Содержание

Туареги — Википедия

Туаре́ги (араб. طوارق‎, самоназвание — имощаг, имошаг[10]) — народ группы берберов в Мали, Нигере, Буркина-Фасо, Алжире и Ливии.

Первое научное исследование туарегов провёл Анри Дюверье.

История

У туарегов есть легенда, что корни их идут от легендарной праматери и великой правительницы, царицы Сахары — Тин-Хинан, которая была амазонкой и пришла в Хоггар со своей служанкой из южной области нынешнего Марокко, называвшегося Тафилалет. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины. Многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан[11].

Первые письменные описания туарегов появились в ранних арабских текстах, включая произведения Ибн Хаукаля в X веке, Аль Бакри в XI веке, и более подробные — Ибн Баттуты и Ибн Хальдуна в XIV веке и Льва Африканского в XVI веке. Эти путешественники пересекли Сахару, следуя по чётко проложенным маршрутам караванов, которые способствовали распространению ислама в данном районе, начиная с VII века[12].

Средние века

Основной район проживания туарегов

В XI веке арабские завоеватели вторглись на территорию расселения туарегов в Северной Африке, вновь сместив ареал туарегов в западном направлении. В этот период туареги подверглись исламизации и арабизации.

В Средние века туареги были заняты в транссахарской торговле, создали несколько просуществовавших недолго государственных образований, такие как Султанат Агадес; контролировали важные перевалочные торговые пункты, как например Такедда.

Колониальная эпоха

Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку. В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти. Так, например, колониальная власть в колонии Нигер смогла подчинить туарегские племена только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.

Постколониальный период

В результате колониального правления Франции туареги потеряли возможность доминировать над оседлыми земледельцами. Эта причина, а также отстранение от политики другими этническими группами, ухудшение экономического положения в результате засух 1970—1980-х гг. привели к открытому вооружённому сопротивлению в Нигере, в Алжире и в Мали. Туареги выступили за создание государства Азавад.

Росту напряжённости на севере Нигера способствовал инцидент в городе Чин-Табарадене в 1990 году.

В 2012 году туареги подняли восстание в Мали; на начало апреля они контролировали значительную часть севера страны[13].

Язык

Язык туарегов тамашек относится к берберским языкам, хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор. При этом у туарегов существует особое письмо тифинаг (на языке тамашек), происходящее от древнего ливийского письма. В XX веке в ряде стран для тамашека были введены системы письменности на основе латиницы.

Культура

Современное украшение, созданное туарегом из Мали (резьба по дереву)

По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций, как например, матрилинейную родовую организацию, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак. Несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, мужчине же позволительно быть неграмотным. Традиционная туарегская письменность тифинаг, по мнению ряда ученых, восходит к древнеливийскому письму[14].

Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.

Туареги славятся своими ювелирными украшениями: браслетами, ожерельями, кольцами и т. д. Украшения, сделанные туарегами, популярны не только в странах арабского мира, но и Европы и даже в Индонезии.[15].

Одежда

Женщина-туарег.

Одеты благородные обычно в рубашку без рукавов и широкие штаны. Поверх надета накидка синего цвета. На груди перекрещиваются две широкие ленты, сплетенные из разноцветных шелковых шнурочков, на концах которых — кисти. Мужчины покрывают голову белым или синим платком, которым закрывается лицо, открытыми остаются только глаза. Волосы заплетают в косы. На ногах сандалии из кожи. Благородный носит каменный браслет, иногда — простое серебряное кольцо на пальце в качестве украшений.

У туарегской женщины-аристократки волосы заплетены в косички. Одета она в белую длинную рубашку и платок синего цвета. На шее у женщины украшения из серебра, кольца на руках. По праздникам женщины и мужчины красят брови и веки сурьмой

[16].

Обычаи

Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок — «тагельмуст» (шаш-араб.) или лисам, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только во время трапезы позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена увидевшего лицо туарега ждала незавидная участь быть убитым им. В случае, если таковое сделать не удавалось, то туарег обязан был покончить жизнь самоубийством. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. В то время как женщины туарегов лица не закрывают.

Общественный строй

Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на племенные или «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.

Крупнейшие группы племен — Юллемиден, Ифорас, Кель Ахаггар и Кель Адджер (юг Алжира), Кель Адрар (север Мали), Кель Аир (север Нигера), Кель Герес (Грес) (равнинные области), Аллеммеден Кель Деннек на востоке, Аллеммеден Кель Ататам на западе[чего?].

Глава — вождь. Власть вождя не безгранична, большинство решений принимается собранием предводителей «барабанных» групп, а мать аменокаля может наложить запрет на выполнение любого решения.

  • Вождь — аменокаль
  • Мать аменокаля
  • Собрания предводителей «барабанных» групп
  • Предводитель «барабанной» группы
  • Племенная или «барабанная» группа

Взаимодействие мужчин и женщин относительно свободное, женщины владеют собственностью с правом наследования

[17].

Социальная организация

Свадьба туарегов

Традиционное туарегское социальное деление ещё включает в себя деление на касты. Касты:

Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы. Туареги совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство. Представители касты рабов являются «рабами» по происхождению, они давно отправлены на свободу. А кузнецы жили рядом с туарегами по своей воле. Традиции запрещают туарегам из высших каст заниматься каким-либо ремеслом, а женщины туарегов освоили выделку кож.

Во время циклических передвижений и торговли солью туареги переходят от одного оазиса к другому, хотя между ними иногда расстояние в пять дней пути. У каждого оазиса они тоже торгуют или пополняют запасы своего каравана продуктами, которыми их снабжают сервы — земледельцы-харатины

[en], — это главным образом сорго[18].

Галерея

См. также

Примечания

  1. ↑ Niger — People Groups. Tuareg Arabized, Tuareg Hoggar, Tuareg Air, Tuareg Algerian, Tuareg Asben, Tuareg Tamajaq.
  2. ↑ Mali — People Groups. Tuareg Tamajaq & Tuareg Tamasheq.
  3. ↑ Algeria — People Groups. Tuareg Hoggar, Tuareg Algerian.
  4. ↑ Tuareg Tamasheq in Mauritania.
  5. ↑ Tuareg Tamasheq in Burkina Faso.
  6. ↑ Tuareg Tamajaq in Nigeria.
  7. ↑ Tuareg Tamajaq in France.
  8. ↑ Libya — People Groups. Tuareg Algerian.
  9. ↑ Libya — People Groups. Tuareg Hoggar.
  10. ↑ Introduction (англ.). Communities Comparisons Connections. Universiteit Gent.
    Проверено 4 июня 2013.
    Архивировано 5 июня 2013 года.
  11. ↑ Хозяева Сахары Клуб Путешественников «Ветер Свободы»
  12. ↑ «Seligman T. K.» Art of Being Tuareg Sahara Nomads in a Modern World// African Arts, Vol. 39, No. 3 (Autumn, 2006), pp. 58.
  13. ↑ Свергнутый президент Мали подал прошение об отставке, NEWSru.com (9 апреля 2012). Проверено 10 апреля 2012.
  14. ↑ Гаудио А. Цивилизации Сахары. Десять тысячелетий истории, культуры и торговли.
  15. ↑ Kristyne Loughran.Jewelry, Fashion, and Identity: The Tuareg Example. African Arts.Spring. 2003. Vol. 36. No. 1.Memorial to Roy Sieber. Part 1. Pp. 52-65+93.
  16. ↑ Население Сахары. Народы Сахары
  17. ↑ «Rasmussen S. J.» Between Ritual, Theater, and Play: Blacksmith Praise at Tuareg Marriage//The Journal of American Folklore, Vol. 110, No. 435 (Winter, 1997), p. 4.
  18. ↑ Колин М. Тернбул. Человек в Африке

Ссылки

Литература

  • В. И. Травина «Тайны пустынь» — М.ООО «Издательство „РОСМЕН-ПРЕСС“,2003 — 352с (интересно о неизвестном)» (стр. 113—118,Туареги)
  • аль-Куни, Ибрагим. Глоток крови. Сборник рассказов о жизни туарегов Сахары. Перевод с арабского. М., 1988
  • James A. Standifer.The Tuareg: Their Music and Dances. // The Black Perspective in Music. 1988. Vol. 16. No.1. pp. 45–62.  (англ.)
  • Clarke J.H. The Search for Timbuctoo. // The Journal of Negro Education. 1964. Vol. 33. No. 2. pp. 125–130.  (англ.)
  • Rasmussen S. J. Between Ritual, Theater, and Play: Blacksmith Praise at Tuareg Marriage//The Journal of American Folklore, Vol. 110, No. 435 (Winter, 1997), pp. 3–27.  (англ.)
  • Seligman T. K. Art of Being Tuareg Sahara Nomads in a Modern World// African Arts, Vol. 39, No. 3 (Autumn, 2006), pp. 56–79.  (англ.)
  • Standifer J. A. The Tuareg: Their Music and Dances. // The Black Perspective in Music. Vol. 16. No. 1. 1988. pp. 45–62.  (англ.)
  • Loughran Kristyne. Jewelry, Fashion, and Identity: The Tuareg Example. // African Arts. 2003. Vol. 36. No. 1. Memorial to Roy Sieber. Part 1. pp. 52–65+93.

Туареги — Википедия. Что такое Туареги

Targui.jpg

Туаре́ги (араб. طوارق‎, самоназвание — имощаг, имошаг[10]) — народ группы берберов в Мали, Нигере, Буркина-Фасо, Алжире и Ливии.

Первое научное исследование туарегов провёл Анри Дюверье.

История

У туарегов есть легенда, что корни их идут от легендарной праматери и великой правительницы, царицы Сахары — Тин-Хинан, которая была амазонкой и пришла в Хоггар со своей служанкой из южной области нынешнего Марокко, называвшегося Тафилалет. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины. Многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан

[11].

Первые письменные описания туарегов появились в ранних арабских текстах, включая произведения Ибн Хаукаля в X веке, Аль Бакри в XI веке, и более подробные — Ибн Баттуты и Ибн Хальдуна в XIV веке и Льва Африканского в XVI веке. Эти путешественники пересекли Сахару, следуя по чётко проложенным маршрутам караванов, которые способствовали распространению ислама в данном районе, начиная с VII века[12].

Средние века

Targui.jpg Основной район проживания туарегов

В XI веке арабские завоеватели вторглись на территорию расселения туарегов в Северной Африке, вновь сместив ареал туарегов в западном направлении. В этот период туареги подверглись исламизации и арабизации.

В Средние века туареги были заняты в транссахарской торговле, создали несколько просуществовавших недолго государственных образований, такие как Султанат Агадес; контролировали важные перевалочные торговые пункты, как например Такедда.

Колониальная эпоха

Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку. В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти. Так, например, колониальная власть в колонии Нигер смогла подчинить туарегские племена только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.

Постколониальный период

В результате колониального правления Франции туареги потеряли возможность доминировать над оседлыми земледельцами. Эта причина, а также отстранение от политики другими этническими группами, ухудшение экономического положения в результате засух 1970—1980-х гг. привели к открытому вооружённому сопротивлению в Нигере, в Алжире и в Мали. Туареги выступили за создание государства Азавад.

Росту напряжённости на севере Нигера способствовал инцидент в городе Чин-Табарадене в 1990 году.

В 2012 году туареги подняли восстание в Мали; на начало апреля они контролировали значительную часть севера страны[13].

Язык

Язык туарегов тамашек относится к берберским языкам, хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор. При этом у туарегов существует особое письмо тифинаг (на языке тамашек), происходящее от древнего ливийского письма. В XX веке в ряде стран для тамашека были введены системы письменности на основе латиницы.

Культура

Современное украшение, созданное туарегом из Мали (резьба по дереву)

По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций, как например, матрилинейную родовую организацию, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак. Несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, мужчине же позволительно быть неграмотным. Традиционная туарегская письменность тифинаг, по мнению ряда ученых, восходит к древнеливийскому письму[14].

Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.

Туареги славятся своими ювелирными украшениями: браслетами, ожерельями, кольцами и т. д. Украшения, сделанные туарегами, популярны не только в странах арабского мира, но и Европы и даже в Индонезии.[15].

Одежда

Targui.jpg Женщина-туарег.

Одеты благородные обычно в рубашку без рукавов и широкие штаны. Поверх надета накидка синего цвета. На груди перекрещиваются две широкие ленты, сплетенные из разноцветных шелковых шнурочков, на концах которых — кисти. Мужчины покрывают голову белым или синим платком, которым закрывается лицо, открытыми остаются только глаза. Волосы заплетают в косы. На ногах сандалии из кожи. Благородный носит каменный браслет, иногда — простое серебряное кольцо на пальце в качестве украшений.

У туарегской женщины-аристократки волосы заплетены в косички. Одета она в белую длинную рубашку и платок синего цвета. На шее у женщины украшения из серебра, кольца на руках. По праздникам женщины и мужчины красят брови и веки сурьмой[16].

Обычаи

Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок — «тагельмуст» (шаш-араб.) или лисам, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только во время трапезы позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена увидевшего лицо туарега ждала незавидная участь быть убитым им. В случае, если таковое сделать не удавалось, то туарег обязан был покончить жизнь самоубийством. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. В то время как женщины туарегов лица не закрывают.

Общественный строй

Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на племенные или «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.

Крупнейшие группы племен — Юллемиден, Ифорас, Кель Ахаггар и Кель Адджер (юг Алжира), Кель Адрар (север Мали), Кель Аир (север Нигера), Кель Герес (Грес) (равнинные области), Аллеммеден Кель Деннек на востоке, Аллеммеден Кель Ататам на западе[чего?].

Глава — вождь. Власть вождя не безгранична, большинство решений принимается собранием предводителей «барабанных» групп, а мать аменокаля может наложить запрет на выполнение любого решения.

  • Вождь — аменокаль
  • Мать аменокаля
  • Собрания предводителей «барабанных» групп
  • Предводитель «барабанной» группы
  • Племенная или «барабанная» группа

Взаимодействие мужчин и женщин относительно свободное, женщины владеют собственностью с правом наследования[17].

Социальная организация

Targui.jpg Свадьба туарегов

Традиционное туарегское социальное деление ещё включает в себя деление на касты. Касты:

Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы. Туареги совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство. Представители касты рабов являются «рабами» по происхождению, они давно отправлены на свободу. А кузнецы жили рядом с туарегами по своей воле. Традиции запрещают туарегам из высших каст заниматься каким-либо ремеслом, а женщины туарегов освоили выделку кож.

Во время циклических передвижений и торговли солью туареги переходят от одного оазиса к другому, хотя между ними иногда расстояние в пять дней пути. У каждого оазиса они тоже торгуют или пополняют запасы своего каравана продуктами, которыми их снабжают сервы — земледельцы-харатины[en], — это главным образом сорго[18].

Галерея

См. также

Примечания

  1. ↑ Niger — People Groups. Tuareg Arabized, Tuareg Hoggar, Tuareg Air, Tuareg Algerian, Tuareg Asben, Tuareg Tamajaq.
  2. ↑ Mali — People Groups. Tuareg Tamajaq & Tuareg Tamasheq.
  3. ↑ Algeria — People Groups. Tuareg Hoggar, Tuareg Algerian.
  4. ↑ Tuareg Tamasheq in Mauritania.
  5. ↑ Tuareg Tamasheq in Burkina Faso.
  6. ↑ Tuareg Tamajaq in Nigeria.
  7. ↑ Tuareg Tamajaq in France.
  8. ↑ Libya — People Groups. Tuareg Algerian.
  9. ↑ Libya — People Groups. Tuareg Hoggar.
  10. ↑ Introduction (англ.). Communities Comparisons Connections. Universiteit Gent. Проверено 4 июня 2013. Архивировано 5 июня 2013 года.
  11. ↑ Хозяева Сахары Клуб Путешественников «Ветер Свободы»
  12. ↑ «Seligman T. K.» Art of Being Tuareg Sahara Nomads in a Modern World// African Arts, Vol. 39, No. 3 (Autumn, 2006), pp. 58.
  13. ↑ Свергнутый президент Мали подал прошение об отставке, NEWSru.com (9 апреля 2012). Проверено 10 апреля 2012.
  14. ↑ Гаудио А. Цивилизации Сахары. Десять тысячелетий истории, культуры и торговли.
  15. ↑ Kristyne Loughran.Jewelry, Fashion, and Identity: The Tuareg Example. African Arts.Spring. 2003. Vol. 36. No. 1.Memorial to Roy Sieber. Part 1. Pp. 52-65+93.
  16. ↑ Население Сахары. Народы Сахары
  17. ↑ «Rasmussen S. J.» Between Ritual, Theater, and Play: Blacksmith Praise at Tuareg Marriage//The Journal of American Folklore, Vol. 110, No. 435 (Winter, 1997), p. 4.
  18. ↑ Колин М. Тернбул. Человек в Африке

Ссылки

Литература

  • В. И. Травина «Тайны пустынь» — М.ООО «Издательство „РОСМЕН-ПРЕСС“,2003 — 352с (интересно о неизвестном)» (стр. 113—118,Туареги)
  • аль-Куни, Ибрагим. Глоток крови. Сборник рассказов о жизни туарегов Сахары. Перевод с арабского. М., 1988
  • James A. Standifer.The Tuareg: Their Music and Dances. // The Black Perspective in Music. 1988. Vol. 16. No.1. pp. 45–62.  (англ.)
  • Clarke J.H. The Search for Timbuctoo. // The Journal of Negro Education. 1964. Vol. 33. No. 2. pp. 125–130.  (англ.)
  • Rasmussen S. J. Between Ritual, Theater, and Play: Blacksmith Praise at Tuareg Marriage//The Journal of American Folklore, Vol. 110, No. 435 (Winter, 1997), pp. 3–27.  (англ.)
  • Seligman T. K. Art of Being Tuareg Sahara Nomads in a Modern World// African Arts, Vol. 39, No. 3 (Autumn, 2006), pp. 56–79.  (англ.)
  • Standifer J. A. The Tuareg: Their Music and Dances. // The Black Perspective in Music. Vol. 16. No. 1. 1988. pp. 45–62.  (англ.)
  • Loughran Kristyne. Jewelry, Fashion, and Identity: The Tuareg Example. // African Arts. 2003. Vol. 36. No. 1. Memorial to Roy Sieber. Part 1. pp. 52–65+93.

Туареги — Вікіпедія

Туаре́ги (самоназва: імошаг) — кочовий народ групи берберів, що живе в пустельних районах Центральної Сахари в межах Алжиру, Лівії, Малі, Нігеру, Нігерії, Буркіна-Фасо, куди були витіснені в епоху арабських завоювань з північніших областей Африки. Загальна чисельність за оцінкою 1973 року становила близько 1 млн чоловік, в 2010 їх чисельність приблизно дорівнювала 5,2 млн. Мова відноситься до берберських мов. За релігією — мусульмани-суніти. Основне заняття — кочове скотарство (кози, верблюди, на півдні зебу). Під час їжі туареги, на відміну від більшості мусульманських народів, користуються ложками, що характерно лише для них.

Найбільші групи племен — кель-ахагар в Алжирі, кель-аджер в Алжирі та Лівії, іфорас в Малі, кель-антесар в Малі, юлеміден (кель-атарам в Малі та кель-дінік у Нігері), кель-аїр у Нігері, кель-грес у Нігері та Нігерії, кель-увей в Нігері, удалан в Буркіна-Фасо.

Мова туарегів тамашек відноситься до берберських мов, хоча зовні туареги сильно відрізняються від берберів Атлаських гір. При цьому у туарегів існує особливе «жіноче» письмо тифінаг (мовою тамашек), що походить від давнього лівійського письма. Чоловіки традиційно користувалися арабським алфавітом, в XX столітті в ряді країн для тамашека були введені системи писемності на основі латиниці.

Згідно з власною легендою, споконвічним розселенням туарегів був острів в Атлантичному океані, і після його зникнення вціліли лише торговці, які перебували в той момент в портових містах Північної Африки.

Є легенда про походження народу туарегів. Згідно з нею, до них з Марокко прийшла «мати-прародителька» Тін-Хіна на білому верблюді зі своєю служницею Такамат. Невідомо як вони дісталися до Ахаггара, тут Тін-Хіна стала царицею. Численні шанувальники приїжджали до неї, потім вона їх вбивала. Цариця і служниця народжували дітей, поклавши початок роду туарегів. Від Тін-Хіна пішло шляхетне плем’я, а від служниці — плем’я васалів.

У 1925 році в районі стародавнього укріплення Абалесси в Ахаггарі знайшли поховання заможної жінки. Багато туарегів вірять, що це саме Тін-Хіна.

Середньовіччя[ред. | ред. код]

Район основного проживання туарегів

В 11 столітті арабські завойовники вдерлися на територію розселення туарегів в Північній Африці, знову змістивши ареал проживання туарегів в західному напрямку. В цей період туареги зазнали ісламізації та арабізації.

Туареги були зайняті в транссахарській торгівлі, створили кілька державних утворень, такі як султанат Агадес; контролювали важливі перевалочні торговельні пункти, наприклад Такедда.

Колоніальна епоха[ред. | ред. код]

За часів колоніальної ери туареги були включені у Французьку Західну Африку. На відміну від багатьох інших народів туареги протягом довгого часу чинили опір новій владі. Так, наприклад, колоніальна влада в колонії Нігер змогла підкорити туарезькі племена тільки в 1923 р. Французька колоніальна влада керувала туарегами через кланових ватажків, намагаючись використати міжкланові суперечності.

Постколоніальний період[ред. | ред. код]

В результаті колоніального правління Франції туареги втратили можливість домінувати над осілими хліборобами. Ця причина, а також відсторонення від політики іншими етнічними групами, погіршення економічного становища в результаті посух 1970 — 1980-х рр. призвели до відкритого збройного опору в Нігері, в Алжирі та Малі.

Туареги виступили за створення держави Азавад.

Зростанню напруженості на півночі Нігера сприяв інцидент в місті Чин-Табарадене в 1990 році.

Об’єднання туарегів носило характер конфедерації. Населення було чітко структуроване за соціальною ієрархією, поділене на племена і клани, підлеглі панівному племені воїнів — «імхар», назва якого давало ім’я всієї конфедерації. Крім імхар, були васальні племена і групи (громади, клани, сім’ї) невільного населення, нижчі касти. На чолі конфедерації стояв «аменокал» — виборна особа зі складу аристократичного імхарського племені. При виборі аменокала враховувалися як особисті якості кандидата, так і походження по лінії матері — старшою з сестер аристократичної родини. Мати аменокала користувалася особливим авторитетом і владою, мала право вето на будь-які рішення сина.

Імхари[ред. | ред. код]

Панівний клан — шляхетна каста воїнів «імхар», які, власне кажучи, шляхом завоювань та асиміляції й утворили колись конфедерацію туарегів. За своїм антропологічного типу імхари — найбільш європеоїдна з племен та кастових груп туарезького суспільства. Прийшовши до Африки, завдяки досконалішій військовій техніці та військовій організації, використанню верблюдів (яких не було у корінного населення), а також іншим досягнень культури (у тому числі — писемності), войовничі і більш цивілізовані імхари досягли привілейованого становища серед місцевих племен. Вони зневажають фізичну працю, яка принижує їхню гідність.

Імради[ред. | ред. код]

Друга найчисленніша група туарезького суспільства називається «імради» (імгади, амгіди). Їх прийнято вважати васалами імхарів. За чисельністю імрадів у 5-8 разів більше, ніж імхарів. Антропологічно вони схожі на ефіопів, вони темношкірі, низькорослі, волосся сильно хвилясте, але вони відрізняються і від негроїдів. Основним заняттям імрадів було, та багато в чому і залишається, розведення дрібної рогатої худоби та віслюків. Потрапивши в підпорядкування імхарів, вони стали розводити і знаменитих туарезьких білих верблюдів. Кожному імхарскому клану було підпорядковано кілька імрадських, які платили данину козами, а також безоплатно надавали верблюдів імхарам у тимчасове користування коли це було потрібно.

Після того як у колоніальну добу імхари значною мірою були позбавлені своєї влади, племена імрадів стали більш автономними, на правобережжі річки Нігер вони навіть утворили власні конфедерації. Імради краще адаптуються до нових економічних і соціально-політичних умов і формують зараз заможну частину туарезького суспільства.

Інеслемени[ред. | ред. код]

Релігійна каста. В туарезькому суспільстві релігія є свого роду ремеслом. Інеслемени вважалися спеціалістами з ісламу і завдяки цьому користувалися великою повагою в суспільстві. Вони виконували роль духовних наставників, з числа інеслеменів вибиралися судді. За своїм впливом у традиційному туарезькому суспільстві вони поступалися лише імхарам. До числа інеслеменів належить плем’я кель-антесар, яке утворило власну конфедерацію і є найвпливовішим в області Томбукту.

Іклани[ред. | ред. код]

У громадах імхарів та імрадів сім’ями жили «Ікла» — негроїди, нащадки чорношкірих рабів, свого часу захоплених у полон під час набігів на землеробські райони на півдні. Іклани в основному пасли верблюдів і дрібну рогату худобу, що належала їх панам. Вони перебували на становищі кріпаків або рабів і не мали особистої свободи. В туарезькому суспільстві рабство було сімейним, іклани не утворювали окремих громад. Іноді туареги відпускали своїх рабів на свободу, тоді ті із застосуванням зрошення вирощували в оазах фінікові пальми, просо, баштанні культури, а частину врожаю віддавали імхарам. Ці групи звалися «харатінами». За антропологічним типом харатіни також схожі на ефіопів.

Серед південних груп туарегів іклани становили більшість. У колоніальний і постколоніальний період рабство було скасоване, іклани отримали свободу. Проте традиційні зв’язки між рабами та їхніми панами були настільки міцними, що вони продовжували функціювати й надалі. Іклани продовжували жити поруч зі своїми колишніми хазяями й віддавати їм частину своїх продуктів. Змінилася лише назва, принизливий термін «іклан» тепер не використовується, його змінили терміни «бела» і «бузу», відповідно сонгайського і гаусанського походження.

Інадени[ред. | ред. код]

Поза межами ієрархічної структури перебувала каста ковалів — «інадени» («енадени»), в широкому значенні — ремісників. Вони були особисто вільними, виготовляли зброю і інші залізні, а також дерев’яні вироби традиційного побуту туарегів за тисячолітніми технологіями, рецептами і канонами. Вони були загально зневажувані через те, що їхня праця вважалася «нечистою». Водночас інаденів боялися й поважали, адже вони приборкували вогонь і, як вважалося, володіли магією.

Туареги-чоловіки

В одязі туареги надають перевагу синьому кольору, який отримують з барвника індиго. Причому фарбою цієї вони одяг не просочують (воду економлять), а забивають її камінням. Тому при носінні фарба осипається, потрапляє на тіло і фарбує його, за що туарегів прозвали «синіми людьми» (саме синіми, а не блакитними). Самі туареги з цього приводу стверджують, що фарба на тілі затримує вологу, що дозволяє пити менше.

Матріархальні традиції[ред. | ред. код]

Туареги — єдиний у світі народ, у якого не жінки, а чоловіки закривають обличчя пов’язкою-покривалом, через що вони й споріднені з ними племена називають їх «тагельмуст» — народ покривала. Досі юнак, що досяг зрілості, отримує на знак цього від батька дві речі — двосічний меч і покривало на обличчя. З’явитися на людях без такої пов’язки вважається верхом непристойності, як у нас — голим. Пов’язку не знімають навіть вдома, під час їжі і сну.

Шляхетні жінки у туарегів мають високий статус. Саме вони володіють землями і сімейними цінностями, і тільки вони мають право на розлучення. Будинок туарегів називають за іменем господині, оскільки вона головує в родині. У разі розлучення чоловік іде з будинку, залишаючи там дружину і дітей. Чоловік може підвищити свій статус, одружившись з жінкою з вищої соціальної верстви. Але при цьому він сам повинен бути знатного роду. Жінки самі вибирають собі чоловіка.

Синие люди пустыни — Туареги (12 фото)

Народы мира. Синие люди пустыни - Туареги африка, туареги, факты

Туареги – единственный в мире народ, у которого мужчины даже в домашнем кругу обязаны закрывать лицо повязкой.

Туареги — это та часть исконного берберского населения Северной Африки, которая не захотела жить под властью завоевателей арабов и ушла на юг в Сахару. В Средние века они вели кочевой образ жизни, но сегодня подавляющее большинство туарегов живут в деревнях и городах. Лишь немногие кочуют по Сахаре, главным образом по алжирской ее части. Заходят они и в пустынные районы Мали, ведь что такое границы кочевники не знают. В этой стране они легко находят общий язык с местным населением, заметную часть которого составляют их оседлые соплеменники. Чтобы увидеть, как живут туареги, те, что еще продолжают кочевать, надо ехать в пустыню.

Живут в Мали, Нигере, Буркина Фасо, Марокко, Алжире и Ливии. Своим культурным своеобразием туареги обязаны особому положению женщин. Счёт родства у них ведётся по материнской линии, хотя наследование имущества – по отцовской. К этой традиции относится и обычай молодых супругов поселяться поблизости от родственников матери жены. В первобытном мире люди верили, что духи чужака и его родни могут навредить им. Сила духов сосредоточена в голове человека и выйти на свет может через рот, нос или уши. Поэтому у туарегов до сих пор мужа – пришельца из другого рода – заставляют закрывать лицо покрывалом. Туареги постоянно носят одежду, окрашенную индиго, и краска придает их коже голубоватый оттенок. Поэтому в Африке их называют “синие люди”.

Народы мира. Синие люди пустыни - Туареги африка, туареги, факты

Согласно собственной легенде, исконным расселением туарегов был остров в Атлантическом океане, и после его исчезновения уцелели только торговцы, находившиеся в тот момент в портовых городах Северной Африки. Согласно исследованиям, туареги считаются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), смешавшимися с африканским и арабским населением Северной Африки. Берберы-зенага занимались земледелием в южной части Аравийского полуострова, однако в VIII в. были вытеснены арабскими завоевателями в Северную Африку, где перешли к кочевому образу жизни, сохранив при этом берберский язык и культуру.

Язык туарегов «тамашек» относится к берберским языкам, хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо «тифинаг» (на языке «тамашек»), происходящее от древнего ливийского письма. Мужчины пользуются арабским алфавитом.

В сексуальном смысле женщины туарегов — самые свободные женщины мира. Дело иногда доходит до выяснения личности отца родившегося ребенка. Обычно это выясняется так: собираются всей деревней на совет и пытаются найти похожие черты ребенка и предполагаемых отцов. Когда доказательства найдены, ребенок записывается без согласия отца.

Народы мира. Синие люди пустыни - Туареги африка, туареги, факты

В туарегской культуре добрачный опыт считается преимуществом как у мужчины, так и у женщины. Уважение и свобода, даруемые туарегской женщине, ошибочно трактуются другими племенами, в которых у женщины гораздо меньше свобод. Само туарегское общество решительно осуждает проституцию.

Перед браком туарегские женщины наслаждаются удивительной свободой. Они не работают, и вместо работы танцуют, поют и сочиняют стихотворения. В туарегском обществе существует класс благородных и класс рабов. Некоторые племенные образования служат другим благодаря унаследованному статусу. Благородные женщины, у которых есть рабы, работают ничтожно мало. Они делают сыр и масло, пасут коз, считают дни. Считается, что они умеют обрабатывать кожи, а мужчины – шить и вышивать.

В отличие от своих соседок, туарегские женщины имеют право выбирать пару; у мужчин может быть больше одной жены, но обычно есть только одна. Иногда туареги проводят специальные мероприятия – «tendi» и «ahal», на которых молодые встречаются и танцуют танцы ухаживания. Tendi обычно проводится после обеда, ahal – вечером. На ahal могут играть музыканты. У туарегов даже есть аналог средневекового «суда любви» с «султаном» и «султаншей», избираемыми для управления этими двумя мероприятиями. Часто после ahal девушка садится на верблюда и всю ночь едет на встречу с мужчиной, а потом они вместе возвращаются к ней. А иногда почитатель совершает прям-таки нечеловеческие путешествия, только чтобы увидеть свою даму.

Народы мира. Синие люди пустыни - Туареги африка, туареги, факты

Туарегская невеста управляет всей личной собственностью, включая скот; муж оплачивает расходы семьи. После брака от обоих ждут приличного поведения, но у женщины могут быть друзья и подруги (в западном значении слова «друг»). Туарегская пословица гласит: «Мужчина и женщина друг рядом с другом глазами и сердцем, а не только постелью».

В культуре туарегов силен матриархальный уклад. Мужчины занимают места вождей и членов совета, но положение вождя племени передается по наследству по женской линии. Наследование происходит по материнской стороне, и мужчина, который женится на женщине из другого племени, переходит в племя жены. Мужчина может передвигаться вверх по племенной социальной лестнице, женясь на женщине более высокого положения, но сами женщины редко выходят замуж за мужчин, которые по положению ниже их. Женщины принимают участие в соревнованиях на силу. Мужчины-туареги считаются одними из самых свирепых воинов пустыни и одними из лучших пустынных торговцев. Положение женщины в племени туарегов уникально.

Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.

Народы мира. Синие люди пустыни - Туареги африка, туареги, факты

Крупнейшие группы племен — Юллемиден, Ифорас, Кель Ахаггар и Кель Адджер (юг Алжира), Кель Адрар (север Мали), Кель Аир (север Нигера), Кель Герес (Грес) (равнинные области), Аллеммеден Кель Деннек на востоке, Аллеммеден Кель Ататам на западе.

Глава — вождь. Власть вождя не безгранична, большинство решений принимается собранием предводителей «барабанных» групп, а мать аменокаля может наложить запрет на выполнение любого решения.

Народы мира. Синие люди пустыни - Туареги африка, туареги, факты

По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций, как например, матрилинейную родовую организацую, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак. Несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.

Народы мира. Синие люди пустыни - Туареги африка, туареги, факты

Одежда

Аристократы белокожие, высокие и стройные. Одеты благородные обычно в рубашку без рукавов и широкие штаны. Поверх надета накидка синего цвета. На гру­ди перекрещиваются две широкие ленты, сплетенные из раз­ноцветных шелковых шнурочков, на концах которых — кисти. Мужчины покрывают голову белым или синим платком, которым закрывается лицо, откры­тыми остаются только глаза. Волосы заплетают в косы. На ногах сандали из кожи. Благо­родный носит каменный браслет, иногда — простое се­ребряное кольцо на пальце в качестве украшений.

У туарегской женщины-аристократки волосы заплетены в косички. Одета она в белую длинную рубашку и платок синего цвета. На шее у женщины украшения из серебра, кольца на руках. По праздникам женщины и мужчины красят брови и веки сурьмой.

Народы мира. Синие люди пустыни - Туареги африка, туареги, факты

Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок — «тагельмуст» (шаш-араб.) или лисам, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена увидевшего лицо туарега ждала незавидная участь быть убитым им. В случае, если таковое сделать не удавалось, то туарег обязан был покончить жизнь самоубийством. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. А женщины туарегов лица не закрывают.

Народы мира. Синие люди пустыни - Туареги африка, туареги, факты

Народы мира. Синие люди пустыни - Туареги африка, туареги, факты

Народы мира. Синие люди пустыни - Туареги африка, туареги, факты

Народы мира. Синие люди пустыни - Туареги африка, туареги, факты

Туареги Википедия

Туареги
Численность и ареал
Всего: около 3,2 млн человек

 Нигер: 1 823 000[1]

  •  Мали: 822 000[2]
  •  Алжир: 181 000[3]
  •  Мавритания: 114 000[4]
  •  Буркина-Фасо: 48 000[5]
  •  Нигерия: 32 000[6]
  •  Франция: 26 000[7]
  •  Египет: 23 000[8]
  •  Ливия: 19 000[9]
Описание
Язык туарегские языки, арабский
Религия Ислам (суннитского толка)
Родственные народы берберы, бедуины, арабы
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Targui.jpg

Туаре́ги (араб. طوارق‎, самоназвание — имощаг, имошаг[10]) — народ группы берберов в Мали, Нигере, Буркина-Фасо, Алжире и Ливии.

Первое научное исследование туарегов провёл Анри Дюверье.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Средние века
    • 1.2 Колониальная эпоха
    • 1.3 Постколониальный период
  • 2 Язык
  • 3 Культура
  • 4 Одежда
  • 5 Обычаи

Туареги — это… Что такое Туареги?

Туареги (самоназвание — имощаг, имошаг) — народ группы берберов в Мали, Нигере, Буркина-Фасо, Марокко, Алжире и Ливии.

Первое научное исследование туарегов провёл Анри Дюверье.

История

Согласно собственной легенде, исконным расселением туарегов был остров в Атлантическом океане, и после его исчезновения уцелели только торговцы, находившиеся в тот момент в портовых городах Северной Африки.

Есть легенда о происхождении народа туарегов. Согласно ей, к ним из Марокко пришла «мать-прародительница» Тин-Хинан на белом верблюде со своей служанкой Такамат. Неизвестно как они добрались до Ахаггара, здесь Тин-Хинан стала царицей. Многочисленные поклонники приезжали к ней для совокупления, потом она их убивала. Царица и служанка рожали детей, положив начало роду туарегов. От Тин-Хинан произошло благородное племя, а от служанки — племя вассалов. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины. Как сообщает указанный ниже источник, многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан[1].

Средние века

Основной район проживания туарегов

В XI в. арабские завоеватели вторглись на территорию расселения туарегов в Северной Африке, вновь сместив ареал туарегов в западном направлении. В этот период туареги подверглись исламизации и арабизации.

В Средние века туареги были заняты в транссахарской торговле, создали несколько просуществовавших недолго государственных образований, такие как Султанат Агадес; контролировали важные перевалочные торговые пункты, как например Такедда.

Колониальная эпоха

См. также: Туарегское восстание (1916-1917)

Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку. В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти. Так, например, колониальная власть в колонии Нигер смогла подчинить туарегские племена только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.

Постколониальный период

В результате колониального правления Франции туареги потеряли возможность доминировать над оседлыми земледельцами. Эта причина, а также отстранение от политики другими этническими группами, ухудшение экономического положения в результате засух 1970—1980-х гг. привели к открытому вооружённому сопротивлению в Нигере, в Алжире и в Мали. Туареги выступили за создание государства Азавад.

Росту напряжённости на севере Нигера способствовал инцидент в городе Чин-Табарадене в 1990 году.

В 2012 году туареги подняли восстание в Мали; на начало апреля они контролировали значительную часть севера страны[2].

Язык

Язык туарегов тамашек относится к берберским языкам, хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг (на языке тамашек), происходящее от древнего ливийского письма. Мужчины традиционно пользовались арабским алфавитом, в XX веке в ряде стран для тамашека были введены системы письменности на основе латиницы.

Культура

Современное украшение, созданное туарегом из Мали (резьба по дереву)

По религии туареги — мусульмане-сунниты. Однако они сохранили много доисламских традиций, как например, матрилинейную родовую организацию, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак. Несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни.

Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Основное занятие — мотыжное земледелие (зерновые, бобовые, овощи), совмещаемое с разведением мелкого рогатого скота. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз.

Одежда

Одеты благородные обычно в рубашку без рукавов и широкие штаны. Поверх надета накидка синего цвета. На гру­ди перекрещиваются две широкие ленты, сплетенные из раз­ноцветных шелковых шнурочков, на концах которых — кисти. Мужчины покрывают голову белым или синим платком, которым закрывается лицо, откры­тыми остаются только глаза. Волосы заплетают в косы. На ногах сандалии из кожи. Благо­родный носит каменный браслет, иногда — простое се­ребряное кольцо на пальце в качестве украшений.

У туарегской женщины-аристократки волосы заплетены в косички. Одета она в белую длинную рубашку и платок синего цвета. На шее у женщины украшения из серебра, кольца на руках. По праздникам женщины и мужчины красят брови и веки сурьмой[3].

Обычаи

Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок — «тагельмуст» (шаш-араб.) или лисам, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена увидевшего лицо туарега ждала незавидная участь быть убитым им. В случае, если таковое сделать не удавалось, то туарег обязан был покончить жизнь самоубийством. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой. А женщины туарегов лица не закрывают.

Общественный строй

Туареги сохраняют племенное деление и значительные элементы патриархального строя: народ делится на племенные или «барабанные» группы, во главе каждой стоит предводитель, власть которого символизирует барабан. А над всеми группами стоит вождь.

Крупнейшие группы племен — Юллемиден, Ифорас, Кель Ахаггар и Кель Адджер (юг Алжира), Кель Адрар (север Мали), Кель Аир (север Нигера), Кель Герес (Грес) (равнинные области), Аллеммеден Кель Деннек на востоке, Аллеммеден Кель Ататам на западе.

Глава — вождь. Власть вождя не безгранична, большинство решений принимается собранием предводителей «барабанных» групп, а мать аменокаля может наложить запрет на выполнение любого решения.

  • Вождь — аменокаль
    • Мать аменокаля
      • Собрания предводителей «барабанных» групп
        • Предводитель «барабанной» группы
          • Племенная или «барабанная» группа

Социальная организация

Традиционное туарегское социальное деление ещё включает в себя деление на касты. Касты:

Рабы и кузнецы не имеют никакого отношения к туарегам высших каст. Они как правило темнокожие, тогда как сами туареги светлокожие и высоки ростом, худощавы. Туареги совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство. Представители касты рабов являются «рабами» по происхождению, они давно отправлены на свободу. А кузнецы жили рядом с туарегами по своей воле. Традиции запрещают туарегам из высших каст заниматься каким-либо ремеслом, а женщины туарегов освоили выделку кож.

Иерархическая организация туарегов имеет непосредственное отношение к их методам приспособления к пустынной среде. Они удачно воспользовались необходимостью постоянного передвижения и скомбинировали четыре вида занятий кочевников: разведение верблюдов, овец и коз, торговлю солью, охрану транссахарских караванов и набеги на эти караваны. Ахаггарская конфедерация состояла из трех племен, и каждое возглавлял вождь наиболее знатного клана племени, а конфедерация в целом находилась под номинальным руководством самого старшего из трех племен — Кель-Рела.

Но чаще всего из-за далеких расстояний между колодцами и недостатка пастбищ каждому племени приходилось делиться на мелкие кочевые группы, причем каждая группа вела почти независимое существование, оберегала колодцы от случайных или умышленных повреждений, защищала караваны, проходившие по её территории, и совершала набеги на караваны, отказывавшиеся от её защиты. Общество было матрилинейным, женщины пользовались влиянием и свободой и не закрывали лица, как подлинные берберки. Их мужья, особенно среди аристократии, делали все, чтобы женам жилось хорошо, и у женщин было время на развлечения, поэзию и музыку. Слуги выполняли все домашние работы, а всю необходимую сельскохозяйственную продукцию туареги получали от оазисных земледельцев, находившихся под их покровительством.

Хотя набеги на караваны и их охрана ныне потеряли свое былое значение, туареги все ещё живут изолированно, занимаются скотоводством и торгуют солью. Происходят циклические передвижения, во время которых они снабжают земледельческие народы Западного Судана солью, добываемой зависимыми от них людьми. Соль составляет чрезвычайно важную часть рациона, и на неё всегда большой спрос. В обмен за неё туареги получают продукты, служащие дополнением к их основной пище — финикам и молочным продуктам. Во время циклических передвижений и торговли солью туареги переходят от одного оазиса к другому, хотя между ними иногда расстояние в пять дней пути. У каждого оазиса они тоже торгуют или пополняют запасы своего каравана продуктами, которыми их снабжают сервы — земледельцы-харатины, — это главным образом сорго.

Такая двойная экономика тесно связана с экономикой соседних народов, обитающих на краю пустыни. Различные экологические факторы вынуждают туарегов придерживаться твердых сроков в этой торговле. Соль добывают в апреле и мае, а затем в июле везут караваном через Тамесну — местность, богатую пастбищами, где верблюды могут отдохнуть и где их можно сменить на новых. На следующем этапе караваны прибывают в торговые центры у северной границы Нигерии, где торговый сезон начинается в октябре. Помимо соли, туареги продают и привезенные с севера финики, а также ослов и верблюдов. В январе они пускаются в обратный путь, опять останавливаются в Тамесне и к марту прибывают на свою северную родину[4].

Галерея

Влияние на европейскую культуру

Примечания

Ссылки

См. также

  • Азавад
  • Туарегское восстание (1916-1917)
  • Туарегское восстание (1962-1964)
  • Туарегское восстание (1990-1995)
  • Туарегское восстание (2007-2009)

Литература

  • В. И. Травина «Тайны пустынь» — М.ООО «Издательство „РОСМЕН-ПРЕСС“,2003 — 352с (интересно о неизвестном)» (стр. 113—118,Туареги)
  • аль-Куни, Ибрагим. Глоток крови. Сборник рассказов о жизни туарегов Сахары. Перевод с арабского. М., 1988

народ Сахары, в котором правят только женщины

Живёт в пустыне Сахара таинственный народ — туареги. И хотя это наименование можно часто встретить в хронике западных СМИ, на деле же об их культуре и жизни известно не так уж и много. Одним из первых, кто собрал достоверную информацию о туарегах был французский публицист и этнограф Анри Лот. Позже он полученные знания изложил в книге «Туареги Ахаггара».

Редакция Интересно знать предлагает познакомиться с некоторыми фактами о материальной и духовной жизни туарегов: от одежды, жилищ и способов ведения хозяйства, до отношений между мужчинами и женщинами, родителем и ребенком.

Туареги разительно отличаются от  всех других народов Африканского континента, да и в целом всего мира. В первую очередь тем, что это единственный народ, в котором не женщины, а мужчины обязаны прикрывать лицо повязкой-покрывалом.

Мужчины в день своего совершеннолетия получают в подарок от отца два предмета: острый меч и лицевое покрывало, за которым они и будут прятать лицо всю жизнь. Ее не снимают даже дома во время приема пищи и сна.

Появляться на людях с неприкрытым лицом у  туарегов считается верхом неприличия. Лицо свое мужчины имеют право показывать лишь жене и любовнице.

Женщины же в племенах туарегов не только ходят с неприкрытыми лицами, но и обладают сексуальной свободой и до замужества вольны иметь столько сексуальных партнеров, сколько пожелают. Правда, есть одна условность, соблюдение которой требует традиция: мужчина должен подъехать к шатру после наступления темноты и покинуть его до восхода солнца.

Во многих исследованиях туарегов называют «синим народом». Дело в том, что традиционная одежда туарегов синего и голубого цветов.

Мужчины в совершенстве владеют боевыми искусствами, из-за чего их стали называть бесстрашными воинами. Туареги, кстати, еще и замечательные торговцы.

Женщин обучают грамоте с самого детства. Именно на них лежит ответственность за сохранение традиций, фольклора и культурного наследия.

Женщины, помимо прочих привилегий, обладают еще одной — они являются собственницами всего семейного имущества. Им принадлежит как жилье, так и весь скот. В случае же развода женщина сама решает, как будет поделено накопленное богатство. Нередко мужчине после расторжения супружеских отношений достается лишь верблюд.

Но без него, кстати, в пустыне не выжить. Сами туареги на протяжении веков выживали в Сахаре именно благодаря тому, что имели верблюдов и возможность перегонять их с одного пастбища на другое.

Женщины в племени ценятся в том числе и как хорошие советчицы. Потому мужчины нередко могут обратиться к матери или жене за помощью в решении каких-либо проблем.

Предположительно в Африке проживают порядка 3 миллионов туарегов. Большинство из них исповедуют ислам.

А вот матриархальный строй общества у туарегов был еще с древних времен. Исследователи считают, что туареги являются потомками берберов — зенага, европеоидной расы, частично смешавшейся с африканским и арабским населением Африки. Именно с этим и связывают тот факт, что среди представителей туарегов есть голубоглазые представители со светлым оттенком кожи и слабоволнистыми волосами. Другими словами, многие туареги обладают типичной внешностью жителя Средиземноморья.

Лусине Кочарян

Понравилось? Расскажи друзьям:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *