Содержание

кто это? Где живут шерпы?

Мингма Шерпа

Мингма Шерпа

Пхурба Таши

Пхурба Таши

Главный шерпа

Главный шерпа

Шерпы на маршруте

Шерпы на маршруте

Исторический уклад

Поселки шерпов расположены на таких высотах, которые могут показаться нам не приспособленными для жизни. Шерпы возделывают землю, выращивая картошку, морковь и капусту на высоте до четырех с половиной тысяч метров, а строят свои дома и пасут скот подчас и вовсе на пяти тысячах. В местах, где они живут, использование колеса в принципе невозможно даже если бы они сами его изобрели, оно бы им не пригодилось. Правда, у них еще есть яки, которых можно навьючить, мохнатые, довольно кроткие и очень интеллигентные — они почти не оставляют навоза на дороге и всегда уступают ее человеку, прижимаясь к опасному обрывистому краю тропы, но, во-первых, як есть не у всякого шерпы, во-вторых, яков надо пасти и стричь, а не только использовать на посылках, и в-третьих, як ходит значительно медленнее шерпы, даже навьюченного, а шаткие висячие мосты над ущельями для яка вообще непроходимы. Поэтому шерпам пришлось самим стать транспортным средством.

шеры

Большие села, такие как Намче-Базар, Кхумжун и Пфорцзе, часто окружены каменной стеной высотой примерно полтора метра. Иногда вход в село лежит через крытые каменные ворота. Внутри села стенами обнесен едва ли не каждый земельный участок, так что, сойдя с главной дороги, можно довольно долго плутать по шерпанскому селу. Главная улица представляет собой трассу для пешеходов с «полосами» для левостороннего движения, разделенными насыпью из испещренных мантрами камней. Монастырь, ступа и камень с мантрой на нем священные объекты в Гималаях, поэтому их принято оставлять справа, обходя по часовой стрелке, отсюда происходит это пешее левостороннее движение.

Намче-Базар село шерпов

Так шерпы жили 200 лет назад, и возможно, их жизнь и дальше протекала бы своим чередом в земледельческих трудах, выпасе яков и постоянном перетаскивании хозяйственных грузов вниз и вверх, если бы не страсть чужестранцев к Гималаям. Это случилось около ста лет назад, когда британцы начали свои первые восхождения в Гималаях. У них было много груза, с которым нужно было идти в гору. Шерпа взял на себя груз чужестранца, а тот открыл для него большой мир и придал смысл его хождению по горам.

Шерпа-кто-это-Где-живут-шерпы-1

Многовековой уклад жизни подготовил шерп — выносливость, трудолюбие, готовность идти на риск и отсутствие страха высоты как нельзя лучше подходят для восхождений на горы. Сыграло свою роль и буддийское мировоззрение с его терпимостью, дружелюбием и верой в переселение душ.

Шерпа-кто-это-Где-живут-шерпы-2

Шерпа-кто-это-Где-живут-шерпы-3

Наше время

Сегодня типичный день шерпы — это ранний подъем. 10-часовой путь с грузом вверх и вниз по горной тропе, а около пяти вечера, когда начинает темнеть, отдых на постоялом дворе у печки-буржуйки, где можно поесть и погреться, в такой повторяющийся изо дня в день распорядок жизни шерпа вступает уже лет в двенадцать-четырнадцать. Следующая ступень карьеры переход из разряда носильщиков в разряд гидов. На деле это означает существенное облегчение ноши, получение не 7, а 10-15 долларов в день, беседы с иностранцами и в перспективе восхождение на какую-нибудь вершину не в качестве носильщика, а полноценного члена группы альпинистов.

Шерпа-кто-это-Где-живут-шерпы-4

Классический расклад ролей в современной семье шерп такой: отец работает гидом, а мать ведет хозяйство — стряпает, убирает, держит маленький киоск с напитками и чипсами, в доме, который одновременно служит постоялым двором для туристов. В основном так устроена жизнь обитателей Солокхумбу, а в столице Намче-Базаре можно встретить шерп, которые могут позволить себе слетать на каникулы на Лазурный Берег. Кстати, на деле Соло и Кхумбу две разные области, которые, однако, давно сплелись в одно понятие.

Соло расположено ниже, это район рододендроновых лесов, зеленых пастбищ и ущелий на высоте от двух до трех с половиной тысяч метров. Кхумбу взяло свое название от имени ледника, сползающего с Эвереста, это скупое на зелень и богатое снежными вершинами высокогорье.

Шерпа-кто-это-Где-живут-шерпы-5

По-английски среди шерп не говорят только древние старики и старухи, что вовсе не мешает им при случае попробовать поболтать с приезжим. Но английский это база, а шерпа, если он хочет выделиться из общей среды, должен знать еще один европейский язык.

шаркхомбо

Шерпы честны и хорошо обучаемы. Если надо оставить свои вещи на какое-то время совершенно незнакомому человеку, лучше всего оставить их шерпе. Я делал это трижды и ни разу не только не пожалел об этом, но мне и в голову не пришло проверить их сохранность. Возможно, их честность обусловливает сама топография местности: через его ущелье проходит, как правило, только одна дорога, и это означает, что тот, кого он встретил однажды, встретится на его пути снова.

шерпа ранним утром в горах

Европеец, если он приезжает в Гималаи регулярно, тоже заинтересован в том, чтобы вырастить «своего» шерпу. Например, встретившийся мне в горах немец, ходивший из года в год с одним и тем же шерпой, отправил его на учебу в институт Гете в Дели.

Европейская цивилизация понемногу пускает корни в изолированном мире шерп. Так, если в столице Непала Катманду полдня нет электричества, даже в самом диком шерпанском селении на высоте четырех с половиной тысяч метров в вашей комнате будет непременно гореть пусть слабенькая, но делающая свое дело энергосберегающая лампа. Все это не покажется удивительным, если взглянуть на тропу над пропастью, выложенную шерпами из камней на высоте 4600 метров. Или на дома и гостиницы в Намче-Базаре, который своим общим видом все больше напоминает швейцарский горнолыжный курорт. Макдоналдса на высокогорье пока, к счастью, нет, но кофемашины шерпы уже приволокли, и теперь на высоте четырех тысяч метров можно увидеть вывеску кофе Lavazza и выпить эспрессо с видом на Лхоцзе. А еще в Гималаях недавно появилась сотовая связь, хотя восемь лет назад ее не было не только здесь, но и во всем Непале. Молодые шерпы на привалах теперь жмут клавиши, играя в Mario и морской бой, и оглашают гималайские вершины звуками рингтонов.

Шерпа-кто-это-Где-живут-шерпы-6

И все бы ничего, если бы не заброшенные молитвенные мельницы вдоль главной гималайской тропы, которые местные не торопятся восстанавливать.

Кстати, слово «шерпа» закрепилось в политическом лексиконе. Так называют тех, кто готовит повестку дня для саммитов встреч на высшем уровне — от англ. summit «вершина». Подразумевается, что такой политик становится на это время проводником для своего лидера. Я бы сделал шерпу еще и символом посредника между нашим равнинным миром и миром вершин.

Самые известные шерпы

Тенцинг Норгей — вместе с новозеландцем Эдмундом Хиллари стали первыми людьми, которым 29 мая 1953 года покорился Эверест. Выносливость шерпы принесла ему славу человека с «третьим легким». О своем восхождении он рассказал в автобиографии «Тигр снегов», записанной Джеймсом Рамзаем Ульманом.

Шерпа-кто-это-Где-живут-шерпы-7

Апа Шерпа является рекордсменом по количеству восхождений на Джомолунгму. Он занимался переноской снаряжения и помощью альпинистам с 12-летнего возраста. Первая удачная экспедиция на вершину в составе международной группы состоялась 10 мая 1990 года. 11 мая 2011 он покорил Эверест в 21-й раз, заслужив прозвище Супершерпа.

апа шерпа

Пемба Дордже дважды установил мировой рекорд скоростного восхождения на Эверест. 23 мая 2003 года он достиг вершины за 12 часов 46 минут. Всего через три дня его достижение превзошел другой шерпа, Лакпа Гелу. Пемба повторил попытку 21 мая 2004 года и, пройдя маршрут за 8 часов и 10 минут, вернул себе титул рекордсмена.

Шерпа Пемба Дордже

Бабу Чири знаменит тем, что в мае 1999-го провел на «крыше мира» 21 час без кислородной маски, даже устроив там импровизированную ночевку. Эверест покорялся ему 10 раз. 29 апреля 2001 года он погиб, упав в расщелину во время своей одиннадцатой экспедиции.

Шерпы: тайные герои Эвереста

С подачи туристов слово «шерп» стало синонимом слов горный проводник или носильщик. На самом же деле это никакая не должность и не профессия, а народность, населяющая Восточный Непал. Горные обитатели невероятно выносливы, знают лучше, чем кто бы то ни было, высокогорную местность, обладают наследственной высотной адаптаций, и именно профессиональным альпинистам-шерпам принадлежит большинство рекордов по восхождению на Эверест.

Кто же они, рожденные в горах жители, которые всегда остаются в тени покорителей Эвереста?

Дословно «шерп» означает «человек с востока». Все, что известно об этой народности — это что их предки когда-то переселились из Тибета, и что шерпы имеют монгольское происхождение. Незаполненные страницы истории являются следствием того, что народ не имеет письменности и для счета времени использует тибетский календарь. На протяжении жизни также у них могут меняться имена. Фамилии они, как правило, не используют. Поскольку никакие официальные записи не ведутся, они сами то и дело путаются в датах и не могут сказать точно, как их зовут, если имя попросить произнести по буквам.

От своих тибетских предков шерпы переняли одежду, обычаи, кухню и язык, который схож с тибетским. Так же как и тибетцы, шерпы являются последователями буддизма. Важнее для них не обряды и ритуалы, а вера в душе. У многих дома обустроен угол для молитвы. На улице некоторые устанавливают шесты с молитвенными флажками. Шерпы верят в богов, причем не только буддийских, но и тех, что живут в горе или в лесу. Каждый клан олицетворяет горные вершины с определенным божеством и благоговейно чтит гору, веря в ее поддержку и защиту. Покойников у шерпов принято сжигать. Исключением являются лишь маленькие дети и умершие высоко в горах, которых предают земле.

У шерпов нет письменности, фамилий, а счет времени они ведут по тибетскому календарю

В еде шерпы предпочитают не придерживаться определенного меню — все-таки местность глухая и «всеядный рацион» добыть гораздо проще. Мясо, сушеные продукты или консервы, привезенные туристами, шерпы все охотно съедят. Однако кулинарные традиции у них все же есть. К традиционным блюдам, например, относят мо-мо — что-то вроде супа с пельменями. Помимо этого блюда шерпы очень любят пить чай. Пьют его несколько раз на дню. Из риса и ячменя они варят шерпское пиво, называемое чанг. Представляет оно собой готовую закваску, которую наливают в чашку, заливают кипятком и пьют через бамбуковую трубочку.

Шерпы обладают недюжинной силой и выдержкой. Относится это и к мужчинам, и к женщинам, и к детям. В сопоставлении с мужчинами слабый пол здесь никак нельзя назвать слабым: наравне с мужчинами женщины могут выполнять тяжелую работу и носить тяжести, достигающие двух третей их собственного веса. Вообще, переноска чего бы то ни было для шерпов вполне естественное занятие. Подхватывая поклажу, они надевают ее не на плечи, а на лоб. По их мнению, это самый эффективный способ переноски, позволяющий переносить на себе десятки килограммов груза.

Переноска чего бы то ни было для шерпов вполне естественное занятие

Шерпы обладают «высокогорными» генами, благодаря чему им легко покоряются любые вершины. Впервые подняться на Эверест удалось новозеландскому исследователю Эдмунду Персивалю Хиллари и шерпу Тенцинг Норгей. Достигнув вершины, Хиллари принялся водружать флаг, а Норгей стал раскладывать в снегу шоколадки как подношение богам. Другой шерп Аппа Тенцинг с 1990 года стал регулярно подниматься на Эверест. Восхождения он совершал один, а иногда и два раза в год. Последний раз он взбирался на Эверест 11 мая 2011 года, став абсолютным рекордсменом по количеству восхождений на гору, число которых достигло 21 раза.

Чтобы подняться на высшую точку планеты, шерпу Пемба Дордже понадобилось всего 8 часов 10 минут — кроме него с такой скоростью на гору не взбирался ни один альпинист. А шерп Бабу Чири, поднявшись на гору, провел там 21 час. Все эти достижения находятся далеко за гранью возможностей обычных спортсменов, но могут запросто покориться одним из тех, кого считают всего лишь носильщиком или проводником, который сопровождает очередную группу альпинистов, решившую подняться на Эверест.

 

Источник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Грустная история самой успешной покорительницы Эвереста — Bird In Flight

Члены экспедиции Nepali Women Millennium Everest Expedition установили базовый лагерь на южной стороне Эвереста весной 2000 года. «Лакпа много тренировалась для восхождения по леднику, — рассказывал ее брат Мингма Гелу. — Другие женщины тоже тренировались, но они видели, что моя сестра разбирается в этом и что у нее есть лидерский потенциал».

Как порой бывает, члены экспедиции были настроены против лидера. Лакпа была единственной из окрестностей Макалу, и у нее не было никаких шансов сдружиться с остальными альпинистами, которые были родом из другой провинции, Кхумбу. По словам Лакпы, пять женщин и практически вся мужская команда из Кхумбу хотели, чтобы экспедицию повела их землячка. Лакпа оказалась не у дел.

На альпинистском жаргоне Лакпа была «симулянткой» — человеком, который намеренно преуменьшает свои возможности, чтобы превзойти ожидания. В самом начале восхождения, на леднике Кхумбу, все члены команды преодолевали трассу на максимальной скорости, соревнуясь, кто из них сильнее (этот ледник — непредсказуемый и опасный участок чуть ниже первого лагеря, в 2014 году унесший жизни 16 человек). Именно там Лакпа получила ценный совет от одного из Icefall doctors — так называется группа шерп, которая следит за состоянием хрупкой сети алюминиевых лестниц и страховочных веревок на всем пути через ледник. Он спросил: «Зачем ты бежишь, девочка? До вершины 4 тысячи метров. Бежать надо наверху, а не тут». И она замедлилась. Другие женщины спрашивали, не заболела ли она, не болит ли у нее голова. Лакпа утвердительно кивала.

Когда Лакпа достигла четвертого лагеря на высоте около 8 километров, облака чуть ниже нее образовали озеро, полное сверкающих молний. Но небо над ней было чистым. Ее напарники топили воду из снега, сидя по палаткам, думала она, пока не выглянула наружу и не увидела три огонька, двигающихся в сторону вершины.

Слезы брызнули из ее глаз. «Ледяные слезы! — говорила она мне. — Я сказала: „Черт, я проигрываю!“»

Лакпа натянула ботинки и убедила напарника вылезти из палатки и пойти с ней. За несколько часов они догнали и перегнали лидирующую группу, которая вскоре повернула назад.

18 мая в 6 утра они взошли на вершину — единственные из экспедиции, кому это удалось. В Лукле (перевалочный пункт на высоте 2 860 метров. — Прим. ред.) ее встретили товарищи и на вертолете отправили праздновать домой.

Они взошли на вершину — единственные из экспедиции, кому это удалось.

Вскоре после восхождения на вечеринке в популярном баре Rum Doodle в Катманду, который у всех покорителей Эвереста пожизненно не берет плату за еду, она встретила своего будущего мужа. Джордж Диджмареску, в то время 39-летний двухметровый красавец, стоял у стены.

«Он тусовался с шерпами из Кхумбу, — вспоминает Лакпа. — Ну, знаете, подходил, поддразнивал меня, говоря: „Оу, Лакпа!“ Как же хорошо он выглядел! Длинные волосы. Ну, знаете, сильный мужчина. Шерпы рассказывали, что он взошел на Эверест без кислородной маски».

Лакпа в то время еле разговаривала по-английски, но другие шерпы помогли им общаться. Как-то Лакпа полетела навестить свою сестру Ченг во Флориде. Когда Диджмареску позвонил из Хартфорда, сестра переводила Лакпе его слова.

Диджмареску купил Лакпе билет на самолет до Коннектикута. Вместе с несколькими другими шерпами она работала на демонтаже зданий в строительной компании, принадлежавшей Джорджу и его брату. В 2001 году Лакпа и Диджмареску вдвоем взошли на Эверест, а осенью 2002-го они поженились.

Когда я встретил Лакпу прошлой осенью, она возвращалась с девочками из школы домой, собираясь по пути заехать к учительнице английского, помогавшей ей писать мемуары — в основном о ее жизни в Непале: например, о том, как за ней охотился снежный барс. Она наконец начала заводить друзей, хотя это все еще давалось ей тяжело.

«Мне не с кем поговорить», — сказала как-то Лакпа за кофе. Мне говорили, что она может показаться закрытой и тихой, но женщина, которую я встретил, была улыбающейся и общительной. «Я люблю поболтать, — сказала она. — Но я остаюсь дома и до сих пор постоянно думаю о горах. Ну знаете: Боже, мне нужно попасть в Непал».

Адвокат Лакпы, Рамона Меркадо-Эспиноза, зашла прочитать ей постановление суда, дающее полную опеку над девочками. Диджмареску пробовал оспорить решение, аргументируя тем, что Лакпа не умеет ни писать, ни читать ни на одном языке и, следовательно, не годится в опекуны. «Чего Джордж не знал, — рассказывала Меркадо-Эспиноза, — это того, что родители судьи Хорхе Симона переехали сюда с Кубы и тоже поначалу не разговаривали на английском».

Диджмареску пробовал оспорить решение, аргументируя тем, что Лакпа не умеет ни писать, ни читать ни на одном языке.

В первое время их брак был довольно мирным. По словам Лакпы, все начало портиться после рождения первой дочери в 2003 году. «Наши отношения были хорошими, пока не появились дети. Но, как только они родились, он начал меня избивать» — это из показаний Лакпы в суде.

Шерпа — это… Что такое Шерпа?

  • ШЕРПА — 1. нескл. мн., ед. шерпа, муж. и жен. То же, что шерпы. 2. неизм. Относящийся к шерпам (шерпа), к их языку (тибетскому), национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к территории их проживания, её внутреннему устройству, истории;… …   Толковый словарь Ожегова

  • ШЕРПА — (самоназвание шерпы, шаркхомбо) народность общей численностью 115 тыс. чел. Основная страна расселения: Непал 100 тыс. чел. Другие страны расселения: Индия 15 тыс. чел. Язык кангпо. Религиозная принадлежность верующих: буддисты, традиционные… …   Современная энциклопедия

  • Шерпа — I нескл. мн. Представители народа, населяющего высокогорные районы Восточного Непала и соседние с ними районы Индии; шерпы. II нескл. м. и ж. Представитель или представительница народа, населяющего высокогорные районы Восточного Непала и соседние …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Шерпа — I нескл. мн. Представители народа, населяющего высокогорные районы Восточного Непала и соседние с ними районы Индии; шерпы. II нескл. м. и ж. Представитель или представительница народа, населяющего высокогорные районы Восточного Непала и соседние …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Шерпа — I нескл. мн. Представители народа, населяющего высокогорные районы Восточного Непала и соседние с ними районы Индии; шерпы. II нескл. м. и ж. Представитель или представительница народа, населяющего высокогорные районы Восточного Непала и соседние …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Шерпа — (самоназвание шерпы, шаркхомбо) народность общей численностью 115 тыс. чел. Основная страна расселения: Непал 100 тыс. чел. Другие страны расселения: Индия 15 тыс. чел. Язык кангпо. Религиозная принадлежность верующих: буддисты, традиционные… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • шерпа — ШЕРПЫ ов; ШЕРПА, шерп; мн. Народность, живущая в Восточном Непале и Индии; представители этой народности. ◁ Шерп, а; Шерпа, ы; м …   Энциклопедический словарь

  • шерпа — I ше/рпа см. шерпы; ы; м. II шерпа/ шерп; мн.; см. шерпы …   Словарь многих выражений

  • Шерпа —         шерпы, народность; расселены в Восточном Непале (около 25 тыс. чел.; здесь и ниже оценка на 1975), в районе горы Джомолунгма (Эверест), а также в Индии (около 25 тыс. чел.). Язык относится к тибето бирманским языкам (См. Тибето бирманские …   Большая советская энциклопедия

  • шерпа — ш ерпа, ы, жен. и ш ерпы, ов, ед. ч. шерп, а (народ) …   Русский орфографический словарь

  • это кто? Где живут шерпы?

    Шерпы – это уникальные люди, которые живут в далеких уголках Непала. Таинственные горные обитатели всегда остаются в тени Эвереста. Мало кому известно, что этот народ обладает невероятной выносливостью и отличной высотной адаптацией. Они лучше всех знают высокогорную местность и занимают лидирующую позицию по количеству восхождений на Эверест.

    Люди с востока

    шерпы этоПри дословном переводе «шерп» означает «человек с востока». Об истории этого удивительного народа известно немного. Говорят, что их предки были родом из Тибета, а сами шерпы имеют монгольские корни. Можно сказать, что шерпы – это тибетцы. Горный народ разговаривает на языке, мало отличающемся от тибетского. От своих предков шерпы переняли обычаи, одежду, тонкости кухни. Сегодня понятие «шерп» стало нарицательным. Покоритель Эвереста Тэнцинг Норгей в автобиографии «Тигр снегов» удачно охарактеризовал этот народ несколькими строчками: «Мальчик поднимает голову и видит высокую гору. Потом он переводит взгляд на землю и видит груз. Мальчик спокойно берет его и идет вместе с ношей на гору. Идти вместе с грузом – это привычное состояние шерпа. Ноша – часть его тела…» Наверное, именно поэтому среди туристов понятие «шерп» долгие годы ассоциируется с горным проводником или носильщиком.

    Особенности горного народа

    Шерпы – это народ, у которого нет письменности. В днях недели они ориентируются по тибетскому календарю. Горные жители не используют фамилий, а их имена могут меняться на протяжении жизни. Шерпы, как и их предки, являются последователями буддизма. Однако они не придают особого значения ритуалам, обрядам, для них главное – вера в душе. Молитвам горный непальский народ уделяет особое внимание. Здесь люди верят в богов и выделяют в комнате дома угол для молитвы. Некоторые семьи во дворах устанавливают шесты, украшенные специальными флажками. Покойников шерпы сжигают, как и индийцы. Только дети и люди, умершие высоко в горах, предаются земле. По внешнему виду горный народ практически не отличается от монголов. Посмотрите, как выглядят шерпы. Фото этих удивительных людей представлено ниже.

    шерпы где живут

    Типичный день шерпов

    Непальские горные жители поднимаются очень рано – с первыми лучами солнца. И сразу же начинают трудиться. Работа шерпов заключается в переноске грузов. Они доставляют соль в Катманду, а в Тибет приносят шерсть. Шерпам не страшны крутые склоны. Они проделывают в день 10-часовой путь с грузом вверх в гору и обратно. При этом отдых у них начинается только в 5 часов вечера, когда садится солнце. Они останавливаются на постоялых дворах у печки-буржуйки. Там можно не только перекусить, но и погреться. Шерпы – это удивительно выносливый народ. Они начинают работать носильщиками уже в 12 лет. А в 14 – поднимаются на новую ступень карьерной лестницы: становятся гидами. Это значит, что их ежедневная ноша становится легче, а заработок увеличивается с 7 до 15 долларов в день. Гиды, в отличие от носильщиков, могут беседовать с иностранцами, а в перспективе – быть членами группы альпинистов.

    Семья

    шерпы фотоЗаводят ли семьи шерпы? Где живут их дети? Попробуем выяснить эти интересные моменты. Непальский горный народ действительно заводит семьи, состоящие из мужа, жены и детей. Распределение ролей в ней такое: отец каждый день работает гидом, а мать занимается домом. Как и во многих странах, жена здесь убирает дом, готовит еду, растит детей. Кроме того, многие женщины еще держат небольшие киоски, где продаются чипсы и различные напитки. Дом шерпов открыт для каждого туриста. Можно сказать, это постоялый двор для приезжих гостей. Надо отметить, что шерпы честны. Если турист попросит их присмотреть за своими вещами, то они не откажут и обеспечат их полную сохранность. Но за эту услугу они захотят получить небольшое денежное вознаграждение.

    Особенности кухни

    Страна шерпов привлекает немало путешественников. Многие хотят познакомиться с этим удивительным горным народом и попробовать их местную кухню. Шерпы в еде непривередливы. Они не придерживаются определенного меню. На их столе можно увидеть мясные блюда, сушеные продукты и даже консервы, которые оставляют здесь туристы. Из традиционных блюд шерпы готовят мо-мо. По составу блюдо напоминает суп, в который добавлены пельмени. Из напитков шерпы любят пиво, которое готовится из риса и ячменя, и чай. Чайные церемонии устраиваются несколько раз в день.

    Высокогорные гены

    страна шерповЕсли спросить у непальцев, где главным образом живут шерпы, то они не раздумывая ответят: «В горах». Именно там «люди с востока» разместили свои жилища. Туристы не перестают повторять, что у шерпов высокогорные гены: настолько они выносливы и терпеливы. Подниматься целый день в гору для шерпа — естественное явление. Он не видит в этом ничего удивительного. Недюжинной выдержкой обладают мужчины, женщины и даже дети. Понятия «слабый пол» среди шерпов не существует. Здесь женщины наравне с мужчинами переносят тяжелые грузы и выполняют сложную работу. Увесистую ношу шерпы быстро подхватывают и надевают ее на лоб. Они считают, что это самый эффективный способ переносить тяжести на большое расстояние.

    Как добраться до шерпов?

    где главным образом живут шерпыВ горах Непала обитают шерпы. Где живут они конкретно и как туда дойти? Самый крупный населенный пункт шерпов – Намче-Базар, который находится в 3880 м над уровнем моря (южный район Кхумбу). Дорога в деревню горного народа проходит через речную долину Дуд-Коси. Тропинка достаточно узкая, не больше метра, и зажата она отвесными утесами. По дороге к шерпам встречаются висячие мостики, которые соединяют соседние деревни. Если тропинка начала расширяться, значит, вы находитесь недалеко от населенного пункта Намче-Базар. Здесь начинаются дома жизнерадостных и трудолюбивых шерпов. Надо отметить, что дорога в Намче-Базар напоминает увлекательный поход. Речная долина радует путешественников живописными пейзажами. По дороге к шерпам туристы могут увидеть величественный ледниковый хребет, который простирается между вершинами Кариолунг и Кангтайга.

    Покорение Эвереста

    Известно, что «люди с востока» не раз поднимались на вершину знаменитой горы. Впервые шерпы на Эвересте появились в 1953 году. Именно тогда новозеландский исследователь Эдмунд Хиллари и шерп Норгей Тэнцинг смогли взобраться на высочайшую точку земли. В честь совершенного подвига Хиллари поставил на горной вершине флаг, а Тэнцинг разложил в снегу шоколадки, чтобы отблагодарить богов за поддержку на сложном пути.

    шерпы на эвересте Еще один шерп, Аппа Тенцинг, не раз поднимался на Эверест. Впервые он совершил этот подвиг в 1990 году. Далее Тенцинг каждый год поднимался на горную вершину. Последний раз он сделал это в 2011 году, после чего стал настоящим рекордсменом в альпинизме. Никто не смог повторить его рекорд – 21 восхождение на Эверест. Еще один шерп удивил весь мир. Пемба Дордже смог взобраться на высочайшую точку земли за 8 часов и 10 минут. А шерп Бабу Чири поднялся на гору и провел там 21 час. Эти рекорды не могут повторить самые лучшие альпинисты Земли. Шерпы заслуживают уважения. Как это ни парадоксально звучит, но Эверест смогли покорить простые тибетские носильщики и гиды. И до сих пор шерпы продолжают сопровождать туристические экспедиции в горы. Они не перестают работать в опасных условиях проводниками, потому что это главный источник их доходов. Только так они могут прокормить себя и свою семью.

    Кто такие шерпы? | Неизведанный Мир

    «Когда молодой шерп смотрит вверх — он видит гору,

    когда он смотрит вниз — то видит груз.

    Он поднимает его и идет на гору.

    В этом его жизнь — носить грузы вверх и вниз.

    Он не видит в этом ничего необычного или неприятного.»

    Норгей Тенцинг

     

    Жизнерадостный народ — шерпы — живет в отдаленном уголке Непала, но жители других частей страны охотнее всего посещают именно этот уголок.

    Вверх и вниз… Вот дорога идет вниз, — от перевала за Луклой она тянется в долину мутно-зеленой реки Дуд-Коси. Река питается ледниками Джомолунгмы. На пятьсот-шестьсот метров вниз в узкое ущелье спускается тропа шириной не более метра.

    Ледовый великан на севере, скрытый выступившими вперед шеститысячниками, лишь изредка просматривается из-за зубцов хребта, протянувшегося между двумя вершинами — Кангтайга и Кариолунг. Русло реки зажато отвесными скалами. Скалистые утесы, омываемые бурлящим потоком, теснят тропу то к одному, то к другому берегу, направление пути определяют шаткие висячие мостки, перекинутые через реку обычно подле деревень.

    Так когда-то выглядела тропа ведущая через южную часть страны шерпов — Соло — в район Кхумбу.

    Сердце Кхумбу — Намче Базар. Это родина «тигров» К Намче Базару дорога серпантином поднимается вверх, а у селения становится широкой и ровной, почти как улица, пока наконец не разветвляется в сеть переулков.

    Намче Базар — торговый центр и самый большой населенный пункт шерпов. Он расположен на высоте 3880 метров над уровнем моря.

    Говорят, что у тех, кто здесь родился в груди трое легких. Еще детьми шерпы — как мальчики, так и девочки — в течение всего лета пасут коз и яков на высокогорных пастбищах вблизи ледниковых ручьев на высоте 5000 метров. Они ходят с родителями через перевалы, ходят в Тибет, через покрытый снегом Нангпа Ла, поднимающийся на 5500 метров, или в соседнюю долину Рольвалинг через ледовый перевал Теси Лапаче, который внушает ужас даже самым отважным из них: здесь люди и нагруженные животные карабкаются вверх до высоты в 6000 метров, и для яков приходится топором прорубать ступени во льду.

    Так проходит их юность — и вся жизнь.

    Шерсть — в горы, в Тибет, на родину предков. Соль — в Индию, в Катманду, в Непальскую долину. Но в долине и шерпам, и их вьючным животным слишком жарко. Крестьяне-горцы стремятся скорее вернуться домой, в долину Кхумбу, огражденную со всех сторон высочайшими в мире вершинами, защищенную от жестоких бурь, имеющую более мягкий и устойчивый климат, чем многие места, расположенные ниже.

    Там, на высоте четырех с половиной тысяч метров, они собирают хороший урожай ячменя, выращивают картофель. В других горах на такой высоте можно встретить лишь метеорологов, уединившихся на своих яростно атакуемых ветрами метеостанциях.

    А здесь, под крышами монастырей и раскрашенных молельных домиков развеваются пестрые ритуальные флажки, у ручьев тарахтят приводимые в движение водой молитвенные цилиндры. Крестьяне, смеясь и болтая, молотят ячмень. Здесь тесно соседствуют молитвы и веселье.

    Шерпы хорошо знают всю свою страну, однако лучше всего чувствуют себя, когда вокруг них горы. Их не гложет тоска по родным местам, только если вершины гор у них перед глазами, но больше всего они любят смотреть на снега Джомолунгмы из окон своего дома.

    Когда началась эпоха изучения Гималаев, альпинисты их разных стран стали приглашать шерпов с собой на вершины гор-великанов, на «троны богов». Многие шерпы не вернулись домой, остались навсегда во льдах, но наиболее мужественных это не остановило, и они вместе с лучшими альпинистами мира продолжают наступление на ледовые гребни и заснеженные вершины.

    Пауль Гюсфельд, географ из Берлина, один из первопроходцев Альп и Анд сказал: «Заслуга освоения высочайших гор принадлежит в равной мере как восходителям, так и их проводникам. Первые не смогли бы ничего предпринять без помощи вторых, и в то же время жителя гор не смогли бы без помощи приезжих альпинистов пробудить в себе дремлющие таланты проводников и носильщиков».

    Свыше двух тысяч шерпов стали «тиграми», неутомимыми носильщиками и верными спутниками знаменитых восходителей. Лучшие из «тигров» побывали и в горах и других стран: их приглашали в Швейцарию, Австрию, Францию, Японию. Не все политические деятели и коммерсанты Непала могут похвастать таким числом заграничных путешествий, как шерпы.

    Шерпы открыли Непал остальному миру, и в то же время шерпы, по существу, не являются непальцами. Они пришельцы из Тибета: слово «шер-па» означает «человек с востока». Много столетий назад переселились они из юго-восточной части огромной гористой страны, расположенной к северу от Непала, перешли через перевалы и спустились к подножию Джомолунгмы в долину Кхумбу, которая стала их второй родиной.

    Некоторые семьи прошли еще дальше по ущелью реки Дуд-Коси и обосновались южнее, в предгорьях Махалангур-Гимала, в Солу.

    Позже многие из них, привлеченные возможностью выгодной работы в городе, ушли через границу в Индию, в высокогорное курортное местечко британских колониальных чиновников и офицеров — Дарджилинг.

    Но все шерпы рано или поздно, на время или навсегда возвращаются в родные места: в Кхумбу и Тхами, Порче и Кумъюнг, к монастырям Тьянгбоче и Дингбоче, к своим террасами раскинувшимся полям, к монастырям, к горным склонам, над которыми сияют вершины.

    И все они рано или поздно снова приходят в большую деревню Намчебазар — сердце их родины.

    Домики Намчебазара ступеньками приютились на горном кряже — там, где сливаются воды Тхами-Коси и Дуд-Коси. Отсюда долины тянутся вверх к перевалам — к хребту Рольвалинг-Гимал, в Тибет через Нангпа Ла, к огромной котловине Имджа-Кхола, расположенной под южной стеной Лхоцзе, к двадцатикилометровой ледяной реке Нгоюмба у подножия Чо Ойю и почти восьмитысячника Гиачунг-Канга и, наконец, к ледопаду Кхумбу, святая святых Джомолунгмы.

    Ни одна экспедиция, направляясь к великанам Махалангур-Гимала, не может миновать Намче Базара. Так что это местечко знают гости со всех концов света.

    Джомолунгма — Википедия

    Джомолу́нгма (тиб. ཇོ་མོ་གླང་མ, кит. трад. 珠穆朗瑪峰, упр. 珠穆朗玛峰, пиньинь: Zhūmùlǎngmǎ fēng, палл.: Чжумуланма фэн), Эвере́ст (англ. Mount Everest), Сагарма́тха (непальск. सगरमाथा), Шэнмуфэн (кит. трад. 聖母峰, упр. 圣母峰, пиньинь: Shèngmǔ fēng) — высочайшая вершина Земли (8848 (8850[2][3]) м над уровнем моря)[4].

    Расположение Эвереста в Гималаях

    Вершина находится в Гималаях в хребте Махалангур-Химал, по которому проходит граница Непала и Тибетского автономного района (Китай).

    Эверест имеет форму трёхгранной пирамиды, южный склон более крутой. На южном склоне и рёбрах снег и фирн не удерживаются, вследствие чего они обнажены. Высота Северо-восточного плеча — 8393 м. Высота от подножия до вершины — около 3550 м. Вершина состоит в основном из осадочных отложений.

    С юга Эверест соединяется перевалом Южное седло (7906 м) с Лхоцзе (8516 м), называемой иногда Южной вершиной. С севера круто спадающее остро заточенное Северное седло (7020 м) соединяет Эверест с Северной вершиной — Чангзе (7553 м). На восток круто обрывается непроходимая восточная стена Кангшунг (3350 м). С массива во все стороны стекают ледники, оканчивающиеся на высоте около 5000 м.

    Джомолунгма частично входит в состав национального парка Сагарматха (Непал).

    Средняя дневная температура на вершине Джомолунгмы в июле — порядка −19 °С, в январе — −36 °C (и может понижаться до −60 °C). Поскольку высота вершины находится почти на нижней границе высотного струйного течения, довольно характерны внезапные штормы с порывами ветра вплоть до 160 км/ч. Осадки выпадают в виде снега во время летнего муссона, продолжающегося с конца мая до середины сентября[2].

    Первая карта Тибета была выпущена в 1719 году по результатам разведки, проведённой ламами Curqin Zangbu и Lanben Zhainba в 1712—1717 годах по указанию императора Китая. На европейской копии карты, составленной Де’Анвилем, место, примерно соответствующее расположению горы именовалось «Tchoumou Lancma», при том, что оригинальная китайская идеограмма звучала как «Jumu Langma Alin»[уточнить]. В Индийском обозрении[en] 1846—47 годов гора именовалась как «Дискавери», «Пик-B», «Пик-H» и «Пик-XV», пока последний в 1856 году, по предложению руководителя геодезической службы Британской Индии Эндрю Скотта Уо[en], не получил имя его предшественника Джорджа Эвереста. До конца XIX века в Индийском обозрении фигурировали также такие названия, как «Jomokangar», «Jhomogangar», «Chamokankar», «Deodangar», «Bhirab Langur», «Bharab Than», «Nyanam», «Chingopamari V Gualham» и другие, но в отсутствие доказательств, что именно они являются местным названием Эвереста, ни одно из них не рассматривалось всерьёз географической наукой. Первым исследователем из Индийского обозрения, посетившим окрестности Эвереста с Непальской стороны стал Натха Сингх, он же впервые услышал название «Chholungbif». В декабре 1920 года сотрудник британского представительства Чарльз Белл, улаживавший вопросы организации первой британской экспедиции на Эверест, помимо «добра» от Далай-ламы получил пергамент, на котором на тибетском языке было написано предложение, часть которого звучала как «…монастыря страны птиц юга — Лхо Ча-Мо-Лунг (… Monastery is the bird country of the south, Lho Cha-Mo Lung)». Позднее в Лхасе один из секретарей Далай-ламы пояснил ему, что «Cha-Mo Lung» — сокращённое название «Cha-Dzi-Ma-Lung-Ma», а «Lho» — просто обозначение юга. В пермите, выданном официальными властями Тибета первой британской экспедиции на Эверест, также фигурировало название «Chha-Mo-Lung Ma», это же название использовалось и в пермитах 1922, 1933 и 1936 годов. Современное название утвердилось в географической науке в 1960-х годах. В различных вариантах перевода с тибетского языка, по утверждению Белла, название может интерпретироваться как «Божественная Мать Земли» или «Божественная Мать Ветра». У шерпов в простонародье название горы интерпретируется как «Гора, над которой не могут пролететь птицы». Непальское название — «Sagannatha»[5] — впервые появилось также в 1960-х годах в ходе демаркации границы Непала и Китая, которая проходит по вершине[6].

    В переводе с тибетского языка Чомолангма (ཇོ་མོ་གླང་མ) означает «Божественная (ཇོ་མོ) Мать (མ) жизненной энергии (གླང)». Гора названа так в честь бонской богини Шераб Чжаммы (Sherab «мудрейшая», Cham-ma «любящая мать»), олицетворяющей материнскую энергию[7]. Другое тибетское название вершины — «Чомогангкар» (ཇོ་མོ་གངས་དཀར): «Святая Мать, белая, как снег»[8].

    Первым определившим, что Джомолунгма является высочайшей вершиной на Земле, стал индийский математик и топограф Радханат Сикдар. В 1852 году на основе тригонометрических расчётов и компиляции данных, полученных в результате не менее шести обсерваций, он пришёл к выводу, что Пик XV является высочайшим на Земле, а не Канченджанга, как считалось до этого. Им же была вычислена приблизительная высота восьмитысячника, которая составила ровно 29000 футов (8839 м), к которой руководитель геодезической службы Британской Индии Эндрю Скотт Уо[en] — преемник Джорджа Эвереста, добавил пару футов, чтобы расчёты Сикдара не выглядели как «округлённые». Результаты вычислений Сикдара были официально опубликованы в марте 1856 года[9].

    Спустя 100 лет, в 1952—1954 годах индийскими топографами были проведены повторные измерения высоты вершины, и в 1955 году географической наукой была повсеместно принята её высота в 29028 футов (8848 м) над уровнем моря[10].

    В 1975 году китайцы в результате собственных измерений оценили высоту вершины в 29029.24 фута (8848.11 м), а итальянские изыскания 1987 года показали высоту 29108 футов (8872 м). В 1992 году итальянцы с использованием GPS и технологии лазерных измерений получили истинную высоту 8846 м (за вычетом 2-метровой высоты снежно-ледовой вершинной «шапки»). Методология всех этих измерений, тем не менее, была поставлена под сомнение[2].

    В 1999 году американская экспедиция, финансируемая Национальным географическим обществом, с использованием высокоточного GPS-оборудования определила высоту вершины в 29035 футов (8850 м) +/- 6,5 футов (2 метра). В 2005 году очередная китайская экспедиция определила высоту скального уровня вершины как 8844,43 м, с оценкой которой был не согласен Непал, настаивая на классической оценке 8848 м. В 2010 году стороны пришли к компромиссу — официальная высота Джомолунгмы фиксируется на отметке 8848 м над уровнем моря, а высота твёрдой породы составляет 8844 м[11]. Высота горы 8850 м также была принята как фундаментальная многими специалистами в области геодезии и картографии[2].

    После Непальского землетрясения 2015 года, по сведениям некоммерческого консорциума геофизических исследований UNAVCO, высота Джомолунгмы уменьшилась примерно на 2,54 сантиметра (1 дюйм)[12].

    Эверест является высочайшей вершиной Земли, чем привлекает к себе большое внимание альпинистов; попытки восхождений носят регулярный характер.

    Подъём на вершину занимает около 2 месяцев — с акклиматизацией и установкой лагерей. Потеря массы за восхождение — в среднем 10—15 кг. Страны, на территории которых находятся подступы к вершине, берут плату не только за восхождение на неё, а также за ряд обязательных услуг (транспорт, офицер связи, переводчик и т. п.)[13][14]. Устанавливается также очерёдность подъёма экспедиций[14]. Дешевле всего взойти на Джомолунгму со стороны Тибета (КНР)[13] по классическому маршруту с севера[15].

    Вид на Эверест с борта самолёта

    Основной сезон восхождения на вершину — весна и осень, так как в это время отсутствуют муссоны. Наиболее подходящим сезоном для восхождения по южному и северному склонам считается весна. Осенью можно подниматься только с юга.

    Значительная часть восхождений организуется специализированными фирмами и совершается в составе коммерческих групп. Клиенты этих фирм оплачивают услуги гидов, которые проводят необходимое обучение, предоставляют снаряжение и, насколько это возможно, обеспечивают безопасность на всём пути. Стоимость восхождения составляет до 85 тысяч долларов США, причём одно только разрешение на восхождение, выданное правительством Непала, стоит 10 тысяч долларов[16][17].

    В XXI веке, благодаря развитию туристической инфраструктуры, отмечается значительный рост ежегодных восхождений: так, если в 1983 году вершины достигли 8 человек, в 1990 году — около 40, то в 2012 году только за один день на Эверест поднялось 234 человека[18]. При восхождении отмечены многочасовые пробки[18] и даже драки между альпинистами[18][19].

    Как считают специалисты, успех экспедиции напрямую зависит от погоды и экипировки путешественников[14]. Восхождение на Джомолунгму продолжает оставаться серьёзным испытанием для каждого, вне зависимости от степени его подготовки[14]. Существенную роль играет акклиматизация перед восхождением на Эверест. Типичная экспедиция с южной стороны тратит до двух недель на подъём из Катманду до базового лагеря на высоте 5364 м, и ещё около месяца уходит на акклиматизацию к высоте, прежде чем совершается первая попытка восхождения на вершину.

    Самый сложный участок восхождения на Эверест — последние 300 м, прозванный восходителями на гору «самой длинной милей на Земле». Для успешного прохождения этого участка требуется преодолеть крутейший гладкий каменный склон, покрытый порошеобразным снегом.

    Трудности[править | править код]

    Восхождения на Эверест с целью достичь высшей точки горы характеризуются исключительной трудностью и иногда оканчиваются гибелью как восходителей, так и сопровождающих их носильщиков-шерпов. Указанная трудность обусловлена особо неблагоприятными климатическими условиями верхушечной зоны горы вследствие значительной высоты её положения. В числе данных неблагоприятных для организма человека климатических факторов: высокая разреженность атмосферы и, как следствие, крайне низкое содержание кислорода в ней, граничащее со смертельно низким значением; низкие температуры до −50…−60 °C, что в сочетании с периодическими ураганными ветрами субъективно ощущается человеческим организмом как температура до −100…−120 °C и способно привести к крайне быстро возникающей температурной травме; немалое значение имеет интенсивная солнечная радиация на таких высотах. Указанные особенности дополняются «стандартными» опасностями альпинизма, присущими и гораздо менее высоким вершинам: сходы лавин, обрыв с крутых склонов, падение в расщелины рельефа.

    История восхождений[править | править код]

    Высочайшие вершины в районе Джомолунгмы

    До момента первого восхождения на вершину, которое состоялось в 1953 году, было проведено около 50 экспедиций в Гималаи и Каракорум (на Джомолунгму, Чогори, Канченджангу, Нангапарбат и другие вершины). Их участникам удалось взойти на несколько семитысячников этих горных районов, но ни одна попытка штурма вершин восьмитысячников успеха не имела. В 1950 году французам удалось взойти на первый восьмитысячник — Аннапурну.

    Английские альпинисты добились наибольшего результата при попытках восхождения на Эверест, благодаря применению кислорода. После разведывательной экспедиции 1921 года последовала экспедиция 1922 года, в которой Джордж Финч и Джеффри Брюс достигли высоты 8320 м, впервые использовав кислород. В 1924 году Нортон достиг высоты 8565 м, а Джордж Мэллори и Эндрю Ирвин (как оценил Н. Оделл[en]) — более 8600 м. По некоторым данным, последний раз их видели живыми в 150 метрах от вершины (через бинокль, в разрыве облаков). Существует версия, что они погибли уже при спуске с вершины; и спор о том, достигли они её или нет, продолжается и сегодня. Тело Мэллори было обнаружено в 1999 году. В 1933 году П. Вин-Харрис, Л. Уэйгер и Ф. Смит достигли высоты 8565 м. В 1934 году эксцентрик Морис Уилсон, не имевший специальной альпинистской подготовки и веривший в то, что он будет вознесён на вершину сверхъестественными силами, погиб на высоте около 7 км, хотя впоследствии иногда считалось, что он разбил найденную более поздними экспедициями на высоте 8,5 км палатку. Следующие британские экспедиции были предприняты в 1936 и 1938 годах. В 1947 году канадец Эрл Денман с двумя шерпами смог подняться лишь до 6,7 км.

    Участники экспедиций до 1949 года пытались взойти на высочайшую точку планеты с севера, со стороны Тибета, потому что территория Непала до 1948 года была закрыта для европейцев[20]. Первая разведка на Эверест с юга, со стороны Непала, была предпринята англичанами в 1949 году[20]. В 1950 году для европейцев фактически закрылся Тибет.

    Первое восхождение было совершено 29 мая 1953 года шерпом Тенцингом Норгеем и новозеландцем Эдмундом Хиллари через Южное седло — по пути, разведанному накануне швейцарцами. Восходители пользовались кислородными приборами. В работе экспедиции принимали участие более 30 шерпов[20][21][22].

    В последующие годы высочайшую вершину мира покорили альпинисты разных стран мира — США, СССР, КНР, Индии, Японии, Италии и других стран.

    1 мая 1963 года Джим Уиттакер (англ. Jim Whittaker) стал первым американцем, ступившим на вершину Эвереста. Три недели спустя вторая группа из той же американской экспедиции совершила ещё более ошеломляющее восхождение — первопрохождение ранее непокоренного Западного ребра Эвереста[23].

    Весной 1975 года Эверест впервые штурмует женская экспедиция. Первой женщиной, покорившей Джомолунгму, стала японская альпинистка Дзюнко Табэй (1976). Первой европейкой, поднявшейся на вершину, стала полька Ванда Руткевич (1978). Первой советской альпинисткой, достигшей вершины, стала Екатерина Иванова (1990).

    24 сентября 1975 года британская экспедиция[en]* под руководством Криса Бонингтона впервые прошла Юго-Западную стену Эвереста[24]. На вершину поднялись Даг Скотт и Дугал Хэстон. Через два дня, 26 сентября Питер Бордман и шерп Петемба (англ. Pertemba) повторили их путь на вершину. Следовавший за ними Мик Берк пропал без вести[25].

    В последующие годы, снова по классическому пути первовосходителей, на Эверест поднимаются альпинисты Великобритании, Непала, США, Южной Кореи, Австрии и ФРГ, причём Райнхольд Месснер и Питер Хабелер достигают вершины, не пользуясь кислородом на протяжении всего штурма. В составе этих экспедиций ещё двум женщинам — польке Ванде Руткевич (1978) и немке Ханнелоре Шмац (погибла при спуске) — удалось покорить Эверест. Французы Ж. Афанасьеф и Н. Жэжэ с 8 км до 6,5 км спустились на лыжах[20].

    Новое слово в покорении вершины удалось сказать полякам под руководством Анджея Завады[pl]. Первыми в мире они поднялись на вершину Эвереста зимой. Это восхождение было совершено Лешеком Цихы[pl] и Кшиштофом Велицким. Восхождение было осуществлено по юго-восточному гребню при температурах ниже −50 °C в последний день срока действия разрешения местных властей на право штурма вершины[26][27]. Через несколько месяцев (весной 1980 года) поляки, руководимые тем же А. Завадой, проложили новый маршрут на Эверест. На вершину по южному контрфорсу поднялись Анджей Чок и Ежи Кукучка[20].

    Как правило, все альпинисты поднимаются на Эверест в кислородных масках. На высоте 8 км воздух разрежённый, и дышать очень трудно. Первыми без кислорода достигли вершины итальянец Рейнхольд Месснер и немец Питер Хабелер в 1978 году.

    В 1980 году Рейнхольд Месснер, на этот раз в одиночку, снова поднялся на Эверест и установил сразу несколько рекордов. Месснеру первому удалось покорить вершину в одиночку без кислорода, не прибегая к помощи высотных носильщиков. К тому же он первым решился бросить вызов Эвересту в период муссонов и достиг цели. Кроме того, он преодолел путь от базового лагеря, находящегося на высоте 6,5 км, до вершины по новому варианту пути с Севера всего за 3 дня[20].

    В мае 1982 года 11 участников советской экспедиции альпинистов покорили Эверест, поднявшись по считавшемуся ранее непроходимым юго-западному склону, причём 2 восхождения были совершены ночью. До этого ни один из альпинистов, входивших в состав экспедиции, не поднимался выше 7,6 км. Руководитель экспедиции Евгений Тамм (сын выдающегося физика Игоря Тамма), старший тренер Анатолий Овчинников, тренер Борис Романов, капитаны штурмовых четвёрок — Валентин Иванов, Ерванд Ильинский, Эдуард Мысловский. Советская экспедиция была 25-й, достигшей вершины. Первыми на вершину поднялись Владимир Балыбердин и Эдуард Мысловский. Балыбердин взошёл на вершину без кислородного аппарата. Впервые ночью Сергей Бершов поднялся на вершину Джомолунгмы 4 мая 1982 года в связке с Михаилом Туркевичем. 5 мая совершили восхождение Валентин Иванов и Сергей Ефимов. В ночь с 8 на 9 мая поднялись на вершину Казбек Валиев, Валерий Хрищатый, а 9 мая — Валерий Хомутов, Владимир Пучков и Юрий Голодов.

    Маршрут восхождения был проложен по юго-западной стене горы и считается одним из самых сложных в истории штурма Джомолунгмы[28]. Сборник очерков об этом восхождении написал советский журналист Юрий Рост[29].

    В 1984 году впервые на вершину Эвереста поднялись австралийцы. Команда из пяти человек проложила новый маршрут под названием White Limbo по Северной стене. При этом они не пользовались кислородными баллонами и помощью шерпов, проведя восхождение в альпийском стиле[30].

    В 1988 году новозеландка Лидия Брэйди стала первой женщиной, достигнувшей вершины Эвереста без кислородного прибора.

    В 1992 году тольяттинская команда альпинистов «Лада-Эверест» совершила групповое восхождение на Эверест, водрузив на его вершине флаги России, «АвтоВАЗа» и «Автовазбанка»[31]. 12 мая 1992 года на вершине побывало 32 человека[32].

    Весной-летом 2004 года российские альпинисты прошли по самому сложному маршруту к вершине — по центру Северной стены[33]. Эта крупнейшая в масштабах России экспедиция стала четвёртым по величине событием в истории отечественного альпинизма — после восхождений на Эверест в 1982 году, траверса Канченджанги в 1989 году[34] и первопрохождения Южной стены Лхоцзе в 1990 году. В команду вошли лучшие альпинисты под руководством москвича Виктора Козлова — всего 20 человек из Москвы, Тольятти, Сочи, Красноярска, Новокузнецка, Подольска, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Новосибирска и Кирова.

    Рекорды[править | править код]

    • В 1996 году шерп Анг Рита побывал на вершине 10 раз без кислородных баллонов[35]. Спустя 4 года его рекорд побил другой шерп Аппа, достигший вершины в 11-й раз[35]. А всего Аппа Тенцинг побывал на вершине Эвереста 21 раз (по состоянию на май 2011 года).
    • В 1999 году шерп Бабу Шири провёл на вершине 21 час, и это при том, что уже на высоте 7925 м начинается мёртвая зона — в воздухе содержится всего треть того количества кислорода, которое присутствует в атмосфере на уровне моря[36].
    • В мае 2001 года[37] французский сноубордист Марко Сиффреди[38] первым спустился с вершины Эвереста на сноуборде со стороны Кулуара Нортона. Спуск до базового лагеря занял 2,5 часа. Через год, осенью, Марко совершил второе восхождение на Эверест, чтобы спуститься вниз на сноуборде по Кулуару Хорнбайна. После восхождения сноубордист в одиночку начал спуск по Кулуару Хорнбайна, и больше его никто не видел[39].
    • В 2001 году удивительное восхождение на Эверест совершил незрячий американец Эрик Вейхенмайер. К тому моменту он уже покорил все самые высокие горные пики на всех континентах. «Поднявшись на семь самых высоких гор семи частей света, я надеялся показать людям, что цели, которые могут казаться недосягаемыми, на самом деле вполне достижимы», — сказал в своём заявлении Вейхенмайер[36].
    • 21 мая 2004 года Пемба Дордже установил рекорд скоростного восхождения на Эверест: 8 часов 10 минут от базового лагеря возле ледника Кхумбу[40].
    • 22 мая 2010 года вершину покорил 13-летний американец Джордан Ромеро[41], совершивший восхождение вместе с отцом. До этого рекорд принадлежал 15-летней Мин Кипа Шерпа[42].
    • В мае 2011 года непальский духовный учитель Бхакта Кумар Райбыл установил новый рекорд по продолжительности нахождения на вершине — 32 часа[43].
    • 12 и 19 мая 2012 года жительница Непала по имени Чхурим (Chhurim) поставила рекорд, дважды за неделю зайдя на Эверест[44].
    • 23 мая 2013 года 80-летний японец Юитиро Миура, завершив восхождение, стал самым пожилым человеком, покорившим вершину Эвереста[45]. До этого рекорд принадлежал 76-летнему непальцу по имени Мин Бахадур Шерхан[46].
    • 24 мая 2014 года вершину покорила индийская девочка Пурна Малаватх (13 лет, 11 месяцев). Восхождение прошло с Северной стороны по стандартному маршруту с использованием кислородных баллонов и помощи шерпов. Пурна стала самой юной женщиной в истории восхождений на Эверест[47].
    • 25 мая 2014 года на вершину Эвереста по стандартному маршруту с северной стороны взошел 72-летний американский альпинист Билл Берк (англ. Bill Burke). Ранее, 23 мая 2009 года, Билл уже поднимался на Эверест в возрасте 67 лет (восхождение проходило по стандартному маршруту с южной стороны). Таким образом, Берк — самый старый альпинист, который взошёл на Эверест с двух его сторон (восхождения проводились в возрасте более 65 лет)[48].
    • 21 мая 2019 года непальский альпинист Ками Рита Шерпа (англ. Kami Rita Sherpa) установил мировой рекорд по количеству успешных восхождений на вершину — 24 раза (23 раза он поднимался с южной, непальской стороны и 1 раз с северной, тибетской). Восхождения были совершены в период с 1994 по 2019 годы[49].

    Статистика[править | править код]

    По данным Гималайской базы данных, по состоянию на вершину Джомолунгмы совершено 8306 восхождений, из числа впервые поднявшихся — 4833 человека (остальные восхождения повторные). Из этого числа 5280 восхождений совершено с южной (Непальской) стороны, остальные с северной (Тибетско-Китайской), и только 265 по не «классическим» маршрутам. Число погибших на 4 декабря 2017 года составляет 288 человек (173 альпиниста и 115 шерп). 181 человек погибли при восхождении с юга, остальные с севера[50].

    По данным на начало июня 2018 года число поднявшихся на вершину мира увеличилось на 715 человек (476 с юга и 239 с севера). Список погибших также увеличился (на 5 человек)[51].

    Весной 2019 года власти Непала выдали рекордное количество лицензий на подъем — 381 штуку[52]. 22 мая 2019 года более 200 человек пытались взойти на гору, из-за большого количества людей возникла очередь. Людям пришлось ждать около 12 часов, чтобы подняться выше. Многие альпинисты были сильно измотаны и обморожены, в результате 10 участников группы погибли[53][54].

    Случаи массовой гибели[править | править код]

    Май 1996

    В ночь с 10 на 11 мая 1996 года во время спуска с вершины погибли пятеро участников коммерческих экспедиций компаний «Консультанты по приключениям[en]» Роба Холла, включая его самого, Скотт Фишер, — руководитель коммерческой экспедиции компании «Горное безумие[en]», а также трое восходителей из Индийской национальной экспедиции, организованной Индо-Тибетской пограничной службой (англ. Indo-Tibet Border Police). Ещё двое альпинистов, совершавших в тот день восхождение, получили серьёзные обморожения. По числу жертв майская трагедия стала самой крупной с 1922 года, когда в лавине, сошедшей с Северного седла, погибли семеро носильщиков британской экспедиции на Джомолунгму Чарльза Брюса[55].

    Трагедия получила широкую огласку в средствах массовой информации и вызвала полемику по самому широкому спектру вопросов, касающихся как организации коммерческих восхождений в целом, так и частных вопросов высотного альпинизма (использования кислорода, высокогорной этики). Несмотря на то, что авария наглядно продемонстрировала несовершенство (на тот момент) организаций коммерческих экспедиций, их число только выросло[56].

    Многие из непосредственных участников-свидетелей этого драматического восхождения позже опубликовали книги, в которых изложили собственное видение причин и обстоятельств, приведших к аварии, наиболее известными из которых стали бестселлер «В разреженном воздухе[en]» Джона Кракауэра, — клиента Роба Холла (1997), и книга Анатолия Букреева, — гида «Горного безумия», «Восхождение[en]» (1997). Трагедия на северном маршруте частично описана в книге Мэтта Дикинсона «Другая сторона Эвереста» (2000). Наиболее полное описание действий индийской группы изложил в своей статье заместитель её руководителя[57].

    Сход лавины в апреле 2014 года

    18 апреля 2014 года, в результате схода лавины на высоте примерно 5800 метров (чуть ниже первого высотного лагеря), на склоне Джомолунгмы погибли как минимум 13 шерпов-проводников. 21 апреля поисково-спасательная операция была прекращена. По официальным данным правительства Непала, в лавине 13 человек погибли, 3 человека пропали без вести (они также считаются погибшими)[58][59][60].

    Тела погибших[править | править код]

    Тела погибших на высоких участках зачастую остаются неубранными из-за трудностей, связанных с их эвакуацией. На некоторых участках восходители вынуждены переступать через мёртвые тела[61], некоторые из которых даже служат своеобразными ориентирами. Так, тело индуса Цеванга Палжора, погибшего в 1996 году, отмечает высоту в 8500 метров и даже имеет своё название — «Зелёные ботинки» (по ярко-зелёной обуви погибшего).

    В целом, существует мнение, что склоны Эвереста стали всё больше напоминать кладбище[61].

    Горнолыжные спуски[править | править код]

    • Первая попытка спуститься с вершины посредством горных лыж была предпринята в 1969 году японцем Миура. Она закончилась не так, как он планировал; Миура чуть не свалился в пропасть, но чудом сумел спастись и остался жив.
    • В 1992 году по склону Эвереста на лыжах спустился французский лыжник Пьер Тардевель. Он съехал с южной вершины, расположенной на высоте 8571 м, и преодолел 3 км за 3 часа. Через 4 года итальянский лыжник Ханс Каммерландер спустился с высоты 6400 м по северному склону. Он был у подножия через 17 часов.
    • В 1998 году француз Кирил Десремо совершил первый спуск с вершины на сноуборде.
    • В 2000 году словенец Даво Карничар съехал с Джомолунгмы на горных лыжах[36].
    • В 2001 году французский сноубордист Марко Сиффреди спустился с вершины по кулуару Нортона. В следующем году он пропал при спуске с кулуара Хорнбейна[en].
    • 3 апреля 1933 года два биплана, управляемые британскими пилотами маркизом Клайдсдейлом и Дэвидом Макинтайром (англ. David MacIntyre), совершили первый полёт над вершиной.
    • В 2001 году супружеская пара из Франции, Бертран и Клер Бернье, слетела вниз с вершины на параплане‑тандеме[36].
    • В мае 2004 года итальянец Анджело Д’Арриго впервые в истории авиации совершил полёт на дельтаплане над вершиной высочайшей горы Земли[62].
    • 14 мая 2005 года лётчик-испытатель фирмы «Eurocopter» Дидье Дельсаль (фр. Didier Delsalle) успешно посадил вертолёт Eurocopter AS 350 Ecureuil на вершину горы. Это был первый случай подобной посадки[63].
    • В 2008 году 3 парашютиста (Венди Смит, Холли Бадж и Нейл Джонс) приземлились на вершину, выпрыгнув с самолёта, летящего на высоте чуть менее 9 км (на 142 м выше самой верхней точки горы)[64].
    • 21 мая 2011 года непальцы Сано Бабу и Лапка Шерпа, взойдя на Эверест, стартовали на тандемном параплане и пролетели на высоте 30 м над вершиной, установив мировой рекорд высоты полёта на этом типе летательного аппарата[65][66].

    С 2007 года китайская компания «China Mobile» предоставляет спутниковую связь, но она пока неустойчивая и не позволяет проводить видеоконференции.

    29 октября 2010 года оператор мобильной связи «Ncell» («TeliaSonera Group») установил в Непале антенны на высоте 5164 м. На Эвересте появился высокоскоростной Интернет, охватывающий вершину горы. При помощи Интернета информацию в глобальную сеть передаёт веб-камера Джомолунгмы, установленная в 2011 году итальянскими учёными и являющаяся (на 2014 год) самой высокой веб-камерой в мире[67].

    Существует предположение, что за последние 90 лет на вершине значительно уменьшилось количество льда[68].

    Джомолунгма, вид из лагеря на высоте 6200 м над уровнем моря. Ветер сдувает снег с горы. Фото 1921 года

    Число туристов, посещавших гору со стороны Непала в 2000—2003 гг., исчислялось сотнями тысяч. Объём мусора, накопившегося на склонах горы, настолько велик, что Эверест называют «самой высокогорной свалкой в мире»[69].

    В 2007 году только китайский участок самой высокой вершины нашей планеты посетили 40 тысяч туристов. По подсчётам экологов, после них осталось 120 тонн мусора — в среднем, по 3 кг на каждого. Непальская авиакомпания «Yeti Airlines» собрала 17 тонн мусора в окрестностях деревни Лукла, которая является перевалочным пунктом для альпинистов, идущих к основному лагерю на Эвересте. Для того, чтобы убрать такое количество пивных бутылок, пластиковых пакетов, алюминиевых банок, кислородных баллонов, верёвок и сломанных лестниц, потребовалось около 2 месяцев[69].

    В мае 2008 года силами Тибетского автономного регионального бюро по защите окружающей среды в регионе было собрано 8 тонн отходов, а в 2019 году — 11 тонн[70].

    Также весьма актуален вопрос захоронения тел погибших альпинистов, особенно для местных жителей — шерпов[71].

    С 2014 года постановлением Министерства туризма и гражданской авиации Непала было принято решение о том, что каждый альпинист, поднимающийся на Эверест, по возвращении должен вынести со склона горы не менее 8 килограммов мусора[72].

    Кинематограф
    Музыка
    1. ↑ Peakbagger.com
    2. 1 2 3 4 Wilfrid (Francis) Noyce, Norgay Tenzing, Barry C. Bishop, John Hunt, Stephen Venables. Mount Everest (неопр.). Encyclopædia Britannica. Дата обращения 22 декабря 2018.
    3. Hualiang Lin, Wenjun Ma, Qiyong Liu. Ambient Temperature and Health in China. — Springer, 2019. — С. 132. — 196 с. — ISBN 9811325839.
    4. ↑ Джомолунгма (рус.). https://bigenc.ru/. Дата обращения 15 ноября 2019.
    5. National Geospatial-Intelligence Agency, Bethesda, MD, USA. Sagar-Matha: Nepal (неопр.). Geographical Names.
    6. Ward, Micael. The Name Of The Word’s Highest Peak // The Himalayan Journal / Harish Kapadia. — 1997. — Vol. 53.
    7. ↑ Shams-i-bala and The Historical Shambhala Kingdom: Sherab Chamma …Satrig Ersang …Ardvishura Anahita
    8. ↑ བདེན་པའི་སྐྱ་རེངས། Denpai Kyareng: Jomolungma; the Mount Everest
    9. Tanvi Patel. This Brilliant Bengali ‘Com



    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о