Содержание

«Бархан» ЗДК 5.910 – трехколесный монстр на шинах низкого давления — Журнал «4х4 Club»

Он может ездить по снегу, по болотам с огромными кочками, по жуткой грязи, по камням – ему все нипочем. А еще он умеет плавать!

Транспортные средства на колесах сверхнизкого давления появились в СССР еще в начале 80-х годов прошлого века. Придумали их самодельщики. Первоначальная задача была проста – приспособить мотоцикл для езды по снегу и грязи.

Энтузиастов поддержали журнал «Моделист-конструктор» и программа Центрального телевидения «ЭВМ – это вы можете», устраивавшие на протяжении нескольких лет смотры-конкурсы техники на пневматиках. Вскоре в одной только Архангельской области насчитывалось более 10 тысяч таких машин, а по всему Северу их было уже около 100 тысяч! Понятно, что настолько массовое увлечение не могло остаться незамеченным промышленностью и серийное производство «пневмоходов» попытались организовать сразу несколько предприятий. В ход шли агрегаты от серийных мотоциклов, и никто не напрягался производством каких-либо специальных деталей и узлов. Использовали то, что было в доступности, а на колеса ставили обычные камеры от грузовиков – капризные и недолговечные. О дизайне никто не думал. Даже промышленные образцы были такими страшными, что кроме как «каракатицами» их никогда не называли. В итоге это прозвище закрепилось за ними практически на официальном уровне, только женский род изменился на мужской. Но то, что было под силу гаражным кулибиным, не поддавалось заводам, и их запал иссякал после выпуска нескольких сотен, а чаще десятков аппаратов…

По снегу как по асфальту.
Хотя «Бархан» создавался больше для преодоления грязи, он себя вполне уверенно чувствует и на снегу

Слабое место. Резкие изломы рельефа – единственная среда, где внедорожный «Бархан» чувствует себя неуверенно.Точнее, неустойчиво

ИЗ СЕМЕЙСТВА «КАРАКАТОВ»
«Праотцом» первого «Бархана» образца 2002 года стал «Умка» ММВЗ С-3.905, разработанный руководителем КБ внедорожной техники «Минского мотовелозавода» Александром Борисевичем (бывшим самодельщиком, кстати). Колеса низкого давления белорусского трицикла были «обуты» в специальные шины, а конструкция оказалась довольно удачной для массового производства. Ее и взяли на ковровском «Заводе им. Дегтярева» за основу. В 2006 году наш журнал протестировал пилотный образец, отметив множество положительных моментов, несмотря на отсутствие заднего хода и пониженной передачи. После долгой паузы, в 2010 году, у «Бархана» появилось «потомство», которое прошло сертификацию. А в 2013-м – очередное прибавление и ЗДК 5.910 встал наконец-то на конвейер. Раньше такие машины причисляли к снегоболотоходам, что отражало их назначение. Однако в соответствии с новым техрегламентом отнести ковровское детище к этой категории по некоторым параметрам уже нельзя, поэтому на заводе его «окрестили» просто СТС, то есть специальное транспортное средство.

Муфта заднего моста. Она (на фото снята) отключает привод левого колеса, превращая ВТС колесной формулой 3х2 в дорожное ТС 3х1

Такой же. Здесь все как у квадро- или мотоцикла: управление оптическими приборами (есть даже поворотники!) и звуковым сигналом

Самое главное. На правой рукоятке располагаются кнопки запуска и остановки двигателя, а также передний тормоз

ПОЗДНИЙ РЕБЕНОК
У нынешнего «Бархана» четырехтактный мотор. Он китайский, выпускается одной из лучших фирм этой страны – Lifan (ЗиД официальный импортер Lifan в России). Знающие люди считают его надежным, это клон «хондовской» серии CG. У него жидкостное охлаждение – то, что нужно мотовездеходам. Двигатель идет в едином корпусе с пятиступенчатой механической коробкой передач и обычным мотоциклетным многодисковым сцеплением. И самое главное – теперь у «Бархана» есть задний ход и пониженная передача! Причем в базовой комплектации, а не опционально. Как у каждого мотоцикла, у него два тормоза, оба гидравлические. На переднем колесе дисковый, срабатывающий от рычага на руле. Задний – трансмиссионный, приводится в действие педалью возле правой подножки. Его диск расположен на оси редуктора, который перенаправляет крутящий момент на 180 градусов, изменяя направление движения.

Трехпозиционный редуктор. Крутящий момент от него передается на ведущую заднюю ось посредством двойной цепи

Куда едем? Этот необычный рычаг возле правого колена водителя включает пониженную передачу и задний ход

У редуктора три положения – «повышенная передача», «пониженная» и «задний ход». Переключаются они большим рычагом. Таким образом, у «Бархана» пять повышенных и пять пониженных передач вперед и пять назад. Трехколесная схема (одно колесо спереди, два сзади), признанная мировой практикой опасной для дорожного транспорта из-за опрокидывания в поворотах, на проселке хлопот не доставляет. Небольшая скорость движения (до 40 км/ч) с учетом приличного веса машины не дает поводов для волнения – за время теста ни одно из задних колес не оторвалось от земли ни на полвершка!

ЗАТОЧЕННЫЙ ПОД БЕЗДОРОЖЬЕ
Посадка на трицикле мотоциклетная. За водителем есть место для пассажира. В предыдущих версиях предусматривались дополнительные сиденья на крыльях, но по соображениям безопасности от них отказались, заменив багажными платформами. К слову, первые «Барханы» оснащались металлическими крыльями – тяжелыми и громоздкими, громыхающими на всех неровностях. Сейчас они легкие и практичные – из пластмассы – и отлично справляются со своими обязанностями. Правда, один их недостаток я все-таки обнаружил. Частично в этом виноваты общая компоновка и широкая колея. Двигаясь по густому лесу, я несколько раз задевал задними колесами за кустарники и тонкие деревья. Касания приходились не в резину, а в кромки крыльев, из-за чего те прогибались и начинали цеплять покрышки. Приходилось останавливаться и отгибать металлический каркас, восстанавливая его форму.

Подвеска у «Бархана» есть только спереди. Мягкость хода для водителя и тем более для пассажира определяется в основном степенью проминания шин. «Наверно, тряхнет», – подумал я и направил «Бархан» к поваленной сосне с диаметром ствола не меньше 20 см. Но даже не качнуло, будто никакой сосны и не было…

Трансмиссия настолько податливая, что трогаться можно со второй передачи даже назад. Более того, на зыбких поверхностях – пухлом снегу, сухом песке, жидкой грязи, где начинать движение лучше очень осторожно, чтобы колеса не сорвались в пробуксовку, только так и надо стартовать.

В лесу пришлось часто поворачивать руль. Сделать это на стоящем СТС непросто из-за большого пятна контакта. На ходу легче, но в крутом повороте руль опять тяжелеет. Связано это с отсутствием дифференциала в мосту. Чем круче поворот, тем больше разница в путях, пройденных левым и правым колесами. Стремясь их выровнять, трицикл рвется прямо, и ведущие колеса начинают пробуксовывать. Чем тверже поверхность, тем больше пробуксовка. Следовательно, возрастает нагрузка и на ось, и на покрышки. Как выход конструкторы ЗиДа предусмотрели смену «грязевой» формулы 3х2 на «дорожную» 3х1. Привод на левое колесо можно отключить, если снять с его оси и поставить обратной стороной соединительную муфту. Для этого даже инструменты не требуются.

«Бархан» оснащен всей необходимой оптикой, зеркалами и площадкой под номерной знак. Регистрировать его нужно в органах Гостехнадзора как внедорожное ТС.

 

Трехколесный вездеход на шинах низкого давления

Самодельный трехколесный вездеход на шинах низкого давления, сделанный умельцем своими руками.

Представляем Вашему вниманию, самодельный вездеход трицикл на «ободрышах» от покрышек ГАЗ-66.

Вездеход имеет полный привод, на самоделку установлен бензиновый, одноцилиндровый двигатель, воздушного охлаждения, мощностью 6 л.с.

Также установлены две коробки передач, одна от 412-го Москвича, вторая от мотоцикла Урал.

Задний мост — ВАЗ классика, тормоз гидравлический барабанный задний также от ВАЗ.

На переднее колесо идёт цепная передача.

Колёса «ободрыши» сделаны из б/у покрышек от армейского грузовика ГАЗ-66, на которых вырезан протектор.

Задний мост «жигулёвский».

Как утверждает автор — вездеход прет как танк :).

Автор самоделки: Сергей Денисов. Йошкар-Ола.

Поделиться в соц. сетях

плюсы и минусы — OffRoadRest.ru

Всем доброго времени суток. В этой статье хочу поделиться с вами своими наблюдениями, касающимися достоинств и недостатков компоновки типа трицикл в условиях бездорожья по сравнению с четырехколесной техникой, скажем, квадроциклом. На примере моего трайка с двумя ведущими задними колесами. Итак, начнем.

Видео по статье:

Преимущества трицикла

  1. Невозможность диагонального вывешивания. Все 3 колеса всегда находятся в контакте с поверхностью, если конечно трайк не перевернут или не лежит на боку.
  2. Меньшая масса со всеми вытекающими: чуть лучше проходимость, меньше расход, лучше динамика. При прочих равных, конечно.
  3. Простота конструкции.
  4. Лучше проходимость, если сравнивать с заднеприводной четырехколесной техникой. Тут могу ошибаться, т.к. с одной стороны толкать одно рулевое колесо легче, чем два. Плюс меньше общая масса. А с другой стороны, с четырьмя колесами, задние ведущие колеса едут уже по колее от передних, что иногда может улучшить проходимость. Поэтому тут не все так однозначно.

Если же взять, к примеру, полноприводный трицикл и похожий по характеристикам полноприводный квадроцикл, то я почти уверен, что квадрик окажется проходимее.

По достоинствам трехколесной компоновки вроде все, теперь по недостаткам.

Недостатки трицикла

  1. Неустойчивость. Все-таки 4 точки опоры дают лучшую устойчивость, нежели 3. И если на ровной поверхности это почти незаметно, то на склонах и уж тем более на воде, если трицикл является амфибией, этот недостаток весьма существенен.
  2. Несовпадение колеи переднего колеса с задними. Это иногда мешает, особенно при движении по дорогам с глубокими колеями.
  3. Хуже проходимость по сравнению с похожей полноприводной четырехколесной техникой. Опять же могу ошибаться, но думаю, что 4 ведущих колеса лучше, чем максимум 3. Опять же, при прочих равных.
  4. Сложность реализации полного привода. Это уже лично мое наблюдение. На большинстве полноприводных трайков передний привод часто представляет собой нагромождение цепей и звезд. В то время как на полноприводной четырехколесной технике все это сделано проще и выглядит куда надежней.

Вроде ничего важного не забыл. Если есть что добавить как по достоинствам, так и по недостаткам — обязательно пишите в комментариях.

Вывод

Трехколесная внедорожная техника встречается гораздо реже, чем четырехколесная. И представлена она обычно болотоходами на шинах низкого давления мелкосерийного или самодельного производства. Думаю это потому, что трициклы в целом проигрывают квадроциклам по большинству пунктов, выигрывая лишь в простоте конструкции, массе и, может быть, стоимости постройки или покупки.

Каракат ЗИД Бархан
Читайте также:

Мотоцикл или квадроцикл: что лучше?
Нива или УАЗ
Удельное давление на грунт
Типы полного привода

Шины низкого давления

чертежи, болотоходы, выбор двигателя, самодельная рама

Легкие вездеходы с камерами огромного размера способны преодолевать сильное бездорожье, по которому другие типы внедорожников пройти не могут. Самостоятельно изготовленные транспортные средства такого типа просты, так как сложной технической базы под собой не имеют, чем и завоевали признание большинства домашних умельцев. Подобная техника особо востребована жителями сельской местности, где осадки сильно снижают качество дорог, а также у любителей охоты, рыбалки и экстремального отдыха.

Разновидности самодельных вездеходов

В зависимости от типа конструкции и ходовой части, различаются следующие виды самодельных вездеходов:

  1. Лодочные болотоходы. Имеют простую конструкцию и относительно дешевы в изготовлении. Оснащены подвесным мотором и позволяют передвигаться по мелким водоемам.
  2. Гусеничный болотоход позволяет ездить по заросшим водоемам, но достаточно сложен и дорог в изготовлении, так как требует прикрепления особого вида гусениц.
  3. Вездеход на шинах низкого давления – наиболее простой и перспективный вид болотохода, эксплуатационные качества которого зависят от конструкции и надежности шин.

Типы самодельных вездеходов на шинах низкого давления

Самодельные вездеходы на шинах низкого давления, имея одинаковый принцип перемещения по бездорожью, могут различаться по типу конструкции. Различают следующие основные виды транспортных средств данного типа:

 

1. Полноприводный каракат. В своей конструкции использует элементы трансмиссии и ходовой части от устаревших типов легковых автомобилей. Имеет полный привод, раздаточную коробку, а приспособленный корпус лодки в нижней его части и герметичность добавляют вездеходу плавучести. Предназначается для преодоления топей и болот, способен доставлять грузы и людей в недоступные для обычных внедорожников районы.

 

2. Трицикл на шинах низкого давления. Отличается максимально простой конструкцией, и может быть изготовлен почти любым автолюбителем в условиях гаража. За основу такого вездехода часто берут мотоцикл ИЖ Планета 3, благодаря его выносливости и неприхотливости.

 

3. Самодельный каракат с двигателем мотоколяски СЗД. Его особенность – расположение двигателя не под рамой или бензобаком, а под сиденьем или в задней части рамы вездехода. Детали ходовой традиционно берут от автомобилей, а в передней части используются элементы мотоциклов. Для изготовления рамы применяют трубы, швеллера и уголки.

 

4. Вездеходы с шинами низкого давления на основе легковых автомобилей или квадроциклов. Изготавливаются с использованием уже готовых основных агрегатов путем переделки трансмиссии и ходовой части, а также оснащения их шинами низкого давления.

Как сделать вездеход на шинах низкого давления?

Работа по изготовлению вездехода начинается с составления плана действий, полное выполнение которого означает достижение желаемого результата. Следующие советы помогут сэкономить время и денежные средства:

  1. Наличие свободного времени, позволяющего регулярно выполнять работы по сборке вездехода. При его отсутствии лучше вообще не начинать.
  2. Планирование бюджета. Самостоятельное создание вездехода позволяет сэкономить на покупке серийной модели, но, чтобы исключить лишние траты, необходимо произвести все расчеты и купить необходимые узлы и детали, а также оставить определенную сумму на непредвиденные расходы или возникновение поломок.
  3. Разработка плана. При наличии опыта разработок транспортных средств или задатков инженера-проектировщика возможно самостоятельное создание чертежа вездехода. При отсутствии такового пользуются чужим опытом и готовыми чертежами, которых в сети Интернет достаточное количество.

Шины низкого давления своими руками

Шины данного типа визуально напоминают огромные подушки, поддерживающие всю конструкцию. Степень сцепления в таких колесах позволяет делать транспортное средство проходимым по любому бездорожью. В зависимости от особенностей конструкции, такие шины делятся на следующие типы:

  1. Арочные. Отличаются повышенными размерами в сравнении со стандартным колесом по ширине в 5 раз, и имеют толщину до 700 мм. Давление в них как в обычном мяче – 0,05 Мпа. Устанавливаются исключительно на ведущий привод.
  2. Широкопрофильные. Отличаются овальной конструкцией и давлением ниже стандартного до 2х раз. Чаще используются в грузоподъемном транспорте.
  3. Тороидные. Изготавливаются в камерном и бескамерном варианте, отличаются высокой популярностью среди автолюбителей.
  4. Пневмокатковые, имеющие грунтозацепы для улучшения характеристик проходимости, и ребра повышения жесткости, придающие всей конструкции устойчивость и прочность.

Стоимость шин низкого давления, изготовленных в заводских условиях, может оказаться многим автолюбителям не по карману. Но для собственного вездехода самостоятельно сделать такое колесо вполне возможно. Работы выполняются в следующем порядке:

1. Выбор исходного материала, к примеру, шины сельскохозяйственной или авиационной техники, а также других видов транспорта промышленного назначения.

2. Протектор очищают, моют и сушат, после чего прорисовывают нужные узоры, чтобы создать собственный рисунок, а также удалить лишнюю проволоку и резину.

3. Для удаления излишков проволоки, внутренняя часть колеса подрезается и производится удаление корда при помощи лебедки.

4. Лишнюю резину также удаляют лебедкой, сделав надрезы по окружности, и закрепив их клещами к тросу, аккуратно оттягивая и подрезая при помощи ножа.

5. После удаления слоя протектора, поверхность зачищают наждачной бумагой.

 

6. Сборка диска. Для этого используют стандартный, разрезанный напополам диск, или сваренный из пластин и труб, после чего тщательно отшлифованный, чтобы исключить повреждение камеры.

 

7. Шина натягивается на диск и закрепляется ремнями или пожарным шлангом, после чего накачивается. Колесо готово.

Какой выбрать тип протектора для вездехода?

Для подбора нужного вида протектора для вездехода с шинами низкого давления, нужно учитывать следующие факторы:

  1. Протектор должен обладать способностью самоочистки. Данное свойство особенно актуально для использования вездехода в суровых и заболоченных местах.
  2. При использовании вездехода на торфяниках, шины выбирают с невысоким и неглубоким рельефом, иначе при разрыве их верхнего слоя, сцепление окажется недостаточным для полноценного передвижения.
  3. При использовании в заснеженных районах и на песчаниках шины выбирают с редким рисунком.

Выбор двигателя для вездехода

Чаще всего в качестве силового агрегата для самостоятельного изготовления вездехода используют двигатели следующего типа:

  1. Мотоциклетные.
  2. Автомобиля ЗАЗ.
  3. Мотоблока.
  4. Отечественных автомобилей.

Наличие в вездеходе определенного двигателя не имеет принципиальной разницы. Более важно учитывать такую особенность, как обеспечение его достаточного охлаждения, так как транспортное средство эксплуатируется круглый год в различных температурных условиях и при невысокой скорости движения. Для этого отлично подходит двигатель ЗАЗ, хорошо переносящий перепад температур. Вездеходы, работающие на мотоблочных силовых агрегатах, также зарекомендовали себя с лучшей стороны.

Другим основным критерием выбора двигателя для будущей самоделки является его мощность.

Выбрав агрегат с запасом мощности, получают лучшую производительность, предупреждают перегрев и создают условия для максимально долгого срока эксплуатации.

Особенности ходовой части вездехода

Ходовая часть вездеходов на шинах низкого давления изготавливается в виде независимой подвески для придания вездеходу лучших качеств проходимости, повышения комфорта управления транспортным средством и удобства езды для водителя и пассажиров. Данный тип конструкции имеет основной недостаток – трудоемкость изготовления.

Для ее создания применяют трубы, уголки и швеллера, изготовленные из прочной легированной стали, создав крепкую основу, способную выходить несколько лет без поломок. Раму делают как цельную, так и сочлененную. Последняя имеет высокий рабочий потенциал, но сложность изготовления делает ее достаточно редкой в самодельных конструкциях.

Последовательность самостоятельной сборки вездехода

Сборка вездехода на шинах низкого давления включает в себя следующие этапы:

1. Выбор вида вездехода и основы, на которую будут монтироваться агрегаты и детали. Для этого используются рамы автомобилей или мотоциклов, а также самодельную конструкцию, разработанную своими силами или позаимствованную с чужих чертежей.

 

2. Изготовление и сборка подвески с задним мостом. Для этого оптимальным решением является независимая конструкция, и, хотя на ее создание будет потрачено намного больше времени, в итоге получится вездеход с более высокими качествами проходимости и комфорта езды.

 

3. Монтаж колес. Производится после окончания работ по созданию заднего моста и подвески. Для крепления камер используются металлические ступицы. Правильно изготовленные или выбранные колеса низкого давления обеспечат вездеход повышенной безопасностью при движении и хорошей управляемостью.

 

4. Монтаж двигателя. Особое внимание при этом уделяется правильному устройству системы охлаждения.

5. Монтаж дополнительных систем. Включает в себя подключение тормозной системы, коммуникаций по отводу выхлопных газов, сцепления и электрооборудования. На данном этапе производится установка корпуса вездехода и осветительных приборов.

 

6. Окончание работ и осуществление пробного теста, который показывает работоспособность узлов и систем. При наличии неполадок или моментов, которые необходимо доработать, недостатки устраняются, после чего вездеход готов к эксплуатации.

Видео испытания самодельного вездехода

Трехколесный вездеход на шинах низкого давления

Самодельный трехколесный вездеход на шинах низкого давления, построил умелец из Ханты-Мансийского автономного округа, пгт Куминский.

Автор построил, легкий вездеход трицикл, для поездок по бездорожью. Вездеход может передвигаться как по суше, так и по воде. Плавучесть ему обеспечивают большие колёса низкого давления.

На вездеход установлен двигатель от мотоцикла Иж Планета 5, сделано принудительное охлаждение (электро вентилятор от печки ВАЗ).  Зажигание Иж + датчик холла от ВАЗ-09.

Реверс стоит от мотороллера «Муравей» (дифференциал заменен на сплошной вал), привод цепной (цепь шаг 19,5). Задние колеса — это «ободрыши» от КРАЗ ЛАПОТЬ, диски сделаны из бочки, переднее колесо также «ободрыш» от грузовой шины Ои-25.

Конструкция вездехода показана на фото:

Загрузка…

Трехколесный вездеход болотоход сделанный своими руками

Самодельный болотоход, сделанный своими руками: фото и описание самоделки.

Этот вездеход, построен для поездок в условиях бездорожья, грязь, слякоть, снег и болото, машина легко преодолевает, при этом следует учесть, что собран болотоход из запчастей от отечественной авто-мото техники.

Конструкция болотохода представлена на фото:

Для постройки вездехода использована часть рамы от мотоцикла Иж, правда, её пришлось кардинально переделать, чтобы установить задний мост от «жигулей».

На самоделку установлен двигатель от мотоколяски и дополнительная КПП. Также имеется задняя передача.

Кузов — самосвал.

Колеса — ободрыши от грузовика Урал «лапоть». Колесные диски самодельные.

На задний мост трицикла, идёт карданная передача.

Самодельный болотоход, отлично передвигается по глубокому снегу, грязи и прочему бездорожью.


Автор самоделки: Алексей. Омская область. пос. Вознесенка.

Поделиться в соц. сетях

Вездеход-трицикл «Трелик» — Вездеходы снегоболотоходы

Самодельщики уникальные люди с богатой фантазией, огромным терпением и золотыми руками. Собрать вездеход из того, что есть под рукой? Соберут!

 Наши умельцы очень запасливые, ни одна деталь не потеряется, она будет ждать своего часа и вдохновения на новые свершения, будь-то сборка нового вездехода или усовершенствование старого.

 Вот и наш автор Юрий задумал собрать трицикл, имея у себя в запасе двигатель, редуктор, колеса — переднее М-93  от ЗИЛ-131, задние Ип 184 от КАМАЗ:

Колеса на вездеходКолеса на вездеходКолеса на вездеход

Мост от автомобиля Москвич

 Запчастей от моста Москвича накопилось у автора много, отсюда и выбор. Правильно, всё в дело!

Колеса на вездеход

Редуктор

Чтобы был задний ход, этот редуктор Юрий переделал в реверсивный.

Редуктор

 Задний ход вездеходу необходим, поэтому нужно сделать из редуктора реверс-редуктор. Сказано — сделано! Как модернизировал автор редуктор мы расскажем подробно в другой статье.

Редуктор

Вилка и рулевая колонка

 Благодаря советам таких же самодельщиков-умельцев  сконструировал вилку и рулевую колонку:

Создание трициклаСоздание трициклаСоздание трициклаСоздание трицикла

Тормозная система

 Тормоз трансмиссионный, диск и суппорт ока. Автор утверждает, что тормозит отлично.

Создание трициклаСоздание трициклаСоздание трициклаСоздание трицикла

Кузов

 Сделать кузов? Без проблем! У Юрия нашелся старый большой холодильник… и:

Трицикл

Результат самоделки

Вот и готово детище мастера-самодельщика, смотрите фото:

Трицикл ТреликТрицикл ТреликТрицикл ТреликТрицикл Трелик

Видео:

Испытание «Трелик» тоже прошел успешно

 Подробное описание от самого автора вы можете прочитать на форуме ссылка




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о