Ведомый диск сцепления грузовика и автобуса

Диск сцепления ведомый — важнейшая составная часть комплекта сцепления трансмиссии коммерческого автомобиля, в который также входят диск нажимной (ведущий) и выжимной подшипник с муфтой выключения сцепления. Именно ведомый диск сцепления больше всего подвержен износу и является дорогостоящей запасной частью, особенно для коммерческого транспорта: грузовиков и тягачей КАМАЗ, ГАЗ, МАЗ, УРАЛ, а также автобусов ПАЗ, НЕФАЗ, ЛИАЗ, КАВЗ, микроавтобусов ГАЗель Некст и Бизнес.

В разговорной речи среди специалистов по запчастям автомобиля, когда говорят «диск», то имеется в виду именно ведомый, потому что к нажимному применяется другой термин – «корзина сцепления».
На английском языке похожая ситуация: clutch disc – это ведомый диск, а нажимной – pressure plate.

Устройство ведомого диска сцепления

Диск сцепления ведомый располагается между маховиком и корзиной, состоит из металлической базы, на которую приклепаны фрикционные накладки. В центре находится ступица с определенным профилем, благодаря которой диск может перемещаться по валу механической коробки перемены передач. Также в этот элемент сцепления входят демпферные, торсионные и пластинчатые пружины.

Фрикцион на диск, изготовленный из износостойких материалов, применяется аналогичный с тормозными колодками. В устной речи фрикционные накладки называют феродо (ferodo), что не верно, т.к. это зарегистрированная торговая марка, а в настоящее время фрикционные материалы производятся несколькими компаниями, не имеющими право ее использовать. Однако, это не единичный случай и можно привести ряд других укоренившихся в языке понятий: Ксерокс, Памперс и т.д.

Пластинчатые пружины обеспечивают плавное трогание автомобиля с места посредством постепенного распрямления, которое является следствием увеличения воздействия на диск.
Демпферный механизм диска гасит крутильные колебания, идущие от коленчатого вала к трансмиссии.

Назначение и характерные признаки неисправности диска сцепления ведомого

Действие фрикционного однодискового сцепления заключается в том, что при его включении нажимной диск прижимает ведомый к маховику, благодаря силе трения весь комплект начинает вращаться и крутящий момент передается КПП. Правильная работа зависит от многих компонентов сцепления, но применительно к нашей теме – от накладок.

Ведомый диск, как и любая другая запасная часть автомобиля, подверженная динамическим нагрузкам, может исчерпать свой ресурс, работать с неисправностями или сломаться. В первую очередь это касается износа фрикционной накладки.

Восстанавливать запчасть самостоятельно путем проведения замены накладок диска — не рекомендуется, т.к. при отсутствии необходимых станков и инвентаря приклепать ее правильно не представляется возможным. Следствием некачественного ремонта диска станут более серьезные поломки сцепления автомобиля. Еще могут вылететь демпферные пружины, деформироваться от перегрева основной стальной диск, выйти из строя ступица. При наступлении одного из перечисленных обстоятельств, сцепление начнет работать неправильно: с пробуксовками, дефектами или не включаться.

Для решения этой проблемы необходимо купить и установить новый ведомый диск сцепления.
По официальным данным ведущих мировых производителей сцеплений корзины, диски и муфты разрабатываются и производятся на единый срок службы. Поэтому, если вышел из строя диск, то следует производить замену всего комплекта сцепления. Даже если корзина и муфта при визуальном осмотре пригодны к использованию, все равно они уже близки к выработке своего ресурса. Заменив только ведомый диск, можно через короткое время столкнуться с очередной поломкой сцепления и тогда уже точно нужно будет менять комплект целиком. Дополнительные затраты составят сумму стоимости:
— работ по второму снятию и установке сцепления на сервисном центре,

— покупки еще одного диска,
— времени простоя автомобиля, что особенно дорого для грузовика или автобуса, да и любой другой машины, используемой в коммерческих целях.

Правильная эксплуатация сцепления, своевременная замена диска ведомого и других элементов комплекта может существенно снизить расходы на покупку запчастей и оплату работ на СТО.

Характеристики и параметры дисков сцепления ведомых

Применительно к российской и белорусской коммерческой технике диски сцепления ведомые отличаются устройством и характеристиками: параметрами, диаметром, профилем ступицы и числом зубцов.
О диаметре и параметре говорят следующие данные в описании диска (перечисление каталожных номеров ZF Sachs в качестве примера):
240 TP (Сакс 1878005402 в комплекте Sachs 3000950069 )
240 VTB (Сакс 1878006095, Sachs 1878005456 – в комплекте Sachs 3000950503)

280 VTB (Sachs 1878008502 в комплекте Сакс 3400700645 )
362 GTZ (Sachs 1878001501, Sachs 1878002599)
362 WGTZ (Сакс 1878079331, Sachs 1878079306)
395 GTZ (Sachs 1878004094)
395 WGTZ (Сакс 1862506131, Sachs 1878000036)
430 GTZ (Sachs 1878000206, Sachs 1878000205, Сакс 1878085641 )
430 WGTZ (Sachs 1878004832, Сакс 1878080031)

Как и где лучше купить диски сцепления ведомые на КАМАЗ, ПАЗ, ГАЗель, ГАЗ, МАЗ, УРАЛ, КАВЗ, НЕФАЗ, ЛИАЗ?

В принципе, для покупки у нас диска сцепления ведомого, вполне достаточно указать каталожный номер производителя. Если он не известен, то необходимо сообщить модель автомобиля, двигатель и МКПП. Кроме этого, в случае вашей заинтересованности, мы сообщим каталожные номера аналогов производства E.Sassone (Италия) и Hammer Kupplungen (Турция).

ООО «ГАС Кватро» — поставщик качественных сцеплений на коммерческую технику российского и белорусского производства с двигателями ЯМЗ, ММЗ, Камминз, УМЗ и др. по низким оптовым ценам.

Обращайтесь к нам и вы забудете о проблемах со сцеплением!

Полезные материалы:
Как отличить оригинальные диски сцепления ZF SACHS КАМАЗ от подделки
Сцепление коммерческого транспортного средства с МКПП – советы по эксплуатации
Надежное сцепление для отечественной коммерческой техники
Какое сцепление на ГАЗель Некст и Бизнес лучше купить по соотношению цена / качество?
Сцепление ПАЗ – купить надежное по низкой цене
Где лучше купить оригинальное сцепление Sachs на автобус ПАЗ?
Какое сцепление купить на автобус ПАЗ Вектор Некст (Vector NEXT)?
Сцепление КАМАЗ: краткий обзор и советы
Покупателям сцеплений KAMAZ
Сцепление МАЗ – что нужно знать при покупке

Устройство и принцип действия сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

сцепление 2108, 2109, 21099

На автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливается однодисковое сухое сцепление постоянно замкнутого типа с беззазорным тросовым приводом. Оно имеет центральную нажимную пружину диафрагменного типа. Располагается сцепление в алюминиевом картере, который конструктивно объединен с коробкой передач и крепится к двигателю автомобиля.


Устройство сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 устройство сцепления ВАЗ 2109основные элементы сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

«Корзина» — ведущая часть сцепления

Состоит из стального кожуха и прикрепленного к нему на трех парах упругих пластин – (нажимной диафрагменной пружины) нажимного диска. Кожух крепится к маховику двигателя шестью болтами и центруется тремя штифтами на маховике. «Корзина» сцепления при выходе из строя меняется целиком и ремонту не подлежит, так как балансируется на заводе, на стенде. Меняют корзину при сильной осадке нажимной пружины, сильном (более 0,8 мм) кольцевом износе на лепестках нажимной пружины в месте контакта с выжимным подшипником, износе рабочей поверхности ведущего (нажимного) диска.

"корзина" сцепления«корзина» сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

До 1987 года на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 устанавливалась «корзина» сцепления модели 2108 с загнутыми краями лепестков нажимной пружины (сцепление с зазорами в приводе). Позже 1987 года — сцепление модели 2109 с прямыми концами лепестков нажимной пружины (сцепление без зазоров в приводе).

Ведомый диск – ведомая часть сцепления

Ведомый диск устанавливается на шлицах первичного вала коробки передач между нажимным диском «корзины» и маховиком двигателя. Он имеет фрикционные накладки, контактирующие с рабочими поверхностями ведущего диска и маховика при работе сцепления. Накладки приклепаны к ведомому диску заклепками. Для гашения крутильных колебаний в момент в момент включения сцепления, в ведомом диске имеется т. н. демпфер с шестью цилиндрическими пружинами, вставленными в специальные окна.

ведомый диск сцепления ВАЗведомый диск сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

При неравномерном или сильном износе накладок (расстояние между рабочей поверхностью накладки и головкой заклепки менее 0,2 мм), их короблении, задирах, а также биении диска более 0,5 мм ведомый диск следует заменить. При сильном износе накладок головки заклепок царапают рабочую поверхность маховика, что в итоге приводит к его замене. При замасливании накладок необходимо протереть их уайт-спиритом, просушить и зачистить очень мелкой наждачной бумагой.

Муфта выключения сцепления (выжимной подшипник)

Выжимной подшипник – радиально-упорный. Подшипник надет на муфту выключения сцепления, через которую он контактирует с вилкой привода выключения сцепления. Постоянное зацепление вилки и муфты обеспечивает пружина П-образной формы. Муфта выключения сцепления перемещается по направляющей втулке, надетой на первичный вал коробки передач и прикрепленной к картеру сцепления тремя болтами. Муфта постоянно прижата к лепесткам нажимной пружины «корзины» сцепления и выжимной подшипник непрерывно работает. В подшипник заложена смазка на весь срок его службы.

Появление шума при нажатии на педаль сцепления, при его выключении говорит о выходе выжимного подшипника из строя. В таком случае его необходимо заменить новым во избежание заклинивания.

Муфты выключения сцепления для сцепления модели 2109 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 после 1987 года выпуска имеют индекс 2110.

выжимной подшипник сцеплениямуфта выключения сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 в сборе и в разобранном виде

Привод сцепления

Привод сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 тросовый, беззазорный, состоит из нескольких элементов. Педаль сцепления подвешена на одной оси с педалью тормоза и крепится к кузову через кронштейн педалей. Верхняя часть педали выполнена как двуплечий рычаг. К одному ее концу прикреплена оттяжная пружина (за счет ее воздействия привод не имеет зазоров), к другому верхний конец троса привода. Трос проложен в металлической оболочке с полиэтиленовым покрытием. Верхний конец оболочки удерживается в отверстии щита моторного отсека резиновым буфером. Другой,  закреплен двумя гайками в кронштейне на коробке передач. Нижний конец троса закрыт резиновым гофрированным чехлом и соединен с вилкой выключения сцепления через металлический поводок. Для исключения самопроизвольного рассоединения поводка и вилки на поводке выполнен специальный выступ. Вилка выключения сцепления вращается на двух втулках: верхняя — пластмассовая (съемная), нижняя — бронзовая (запрессована в картер сцепления).

трос сцепления заменатрос сцепления

При разлохмачивании или деформации троса привода его необходимо заменить в сборе. Еще одна распространенная неисправность – отрыв верхнего наконечника троса.

Принцип действия сцепления

Сцепление на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 без зазоров в приводе, поэтому при отпущенной педали оно постоянно включено. При этом выжимной подшипник прижат к концам лепестков нажимной пружины «корзины», ведущий диск плотно прижимает ведомый к рабочей поверхности маховика двигателя. Все вместе они вращаются и передают крутящий момент от двигателя к коробке передач. С включенным сцеплением двигатель работает на холостом ходу или автомобиль движется с включенной передачей и отпущенной педалью сцепления.

сцепление ВАЗ 2108, 2109, 21099 включеносцепление автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 включено (схема)

При нажатии на педаль сцепление выключается. При этом трос привода натягивается, вилка перемещает муфту выключения (выжимной подшипник), тот давит на нажимную пружину «корзины», ее лепестки перемещаются, отодвигая ведущий диск от ведомого. Между рабочей поверхностью маховика и накладками ведомого диска появляется зазор. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач прерывается. В этот момент водитель может включить ту или иную передачу.

сцепление выключеносцепление ВАЗ 2108, 2109, 21099 выключено — педаль нажата, ведомый диск свободен

Примечания и дополнения

— На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1987 г. в., с зазорами в приводе и оттяжной пружиной вилки сцепления свободный ход рычага привода должен составлять 3,3 — 4,7 мм. Рычаг перемещается от руки, преодолевая сопротивление оттяжной пружины.

Еще статьи по сцеплению автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Неисправности сцепления автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Сцепление «ведет», причины

— Сцепление «буксует», причины

— Проверка работы сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Регулировка сцепления на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

Особенности устройства сцепления отечественных автомобилей

На автомобилях ГАЗ-69А и ГАЗ-69 установлены одинаковые однодисковые сцепления.

Ведомый диск 16 представляет собой тонкий стальной диск с приклепанными к нему восемью упругими волнистыми пружинами, к которым с двух сторон приклепаны фрикционные накладки 19. Передняя фрикционная накладка приклепана к изгибам пружин, обращенным вперед, задняя — к изгибам, обращенным назад.

В средней части ведомого диска по окружности расположено шесть вырезов, в которые входят пружины 11 гасителя крутильных колебаний. Диск свободно надет на ступицу 15, которая установлена на шлицах ведущего вала коробки передач. Во фланце ступицы имеются такие же шесть вырезов. С противоположной ведомому диску стороны на ступицу свободно надевается диск 18 гасителя крутильных колебаний, в котором также имеются вырезы.

Между фланцем ступицы и дисками 16 и 18 установлены фрикционные паронитовые шайбы 17, а между диском гасителя и фланцем установлена еще и регулировочная шайба. Ведомый диск и диск гасителя соединены между собой расклепанными с обеих сторон пальцами, свободно проходящими в соответствующие вырезы ступицы. Таким образом, ведомый диск связан со ступицей не жестко, а через пружины. Поэтому в результате сжатия пружин он может немного провертываться относительно ступицы.

Ведомый диск прижимается к торцовой плоскости маховика нажимным диском 20, на который действуют шесть нажимных пружин 22.

Кожух 24 сцепления имеет три прямоугольных окна, в которые плотно входят точно обработанные выступы 5 чугунного нажимного диска, тем самым обеспечивая правильную его установку относительно оси вращения. Эти выступы позволяют нажимному диску, вращаясь вместе с кожухом сцепления, несколько перемещаться вдоль оси вращения для включения и выключения сцепления. В выступах нажимного диска укреплены оси 7, на которых на игольчатых подшипниках 6 установлены рычаги 13 выключения сцепления. Этими осями рычаги шарнирно связаны с нажимным диском. С кожухом сцепления рычаги 13 связаны шарнирно при помощи осей 8, установленных в вильчатых кронштейнах 9 кожуха.

Ввиду того что при повороте рычага 13 расстояние между осями 7 и 8 изменяется, на оси 8 по всей ее длине сделана лыска и в отверстие каждого рычага над осью свободно установлен ролик 10. При таком креплении расстояние между осями рычага можно изменять в нужных пределах. На внутренних концах рычагов 13 имеются регулировочные винты 14 с термически обработанными головками.

 

Рис. Сцепление автомобилей ГАЗ-69 и ГАЗ-69А: а — сцепление; б — привод сцепления; 1 — картер сцепления; 2 — зубчатый венец маховика; 3 — маховик; 4 — болт; 5 — выступ нажимного диска сцепления; 6 — игольчатый подшипник; 7 — ось; 8 — ось рычага; 9 — вильчатый кронштейн кожуха; 10 — ролик; 11 — пружина гасителя крутильных колебаний; 12 — коленчатый вал двигателя; 13 — рычаг выключения сцепления; 14 — регулировочный винт; 15 — ступица; 16 — ведомый диск; 17 — паронитовая шайба; 18 — диск гасителя крутильных колебаний; 19 — фрикционные накладки; 20 — нажимной диск; 21 — асбестовая шайба нажимной пружины; 22 — нажимная пружина; 23 — масленка; 24 — кожух сцепления; 25 — нажимной подшипник; 26 — нажимная муфта; 27 — передняя крышка подшипника коробки передач; 28 — ведущий вал коробки передач; 29 — возвратная пружина нажимной муфты; 30 — шаровой палец вилки; 31 — пружина крепления вилки; 32 — вилка выключения; 33 — возвратная пружина вилки; 34 — наконечник толкателя; 35 — вентиляционное отверстие картера маховика; 36 — отжимная пружина; 37 — рама автомобиля; 38 — валик выключения; 39 — педаль сцепления

Выключение сцепления осуществляется при помощи трех рычагов 13, нажимной муфты 26 с нажимным подшипником 25, вилки выключения 32, рычагов, тяги и педали сцепления. Вилка выключения закрепляется пружиной 31 на шаровом пальце 30, установленном в картере 1 сцепления.

При включенном сцеплении нажимная муфта отводится от рычагов 13 в заднее положение возвратной пружиной 29, один конец которой зацеплен за муфту, а другой — за переднюю крышку 27 подшипника коробки передач.

Механизм сцепления помещается в картере, прикрепленном болтами 4 к блоку двигателя. Нормальный свободный ход педали сцепления 38—45 мм.

На автомобилях ГАЗ-63 и ГАЗ-51А установлены одинаковые, полностью взаимозаменяемые однодисковые сцепления. Сцепление автомобилей ГАЗ-63 и ГАЗ-51 А устроено аналогично рассмотренному выше сцеплению автомобилей ГАЗ-69А и ГАЗ-69, но отличается от него размерами деталей, а также тем, что не имеет гасителя крутильных колебаний, ведомый диск наглухо закреплен на фланце ступицы.

Нормальный свободный ход педали сцепления 35—45 мм. На автомобилях ЗИЛ-157К и ЗИЛ-164А установлены одинаковые, полностью взаимозаменяемые однодисковые сцепления. Особенностью устройства сцепления ЗИЛ-157К и ЗИЛ-164А является то, что обеспечение правильной установки нажимного диска относительно оси вращения достигается не обработанными выступами диска (автомобили ГАЗ-69, ГАЗ-69А, ГАЗ-63 и ГАЗ-51 А), или направляющими пальцами (автомобили ЗИЛ-157, ЗИЛ-164 и др.), а четырьмя двойными пружинными пластинами 6.

Рис. Сцепление автомобилей ЗИЛ57К и ЗИЛ-164A: 1 — коленчатый вал двигателя; 2 — болт крепления картера сцепления; 3 — стопорная пластина; 4 — маховик; 5 — нажимной диск; 6 — пружинные пластины; 7 — втулка пружинных пластин; 8 — болт крепления пластин; 9 — картер сцепления; 10 — теплоизолирующее кольцо нажимной пружины; 11 — нажимная пружина; 12 — кожух сцепления; 13 — выжимной подшипник; 14 — выжимная муфта; 15 — оттяжная пружина муфты; 16 — направляющая муфты; 17 — вилка выключения сцепления; 18 — рычаг выключения сцепления; 19 — регулировочная гайка вилки; 20 — вилка; 21 — упругая пластина; 22 — палец; 23 — крышка картера сцепления; 24 — болт; 25 — палец; 26 — игольчатые ролики; 27 — болт крепления кожуха сцепления к маховику; 28 — ведомый диск сцепления; 29 — масленка; 30 — болт крепления щитка; 31 — щиток; 32 — первичный вал коробки передач; 33 — передний подшипник первичного вала коробки передач

Пластины создают жесткую связь нажимного диска с кожухом сцепления в окружном и радиальном направлениях, обеспечивая в то же время возможность перемещения нажимного диска относительно кожуха сцепления в осевом направлении за счет своей гибкости, что необходимо для выключения и включения сцепления. Пластины одной стороной крепятся к кожуху, а другой — с помощью специальных втулок 7 и болтов 5 к нажимному диску.

Выключающее устройство состоит из четырех рычагов 18, которые пальцами 25 соединяются с нажимным диском и пальцами 22 с вилками 20. Между пальцами 22 и 25 и рычагом 18 поставлены игольчатые ролики 26. Точками опоры рычагов на кожухе являются специальные гайки 19, навинченные на резьбовые концы вилок. Гайки прижаты к кожуху сцепления упругими пластинами 21, каждая из которых закреплена на кожухе двумя болтами. Упругость пластин и обработанные по сфере опорные поверхности гаек, контактирующие с кожухом, позволяют вилкам 20 совершать небольшие качательные движения при выключении и включении сцепления.

Регулировка положения рычагов осуществляется вращением гаек 19, которые после регулировки кернятся. В процессе-эксплуатации автомобиля рычаги не регулируются. Ведомый диск сцепления стальной с фрикционными накладками имеет гаситель крутильных колебаний с восьмью спиральными пружинами.

Для выключения сцепления служит ножная педаль 9, которая установлена на кронштейне 7, закрепленном на левом лонжероне 15 рамы автомобиля. Нижний конец педали связан регулируемой тягой 4 с рычагом 10 вилки 13 выключения сцепления. Величина хода педали ограничена упором педали в пол кабины. Для выключения сцепления используется шариковый подшипник, не требующий смазки при эксплуатации, смазка в него закладывается на заводе.

Рис. Привод сцепления автомобилей ЗИЛ-157К и ЗИЛ-164А: 1 — контргайка; 2 — регулировочная гайка; 3 — пружина тяги; 4 — тяга; 5 — оттяжная пружина педали; 6 — масленка смазки вилки выключения сцепления; 7 — кронштейн педали сцепления; 8 — рычаг педали тормоза; 9 — педаль сцепления; 10 — рычаг; 11 — уплотнитель педали; 12 — упорное кольцо; 13 — вилка выключения сцепления; 14 — масленка смазки оси педали сцепления; 15 — левый лонжерон рамы

Нормальный свободный ход педали сцепления 30—45 мм. На автомобилях ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164 установлено одинаковое по-устройству и размерам двухдисковое сцепление. Ведущими частями сцепления являются маховик 10 и два нажимных диска 7 и 8. Нажимные диски поставлены на шести направляющих пальцах 42, закрепленных в маховике; к торцам пальцев привернут болтами кожух 18 сцепления. Диски, вращаясь вместе с маховиком и кожухом сцепления, могут также передвигаться по пальцам. Ведомая часть сцепления состоит из двух стальных ведомых дисков 5, имеющих с обеих сторон фрикционные накладки 6. Каждый диск жестко прикреплен к своей ступице.

Между кожухом 18 сцепления и задним нажимным диском 8 установлено двенадцать нажимных пружин 43.

Шесть рычагов 15 выключения сцепления установлены в прорезях кожуха и опираются на их стенки. Наружные концы рычагов при помощи пальцев 12, имеющих регулировочные гайки 16, соединены с задним нажимным диском 8.

Рис. Сцепление автомобилей ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164: а — сцепления; б — привод сцепления; 1 — коленчатый вал двигателя; 2 — передний подшипник ведущего вала коробки передач; 8, 9 и 21 — болты; 4 — ступицы ведомых дисков; 5 — ведомые диски; 6 — фрикционные накладки; 7 — передний нажимной диск; 8 — задний нажимной диск; 10 — маховик; 11 — картер сцепления; 12 — палец рычага выключения; 13 — пружина пальца; 14 — винт крепления теплоизолирующего кольца; 10 — рычаг выключения сцепления; 16 — регулировочная гайка; 17 — трубка для подвода смазки к нажимному подшипнику; 18 — кожух сцепления; 19 — пружина рычага; 20 — отжимная пружина; 22 — крынка подшипника; 23 — уплотнительная прокладка; 24 — сальник; 25 — подшипник; 26 — ведущий вал коробки передач; 27 — корпус подшипника вала вилки выключения; 28 — рычаг педали; 29 — тяга; 30 — кронштейн; 31 — пружина; 32 — регулировочная гайка; 33 — рычаг; 34 — крышка картера; 30 — вал вилки выключения; 36 — возвратная пружина; 37 — направляющая втулка; 38 — войлочный фильтр; 39 — муфта выключения; 40 — нажимной подшипник; 41 и 46 — масленки; 42 — направляющий палец; 43 — нажимная пружина; 44 — направляющая нажимной пружины; 45 — теплоизолирующее кольцо; 47 — установочный винт; 48 — фасонная шайба; 49 — пружина; 50 — отжимная пружина

Выключается сцепление педалью, установленной на оси кронштейна 30, закрепленного на раме автомобиля. Нижний конец педали при помощи регулируемой тяги 29 связан с рычагом 33 вала вилки выключения сцепления.

Когда педаль не нажата, все диски сцепления под действием пружины 43 сжаты между собой, сцепление включено.

При нажатии на педаль нажимной подшипник 40 нажимает на внутренние концы рычагов 15 и отводит задний нажимной диск 8 от маховика.

Одновременно три отжимные пружины 50, установленные между маховиком и передним ведущим диском, отводят передний ведущий диск до упора в три установочных винта 47, которые ввернуты в кожух сцепления и предотвращают заклинивание заднего ведомого диска. Между ведомыми и ведущими дисками при этом образуется зазор, сцепление выключено. Нормальный свободный ход педали сцепления 20—30 мм.

Смазывается нажимной подшипник через масленку, установленную в середине картера сцепления. Доступ к ней через специальный люк в полу кабины.

Следует иметь в виду, что двухдисковое сцепление автомобилей ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164 и новое однодисковое сцепление автомобилей ЗИЛ-157Ки ЗИЛ-164А между собой не взаимозаменяемы.

На автомобили ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164, а также на их модификации однодисковое сцепление может быть установлено только в сборе с новым маховиком, картером сцепления и коробкой передач автомобилей ЗИЛ-157К и ЗИЛ-164А.

Устройство сцепления автомобилей ЗИЛ-151 и ЗИЛ-150 в основном аналогично устройству сцепления автомобилей ЗИЛ-157 и ЗИЛ-164. Разница лишь в том, что ведомые диски сцеплений автомобилей ЗИЛ-151 и ЗИЛ-150 крепятся к фланцам ступиц при помощи только шести заклепок, расположенных в один ряд. Поэтому использовать на этих автомобилях сцепление автомобиля ЗИЛ-157 или ЗИЛ-164 можно в том случае, если заменить обычные болты крепления маховика к фланцу коленчатого вала укороченными болтами.

На автомобиле Урал-375 установлено двухдисковое сцепление. По устройству деталей сцепление автомобиля Урал-375 представляет собой сдвоенное сцепление автомобиля ЗИЛ-157К с промежуточным средним ведущим диском 5.

К особенностям устройства сцепления относится герметизированный картер сцепления.

Герметизация сцепления и других агрегатов автомобиля Урал-375 позволяет ему преодолевать броды глубиной порядка 1,5 м.

Рис. Сцепление автомобиля Урал-375: 1 — зубчатый венец маховика; 2 и 3 — ведомые диски; 4 — маховик; 5 — средний ведущий диск; 6 — нажимной диск; 7 — нажимная пружина; 8 — кожух сцепления; 9 — теплоизолирующее кольцо; 10 — пружина гасителя крутильных колебаний; 11 — вилка выключения; 12 — рычаг выключения сцепления; 13 — регулировочная гайка вилки; 14 — вилка оси рычага выключения; 15 — регулировочная пластина; 16 — заклепка; 17 — отжимная пластинчатая пружина; 18 — крышка люка; 19 — маслоудерживающая набивка

Герметизация сцепления достигнута применением литого чугунного поддона, который на прокладках плотно соединяется с картером сцепления. С целью предупреждения замасливания фрикционных накладок попадающим из картеров двигателя и коробки передач маслом в крышке 18 нижнего люка установлена войлочная маслоудерживающая набивка 19, которая при технических обслуживаниях промывается бензином.

Вентиляция картера сцепления производится через специальное отверстие, имеющее резьбу. На время преодоления брода в это отверстие ввинчивается пробка, которая в обычных условиях ввернута в глухое резьбовое отверстие, расположенное рядом с вентиляционным.

Свободный ход педали сцепления 35—40 мм.

На автомобилях КрАЗ-214 и КрАЗ-219, а также на автомобиле Урал-375 выпуска до ноября 1962 г. установлено однодисковое сцепление с одной центральной нажимной пружиной.

Сцепление состоит из кожуха 23, нажимного диска 27, ведомого диска 28 с фрикционными накладками 31 и ступицей 30, центральной нажимной пружины 20 с муфтой 8 рычагов 26 выключения сцепления и механизма выключения сцепления.

Кожух 23 сцепления прикреплен двенадцатью болтами к маховику 2. В кожухе имеются четыре выемки, в которые входят соответственно четыре выступа на нажимном диске.

Для обеспечения полного выключения сцепления между нажимным диском 27 и кожухом сцепления установлены три шпильки 25 с отжимными пружинами 24. Ведомый диск жестко укреплен на фланце ступицы 30, сидящей на шлицах ведущего вала 21 коробки передач.

В кожухе сцепления на регулировочных прокладках 3 установлен и закреплен сухарями на четырех шпильках опорный фланец 22. Во фланце поставлена муфта 8 рычагов выключения. Между опорным фланцем и фланцем муфты рычагов выключения в сжатом состоянии установлена центральная нажимная пружина 20. На переднем конце муфты рычагов выключения укреплена обойма 7, в которой на шариках закреплены концы рычагов 26.

Центральная нажимная пружина 20 давит на фланец муфты 8 и оттягивает ее назад вместе с внутренними концами рычагов 26. При этом наружные концы рычагов, опираясь на кольцевой выступ 6 опорного фланца 22, давят на центрирующий выступ 5 нажимного диска 27 и прижимают диск к маховику.

Веерообразное расположение рычагов 26 выключения сцепления обеспечивает равномерное распределение усилия пружины по всей окружности нажимного диска.

Плавность включения сцепления достигается упругостью рычагов 26, которые при включении сцепления немного прогибаются.

Для охлаждения и вентиляции сцепления в кожухе сцепления и на опорном фланце имеются специальные окна, а рычаги выключения сделаны так, что при вращении вызывают завихрение воздуха.

Нормальный свободный ход педали сцепления 32—40 мм.

Рис. Сцепление автомобилей КрАЗ-214 и КрАЗ-219: 1 — картер маховика; 2 — маховик; 3 — регулировочные прокладки; 4 — картер сцепления; 5 — центрирующий выступ нажимного диска- 6 — кольцевой выступ опорного фланца кожуха; 7 — обойма; 8 — муфта рычагов выключения; 9 — втулка муфты выключения; 10 — гибкий шланг масленки; 11 — направляющий палец; 12 — крышка подшипника ведущего вала коробки передач; 13 — направляющая втулка; 14 — сухарь муфты выключения; 15 — вилка выключения; 16 — масленка подшипника вала вилки; 17 — вал вилки; 18 — рычаг вала вилки выключения; 19 — нажимной подшипник; 20 — центральная нажимная пружина; 21 — ведущий вал коробки передач; 22 — опорный фланец кожуха сцепления; 23 — кожух сцепления; 24 — отжимная пружина; 25 — шпилька; 26 — рычаг выключения сцепления; 27 — нажимной диск; 28 — ведомый диск; 29 — коленчатый вал двигателя; 30 — ступица ведомого диска; 31 — фрикционные накладки ведомого диска

Диск сцепления, устройство, строение, марка Сакс, видео

В любой механической коробке переключения передач есть сцепление. Кроме МКПП, сцепление устанавливают в коробки полуавтомат АМТ или РКП.

Сцепление — это среднее звено между маховиков двигателя и трансмиссией. По конструкции сцепление является не сложным устройством, но выполняет важную функцию — передача вращательного движения от двигателя на коробку.

Сегодня разберем, устройство сцепления, корзины, диска, выжимного подшипника и работу всего механизма в целом.

Содержание статьи:

  1. Устройство сцепления: диск, корзина, подшипник выжимной.
  2. Как увеличить срок эксплуатации сцепления автомобиля?
  3. Видео.

 

Устройство сцепления

Бывают однодисковое сцепление и двухдисковое. Наиболее популярное — однодисковое.

Оно состоит из:
  • корзины сцепления;
  • ведомого диска;
  • выжимного подшипника;
  • вилки сцепления;
  • привода, который бывает или гидравлическим, или механическим, или пневматическим;
  • педали сцепления в салоне машины.
корзина сцепления
Принцип работы простыми словами

Водитель нажимает на педаль сцепления. Это действие инструкторы по вождению называют выжать сцепление. Педаль передает силу вилке сцепления, которая воздействует на выжимной подшипник. Черед него сила передается на лепестки корзины.

Корзина отжимает ведомый диск сцепления от маховика, то есть разобщает (разделяет) двигатель и коробку. В этом случае, как бы водитель не нажимал на газ, на коробку никакая сила не передается.

В автомобилях с коробкой робот сцепление есть, но педали нет, потому что не водитель отвечает за выжим сцепления, а исполнительные механизмы робота.

Как вы уже поняли, деталью, который напрямую разъединяет коробку и двигатель, является корзина сцепления. Поэтому корректность работы всей коробки зависит от состояния корзины.

Корзина состоит из:
  • нажимного диска;
  • диафрагменной пружины;
  • кожуха.

Кожух корзины болтами крепится к маховику. Возвратная диафрагменная пружина крепится к корзине и воздействует на выжимной подшипник. Что касается нажимного диска, то он соединяет ведомый диск с маховиком.

При включенном сцеплении, то есть когда педаль не нажата, нажимной диск давит на ведомый диск, а ведомый диск соединен с маховиком.

При выключенном сцеплении, то есть когда педаль нажата, нажимной диск не давит на ведомый диск и коробка не зависит от двигателя. Нажимной диск соединяется с корзиной, вернее с кожухом корзины, пластинчатыми тангенциальными пружинами. После отпускания педали сцепления, пружины возвращаются в исходное положение.

В конструкции сцепления есть еще диафрагменная пружина. Пружина воздействует силой и соединяет диск с маховиком. Чем сильнее прижат диск диск к маховику, тем качественнее передается крутящий момент от коленвала ДВС на коробку.

Внешне диафрагменная пружина похожа на лепестки и крепится к краю кожуха. Во внутренне части кожуха пружина крепится болтами к кожуху. Также бывает конструкция, где пружины крепятся опорными кольцами. Выжимной подшипник давит на конце лепестков снаружи корзины.

корзина сцепления

Корзины сцепления бывают двух типов:
  1. Вытяжной.
  2. Нажимной.

Нажимная корзина более распространена из-за простоты конструкции, доказанной надежности.нажимная корзина сцепления

Вытяжная корзина меньше по размеру. С нажимной корзиной лепестки движутся к маховику, а в вытяжной — от маховика.

Есть еще усиленные корзины. У них усиленная диафрагма. Сила прижима диска к маховику в 1,5 раза больше. Такой тип используют для мощных форсированных моторов скоростных машин.

 

Как увеличить срок эксплуатации сцепления

Стандартный ресурс сцепления механической коробки составляет 100 тысяч километров пробега. На роботизированных коробках ресурс меньше, около 70 тысяч км пробега.корзина сцепления

Указанные ресурс рассчитан при щадящем аккуратном использовании машины. Если постоянно резко стартовать, бросать сцепление и т.д., то ресурс значительно меньше.

Когда приходится остановить автомобиль, например на светофоре, то правильно будет перевести коробку в нейтральное положение, а не держать сцепление нажатым. Если долго держать педаль сцепления, то выходит из строя выжимной подшипник. При заклинивании выжимного подшипника сцепления, ломается корзина и другие детали.

Рывки, пробуксовки приводит к быстрому изнашиванию диска сцепления, поэтому начинаетс пахнуть, когда плавится диск.

У корзины слабые детали — это лепестки. Со временем они становятся слабее и прижимают с меньшей силой. А в этом случае, сцепление не выключается полностью, поэтому иногда можно услышать хруст, когда водитель пытается переключить скорость. В итоге страдают и корзина, и выжимной подшипник, и диск сцепления.

Правильным действием водителя будет также плавное отпускание педали сцепления, а не бросание его. При трогании с места не следует давать большие обороты двигателю, а начинать движение плавно. И еще, полностью отпускать сцепление. Некоторые водители положат ногу на педаль и она остается немного нажатой. По отзывам, наиболее надежным сцеплением является сцепление SACHS.

 

Видео

Когда палится сцепление.

Как проверить сцепление.

Устройство и принцип работы сцепления машины.

Автор публикации

15 Комментарии: 24Публикации: 322Регистрация: 04-03-2016

Сцепление автомобиля

23.05.2010

Система сцепления

Задача сцепления — контролируемо передавать крутящий момент от двигателя к коробке передач. Когда водитель нажимает на педаль сцепления, сцепление рассоединяет двигатель и коробку передач или коробку передач в блоке с ведущим мостом. Когда водитель отпускает педаль, создается соединение между двигателем и коробкой передач/ коробкой передач в блоке с ведущим мостом, и автомобиль движется. Сцепление должно быть рассчитано таким образом, чтобы это соединение (включение) и рассоединение (выключение) было плавным и могло происходить постепенно.Оно не должно резко переходить из выключенного состояния во включенное. Чтобы автомобиль мог двигаться, двигатель должен разогнаться до получения достаточной мощности. Невозможно мгновенно довести частоту вращения колес до частоты вращения двигателя. Переключение передач в движущемся легковом автомобиле создает аналогичную ситуацию. Ведущие колеса не вращаются с той же самой частотой, что и двигатель. Чтобы обеспечить плавное переключение передач, сцепление немного проскальзывает, сначала сцепляясь легко и постепенно все сильнее и сильнее. Таким образом ведущие колеса начинают двигаться медленно и постепенно набирают скорость до тех пор, пока наконец все не начинают вращаться с одинаковой скоростью, а сцепление входит в жесткое зацепление.

Элементы сцепления

Размер элементов сцепления зависит от типа автомобиля, в котором они используются. В больших автомобилях большой грузоподъемности используются элементы, рассчитанные на тяжелые условия работы, поэтому сцепление может влиять на нагрузку автомобиля. В типичном сцеплении используются семь основных элементов сцепления.

Элементы сцепления:

•    Маховик
•    Ведомый диск сцепления в сборе
•    Нажимной диск в сборе (крышка, диск, внутренние пружины и рычаги)
•    Вилка выключения сцепления
•    Подшипник выключения сцепления
•    Направляющий подшипник
•    Гидравлический или механический привод

Маховик

Маховик — это основание, к которому крепится сцепление. Он крепится болтами к коленчатому валу двигателя и вращается вместе с ним. Поверхность маховика механически обрабатывается, чтобы получить ровную поверхность трения. Масса маховика рассчитывается на демпфирование импульсов зажигания двигателя.

Ведомый диск сцепления

Ведомый диск сцепления получает крутящий момент двигателя и передает его посредством шлицевой ступицы к первичному валу коробки передач. Диск имеет с обеих сторон фрикционный материал, разделенный канавками. Эти поверхности контактируют с маховиком и нажимным диском. Канавки обеспечивают более плавное расцепление и облегчают прохождение воздуха над диском для его охлаждения. Для поглощения пульсаций двигателя используются демпфирующие пружины, размещенные в ступице.

Нажимной диск

Нажимной диск в сборе крепится болтами к маховику двигателя. При зацеплении сцепления он надавливает на ведомый диск сцепления, плотно прижимая его к маховику. Одна сторона нажимного диска чисто механически обработана. Эта сторона прижимает ведомый диск сцепления к маховику. С другой стороны нажимного диска располагается кожух сцепления. Кожух крепится болтами к маховику и является опорой для пружины (пружин) задействования нажимного диска, используемых для обеспечения поджатия нажимного диска к ведомому диску сцепления и маховику.

Типы нажимного диска

Хотя все нажимные диски выполняют одну и ту же функцию, типы нажимных дисков варьируются.

Нажимной диск с диафрагменнои пружиной

В нажимном диске с диафрагменнои пружиной для надавливания нажимного диска на фрикционный диск и маховик используется конический элемент, изготовленный из пружинной стали. Внутренняя часть пружины имеет прорези, которые образуют на поверхности пружины лепестки, которые работают как рычаги выключения сцепления.

Когда сцепление выключается, подшипник выключения воздействует на лепестки диафрагменнои пружины, что заставляет внешний обод пружины перемещаться в сторону от маховика. Затем снимается воздействие на нажимной диск, который отводит ведомый диск от маховика.

Многие автомобили с нажимными дисками диафрагменного типа имеют автоматическую регулировку сцепления. При замене сцепления прежде, чем устанавливать на автомобиль нажимной диск, должно быть настроено устройство автоматической регулировки.

Нажимной диск с цилиндрическими пружинами

Автомобили большой грузоподъемности требуют приложения большего усилия к ведомому диску сцепления. В этих автомобилях часто использует нажимной диск с цилиндрическими пружинами. На таком нажимном диске между кожухом сцепления и нажимным диском установлено несколько цилиндрических пружин.

Некоторые нажимные диски с цилиндрическими пружинами имеют нагруженные рычаги выключения сцепления, которые позволяют центробежной силе вращающегося сцепления увеличивать силу, которую нажимной диск прикладывает к ведомому диску сцепления.

Вилка выключения сцепления

В некоторых типах сцеплениях для обеспечения воздействия подшипника выключения сцепления на пальцы или рычаги нажимного диска и его отвода от них используется вилка выключения сцепления. Она крепится к шаровому шарниру на коробке передач и использует для активизации и отпускания нажимного диска механический рычаг.

Вилки выключения сцепления обычно используются на коробках передач с сцеплением с механическим приводом. Однако, вилки выключения сцепления также используются в комбинации и с некоторыми типами сцепления с гидравлическим приводом.

Подшипник выключения сцепления

Подшипник выключения сцепления — это герметичный шариковый подшипник, который для выключения сцепления воздействует на лепестки диафрагменной пружины или рычаги выключения сцепления нажимного диска.

Подшипник выключения сцепления крепится или к рычагу выключения сцепления или к гидравлическому цилиндру. Когда водитель выжимает педаль сцепления, подшипник выключения сцепления воздействует на лепестки или рычаги выключения сцепления, отжимая их внутрь. Усилие с нажимного диска снимается, и сцепление выключается. Часто подшипник выключения сцепления устанавливается в специальном держателе.

Многие подшипники выключения сцепления рассчитываются на работу в контакте с лепестками нажимного диска даже в том случае, когда педаль сцепления полностью отпущена.

Направляющий подшипник

Во многих автомобилях используется направляющий подшипник. Он устанавливается или в центре маховика или в задней части коленчатого вала. Его назначение — поддерживать первичный вал коробки передач, разрешая ему при этом вращаться независимо от коленчатого вала.

В некоторых переднеприводных автомобилях направляющий подшипник в системах сцепления не используется.

Привод сцепления

Соединение между педалью сцепления и подшипником выключения сцепления называется приводом сцепления. Имеются два основных типа привода сцепления:

•    Механический привод с устройством автоматической регулировки
•    Гидравлический привод

Ручной привод

В некоторых автомобилях используется тросовый привод с устройством автоматической регулировки. Привод этого типа соединяет педаль сцепления с вилкой выключения сцепления. В верхней части педали сцепления, где к ней подсоединяется трос, располагается устройство автоматической регулировки, которое регулирует длину троса по мере износа ведомого диска сцепления.

При работе сцепления имеется незначительный предварительный натяг подшипника выключения сцепления, создаваемый подпружиненной собачкой храповика. Эта собачка входит в храповое колесо (сектор), ось вращения которого совпадает с осью поворота педали сцепления. Когда сцепление расцепляется, собачка зацепляет зуб на секторе. По мере износа сцепления слабина в тросе позволяет собачке перемещаться в следующий зуб сектора, автоматически устраняя слабину троса и поддерживая правильность регулировки сцепления.

Гидравлическая система

В сцеплении с гидроприводом для обеспечения воздействия подшипника выключения сцепления на лепестки или рычаги выключения сцепления нажимного диска используется гидравлическое давление. Аналогично системе тормозов гидропривод сцепления имеет главный цилиндр, систему гидравлических трубопроводов и рабочий цилиндр.

Когда водитель выжимает педаль сцепления, рычаг, соединенный с главным цилиндром, толкает поршень главного цилиндра в его канале вниз.
 
•    К тормозной жидкости, содержащейся в главном цилиндре, прикладывается давление. Главный цилиндр посылает это давление к рабочему цилиндру.
•    Поршень рабочего цилиндра, выдвигаясь, преобразует это давление в механическое усилие.
•    Это механическое воздействие заставляет подшипник выключения сцепления нажимать на лепестки или рычаги выключения  сцепления нажимного диска, тем самым выключая сцепление.

Работа сцепления

В большинстве легковых автомобилей и грузовиков малой грузоподъемности используется однодисковое сухое сцепление. В основном, эта система имеет один диск, плотно зажимаемый между двумя другими дисками. Средний диск -ведомый. Мощная пружина или комплект пружин заставляет два движущихся элемента идти навстречу друг другу. Они плотно зажимают средний диск до такого состояния, при котором они начинают вращаться вместе как единый элемент.

В качестве одного из движущихся элементов используется маховик двигателя. Поверхность маховика, к которой прижимается ведомый диск, очень чисто механически обработана.

Другой движущийся элемент называется нажимным диском. Нажимной диск — это тяжелое чугунное кольцо, который имеет одну гладкую сторону. Нажимной диск крепится к кожуху сцепления, который крепится болтами к маховику, и поэтому они вращаются вместе.

Ведомый диск сцепления — это плоский стальной диск с фрикционным материалом, нанесенным на каждую из сторон. Диск имеет шлицевое соединение с первичным валом коробки передач. Т.к. ведомый диск сцепления имеет внутренние шлицы, он устанавливается на первичный вал коробки передач и должен вращаться при его вращении. Поскольку шлицы прямые, ведомый диск сцепления может перемещаться на первичном вале вперед и назад.

Когда водитель выжимает педаль сцепления (сцепление выключается), нажимной диск отжимается от маховика. Т.к. ведомый диск сцепления больше не прижат к маховику, двигатель уже не приводит в движение ведомый диск сцепления, а соответственно и первичный вал коробки передач.

Выключение сцепления позволяет первичному валу коробки передач останавливаться, и таким образом автомобиль можно остановить без выключения двигателя. Если автомобиль движется, отмена приложения крутящего момента к первичному валу позволяет обеспечить плавность переключения передач, потому что зубчатые колеса коробки передач/ коробки передач в блоке с ведущим мостом не нагружены.

Когда педаль сцепления отпускается (сцепление включается), нажимной диск прижимает ведомый диск к маховику. Это действие заставляет ведомый диск вращаться вместе с маховиком и приводить в движение первичный вал коробки передач.

Кузовные детали




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о