль 16-го, 17-го, 18-го с моей новой программой, приходите, программа называется «Диалоги».

ШЕЛЕСТ: Это вы как раз в Театре Станиславского будете?

ВИШНЕВА: Да. Три дня назад была премьера в Мариинке, и скоро мы приедем в Москву.

МИТРОФАНОВА: А можно я не с Шелест пойду, а с мужем своим, потому что он тоже, по-моему, никогда на балете не был. Он гитарист. Да?

ВИШНЕВА: Конечно, приходите.

ШЕЛЕСТ: Тебя приглашают.

ВИШНЕВА: Потому что программа очень интересная, даже не потому, что я там танцую, а я бы как зритель сама сходила на эту программу.

МИТРОФАНОВА: Вы в пачке?

ВИШНЕВА: Нет. Это современный балет. Это индивидуальный мой проект, который я сейчас сделала с помощью моего фонда и при поддержке Мариинского театра, и это современный балет, я танцую босиком, потом я танцую современный балет Ноймайера на пальцах, а потом снимаю пуанты и снова танцую на ковре.

МИТРОФАНОВА: А музыка?

ВИШНЕВА: Музыка Менотти, Фредерика Момпу и Шуберта в обработке Малера.

МИТРОФАНОВА: Так, ну Шуберта я поняла, а┘

ВИШНЕВА: Момпу – это испанский композитор.

МИТРОФАНОВА: Современный?

ВИШНЕВА: Нет, он уже умер.

МИТРОФАНОВА: А вот почему так, мне интересно, танец современный, то есть вы как-то изменили форму подачи, а музыка старая? Почему нельзя под ╚Битлз╩ сплясать?

ВИШНЕВА: Можно, конечно, почему, есть современный балет под классическую музыку, есть современный балет – специально написанная музыка сегодняшнего дня или современные композиции.

МИТРОФАНОВА: Вот я думаю, что искусство такое высокое, классическое, это мое личное мнение, все-таки должно как-то стремиться навстречу┘

ШЕЛЕСТ: Обывателю?

МИТРОФАНОВА: Да нет, человеку.. Ну, я могу сказать, что я обыватель в большом смысле, но если сейчас другие времена, если сейчас кумиры все-таки не Шуберт, а братья Галлахер из «Оазиса».

ШЕЛЕСТ: Не Шуберт, а Шнур.

МИТРОФАНОВА: Шнур – это мое личное пристрастие. Кстати, ваш односельчанин, так скажем.

ВИШНЕВА: Да. Вы знаете, мне кажется, очень важно, чтобы балетмейстер заказывал музыку композитору. В этом содружестве, например, первое отделение – Марта Грэм, она работала именно с Джан Карло Менотти, и Джан Карло Менотти специально писал для этой вещи ╚Лабиринт╩, и Исаму Ногучи специально делал дизайн. Поэтому этот момент, да, я очень его приветствую, когда┘

МИТРОФАНОВА: Ой, Диана, пока у вас административная группа не дремлет, надо знаете кого, пока жив? Эннио Морриконе. Мне кажется, это гениальный композитор современный, вспомните фильмы эти, и вот с балетом, мне кажется, сработало бы.

ВИШНЕВА: Ну, для шоу, бродвейских шоу очень хорошо, наверное В балет, мне кажется, посерьезнее надо музыку все-таки. У нас есть Леонид Десятников, который замечательно пишет музыку.

МИТРОФАНОВА: Ну, это все своеобразное такое, в которое нужно вникать. Может быть, Radiohead тогда, на всякий случай. Все, я молчу┘

ШЕЛЕСТ: Современный балет – что это такое? Это то, чего балерина, чего прима достигает уже по истечении какого-то времени, когда она уже оттанцевала все классические постановки, или вас и современному балету учат тоже в училище, в балетных школах, это преподают тоже?

МИТРОФАНОВА: Как пятиборье.

ВИШНЕВА: Нет, вообще это разные совершенно ипостаси. Вообще балерина современная, она не танцует классический репертуар. Я, конечно, классическая балерина, которая изучает новый для себя язык. И чем раньше ты его начнешь изучать, тем тебе в дальнейшем┘ Не знаю, для меня, мне кажется, совсем нереально танцевать классику, потом √ бац! – захотела и станцевала современное. Это очень жестокий переход. Поэтому лучше всего начинать потихонечку, когда ты танцуешь классику, обращаться, если у тебя есть тяга к этому, если ты чувствуешь, если тебе это близко, конечно, как можно раньше.

ШЕЛЕСТ: Интересно. Рита прервала нас по поводу перестройки Мариинки, там тоже шли какие-то разговоры, было тоже перекопано много асфальта, а что в результате?

ВИШНЕВА: Ну, сейчас вот сдвигается высота┘

ШЕЛЕСТ: Новая сцена?

ВИШНЕВА: Высота растет, да, новая сцена. Но театр наш, конечно, находится сейчас не в очень хорошем состоянии, потому все ждут, когда откроется новая сцена, чтобы, я надеюсь, закрыть театр на реконструкцию, если деньги еще остались на это.

ШЕЛЕСТ: Вот интересно тоже, у артистов у балетных, у оперных, у них спрашивают, а что бы они хотели, а что нужно?

ВИШНЕВА: Нет, бог с вами.

ШЕЛЕСТ: То есть для этого есть специалисты? Или потом вы приходите и так: елки-палки, а люка-то нет в сцене!

ВИШНЕВА: Ничего нас не спрашивают. Был момент, когда вообще театр хотели закрыть.

МИТРОФАНОВА: Это какой театр?

ВИШНЕВА: Мариинку. Это было четыре-пять лет назад.

МИТРОФАНОВА: А там сделать шопинг-центр, что ли?

ВИШНЕВА: Нет, закрыть на реконструкцию, а куда труппа должна была переселиться, никого не волновал вопрос. И, конечно, артисты поставили этот вопрос ребром, и, слава богу, театр не закрыли.

МИТРОФАНОВА: Так, а ремонтировать параллельно как-то могут?

ВИШНЕВА: Нет, сейчас мы уже проговорили.

ШЕЛЕСТ: Ну, как у Большого есть Новая сцена, и все перекочевали туда и танцевали на Новой сцене, пока Большой ремонтировался. А у Мариинки нет новой сцены, она только строится. Поэтому нужно достроить, туда всех переселить и закрыть старое здание, да, я так понимаю?

ВИШНЕВА: Да.

МИТРОФАНОВА: Вот ты оперных ребят вспомнила. Если популяризировать┘

ШЕЛЕСТ: Культуру в массы?

МИТРОФАНОВА: Ну да. Сейчас же бедолаг – оперных певцов всех эксплуатируют телевизионные шоу, начали с фигуристов, а сейчас оперных, по-моему, мучают┘

ВИШНЕВА: Да, а потом будут балетные.

МИТРОФАНОВА: Вот вопрос.

ШЕЛЕСТ: Будут? Уже знаете?

ВИШНЕВА: Да, уже снят он.

ШЕЛЕСТ: Да вы что?

ВИШНЕВА: Реклама на телевизоре идет, не видели?

МИТРОФАНОВА: Значит, мы этот телевизор не смотрим, этот канал телевизора.

ШЕЛЕСТ: Что это будет?

ВИШНЕВА: Фигуристы танцуют с балеринами.

ШЕЛЕСТ: Да вы что? И вы там участвуете?

ВИШНЕВА: Нет, я там не участвую, мне было предложение, но┘

ШЕЛЕСТ: А какие балерины? Анастасия Волочкова?

ВИШНЕВА: Нет, балерины Большого театра, Михайловского и Мариинского.

ШЕЛЕСТ: Ничего себе. Когда у них хватает времени?

ВИШНЕВА: Но не примы, а солисты.

МИТРОФАНОВА: Подождите, вы хотите сказать, что любого, по большому счету, можно всему научить, даже летающий стол?

ВИШНЕВА: Я не знаю, что им предложено, это мы увидим, но, наверное, определенные какие-то вещи, я не думаю, что уж совсем профессиональные.

МИТРОФАНОВА: Четверной лутц.

ВИШНЕВА: Нет, так это фигуристы теперь учатся, их балерины учат носить их, поддержки делать.

МИТРОФАНОВА: То есть мужчины будут?

ВИШНЕВА: Да, мужчины фигуристы, а девушки балерины.

МИТРОФАНОВА: Слушайте, Заворотнюк-то вообще, наверное, седая будет. А взяли этого парня?

ВИШНЕВА: Наверное.

МИТРОФАНОВА: Он такой симпатяга.

ШЕЛЕСТ: Чернышев-то?

МИТРОФАНОВА: Ну, Петька, мне еще имя так нравится. Ну все, туши свет в Мариинке.

ШЕЛЕСТ: Да, вот видишь, это солистки, у солисток времени полно, а вот у прим, посмотри, я открыла сайт Дианы Вишневой и просто читаю афишу, начиная с 2008 года: Дюссельдорф, Санкт-Петербург, Москва, Токио, Вашингтон, Санкт-Петербург, Москва, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Санкт-Петербург, Амстердам, Токио, Токио, Москва, Санкт-Петербург, Нагоя┘ И так далее, и тому подобное. Нью-Йорк, Нью-Йорк, Оттава – это просто сойти с ума. У вас, правда, расписано┘

ВИШНЕВА: По дням, иногда по часам.

ШЕЛЕСТ: Нет, не то что по дням, по часам, по годам.

ВИШНЕВА: Ну, на год, на два – это, конечно, скорее всего, да, на год – вплотную, на два – с такими перерывами, то есть есть окошки.

МИТРОФАНОВА: Это все из-за ╚Форбса╩? Из-за списка ╚Форбса╩?

ШЕЛЕСТ: Да, кстати, хотим вам напомнить, что Диана вошла в список, двадцать пять, по-моему, было выбрано персонажей, которых знают за рубежом.

МИТРОФАНОВА: Зря рассекретили.

ВИШНЕВА: Десять, по-моему, от культуры.

ШЕЛЕСТ: Да, двадцать пять в общем и десять от культуры, и Диана также вошла в эту когорту людей, которых на Западе знают и которые внесли какой-то существенный вклад. Вы много проводите времени на Западе?

ВИШНЕВА: Да, очень много. Конечно, каждый год по-разному, но думаю, что да, половину года, иногда даже побольше бывает.

ШЕЛЕСТ: А в Мариинке сколько танцуете, сколько постановок у вас?

ВИШНЕВА: Вы знаете, зависит от репертуара, зависит уже, как гастролирует компания, я очень много тоже с Мариинским театром езжу по миру, помимо того, что танцую у себя дома. Поэтому год на год не приходится, я смотрю по новым работам, я смотрю, что мне предлагают на Западе и что мне предлагают в России, у меня всегда есть выбор. Из-за этого я такое делаю себе расписание.

МИТРОФАНОВА: Вот, надо было туда идти в детстве, в балет. Но я такая была жирная.

ШЕЛЕСТ: Действительно, танцевала бы сейчас в кордебалете.

МИТРОФАНОВА: Но я вот как раз в детстве┘ а когда надо идти в балет?

ВИШНЕВА: Ну, профессиональная школа с 10 лет.

МИТРОФАНОВА: А, ну вот в 8-10 лет я была просто кабан.

ШЕЛЕСТ: Ты можешь все амбиции реализовать в дочери.

МИТРОФАНОВА: У меня чего-то тоже не очень она тяготеет, я на гимнастику ее повела, она отказывается.

ВИШНЕВА: Ну, вообще для девочки обязательно, мне кажется, какой-то кружок танцевальный, это всегда осанка на всю жизнь.

МИТРОФАНОВА: Но только не бальные танцы, это вообще, я считаю, очень странная вещь, особенно для мальчиков.

ШЕЛЕСТ: Может быть. Диана, судя по этому расписанию, вы уже станцевали на всех сценах мира больших, уровня Большого театра? А в Австралии вы были?

ВИШНЕВА: Да, и Сидней, и Мельбурн. У меня сестра родная живет в Австралии.

ШЕЛЕСТ: Да вы что?

МИТРОФАНОВА: Ну и как там?

ВИШНЕВА: Там как на другой планете, туда уезжаешь, и тебя совершенно не интересует, что происходит в Москве или Нью-Йорке, сидишь себе там с коалами и с кенгурятами.

МИТРОФАНОВА: А мы думали, что в Австралии, там же другое вообще все, люди все наоборот, получается┘

ВИШНЕВА: Люди кверху ногами ходят?.. Я туда уезжаю к сестре, конечно, я не могу ехать отсюда┘

МИТРОФАНОВА: А у сестры нет друга? Шутка.

ВИШНЕВА: Вообще-то там определенный, мне кажется, кайф для женщин, у них там очень много прав, они меньше работают.

МИТРОФАНОВА: И балерины?

ВИШНЕВА: Нет, не балерины. Балет там, конечно, я не думаю, что на высоком уровне, но, конечно, тоже есть и театры, и балетная кампания. Так вот, о чем я говорила, что┘

МИТРОФАНОВА: Женщины щадят себя.

ВИШНЕВА: Нет. Я, во-первых, не могу отсюда летать, я себе немножко упрощаю, и когда я лечу в Японию на какой-то концерт или на какие-то гастроли, немножечко поближе находишься к Австралии, только тогда я┘

МИТРОФАНОВА: А то можно психануть.

ВИШНЕВА: Да, можно психануть иначе просто – 24 часа в самолетах или даже больше, чтобы добраться, это подвиг.

МИТРОФАНОВА: Ну, вы же можете себе дорогой билет купить, не как мы – в трюме летаем.

ШЕЛЕСТ: Это правда, что артисты балета, солисты Большого и Мариинки, премьеры и примы летают бизнес-классом?

ВИШНЕВА: Я никогда не летаю. Это просто ноги превратятся┘

МИТРОФАНОВА: В руки.

ШЕЛЕСТ: Я просто совершенно случайно узнала, потому что мы как раз с Николаем Цискаридзе, и еще был, по-моему, Сергей Филин, мы летали на этот несчастный ╚Форт Боярд╩, когда там все бегают, едят тараканов, червяков и так далее.

МИТРОФАНОВА: Я тоже была, кстати.

ШЕЛЕСТ: И мы летели, и у них было это условие, что они все летят бизнес-классом, потому что им нужно держать вытянутыми ноги.

МИТРОФАНОВА: Мало того, что вытянутыми, надо еще наверх задирать.

ВИШНЕВА: Ну да, не знаешь уже, куда засунуть.

ШЕЛЕСТ: А что, болят?

МИТРОФАНОВА: Отекают.

ВИШНЕВА: Ну, кровообращение, да, отекают и такими становятся деревянными, оловянными.

МИТРОФАНОВА: Стеклянными, оловянными, деревянными.

ШЕЛЕСТ: Ничего себе, видишь как, точно нужно было в балерины идти.

МИТРОФАНОВА: Так у вас и кровать, значит, должна быть с таким чуть-чуть подъемом? Я один раз видела за границей, у одной тетки.

ВИШНЕВА: Нет, иначе ты проснешься – голова твоя будет вся красная, как помидор.

МИТРОФАНОВА: Нет, ну не прямо вниз головой, а как-то чуть-чуть конец кровати поднимается и ноги вроде как выше чуть-чуть.

ВИШНЕВА: Нет, вообще, конечно, важно, как ты спишь, и вот эти ортопедические матрасы тоже, конечно, способствуют расслаблению тела, потому что репетиции по 8-10 часов, и твое тело не успевает посылать сигналы, мозг не успевает понять, что ему надо расслабиться, тело просто все время в тонусе. Это, конечно, очень вредно.

МИТРОФАНОВА: С балетом завязала, все. 8-10 часов репетиций. Я на маникюре сидеть 40 минут не могу.

ВИШНЕВА: Так это сидеть, а там вы будете танцевать.

ШЕЛЕСТ: Тем более не смогла бы. Что касается короткого века балерины, как это называют, я знаю, вы, по-моему, вчера принимали участие в ╚Пионерских чтениях╩, русские пионеры устраивали чтения, они как раз говорили на тему пенсии.

ВИШНЕВА: Да, я вот почему-то, знаете, не отважилась вслух сказать, что они меня правильно позвали, потому что я в принципе в этом году оформила пенсию.

ШЕЛЕСТ: А, вы стали пенсионеркой. Поздравляю. А нам еще представляешь сколько корячиться? 20 лет как минимум.

МИТРОФАНОВА: Какие 20? Мне уже 10.

ВИШНЕВА: Пенсия у нас, если ты прима, солистка, то по истечении 15 лет карьеры, если в кордебалете, то по истечении 20 лет ты можешь оформить пенсию, но это не значит, что ты уходишь на пенсию, это просто все от тебя зависит.

ШЕЛЕСТ: То есть вы продолжаете получать и зарплату, и пенсию.

ВИШНЕВА: Да.

ШЕЛЕСТ: Здорово!

МИТРОФАНОВА: А кордебалету это все-таки обидно, да? Или нормально?

ВИШНЕВА: Почему?

МИТРОФАНОВА: Прямо в книжке трудовой написано: кордебалет?

ВИШНЕВА: Не знаю, я даже не знаю, что у меня написано. Я думаю, там какая-то цифра, наверное, разряд, я думаю, что-то в этом роде.

ШЕЛЕСТ: Или, может быть, просто: танцовщица?

МИТРОФАНОВА: Ой, да господь с тобой. Танцовщица – это когда танец живота в ресторане. А тут чик-чирик.

ВИШНЕВА: Артист балета, я думаю.

МИТРОФАНОВА: Вот! Это как у нас, у нас же тоже не диджей, знаешь, в трудовой.

ШЕЛЕСТ: Но у нас-то разряды.

МИТРОФАНОВА: Да, у нас какие-то разряды. У тебя какой?

ШЕЛЕСТ: Ведущий эфира второго разряда, по-моему. Ну, это так, для отмазки, по-моему, написано.

МИТРОФАНОВА: Как у слесарей.

ШЕЛЕСТ: А вы вообще слушаете современную музыку?

ВИШНЕВА: Ну, я слушаю вообще-то и радио. Современную, что вы имеете в виду?

ШЕЛЕСТ: Я не знаю, Леди Гагу какую-нибудь?

ВИШНЕВА: Тоже слушаю, да. И не так, чтобы каждый день буду ставить. Вообще я слушаю тишину, потому что я до такой степени устаю даже просто от классической музыки, что я люблю, когда тихо очень.

ШЕЛЕСТ: А современные танцы вот эти, которые танцует Бейонсе, например, у нее какие-то совершенно дикие, невероятные штуки, она приглашает, кстати, балетных тоже хореографов для постановки, вы оттуда можете что-то заимствовать, или это совершенно другая история?

ВИШНЕВА: Нет, это другая история, это шоу такие, нет, к балету это не имеет отношения.

МИТРОФАНОВА: После этого, может, интегрируется все вместе, хотя я бы балет не трогала действительно. Зря на телеке завелись, мне кажется.

ШЕЛЕСТ: Фигуристы и балерины?

МИТРОФАНОВА: Да, это вообще как кошки и собаки, мне кажется.

ШЕЛЕСТ: Ну, это чтобы билеты в Большой лучше продавались.

МИТРОФАНОВА: Тогда ладно.

Слушайте аудиофайл.

Диана Вишнева станцует Шахеразаду — Российская газета

Премьеру спектакля «Шахерезада» показал Пермский театр оперы и балета. Главные партии в первый день исполнили Диана Вишнева и Марсело Гомес. О том, как сложился этот проект, рассказывает хореограф Алексей Мирошниченко, в этом году отмечающий десятилетие во главе труппы.

Почему вы выбрали именно «Шахерезаду»?

Алексей Мирошниченко: Это результат того, что мы с Дианой Вишневой несколько лет искали возможность поработать вместе. Мы с ней знакомы много лет, со времен учебы в Вагановском училище, Мариинского театра, где участвовали в одних спектаклях, а потом я был репетитором балетов Форсайта, а она танцевала In The Middle Somewhat Elevated и Steptext. Позже она видела мою хореографию на телепроекте «Большой балет», приходила на наши спектакли, когда Пермский балет выступал в Москве и Петербурге. Но общая работа долго не складывалась: у нее жесткое расписание, у нас то гастроли, то плановые премьеры, а когда мы все спланировали, Диана родила сына, и постановка отложилась еще на год.

Вы написали для вашей «Шахерезады» новое либретто, и оно не имеет ничего общего с хрестоматийным сюжетом, который использовал Михаил Фокин.

Алексей Мирошниченко: Для Дианы мы искали какую-то необыкновенную женскую историю. Есть много трагических историй, взять ту же Марию-Антуанетту… Но мне всегда хочется связать свои спектакли с Пермью, а Пермь — это родина Дягилева. Поэтому в первую очередь всегда думаю о его труппе и репертуаре. И так все сошлось, что я вспомнил, как когда-то увидел документальную хронику свадьбы последнего иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви и Фарах Пехлеви, которая была единственной за 2500 лет персидской истории коронованной императрицей. Репортаж завершался фразой «одна из сказок Шахеразады стала реальностью». Она навела меня на мысль о фокинской «Шехеразаде», одном из главных спектаклей дягилевского репертуара, и об использовании этой жизненной истории в балете.

Это совершенно невероятная история, настоящая сказка. Фарах Пехлеви родилась в знатной семье, ее отец был высокопоставленным военным. Но он умер, ее матери с детьми пришлось переехать к родственникам, которые жили в Париже. Там она оказалась в числе иранских студентов, которые учились на стипендию шаха, изучала архитектуру. Шах любил встречаться со своими стипендиатами, так они познакомились. Он был женат, но у него не было наследника, и меджлис дал разрешение на этот брак. Через полгода состоялась та самая свадьба, кадры которой я увидел. Через двадцать лет, когда произошла исламская революция, Фарах Пехлеви вместе с мужем вынуждена была покинуть страну. Они скитались по миру, довольно скоро Мухаммед Реза Пехлеве умер. А Фарах жива до сих пор, ей 81 год. К сожалению, на премьеру в Пермь она не приедет, но я надеюсь, что все же сможет увидеть наш балет. Но прежде чем ставить спектакль, я написал ей по всем каноническим правилам письмо. У нас завязалась переписка, в которой мы обсуждали, какие события ее жизни могут войти в балет. В конце концов я отправил ей свое либретто, в котором в качестве эпиграфов к каждой части использовал рубаи Хафиза Ширази, и получил одобрение.

Репетиция «Шахеразады». Фото: Предоставлено Пермским театром оперы и балета

Чем для вас отличается эта постановка?

Алексей Мирошниченко: Наша «Шахерезада» — абсолютно современный балет, но с элементами ретро. Это первый в моей жизни спектакль, который я ставлю не на пальцах. Очень странно себя чувствую. Но в нем пуанты не нужны. Главный дуэт, который занимает основную часть спектакля, начинается с того, что шах снимает с Фарах обувь, потом платье. Пуанты были бы в такой ситуации неуместны, она танцует босиком.

В вашем новом спектакле участвуют Диана Вишнева и Марсело Гомес, в последнее время в Перми постоянно танцуют Мария Александрова и Владислав Лантратов из Большого театра, вашей прима-балериной объявлена Наталья Осипова. Что сотрудничество со звездами дает труппе?

Алексей Мирошниченко: Все так сошлось. Наташа Осипова сама нашла меня через Facebook, потому что хотела станцевать свой любимый балет «Ромео и Джульетта» Макмиллана, а он в том сезоне не шел вообще ни в одном театре мира, кроме Перми. После этого она участвовала в нашей премьере «Жар-птицы», станцевала «Баядерку» и выступила в «Щелкунчике» на гастролях в Москве. Маша Александрова и Влад Лантратов станцевали у нас много классических балетов, а недавно Маша специально выучила мою «Золушку». Это артисты такого огромного таланта, опыта, диапазона возможностей, что спектакли с их участием сразу приобретают другой артистический статус. Наши пермские балерины смотрят на этих артистов, учатся, это им полезно. В Москве они могли бы попасть на спектакли этих людей, но вряд ли могли бы работать с ними вместе, увидеть их в своих же ролях. А другой поворот головы или подход к движению иногда придают другой смысл и качество всей партии.

Нынешний сезон у вас — десятый в качестве руководителя Пермского балета. Что вы считаете своими достижениями?

Алексей Мирошниченко: Пожалуй, своим главным достижением я считаю то, что в Перми есть балетная труппа, с которой можно делать спектакли, которые привлекают к нам не только публику из разных городов и стран, но и замечательных артистов, которые хотят в них танцевать. Наверное, какой-то импульс при этом идет от меня. И то, что люди доверяют мне, идут за мной туда, куда я их веду, для меня очень важно.

Главный дуэт начинается с того, что шах снимает с Фарах обувь, потом платье. Пуанты были бы здесь неуместны

В Перми всегда ценили и очень любили свою балетную труппу. Сейчас быть артистом пермского балета престижно?

Алексей Мирошниченко: Да, в Перми к балету особое отношение, хотя бывали времена, когда руководство края забывало о том, что у него есть легендарная труппа. Сейчас, если взять средние зарплаты по Пермскому краю, то оплата артиста балета выше, причем прилично. Но мы не можем мыслить такими категориями, потому что вынуждены конкурировать с ведущими балетными труппами мира.

Но в этом сезоне, наоборот, вы сами пригласили целую команду из-за рубежа.

«Шахерезада» — cовременный балет с элементами ретро. Фото: Андрей Чунтомов

Алексей Мирошниченко: Раньше у меня было предвзятое отношение к иностранцам в балете — как и у многих в России. Но сейчас они уже везде — в Большом, Мариинском в Екатеринбурге, Новосибирске, Казани — везде. Поэтому когда прошлым летом я увидел этих замечательных ребят на конкурсе «Арабеск», я решил пригласить их к нам. К тому же большинство из них — бразильцы, окончившие у себя дома школу Большого театра, учившиеся у московских, петербургских и даже пермских педагогов. Помимо того, что они физически способные, они меня подкупили живостью, эмоциональностью, артистизмом. Конечно, подготовки и опыта им пока не хватает, но мы их прямо в омут с головой опустили в главные партии, над которыми с ними скрупулезно работают наши репетиторы.

Вы как хореограф ежегодно выпускаете как минимум одну премьеру. Много ли времени при этом отнимают обязанности руководителя балетной труппы?

Алексей Мирошниченко: Забота руководителя — постоянная необходимость выбивать зарплаты, квартиры, вести переговоры о гастролях, искать деньги на премьеры, много раз за день принимать решения. В балете как руководитель человека видит, какое определит ему место, как будет его развивать, такова будет его судьба. Я работаю с живыми людьми и хочу, чтобы им было комфортно, удобно, радостно, чтобы они развивались творчески.

Навигатор

Репетиция «Шахеразады». Фото: Предоставлено Пермским театром оперы и балета

Премьера балета «Шахерезада» в Пермском театре оперы и балета прошла 3 апреля.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ»

Балерина Диана Вишнева завершила выступления на сцене Американского театра балета — Культура

НЬЮ-ЙОРК, 24 июня. /Корр. ТАСС Игорь Борисенко/. Российская балерина Диана Вишнева завершила в пятницу выступления в составе труппы Американского театра балета. Впервые она выступила на сцене «Метрополитэн-опера» в 2003 году, когда в качестве приглашенной солистки исполнила партию в балете «Ромео и Джульетта». Два года спустя она стала примой-балериной и ее репертуар в этом театре включал «Баядерку», «Жизель», «Ромео и Джульетту», «Манон», «Сильвию».

В своем последнем спектакле на американской сцене она исполнила партию Татьяны в балете «Онегин» на музыку Петра Чайковского, а партию Онегина исполнил ее многолетний творческий партнер Марсело Гомес.

«Мне очень нравится партия Татьяны, но я исполняла и другие, столь же сложные партии классического репертуара, например в «Лебедином озере», — отметила балерина в беседе с корреспондентом ТАСС после выступления.

«Я была счастлива работать с этой труппой, — подчеркнула она на приеме, организованном в ее честь по окончании спектакля. — Эти люди делились со мной вдохновением. Просто невероятно, сколько всего сделано за эти годы». «Но после всех этих лет пришла пора сказать «до свидания», — добавила она.

Сокровище России

«Балет — это великое искусство и ты сделала его еще более великим, — обратилась к балерине по-русски член попечительского совета Американского театра балета Тереза Каули. — Мы благодарны судьбе, что ты подарила нам столько счастья. Ты божественна. Спасибо!»

«Это прирожденная балерина, — отметила Каули в беседе с корр. ТАСС. — Она демонстрирует поразительную пластику и артистизм на сцене».

«Диана Вишнева — российская балерина и это — сокровище России, но в то же время это и сокровище всего мира», — добавила она.

Путь к успеху

Диана Вишнева родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде и в 1987 году была принята в Ленинградское хореографическое училище им. А.Я. Вагановой (ныне Академия русского балета им. А.Я. Вагановой) и, еще будучи студенткой училища, одержала победу на международном конкурсе молодых артистов балета «Приз Лозанны» (Швейцария). Окончила училище в 1995 году по классу профессора Людмилы Ковалевой и была принята в балетную труппу Мариинского театра. В 1996 году дебютировала с партией Китри в «Дон Кихоте» в Москве на сцене Государственного академического Большого театра (ГАБТ), затем в составе балетной труппы Мариинского театра выступала с гастролями в театре «Колизей» (Лондон, Великобритания): исполняла балетные партии Маши в «Щелкунчике» и Авроры в «Спящей красавице» Петра Чайковского, Джульетты в «Ромео и Джульетте» Сергея Прокофьева, Жар-птицы в одноименном сочинении Игоря Стравинского. В 1999 году в составе Мариинского балета выступала с гастролями на сцене «Метрополитен-опера» в Нью- Йорке, а в 2000 году — на сцене лондонской Королевской оперы («Ковент-гарден»).

Год спустя в качестве приглашенной солистки в труппе Баварского балета на сцене Национального театра в Мюнхене она исполнила партию Манон в одноименном балете Кеннета Макмиллана, а в миланском театре «Ла Скала» — партию Авроры в «Спящей красавице». С 2005 года она стала примой-балериной нью-йоркского Американского театра балета, а в 2008 году представила в США программу «Красота в движении», состоящую из трех частей («Лунный Пьеро», «Повороты любви» и F.L.O.W. в постановках Алексея Ратманского, Дуайта Родена и Мозеса Пендлтона).

В 2011 году в Мариинском театре прошла премьера нового балетного проекта «Диана Вишнева: Диалоги», объединившего работы американских, нидерландских и немецких хореографов. В том же году на сцене Лозаннской оперы она исполнила основную партию в «Болеро» Мориса Равеля в постановке Мориса Бежара. Диана Вишнева стала второй после Майи Плисецкой отечественной балериной, получившей это право.

Диана Вишнева — народная артистка России (1997), лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2000), она стала трехкратной обладательницей российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2001, 2009, 2013), лауреатом международной балетной премии «Бенуа де ла данс» (1996) и высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1996). В 2002 году по итогам опроса журнала Dance Europe («Дэнс Юроп») была признана лучшей танцовщицей Европы.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о