Содержание

Тайфун-У. Урал-63099 — Денис Мокрушин — ЖЖ

1. Сведения о назначении

Защищенный автомобиль Урал-63099 «Тайфун-У» (ЗА Урал-63099) с бронированным однообъемным корпусом на раме колесной формулы 6х6, предназначен для использования в качестве основной боевой техники легких общевойсковых бригад сухопутных войск и стрелковых бригад территориальной обороны округа на военное время, а также для выполнения функций транспортирования личного состава, его огневой поддержки на поле боя и ведения боя из машины и других задач по аналогии с рамными автомобилями по выбору заказчика.

2. Основные тактико-технические характеристики

ЗА Урал-63099 состоит из шасси, включающего в себя раму с установленными на ней узлами и агрегатами, капота и однообъемного броневого корпуса, изготовлен в исполнении “О” по ГОСТ 15150-69 и рассчитан на эксплуатацию по назначению в любое время года и суток при безгаражном хранении:
— при рабочих температурах окружающего воздуха от минус 50 до плюс 50 °С;
— запыленности воздуха до 1,5 г/м3 и скорости ветра до 20 м/с;
— в горной местности (с превышением над уровнем моря до 4500 м и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м) с соответствующим снижением показателей тягово-динамических характеристик и топливной экономичности;

— при относительной влажности воздуха до 100 % при температуре до 25 °С;
— при интенсивности осадков 180 мм/ч;
— при интегральной плотности теплового потока 1125 (0,027) Вт/м2 (кал/см2.с).
Особые условия эксплуатации изложены в руководстве по эксплуатации 63095-3902035 РЭ.

Общие данные


Примечания: Допускаемый верхний предел снаряженной массы +4%, нижний предел не ограничен.

Основные размеры



Значения размеров указаны при номинальном статическом радиусе шин 615 мм и клиренсе 400 мм.
Размеры указаны при номинальном положении подвески
Допускаемые отклонения размеров ±3%.

Скорости движения

Запас хода по топливу

Преодолеваемые препятствия

Вооружение — места для размещения


* При условии установки на ЗА дистанционно-управляемого боевого модуля

Приборы наблюдения


* При условии установки на ЗА обзорного видеокомплекса

Силовая установка

Трансмиссия

Ходовая часть

Рулевое управление

Тормозные системы

Электрооборудование

Бортовая информационно-управляющая система (БИУС)

Бортовая информационно-управляющая система (БИУС) состоит из системы контроля и диагностики, системы управления электрооборудованием, системы управления гидромеханической коробкой передач, системы управления двигателем, системы управления гидроподвеской, АБС.
Интеграция локальных ЭСУ в единую БИУС обеспечивается на основе мультиплексной проводной системы связи с обеспечением совместимости составных частей по каналам обмена информацией, электрическим характеристикам входных и выходных каналов.

2.15. Средства связи и навигации (места для установки и крепления)

Корпус и средства защиты

Кабина однообъемного корпуса
Кабина однообъемного корпуса капотного исполнения, расположена за двигателем, двухместная, каркасно-панельной конструкции, унифицированная по основным узлам, снабжена двумя боковыми распашными дверьми с наружной петлевой навеской, с болтовым креплением к кабине. На крыше расположен круглый люк. Ветровое окно двухсекционное. Стекла ветрового окна и стекла окон дверей вклеены в металлические рамки, имеющие болтовое крепление к кабине.
Кабина однообъемного корпуса противопулевого бронирования, с глухим остеклением окон, стекла – пуленепробиваемые, отапливаемые. Перед радиатором установлена бронированная решетка.
Кабина однообъемного корпуса оборудована панелью приборов модульной конструкции. На кронштейнах левого модуля панели приборов закреплена регулируемая по высоте и углу наклона рулевая колонка, размещены контрольные приборы и выключатели. В центральном модуле располагается основной жидкостной отопитель, подключенный к системе охлаждения двигателя. Системой воздуховодов и воздухораспределителей осуществляется обдув стекол ветрового окна и окон дверей, а также подача воздуха в зону ног экипажа и среднюю зону кабины. На правом модуле панели приборов предусмотрено место для размещения радиостанции. В нижней части располагается монтажная панель коммутационного блока электрической цепи кабины, блоки реле и предохранителей.

На передней стенке кабины внутри капота, предусмотрено место для размещения ФВУ.
Предусмотрено место для размещения приспособлений крепления оружия водителя и членов экипажа, место для размещения медицинской аптечки, бачка для питьевой воды, приборов радиационной и химической разведки, штор на окнах.
Кабина однообъемного корпуса оборудована подрессоренными сиденьями водителя и командира машины, закрепленными на задней стенке.
Сиденья имеют регулировку в продольном и вертикальном направлении, а также по углу наклона спинки.
Кабина оборудована стеклоочистителем и омывателем ветрового окна.
Снаружи кабины располагаются блоки стеклоочистителей с закрепленными габаритными огнями. Блок огней автопоезда располагается между блоками стеклоочистителей. На крыше, со стороны водителя установлена фара-искатель.
Правая и левая двери оснащены ручками для открывания изнутри и снаружи. Каждая дверь снабжена ограничителем открывания, поручнем и дополнительными силовыми запорами, закрываемыми и открываемые только изнутри рукоятками и снаружи при помощи дополнительного инструмента.
Кабина оборудована двумя электрорегулируемыми наружными зеркалами заднего вида, широкоугольным зеркалом и зеркалом бокового обзора.
Кабина оснащена поручнями и подножками для удобства входа и выхода.

Обитаемый отсек однообъемного корпуса


Обитаемый отсек однообъемного корпуса каркасно-панельной конструкции, с аппарелью в задней части, люками круглого сечения на крыше, с V образной формой днища и многослойным полом, разнесенной конструкции, исключающей его пробитие при воздействии поражающих факторов оружия, а также исключающей при деформации соударение наружного и внутреннего слоев пола. По бокам установлены смотровые окна с бойницами для ведения огня из стрелкового оружия. На окнах предусмотрены шторы.
Обитаемый отсек однообъемного корпуса оборудован кондиционером, ФВУ, автономным отопителем, автоматической установкой пожаротушения.
Внутри обитаемого отсека однообъемного корпуса, с креплением на боковые стенки, установлены сиденья с системой энергопоглащения при подрыве. Количество мест для обитаемого отсека – 10.

Живучесть и стойкость к воздействию поражающих факторов оружия

Защитные бронированные устройства агрегатов
Защитные бронированные устройства агрегатов автомобиля расположены под несущей рамой автомобиля и служат для защиты от воздействия поражающих факторов оружия на элементы систем, узлов и агрегатов определяющих подвижность бронированных автомобилей.
Защиту обитаемых отсеков от поражающих факторов обычного оружия обеспечивают бронированный однообъемный корпус.

Боевой модуль
По требованию заказчика на ЗА Урал-63099 может быть установлен боевой модуль с дистанционно управляемым вооружением, в том числе и зарубежного производства. Боевой модуль предназначен для поиска, обнаружения, распознавания неподвижных и движущихся легкобронированных наземных и низколетящих воздушных целей, а также целей типа танкоопасная живая сила в индивидуальных средствах защиты, расположенная, как открыто, так и в окопах, и ведения прицельной стрельбы по ним днем и ночью, с места и с ходу на дальностях до 2000 м.

Боевой модуль представляет собой вынесенную на крышу дистанционно управляемую установку с 7,62-мм пулеметом ПКТМ или 12,7-мм пулемётом 6П49 «КОРД» или 30-мм автоматическим гранатометом типа АГ-17А или 40-мм автоматическим гранатометом типа «Балкан» со стабилизацией оружия в двух плоскостях с прицельно-наблюдательным комплексом и боекомплектом с системой питания, а также расположенные внутри бронированного однообъемного корпуса пульт управления и дисплей оператора. Диапазон рабочих углов пулеметной установки по вертикали от –15° до +60°, по горизонтали 360°. Дальность обнаружения и распознавания целей типа «танк» составляет: днем – до 3000 м, ночью – не менее 1500 м; дальность обнаружения и распознавания одиночного человека составляет: днем – до 2000 м, ночью – не менее 1000 м.
При размещении на автомобиле дистанционно управляемого боевого модуля производится подготовка места под установку оборудования для управления вооружением боевого модуля.
В салоне автомобиля по требованию иностранного заказчика допускается подготовка мест под установку специального оборудования, включая место оператора дистанционно управляемого боевого модуля, монтаж которого иностранный заказчик проводит самостоятельно. За корректность работы специального оборудования, установленного иностранным заказчиком самостоятельно, производитель автомобилей ответственности не несет.

Средства маскировки

Уровень шума

Средства обеспечения обитаемости

Противопожарное оборудование

3. Применяемые боеприпасы*

1. 12,7-мм патроны с бронебойно-зажигательной пулей Б-32(индекс 57-БЗ-542), с модернизированной бронебойно-зажигательной трассирующей пулей БЗТ-44М, (индекс 57-БЗТ-542М), с бронебойно-зажигательной пулей БС (индекс 7-БЗ-1).
2. 81-мм дымовые гранаты ЗД6, ЗД6М, ЗД17.**
3. 7,62 мм винтовочные патроны с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 (индекс 7-БЗ-З), с трассирующей пулей Т46 (индекс 7Т2), с пулей со стальным сердечником (индекс 57-Н-323С).
* При условии установки на ЗА дистанционно-управляемого боевого модуля. При установке на ЗА боевого модуля импортного производства номенклатура применяемых боеприпасов может быть изменена.

** При условии установки на боевой модуль системы типа 902.

4. Экспортная комплектация

4.1 Основные комплектующие:

4.2 Экспортная комплектация ЗИП
Комплект ЗИП одиночный в соответствии с ведомостью 63099-3900000 или в соответствии с контрактом на поставку.

4.3. Экспортная эксплуатационная документация
Комплекты эксплуатационной документации в соответствии с 63099-000000 ВЭ или в соответствии с контрактом на поставку.
Ведомости одиночных комплектов ЗИП и комплекты эксплуатационной документации уточняются по требованию заказчика и по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.
По желанию заказчика товаросопроводительная и эксплуатационная документация может прилагаться на иностранном языке.

5. Сведения об основных отличиях Урал-63099 «Тайфун-У», предлагаемого иностранному заказчику, от серийного Урал-63099:

1. По требованию заказчика может быть установлена трансмиссия иностранного производства.
2. Инструкционные таблички, эксплуатационная документация могут быть выполнены на языке, затребованном заказчиком.
3. Схема лакокрасочного покрытия может быть выполнена по требованию заказчика.
4. По требованию заказчика может быть установлена радиостанция иностранного производства.
5. По требованию заказчика может быть установлен боевой модуль с дистанционно управляемым вооружением, в том числе иностранного производства. При размещении в ЗА Урал-63099 дистанционно управляемого боевого модуля производится подготовка места под установку оборудования для управления вооружением боевого модуля.
6. В салоне ЗА Урал-63099 по требованию иностранного заказчика допускается подготовка мест под установку специального оборудования, включая место оператора дистанционно управляемого боевого модуля, монтаж которого иностранный заказчик проведет самостоятельно. За корректность работы специального оборудования, установленного иностранным заказчиком самостоятельно, производитель ЗА Урал-63099 ответственности не несет.
7. Тип крепления для автомата или штурмовой винтовки определяется исходя из требований заказчика.
8. По согласованию с заказчиком может быть произведена замена некоторых комплектующих (АКБ, огнетушитель, радиостанция, кондиционер) не влияющих на технические характеристики.
9. По согласованию с заказчиком ЗА Урал-63099 может не комплектоваться: укладками и принадлежностями для вооружения, радиостанцией, изделиями ПНВ-10Т.
*****

Тайфун-У. Урал-53099
Тайфун-У. Урал-63095

Бронеавтомобиль Тайфун Урал 63099 фото

Бронеавтомобиль Тайфун Урал 63099 фото, знакомимся с одним из первых экземпляров предсерийной машины.
Когда встал вопрос о необходимости принятия на вооружение нового бронированного автомобиля, министерство обороны разработало техзадание, в котором подробнейшим образом были изложены все требования, предъявляемые к машине.

Фото автомобиля Тайфун уральского автозавода

Бронеавтомобиль тайфун урал-63099

Вот этот виртуальный описанный на бумаге бронеавтомобиль и получил кодовое название «Тайфун». А претворить техзадание в жизнь и сделать машину реальной вызвались сразу два производителя: «НТЦ КамАЗ» и Уральский автомобильный завод.
Оба предприятия с поставленной задачей справились, и оба автомобиля на сегодняшний день практически готовы. Сейчас они проходят последние испытания, по итогам которых военные выберут лучшую модель, наиболее точно соответствующую техзаданию. А может, возьмут и обе…

Фото бронеавтомобиль Тайфун

Оружие России Тайфун Урал, опытный образец

Бронеавтомобиль «Тайфун» Урал 63099. Этот индекс говорит о том, что мы имеем дело с однообъемной машиной, пассажирский кузов которой объединен с кабиной.
Существует еще и двухобъемный, или, как говорят сами разработчики, модульный, «Урал-63095».

пулеметный модуль автомобиля Тайфун

боевой модуль тайфуна с пулеметом «Корд» 12,7 мм

▲ Для огневой поддержки десанта на крыше может быть установлен дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом «Корд» 12,7 мм. Его боекомплект (в зависимости от комплектации) составляет от 100 до 250 патронов.

мОЖЕТ ОКРЫТЬСЯ И ВРУЧНУЮ

аппарель бронеавтомобиля Тайфун Урал

Десантирование бойцов из кузова осуществляется по аппарели, которая открывается автоматически. А если автоматика вдруг откажет, то в трапе есть дверь, которую можно открыть вручную.

Бронеавтомобиль Тайфун Урал 63099 фото, не должен вести бой, его задача—доставить бойцов в заданную точку.
Чем же так интересны автомобили семейства «Тайфун»? Прежде всего революционной формой кузова. Таких машин на вооружении нашей армии еще не было. Благодаря V-образному днищу, эффективно рассеивающему ударную волну, при взрыве под колесом заряда, эквивалентного восьми килограммам тротила, экипаж «Тайфуна» не пострадает.

▼ Подвеска у «Урала-63095» пневматическая. Пневмоэлементы (по одному на каждое колесо) могут приподнимать и опускать кузов на 30 см. Полезная функция на бездорожье!

фото подвески авто Тайфун

Бронеавтомобиль тайфун пневмоэлементы подвески, днище кузова сделано V-образным

Сзади хорошо видно, что днище кузова сделано V-образным. Такая форма позволяет эффективно рассеивать взрывную волну при подрыве на мине.

Конечно, это достигается не только формой панелей — свою роль играют и колеса, вынесенные за периметр обитаемой кабины, и многослойный пол пассажирского отсека, и подвешенные к бортам (а не прикрепленные к полу) десантные кресла.

автомобиль тайфун вид внутри пассажирского отсека

Однообъемный пассажирский кузов урал-63099 тайфун

▲ Вот он, салон «Тайфуна». К стенкам кузова подвешены 10 антитравматических сидений с фиксирующими подголовниками и пятиточечными ремнями безопасности.

Их, кстати, в этой версии восемь. Плюс водитель, плюс радист, располагающийся рядом с ним. Еще пулеметчик, который сидит по правому борту, и штурман — по левому. Итого 12 человек. Это даже больше, чем в стандартном БТР.

Специалисты считают, что со временем бронированные автомобили «Тайфун» во многом смогут заменить привычные бронетранспортеры. Правда, не везде. Главное (и принципиальное) отличие между ними — в том, что БТР способен са вести бой, а «Тайфун» — машина чисто транспортная.
Ее задача — доставить солдат к месту боевых действий.

кресла автомобиля Тайфун

антитравматическое сиденье тайфун урал-63099 с фиксирующими подголовниками и пятиточечными ремнями безопасности

Требования, предъявляемые к броневикам, даже выше, чем к боевым машинам! .
Как ни странно, именно поэтому и требования, предъявляемые к бронеавтомобилю, оказываются… выше! Дело в том, что в отличие от БТР такая машина должна уметь передвигаться по дорогам общего пользования — и опять же, как ни странно, отвечать всем требованиям ПДД и нормам безопасности. Именно поэтому по своим габаритам «Тайфун-У» соответствует обычному грузовому автомобилю. У него есть полный набор стандартной светотехники, привязные ремни и даже АБС.

▼ У «Тайфуна» есть вся стандартная светотехника, положенная автомобилю, допущенному на дороги общего пользования. Но внимание, все источники здесь светодиодные! Ни одна отечественная гражданская модель похвастать этим не может.

светодиодные фонари тайфуна

светотехника тайфуна стандартна, но все фонари светодиодные, впервые на отечественном автомобиле

В движение машину приводит рядный 6-цилиндровый турбодизель ЯМЭ-5367. Его мощность — 450 л.с. Этого достаточно, чтобы разогнать многотонную махину до 105 км/ч. Коробка передач здесь автоматическая, 6-ступенчатая. Ее разработали на Минском заводе колесных тягачей. Там же, кстати, делают и колесные ступицы. А вообще импортных комплектующих в конструкции «Тайфуна» минимум.
Правда, в данный момент автомобиль обут в не боящиеся проколов покрышки Michelin с жесткой вставкой типа run-flat, позволяющей даже при полной потере давления в шине двигаться со скоростью 50 км/ч.

▼ Машина обута в 20-дюймовые покрышки Michelin с «боестойкой» вставкой Hutchinson. Даже на полностью спущенном колесе можно ехать со скоростью 50 км/ч. Тем не менее предусмотрена и централизованная система подкачки шин.

20-дюймовые покрышки Michelin на спущенных колесах можно двигаться со скоростью 50 км
20-дюймовые покрышки Michelin на спущенных колесах можно двигаться со скоростью 50 км

Со временем и покрышки тоже заменят на отечественные.

В этом году на Параде Победы мы видели бронированные КамАЗ-63969, созданные в рамках того же проекта «Тайфун». По своим техническим характеристикам камазовская машина не сильно отличается от уральской (техзадание-то было одно и то же!)- Она обладает той же колесной формулой — 6×6 — и оснащена тем же 450-сильным турбодизелем ЯМЗ.

бронеавтомобиль кмаз

бронированные бескапотные КамАЗ-63969

Главное отличие — в компоновке: на КамАЗе всегда делали бескапотные грузовики. Какое решение более оптимально, покажут государственные испытания, но уже сейчас можно сказать, что КамАЗ получился вместительнее. Помимо двух человек экипажа он берет на борт 16 десантников. Дополнительное оборудование и вооружение обеих машин унифицировано.

фото бронированной двери со строны пассажира тайфун урал-63099

фото бронированной двери со строны пассажира тайфун урал-63099

Оружие России Урал-63099 «Тайфун-У» Тип ТС:

  • Бронированный автомобиль
  • Длина/ширина/высота, мм Клиренс/колея: 8470/2550/3220 250-550/2100мм
  • Колесная формула 6×6
  • Экипаж 12 человек
  • Стандартное вооружение 12,7 мм пулемет «Корд»
  • Боекомплект  от 100 до 250 патронов
  • Трансмиссия ГМП-400 (автоматическая, 6-ст.)
  • Двигатель Рядный 6-цилиндровый турбодизель ЯМЭ-5367
управление огнем автомобиля Тайфун

тайфун дистанционный модуль управления пулеметом «Корд» 12,7 мм

Технические данные бронеавтомобиля Тайфун «Урал-63099»

  • Мощность: 450 л.с.
  • Макс, скорость, км/ч: 105
  • Запас хода по топливу, км: До 1800
  • Полная масса, кг: Не более 24 00

По габаритам «Тайфун» не сильно отличается от гражданского грузовика, вот только передний и задний свесы у него минимальны. Благодаря этому передний и задний углы съезда/въезда получились не менее 40°

Оружие России

Тайфун рабочее место водителя

▲ Рабочее место водителя выглядит весьма спартански, тем не менее на щитке приборов — большой сенсорный экран бортового компьютера, справа на консоли — еще один.
▲ Селектор АКП отвечает и за блокировки дифференциалов, и за управление раздаткой.

Оружие России Урал-63099 «Тайфун-У»

Оружие России Урал-63099 «Тайфун-У»

Сильной стороной ураловских машин всегда была их феноменальная проходимость. У бронеавтомобиля Тайфун Урал 63099 фото она, пожалуй, чуть ли не возведена в абсолют! Судите сами: колесная формула 6×6, раздаточная коробка с понижающей передачей, принудительная блокировка межосевых дифференциалов и, в дополнение, пневмоподвеска, позволяющая увеличивать клиренс от 250 до 550 мм. Да, такую машину сложно чем-то остановить!
Ну разве что бродом глубиной более двух метров или, например, вертикальной стенкой высотой более 60 см… Так написано в заводских характеристиках. «Но и это еще не факт!» — смеются испытатели.

Тайфун (семейство бронеавтомобилей) — Википедия

Ремдизель-63968 «Тайфун К» Урал-63095 «Тайфун-У» Урал-63099 «Тайфун-У»

«Тайфу́н» — семейство бронеавтомобилей повышенной защищённости, разработанное кооперацией из более чем 120 предприятий, среди которых Уральский автомобильный завод, КамАЗ, Ярославский моторный завод, НИИ стали (броня машины), Федеральный ядерный центр в Сарове (расчёт защищённости бронекорпуса), «Магистраль» (бронестёкла), МГТУ им. Баумана (гидропневматическая подвеска). Впервые были продемонстрированы в 2011 году на полигоне, 9 мая 2014 года — на военном параде в Москве (Тайфун-К) и на параде 9 мая 2015 года (Тайфун-К, Тайфун-У). Планируется принять на вооружение в 2015 году[1]. В декабре 2014 года для опытной эксплуатации в войска поступила первая партия (30 автомобилей)[2], весной 2015 года — вторая[3].

Семейство бронеавтомобилей предназначено для перевозки личного состава, а также для установки различного целевого оборудования или систем вооружений. На его базе можно создавать машины связи, мобильные артиллерийские системы, автокраны, транспортно-пусковые машины беспилотных летательных аппаратов, эвакуаторы, экскаваторы и другие модификации[1]. Семейство послужит единой унифицированной платформой для «лёгких» бригад Сухопутных войск[4].

Попытки создать унифицированную автомобильную платформу для воинских подразделений специального назначения предпринимались в СССР с начала 1980-х годов. В 1990-х годах по этой тематике была запущена секретная программа «Гараж», работы по которой не были завершены из-за распада страны[5][6].

В 2010 году утверждена «Концепция развития военной автомобильной техники Вооружённых Сил Российской Федерации на период до 2020 года», где предусмотрено «развитие высокоунифицированных семейств бронеавтомобилей».

Впервые машины семейства «Тайфун» (модульные КАМАЗ-63968 и Урал-63095, а также однообъёмный Урал-63099) были продемонстрированы в начале июня 2011 г. на полигоне Научно-исследовательского испытательного центра (НИИЦ АТ 3 ЦНИИ МО РФ) в подмосковных Бронницах. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков обратил на них особое внимание: «Это абсолютно новые, современные и очень перспективные машины… Полагаю, что в ближайшие годы министерство обороны именно такие машины будет закупать»[7].

8 июня 2013 года на сайте газеты «Комсомольская правда» в репортаже о посещении Министром обороны РФ Сергеем Шойгу завода «КАМАЗ» были показаны модернизированные автомобили семейства «Тайфун», в тексте статьи упомянуто и о презентации министру новой машины, не имеющей собственного названия. В видеорепортаже к статье были продемонстрированы две ранее не представленных публике машины — двухосный капотный броневик и экспериментальный бронеавтомобиль с оригинальным остеклением места водителя[8].

7 августа 2013 года в ходе визита на «КамАЗ» главы Татарстана Рустама Минниханова впервые продемонстрирован ходовой вариант бронеавтомобиля «Тайфун»[9].

Все машины семейства унифицированы по двигателям (ЯМЗ-536), информационно-управляющей системе, противоминной защите и подвеске. На всех машинах для перевозки личного состава возможна установка дистанционно управляемого пулемётного модуля. Комбинированная бронезащита (керамика и сталь), а также бронестёкла обеспечивают круговую защиту по четвёртому уровню стандарта STANAG 4569 (14,5 мм бронебойные пули Б-32)[10]. Противоминная защита машин обеспечивается V-образным днищем, поглощающими энергию взрыва сидениями и соответствует уровню 3b в соответствии со STANAG 4569 (взрывное устройство до 8 кг в тротиловом эквиваленте). В крышах машин имеются люки для экстренной эвакуации личного состава в случае опрокидывания. По периметру бронемашин установлены видеокамеры, что позволяет наблюдать за обстановкой, не покидая транспортного модуля, а также управлять бронемашиной в случае невозможности использования лобового стекла. Обитаемое пространство на всех машинах герметично, с искусственно поддерживаемым избыточным давлением, фильтрация поступающего внутрь воздуха обеспечивается установкой ФВУ-100. Все машины семейства могут выполняться в двухосных или трёхосных вариантах.

18 ноября 2019 года в городе Кобани Сирии, патрулируя и находясь в совместном российско-турецком конвое, в состав которого входили бронемашины «Тайфун К», был встречен агрессивной группой жителей города, забросавшей патруль камнями и бутылками с зажигательной смесью. Пострадал верхний слой стекол.

Тайфун К-63968[править | править код]

Бескапотный многофункциональный модульный автомобиль. В модификации для перевозки личного состава может перевозить до 10 или 16 человек. Высадка десанта может осуществляться как с помощью рампы, так и через дверь. Лоб кабины обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов; возможна установка бронещита, закрывающего лобовое стекло. По другим сведениям, броня рассчитана только на попадание пуль калибра 7,62 мм, что соответствует 3-й категории по STANAG. Противоминная защита соответствует категории 3b. Отсек десанта оборудован триплексами, а также мониторами, отображающими информацию с внешних видеокамер. В настоящее время производится серийно.

Тайфун К-63969[править | править код]

Бронетранспортер с колёсной формулой 6х6 и дистанционно управляемой пушкой.[11] Однообъёмный бронемодуль (кабина и кузов — единая конструкция)[12][13]. Впервые был публично показан в июне 2013 г. в цеху на этапе сборки. Имеет круговое бронирование, рассчитанное на противостояние пулям калибра 14,5 и 12,7 мм (соответствует уровню 4 по STANAG 4569). Противоминная защита соответствует уровню 3b. Масса машины в снаряжённом состоянии — 19,7 т, полезная нагрузка — 4 тонны. Серийно не производится[14].

Тайфун К-53949 «Тайфун 4х4»[править | править код]

Многоцелевой бронеавтомобиль повышенной проходимости, армейский автомобиль-внедорожник с колесной формулой 4х4[15]. На нём установлена комбинированная защита из керамической брони, под ней — броневая сталь. Полная масса — более 15 тонн, максимальная скорость — 105 км/ч.

Применение: охрана и сопровождения колонн, санитарная перевозка, ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, разведывательная и командно-штабная машина, машина огневой поддержки. Автомобиль впервые представлен на Дне инноваций ЮВО в октябре 2015 года[16].

Тайфун К-4386 («Тайфун-ВДВ»)[править | править код]

4-колёсный бронеавтомобиль для ВДВ. На данный момент проходит испытания.

Урал-63095 «Тайфун-У»[править | править код]

Внутри бронекапсулы Урал-63099

Капотный многофункциональный модульный автомобиль (трёхместная бронированная кабина и сменный кузов-бронемодуль)[17].

Урал-63099 «Тайфун-У»[править | править код]

Капотный однообъёмный автомобиль для перевозки личного состава. Может перевозить до 12 человек, высадка десанта осуществляется через дверь.[18][неавторитетный источник?].

  1. 1 2 Как устроен новейший военный Камаз // «Эксперт», 21 января 2014 г.
  2. ↑ Минобороны РФ получило для войсковой эксплуатации 30 бронемашин «Тайфун» // ТАСС, 24 декабря 2014 г.
  3. ↑ Спецназовцы Южного военного округа получили очередную партию «Тайфунов» // Министерство обороны Российской Федерации, 2 апреля 2015 г.
  4. ↑ Российский ОПК разрабатывает технику нового поколения // «РИА Новости», 1 октября 2011 г.
  5. ↑ Колёса для армии: «Тайфун» выдерживает танковый обстрел // ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА», 29 декабря 2014 г.
  6. ↑ Новый бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 «Тайфун» // Портал «Спецтехника в России»
  7. ↑ Камазовского «монстра» не возьмёт даже крупнокалиберный пулемёт // «Бизнес-Online»: деловая электронная газета Татарстана, 20 июля 2011 г.
  8. ↑ Шойгу проверил «КамАЗ» на прочность // «Комсомольская правда», 8 июня 2013 г.
  9. ↑ КамАЗ впервые показал ходовой вариант «Тайфуна» // «Взгляд»: деловая газета, 7 августа 2013 г.
  10. ↑ Сайт компании «Магистраль ЛТД», 15 июня 2011 года
  11. ↑ Защищённый автомобиль КамАЗ-63969 «Тайфун» (KamAZ-63969 «Typhoon» armored vehicle) :: русская-сила.рф (r1a.ru)
  12. ↑ КАМАЗ-63969 Тайфун-К, Army Guide.
  13. ↑ БРОНЕТРАНСПОРТЕР КАМАЗ-63969 «ТАЙФУН-К», bastion-karpenko.
  14. ↑ КАМАЗ-63969: тяжеловес на распутье (недоступная ссылка)
  15. ↑ Камаз 53949 Тайфунёнок фото, toparmy.ru.
  16. ↑ На «Дне инноваций ЮВО» впервые был представлен бронеавтомобиль «Тайфуненок» : Министерство обороны Российской Федерации
  17. ↑ Бронеавтомобиль Тайфун Урал 63099 фото, toparmy.ru.
  18. ↑ «Группа ГАЗ» представляет…
  19. ↑ Стальной «Тайфун» для армии. Спецназ испытал новые бронеавтомобили (рус.). РИА Новости (20170526T1842+0300Z). Дата обращения 19 мая 2019.
  20. Пишет dambiev2019-05-06 11:11:00 dambiev dambiev 2019-05-06 11:11:00. Многоцелевые бронеавтомобили КамАЗ-53949 «Тайфун-К 4х4» в Узбекистане (рус.). dambiev.livejournal.com. Дата обращения 24 мая 2019.
  21. Kun uz. Ўзбекистон Россиядан катта партияда “Тайфун” зирҳли автомобилларини сотиб олди (узб.). Kun.uz. Дата обращения 29 октября 2019.
  • Сергеев В. Тайфун идёт с Урала, или MRAP по-русски (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2014. — Май (№ 05). — С. 2-9.
⛭

Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе Российской Федерации

Инженерные и специальные машины

Машины разведки и управления

Станция наземной артиллерийской разведки 1РЛ232-1М1 «Пантера».

* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы.

Урал-63095 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 апреля 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 апреля 2019; проверки требуют 2 правки.
Урал-63095
Alabino220415part1-20.jpg
Бронеавтомобиль «Тайфун-У» в Алабине, 2015 год
Классификация бронеавтомобиль
Боевая масса, т 24,5
Компоновочная схема Капотный, рамный, модульный бронеавтомобиль
Экипаж, чел. 3 (2)
Десант, чел. 16 (12)
Разработчик Уральский автомобильный завод
Производитель Уральский автомобильный завод
Годы разработки 2010-2015
Годы производства c 2014
Годы эксплуатации c 2015
Длина корпуса, мм 8850
Ширина, мм 2550
Высота, мм 3500[1]
Колея, мм 2100
Клиренс, мм 300..500
Тип брони противопульная и противоминная
Другое вооружение личное оружие экипажа
Тип двигателя
ЯМЗ-5367
Производитель Россия ЯМЗ (Ярославль, Россия)
Тип дизельный с турбонаддувом
Объём 6 650—7 000[2] см3
Максимальная мощность 331 кВт (450 л. с.), при 2500  об/мин
Максимальный крутящий момент 1 470—1 568 Н·м, при 1300—1600 об/мин
Цилиндров 6
Мощность двигателя, л. с. 450
Скорость по шоссе, км/ч 100
Запас хода по шоссе, км 1400
Колёсная формула 6 × 6
Тип подвески независимая, на двух поперечных рычагах, пневмогидравлическая
Преодолеваемый подъём, град. 60%
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Преодолеваемый ров, м 0,6
Преодолеваемый брод, м 1,8
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Урал-63095 «Тайфун-У» (шифр ОКР — «Тайфун» ) — российский многофункциональный, модульный бронеавтомобиль семейства «Тайфун». Шасси автомобиля капотное, рамное, полноприводное, трёхосное[3]. Производится на Уральском автомобильном заводе, индекс «У» означает «уральский».

Может быть использован в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины РЭБ/РТР или связи, санитарной машины или для ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, осуществления грузоперевозок.

  • Полная масса: 24 т
  • Экипаж: 16 + 3 в кабине
  • Колёсная формула: 6×6
  • Мощность двигателя: 450 л. с.
  • КПП: автоматическая
  • Шины: пулестойкие с автоподкачкой
  • Тип брони: разнесённая, комбинированная, навесная из стали и керамики
  • Класс защиты: всеракурсная от 14,5-мм бронебойных пуль, до 8 кг взрывчатки под днищем
  • Вооружение: дистанционно управляемый модуль, бойницы
⛭

Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе Российской Федерации

Инженерные и специальные машины

Машины разведки и управления

Станция наземной артиллерийской разведки 1РЛ232-1М1 «Пантера».

* — производились только на экспорт; курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы.

Урал-63099 «Тайфун» – первый из семейства военных капотных автомобилей

 

Максим Шелепенков, фото автора

Обычные транспортные грузовики всё меньше удовлетворяют военных с точки зрения безопасности перевозки личного состава в «горячих точках» планеты. Простое навешивание брони на грузовики не решает проблему комплексно, необходимы специальные транспортные средства с мощной баллистической и противоминной защитой, созданные с оглядкой на американские MRAP (Mine Resistant Ambush Protected).

Уральский автомобильный завод некоторое время назад начал проектирование нового семейства военных капотных автомобилей в рамках проекта «Тайфун». Помимо создания капотных «Уралов» этот проект предусматривает разработку аналогичных по назначению бескапотных КАМАЗов. Уральским первенцем стал «Урал-63099» с бронированным однообъёмным функциональным модулем и с повышенной противопульной и противоминной защищённостью основных агрегатов и узлов.

Новый автомобиль имеет мало общего со знакомыми нам «Уралами». Достаточно сказать, что на полноприводной машине применена независимая подвеска всех колёс с управляемыми пневмогидравлическими упругими (ПГУ) элементами. Именно управляемая подвеска обеспечивает новой машине хорошую устойчивость, управляемость и плавность хода на любых дорогах.

Высокие динамические показатели машине обеспечивает новый отечественный дизель Ярославского моторного завода – ЯМЗ-5367 мощностью 450 л.с. Вместе с ним работает автоматическая шестиступенчатая коробка передач Allison. Кроме этого на «Тайфуне» стоит двухступенчатая механическая раздаточная коробка. Колёса имеют систему централизованной подкачки шин.

Внешне «Тайфун», хоть и сохранил фамильные черты капотных «Уралов», не имеет с ними ни одной общей детали. Даже светотехника здесь установлена принципиально новая, с применением светодиодов и линзовой оптики. При этом руб­леные, подчёркнуто функциональные формы кабины и кузова не выглядят отталкивающими, а, наоборот, придают машине особый шарм. Кстати, о функциональности, несмотря на то, что внешне «Урал-63099» выглядит как грузовик, на самом деле это почти автобус, так как кабина и кузов объединены в единое внутреннее пространство, больше предназначенное для перевозки людей, чем грузов.

У шестигранного кузова чёткое назначение – так повышается его пулестойкость, а нижние наклонные бронелисты отводят взрывную волну в сторону при наезде колесом на мину. По этой же причине для машины выбрана и капотная компоновка, она способствует лучшей защите экипажа от мин, прежде всего водителя и пассажира в кабине. Комбинированная (керамика и сталь) бронезащита «Тайфуна» разработана и произведена в НИИ Стали, а бронестёкла созданы в фирме «Магистраль ЛТД». Всё вместе взятое обеспечивает машине круговую защиту по четвёртому уровню стандарта STANAG 4569. А это значит, что автомобиль готов выдержать обстрел бронебойными пулями калибра 14,5 мм.

При необходимости стёкла машины можно дополнительно закрывать бронелистами, а по периметру устанавливать видеокамеры. Это позволяет наблюдать за обстановкой из транспортного модуля, а также использовать их для управления бронемашиной «вслепую» через установленные в кабине мониторы, в том числе и в ночное время. Для этого машина оборудована ночными приборами наблюдения.

Электронные системы управления позволяют выводить на экран водителя информацию о состоянии узлов и агрегатов машины, проводить необходимую диагностику. «Тайфун» оснащён спутниковой навигацией, и при необходимости системы автоматически сообщают на командный пункт о местонахождении и состоянии автомобиля и могут подключаться к внешним системам управления.

При переворачивании машины для эвакуации экипажа используются три широких круглых люка, расположенных в крыше машины. В штатном режиме экипаж может покидать «Тайфун» через имеющиеся двери – две по бокам и одна сзади. Кстати, бронированные двери получились очень тяжёлыми, и, чтобы их было легче открыть и закрыть, машину оснастили принудительным приводом.

Для ведения стрельбы экипажа из личного оружия в стёклах кузова и в бронированных дверях предусмотрены бойницы. Для увеличения боевой мощи на крышу автомобиля может устанавливаться дистанционно управляемый пулемётный модуль.

Внутри герметичного бронированного кузова для экипажа созданы максимально возможные для военного грузовика комфортные условия. Так, в салоне искусственно поддерживается избыточное давление, а фильтрация поступающего воздуха обеспечивается установкой ФВУ-100. Помимо штатного отопителя в кабине дополнительно установлен автономный подогреватель воздуха, имеющий выводы тёплого воздуха в сторону пассажирского салона. Есть и система кондиционирования воздуха с индивидуальной разводкой к каждому креслу.

Кресла специальной конструкции на амортизационной подвеске, поглощающей энергию взрыва. Они соответствуют уровню 3b по «натовскому» стандарту STANAG 4569 (взрывное устройство до восьми кг в тротиловом эквиваленте). Каждое сиденье оборудовано специальными привязными ремнями и фиксирующими подголовниками, обеспечивающими пассивную безопасность экипажа на высоких транспортных скоростях.

При сложенных сиденьях вдоль бортов кузова машину можно использовать для перевозки грузов. В случае необходимости автомобиль может буксировать прицепы, в том числе и артиллерийские системы.

«Тайфун» – не первая попытка нашей промышленности создать высокомобильный, хорошо защищённый грузовик для армии, но все предыдущие образцы меркнут перед этим «Уралом» как по техническим характеристикам и степени защищённости, так и по комфорту экипажа и даже внешнему виду. Известно, что уральские конструкторы пока лишь в начале пути создания специальных защищённых армейских грузовиков – полностью проектные работы по новому семейству «Тайфун» должны завершиться к 2014 году. В настоящий момент в образце «Тайфуна» учтены ошибки и недостатки первых опытных образцов. Всего в семействе планируется создание трёх капотных автомобилей с колёсными формулами 4х4 (полная масса 6 т), 6х6 (10 т) и 8х8 (15 т).

Техническая характеристика «Урал-63099» (6х6)
Полная масса, кг 24 000
Распределение полной массы по осям, кг:
  • – на передний мост
  • – заднюю тележку

8000
16 000

Максимальная скорость, км/ч 105
Угол преодолеваемого подъёма, % 60
Внешний габаритный радиус поворота (по переднему бамперу), м 11
Глубина преодолеваемого брода, м 1,9
Высота преодолеваемой вертикальной стенки, м 0,6
Двигатель ЯМЗ-5367 Euro 4, дизельный, рядный, 6-цилиндровый, 4-тактный с жидкостным охлаждением, непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха
Номинальная мощность, л.с. (кВт) 450 (331)
Максимальный крутящий момент, Н∙м 1470
Коробка передач Allison, автоматическая, 6-ступенчатая
Раздаточная коробка Механическая, двухступенчатая
Рулевое управление С гидравлическим усилителем двухстороннего действия
Тормозная система Двухконтурная, с дисковыми тормозными механизмами, с пневмоприводом, влагоотделителем и регулятором тормозных сил
Подвеска Независимая, на двух поперечных рычагах, с пневмогидравлическим упругим элементом, с гидравлической системой изменения клиренса
Корпус Однообъёмный, капотного исполнения, с максимальной вместимостью 12 человек
Топливные баки Спроектированы для исключения возможности возгорания и истечения топлива
Вместимость топливных баков, л 300+300
Запас хода по топливу, км 1800
Шины 16.00R20 Michelin с боестойкой вставкой Hatchinson

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

И кого только не встретишь на лесных подмосковных дорожках! Вот, например, новый бронированный грузовик, еще даже не принятый на вооружение. Это Урал-63095, он же — «Тайфун». Его предсерийные образцы проходят испытания и готовятся предстать перед госкомиссией.«Тайфун-У» вблизи и изнутри

«Постойте! Какой же это «Тайфун»?» — наверняка возразят мне интересующиеся военной техникой читатели. Настоящий «Тайфун» — вот он на снимке! Его разработали на Камском автомобильном заводе и называется он КАМАЗ-63968.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Ну да, именно камские машины мы видели и в прошлом году на параде.

Они построены по характерной для всех КАМАЗов бескапотной схеме и действительно выпускаются в Набережных Челнах.

Но встреченный мной автомобиль тоже «Тайфун», хотя и «Урал». Запутал? Сейчас все объясню.

«Тайфун» — это общее название целого семейства армейских бронированных автомобилей, на создание которых был объявлен конкурс. В нем приняли участие и КАМАЗ, и УралАЗ. Камская машина уже готова, а уральская заканчивает испытания и проходит окончательную доводку. Я не знаю, когда назначено время «Ч», при наступлении которого госкомиссия выберет из двух машин одну. Но ходят слухи, что будут приняты обе машины. Их просто «разведут» по разным сферам использования.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Изначально, когда объявлялся конкурс на создание «Тайфуна», предполагалось, что представленные на него машины будут во многом унифицированны. Но как-то не сложилось. КАМАЗ использовал свое шасси, а УралАЗ, как видите, свое. Тем не менее, обе машины относятся к одному и тому же классу MRAP (Mine Resistant Ambush Protected) по западной классификации и обладают V-образным «противоминным» днищем. Его наклонные бронелисты эффективно рассеивают энергию взрыва при наезде на мину.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

По своим габаритам бронированный «Тайфун» не сильно отличается от гражданского уральского грузовика. Единственно, что для лучшей геометрической проходимости, ему уменьшили передний и задний свесы. И еще: существует две версии такой машины! Здесь вы видите однообъемную версию, у которой пассажирский кузов объединен с кабиной. А есть еще и двухобъемная машина с автономной кабиной и отдельной от нее надстройкой кузова, которая, по желанию заказчика, может быть заменена каким-либо спецоборудованием. Но лично я такой машины вживую не видел.

Приведенная здесь схема была мне любезно предоставлена представителями завода-изготовителя.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Вот на этой фотографии хорошо видно V-образное днище машины. Простите за грязь — вся съемка делалась в полевых условиях, в процессе испытаний автомобиля.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Подвеска уральского «Тайфуна» — пневматическая. Пневмоэлементы — по одному на каждое колесо (на фото) — могут приподнимать или опускать кузов почти на 30 см. Полезная опция на бездорожье!

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

На всех трех осях автомобиля установленны 20-дюймовые покрышки Michelin со специальной «боестойкой» вставкой Hutchinson, позволяющей продолжать движение даже на спущенном колесе. Впрочем, централизованная система подкачки шин тут тоже есть. Насколько я знаю, военные заказчики не в восторге от того, что на машине стоят импортные шины. Но в России пока подходящих покрышек не выпускаются, хотя работы по их созданию идут.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Наиболее уязвимые узлы трансмиссии и подвески прикрыты дополнительными бронелистами. Но от подрыва на серьезной мине они вряд ли спасут. Машина будет обездвижена, но люди в салоне скорее всего не пострадают. Рассказывают, что в процессе испытаний «Тайфун» выдержал взрыв 8-килограммового заряда!

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Еще одним условием конкурса было использование общего двигателя. Это соблюдено. И на камазовской, и на уральской машинах стоит 6,7-литровый 450-сильный дизель ЯМЗ-5367.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Кабина и бронированный модуль для перевозки личного состава выдерживают попадание 14,5-мм бронебойной пули пулемета КПВ с расстояния 200 метров, что соответствует 4 уровню STANAG 4569 по НАТОвской классификации. Вот тутможно посмотреть, что это значит.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри
«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Отдельный предмет гордости создателей «Тайфуна» — суперсовременная полностью светодиодная светотехника.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Она установлена тут и спереди и сзади.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Многоцелевой бронеавтомобиль боевой единицей не считается. Он не должен вести бой. Его задача — доставить бойцов в заданную точку. Но совсем «беззубым» он тоже быть не должен. Например, для огневой поддержки десанта или защиты сопровождаемых колонн техники, на крыше «Тайфуна» может быть установлен дистанционно управляемый боевой модуль с 12,7-миллиметровым пулеметом «Корд».

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Важный момент: несмотря на все свои «специальные» свойства, по ходовым качествам «Тайфун» ни в чем не должен уступать обычным автомобилям, допущенным для эксплуатации по дорогам общего пользования! Его максимальная скорость превышает 100 км/ч с полной нагрузкой.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Место водителя здесь практически такое же, к в обычных гражданских «Уралах».

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

На приборной панели — большой жидкокристаллический экран. Сейчас на него выводятся показания всех основных приборов: температура и давление масла, запас топлива, напряжение бортовой сети и т. д.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри
Справа от водителя — еще один экран. На нем отображаются все данные маршрутного компьютера. Здесь же видно какие открыты двери, опущена ли десантная рампа…
«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Как я уже говорил, в этой модификации «Тайфуна» есть открытый проход из десантного отсека в кабину.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Да, чуть не забыл — коробка передач тут автоматическая (так было указано в госзаказе). Ее селектор отвечает за режимы работы трансмиссии, блокировки дифференциалов и управление раздаткой. Пока этот узел еще не приобрел свой окончательный вид. Если дело дойдет до «серии», его облагородят.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

На бронированных дверях кабины пока еще нет обшивки. Но это, согласитесь, мелочи!

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Сразу за кабиной (справа по ходу движения) находится рабоче место стрелка — оператора дистанционно управляемого пулеметного модуля.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Дальше — места для десантников.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Все кресла оборудованны индивидуальными ремнями безопасности и установлены не на полу, а подвешены к стенкам кузова. Это позволяет уменьшить нагрузку на людей при подрыве на мине.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Ну, а десантируются бойцы через откидную рампу в задней стенке кузова. Она опускается и поднимается автоматически. Но на случай отказа автоматики прямо в рампе предусмотрена и обычная дверца. Также, в случае необходимости, машину можно покинуть через кабину или через аварийные люки в крыше.

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Ну вот и познакомились. Уральский «Тайфун» поехал дальше готовится к госиспытаниям, и я тоже пошел свой дорогой. Спасибо пресс-службе МО РФ, за то, что научили, какими дорогами надо ходить!

«Тайфун-У» вблизи и изнутри

Бронеавтомобили Тайфун — Семейство Военных Машин, История Разработки, Модификации, Назначение, Характеристики и Вооружение, Конструкция и Общие Элементы

14.09.2019

«Тайфун»«Тайфун»

«Тайфун-К-63968» движется к Красной площади для участия в параде

Начиная с 2014 года, на традиционных военных парадах 9 мая в Москве можно увидеть не только ощетинившиеся стволами пушек и пулеметов танки и БМП, но и скромные внешне машины, более всего похожие на обычные грузовики с крытым кузовом – бронеавтомобили семейства «Тайфун». Несмотря на то, что такая техника не предназначена для прямого участия в боевых действиях, её давно уже ждали в войсках. Новые машины позволят во много раз уменьшить потери и сделать снабжение армии гораздо более надёжным. Пока что количество «Тайфунов» остаётся относительно небольшим, но в ближайшие годы оно будет увеличиваться, поскольку некоторые модификации уже производятся серийно.

История разработки бронеавтомобиля «Тайфун»

Как известно, все армии мира используют автомобильный транспорт. С его помощью осуществляется снабжение войск, перевозка личного состава, эвакуация раненых, буксировка артиллерии – перечень задач очень велик. При этом долгое время военные грузовики отличались от «гражданских» в основном только повышенной проходимостью и камуфляжной окраской. Между тем современные боевые действия зачастую ведутся в условиях отсутствия линии фронта, а противник использует не регулярную армию, а небольшие группы хорошо мотивированных бойцов, которые нападают в первую очередь на линии коммуникаций.  Таким образом, под удар попадают не танки или БМП, а в первую очередь транспортные средства.

Колонна «Тайфунов»Колонна «Тайфунов»

Колонна военных грузовиков на марше (Луганская область)

Советская армия столкнулась с подобным явлением в Афганистане, российская – в Чечне, и зачастую единственной защитой водителей и пассажиров становился тонкий слой металла кабины и брезент, закрывающий кузов. В войсках пытались справиться с этой проблемой собственными силами: в автомастерских к кузову и кабине приваривали листы брони, «позаимствованные» у вышедших из строя БМП, на двери навешивали пуленепробиваемые жилеты, перед радиатором устанавливали металлический щиток. Разумеется, эффект от всего этого оставался небольшим.

В 2010 году российское Министерство обороны официально определило направления для  развития военной автомобильной техники на период до 2020 года. Предусматривалось, в частности, создание унифицированных  бронемашин для перевозки войск. Первый макет такого автомобиля продемонстрировали высшему политическому руководству страны уже в октябре того же 2010 года.

В создании новых машин приняли участие более чем сто двадцать различных предприятий. В частности, за разработку силовой установки отвечал Ярославский моторный завод. Подвеска была сконструирована инженерами из Московского государственного технического университета имени Баумана, а расчет прочности бронирования был выполнен в Федеральном ядерном центре. Сами же автомобили создавались параллельно на Камском и Уральском автомобильных заводах.

«Тайфун-К-93968»«Тайфун-К-93968»

«Тайфун-К-93968» во время комплексных испытаний

На полигонные испытания первым попал разработанный на заводе  КамАЗ Тайфун «К-63698», его же продемонстрировали на Красной площади во время парада. Вскоре был готов и «уральский» вариант бронеавтомобиля, получивший обозначение «Тайфун-У-63095». Именно эти две машины были выпущены наиболее крупными партиями. Их общая численность в войсках уже в середине 2017 года составляла 440 единиц.

Наряду с шестиколёсными полноприводными броневиками, на Камском заводе несколько лет назад был разработан менее крупный «Тайфун» — многоцелевой автомобиль для сухопутных войск с двумя ведущими осями (схема 4х4).

Основные цели и задания

Бронеавтомобили семейства «Тайфун» предназначены в первую очередь для транспортировки личного состава как в зоне боевых действий, так и в районах, непосредственно примыкающих к ней, а также на территории, где могут присутствовать диверсионные группы или банды террористов.  Эти машины являются многофункциональными и могут применяться также с другими целями.

Перечень основных модификаций выглядит следующим образом:

  1. Командно-штабной автомобиль, передвижной пункт управления;
  2. Автокран;
  3. Тягач-эвакуатор;
  4. Мобильная платформа для запуска беспилотников;
  5. Колесная самоходная артиллерийская установка;
  6. Автомобиль радиоэлектронной борьбы;
  7. Санитарная машина для вывоза раненых и оказания им первой помощи;
  8. Грузовик для снабжения войск;
  9. Машина для ведения химической, биологической и радиологической разведки.
«Тайфун-К-53949»«Тайфун-К-53949»

«Тайфун-К-53949» в варианте мобильной установки ПТУР. Вооружен ракетами «Корнет»

Кроме того, такие бронеавтомобили могут при необходимости выполнять конвойные функции при сопровождении менее защищенных транспортных средств, причем допускается перемещение со значительной скоростью.

Конструкция «Тайфун»

Первоначальное задание, сформулированное Министерством обороны России, предписывало достичь максимальной унификации по всему новому семейству бронеавтомобилей, однако, по целому ряду причин достигнуть этого не удалось. В результате у каждой из модификаций имеются весьма существенные конструктивные отличия от других машин.

Общими же элементами являются:

  1. Двигатель ЯМЗ-5367 мощностью 450 лошадиных сил;
  2. Управляемая гидропневматическая подвеска;
  3. Противоминное оборудование. Включает в себя V-образное днище, элементы нижней защиты корпуса и ходовой части, специальные кресла, подвешенные к борту или перегородкам;
  4. Информационно-управляющая система. Включает в себя как электронное оборудование кабины экипажа, так и обзорные видеокамеры, позволяющие десанту контролировать окружающую обстановку, не покидая забронированного пространства;
  5. Пулеметный боевой модуль. Установка управляется дистанционно.

При этом четырёхколёсные «камазовские» броневики не унифицированы даже по перечисленным узлам конструкции, представляя собой, по существу, самостоятельные отдельные модели, объединенные с остальным семейством разве только названием.

Кресла в «Тайфуне»Кресла в «Тайфуне»

«Противоминные» кресла характерны для всех автомобилей семейства «Тайфун», включая четырехколесные варианты

Технические характеристики

Параметры основных модификаций бронеавтомобилей «Тайфун» можно свести в следующую таблицу:

Тайфун-К-63968 Тайфун-У-63095 Тайфун-К-53949
Масса До 22,5 тонн До 24,5 тонн До 15,7 тонн
Высота 2,93 м 3,5м (с боевым модулем) 3,3 м
Ширина 2,52 м 2,55 м 2,5 м
Длина 8,2 м 8,85 м 6,4 м
Скорость До 105 км/ч До 100 км/ч До 100 км/ч
Запас хода 1200 км 1400 км 800 км
Вместимость 3 члена экипажа + 16 десантников 2 или 3 члена экипажа + 16 десантников 8 десантников и 2 члена экипажа

Запас хода дан для движения по шоссе. Поездки по бездорожью сокращают этот параметр почти в два раза.

Модификации

В семейство «Тайфун» сегодня входят бронеавтомобили с двумя типами шасси – 3х3 и 2х2. И те, и другие – полноприводные машины повышенной проходимости. При этом разные модификации отличаются между собой еще и по компоновке.

Камаз-63968 «Тайфун-К»

Этот вариант бронеавтомобиля был представлен раньше других и первым был рекомендован к серийному производству. Как и «гражданские» КамАЗы, эта машина сделана бескапотной, двигатель расположен за бронированной кабиной экипажа и защищен специальным кожухом. Кузов для транспортировки грузов или перевозки десанта представляет собой отдельный модуль. По его бортам имеются бойницы для ведения огня из личного оружия. Следует также учитывать, что «Тайфун К» — бронеавтомобиль многоцелевой, а это предполагает, что десантное отделение может быть заменено другими видами модулей.

Боевой модуль «Тайфуна»Боевой модуль «Тайфуна»

Один из видов боевого модуля для бронеавтомобилей «Тайфун»

Исходные варианты этой машины обеспечивали круговую защиту от обстрела из всех видов стрелкового оружия, включая пулеметы калибра 14,5 мм, что соответствует 4-му уровню стандарта STANAG 4569. Лоб корпуса способен выдерживать попадания из 30-мм автоматической пушки. Впоследствии круговую защиту ослабили до 3-го уровня, так что «поздние» серийные автомобили способны выдерживать лишь бронебойные винтовочные пули калибра 7,62 мм. В то же время характеристики противоминной системы остались прежними: экипаж и десант не пострадает при подрыве на фугасе мощностью до 8 килограммов в тротиловом эквиваленте.

Дополнительную защиту корпуса обеспечивают специальные навесные маты, препятствующие формированию кумулятивной струи. Считается, что это может принести пользу при обстреле машины из ручных противотанковых гранатометов.

КамАЗ-63969 «Тайфун-К»

По своему внешнему виду этот вариант автомобиля более всего похож на бронетранспортёр. Им он, по существу, и является. В отличие от модификации К-63968, кабина экипажа и десантный отсек представляют собой единый модуль. Защита от пуль и осколков соответствует 4-му уровню по стандарту STANAG 4569.

Еще одно существенное отличие этой машины – более мощное вооружение, размещаемое в дистанционно управляемом универсальном боевом модуле и включающее в себя автоматический гранатомет и пушку. При этом количество десантников сокращено до 10.

КамАЗ-63969 «Тайфун-К»КамАЗ-63969 «Тайфун-К»

КамАЗ-63969 «Тайфун-К» обладает весьма выразительным внешним видом, напоминая некоторые западные БТР

Серийно эта модификация не производится, поскольку в распоряжении военных уже имеются бронетранспортеры, в том числе и перспективные.

КамАЗ-53949 «Тайфун» 4х4

Четырёхколесный вариант «камского» бронеавтомобиля представляет собой вполне самостоятельную конструкцию, не имеющую практически ничего общего с остальным семейством. По своей компоновке и целевому предназначению эта машина близка к хорошо известному в войсках «Тигру». Считается, что этот бронеавтомобиль, который иногда называют «тайфуненком», более всего подходит для нужд ВДВ, поскольку  габариты и масса такой техники допускают её перевозку на самолетах транспортной авиации.

Уровень защиты от стрелкового оружия – третий по STANAG 4569. Машина выдерживает подрыв на фугасе мощностью до трёх килограммов тротила.

КамАЗ-53949 «Тайфун» 4х4 с установленным боевым модулем

Одна из особенностей «тайфуненка» — высокий уровень насыщенности импортными комплектующими. Двигатель и трансмиссия у него американские, кресла – британские, шины – французские, а подвеска сделана в Ирландии. Ясно, что в условиях санкций ремонтные работы будут сопровождаться значительными техническими трудностями. В целом же причисление этого автомобиля к семейству «Тайфун» выглядит странным недоразумением.

Урал-63095 «Тайфун-У»

Грузовики Уральского завода никогда не делались по бескапотной схеме, поэтому неудивительно, что Тайфун, сделанный на базе автомобиля Урал, совсем не похож на своего «камского» «тёзку». Тем не менее по своим характеристикам эти машины довольно близки. Урал-63095 – это модульный бронеавтомобиль, кабина экипажа и кузов представляют собой отдельные узлы. За счет этого обеспечивается «многозадачность» —  десантное отделение можно заменить, к примеру, на подъёмное устройство или отсек с радиоэлектронным оборудованием.

Урал-63099 «Тайфун-У»

Урал-63099 и 63095Урал-63099 и 63095

Бронеавтомобили Урал-63099 (слева) и 63095 внешне почти не отличаются между собой

Этот вариант автомобиля сделан в едином кузове – кабина и десантный отсек представляют собой общий модуль. В отличие от КамАЗа-63969, «перерождения» в бронетранспортер при этом не случилось, скорее можно говорить о некотором упрощении конструкции при тех же ТТХ. В кабине Урала-63099 размещаются не три, а два человека, имеется проход в десантное отделение. Стрелок, обслуживающий боевой модуль (если он установлен), размещается в небольшом особом отсеке.

В настоящий момент наиболее отработанными и проверенными вариантами бронеавтомобиля  являются КамАЗ-63968 и «Тайфун Урал» 63095. Обе эти модификации изготавливаются серийно и уже получили положительную оценку в войсках. Не исключено, что определенные перспективы есть и у «тайфуненка», однако, его продвижение сдерживается из-за чрезмерного изобилия иностранных комплектующих.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С друзьями поделились:




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о