Содержание

схемы на самодельное зарядное устройство для АКБ

Разбор больше 11 схем для изготовления ЗУ своими руками в домашних условиях, новые схемы 2017 и 2018 года, как собрать принципиальную схему за час.

ТЕСТ:

Чтобы понять, обладаете ли вы необходимой информацией об аккумуляторах и зарядных устройствах для них, следует пройти небольшой тест:
  1. По каким основным причинам происходит разрядка автомобильного аккумулятора на дороге?

А) Автомобилист вышел из транспорта и забыл выключить фары.

Б) Аккумуляторная батарея слишком нагрелась под воздействием солнечных лучей.

  1. Может ли аккумулятор выйти из строя, если автомобилем не пользуются долгое время (стоит в гараже без запуска)?

А) При долгом простое аккумуляторная батарея выйдет из строя.

Б) Нет, батарея не испортится, ее потребуется только зарядить и она снова будет функционировать.

  1. Какой источник тока используется для подзарядки АКБ?

А) Есть только один вариант — сеть с напряжением в 220 вольт.

Б) Сеть на 180 Вольт.

  1. Обязательно снимать аккумуляторную батарею при подключении самодельного устройства?

А) Желательно производить демонтаж батареи с установленного места, иначе возникнет риск повредить электронику поступлением большого напряжения.

Б) Необязательно снимать АКБ с установленного места.

  1. Если перепутать «минус» и «плюс» при подключении ЗУ, то аккумуляторная батарея выйдет из строя?

А) Да, при неправильном подключении, аппаратура сгорит.

Б) Зарядное устройство просто не включится, потребуется переместить на положенные места необходимые контакты.

Ответы:

  1. А) Не выключенные фары при остановке и минусовая температура – наиболее распространенные причины разряда АКБ на дороге.
  2. А) АКБ выходит из строя, если долго не подзаряжать ее при простое автомобиля.
  3. А) Для подзарядки применяется напряжение сети в 220 В.
  4. А) Не желательно производить зарядку батареи самодельным устройством, если она не снята с автомобиля.
  5. А) Не следует путать клеммы, иначе самодельный аппарат перегорит.

Аккумулятор на автотранспорте требуют периодической зарядки. Причины разряжения могут быть разные — начиная от фар, что хозяин забыл выключить, и до отрицательных температур в зимний период на улице. Для подпитки АКБ потребуется хорошее зарядное устройство. Такое приспособление в больших разновидностях представлено в магазинах автозапчастей. Но если нет возможности или желания покупки, то ЗУ можно сделать своими руками в домашних условиях. Имеется также большое количество схем — их желательно все изучить, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант.

Определение: Зарядное устройство для автомобиля предназначается для передачи электрического тока с заданным напряжением напрямую в АКБ.

Ответы на 5 часто задаваемых вопросов

  1. Потребуется ли производить какие-то дополнительные меры, перед тем как приступать к зарядке аккумуляторной батареи на своём автомобиле? – Да, потребуется почистить клеммы, поскольку во время работы на них появляются кислотные отложения. Контакты очень хорошо нужно почистить, чтобы ток без трудностей поступал к батарее. Иногда автомобилисты используют смазку для обработки клемм, ее тоже следует убрать.
  2. Чем протереть клеммы зарядных устройств? — Специализированное средство можно купить в магазине или приготовить самостоятельно. В качестве самостоятельно изготовленного раствора используют воду и соду. Компоненты смешиваются и перемешиваются. Это отличный вариант для обработки всех поверхностей. Когда кислота соприкоснется с содой, то произойдет реакция и автомобилист обязательно ее заметит. Это место и потребуется тщательно протереть, чтобы избавиться от всей
    кислоты.
    Если клеммы ранее обрабатывались смазкой, то она убирается любой чистой тряпкой.
  3. Если на аккумуляторе стоят крышки, то их нужно вскрывать перед началом зарядки? — Если крышки имеются на корпусе, то их обязательно снимают.
  4. По какой причине необходимо откручивать крышечки с аккумуляторной батареи? — Это нужно, чтобы газы, образующиеся в процессе зарядки, беспрепятственно выходили из корпуса.
  5. Есть необходимость обращать внимание на уровень электролита в аккумуляторной батарее? – Это делается в обязательном порядке. Если уровень ниже требуемого, то необходимо добавить дистиллированную воду внутрь аккумулятора. Уровень определить не составит труда – пластины должны быть полностью покрыты жидкостью.

Ещё важно знать: 3 нюанса об эксплуатации

Самоделка по способу эксплуатации несколько отличается от заводского варианта. Это объясняется тем, что у покупного агрегата имеются встроенные функции, помогающие в работе. Их сложно установить на аппарате, собранном дома, а потому придется придерживаться нескольких правил при эксплуатации.

  1. Зарядное устройство, собранное своими руками не будет отключаться при полной зарядке аккумулятора. Именно поэтому необходимо периодически следить за оборудованием и подключать к нему мультиметр – для контроля заряда.
  2. Нужно быть очень аккуратным, не путать «плюс» и «минус», иначе зарядное устройство сгорит.
  3. Оборудование должна быть выключено, когда происходит соединение с зарядным устройством.

Выполняя эти простые правила, получится правильно произвести подпитку АКБ и не допустить неприятных последствий.

Топ-3 производителей зарядных устройств

Если нет желания или возможности своими руками собрать ЗУ, то обратите внимание на следующих производителей:

  1. Стек.
  2. Сонар.
  3. Hyundai.

Фирмы хорошо зарекомендовали себя на рынке, а потому о надежности и функциональности переживать при покупке не следует.

Как избежать 2-х ошибок при зарядке аккумуляторной батареи

Необходимо соблюдать основные правила, чтобы правильно подпитать батарею на автомобиле.

  1. Напрямую к электросети аккумуляторную батарею запрещено подключать. Для этой цели и предназначается зарядные устройства.
  2. Даже если устройство изготавливается качественно и из хороших материалов, всё равно потребуется периодически наблюдать за процессом зарядки, чтобы не произошли неприятности.

Выполнение простых правил обеспечит надежную работу самостоятельно сделанного оборудования. Гораздо проще следить за агрегатом, чем после тратиться на составляющие для ремонта.

Самое простое зарядное устройство для АКБ

Схема 100% рабочего ЗУ на 12 вольт

ЗУ на 12 вольтЗУ на 12 вольтЗУ на 12 вольт

Посмотрите на картинке на схему ЗУ на 12 В.  Оборудование предназначается для зарядки автомобильных аккумуляторов с напряжением 14,5 Вольт. Максимальный ток, получаемый при заряде составляет 6 А. Но аппарат также подходит и для других аккумуляторов – литий-ионных, поскольку напряжение и выходной ток можно отрегулировать. Все основные компоненты для сборки устройства можно найти на сайте Aliexpress.

Необходимые компоненты:

  1. dc-dc понижающий преобразователь.
  2. Амперметр.
  3. Диодный мост КВРС 5010.
  4. Концентраторы 2200 мкФ на 50 вольт.
  5. трансформатор ТС 180-2.
  6. Предохранители.
  7. Вилка для подключения к сети.
  8. «Крокодилы» для подключения клемм.
  9. Радиатор для диодного моста.

Трансформатор используется любой, по собственному усмотрению Главное, чтобы его мощность была не ниже 150 Вт (при зарядном токе в 6 А). Необходимо установить на оборудование толстые и короткие провода. Диодный мост фиксируется на большом радиаторе.

Схема ЗУ Рассвет 2

Схема ЗУ Рассвет 2Схема ЗУ Рассвет 2
Схема ЗУ Рассвет 2

Посмотрите на картинке на схему зарядного устройства Рассвет 2. Она составлена по оригинальному ЗУ. Если освоить эту схему, то самостоятельно получится создать качественную копию, ничем не отличающуюся от оригинального образца. Конструктивно устройство представляет собой отдельный блок, закрывающийся корпусом, чтобы защитить электронику от влаги и воздействия плохих погодных условий. На основание корпуса необходимо подсоединить трансформатор и тиристоры на радиаторах. Потребуется плата, что будет стабилизировать заряд тока и управлять тиристорами и клеммы.

1 схема умного ЗУ

Умное ЗУУмное ЗУУмное ЗУ

Посмотрите на картинке принципиальную схему умного

зарядного устройства. Приспособление необходимо для подключения к свинцово-кислотным аккумуляторам, имеющим емкость — 45 ампер в час или больше. Подключают такой вид аппарата не только к аккумуляторам, что ежедневно используются, но также к дежурным или находящимся в резерве. Это довольно бюджетная версия оборудования. В ней не предусмотрен индикатор, а микроконтроллер можно купить самый дешевый.

Если имеется необходимый опыт, то трансформатор собирается своими руками. Нет необходимости устанавливать также и звуковые сигналы оповещения — если аккумулятор подключится неправильно, то загоревшаяся лампочка разряда будет уведомлять об ошибке. На оборудование необходимо поставить импульсный блок питания  на 12 вольт — 10 ампер.

1 схема промышленного ЗУ

11 примеров: схемы на самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

11 примеров: схемы на самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Посмотрите на схему промышленного зарядного устройства от оборудования Барс 8А. Трансформаторы используются с одной силовой обмоткой на 16 Вольт, добавляется несколько диодов vd-7 и vd-8. Это необходимо для того, чтобы обеспечить мостовую схему выпрямителя от одной обмотки.

1 схема инверторного устройства

Инверторный видИнверторный видИнверторный вид

Посмотрите на картинке схему инверторного зарядного устройства. Это приспособление перед началом зарядки разряжает аккумуляторную батарею до 10,5 Вольт. Ток используется с величиной С/20:  «C» обозначает ёмкость установленного аккумулятора. После этого

процесса напряжение повышается до 14,5 Вольт, при помощи разрядно-зарядного цикла. Соотношение величины заряда и разряда составляет десять к одному.

1 электросхема ЗУ электроника

Схема ЭлектроникаСхема ЭлектроникаСхема Электроника

1 схема мощного ЗУ

Мощное ЗУМощное ЗУМощное ЗУ

Посмотрите на картинке на схему мощного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. Приспособление применяется для кислотных

АКБ, имеющих высокую емкость. Устройство с легкостью заряжает автомобильный аккумулятор, имеющий емкость в 120 А. Выходное напряжение устройство регулируется самостоятельно. Оно составляет от 0 до 24 вольт. Схема примечательна тем, что в ней установлено мало компонентов, но дополнительные настройки при работе она не требует.

2 схемы советского ЗУ

Советское ЗУСоветское ЗУСоветское ЗУ

Многие уже могли видеть советское зарядное устройство. Оно похоже на небольшую коробку из металла, и может показаться совсем ненадежной. Но это вовсе не так. Главное отличие советского образца от современных моделей — надежность. Оборудование обладает конструктивной мощностью. В том случае, если к старому устройству подсоединить электронный контроллер, то зарядник получится оживить. Но если под рукой такого уже нет, но есть желание его собрать, необходимо изучить схему.

К особенностям их оборудования относят мощный трансформатор и выпрямитель, с помощью которых получается быстро зарядить даже сильно разряженную батарею. Многие современные аппараты не смогут повторить этот эффект.

Электрон 3М

Схема Электрон 3МСхема Электрон 3МСхема Электрон 3М

За час: 2 принципиальные схемы зарядки своими руками

Простые схемы

1 самая простая схема на автоматическое ЗУ для авто АКБ

Простая схемаПростая схемаПростая схема

Топ 4 схем импульсных ЗУ

Импульсные ЗУ

1 схема на тиристорное ЗУ

СхемаСхемаСхема

1 упрощенная схема с сайта Паяльник

СхемаСхемаСхема

1 схема на интеллектуальное ЗУ

Интеллектуальное ЗУИнтеллектуальное ЗУИнтеллектуальное ЗУ

4 подробные схемы защиты для ЗУ

Защита

Новые схемы 2017 и 2018 года

Новые схемы

1 схема на китайское ЗУ

СхемаСхемаСхема

1 простая схема — как собрать ЗУ

СхемаСхемаСхема

Схема простого зарядного устройства для АКБ

Привет всем, я за свою практику делал множество схем зарядных устройств для самых разных аккумуляторов, но в последнее время заметил, что несмотря на огромную базу схем в интернете, люди хотят видеть простую схему зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов из очень доступных компонентов, поэтому я решил воплотить эту идею в жизнь.Схема простого зарядного устройства для АКБ

Эта схема была снята из радиожурнала, которая стала очень популярной в последнее время, по сути это тиристорный регулятор напряжения, многие наверное будут осуждать мое решение об использовании именно этой схемы, ведь она не имеет узла контроля тока, защиты и многих других плюшек, которыми снабжены современные зарядные устройства.

Вы конечно правы, но именно эта схема была повторена радиолюбителями, в том числе и мною множество раз и зарекомендовала себя с лучшей стороны.Схема простого зарядного устройства для АКБ Схема простого зарядного устройства для АКБ Схема простого зарядного устройства

Итак, о схеме; она отличается от обычных линейных схем, обратите внимание на транзисторы Q1 и Q2, на их базе собран генератор импульсов, то есть аккумулятор по сути заряжается импульсами тока, в этом можно убедиться подключив осциллограф, такой режим работы имеет множество плюсов.Схема простого зарядного устройства

Первый из них заключается в том, что силовой элемент схемы работает не в линейном, а в ключевом режиме, следовательно, нагреваться будет меньше, и ещё импульсная зарядка может быть полезной для консульфатации аккумулятора, а значит такая зарядка в теории может восстанавливать АКБ.

Генератор импульсов собран на маломощной комплементарной паре, можно использовать буквально любые маломощные транзисторы, например наши КТ 361 и КТ 315.для консульфатации аккумулятора Выходной ток может доходить до 10 ампер, следовательно с ее помощью можно эффективно заряжать аккумуляторы с ёмкостью до 100 ампер\часов.

Диодный мост нужен с запасом, советую использовать диоды ампер на 15-20, я ставил готовую сборку на 30 ампер. Диодный мостСетевой понижающий трансформатор должен обеспечивать выходное напряжение не менее 15 или 16 вольт и соответствующий ток.
Диодный мост

Тут важно запомнить — эффективный ток заряда для автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторов составляет десятую часть от ёмкости аккумулятора,  например аккумулятор на 60 ампер\часов эффективный ток заряда должен быть в районе 6 ампер и т.д.

В моем варианте был использован готовый трансформатор от источника бесперебойного питания, по мне это хороший вариант. Мне повезло и обмотки трансформатора оказались медными, а не алюминиевыми как это бывает с бюджетными бесперебойниками. эффективный ток заряда

Порывшись в старом хламе мне удалось найти только один тиристор, но к сожалению и тот оказался нерабочим, по идее можно собрать аналог тиристора, но я решил использовать обычный транзистор типа империи MJE13009 и всё прекрасно заработало. эффективный ток заряда

переделал на транзистор эффективный ток заряда

Печатная плата получилась довольно компактной, кстати исходный файл платы доступен для скачивания в конце статьи.  эффективный ток зарядаТранзисторы и диодный мост устанавливают на радиатор, конструкцию также желательно дополнить кулером.  эффективный ток заряда  эффективный ток зарядаИндикаторы поставил стрелочные, амперметр на 1 ампер, но после замены шунта он стал отображать ток до 10 ампер, вольтметр на 15 вольт.

Хотел всё это дело собрать в корпусе от блока питания компьютера но на данный момент работаю над несколькими проектами и времени попросту нет, но в дальнейшем обязательно займусь изготовлением корпуса.

Введите электронную почту и получайте письма с новыми поделками.

Выходное напряжение регулируется от чистого ноля. Процесс зарядки автомобильных аккумуляторов происходит следующим образом, включаем зарядное устройство в сеть и вращением переменного резистора добиваемся на выходе 14 и 14.4 вольт выходного напряжения. эффективный ток заряда

Это напряжение полностью заряженного автомобильного аккумулятора, дальше подключаем зарядку к аккумулятору не забывая соблюдать полярность, то есть плюс к плюсу, а минус к минусу.

По мере заряда аккумуляторной батареи ток будет снижаться и в конце процесса значение будет близким к нулю, этим заряд можно считать завершенным.заряда аккумуляторной батареи

Плохо то, что схема лишена защиты от коротких замыканий, может спасти только предохранитель, также отсутствует функция защиты от переполюсовки питания, но все это можно дополнить и позже, было бы желание))).

Плата в формате .lay; скачать…

Автор; АКА КАСЬЯН

Зарядные устройства — полный список схем и документации на QRZ.RU

1Alinco EDC-64 Ni-Cd battery charger959721.03.2009
2MH-C9000 WizardOne360780026.10.2013
3UT12B Детектор напряжения342348426.10.2013
4Автоматическая подзарядка аккумуляторов.3091016.06.2003
5Автоматическая подзарядка аккумуляторов. 1723526.03.2006
6Автоматическая приставка к зарядному устройству для авто аккумулятора 127816.11.2016
7Автоматическое зарядно-пусковое устройство для автомобильного аккумулятора 139416.11.2016
8Автоматическое зарядное и восстанавливающее устройство (0-10А) 182016.11.2016
9Автоматическое зарядное устройство 99716.11.2016
10Автоматическое зарядное устройство + режим десульфатации для аккумулятора 142316.11.2016
11Автоматическое зарядное устройство для кислотных аккумуляторов 119716.11.2016
12Автоматическое зарядное устройство на микросхеме К561ЛЕ5 111116.11.2016
13Автоматическое зарядное устройство с бестрансформаторным питанием 109416.11.2016
14Автоматическое импульсное зарядное устройство для аккумуляторов 12В 126116.11.2016
15Автоматическое малогабаритное универсальное зарядное устройство для 6 и 12 вольтовых аккумуляторов5383117.09.2005
16Автоматическое устройство длязарядки аккумуляторов. 1826817.09.2002
17Бестрансформаторное зарядное устройство для аккумулятора 103016.11.2016
18Бестрансформаторный блок питания большой мощности для любительского передатчика 95316.11.2016
19Бестрансформаторный блок питания на полевом транзисторе (BUZ47A) 92316.11.2016
20Бестрансформаторный блок питания с регулируемым выходным напряжением 92916.11.2016
21Бестрансформаторный стабилизированный источник питания на КР142ЕН8 88516.11.2016
22Блок питания 0-12В/300мА 85816.11.2016
23Блок питания 1-29В/2А (КТ908) 96516.11.2016
24Блок питания 12В 6А (КТ827) 108316.11.2016
25Блок питания 60В 100мА 46516.11.2016
26Блок питания Senao-5681044121411.07.2016
27Блок питания Senao-8681116129011.07.2016
28Блок питания автомобильной радиостанции (13.8В, ЗА ) 23116.11.2016
29Блок питания для аналоговых и цифровых микросхем 18116.11.2016
30Блок питания для ионизатора (Люстра Чижевского) 23216.11.2016
31Блок питания для персонального компьютера «РАДИО 86 РК» 18316.11.2016
32Блок питания для телевизора 250В 25516.11.2016
33Блок питания на ТВК-110 ЛМ 5-25В/1А 19716.11.2016
34Блок питания с автоматическим зарядным устройством на компараторе 20716.11.2016
35Блок питания с гасящим конденсатором 19716.11.2016
36Блок питания СИ-БИ радиостанции (142ЕН8, КТ819) 23816.11.2016
37Блок питания Ступенька 5 — 9 — 12В на ток 1A 18116.11.2016
38Блок питания усилителя ЗЧ (18В, 12В) 15616.11.2016
39ВСА-5К, ВСА-111К2561864314.03.2010
40Выпрямители для получения двуполярного напряжения 3В, 5В, 12В, 15В и других 27316.11.2016
41Выпрямитель для питания конструкций на радиолампах (9В, 120В, 6,3В) 15816.11.2016
42Выпрямитель с малым уровнем пульсаций 21716.11.2016
43Высококачественный блок питания на транзисторах (0-12В) 36516.11.2016
44Высокоэффективное зарядное устройство для аккумуляторов 31516.11.2016
45Высокоэффективное зарядное устройство для батарей2150522.11.2004
46Два бестрансформаторных блока питания 20816.11.2016
47Двуполярный источник питания 12В/0,5А (К142ЕН1Г,КТ805) 17616.11.2016
48Двуполярный источник питания для УНЧ на TDA2030, TDA2040 (18В) 23016.11.2016
49Зарядка аккумуляторов с помощью солнечных батарей4678303.02.2003
50Зарядно-пусковое уст-во «Импульс ЗП-02»6741831814.08.2009
51Зарядно-пусковое устройство Старт УПЗУ-У3180102611.03.2017
52Зарядно-пусковое устройство-автомат для автомобильного аккумулятора 12В 51416.11.2016
53Зарядно-разрядное устройство для аккумуляторов емкостью до 55Ач 32016.11.2016
54Зарядное устройство91852812.07.2007
55Зарядное устройство для Ni-Cd аккумуляторов 27716.11.2016
56Зарядное устройство «КЕДР-АВТО»72101505.10.2009
57Зарядное устройство HAMA TA03C397338207.10.2016
58Зарядное устройство \»Квант\»411288522.10.2008
59Зарядное устройство \»Рассвет-2\»11795023.12.2009
60Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора3030021.04.2006
61Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора 32016.11.2016
62Зарядное устройство для аккумулятором с током заряда 300 мА 18616.11.2016
63Зарядное устройство для никель-кадмиевых аккумуляторов (0,5 -1А/ч) 21716.11.2016
64Зарядное устройство для никель-кадмиевых и никель-металлогидридных аккумуляторов3954304.05.2009
65Зарядное устройство для фонарей ФОС-1451008903.12.2006
66Зарядное устройство до 5 А.311365010.02.2009
67Зарядное устройство на основе импульсного инвертора (К1114ЕУ4, КТ886) 22616.11.2016
68Зарядное устройство с таймером для Ni-Cd аккумуляторов 16416.11.2016
69Зарядное устройство с температурной компенсацией 22016.11.2016
70Зарядное устройство шуруповёрта P.I.T.466145914.07.2016
71Звуковой индикатор разряда 12V аккумулятора1396815.10.2002
72Измеритель заряда для автомобильного аккумулятора 26016.11.2016
73Импульсные источники питания на микросхемах и транзисторах 30516.11.2016
74Импульсные источники питания, теория и простые схемы 37016.11.2016
75Импульсный блок питания 5В 0,2А 27816.11.2016
76Импульсный блок питания на транзисторах и таймер на КР512ПС10 (12В-1,2А) 14716.11.2016
77Импульсный блок питания УМЗЧ мощностью 800Вт (ЛА7, ЛА8, ТМ2, КП707В2) 26816.11.2016
78Импульсный блок питания УНЧ 4х30В 200Вт 25616.11.2016
79Импульсный источник питания (5В 6А) 15416.11.2016
80Импульсный источник питания на 40 Вт 20216.11.2016
81Импульсный источник питания на микросхеме КР1033ЕУ10 (27В, 3А) 13416.11.2016
82Импульсный источник питания с полумостовым преобразователем (КР1156ЕУ2) 20316.11.2016
83Импульсный источник питания УМЗЧ (60В) 17416.11.2016
84Импульсный сетевой блок питания 9В 3А (КТ839) 18416.11.2016
85Импульсный сетевой блок питания УМЗЧ 2х25В, 20В, 10В 14916.11.2016
86Индикатор ёмкости батарей 22316.11.2016
87Интеллектуальное зарядное устройство1494943022.09.2008
88Источник питания 14В 12А (завод «Фотон», Ташкент)132172811.07.2016
89Источник питания для автомобильного трансивера 13В 20А 24416.11.2016
90Источник питания для гибридного (лампы, транзисторы) трансивера 17816.11.2016
91Источник питания для детских электрофицированных игрушек 12В 16516.11.2016
92Источник питания для измерительного прибора на микросхемах 16316.11.2016
93Источник питания для измерительных приборов 18316.11.2016
94Источник питания для компьютера 20816.11.2016
95Источник питания для логических микросхем (5В) 18016.11.2016
96Источник питания для трехвольтовых аудиоплейеров 16816.11.2016
97Источник питания для часов на БИС 17216.11.2016
98Источник питания на базе импульсного компьютерного БП (5-15В, 1-10А) 27716.11.2016
99Источник питания повышенной мощности 12В 20А (142ЕН5+транзисторы) 26816.11.2016
100Источник питания повышенной мощности 14 В, 100 Ватт 23016.11.2016
101Источник питания с плавным изменением полярности +/- 12В 18716.11.2016
102Источник питания со стабилизацией на UL7523 (3В) 18016.11.2016
103Источники питания для варикапа 19116.11.2016
104Квазирезонансные преобразователи с высоким КПД 23516.11.2016
105Кедр-М781501418.11.2007
106Комбинированный блок питания 0-215В/0-12В/0,5А 22016.11.2016
107Комбинированный лабораторный блок питания 4-12V/1.5A (К140УД6,КП901) 25216.11.2016
108Конденсаторно-стабилитронный выпрямитель 22816.11.2016
109Лабораторный блок питания для рабочего места (3-18В 4А) 22116.11.2016
110Лабораторный блок питания с регулируемым напряжением от 5 до 100В (0,2А) 25316.11.2016
111Лабораторный источник питания на микросхеме LM324 (0-30 В, 1 А) 21216.11.2016
112Малогабаритное универсальное зарядное устройство для аккумуляторов 21816.11.2016
113Маломощный источник питания (9В, 70мА) 16516.11.2016
114Маломощный конденсаторный выпрямитель с ШИМ стабилизатором 20516.11.2016
115Маломощный регулируемый двуполярный источник питания (LM317, LM337) 14116.11.2016
116Маломощный сетевой блок питания (9В) 21916.11.2016
117Маломощный сетевой источник питания — выпрямитель на 9В 15516.11.2016
118Миниатюрный импульсный блок питания 5…12 В 23016.11.2016
119Миниатюрный импульсный сетевой блок питания 5В 0,5А 21116.11.2016
120Миниатюрный сетевой блок питания (5В, 200мА) 13116.11.2016
121Мощный блок питания для усилителя НЧ (27В/3А) 20616.11.2016
122Мощный блок питания на напряжение 5-35В и ток 5A-30A и более (LM338, 741) 44616.11.2016
123Мощный импульсный блок питания для УНЧ (2х50В, 12В) 21016.11.2016
124Мощный источник питания на составных транзисторах 0-15В 20А (КТ947, КТ827) 31316.11.2016
125Мощный лабораторный источник питания 0-25В, 7А 30316.11.2016
126Мощный электронный сетевой трансформатор для магнитолы и радиостанции на 12В 23316.11.2016
127Обзор схем восстановления заряда у батареек 24016.11.2016
128Однополярный источник питания УНЧ (40В) 15816.11.2016
129Питание будильника 1,5В от сети 220В 22016.11.2016
130Питание микроконтролерных устройств от сети 220В 20716.11.2016
131Питание микроконтроллеров от сети 220В через трансформатор 15116.11.2016
132Питание микроконтроллеров от телефонной линии 18516.11.2016
133Питание низковольтной радиоаппаратуры от сети 16916.11.2016
134Поддержание аккумуляторов в рабочем состоянии800704.10.2002
135Подключение таймера к зарядному устройству аварийного аккумулятора 17416.11.2016
136Прецизионное зарядное устройство для аккумуляторов 20916.11.2016
137Прибор для измерения параметров аккумуляторов. 925210.06.2002
138Приставка-контроллер к зарядному устройству аккумулятора 12В 26416.11.2016
139Приставка-регулятор к зарядному устройству аккумулятора 26816.11.2016
140Простейшие пусковые устройства 12В для авто на основе ЛАТРа 38416.11.2016
141Простое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора (ток 1,5А) 30016.11.2016
142Простое зарядное устройство для аккумуляторов (до 55Ач) 24616.11.2016
143Простое зарядное устройство для аккумуляторов и батарей 22516.11.2016
144Простое малогабаритное автоматическое зарядное устройство для пальчиковых аккумуляторов3236227.06.2006
145Простой блок питания 5В/0,5А (КТ807) 25316.11.2016
146Простой двуполярный источник питания (14-20В, 2А) 16716.11.2016
147Простой импульсный блок питания мощностью 15Вт 19016.11.2016
148Простой импульсный блок питания на ИМС 24316.11.2016
149Простой импульсный источник питания 5В 4А 21216.11.2016
150Пятивольтовый блок питания с ШИ стабилизатором 19716.11.2016
151Регулируемый блок питания на ОУ LM324 (0-30В, 2А) 29216.11.2016
152Регулируемый двуполярный источник питания из однополярного 20116.11.2016
153Регулируемый импульсный стабилизатор напряжения с ограничением по току (2-25В, 0-5А) 28216.11.2016
154Регулируемый источник питания на LM317T (1-37В 1,5А) 23216.11.2016
155Регулируемый источник питания на ток до 1 А (К142ЕН12А) 21816.11.2016
156Регулируемый стабилизатор тока 16В/7А (140УД1, КУ202) 21616.11.2016
157Регуляторы заряда аккумуляторов от солнечных батарей 20616.11.2016
158Самодельное пусковое устройство130179825.06.2017
159Самодельный лабораторный источник питания с регулировкой 0-20В 23016.11.2016
160Сетевая «Крона» 9В/25мА 19816.11.2016
161Симметричный динистор в бестрансформаторном блоке питания 21916.11.2016
162Солнечное зарядное устройство13235132616.04.2014
163Стабилизатор напряжения сети СПН-400 \»Рубин\»237728.06.2012
164Стабилизатор тока для зарядки батареи 6В (142ЕН5А) 19916.11.2016
165Стабилизированный блок питания 3-12В/0,25А (142ЕН12А) 21316.11.2016
166Стабилизированный источник питания с автоматической защитой от коротких замыканий 17516.11.2016
167Стабилизированный лабораторный источник питания (0-27В, 500мА) 21216.11.2016
168Схема автоматического зарядного устройства (на LM555) 21716.11.2016
169Схема автоматического зарядного устройства для сотовых телефонов 41016.11.2016
170Схема блока питания и зарядного устройства для iPod4207322.03.2012
171Схема блока питания с напряжением 12В и током 6А 23016.11.2016
172Схема высоковольтного преобразователя (вход 12В, вых — 700В) 20016.11.2016
173Схема зарядно-разрядного устройства с током 5А (КУ208, КТ315) 27116.11.2016
174Схема зарядного устройства для Li-Ion и Ni-Cd аккумуляторов 35516.11.2016
175Схема зарядного устройства для аккумулятора от GSM-телефона (LM317) 14316.11.2016
176Схема зарядного устройства для батарей 23116.11.2016
177Схема зарядного устройства с повышающим преобразователем 18216.11.2016
178Схема измерителя выходного сопротивления батарей 20716.11.2016
179Схема импульсного стабилизатора для зарядки телефона 21216.11.2016
180Схема источника питания 12В, с током в нагрузке до 10 А 27516.11.2016
181Схема контроллера заряда батарей 17516.11.2016
182Схема непрерывного подзаряда батарей 20416.11.2016
183Схема простого зарядного устройства на диодах 19316.11.2016
184Схема стабилизированного источника питания 40В, 1.2А 20516.11.2016
185Схема умного зарядного устройства для Ni-Cd аккумуляторов (MAX713) 21516.11.2016
186Схема универсального лабораторного источника питания 21616.11.2016
187Схема устройства для подзаряда батарей 9616.11.2016
188Схемы бестрансформаторного сетевого питания микроконтроллеров 21316.11.2016
189Схемы бестрансформаторных зарядных устройств 21116.11.2016
190Схемы нетрадиционных источников питания для микроконтроллеров 22216.11.2016
191Схемы питания микроконтроллеров от разъёмов COM, USB, PS/2 (5-9В) 25216.11.2016
192Схемы питания микроконтроллеров от солнечных элементов 23016.11.2016
193Схемы подзарядки маломощных аккумуляторных батарей для питания МК 22916.11.2016
194Схемы простых выпрямителей для зарядки аккумуляторов 28416.11.2016
195Таймер-индикатор разрядки батареи 18916.11.2016
196Тиристорное зарядное устройство на КУ202Е 30116.11.2016
197Универсальное зарядное устройство для маломощных аккумуляторов 21216.11.2016
198Универсальный блок питания с несколькими напряжениями 20516.11.2016
199Устройство автоматической подзарядки аккумулятора1067230.10.2005
200Устройство для автоматической тренировки аккумуляторов 12В, 40-100Ач 28116.11.2016
201Устройство для заряда и формирования аккумуляторных батарей 6-12В, 85Ач 28816.11.2016
202Устройство для поддержания заряда батареи 6СТ-9 21516.11.2016
203Устройство для хранения никель-кадмиевых аккумуляторов 18616.11.2016
204Устройство зарядное автоматическое УЗ-А-12-4,51341519019.04.2006
205Устройство контроля заряда и разряда аккумулятора 12В 27416.11.2016
206Экономичный импульсный блок питания 2×25В 3,5А 23816.11.2016
207Экономичный источник питания с малой разницей входного и выходного напряжения 5В 1А 19516.11.2016
208Эксплуатация никелево-кадмиевых аккумуляторов (НКА) при повышенных разрядных токах603206.10.2002
209Эксплуатация никелево-кадмиевых аккумуляторов при повышенных разрядных токах 292010.06.2002
210Электронный стабилизатор тока для зарядки аккумуляторных батарей 29316.11.2016

Схемы зарядных устройств для автомобильного аккумулятора: сборка своими руками

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора Зарядное устройство (ЗУ) для аккумулятора необходимо каждому автолюбителю, но стоит оно немало, а регулярные профилактические поездки в автосервис не выход. Обслуживание батареи в СТО требует времени и денег. Кроме того, на разряженном аккумуляторе до сервиса ещё нужно доехать. Собрать своими руками работоспособное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками сможет каждый, кто умеет пользоваться паяльником.

Немного теории об аккумуляторах

Любой аккумулятор (АКБ) — накопитель электрической энергии. При подаче на него напряжения энергия накапливается, благодаря химическим изменениям внутри батареи. При подключении потребителя происходит противоположный процесс: обратное химическое изменение создаёт напряжение на клеммах устройства, через нагрузку течёт ток. Таким образом, чтобы получить от батареи напряжение, его сначала нужно «положить», т. е. зарядить аккумулятор.

Зарядник для аккумулятора автомобиля

Практически любой автомобиль имеет собственный генератор, который при запущенном двигателе обеспечивает электроснабжение бортового оборудования и заряжает аккумулятор, пополняя энергию, потраченную на пуск мотора. Но в некоторых случаях (частый или тяжёлый запуск двигателя, короткие поездки и пр.) энергия аккумулятора не успевает восстанавливаться, батарея постепенно разряжается. Выход из создавшегося положения один — зарядка внешним зарядным устройством.

Как узнать состояние батареи

Простое зарядное устройство для аккумулятораЧтобы принимать решение о необходимости зарядки, нужно определить, в каком состоянии находится АКБ. Самый простой вариант — «крутит/не крутит» — в то же время является и неудачным. Если батарея «не крутит», к примеру, утром в гараже, то вы вообще никуда не поедете. Состояние «не крутит» является критическим, а последствия для аккумулятора могут быть печальными.

Оптимальный и надёжный метод проверки состояния аккумуляторной батареи — измерение напряжения на ней обычным тестером. При температуре воздуха около 20 градусов зависимость степени зарядки от напряжения на клеммах отключённой от нагрузки (!) батареи следующая:

  • 12.6…12.7 В — полностью заряжена;
  • 12.3…12.4 В — 75%;
  • 12.0…12.1 В — 50%;
  • 11.8…11.9 В — 25%;
  • 11.6…11.7 В — разряжена;
  • ниже 11.6 В — глубокий разряд.

Нужно отметить, что напряжение 10.6 вольт — критическое. Если оно опустится ниже, то «автомобильная батарейка» (особенно необслуживаемая) выйдет из строя.

Правильная зарядка

Существует два метода зарядки автомобильной батареи — постоянным напряжением и постоянным током. У каждого свои особенности и недостатки:

  •  Зарядное устройство для аккумулятора автомобиляЗарядка постоянным напряжением — годится для восстановления заряда не полностью разряженных батарей, напряжение на клеммах которых не ниже 12.3 В. Процесс заключается в следующем: к клеммам батареи подключают источник постоянного тока напряжением 14.2–14.7 В. Окончание процесса контролируют по току потребления: когда он упадёт до нуля, зарядка считается оконченной. Недостаток такого способа — возможно большой начальный зарядный ток; чем сильнее батарея разряжена, тем выше ток. Преимущества метода очевидны — вам не нужно постоянно регулировать ток зарядки, аккумулятору не грозит перезарядка, если вы про него забудете.
  • Зарядка постоянным током — самый распространённый и надёжный способ. В этом режиме ЗУ выдаёт постоянный ток, равный 1/10 ёмкости батареи. Окончание процесса зарядки определяется по напряжению на батарее — когда оно достигнет 14.7 В, заряжать батарею прекращают. Недостаток такого метода — батарею можно испортить, не сняв вовремя с зарядки.

Самодельные зарядки для АКБ

Собрать своими руками зарядное устройство для автомобильного аккумулятора реально и не особо сложно. Для этого нужно иметь начальные знания по электротехнике и уметь держать в руках паяльник.

Простое устройство на 6 и 12 В

Такая схема самая элементарная и бюджетная. При помощи этого ЗУ вы сможете качественно зарядить любой свинцовый аккумулятор с рабочим напряжением 12 или 6 В и электрической ёмкостью от 10 до 120 А/ч.

Зарядное устройство своими руками

Устройство состоит из понижающего трансформатора Т1 и мощного выпрямителя, собранного на диодах VD2-VD5. Установка зарядного тока производится переключателями S2-S5, при помощи которых в цепь питания первичной обмотки трансформатора подключаются гасящие конденсаторы C1-C4. Благодаря кратному «весу» каждого переключателя, различные комбинации позволяют ступенчато регулировать ток зарядки в пределах 1–15 А с шагом 1 А. Этого достаточно для выбора оптимального тока зарядки.

К примеру, если необходим ток в 5 А, то понадобится включить тумблеры S4 и S2. Замкнутые S5, S3 и S2 дадут в сумме 11 А. Для контроля напряжения на АКБ служит вольтметр PU1, за зарядным током следят при помощи амперметра PА1.

В конструкции можно использовать любой силовой трансформатор мощностью около 300 Вт, в том числе и самодельный. Он должен выдавать на вторичной обмотке напряжение 22–24 В при токе до 10–15 А. На месте VD2-VD5 подойдут любые выпрямительные диоды, выдерживающие прямой ток не менее 10 А и обратное напряжение не ниже 40 В. Подойдут Д214 или Д242. Их следует установить через изолирующие прокладки на радиатор с площадью рассеяния не менее 300 см. кв.

Конденсаторы С2-С5 обязательно должны быть неполярные бумажные с рабочим напряжением не ниже 300 В. Подойдут, к примеру, МБЧГ, КБГ-МН, МБГО, МБГП, МБМ, МБГЧ. Подобные конденсаторы, имеющие форму кубиков, широко использовались как фазосдвигающие для электромоторов бытовой техники. В качестве PU1 использован вольтметр постоянного тока типа М5−2 с пределом измерения 30 В. PA1 — амперметр того же типа с пределом измерения 30 А.

Схема проста, если собрать её из исправных деталей, то в налаживании не нуждается. Это устройство подойдёт и для зарядки шестивольтовых батарей, но «вес» каждого из переключателей S2-S5 будет иным. Поэтому ориентироваться в зарядных токах придётся по амперметру.

С плавной регулировкой тока

По этой схеме собрать зарядник для аккумулятора автомобиля своими руками сложнее, но она возможна в повторении и тоже не содержит дефицитных деталей. С её помощью допустимо заряжать 12-вольтовые аккумуляторы ёмкостью до 120 А/ч, ток заряда плавно регулируется.

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками

Зарядка батареи производится импульсным током, в качестве регулирующего элемента используется тиристор. Помимо ручки плавной регулировки тока, эта конструкция имеет и переключатель режима, при включении которого зарядный ток увеличивается вдвое.

Режим зарядки контролируется визуально по стрелочному прибору RA1. Резистор R1 самодельный, выполненный из нихромовой или медной проволоки диаметром не менее 0.8 мм. Он служит ограничителем тока. Лампа EL1 — индикаторная. На её месте подойдёт любая малогабаритная индикаторная лампа с напряжением 24–36 В.

Понижающий трансформатор можно применить готовый с выходным напряжением по вторичной обмотке 18–24 В при токе до 15 А. Если подходящего прибора под рукой не оказалось, то можно сделать самому из любого сетевого трансформатора мощностью 250–300 Вт. Для этого с трансформатора сматывают все обмотки, кроме сетевой, и наматывают одну вторичную обмотку любым изолированным проводом с сечением 6 мм. кв. Количество витков в обмотке — 42.

Тиристор VD2 может быть любым из серии КУ202 с буквами В-Н. Его устанавливают на радиатор с площадью рассеивания не менее 200 см. кв. Силовой монтаж устройства делают проводами минимальной длины и с сечением не менее 4 мм. кв. На месте VD1 будет работать любой выпрямительный диод с обратным напряжением не ниже 20 В и выдерживающий ток не менее 200 мА.

Налаживание устройства сводится к калибровке амперметра RA1. Сделать это можно, подключив вместо аккумулятора несколько 12-вольтовых ламп общей мощностью до 250 Вт, контролируя ток по заведомо исправному эталонному амперметру.

Из компьютерного блока питания

Чтобы собрать это простое зарядное устройство своими руками, понадобится обычный блок питания от старого компьютера АТХ и знания по радиотехнике. Но зато и характеристики прибора получатся приличными. С его помощью заряжают батареи током до 10 А, регулируя ток и напряжение заряда. Единственное условие — БП желателен на контроллере TL494.

Для создания автомобильной зарядки своими руками из блока питания компьютера придётся собрать схему, приведённую на рисунке.

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора: схема

Пошагово необходимые для доработки операции будут выглядеть следующим образом:

  1. Откусить все провода шин питания, за исключением жёлтых и чёрных.
  2. Соединить между собой жёлтые и отдельно чёрные провода — это будут соответственно «+» и «-» ЗУ (см. схему).
  3. Перерезать все дорожки, ведущие к выводам 1, 14, 15 и 16 контроллера TL494.
  4. Установить на кожух БП переменные резисторы номиналом 10 и 4,4 кОм — это органы регулировки напряжения и тока зарядки соответственно.
  5. Навесным монтажом собрать схему, приведённую на рисунке выше.

Если монтаж выполнен правильно, то доработку закончена. Осталось оснастить новое ЗУ вольтметром, амперметром и проводами с «крокодилами» для подключения к АКБ.

В конструкции возможно использовать любые переменные и постоянные резисторы, кроме токового (нижний по схеме номиналом 0.1 Ом). Его рассеиваемая мощность — не менее 10 Вт. Сделать такой резистор можно самостоятельно из нихромового или медного провода соответствующей длины, но реально найти и готовый, к примеру, шунт от китайского цифрового тестера на 10 А или резистор С5−16МВ. Ещё один вариант — два резистора 5WR2J, включённые параллельно. Такие резисторы есть в импульсных блоках питаниях ПК или телевизоров.

Что необходимо знать при зарядке АКБ

Заряжая автомобильный аккумулятор, важно соблюдать ряд правил. Это поможет вам продлить срок службы аккумулятора и сохранить своё здоровье:

  1. Самодельное зарядное устройство для автомобильного аккумулятораВсе свинцовые аккумуляторы заряжают током не выше одной десятой от ёмкости батареи. Если у вас в авто стоит АКБ ёмкостью 60 А/ч, то расчёт зарядного тока выглядит так: 60/10=6 А.
  2. В процессе зарядки могут выделяться взрывоопасные газы. Особенно это касается обслуживаемых аккумуляторов. Достаточно одной искры, чтобы скопившийся в гараже или другом помещении водород взорвался. Поэтому заряжать аккумуляторы нужно в хорошо проветриваемом помещении или на балконе.
  3. Зарядка батареи сопровождается выделением тепла, поэтому постоянно контролируйте температуру корпуса АКБ на ощупь. Если батарея заметно нагрелась, то немедленно уменьшите зарядный ток или вообще прекратите зарядку.
  4. Если батарея обслуживаемая, постоянно контролируйте уровень электролита в банках и его плотность. В процессе заряда электролит «выкипает», а плотность повышается. Если пластины в банке оголились или плотность поднялась выше 1.29, а зарядка ещё не закончена, добавьте в электролит дистиллированной воды.
  5. Не допускайте перезарядки батареи. Максимальное напряжение на ней при подключённом ЗУ — 14.7 В.
  6. Не допускайте глубокой разрядки батареи, подзаряжайте её периодически. Если напряжение на батарее при отключённой нагрузке опустится ниже 10.7, АКБ придётся выбросить.

Вопрос о создании простого зарядного устройство для аккумулятора своими руками выяснен. Все достаточно просто, осталось запастись необходимым инструментом и можно смело приступать к работе.

Обзор схем зарядных устройств

Соблюдение режима эксплуатации аккумуляторных батарей, и в частности режима зарядки, гарантирует их безотказную работу в течение всего срока службы. Зарядку аккумуляторных батарей производят током, значение которого можно определить по формуле

I=0,1Q

где I — средний зарядный ток, А., а Q — паспортная электрическая емкость аккумуляторной батареи, А-ч.

Зарядный ток, рекомендуемый в инструкции по эксплуатации аккумуляторной батареи, обеспечивает оптимальное протекание электрохимических процессов в ней и нормальную работу в течение длительного времени.

Классическая схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора состоит из понижающего трансформатора, выпрямителя и регулятора тока зарядки. В качестве регуляторов тока применяют проволочные реостаты (см. Рис. 1) и транзисторные стабилизаторы тока.

В обоих случаях на этих элементах выделяется значительная тепловая мощность, что снижает КПД зарядного устройства и увеличивает вероятность выхода его из строя.

Для регулировки зарядного тока можно использовать магазин конденсаторов, включаемых последовательно с первичной (сетевой) обмоткой трансформатора и выполняющих функцию реактивных сопротивлений, гасящих избыточное напряжение сети. Упрощенная схема такого устройства приведена на рис. 2.

В этой схеме тепловая (активная) мощность выделяется лишь на диодах VD1-VD4 выпрямительного моста и трансформаторе, поэтому нагрев устройства незначителен.

Недостатком схемы на Рис. 2 является необходимость обеспечить напряжение на вторичной обмотке трансформатора в полтора раза большее, чем номинальное напряжение нагрузки (~ 18÷20В).

Схема зарядного устройства, обеспечивающее зарядку 12-вольтовых аккумуляторных батарей током до 15 А, причем ток зарядки можно изменять от 1 до 15 А ступенями через 1 А, приведена на Рис. 3.

Предусмотрена возможность автоматического выключения устройства, когда батарея полностью зарядится. Оно не боится кратковременных коротких замыканий в цепи нагрузки и обрывов в ней.

Выключателями Q1 — Q4 можно подключать различные комбинации конденсаторов и тем самым регулировать ток зарядки.

Переменным резистором R4 устанавливают порог срабатывания реле К2, которое должно срабатывать при напряжении на зажимах аккумулятора, равном напряжению полностью заряженной батареи.

На Рис. 4 представлена схема еще одного зарядного устройства, в котором ток зарядки плавно регулируется от нуля до максимального значения.

Изменение тока в нагрузке достигается регулированием угла открывания тринистора VS1. Узел регулирования выполнен на однопереходном транзисторе VT1. Значение этого тока определяется положением движка переменного резистора R5. Максимальный ток заряда аккумулятора 10А , устанавливается амперметром. Защита устройства обеспечена со стороны сети и нагрузки предохранителями F1 и F2.

Вариант печатной платы зарядного устройства (см. рис. 4), размером 60х75 мм приведен на следующем рисунке:

В схеме на рис. 4 вторичная обмотка трансформатора должна быть рассчитана на ток, втрое больший зарядного тока, и соответственно мощность трансформатора также должна быть втрое больше мощности, потребляемой аккумулятором.

Названное обстоятельство является существенным недостатком зарядных устройств с регулятором тока тринистором (тиристором).

Примечание:

Диоды выпрямительного мостика VD1-VD4 и тиристор VS1 необходимо установить на радиаторы.

Значительно снизить потери мощности в тринисторе, а следовательно, повысить КПД зарядного устройства можно, если регулирующий элемент перенести из цепи вторичной обмотки трансформатора в цепь первичной обмотки. Схема такого устройства показана на рис. 5.

В схеме на Рис. 5 регулирующий узел аналогичен примененному в предыдущем варианте устройства. Тринистор VS1 включен в диагональ выпрямительного моста VD1 — VD4. Поскольку ток первичной обмотки трансформатора примерно в 10 раз меньше тока заряда, на диодах VD1-VD4 и тринисторе VS1 выделяется относительно небольшая тепловая мощность и они не требуют установки на радиаторы. Кроме того, применение тринистора в цепи первичной обмотки трансформатора позволило несколько улучшить форму кривой зарядного тока и снизить значение коэффициента формы кривой тока (что также приводит к повышению КПД зарядного устройства). К недостатку этого зарядного устройства следует отнести гальваническую связь с сетью элементов узла регулирования, что необходимо учитывать при разработке конструктивного исполнения (например, использовать переменный резистор с пластмассовой осью).

Вариант печатной платы зарядного устройства на рисенке 5, размером 60х75 мм приведен на рисунке ниже:

Примечание:

Диоды выпрямительного мостика VD5-VD8 необходимо установить на радиаторы.

В зарядном устройстве на рисунке 5 диодный мостик VD1-VD4 типа КЦ402 или КЦ405 с буквами А, Б, В. Стабилитрон VD3 типа КС518, КС522, КС524, или составленный из двух одинаковых стабилитронов с суммарным напряжением стабилизации 16÷24 вольта (КС482, Д808, КС510 и др.). Транзистор VT1 однопереходной, типа КТ117А, Б, В, Г. Диодный мостик VD5-VD8 составлен из диодов, с рабочим током не менее 10 ампер (Д242÷Д247 и др.). Диоды устанавливаются на радиаторы площадью не менее 200 кв.см, а если радиаторы будут сильно нагреваться, в корпус зарядного устройства можно установить вентилятор для обдува.

Подборка простых и эффективных схем.

Мультивибратор. 

Первая схема — простейший мультивибратор. Не смотря не его простоту, область применения его очень широка. Ни одно электронное устройство не обходится без него. 

На первом рисунке изображена его принципиальная схема. 

В качестве нагрузки используются светодиоды. Когда мультивибратор работает — светодиоды переключаются. 

Для сборки потребуется минимум деталей: 

1. Резисторы 500 Ом — 2 штуки 

2. Резисторы 10 кОм — 2 штуки 

3. Конденсатор электролитический 47 мкФ на 16 вольт — 2 штуки 

4. Транзистор КТ972А — 2 штуки 

5. Светодиод — 2 штуки

Транзисторы КТ972А являются составными транзисторами, то есть в их корпусе имеется два транзистора, и он обладает высокой чувствительностью и выдерживает значительный ток без теплоотвода. 

Когда вы приобретёте все детали, вооружайтесь паяльником и принимайтесь за сборку. Для проведения опытов не стоит делать печатную плату, можно собрать всё навесным монтажом. Спаивайте так, как показано на рисунках.

Рисунки специально сделаны в разных ракурсах и можно подробно рассмотреть все детали монтажа. 

А уж как применить собранное устройство, пусть подскажет ваша фантазия! Например, вместо светодиодов можно поставить реле, а этим реле коммутировать более мощную нагрузку. Если изменить номиналы резисторов или конденсаторов – изменится частота переключения. Изменением частоты можно добиться очень интересных эффектов, от писка в динамике, до паузы на много секунд.. 

Фотореле. 

А это схема простого фотореле. Это устройство с успехом можно применить где Вам угодно, для автоматической подсветки лотка DVD, для включения света или для сигнализации от проникновения в тёмный шкаф. Предоставлены два варианта схемы. В одном варианте схема активируется светом, а другом его отсутствием.

Работает это так: когда свет от светодиода попадает на фотодиод, транзистор откроется и начнёт светиться светодиод-2. Подстроечным резистором регулируется чувствительность устройства. В качестве фотодиода можно применить фотодиод от старой шариковой мышки. Светодиод — любой инфракрасный светодиод. Применение инфракрасного фотодиода и светодиода позволит избежать помех от видимого света. В качестве светодиода-2 подойдёт любой светодиод или цепочка из нескольких светодиодов. Можно применить и лампу накаливания. А если вместо светодиода поставить электромагнитное реле, то можно будет управлять мощными лампами накаливания, или какими-то механизмами. 

На рисунках предоставлены обе схемы, цоколёвка(расположение ножек) транзистора и светодиода, а так же монтажная схема.

При отсутствии фотодиода, можно взять старый транзистор МП39 или МП42 и спилить у него корпус напротив коллектора, вот так:

Вместо фотодиода в схему надо будет включить p-n переход транзистора. Какой именно будет работать лучше – Вам предстоит определить экспериментально. 

Усилитель мощности на микросхеме TDA1558Q. 

Этот усилитель имеет выходную мощность 2 Х 22 ватта и достаточно прост для повторения начинающими радиолюбителями. Такая схема пригодится Вам для самодельных колонок, или для самодельного музыкального центра, который можно сделать из старого MP3 плеера. 

Для его сборки понадобится всего пять деталей:

1. Микросхема — TDA1558Q 

2. Конденсатор 0.22 мкФ 

3. Конденсатор 0.33 мкФ – 2 штуки 

4. Электролитический конденсатор 6800 мкФ на 16 вольт 

Микросхема имеет довольно высокую выходную мощность и для её охлаждения понадобится радиатор. Можно применить радиатор от процессора. 

Всю сборку можно произвести навесным монтажом без применения печатной платы. Сначала у микросхемы надо удалить выводы 4, 9 и 15. Они не используются. Отсчёт выводов идёт слева направо, если держать её выводами к себе и маркировкой вверх. Потом аккуратно распрямите выводы. Далее отогните выводы 5, 13 и 14 вверх, все эти выводы подключаются к плюсу питания. Следующим шагом отогните выводы 3, 7 и 11 вниз – это минус питания, или «земля». После этих манипуляций прикрутите микросхему к теплоотводу, используя теплопроводную пасту. На рисунках виден монтаж с разных ракурсов, но я всё же поясню. Выводы 1 и 2 спаиваются вместе – это вход правого канала, к ним надо припаять конденсатор 0.33 мкФ. Точно так же надо поступить с выводами 16 и 17. Общий провод для входа это минус питания или «земля». 

К выводам 5, 13 и 14 припаяйте провод плюса питания. Этот же провод припаивается к плюсу конденсатора 6800 мкФ. Отогнутые вниз выводы 3, 7 и 11 так же спаиваются вместе проводом, и этот провод припаивается к минусу конденсатора 6800 мкФ. Далее от конденсатора провода идут к источнику питания. 

Выводы 6 и 8 – это выход правого канала, 6 вывод припаивается к плюсу динамика, а вывод 8 к минусу. 

Выводы 10 и 12 – это выход левого канала, вывод 10 припаивается к плюсу динамика, а вывод 12 к минусу. 

Конденсатор 0.22 мкФ надо припаять параллельно выводам конденсатора 6800 мкФ. 

Прежде чем подавать питание, внимательно проверьте правильность монтажа. На входе усилителя надо поставить сдвоенный переменный резистор 100 кОМ для регулировки громкости. 

Схема зарядного устройства для восстановления АКБ реверсивным током

Всем привет, в этой статье поговорим о том, как собрать устройство для зарядки автомобильного аккумулятора реверсивным, ассиметричным током на полевых транзисторах.

Что такое зарядка АКБ реверсивным током, подробно останавливаться не буду, так как этой информации полно в инете. Для данного устройства было перепробовано много различных схем, большинство из них или не работало вообще, или работа остальных, тем или иным способом не устраивала по параметрам.

Поэтому пришлось начинать с нуля и сделать надёжную, работающую схему, что в конце концов и получилось. Вот так выглядит схема для зарядки аккумуляторов реверсивным током.Схема зарядного устройства для АКБ реверсивным токомДанная схема очень элементарна, очень надёжна и очень проста в повторении. Что мы видим на этой схеме, два 555-ых таймера включенных здесь в качестве генераторов импульсов. Каждая микросхема управляет своим полевым ключом.

Соответственно один мосфет отвечает за зарядку аккумулятора, второй мосфет за разрядку. Сначала давайте рассмотрим узел, который отвечает у нас за разрядку аккумулятора.Схема зарядного устройства для АКБ реверсивным током555-ый таймер (№2) здесь настроен на частоту около 1Кгц с коэффициентом заполнения около 85%. Питание данной схемы осуществляется непосредственно от самого аккумулятора, именно поэтому в данной схеме очень важно использовать полевые транзисторы. Потому что в них присутствует, так называемый обратный диод, благодаря этому диоду и возможна работа данной схемы.

Вторая микросхема (№1) отвечает за зарядку аккумулятора, соответственно от того, как вы подберёте частота-задающую обвязку данной микросхемы и будет, в конечном итоге, зависеть время заряда и время разряда вашего аккумулятора.Схема зарядного устройства

Значит как же эта схема работает в целом…

Как только на выход нашего устройства мы подключаем какой-либо АКБ, соответственно у нас запускается микросхема №2 и начинает на своём выходе генерировать прямоугольные импульсы, в следствии чего у нас открывается транзистор VT2, который в свою очередь разряжает наш аккумулятор на какую-либо нагрузку, в моём случаи это автомобильная лампа на 21 ватт.

Микросхема под №1 у нас не запускается, так как на выходе нашего устройства стоит диод VD1 (сдвоенный диод-шоттки). На вход нашего устройства мы подключаем какой-либо источник питания, будь то зарядное устройство или какой-нибудь блок питания, соответственно у нас запускается микросхема под №1 и начинает также на своём выходе вырабатывать прямоугольные импульсы с той частотой с которой вы ей задали с помощью частота-задающей обвязки.для восстановления АКБ реверсивным токомИ как только на выходе №1 микросхемы появляется высокий уровень у нас открываются транзисторы VT1 и VT3. Ну и как видно из схемы транзистор VT1 у нас закорачивает 5 вывод микросхемы №2 на землю, тем самым останавливая генерацию прямоугольных импульсов и запирая транзистор VT2, тем самым прекращая разрядку нашего аккумулятора.

И в то же время открытый транзистор VT3 соединяет наш аккумулятор с нашим источником питания, тем самым обеспечивая его зарядку.

Ну и соответственно, как только с выхода микросхемы №1 высокий уровень исчезает два транзистора VT1 и VT3 закрываются, тем самым разъединяя наше зарядное устройство от нашего аккумулятора и в то же время рассоединяя 5 вывод микросхемы №2 с землёй, тем самым восстанавливая генерацию прямоугольных импульсов на выходе.

Схема для восстановления АКБ

По деталям…

Обе микросхемы питаются через 12-ти вольтовые стабилизаторы 7812.

Время заряда и время разряда АКБ можно регулировать изменяя номиналы резисторов R2,R3,R4 и частота-задающего конденсатора С3.

Плата получилась довольно компактная, мосфеты и диод установил на небольшой радиатор.

Схема АКБ реверсивным током

Хотя они работают в ключевом режиме и нагрев минимальный.

Клемники поставил для подключения разрядной лампы и аккумулятора. устройство для восстановления АКБВот подключил, загорелась лампочка, то есть пошла разрядка аккумулятора. устройство для восстановления АКБЦикл разряда и цикл заряда устройство для восстановления АКБПоворачивая бегунок подстроечного резистора можно менять скорость заряда и разряда данной схемы. устройство для восстановления АКБДанную платку можно разместить непосредственно в корпусе зарядного устройства, тем самым добавив ему очень полезную функцию десульфатации.

реверсивным токомПечатку в формате .lay можно скачать здесь.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о