спорткар, навсегда оставшийся концептом / Назад в СССР / Back in USSR

В 60-х годах советские инженеры-конструкторы едва не превратили горбатый «Запорожец» в спорткар по образу и подобию Porsche 356 — предшественника легендарного Porsche 911. На базе ЗАЗ-965 специалисты института НАМИ разработали концепт элегантного купе, получившего название «Спорт-900».
Первый экземпляр собрали в 1963 году. На шасси ЗАЗ-965А был установлен обтекаемый стеклопластиковый кузов высотой всего 1170 миллиметров. В дизайне отчетливо просматриваются черты классических заднемоторных купе.


Porsche 356
У «Спорт-900» была посадочная формула 2+2, то есть разработчикам даже удалось сохранить задние сиденья. Классно смотрится наклоненная центральная консоль, знакомая по многим современным спорткарам.


Использование стеклопластиковых кузовных панелей позволило уменьшить вес авто до 500 килограммов. Так что даже со стандартным 27-сильным мотором и 4-ступенчатой коробкой передач «Спорт-900» относительно легко разгонялся до сотни.

Создатели надеялись, что получат разрешение на массовое производство в Запорожье, но власти не дали зеленый свет, и дальше нескольких прототипов дело не зашло.

5 наших провальных попыток — журнал За рулем

Строить спортивные автомобили у нас в стране пытались неоднократно. Причем не только в новейшей истории и не только силами заводов‑производителей. В начале 1960‑х автоспорт в СССР набирал популярность.

Материалы по теме

В 1963 году на заводе в эстонском Тарту построили спортивный двухместный автомобиль Тарту‑1 (он же Эстония‑6).

На родстере стоял форсированный двигатель ГАЗ‑21. Масса машины была всего 540 кг, потому Тарту разгонялся даже быстрее заявленных 180–185 км/ч.

Был построен только один экземпляр, после чего завод переориентировался на постройку формульных болидов.

Тарту‑1 (он же Эстония‑6)

Тарту‑1 (он же Эстония‑6)

Материалы по теме

В том же 1963 году силами шести сотрудников НАМИ был создан автомобиль Спорт‑900 КД.

В основе кузова — лонжеронная рама, соединенная с пространственным каркасом. Внешние панели сделали из стеклопластика.

Техническую начинку взяли от Запорожца ЗАЗ‑965А. Благодаря обильному применению пластика КД был на 125 кг легче «горбатого». Всего выпустили шесть экземпляров, все они остались в руках создателей.

Спорт‑900 КД

Спорт‑900 КД

В 1966 году на Северодонецкой авторемонтной базе построили Зарю — купе с пластиковым кузовом и агрегатами 21‑й Волги. Создатели очень старались расширить ассортимент продукции, но в итоге купе так и осталось в единственном экземпляре.

Заря

Заря

С развалом СССР количество агрегатов‑доноров заметно выросло. В первой половине 1990‑х питерское конструкторское бюро Дмитрия Парфенова неоднократно пыталось выпустить собственный спорткар. Третьей, и финальной, попыткой стало купе Лаура 3 SxS 1995 года. Концептуально это кит-кар, набор для самостоятельной сборки на шасси Pontiac Fiero 1988 года. Двигатель V6 объемом 2,8 литра выдавал 140 л.с. До серии дело не дошло.

Лаура 3 SxS

Лаура 3 SxS

Tagaz Aquila — самая свежая попытка запустить в серию народный спорткар. В основе своей это приземленный автомобиль. Мотор — трех- или четырехцилиндровый, мощностью 100–129 л.с. Коробка механическая, привод передний. С 2013 по 2014 год было сделано около 400 спортивных седанов.

Tagaz Aquila

Tagaz Aquila

  • Полноприводные Волги, Москвичи и Лады: 10 советских quattro — здесь

900» — советский спорткар на базе ЗАЗ / Назад в СССР / Back in USSR

«Спорт-900», КД был создан в инициативном порядке группой сотрудников НАМИ, включавшей художников-конструкторов (дизайнеров) Эдуарда Молчанова и Феликса Хайдукова, инженеров Игоря и Льва Дурновых, художника Владимира Елтышева и химика Анатолия Сывороткина, при активном содействии директора МЗАК в 1957—1965 годах Кузьмы Дурнова.
Количество построенных автомобилей — шесть незначительно отличавшихся друг от друга экземпляров — соответствовало числу соавторов конструкции, которые по завершении проекта получили их в личное пользование (такая форма кооперации станет впоследствии весьма распространена в рамках советского «автосама»).«Спорт-900», КД — советское спортивное купе на базе агрегатов ЗАЗ-965А «Запорожец», собиравшееся малой серией в 1963-1969 годах с использованием производственных мощностей Московского завода автомобильных кузовов.«Спорт-900» представлял собой легковой автомобиль особо малого класса вместимостью «2+2» — два взрослых места и два детских.

Кузов автомобиля — каркасно-панельный, с рамно-объединённой несущей системой — лонжеронная рама из стальных труб диаметром 70 мм, конструктивно объединённая с пространственным каркасом из тонкостенных 30-мм труб — и стеклопластиковой обшивкой, выполненной методом контактного формования из армированной стеклорогожей ТСЖ-0,7 полиэфирной смолы ПН-1. Благодаря рациональной конструкции кузова и использованию стеклопластика автомобиль получился очень лёгким — масса самого кузова вместе с рамой составила чуть более 100 кг, так что в снаряжённом виде «Спорт-900» весил на 125 кг легче «Запорожца» с его цельнометаллическим кузовом. При этом большое внимание было уделено обеспечению пассивной безопасности: пассажирский салон был окружён мощными трубчатыми дугами, предохраняющими водителя и пассажиров в случае столкновения, а оконечности кузова представлял собой зоны энергопоглощающей деформации.

Агрегаты были полностью позаимствованы у ЗАЗ-965 либо ЗАЗ-965А (на различных автомобилях серии): расположенный сзади V-образный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 23 либо 27 л.с., четырёхступенчатая механическая коробка передач, передняя подвеска на поперечных торсионах с двойными продольными рычагами и пружинная задняя с качающимися полуосями. При этом благодаря облегчённому кузову и лучшей аэродинамике автомобиль развивал по сравнению с серийным «Запорожцем» несколько большую максимальную скорость и имел заметно лучшую приемистость. Также относительно базовой модели был увеличен объём багажного отсека, улучшены устойчивость и управляемость за счёт более низкого расположения центра тяжести.

По дизайну «КД» был вполне оригинален и на 1963 год выглядел весьма современно, имея в своём оформлении множество нешаблонных решений. Большой габарит двигателя «Запорожца» по высоте вынудил конструкторов придать кузову автомобиля выраженную клиновидную форму, с низкой носовой частью и высокой задней, что было также выгодно с точки зрения аэродинамики, снижая сопротивление воздуха и уменьшая снос боковым ветром. Для того, чтобы сгладить эту непривычную для тех лет особенность формы кузова, Молчанов применил характерный профиль боковины — с идущим по диагонали от её переднего верхнего угла к нижнему заднему перепадом поверхностей, который с точки зрения технологии был оформлен в качестве разъёма используемой при изготовлении кузова матрицы. Сочетание клиновидного профиля с ниспадающей линией узора боковины скорректировало зрительную ось боковой поверхности автомобиля, которая благодаря их наложению друг на друга воспринималась как параллельная земле, а также позволило придать его силуэту сбалансированный, завершённый вид. Подобная клиновидная форма кузова впоследствии получила широкое распространение в мировом автомобилестроении, сначала на автомобилях спортивного типа, а затем — и на массовых моделях.

В верхней части боковина имела своего рода лунку, идущую вдоль передних двух третей длины кузова и переходящую в воздухозаборник охлаждения моторного отсека — с конструктивной точки зрения этот элемент играл роль ребра жёсткости. Ещё одна характерная особенность «КД» — применение арочной силовой структуры крыши, в наше время также нашедшей массовое применение. Водосточные желобки крыши были образованы выступающими наружу трубами её каркаса. Автомобиль имел интегрированные бампера из стеклопластика, окрашенные в цвет кузова. Интерьер был оформлен в спортивном стиле, имел ковшеобразные раздельные передние сиденья и развитую центральную консоль, композиционно объединённую с панелью приборов.

Все машины серии имели незначительные различия между собой. Так, поздние «КД» получили крышу переработанной формы — с плоской, а не купольной панелью и широкой задней стойкой (при сохранении конфигурации каркаса), а также ряд других отличий в отделке кузова.




Спорт-900 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Спорт-900», КД — советское спортивное купе на базе агрегатов ЗАЗ-965А «Запорожец», собиравшееся малой серией в 1963-1969 годах с использованием производственных мощностей Московского завода автомобильных кузовов (ныне ООО «Московский завод специализированных автомобилей»).

«Спорт-900» был создан в инициативном порядке группой сотрудников НАМИ, включавшей художников-конструкторов (дизайнеров) Эдуарда Молчанова и Феликса Хайдукова, инженеров Игоря и Льва Дурновых, художника Владимира Елтышева и химика Анатолия Сывороткина, при активном содействии директора МЗАК в 1957—1965 годах Кузьмы Дурнова (от его инициалов и произошло название «КД»). Количество построенных автомобилей — шесть незначительно отличавшихся друг от друга экземпляров — соответствовало числу соавторов конструкции, которые по завершении проекта получили их в личное пользование (такая форма кооперации станет впоследствии весьма распространена в рамках советского «автосама»).

По сути это были самоделки[источник не указан 709 дней], но профессиональная дизайнерская проработка, выпуск в количестве нескольких экземпляров и использование производственных мощностей крупного промышленного предприятия явно выделяют эту серию на фоне обычного технического творчества тех лет. Автомобили получили широкую известность, им были посвящены многочисленные публикации в прессе. Ранее при участии той же группы специалистов НАМИ был разработан проект микроавтомобиля СМЗ-НАМИ-086 «Спутник».

«Спорт-900» представлял собой легковой автомобиль особо малого класса вместимостью «2+2» — два взрослых места и два детских. Кузов автомобиля — каркасно-панельный, с рамно-объединённой несущей системой — лонжеронная рама из стальных труб диаметром 70 мм, конструктивно объединённая с пространственным каркасом из тонкостенных 30-мм труб — и стеклопластиковой обшивкой, выполненной методом контактного формования из армированной стеклорогожей ТСЖ-0,7 полиэфирной смолы ПН-1. Благодаря рациональной конструкции кузова и использованию стеклопластика автомобиль получился лёгким — масса самого кузова вместе с рамой составила чуть более 100 кг, так что в снаряжённом виде «Спорт-900» весил на 125 кг легче «Запорожца» с его цельнометаллическим кузовом. При этом большое внимание было уделено обеспечению пассивной безопасности: пассажирский салон был окружён мощными трубчатыми дугами, предохраняющими водителя и пассажиров в случае столкновения, а оконечности кузова представляли собой зоны энергопоглощающей деформации.

Агрегаты были полностью позаимствованы у ЗАЗ-965 либо ЗАЗ-965А (на различных автомобилях серии): расположенный сзади V-образный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 23 либо 27 л.с., четырёхступенчатая механическая коробка передач, передняя подвеска на поперечных торсионах с двойными продольными рычагами и пружинная задняя с качающимися полуосями.

Большой габарит двигателя «Запорожца» по высоте вынудил конструкторов придать кузову автомобиля выраженную клиновидную форму, с низкой носовой частью и высокой задней, что было также выгодно с точки зрения аэродинамики, снижая сопротивление воздуха и уменьшая снос боковым ветром. Для того, чтобы сгладить эту непривычную для тех лет особенность формы кузова, Молчанов применил характерный профиль боковины — с идущим по диагонали от её переднего верхнего угла к нижнему заднему перепадом поверхностей.

В верхней части боковина имела своего рода лунку, идущую вдоль передних двух третей длины кузова и переходящую в воздухозаборник охлаждения моторного отсека — с конструктивной точки зрения этот элемент играл роль ребра жёсткости. Ещё одна характерная особенность «КД» — применение арочной силовой структуры крыши, в наше время также нашедшей массовое применение. Водосточные желобки крыши были образованы выступающими наружу трубами её каркаса. Автомобиль имел интегрированные бампера из стеклопластика, окрашенные в цвет кузова. Интерьер был оформлен в спортивном стиле, имел ковшеобразные раздельные передние сиденья и развитую центральную консоль, композиционно объединённую с панелью приборов.

Все машины серии имели незначительные различия между собой. Так, поздние «КД» получили крышу переработанной формы — с плоской, а не купольной панелью и широкой задней стойкой (при сохранении конфигурации каркаса), а также ряд других отличий в отделке кузова, вроде оформления панели передка и задних фонарей.

Спорткар на базе ЗАЗ-968М показали в сети

Только по-настоящему «двинутый» на советском автопроме человек будет создавать из британского небольшого хэтчбека отечественный двухдверный седан.

Далеко не каждый россиянин может себе позволить приобрести спорткар, но делать их из отечественных машин никому не запрещено, так как из этого могут выйти очень удачные и интересные проекты. В данном случае имело место явление обратного характера – народные умельцы немного «поколдовали» над Mini Cooper, создав из него всем известный ЗАЗ-968М.

В тематическом сообществе в социальной сети Instagram обнародовали фотографию, на которой представлен типичный «ушастый» «Запорожец», который обрел совершенно другой облик – на первый взгляд из советского двухдверного седана создала некое подобие автомобилей от Porsche, только немного заниженное. В действительности же, автомобилист приобрел Mini Cooper и оснастил его кузовными панелями от ЗАЗ-968М, таким образов создав вполне привлекательный спорткар. Судя по фотоснимку, спортивное авто на базе ЗАЗ-968 обзавелся крышей от Mini Cooper и колесными дисками от Porsche 911.

При этом, сообщается, что под капотом заниженного спорткара на базе ЗАЗ-968М и Mini Cooper расположился мотор, позаимствованный от Porsche 911, а фары машина получила от Mercedes-Benz G-Class. В результате таких доработок получился обычный «ушастый» «Запорожец» с маленьким клиренсом и очень отдаленно напоминающий Mini Cooper. По всей видимости, автовладелец настолько влюблен в советский двухдверный седан, что решил его сделать на базе британского премиального автомобиля. 

Нет ничего удивительного, что пользователи сети бурно отреагировали на такие доработки. «Наверное владелец болен Запорожцем», «Шедевр, сочетающий свободу мысли и безумие», «Porschивец», «Огонь», «Когда некуда деньги девать», «На Ренжик похож», «Дорогой колхоз», — комментируют подписчики.

LADA Vesta 2.0 – какой она может стать? От цены до оснащения

LADA Vesta 2.0 – какой она может стать? От цены до оснащения

Вероятнее всего, после крупного обновления «Веста» станет похожа на свою спортивную версию. По крайней мере – в плане «начинки».

ЗАЗ-968М, прозванный в народе «ушастым» — это советский автомобиль первой группы малого класса, выпускаемый с 1971 по 1973 годы. Эта машина пришла на смену ЗАЗ-966 и отличался совершенно другим оформлением, более короткими воздухозаборниками, новой «приборкой» и наличием фонарей заднего хода.

Составлен ТОП-5 необычных тюнинг-проектов ЗАЗ-968

Среди «колхозных» и сумасшедших идей отечественные мастера нередко умудряются создавать нечто достойное.

В данном рейтинге представлены 5 достаточно необычных тюнинг-проектов, «главным героем» которых стал прославленный «Запорожец» – легендарный ЗАЗ-968. Открывает список оригинальный спорткар, выполненный практически в стиле Dodge Challenger Hellcat. Из компактного седана мастера умудрились сделать потрясающий стильный кабриолет с агрессивной передней частью и матовой окраской кузова.

Далее идёт не самый удачный пример тюнинга ЗАЗ-968. Владелец данного автомобиля, видимо, является большим поклонником тигров – иным способом никак не выходит объяснить, ради чего он окрасил свою машину в черно-оранжевые полоски, дополнив картину новыми сиденьями, боковыми зеркалами и крышей, поднимающейся на электроприводах.

Посередине рейтинга расположился классический «Запорожец», хозяин которого точечными доработками сумел существенно преобразить его внешний вид. Белоснежный кузов, стильные литые диски, тонированные окна, спортивный обвес и аккуратный спойлер – оригинальный суперкар готов.

Следом расположился ЗАЗ-968, превращенный во внедорожник. Автомобиль обзавелся экспедиционным багажником, совершенно новой адаптивной подвеской и огромными колесами, а также усиленным двигателем с турбонаддувом – теперь на нём можно не только ездить на дачу, но и покорять лесной простор.

«Живее всех живых!»: На что способна LADA 4x4 за 1 500 р на бездорожье, показал блогер

«Живее всех живых!»: На что способна LADA 4×4 за 1 500 р на бездорожье, показал блогер

Популярный обзорщик устроил для «полумёртвой Нивы» боевое крещение.

Наконец, последнее место в ТОП-5 необычных тюнинг-проектов ЗАЗ-968 достаётся «удлиненному» спорткару на базе «Запорожца».

Благодаря разным размерностям передних и задних шин, автомобиль начал напоминать скорее игрушечную машинку, однако это не должно смущать посторонних зрителей – под капотом ЗАЗ-968 расположена мощная силовая установка от «маслкара» Ford Mustang.

Алексей Лопатин

Поделиться:



Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о