Содержание

Руль стал тяжелым – причины, устранение неисправностей

Речь пойдет об автомобилях с ГУРом и весьма неприятной проблеме, когда руль стал тяжелее крутиться. Неприятность заключается в том, что для устранения большинства неисправностей потребуются большие финансовые вложения, а также, скорее всего, необходимо будет обратиться в автомастерскую.

Содержание статьи:

Почему руль у машины становится тяжелым – причины тяжелого руля автомобиля

Сразу стоит заметить, что в статье будут рассматриваться только автомобили, укомплектованные гидроусилителем руля, поскольку машины без ГУРа — большая редкость, если не сказать — раритет. Большинство владельцев подобных автомобилей знают наизусть все неисправности и могут устранить их прямо у себя в гараже.

Итак, тяжелый руль — причины:

  • Самой простейшей причиной, почему тяжело крутится руль, является отсутствие жидкости для гидроусилителя в расширительном бачке.
  • Следующая причина тяжелого руля — износ, а порой — и выход из строя, насоса ГУРа.
  • Если стал тяжело поворачиваться руль, причина может быть в
    присутствии воздуха в системе гидроусилителя.
  • Стоит также проверить приводной ремень. Он может быть сильно изношен, либо слабо натянут. Обе неисправности могут быть причиной, почему тяжело вращается руль.
  • Последняя причина, которую стоит упомянуть, как всегда — самая неприятная: появился дефект в редукторе либо рулевой рейке.

Что делать, если руль у автомобиля тяжело вращается – инструкция к действиям

Если вы заметили, что у вас тяжело крутится руль с ГУРом, не стоит надеяться на простое русское выражение «ещё поездит». Подобное пренебрежительное отношение к неисправности может вылиться в дорогостоящий ремонт.

  • Остановите автомобиль и потрудитесь, хотя бы, заглянуть под капот. Первое, что должно вас заинтересовать, это — бачок с жидкостью для гидроусилителя
    . Если он пуст, то отправляемся в ближайший магазин автозапчастей, либо на АЗС.
  • Покупаем жидкость и заполняем бачок до максимально допустимого уровня.
  • Проверить уровень жидкости в бачке можно, запустив двигатель автомобиля.
  • Заметьте — после остановки вы никуда не едете, дабы не усугубить неисправность. Автомобиль лучше оставить в месте стоянки.


ГУР и тяжелый руль — как устранить неисправности?

Теперь попробуем разобраться, как устранить другие неисправности ГУРа.

  • Помните, если тяжело поворачивается руль, а жидкость в бачке все-таки есть, это ещё не значит, что причина в другом месте. Заведите двигатель и проверьте уровень ещё раз. Жидкость может либо полностью пропасть из бачка, либо, её уровень окажется катастрофически мал. В этом случае достаточно просто долить жидкость до максимального уровня и надеяться, что отсутствие последней не повлекло за собой появления других неисправностей.
  • Для диагностики насоса гидроусилителя руля рекомендуется обратиться в автомастерскую (Профессиональный ремонт автомобилей в СПб — СТО Автопрайд). Если причина в нём, то насос необходимо отдать в ремонт, а возможно заменить на новый. При отсутствии возможности посещения диагностической станции, рекомендуется проверить клапан регулировки насоса на наличие засорений. Если таковые имеются, то клапан необходимо прочистить и промыть.
  • Удалить воздух из системы гидроусилителя можно, выполнив вращение рулем из одного крайнего положения в другое. Как видим, процедура развоздушивания проста, но нужно ещё понять, откуда в системе взялся воздух? Для этого проверьте все соединительные шланги, при обнаружении повреждений — замените их. Проверьте хомуты на стыках, при необходимости — прожмите их, либо замените. Если описанные процедуры не помогли, то рекомендуется обратиться к специалистам.
  • С этим пунктом всё просто. При износе ремня – он меняется. При малом натяжении – натягивается. Если процедура не может быть выполнена самостоятельно – обращаемся на СТО.
  • Если дело в рулевой рейке или редукторе, то их необходимо сдать в ремонт. При невозможности отремонтировать поврежденный узел, потребуется его дорогостоящая покупка с последующей заменой, которую также не рекомендуется выполнять самостоятельно.

Общая рекомендация по обслуживанию гидроусилителя руля: проверяйте уровень жидкости в расширительном бачке хотя бы один раз в месяц.

Если уровень упал — долейте жидкость, если падает постоянно и с большой скоростью — ищите место утечки и не затягивайте с ремонтом.

Следите за состоянием пыльника рулевой рейки, при необходимости — замените его.

причины, диагностика и устранение неисправностей

Почему тяжело крутится руль в автомобиле

Негативные изменения работе рулевого управления водители воспринимают с тревогой. И на то есть весомая причина: риск потерять контроль над автомобилем во время движения чреват серьезными последствиями. Разберем причины, почему тяжело крутится руль с гидроусилителем, и узнаем несколько простых и доступных методов диагностики этой системы авто.

Тугой руль: основные неисправности, способы их диагностики и устранения

Рулевая рейка

 

 Причины тяжелого руля в системе, оснащенной гидроусилителем

  1. Общая выработка деталей гидронасоса. Часто руль туго вращается именно по этой причине, потому, что насос не создает достаточного давления. Помогающее усилие на рулевом колесе снижается. Один из симптомов, указывающих на эту проблему – повышение эффективности работы гидроусилителя при увеличении оборотов двигателя. Изношенный насос издает гудящий или скрежещущий звук. Если руль вращается туго на холостых или малых оборотах, а после раскручивания двигателя эта проблема исчезает – проблема в насосе. В этом случае поможет только капитальный ремонт или замена гидронасоса.
  2. Недостаточная натяжка приводного ремня гидронасоса. Если рулевое колесо тяжело крутится на месте, и при этом из-под капота доносится характерный писк ремня – проблема в недостаточном его натяге. Может подклинивать и шкив насоса ГУРа из-за износа подшипников. Попробуйте подтянуть ремень. Проверьте его состояние. Трещины и выкрашивания резины с оголением корда недопустимы.
  3. Обрыв приводного ремня. При этом ГУР откажет полностью. Проверяется эта неисправность визуальным осмотром. Устраняется заменой ремня. Обратите внимание на состояние шкивов. Перекос, деформация или появление острых кромок на рабочих поверхностях приведет к быстрому выходу из строя нового ремня. В этой ситуации замените поврежденный шкив вместе с ремнем.
  4. Сбой в работе перепускного клапана. Этот клапан обычно устанавливается на напорной линии гидронасоса и служит для сброса давления масла при превышении допустимого порога. Если перепускной клапан заклинит в открытом положении, то насос будет просто перекачивать жидкость внутри себя без подачи достаточного давления к рулевой рейке. Первичная диагностика заключается в проверке тока жидкости в контуре обратки от рейки к расширительному бачку. Проблема с перепускным клапаном встречается редко, и рассматривать этот вариант нужно в последнюю очередь.
  5. Износ рулевого механизма. Большая выработка в рулевом механизме может проявляться и в повышенном люфте руля, и в увеличении сопротивления его вращению. При этом руль будет крутиться с переменным усилием и «закусываниями» в определенном положении. Если рулевое колесо в машине не поворачивается вообще – произошло разрушение рулевого механизма. Самостоятельно, без разборки и со 100-процентной вероятностью диагностировать эту поломку невозможно. Потребуется демонтаж и вскрытие рулевой рейки.
  6. Проблема с распределителем. Распределитель на рулевых рейках авто обычно совмещается с ведущей шестерней (или червяком) рулевого механизма. Если руль тяжело поворачивается только в одну сторону, то забита одна из магистралей, идущих от распределителя к рабочей полости рейки. Для диагностики определения этой неисправности потребуется демонтаж трубной обвязки рейки и проверка тока жидкости по контурам. Это сложная процедура, и ее лучше доверить специалистам.
  7. Выработка на штоке рейки. В таком случае тугое рулевое управление и люфт руля будут наблюдаться независимо от условий эксплуатации авто. Осмотрите пыльники рейки на наличие повреждений и течи масла.
  8. Недостаточно жидкости в системе. Если в расширительном бачке недостаточно масла, гидроусилитель начнет сбоить или даже откажет полностью. В систему как минимум начнет попадать воздух. Воздух – легко сжимаемая среда, и он не способен передать в полной мере энергию от насоса к рейке. Дефицит масла в гидросистеме дополнительно характеризуется шумом при работе ГУРа из-за попадающего в насос воздуха. Диагностируется проблема визуальной проверкой уровня жидкости в расширительном бачке.
  9. В бачок залита неподходящая жидкость. Если руль туго крутится в мороз, но удовлетворительно работает летом или после прогрева зимой, то проверьте состояние масла в расширительном бачке. Даже в большие морозы жидкость гидроусилителя не должна терять текучесть. Чаще всего на холодную  руль плохо поворачивается из-за загустевшего масла. Откройте крышку бачка и проверьте состояние жидкости. Если жидкость густая и по консистенции похожа на мед – замените ее.
  10. Подсос воздуха в системе. Воздух снижает эффективность передачи энергии от насоса к рейке. Газообразная сжимаемая среда нарушает работу гидросистемы. Обычно при попадании воздуха в масло ГУР гудит и появляются проблемы с вращением руля. Можно попробовать выгнать воздух самостоятельно. Для этого энергично выверните руль несколько раз от одного крайнего положения до другого. Проблема не ушла – придется искать точку подсоса воздуха. Воздух затягивается через прохудившиеся уплотнения насоса, сальники штока или разгерметизировавшийся шланг забора жидкости из бачка.
  11. Перетянут регулировочный винт рулевой рейки. Если руль стал тяжелее крутиться после ремонта рейки, то, скорее всего, мастер слишком сильно зажал регулировочный винт, который служит для устранения люфта штока. Дополнительно наблюдается повышенная чувствительность руля и практически полное отсутствие люфта.  Проблема эта некритичная, обычно не требует повторного демонтажа каких-либо узлов рулевого управления и устраняется за несколько минут.
  12. Критически изношен опорный подшипник амортизатора. Стойка в верхней части крепится к стакану через опорный подшипник и поворачивается вместе со ступицей. Износ или разрушение этого подшипника приводит к увеличению сопротивления вращению рулевого колеса. Характерный признак этой неисправности — ощущение ступенчатости при вращении руля и/или периодические его заклинивания. Износ опорного подшипника – опасная неисправность, так как она может привести к отказу рулевого управления в самый неподходящий момент. Перед тем, как начать искать причину в рулевом управлении, при наличии вышеупомянутых признаков, проверьте состояние опорного подшипника и подвески в хорошем автосервисе.

Если плохо работает гидроусилитель руля, но в движении автомобиль управляется легко, без подклинивания, повышенного люфта и посторонних механических шумов – ехать можно без опасений. Отказавший ГУР просто снизит комфорт управления. Но помните: чем дольше эксплуатируется авто с нерабочим ГУРом, тем больше вероятность, что стоимость ремонта этой системы значительно возрастет. Например, езда без жидкости приведет к быстрому износу насоса, рулевого механизма и штока рейки. А воздух в системе снизит ресурс гидронасоса и поршня штока.

Видео:Тяжело крутить руль, ищем причины…

Периодически проверяйте уровень и состояние жидкости ГУРа и меняйте ее по регламенту автопроизводителя. Осматривайте пыльники рейки на предмет повреждений и меняйте их сразу после обнаружения дефектов. Разгерметизация пыльников, закрывающих шток, приведет к его быстрому разрушению под действием проникающих в рабочую полость абразивов и влаги. Контролируйте состояние приводного ремня гидронасоса. Вовремя меняйте изношенные рулевые тяги, наконечники и опорные подшипники. Это поможет максимально долго сохранить в исправном состоянии рулевое управление вашего авто.

Тяжелый руль — причины, как исправить | SUPROTEC

Тугой руль - это ГУР

Гидроусилитель руля (ГУР) – деталь, которая не только облегчает водителю повороты, но и значительно увеличивает контроль за направлением движения автомобиля: если спустило колесо, то машина с ГУР не съедет с дороги.

“Крутить баранку”, “Рулить”, “быть за рулём”: всем безусловно понятно, что стоит за этими словами, фразеологизмами и словосочетаниями. Руль давно стал синонимом управления и уже не только автомобилем. А если еще вспомнить крылатую фразу из фильма “Кавказская пленница”: “Будь проклят день, когда я сел за руль этого пылесоса”, то всем станет понятно, что рулевое колесо в автомобиле может и не самая главная деталь, но уж точно системообразующая. За более чем сто лет развития автопрома, руль сильно изменился. Сегодня это не просто инструмент для поворота автомобиля направо или налево, в современной машине руль — это фактически место контакта нервной системы человека и железного коня. И если вдруг руль стал тяжелее крутиться, то в этом контакте точно возникнут проблемы.

Устройство ГУРа.

Тяжелый руль — ГУР

Так на вскидку и не вспомнить, есть ли в современном автопроме машины без гидроусилителя руля… Думается, что уже давно таких чудо-агрегатов не выпускают. Потребитель привык: руль должен крутиться легко и непринужденно. Как же устроена система, которая помогает нам поворачивать баранку одним пальцем?

Гидроусилитель руля (ГУР) – деталь, которая не только облегчает водителю повороты, но и значительно увеличивает контроль за направлением движения автомобиля: если спустило колесо, то машина с ГУР не съедет с дороги. Агрегат также заметно компенсирует удары при наезде на всевозможные препятствия. И значит, когда руль стал тяжелее, все преимущества, которые вы получили от наличия гидроусилителя фактически сошли на нет.

ГУР — эта замкнутая гидравлическая система. Агрегат состоит из насоса, бачка для жидкости, регулятора давления, золотника и силового гидроцилиндра.

Когда тяжелый руль — причины

  • Вытекла жидкость из бачка;
  • Проблема с насосом;
  • Изношен или плохо натянут приводной ремень;
  • В уселитель попал воздух;
  • Проблемы в рулевой системе: редуктор или рулевая рейка вышли из строя.

Краткая инструкция к действиям

При любой, даже самой незначительной неполадки не стоит полагаться на русское “авось”. Важно помнить, неисправный автомобиль — потенциальный убийца. И даже один плохо закрученный болт может привести к трагедии.

Когда вы почувствовали тяжелый руль, срочно проверьте бачок с запасом гидравлической жидкости. Если она там отсутствует или её меньше, чем положено, то в любом ближайшем автомагазине или на заправочной станции покупаем жидкость и доливаем до максимума в бачок.

Автомобиль должен быть заведен, покрутите руль, жидкость пройдет в систему. В ситуации если тяжело крутится руль, а жидкость для ГУР в норме, то можно самостоятельно попробовать проверить клапан регулировки насоса. Он достаточно часто засоряется, а прочистить его можно в гаражных условиях. Проблему с наличием воздух в системе можно решить частым поворотом до упора рулевого колеса. Выглядит это все очень просто, но не стоит забывать, что воздух как-то попал в систему, а значит надо будет найти эту лазейку. Самое простое — проверить все резиновые и соединительные шланги. Возможно именно там дефект, а значит достаточно заменить их. Ну, если это не поможет, то придется обращаться в автосервис.

Как, скорее всего придется прибегнуть к помощи специалиста, если руль стал тяжелее крутиться из-за изношенного или плохо натянутого ремня. И тем более из-за поломок рулевой рейки или редуктора. К большому сожалению, починка большинства поломок гидроусилителя руля обойдется в достаточно круглую сумму.

Неисправности в системе ГУР

ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА МЕТОД УСТРАНЕНИЯ
«Тяжелый руль» в обе стороны Недостаточный уровень жидкости в бачке Долить жидкость
Попадание воздуха в систему Заменить ремкомплект или маслопроводы
Падение давления или производительности насоса Ремонт насоса
Износ ремкомплекта Заменить ремкомплект
Износ корпуса рулевой рейки Ремонт рулевой рейки
«Тяжелый руль» в центре Износ корпуса рабочего цилиндра рулевой рейки Ремонт рулевой рейки
«Тяжелый руль» только в одну сторону Износ корпуса рулевой рейки Ремонт рулевой рейки
Износ ремкомплекта Заменить ремкомплект
«Тяжелый руль» во время быстрого вращения Попадание воздуха в систему Заменить ремкомплект или маслопроводы
Падение давления или производительности насоса Ремонт насоса
Люфт на руле Изношены детали ходовой части Заменить изношенные детали ходовой части
Износ зубьев штона рулевой рейки Ремонт рулевой рейки, замена штона
Самопроизвольный поворот рулевого колеса Неправильно подключены трубки рейки Диагностика, правильное подключение трубок рулевой рейки
Шум Попадание воздуха в систему Заменить ремкомплект или маслопроводы
Деформация маслопроводов Заменить маслопровод
Падение давления или производительности насоса Ремонт насоса
Падение уровня жидкости в бачке Долить жидкость
Постоянная потеря гидравлической жидкости Износ ремкомплекта Заменить ремкомплект
Разгерметизация соединений масляных магистралей Заменить уплотнители
Руль не возвращается (плохо возвращается) в среднее положение Неисправность ходовой части Произвести ремонт ходовой части
Износ корпуса рулевой рейки Ремонт рулевой рейки
Нарушена регулировка развала-схождения Произвести регулировку развала-схождения
Неточность в управлении (автомобиль «плавает» по дороге) Недостаточной уровень жидкости в бачке Долить жидкость
Износ корпуса рулевой рейки Ремонт рулевой рейки
Изношены детали ходовой части Заменить изношенные детали ходовой части
Попадание воздуха в систему Заменить ремкомплект или маслопроводы
Удары по рулевому колесу при вращении Неправильно подключены трубки рулевой рейки Диагностика, правильное подключение трубок рулевой рейки
Изношены детали ходовой части Заменить изношенные детали ходовой части
Вибрация рулевого колеса при движении Нарушена балансировка колес Отбалансировать колеса
Нарушена регулировка развала-схождения Произвести регулировку развала-схождения

Как избежать проблем с ГУР

При неисправных деталях системы никакие меры, кроме срочного ремонта, уже не помогут нам решить проблему. Однако, мы можем позаботиться о гидроусилителе своего автомобиля и значительно продлить его ресурс. Для этих целей компания “Супротек” разработала триботехнический состав “ГУР”.

Его добавляют в трансмиссионное масло, которое доставляет компоненты состава до всех деталей агрегата. Благодаря своим триботехническим свойствам добавка “ГУР” способствует созданию на поверхностях трения металлический защитный нанослой. Он частично обновляет старые детали, уменьшает зазоры, держит масло и прочищает золотник.

В итоге наблюдается восстановление давления насоса и нормализация работы всей системы ГУР.

При использовании триботехнического состава мы:

  • продлеваем жизнь гидроусилителя;
  • уменьшаем шум и вибрацию за счёт обновления насоса и очистки клапанов;
  • рулевое колесо значительно легче вращать.

Тяжело крутится руль — в чём причина?

Рулевая система — важнейший компонент безопасности Вашего автомобиля. Вот почему Вам следует тщательно следить за корректностью её работы и обращать пристальное внимание даже на малейшие изменения в нормальной её работе. В то же время тяжёлый руль — это одна из наиболее распространённых проблем с рулевой системой, она доставляет множество неудобств, особенно, для женской половины человечества, и может привести к довольно дорогостоящим последствиям.

Система рулевого управления Вашего автомобиля разработана с тем, чтобы позволить Вам направлять машину туда, куда Вам угодно. Но на сегодняшний день руль связывается в передними колёсами автомобиля посредством целого ряда агрегатов, проходя немаленькую цепочку из них, где каждое звено должно работать безупречно, чтобы каждый поворот руля обвенчался успешным поворотом в нужную сторону колёс автомобиля. Поэтому каждый раз, когда Вы поворачиваете рулевое колесо, передние колёса также поворачиваются. И тот момент, когда Вам становится тяжело крутить руль, очень легко заметить. Продолжайте читать далее, чтобы узнать о возможных причинах того, что руль стал крутиться значительно тяжелее обычного.

Компоненты цепочки рулевой системы

Прежде всего обратите внимание на особенности этой неисправности:

  • Насколько тяжелее стал крутиться руль: возможно ли его вообще поворачивать при стоящем или движущемся авто или его можно повернуть, только приложив большие или даже огромные усилия?
  • Наблюдается ли проблема при разгоняющемся автомобиле или только при движении накатом, торможении или в стоящем автомобиле с заведённым двигателем?
  • Какая система усилителя руля установлена в Вашем автомобиле: гидравлическая или электрическая?
  • Постоянно ли тяжело крутится руль или в определённые (хаотичные или нет?) моменты?

Всё это поможет Вам наиболее точно определить, почему стал тяжело крутиться руль. Так давайте же взглянем на все возможные причины тяжёлого руля по порядку и опишем, какие симптомы при этом преследуют наш процесс вождения!

Недостаточно накачанные шины

И давайте начнём с наиболее возможной и наиболее просто устранимой и диагностируемой причины тяжёлого поворота руля — с неправильного давления в шинах, а именно, с недокачанных шин. Суть проблемы здесь заключается в том, из-за низкого уровня давления покрышка колеса становится мягче, вследствие чего увеличивается площадь контакта с поверхностью дороги, что, в свою очередь, и приводит к тому, что такое колесо становится тяжелее повернуть.

Главным симптомом этой причины является то, что утяжеление возможности поворота рулевого колеса в этом случае едва заметное, а чаще всего даже вовсе почти и незаметное. Однако, если речь идёт о внедорожниках или тяжелых кроссоверах с большими колёсами, то здесь руль может стать крутить значительно тяжелее.

Просто заедьте в ближайшую шиномонтажную мастерскую и проверьте давление во всех четырёх шинах, а также в запаске Вашей машины.

Уровень жидкости гидроусилителя руля слишком низкий

Как и все остальные уровни жидкостей Вашего автомобиля (хладагент, «незамерзайка», топливо, масло и т.д.), проверять жидкость гидроусилителя руля (ГУР) необходимо как можно чаще. Слишком низкий уровень жидкости гидроусилителя рулевого управления может привести к более тяжёлому рулевому управлению, вплоть до управления вовсе без участия гидроусилителя.

Проверьте уровень жидкости ГУРа — Вы сможете её найти в цилиндрическом резервуаре (бачке) возле одного конца магистрали гидроусилителя — под капотом чаще всего ближе к салону автомобиля в подавляющем большинстве случаев в виде пластикового (реже — металлического) бачка с отметками MIN и MAX, которые соответствуют минимальному и максимальному нормальному уровню этой жидкости в системе рулевого управления. Если уровень жидкости ниже отметки минимально необходимого уровня, то это значит, что проблема потяжелевшего руля, скорее всего, в этом.

Бачок жидкости ГУР с отметками на прогретую и охлаждённую жидкость

Если потребовалась доливка жидкости ГУР, то необходимо через некоторое время снова проверить её уровень — возможно, что в Вашем автомобиле появилась утечка этой жидкости.

Жидкость ГУР пришла в негодность

Если уровень жидкости гидроусилителя в норме (и даже если он ниже минимального уровня), необходимо также проверить, не пришла ли в негодность эта жидкость и не перестала ли она, как следствие, выполнять возложенные на неё функции. Сделать это легко. Нормальный цвет жидкости ГУР чаще всего тёмно-красный (но может отличаться от этого) — если жидкость стала слишком тёмной и мутной, то это, вероятнее всего, значит, что её нужно менять. Если Вы ни разу этого не делали, то лучше доверить это дело профессионалу, хотя, можно заменить жидкость и самостоятельно, предварительно изучив инструкцию по этой процедуре применимо к Вашей модели автомобиля. Помните, что нельзя допускать попадания воздушных пробок при замене этой жидкости в систему (определить наличие таких пробок также несложно — жидкость в дачке будет пенистой в этом случае).

Требующая замены (мутная и тёмная) жидкость ГУР слева и свежая рабочая (красная) жидкость ГУР справа
Неисправен электроусилитель руля

В случае укомплектованности Вашего авто электроусилителем руля (ЭУР), проблема также может приключиться и с ним, хотя, вероятность такого значительно ниже, чем в случае с гидроусилителем. Однако, в случае появления таковой, как правило, симптомы однозначны и просты — ЭУР попросту отказывает, и руль начинает поворачиваться с таким усилием, как-будто электроусилителя у Вас и не было вовсе.

Для выявления проблем с электроусилителем необходимо провести диагностику у автоэлектрика.

Другие проблемы с ГУР

Гидроусилитель руля — не очень сложный и многокомпонентный механизм, однако, сломаться он вполне может. Другими проблемами ГУР, помимо вышеперечисленных, могут быть такие как чрезмерный износ, повреждение ремня гидроусилителя — в этом случае необходима его замена, или ослабление его натяжения — в этом случае его достаточно натянуть.

Кроме того, причина того, что руль стал тяжело крутиться, может заключаться в неисправности самого насоса ГУР — в этом случае необходим его ремонт или замена, а симптомы неисправного насоса гидроусилителя схожи с таковыми в случае ЭУР — т.е. полное отсутствие помощи при повороте руля, как-будто усилителя руля и вовсе нет.

Туго крутится руль. Почему туго поворачивается руль

Из данной статьи вы узнаете, почему туго крутится руль, как узнать причину данной неисправности и что делать в каждом из возможных случаев.

Автор статьи: mudriy_lev
Специализация: ремонт автогенераторов и сервоприводов в автомобиле.
Место работы: сервисный центр. Стаж: 2 года.
Образование: высшее — инженер-электромеханик, среднее специальное — слесарь механосборочных работ.

По ряду причин автовладелец может заметить, что руль стал туго крутиться. Из-за этого приходится прикладывать дополнительное усилие на баранку, и как результат — недополучение удовольствия от вождения автомобиля и серьезный удар по безопасности дорожного движения.

Пониженное давление в шинах

davlenie-v-shinah

davlenie-v-shinah

Любой автовладелец, который столкнулся с такой проблемой должен для начала проверить давление в шинах. Многие автозаправки предлагают данную услугу в том числе и бесплатно. Давление в шинах должно соответствовать заводскому. В случае, если оно ниже, увеличивается пятно контакта колеса с дорогой, что ведет к увеличению усилий на руле и чрезмерному износу покрышек. Часто бывает, что в результате приспущенных шин стал туго вращается руль даже с с гидроусилителем (ГУР).

Развал-схождение

razval-shozhdenie

razval-shozhdenie

Если автомобиль попал в ямку, ударился в бордюр, слишком быстро проехал лежачего полицейского, и после этого появились проблемы с управлением, то причина, почему туго поворачивается руль, кроется в развал-схождении автомобиля. В таком случае необходимо как можно скорей ехать на СТО и там регулировать положение колес относительно осей железного друга.

Низкий уровень масла

bachok-gur

bachok-gur

Если туго крутится руль, причина может быть в низком уровне жидкости в бачке гидроусилителя руля. Такая ситуация могла появится по трем причинам:

  1. Не было своевременно заменено масло.
  2. Постепенный износ элементов гидроусилителя руля.
  3. Повреждение какого-либо элемента гидроусилителя руля в дороге.

В случае если произошла первая ситуация, необходимо просто заменить жидкость на новую, заполнив бачок до максимальной отметки.

Если сложилась вторая ситуация, и обнаружено незначительное протекание жидкости, то необходимо долить жидкость и в ближайшее время произвести ревизию элементов системы.

В случае если вытекание масла значительно, так как гидросистема недавно получила серьезное повреждение, ехать с гидроусилителем нельзя. Большинство насосов гидроусилителей современных автомобилей получат серьезные задиры и разрушения, если продолжить их эксплуатацию без масла.

Для того чтобы продолжить движение на автомобиле необходимо произвести демонтаж приводного ремня насоса гидроусилителя руля либо вызвать эвакуатор.

На холодную и горячую разное поведение руля

В случае, если руль автомобиля ведет себя по разному при выезде из гаража и после продолжительного движения, то причина может скрываться в изменении характеристик элементов рулевого управления.

Вариантов поведения автомобиля два:

  1. На холодную руль легкий, после небольшого пробега он тяжелеет.
  2. На холодную руль крутится туго, но после прогрева все нормально.

В первом случае мы имеем ситуацию с линейным расширением материалов. В результате увеличения температуры некоторые элементы меняют свои размеры. Если допуски и посадки выбраны не оптимально, то возможно заедание некоторых элементов.

Для диагностики такой ситуации необходимо поддомкратить переднюю часть автомобиля (если он переднеприводный) и произвести повороты руля при его холодном и горячем состоянии. Места подклинивания обычно обнаруживаются визуальным осмотром.

При второй ситуации обычно причина, почему туго поворачивается руль с гидроусилителем, кроется в загустевании масла. Если такая ситуация происходит зимой, то нет особых поводов для беспокойства. Но если это мешает комфортному вождению, рекомендуется заменить жидкость в гидроусилителе на более качественную.

Круглогодично на холодную руль может туго вращаться по причине забивания фильтра. Некоторые модели гидроусилителей имеют встроенный фильтр в бачок гидросистемы. Он со временем забивается мусором. Разогретое масло может беспрепятственно проходить сквозь него, а вот на холодном автомобиле это вызывает проблемы.

Приводной ремень

Если руль в автомобиле стал туго вращаться не резко, а постепенно на протяжении месяца и более, то причина данной неприятности заключается в проскальзывании приводного ремня и как следствии не выполнении своих функций насосом гидроусилителя.

Для диагностики данной неисправности необходимо визуально осмотреть ремень на заглушенном и работающем автомобиле.

При осмотре на заглушенном автомобиле необходимо проконтролировать натяжение ремня, отсутствия на нем потеков масла, трещин, затертостей и неровностей. При работающем двигателе не должно быть свиста и проскальзывания со стороны приводного ремня насоса гидроусилителя (ГУР).

В случае, если износ ремня происходит слишком быстрыми темпами необходимо обратить внимание на состояние насоса. При снятом приводном ремне необходимо рукой повращать шкив. Вращение должно быть легким и плавным без заеданий.

Поломка насоса

nasos-gidrousilitelya-rulya

nasos-gidrousilitelya-rulya

Наиболее печальной для владельца является ситуация, когда туго вращается руль с ГУР, и виновником этого обнаруживается сломанный насос гидроусилителя. Обнаружить поломку насоса можно по издаваемому им при работе характерному звуку. Также, в наиболее запущенных случаях, заглянув в бачок с жидкостью, можно обнаружить отсутствие ее циркуляции.

в чём причина, опасно ли, что делать

Рулевая рейка является одним из ключевых элементов управления автомобиля. Иногда после ремонта этого механизма руль туго проворачивается, и водителю приходится прикладывать больше усилий, чтобы крутить его. Если не будет выполнена надлежащая профилактика системы рулевого управления, это может привести к нежелательным последствиям. Статья посвящена возможным причинам затруднённого поворота руля и методам решения проблемы.

Что затрудняет поворот руля, и как решить проблему

В нормальных условиях, когда автомобиль находится в хорошем состоянии, руль гибкий при повороте, и вождение не вызывает затруднений. Чтобы понять, что может послужить тугому ходу руля при ремонте или замене рулевой рейки, стоит разобраться с работой этого механизма.

Рулевая рейка представляет собой комплект реечной передачи, заключённый в металлический корпус. Деталь имеет большое значение в управлении, поскольку без неё водитель не может изменить направление движения автомобиля. При выполнении поворота водитель вращает руль круговыми движениями, которые передаются от рулевого колеса через колонку к промежуточному валу и достигают ведущей шестерни рейки. Ведущая шестерня входит в сцепление с зубьями рейки, заставляя её двигаться из стороны в сторону.

Рулевая рейка

Рулевая рейка имеет два конца, которые входят в поворотный кулак на обоих колёсах автомобиля, и все эти части связаны механически. Принцип работы заключается в том, чтобы преобразовать вращательное движение руля в боковое движение через реечную шестерню и упростить управление благодаря снижению передачи. Поскольку рулевая рейка связана с колёсами автомобиля, при её движении влево или вправо, колёса тоже поворачиваются.

Знаете ли вы? Механическая рулевая рейка ставилась на автомобили ещё в конце XIX в., а в 1925 г. запатентован первый гидроусилитель руля, конструктором которого стал Фрэнсис Дэвис.

Для управления тяжёлыми автомобилями с целью повышения удобства и качества вождения конструкторы разработали гидравлический усилитель руля (ГУР), которым оснащён сегодня практически каждый автомобиль. Работа реечного механизма такая же, но система оснащена дополнительными компонентами, состояние которые тоже необходимо проверять при замене или ремонте рейки. Разные детали могут привести к неисправности, и это означает, что способ диагностики будет другим.

Рулевая рейка не имеет определённого срока службы. Её рабочее состояние во многом зависит от конструкции, модели автомобиля, характера вождения и качества дорог. Но, как правило, большинству водителей приходится заменить механизм один или два раза в течение всего срока эксплуатации авто. Части, составляющие систему рулевого управления, изнашиваются. Внешние компоненты, такие как концы рулевой тяги и звенья, изнашиваются намного быстрее, чем внутренние, и требуют регулярного обслуживания. Внутренние компоненты, которые включают в себя гидравлику, рулевую рейку и блок шестерни, служат гораздо дольше и реже ремонтируются.

Компоненты рулевой рейки

Замена рулевой рейки не сложна, но нужно предпринять несколько шагов, чтобы убедиться, что всё сделано правильно, и проверить автомобиль после ремонта. Если после ремонта реечного механизма поворот руля приходится делать с усилием, то причин может быть несколько. Обычно специалисты автосервиса советуют подождать несколько дней, чтобы дать отремонтированным механизмам «притереться».

Неправильная установка рулевой рейки

Любая рейка при замене настраивается в крайней позиции рулевого колеса по длинной стороне в левом положении. Установленная и правильно затянутая рейка позволяет рулю без усилий со стороны водителя вращаться в обе стороны, а после полного поворота он должен самостоятельно возвращаться к исходной точке. Следует следить за правильной установкой рейки, чтобы обеспечить плавное движение руля.

Знаете ли вы? Самая длинная машина в мире — 30-метровый лимузин с 26 колёсами. Автомобиль имеет две кабины управления с обоих концов, а внутри него расположен полноценный бассейн.

Перетянутые гайки

Рулевая колонка автомобиля закреплена подшипниками с двух сторон. За натяжение всего реечного агрегата отвечает прижимная гайка, которая при подкручивании упирает распределительный вал в нижний подшипник. Перетягивать этот элемент опасно. Слишком сильное закручивание приводит к плотному входу шестерёнки в сцепление зубчатой рейки, что приводит тяжёлому вращению руля.

Рулевая колонка

Чтобы исключить эту причину, следует ослабить прижимной компонент для облегчения движения рейки и нормальной работы механизма. Процедура выполняется за пару минут и не требует демонтажа узлов управления рулём.

Важно! На некоторых моделях конструктивные особенности не позволяют подтянуть регулировочную гайку непосредственно на автомобиле, поскольку нет доступа к элементу.

Попадание воздуха в ГУР

Воздух в ГУР снижает эффективность совместной работы насоса и рейки, поскольку является легко сжимаемой фракцией и не может обеспечить передачу кинетической энергии в полном объёме. Воздушные пузырьки нарушают функционирование гидросистемы. Обычно при наличии воздуха в жидкостных полостях, механизм управления начинает скрипеть, и возникают трудности с поворотом рулевого колеса. Можно избавиться от воздуха в системе энергичным поворотом руля из одного крайнего положения в другое. Если проблема остаётся, то следует искать другие причины — воздух попадает через нарушение уплотнения насоса, сальников или трещины в шлангах и бачке.

Насос ГУР

Некорректная работа насоса гидроусилителя

Наряду с жидкостным наполнением, насос также имеет большое значение в создании необходимого давления в системе ГУР. Если насос функционирует внештатно (слышно гудение, свист), выйдет из строя или перестанет работать по какой-либо причине, повернуть рулевое колесо будет сложно. Повреждённый насос не остановит колесо полностью. Водитель по-прежнему сможет перемещать его, но для этого потребуется гораздо больше усилий, что может быть опасно при выполнении крутого поворота на дороге, а автомобиль не будет легко поддаваться управлению.

Упущения в обслуживании детали

При обслуживании рейки необходимо уделить внимание следующим возможным упущениям:

  • утечка жидкости — если вы найдёте масляные пятна на месте парковки, убедитесь, что это действительно гидравлическая жидкость, а не тормозная или трансмиссионная, или моторное масло, поскольку потеря наполнения ведёт к изменению давления в жидкостных полостях рейки и, как следствие, — тяжёлое вращение руля;
  • неправильный ремонт — заменили уплотнители, но не обследовали всю систему ГУР, куда в результате попал воздух;
  • нарушена целостность ремня — любые дефекты этой детали приводят к тугому повороту — колесо начинает показывать жёсткость, когда ремень начинает разрушаться и ослабнет;
  • отсутствие смазки всех основных компонентов рейки.

Обслуживание рейки

На СТО залили неоригинальное масло ГУР

Гидроусилитель руля является одним из лучших достижений в автомобильной технике. Это облегчает вождение автомобилем и означает, что требуется меньше мощности и усилий для управления на низких скоростях даже в стеснённых условиях. Тем не менее, для правильной работы ГУР, куда входит и рейка, необходимо поддерживать смазку деталей, а правильное давление должно передаваться туда, где это необходимо. Жидкость ГУР отвечает за оба эти процесса.

На рынке имеется множество марок и типов жидкости для ГУР, которые поставляют производители, и в зависимости от марки автомобиля покупка неправильной может негативно повлиять на рулевое управление. Некоторые жидкости подходят только к конкретным моделям автомобилей, другие можно использовать для многих транспортных средств. При заполнении системы ГУР следует учитывать рекомендации по применению того или иного типа жидкости, которые указаны производителями, и она не должна терять текучесть при любых условиях.

Читайте также:

Как и все другие типы жидкостей в автомобиле, масло гидроусилителя руля также со временем собирает грязь и мусор, если оно не менялось в течение указанного в рекомендациях периода. Оно становится слишком вязким и густым, чтобы свободно течь и смазывать все части системы. Это приводит к тому, что рулевое колесо трудно поворачивать на малых скоростях. Единственное решение — вымыть старую жидкость из системы и наполнить её новой свежей.

Жидкость для ГУРКогда жидкость наливается в бак, она опускается до насоса рулевого управления, который далее подаёт её в рулевую рейку, а вращение руля создаёт давление, которое необходимо для комфортного управления поворотом.

Несоответствие размеров

Несоответствие размеров недопустимо при ремонте и замене. Все детали, которые входят в конструкцию, должны быть приобретены или изготовлены с аналогичным типоразмером, а рулевой агрегат — соответствовать используемой модели автомобиля. Нарушения приведут к плохой работе системы управления и износу отдельных компонентов. Руль будет не только туго крутиться, но его может заклинить в самый неподходящий момент, что ставит под угрозу безопасность на дороге.

Знаете ли вы? Дистанционное управление реальным автомобилем перестало быть фантастикой. Сегодня существуют специальные приложения для смартфона, позволяющие выполнять эту процедуру.

Диагностика и обнаружение проблемы

Есть несколько вещей, которые водителю следует обязательно проверить после ремонта или замены рулевой рейки, иначе управление автомобилем не будет выполняться правильно и эффективно.

Проверка авто

Вот несколько решений по диагностике и профилактике жёсткого поворота руля.

  1. Проверьте давление в шинах. Если вы обнаружите, что руль тяжело поворачивать на малых скоростях, то причиной будет давление воздуха во всех шинах. Они должны быть заполнены равным по давлению воздухом в соответствии с рекомендациями автопроизводителя (параметры указаны в табличке, прикреплённой на стойке авто или крышке бензобака). Неправильное давление, особенно если оно слишком низкое (при спущенных колёсах), приводит к жёсткому повороту.
  2. Проверьте систему управления и уровень гидравлической жидкости. Из-за проблем, связанных с уровнем и состоянием масла в ГУР, возникают трудности вращения руля на малых скоростях. В таких ситуациях необходимо проверить как состояние системы управления, так и уровень и качество масла в цилиндрическом резервуаре (пластиковом или металлическом), который расположен близко к ремню ГУР и имеет чёткую маркировку «min» и «max». Уровень, рекомендованный производителями, должен находиться в этих границах. Это связано с тем, что при замене рейки вытекает жидкость рулевого управления, а без неё механизм не может функционировать должным образом. Отклонение по уровню, цвету и качеству жидкости, необходимой для марки данного авто является причиной жёсткой рулевой колонки. Если вы заметили, что цвет жидкости слишком тёмный и вязкий, пришло время поменять её.
  3. Проверьте шкив на блоке ГУР. Осмотр шкива необходимо сделать при затруднении поворотов руля. Процедура проводится только при выключенном двигателе автомобиля, чтобы обеспечить безопасность. Правильное напряжение можно проверить вручную и убедиться в упругом состоянии ремня. Следует проверить качественное состояние ремня шкива, чтобы не было признаков износа — трещин и потёртостей. Проведите визуальный контроль при работающем двигателе автомобиля, чтобы убедиться, что шкив работает нормально и вращается плавно, ремень не скользит — это исключает жёсткое и неустойчивое рулевое управление.
  4. Осмотрите и проверьте ГУР, поскольку любая утечка из соединительных напорных шлангов снизит давление в системе и повлечёт тугое управление. Следовательно, визуальная проверка на наличие утечки масла из любых частей ГУР необходима. Другим тестом может быть запуск двигателя, а в режиме парковки попросите кого-нибудь повернуть колёса до упора. Если уровень жидкости низкий или ремень плохой, можно услышать скрип, поэтому эти элементы должны быть проверены в первую очередь.
  5. Обследуйте передние концевые детали рулевой тяги и шаровые опоры на износ и наличие смазки. Слишком сильное изнашивание этих механизмов опасно и может привести к неконтролируемому повороту руля. Убедитесь, что проведено выравнивание передних колёс автомобиля после замены рулевой рейки. Предупреждающим знаком может быть неравномерный износ передних шин, и автомобиль будет отклоняться в сторону при движении без соответствия положению руля, что определённо небезопасно. Не проводите ручное выравнивание дома, если не знаете, как это делать. Эта процедура относительно дешёвая и выполняется быстро и точно механиками автосервиса.

Видео: диагностика рулевой рейки после ремонта

Регулярное техническое и плановое обслуживание являются лучшими способами избавить автомобиль от этих проблем. Вы должны регулярно проверять уровень жидкости и систему гидроусилителя руля каждый раз, когда отправляете автомобиль в сервисный центр для осмотра.

Когда стоит пойти в сервис

Диагностика проблемы с автомобилем — сочетание глубоких технических знаний и опыта для точного выявления причин. Не каждый водитель обладает этими качествами в полной мере. Поэтому желательно для решения любых проблем с управлением автомобиля обращаться к специалистам, чтобы не усугублять ситуацию и сохранить машину в хорошем состоянии.

Важно! Вы можете столкнуться с жёстким рулевым управлением при поворотах, если все колёса автомобиля не выровнены точно.

Системы рулевого управления очень надёжные — они построены так, чтобы продлить срок службы составных частей и обеспечить комфортное вождение. Но если вы чувствуете, что есть какие-либо проблемы с системой, не уверены в том, что она исправна, не откладывайте её осмотр и обратитесь на станцию техобслуживания для получения квалифицированной помощи по профилактике и ремонту.

Проблема с рулевой рейкой, без сомнения, является одной из наиболее серьёзных неисправностей, поскольку деталь отвечает за изменение направления движения автомобиля. Жёсткое рулевое управление не остановит колесо полностью — вы ещё сможете управлять машиной, хотя это потребует довольно больших усилий и может стать опасным в зависимости от того, насколько серьёзна проблема.

ДТПИзношенная рулевая рейка может привести к частичной или полной потере контроля над рулём автомобиля во время движения, что становится причиной несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий.

Неправильное и несвоевременное техобслуживание в сочетании с износом некоторых компонентов являются причинами жёсткого рулевого колеса, поэтому важно определить признаки на ранней стадии и провести ремонт прежде, чем они станут серьёзнее. Разборка и установка рулевой рейки может быть очень трудоёмкой, поскольку каждая конфигурация автомобиля настроена по-разному. Всё зависит от марки автомобиля, модели и года выпуска. Кроме того, возникает необходимость поиска нужных деталей, подходящих к механизму.

Чтобы не допустить повторения проблем, убедитесь, что вы регулярно обслуживаете свой автомобиль в соответствии с требуемым пробегом и по рекомендациям специалистов-механиков, которые выполняют техобслуживание. Убедитесь, что вы избегаете вещей, которые способствуют жёсткости рулевого колеса, таких как низкое давление в шинах и неправильная работа составных частей гидроусилителя руля.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Туго крутится руль с гидроусилителем

Диагностика и ремонт13 августа 2016

Гидроусилитель руля (ГУР) — составляющая часть автомобиля, назначение которого — оптимизировать управляемость транспортного средства и его эксплуатацию. От работоспособности гидроусилителя зависит комфортность, а главное — безопасность процесса вождения.

Нарушение нормальной работы гидроусилителя руля может быть спровоцировано следующими неисправностями:

  • нарушение герметичности системы рулевого управления,
  • повреждение шлангов,
  • естественный износ деталей.

Все перечисленные факты ведут к тому, что необходим квалифицированный ремонт.

Туго крутится руль с гидроусилителем

Поиск и устранение неисправностей ГУР

Возможные причины, по которым не работает гидроусилителя руля, и как их устранить, рассмотрим ниже.

Предварительно рекомендуем ознакомиться с основными принципами работы ГУР и узнать какую жидкость нужно в него заливать.

Обратные толчки на рулевом колесе (отдача)

Возможная причина — слабое натяжение приводного ремня насоса, либо этот ремень изношен. Устранение такой неисправности не займет значительного количества времени и средств, потому как необходимо заменить ремень, либо отрегулировать его натяжение.

Рулевое колесо прокручивается с усилием

Если туго крутится руль с гидроусилителем, то причин такой неисправности может быть несколько:

  • слабое натяжение приводного ремня насоса (отрегулировать натяжение),
  • низкий (критический) уровень жидкости в бачке ГУР (долить жидкость),
  • засоренность фильтра бачка ГУР (заменить фильтр),
  • низкое рабочее давление насоса на гидроусилителе (заменить или отремонтировать насос),
  • воздух в ГУР (удалить скопившийся воздух и проверить герметичность).

Жидкость в ГУР необходимо доливать ту, которая была залита изначально. Для этого лучше хранить тару, в которой жидкость продавалась.

Гидроусилитель руля плохо работает

Вращение колеса требует усилия

Причина такой неисправности гидроусилителя руля одна — неисправность насоса. Устранение — проверить и произвести ремонт насоса, заменить его сальники.

Рулевое колесо в среднем положении крутится с большим усилием

Причины:

  • неисправность насоса, устранить которую можно заменой детали, либо ее ремонтом,
  • механическая неисправность — рекомендуется провести диагностику системы рулевого управления.

Вибрация

Возможные причины неисправности:

  • механическое повреждение, опасное состояние шин (выявить дефектные шины, отремонтировать их или заменить на новые),
  • попадание воздуха в гидравлическую систему (удалить воздух, предварительно установив причину его попадания).

Шум при работе

Причины неисправности:

  • низкий уровень жидкости ГУР в бачке (устранить течь, проверить герметичность и долить жидкость),
  • повреждение (износ) шлангов высокого и низкого давления (в таком случае проверяют шланги и заменяют вышедшие из строя),
  • скопление жидкости через предохранительный клапан, сопровождается свистящим звуком при крайнем положении рулевого колеса (проверить работу насоса, в случае его отказа заменить).

Нечеткая работа рулевого управления

Причины:

  • нарушение геометрии рулевого привода (необходимо проверить состояние шин),
  • износ деталей рулевого управления (проверить визуально состояние деталей и узлов, устранить их неисправности),
  • течь жидкости (проверить герметичность).

Как видно из перечисленных неисправностей, чаще всего гидроусилитель руля плохо работает из-за утечки жидкости, которая служит как смазочный материал. Автомобиль при этом начинает усиленно «гудеть», а при поворотах руля этот гул усиливается, поэтому при снижении уровня жидкости необходимо срочно искать место утечки, иначе насос выйдет из строя, а эта деталь — очень дорогое удовольствие.

Гидроусилитель руля, как говорилось выше, влияет на ходовую часть автомобиля, поэтому его исправная работа — залог удачной поездки. В случае подозрения на неправильную работу ГУР рекомендуется остановить движение и продолжить его после ремонта гидроусилителя.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о