Якубов, Семён Семёнович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Якубов.

Семён Семёнович Якубов (род. 17 июля 1947(1947-07-17), Курган) — советский и российский инженер-конструктор и спортсмен-автогонщик, топ-менеджер КАМАЗа с 1976 года, основатель автогоночной команды «КАМАЗ-мастер», основатель международного ралли-рейда «Шелковый путь», 5-кратный победитель Ралли Дакар в качестве штурмана в экипаже Владимира Чагина. Лауреат Государственной премии, Заслуженный мастер спорта России, Мастер спорта международного класса, Заслуженный тренер России, Заслуженный мастер спорта Республики Татарстан, Заслуженный тренер Республики Татарстан. Двукратный обладатель Кубка Мира, пятикратный победитель ралли «Дакар», чемпион России по ралли-рейдам.

Семён Семёнович Якубов родился 17 июля 1947 года в городе Кургане Курганской области[1].

Окончил Курганский машиностроительный институт [1] по специальности инженер-конструктор. Начал трудовую деятельность на Курганском машиностроительном заводе в должности мастера сборочного цеха, затем стал заместителем начальника цеха испытаний боевой машины пехоты (этот опыт впоследствии пригодился при создании спортивных машин).

В 1976 году переехал в город Набережные Челны, где участвовал в строительстве КамАЗа. В 1976 году — начальник цеха сборки и испытаний, а с 1977 года по 1980 — начальник Производства Завода двигателей. Первая присужденная государственная награда — Орден «Знак Почета» в 1981 году за пуск второй очереди КАМАЗа в качестве главного инженера Автосборочного завода ПО КАМАЗ.

В 1985 году — директор строящегося завода двигателей ПО КАМТЗ в Елабуге. В 1987 году, по рекомендации Отдела промышленности ЦК КПСС, назначен директором Научно—технического центра ПО КАМАЗ, где и работал до 1995 года, завершив начатое строительство Центра и обеспечив все необходимые условия для работы конструкторского подразделения завода. С 1996 года Советник генерального директора ОАО «КАМАЗ» по развитию. Одновременно с основной работой создал по собственной инициативе при поддержке руководства КАМАЗа в 1988 году спортивную команду, получившую название «КАМАЗ-мастер» и прославившую на весь мир торговую марку «КАМАZ». Сейчас — «КАМАЗ-мастер» это всемирно известный бренд, служащий продвижению продукции завода на отечественном и мировых рынках. Благодаря новому подходу к проектированию и созданию автомобильной техники, С. Якубову в содружестве со спортивной командой, удалось построить принципиально новый грузовик, который превзошел по своим техническим характеристикам все, конкурирующие на международных соревнованиях, западные образцы. С 1995 года, завершив становление НТЦ КАМАЗа, он полностью отдает себя спортивной деятельности в качестве руководителя спортивной команды. В 2004 году добивается разрешения на строительство спортивно-технической базы команды, непосредственно участвует в проектировании и привлекает спонсоров и партнеров к финансированию объекта. Первым и главным помощником в этом стал банк ВТБ, с которым команду судьба связала на долгие годы. Сказалась и активная поддержка руководства республики Татарстан. В мае 2007 года просторный и долгожданный дом команды открыл свои двери. Это было завершение огромного труда Семена Якубова и Ольги Якубовой — дизайнера и верного помощника, стало осуществлением их мечты. Ни один из конкурентов команды пока не имеет такой многофункциональной спортивно-технической базы.

Выступая в роли руководителя команды и штурмана в составе экипажа гоночного грузовика, Семен Якубов неоднократно проявлял образцы мужества и самоотверженности в самых экстремальных ситуациях ралли, когда на весах спортивного успеха лежала не только сохранность техники, но и жизнь экипажей. В 1994 году, когда в аварию попал один из экипажей команды в районе военных действий на границе между Марокко и Мавританией, Семён Семёнович лично возглавил поисковую экспедицию через минные поля. У попавшего в аварию экипажа, механиком в котором был Чагин, оставалось чуть более одного литра воды на троих. Якубов и ещё несколько добровольцев каждую секунду рисковали подорваться на минах, поскольку разминированный коридор был заметён пыльной бурей.

[4][5]

На Ралли Дакар 2007 года грузовик Чагина, Якубова и Савостина при обгоне одного из джипов в условиях фактически нулевой видимости наткнулся на груду камней и перевернулся. Кузов КамАЗа оторвало, кабину сплющило, каркас безопасности смялся. Несколько участников ралли, ставших очевидцами этой ужасной аварии проехали мимо, не остановившись и не оказав никакой помощи. Чагин получил сильнейшее сотрясение мозга и оказался зажатым в искорёженной кабине. Савостин получил компрессионный перелом позвоночника. Якубов сломал руку, повредил шею и колено, но по прибытии врачей, отказался от эвакуации и остался на месте аварии около изувеченного автомобиля. А утром организовал транспортировку машины в ближайший порт и доставку в Россию.

В декабре 2009 года Семён Якубов принял решение снова выйти на старт Ралли Дакар в 2010 году и на этом поставить точку в своей спортивной карьере.[8]

Однако после консультации с врачами Якубов был вынужден отказаться от участия в ралли в качестве штурмана.[10]

Вклад Семёна Якубова в развитие и продвижение на мировой уровень отечественного автомобильного спорта трудно переоценить. Талантливый инженер, принимающий непосредственное участие в разработке спортивной техники и руководитель спортивной команды ставшей по сути национальной сборной России по ралли-рейдам.

С 2009 года Семён Якубов возглавил организацию нового международного ралли «Шелковый путь». Профессиональный уровень подготовки и проведения гонки получил высокую оценку на государственном уровне. Ралли впервые прошло в сентябре 2009 года по территории России, Казахстана и Туркменистана по инициативе президентов трех стран и при их личном участии в церемонии награждения победителей ралли. Опыт проведения масштабного ралли-марафона продемонстрировал значительный потенциал российской гонки. «Шелковый путь» ставший при руководстве Якубова узнаваемым общемировым спортивным брендом, ассоциирующимся с громкими спортивными именами и напряженной борьбой, превратился в самостоятельное и самодостаточное спортивное событие и имеет огромное число поклонников по всему миру.

  • Семен Якубов с супругой Ольгой

  • Легендарный экипаж Владимир Чагин, Семен Якубов и Сергей Савостин, 1996 год

  • Организатор ралли «Шелковый путь» Семен Якубов, 2010 год

  • С Генеральным директором (1987-1997 г.г.) ОАО КАМАЗ Николаем Ивановичем Бехом

  • Триумфальная победа «КАМАЗ-мастера» на ралли «Дакар-2011». Четыре «КАМАЗа» на подиуме в Буэнос Айресе

  • Главное дело творческой жизни Ольги Якубовой связано со спортивной командой «КАМАЗ-мастер» в качестве дизайнера и пиар-директора команды, 2008 год

  • Сергей Савостин, Семен Якубов и Владимир Чагин

  • Команда «КАМАЗ-мастер» стала по сути национальной сборной России по ралли-рейдам

  • Визит Владимира Путина в спортивную команду «КАМАЗ-мастер», 2010 год

  • Победа на ралли «Дакар-2006» прошедшему по маршруту Лиссабон — Дакар

  • Спортивный центр «КАМАЗ-мастер»

  • 10 000 километров позади, финиш ралли «Дакар-2009»

  • Участник Ралли Дакар 1990, 1991, 1992, 1994, 1995, 1996, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2009, 2010, 2011, 2012
  • Участник Ралли Париж — Пекин 1992
  • Участник Мастер-Ралли 1995, 1997
  • Участник Ралли «Казачий круг» 2006
  • Призёр Ралли Тунис 1997
  • Призёр Ралли Дакар 1999
  • Призёр Ралли «Дезерт Челендж» 2000
  • Победитель Мастер-Ралли 1996
  • Победитель Ралли «Дезерт Челендж» 1999, 2001, 2002
  • Победитель Ралли Дакар 2000, 2002, 2003, 2004, 2006
  • Победитель «Баха Италия» 2000
  • Победитель Ралли Тунис 2000
  • Победитель Ралли «Тихий Дон» 2003
  • Победитель Ралли «Калмыкия» 2005
  • Обладатель Кубка Мира по внедорожным ралли 1996, 2000
  • Чемпион России
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 7 июня 2010 года
  • Орден Мужества № 497732, 15 марта 2005 года[2]
  • Орден Почёта № 377899, 23 июля 2001 года
  • Орден Дружбы № 184877, 19 октября 1996 года
  • Орден Трудового Красного Знамени № 040284, 12 апреля 1991 года
  • Орден Дружбы Народов
  • Орден «Знак Почёта» № 414546, 14 сентября 1981 года
  • Медаль «В память 1000-летия Казани», 30 июня 2005 года
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (2000), за разработку и реализацию дизайн-системы «КАМАЗ-мастер»
  • Благодарность Президента Российской Федерации, за успешную подготовку команды «КАМАЗ-мастер», добившейся высоких спортивных результатов в ралли «Дакар-2011», 2 марта 2011 года
  • Орден «За заслуги перед Республикой Татарстан», 23 января 2009 года
  • Медаль «За доблестный труд» (Татарстан), 20 января 2006 года
  • Заслуженный мастер спорта России, 6 февраля 2003 года
  • Мастер спорта России международного класса по автомобильному спорту, 30 октября 1999 года
  • Заслуженный тренер России, 6 февраля 2003 года
  • Заслуженный мастер спорта Республики Татарстан
  • Заслуженный тренер Республики Татарстан по автомобильному спорту, 26 июня 1996 года
  • Звание «Заслуженный машиностроитель Республики Татарстан», 9 марта 2011 года
  • Почётный знак Российской Академии Наук «За заслуги в развитии науки и экономики»
  • Почётный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», 22 июня 2007 года
  • Знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта Республики Татарстан», 5 марта 1999 года
  • Знак Министерства обороны Российской Федерации «За образцовую эксплуатацию автомобильной техники», 18 января 2006 года
  • Медаль «Лауреат ВВЦ», 18 ноября 2004 года
  • Национальная премия России «Серебряный Лучник», награждены Якубов С.С. и Якубова О.И, за творческий вклад в разработку и реализацию кампании по завоеванию симпатий и мирового продвижения марки
  • Национальная общественная премия России «Золотая колесница»
  • Лауреат премии Владимира Высоцкого «Своя колея» за 2004 год с вручением памятной золотой медали, 21 января 2005 года
  • Благодарственное письмо Президента Республики Татарстан (2007, 2012)
  • Благодарственное письмо Кабинета министров Республики Татарстан (2012)
  • Звание «Почётный гражданин г. Набережные Челны», 12 февраля 2001 года
  • Знак отличия «За заслуги перед городом Набережные Челны», 17 июля 2007 года
  • Почётная грамота Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, За высокие результаты, достигнутые в ралли Париж-Дакар и проявленные при этом высокие профессиональные навыки, мужество и мастерство, 7 февраля 1991 года
  • Почётная грамота Республики Татарстан, За личный вклад в развитие отечественного автомобилестроения и достижение высоких спортивных результатов в ралли «Париж-Дакар-99», 4 марта 1999 года
  • Почётная грамота государственного комитета Республики Татарстан по физической культуре, спорту и туризму, команде За заслуги в развитии физ. культуры, спорта и туризма в Республике Татарстан, 5 мая 1999 года
  • Почётная грамота мэра города Набережные Челны, За высокие спортивные достижения на международной арене и большой вклад в развитие автомобильного спорта, 5 марта 1999 года
  • Благодарственное письмо премьер-министра Республики Татарстан, за большой вклад в развитие а/м спорта в Республике Татарстан и высокие достижения на м/нар ралли-марафонах членам команды «КАМАЗ-Мастер», 25 марта 2004 года
  • Победитель социалистического соревнования, 1973, 1977, 1979 годов
  • Медаль Центра международной торговли и научно-технических связей с зарубежными странами, За выдающиеся успехи, показанные на международном ралли-марафоне «Париж-Дакар 91», за плодотворное сотрудничество, 8 февраля 1991 года
  • Почетная грамота ОАО «КамАЗ», за долголетний добросовестный труд и в связи с 50-летием со дня рождения, 1997 год
  • Почётная грамота ОАО «КАМАЗ», за большой вклад в создание и успешное проведение испытаний образцов а/м техники, достижение высоких спортивных результатов в м/народном ралли-марафоне «Париж-Дакар-Каир-2000», 2000 год
  • Действительный член Международной Академии наук о природе и обществе по отделению «Художественный и индустриальный дизайн», избран 9 января 2002 года (член-корреспондент с 11 января 2001 года), награждён почетным знаком Академии «За заслуги в развитии науки и экономики» (2001 год) и памятной медалью Академии «За заслуги в деле возрождения науки и экономики России «ПЕТР I»

Руководитель команды КАМАЗ-Мастер о скандале на «Дакаре» — Без рубрики — Motor

?? Семен Семенович, как вы можете охарактеризовать этот «Дакар»? Если кратко: он трудный?

?- Трудный. Трудный, но удачный тем не менее. Для нас удачный. Те задачи, которые мы ставили перед собой, мы решили. Мы подтвердили на сегодняшний день правильность нашего решения. Действительно, психологическая нагрузка огромная. Как бы ты не умел ездить, как бы ты не справлялся с автомобилем и не занимал высоких мест в других соревнованиях, на «Дакаре» психологический настрой играет гораздо большую роль и влияет на все результаты. И мы это почувствовали. И в первый день, и потом несколько раз. И вот только сейчас можно сказать, что как-то ситуация стала настраиваться. Потому что хорошие гонщики – и среди зарубежных, и среди наших – теряются в этой обстановке. «Дакар» – это гонка, непохожая ни на одну другую. Это самая сложная, самая трудная, самая непредсказуемая и опасная гонка. И здесь, когда люди едут по таким трассам, которые прокладывают, встречаясь с этим впервые, конечно они теряются. И надо приучить людей к этому. Вот. Примерно так.

?? У вас не было мысли по ходу этого «Дакара», что может быть, неправильно все это было? Что, может, стоит вернуть Владимира Чагина за руль?

?- Сомнений, честно сказать, не было. Потому что я долго думал об этом решении. Сомнений не было, что оно правильное. Но я ждал серьезных подтверждений правильности этого решения. Потому что то, что понятно мне – это мое, так сказать, внутреннее. Это должно быть понятно тем, кто следит за нами, болеет, пытается с пониманием отнестись ко всему тому, что мы делаем. Наша, так скажем, дружественная сторона. Но есть и те, кто ищет в наших шагах ошибки. Которые хотят на этом… чего-то добиться. Кто, чего – не знаю. У каждого свои мысли. Но есть и такие, к сожалению. С каждым годом их становится меньше. Причем, даже они, вникая в существо этого вопроса, меняются. Потому что то, что «Дакар» – это только для смелых мужчин, для настоящих мужчин – сегодня большинству людей известно. Это непонятно, может быть, только – ну как это сейчас называют – ботаникам, которые любят щелкать на компьютере, высказывать свое мнение, не выходя из комнаты и не пытаясь увидеть это все так, как оно есть на самом деле. Но таких людей становится все меньше и меньше.

?? Вы рассчитывали, что Эдуард Николаев сможет сразу же стать не то, чтобы равноценной заменой Чагину, но…

?- Нет, конечно. Нет, конечно. Смешно так думать. Смешно так думать – для этого нужно пройти хорошую школу. Для этого нужно стать опытным специалистом. Закаленным. Для этого нужно совершить огромное количество ошибок – чтобы дойти до таких высот. Как это сделал Чагин. Но перспектива такая есть.

?? Чего ему не хватило? Какие вы ошибки заметили именно здесь? Чего не было на «Шелковом пути»…

?- Ну зачем их перечислять? Опыта нет. Вот одним словом это можно объяснить. Больше ничего. Все остальное есть.

Якубов, Семён Семёнович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Якубов.

Семён Семёнович Якубов (род. 17 июля 1947 в Кургане, Курганская область, РСФСР, СССР) — советский и российский инженер-конструктор и спортсмен-автогонщик, топ-менеджер КАМАЗа с 1976 года, основатель автогоночной команды «КАМАЗ-мастер», основатель международного ралли-рейда «Шелковый путь», 5-кратный победитель Ралли Дакар в качестве штурмана в экипаже Владимира Чагина. Лауреат Государственной премии, Заслуженный мастер спорта России, Мастер спорта международного класса, Заслуженный тренер России, Заслуженный мастер спорта Республики Татарстан, Заслуженный тренер Республики Татарстан. Двукратный обладатель Кубка Мира, пятикратный победитель ралли «Дакар», чемпион России по ралли-рейдам.

Карьера

Окончил Курганский машиностроительный институт,[1] образование инженер-конструктор. Начал трудовую деятельность на Курганском машиностроительном заводе в качестве мастера сборочного цеха и затем замначальника цеха испытаний боевой машины пехоты (этот опыт впоследствии пригодился при создании спортивных машин).

В 1976 году переехал в город Набережные Челны, где участвовал в строительстве КАМАЗа. В 1976 году — начальник цеха сборки и испытаний, а с 1977 года по 1980 — начальник Производства Завода двигателей. Первая присужденная государственная награда — Орден «Знак Почета» в 1981 году за пуск второй очереди КАМАЗа в качестве главного инженера Автосборочного завода ПО КАМАЗ.

В 1985 году — директор строящегося завода двигателей ПО КАМТЗ в Елабуге. В 1987 году, по рекомендации Отдела промышленности ЦК КПСС, назначен директором Научно — технического центра ПО КАМАЗ, где и работал до 1995 года, завершив начатое строительство Центра и обеспечив все необходимые условия для работы конструкторского подразделения завода. С 1996 года Советник генерального директора ОАО КАМАЗ по развитию. Одновременно с основной работой создал по собственной инициативе при поддержке руководства КАМАЗа в 1988 году спортивную команду, получившую название «КАМАЗ-мастер» и прославившую на весь мир торговую марку «КАМАZ». Сейчас — «КАМАЗ-мастер» это всемирно известный бренд, служащий продвижению продукции завода на отечественном и мировых рынках. Благодаря новому подходу к проектированию и созданию автомобильной техники, С. Якубову в содружестве со спортивной командой, удалось построить принципиально новый грузовик, который превзошел по своим техническим характеристикам все, конкурирующие на международных соревнованиях, западные образцы. С 1995 года, завершив становление НТЦ КАМАЗа, он полностью отдает себя спортивной деятельности в качестве руководителя спортивной команды. В 2004 году добивается разрешения на строительство спортивно-технической базы команды, непосредственно участвует в проектировании и привлекает спонсоров и партнеров к финансированию объекта. Первым и главным помощником в этом стал банк ВТБ, с которым команду судьба связала на долгие годы. Сказалась и активная поддержка руководства республики Татарстан. В мае 2007 года просторный и долгожданный дом команды открыл свои двери. Это было завершение огромного труда Семена Якубова и Ольги Якубовой — дизайнера и верного помощника, стало осуществлением их мечты. Ни один из конкурентов команды пока не имеет такой многофункциональной спортивно-технической базы.

Выступая в роли руководителя команды и штурмана в составе экипажа гоночного грузовика, Семен Якубов неоднократно проявлял образцы мужества и самоотверженности в самых экстремальных ситуациях ралли, когда на весах спортивного успеха лежала не только сохранность техники, но и жизнь экипажей. В 1994 году, когда в аварию попал один из экипажей команды в районе военных действий на границе между Марокко и Мавританией, Семён Семёнович лично возглавил поисковую экспедицию через минные поля. У попавшего в аварию экипажа, механиком в котором был Чагин, оставалось чуть более одного литра воды на троих. Якубов и ещё несколько добровольцев каждую секунду рисковали подорваться на минах, поскольку разминированный коридор был заметён пыльной бурей.[4][5]

На Ралли Дакар 2007 года грузовик Чагина, Якубова и Савостина при обгоне одного из джипов в условиях фактически нулевой видимости наткнулся на груду камней и перевернулся. Кузов КамАЗа оторвало, кабину сплющило, каркас безопасности смялся. Несколько участников ралли, ставших очевидцами этой ужасной аварии проехали мимо, не остановившись и не оказав никакой помощи. Чагин получил сильнейшее сотрясение мозга и оказался зажатым в искорёженной кабине. Савостин получил компрессионный перелом позвоночника. Якубов сломал руку, повредил шею и колено, но по прибытии врачей, отказался от эвакуации и остался на месте аварии около изувеченного автомобиля. А утром организовал транспортировку машины в ближайший порт и доставку в Россию.

В декабре 2009 года Семён Якубов принял решение снова выйти на старт Ралли Дакар в 2010 году и на этом поставить точку в своей спортивной карьере.[8]

Однако после консультации с врачами Якубов был вынужден отказаться от участия в ралли в качестве штурмана.[10]

Вклад Семёна Якубова в развитие и продвижение на мировой уровень отечественного автомобильного спорта трудно переоценить. Талантливый инженер, принимающий непосредственное участие в разработке спортивной техники и руководитель спортивной команды ставшей по сути национальной сборной России по ралли-рейдам.

С 2009 года Семён Якубов возглавил организацию нового международного ралли «Шелковый путь». Профессиональный уровень подготовки и проведения гонки получил высокую оценку на государственном уровне. Ралли впервые прошло в сентябре 2009 года по территории России, Казахстана и Туркменистана по инициативе президентов трех стран и при их личном участии в церемонии награждения победителей ралли. Опыт проведения масштабного ралли-марафона продемонстрировал значительный потенциал российской гонки. «Шелковый путь» ставший при руководстве Якубова узнаваемым общемировым спортивным брендом, ассоциирующимся с громкими спортивными именами и напряженной борьбой, превратился в самостоятельное и самодостаточное спортивное событие и имеет огромное число поклонников по всему миру.

Галерея

  • Руководитель команды Семен Якубов на гонках выступал одновременно в роли штурмана экипажа Владимира Чагина

  • Семен Якубов с супругой Ольгой

  • Легендарный экипаж Владимир Чагин, Семен Якубов и Сергей Савостин, 1996 год

  • Организатор ралли «Шелковый путь» Семен Якубов, 2010 год

  • С Генеральным директором (1987-1997 г.г.) ОАО КАМАЗ Николаем Ивановичем Бехом

  • Триумфальная победа «КАМАЗ-мастера» на ралли «Дакар-2011». Четыре «КАМАЗа» на подиуме в Буэнос Айресе

  • Главное дело творческой жизни Ольги Якубовой связано со спортивной командой «КАМАЗ-мастер» в качестве дизайнера и пиар-директора команды, 2008 год

  • Сергей Савостин, Семен Якубов и Владимир Чагин

  • Команда «КАМАЗ-мастер» стала по сути национальной сборной России по ралли-рейдам

  • Визит Владимира Путина в спортивную команду «КАМАЗ-мастер», 2010 год

  • Победа на ралли «Дакар-2006» прошедшему по маршруту Лиссабон — Дакар

  • Спортивный центр «КАМАЗ-мастер»

  • 10 000 километров позади, финиш ралли «Дакар-2009»

Спортивные достижения

  • Участник Ралли Дакар 1990, 1991, 1992, 1994, 1995, 1996, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2009, 2010, 2011, 2012
  • Участник Ралли Париж — Пекин 1992
  • Участник Мастер-Ралли 1995, 1997
  • Участник Ралли «Казачий круг» 2006
  • Призёр Ралли Тунис 1997
  • Призёр Ралли Дакар 1999
  • Призёр Ралли «Дезерт Челендж» 2000
  • Победитель Мастер-Ралли 1996
  • Победитель Ралли «Дезерт Челендж» 1999, 2001, 2002
  • Победитель Ралли Дакар 2000, 2002, 2003, 2004, 2006
  • Победитель «Баха Италия» 2000
  • Победитель Ралли Тунис 2000
  • Победитель Ралли «Тихий Дон» 2003
  • Победитель Ралли «Калмыкия» 2005
  • Обладатель Кубка Мира по внедорожным ралли 1996, 2000
  • Чемпион России

Награды

См. также

Фильмы

Примечания

Ссылки

Семён Семёнович Якубов – основатель команды «КАМАЗ-мастер»

Но был один

Константин Комков
Фото автора и из архивов «КАМАЗ-мастер»

Это сегодня бренд «КАМАЗ» ассоциируется с победами на трассах самых сложных внедорожных ралли. Да и легендарный «Дакар» известен у нас благодаря успехам команды «КАМАЗ-мастер», которая 14 раз побеждала на этом марафоне. Кто-то мог мечтать об этом четверть века назад? Вряд ли. Но был один человек, веривший, что так будет.

Юбилеи – удобные точки отсчёта, своеобразные вехи человеческой деятельности. 17 июля поздравления с 70-летием будет принимать Семён Семёнович Якубов. И это хороший повод для того, чтобы оценить его вклад в развитие и продвижение на мировой уровень отечественного автомобильного спорта. Об этом красноречиво говорят заслуженные им титулы и награды, но всё же главным своим достижением Якубов считает то, что ему удалось объединить и воспитать людей, преданных своему делу.

Но до этого пареньку, родившемуся в Кургане через два года после окончания Великой Отечественной войны, предстояло сделать самого себя. Выпускник Курганского машиностроительного института, будучи в 1970 году распределённым по специальности инженер-конструктор на Курганский машиностроительный завод, тут же показал характер. И добился того, что был назначен не в КБ, а в сборочный цех мастером участка, правда, самого большого, где работало человек восемьдесят опытнейших сборщиков. Здесь он стал не просто Мастером, освоив все операции сборки боевой бронированной плавающей гусеничной машины, но и проявив себя организатором. Не случайно уже через шесть месяцев Якубов стал начальником участка, а затем и замначальника цеха испытаний БМП. Накатался по полигону «досыта», и этот опыт впоследствии пригодился при создании спортивных машин.

У истоков «КАМАЗ-мастера»

Биография Якубова связана с Камским автомобильным заводом, на котором он начал работать в 1976 году, сначала на заводе двигателей, а уже в 1981 году получил первую государственную награду – орден «Знак Почёта» в качестве главного инженера Автосборочного завода ПО «КАМАЗ». Потом возглавлял строившийся в Елабуге завод двигателей, а в августе 1987 года стал директором Научно-технического центра «КамАЗа». Под его руководством было завершено строительство конструкторской и опытно-производственной службы автогиганта, а заодно обеспечены условия для работы этого подразделения.

Здесь же родилась идея испытать продукцию завода на гонках. Не самая простая затея, учитывая, что даже автокросс на грузовиках, когда-то самый массовый спорт в СССР, запрещённый в 1980-е, ещё не вышел из опалы. Попытки добиться успеха на чемпионате Европы на кольце не сулили перспективы. Работая на автосборочном, Якубов ездил на грузовиках модификации «4310» по бездорожью и считал, что они самые удачные среди всех, выпускавшихся на КАМАЗе.

Конечно же выигрывавшему ралли «Директор» сорокалетнему руководителю НТЦ было известно и о том, как стремительно набирала известность на «Дакаре» под управлением иностранных гонщиков отечественная «Лада». А в грузовом зачёте за победу боролись такие марки, как Mercedes, MAN и DAF.

Попробовать силы решили в 1988 году на польском «Ельч-ралли». Дебют оказался успешным: два практически серийных грузовика КамАЗ-4310 с колёсной формулой 6х6 и постоянным приводом на все колёса заняли 2- и 4-е места.

Казалось, можно было штурмовать «Дакар», но из-за трагедии, случившейся в том году с грузовиком DAF Turbotwin (двухмоторный, шесть турбин, 1200 л.с.) команды Яна де Роя, в которой погиб штурман, организаторы запретили класс грузовиков. И первое знакомство камазовцев с Африкой состоялось в мае 1989 года на ралли Objectif Sud, организованном Жоржем Груаном для грузовиков, 9500-километровый маршрут которого пересекал Францию, Испанию, Марокко, Мавританию, Сенегал, Гвинею-Бисау, Гвинею и Сьерра-Леоне. К этой гонке команда Якубова подготовила за полгода три грузовика: два гоночных и один технического сопровождения. Это были всё те же серийные автомобили, однако с форсированными до 310 л.с. двигателями КамАЗ-740 за счёт доработки турбокомпрессоров, изменений, внесённых в системы впуска, выпуска и охлаждения. И в соперничестве с асами марафона экипажи КамАЗов показали второй и третий результаты!

Премьерой 12-го по счёту «Дакара», как это зафиксировала летопись марафона, стало появление на старте в Париже 25 декабря 1989 года «советских пилотов за рулём советских грузовиков». Первая попытка закончилась неудачно: из-за поломок сошли с марафонской дистанции все три экипажа. Анализируя провал, Якубов пришёл к выводу: причина не только в технике, но и в тактике. Бывший в то время генеральным директором Н. И. Бех решение основателя команды продолжать начатое дело не только не оспаривал, но и всячески помогал. А однажды спросил: «Семён, а ты сам в это веришь?» И заключил: «Тогда запомни, что веришь в это только ты один».

Результат превзошёл ожидания: на 9186-километровой трассе 13-го «Дакара», финишировавшего 17 января 1991 года, два КамАЗ-43101 заняли 2-е и 3-е места, пропустив вперёд только двухосный Perlini. Затем наступила череда неудач и удивительно, как вообще созданная Якубовым команда смогла выжить в лихие 1990-е. Тем более после пожара на заводе двигателей, поставившего КамАЗ на грань банкротства.

И тут сработал ещё один талант Семёна Семёновича, сумевшего найти спонсора в лице объединения «Мастер». На деньги этой частной компании был создан первый двухосный гоночный КамАЗ со среднемоторной компоновкой, а команда смогла продолжить выступления. Своей страстью Якубов настолько заразил спонсора команды, что тот возродил супермарафон «Париж – Пекин», состоявшийся в 1992 году. И в 1995 году экипажи КамАЗов успешно преодолели 12 тысяч километров до Пекина и заняли первые три места. К тому времени КамАЗ-49252 приобрёл новые очертания и фирменный стиль, разработанный женой и соратницей Якубова Ольгой Ивановной, впоследствии удостоенный Государственной премии России. Наконец в 1996 году была одержана первая победа на «Дакаре».

Мелочей не бывает

Завершив становление НТЦ, в феврале 1995 года Якубов вплотную занялся командой «КАМАЗ-мастер». И чтобы иметь возможность анализировать каждую мелочь в работе экипажей, занял штурманское место в кабине спортивного грузовика. Тем более навигационный опыт у него уже был. Достаточно вспомнить 1994 год, когда он провёл через минные поля на границе между Марокко и Мавританией техничку на помощь попавшему в аварию экипажу, механиком в котором был Владимир Чагин.

С каждым выступлением команда показывала прогресс, но уверенность по утверждению Якубова, пришла только к 2000 году. К этому времени играющий тренер (не случайно он носит и звание заслуженного тренера России) воспитал целую плеяду непревзойденных по мастерству гонщиков. Заметим, что пять из своих семи дакаровских побед Чагин одержал, выступая с ним в одном экипаже. Кроме того, Якубов выпестовал уникальную структуру, которая разрабатывает, проектирует и собирает спортивную технику. Под его руководством был разработан КАМАЗ-4911 EXTREME, не имевший равных по проходимости, манёвренности и динамике, а также началось производство его серийных аналогов многофункционального назначения.

Размах уже не позволял работать в условиях небольшого участка, ютившегося в НТЦ и с трудом вмещавшего три грузовика. В 2004 году Якубов добился разрешения на создание спортивно-технической базы команды. Президент Республики Татарстан идею одобрил, и уже на следующий год развернулась стройка. Руководитель команды участвовал непосредственно в проектировании, искал и находил спонсоров, первым и главным из которых стал банк ВТБ.

По его замыслу, кроме производственного цеха площадью в 2000 м2 центр должен иметь тренажёрный и спортивный залы, бассейн, сауну, оздоровительный комплекс с процедурными кабинетами, комнату релаксации, столовую, конференц-зал. Многофункциональная спортивно-техническая база, какой до тех пор не было ни одного из конкурентов, была готова к маю 2007 года. Здесь стало возможным не только совершенствовать спортивные грузовики, в частности КамАЗ-4326, но и создавать технику, использующуюся в горячих точках и не имеющую аналогов.

Кстати, полученные за выполнение такого спецзаказа средства, позволили увенчать спортивный центр залом «Мираж», ставший любимым местом отдыха команды. Дизайнером снова выступила Ольга Якубова, удостоившись за этот проект золотой медали Российской Академии Художеств.

Спортивную карьеру Якубов планировал завершить на «Дакаре» 2010 года, однако после консультации с врачами пришлось отказаться от участия в ралли в качестве штурмана. Сказались травмы, полученные на «Дакаре-2007», когда в условиях нулевой видимости грузовик налетел на груду камней и перевернулся. Тогда Чагин оказался зажатым в искорёженной кабине, механик Сергей Савостин получил компрессионный перелом позвоночника. Якубов сломал руку, повредил шею и колено, но отказался от эвакуации и остался на месте около изувеченного автомобиля. А утром организовал транспортировку машины в порт и доставку в Россию.

В 2009 году Семён Якубов возглавил организацию нового международного ралли «Шёлковый путь», прошедшего в сентябре по территории России, Казахстана и Туркменистана по инициативе президентов трёх стран. Профессиональный уровень подготовки и проведения гонки получил высокую оценку. За пять лет под руководством Якубова эта гонка стала узнаваемым спортивным брендом. Одновременно Семён Семёнович продолжал руководить командой, и в 2011 году «КАМАЗ-мастер» стала десятикратным победителем марафона «Дакар», причём с небывалым результатом: экипажи заняли первые четыре места, а Чагин одержал седьмую победу. На этой мажорной ноте он решил завершить карьеру пилота. На этот раз Якубов не возражал, ведь он уже знал, что сможет доверить руководство командой своему воспитаннику.

P.S.

Когда экипажи «КАМАЗ-мастер» не занимают первые места – сегодня это сенсация. Четверть века назад всё было наоборот. И то, что было сделано Якубовым за эти годы, можно представить, полистав подшивки отечественных автомобильных изданий тех лет, критически оценивавших шансы челнинских спортивных грузовиков. Действительно, в то время в них верил только один человек.

Якубов, Семён Семёнович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Якубов.

Семён Семёнович Якубов (род. 17 июля 1947 в Кургане, Курганская область, РСФСР, СССР) — советский и российский инженер-конструктор и спортсмен-автогонщик, топ-менеджер КАМАЗа с 1976 года, основатель автогоночной команды «КАМАЗ-мастер», основатель международного ралли-рейда «Шелковый путь», 5-кратный победитель Ралли Дакар в качестве штурмана в экипаже Владимира Чагина. Лауреат Государственной премии, Заслуженный мастер спорта России, Мастер спорта международного класса, Заслуженный тренер России, Заслуженный мастер спорта Республики Татарстан, Заслуженный тренер Республики Татарстан. Двукратный обладатель Кубка Мира, пятикратный победитель ралли «Дакар», чемпион России по ралли-рейдам.

Карьера

Окончил Курганский машиностроительный институт,[1] образование инженер-конструктор. Начал трудовую деятельность на Курганском машиностроительном заводе в качестве мастера сборочного цеха и затем замначальника цеха испытаний боевой машины пехоты (этот опыт впоследствии пригодился при создании спортивных машин).

В 1976 году переехал в город Набережные Челны, где участвовал в строительстве КАМАЗа. В 1976 году — начальник цеха сборки и испытаний, а с 1977 года по 1980 — начальник Производства Завода двигателей. Первая присужденная государственная награда — Орден «Знак Почета» в 1981 году за пуск второй очереди КАМАЗа в качестве главного инженера Автосборочного завода ПО КАМАЗ.

В 1985 году — директор строящегося завода двигателей ПО КАМТЗ в Елабуге. В 1987 году, по рекомендации Отдела промышленности ЦК КПСС, назначен директором Научно — технического центра ПО КАМАЗ, где и работал до 1995 года, завершив начатое строительство Центра и обеспечив все необходимые условия для работы конструкторского подразделения завода. С 1996 года Советник генерального директора ОАО КАМАЗ по развитию. Одновременно с основной работой создал по собственной инициативе при поддержке руководства КАМАЗа в 1988 году спортивную команду, получившую название «КАМАЗ-мастер» и прославившую на весь мир торговую марку «КАМАZ». Сейчас — «КАМАЗ-мастер» это всемирно известный бренд, служащий продвижению продукции завода на отечественном и мировых рынках. Благодаря новому подходу к проектированию и созданию автомобильной техники, С. Якубову в содружестве со спортивной командой, удалось построить принципиально новый грузовик, который превзошел по своим техническим характеристикам все, конкурирующие на международных соревнованиях, западные образцы. С 1995 года, завершив становление НТЦ КАМАЗа, он полностью отдает себя спортивной деятельности в качестве руководителя спортивной команды. В 2004 году добивается разрешения на строительство спортивно-технической базы команды, непосредственно участвует в проектировании и привлекает спонсоров и партнеров к финансированию объекта. Первым и главным помощником в этом стал банк ВТБ, с которым команду судьба связала на долгие годы. Сказалась и активная поддержка руководства республики Татарстан. В мае 2007 года просторный и долгожданный дом команды открыл свои двери. Это было завершение огромного труда Семена Якубова и Ольги Якубовой — дизайнера и верного помощника, стало осуществлением их мечты. Ни один из конкурентов команды пока не имеет такой многофункциональной спортивно-технической базы.

Выступая в роли руководителя команды и штурмана в составе экипажа гоночного грузовика, Семен Якубов неоднократно проявлял образцы мужества и самоотверженности в самых экстремальных ситуациях ралли, когда на весах спортивного успеха лежала не только сохранность техники, но и жизнь экипажей. В 1994 году, когда в аварию попал один из экипажей команды в районе военных действий на границе между Марокко и Мавританией, Семён Семёнович лично возглавил поисковую экспедицию через минные поля. У попавшего в аварию экипажа, механиком в котором был Чагин, оставалось чуть более одного литра воды на троих. Якубов и ещё несколько добровольцев каждую секунду рисковали подорваться на минах, поскольку разминированный коридор был заметён пыльной бурей.[4][5]

На Ралли Дакар 2007 года грузовик Чагина, Якубова и Савостина при обгоне одного из джипов в условиях фактически нулевой видимости наткнулся на груду камней и перевернулся. Кузов КамАЗа оторвало, кабину сплющило, каркас безопасности смялся. Несколько участников ралли, ставших очевидцами этой ужасной аварии проехали мимо, не остановившись и не оказав никакой помощи. Чагин получил сильнейшее сотрясение мозга и оказался зажатым в искорёженной кабине. Савостин получил компрессионный перелом позвоночника. Якубов сломал руку, повредил шею и колено, но по прибытии врачей, отказался от эвакуации и остался на месте аварии около изувеченного автомобиля. А утром организовал транспортировку машины в ближайший порт и доставку в Россию.

В декабре 2009 года Семён Якубов принял решение снова выйти на старт Ралли Дакар в 2010 году и на этом поставить точку в своей спортивной карьере.[8]

Однако после консультации с врачами Якубов был вынужден отказаться от участия в ралли в качестве штурмана.[10]

Вклад Семёна Якубова в развитие и продвижение на мировой уровень отечественного автомобильного спорта трудно переоценить. Талантливый инженер, принимающий непосредственное участие в разработке спортивной техники и руководитель спортивной команды ставшей по сути национальной сборной России по ралли-рейдам.

С 2009 года Семён Якубов возглавил организацию нового международного ралли «Шелковый путь». Профессиональный уровень подготовки и проведения гонки получил высокую оценку на государственном уровне. Ралли впервые прошло в сентябре 2009 года по территории России, Казахстана и Туркменистана по инициативе президентов трех стран и при их личном участии в церемонии награждения победителей ралли. Опыт проведения масштабного ралли-марафона продемонстрировал значительный потенциал российской гонки. «Шелковый путь» ставший при руководстве Якубова узнаваемым общемировым спортивным брендом, ассоциирующимся с громкими спортивными именами и напряженной борьбой, превратился в самостоятельное и самодостаточное спортивное событие и имеет огромное число поклонников по всему миру.

Галерея

  • Руководитель команды Семен Якубов на гонках выступал одновременно в роли штурмана экипажа Владимира Чагина

  • Семен Якубов с супругой Ольгой

  • Легендарный экипаж Владимир Чагин, Семен Якубов и Сергей Савостин, 1996 год

  • Организатор ралли «Шелковый путь» Семен Якубов, 2010 год

  • С Генеральным директором (1987-1997 г.г.) ОАО КАМАЗ Николаем Ивановичем Бехом

  • Триумфальная победа «КАМАЗ-мастера» на ралли «Дакар-2011». Четыре «КАМАЗа» на подиуме в Буэнос Айресе

  • Главное дело творческой жизни Ольги Якубовой связано со спортивной командой «КАМАЗ-мастер» в качестве дизайнера и пиар-директора команды, 2008 год

  • Сергей Савостин, Семен Якубов и Владимир Чагин

  • Команда «КАМАЗ-мастер» стала по сути национальной сборной России по ралли-рейдам

  • Визит Владимира Путина в спортивную команду «КАМАЗ-мастер», 2010 год

  • Победа на ралли «Дакар-2006» прошедшему по маршруту Лиссабон — Дакар

  • Спортивный центр «КАМАЗ-мастер»

  • 10 000 километров позади, финиш ралли «Дакар-2009»

Спортивные достижения

  • Участник Ралли Дакар 1990, 1991, 1992, 1994, 1995, 1996, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2009, 2010, 2011, 2012
  • Участник Ралли Париж — Пекин 1992
  • Участник Мастер-Ралли 1995, 1997
  • Участник Ралли «Казачий круг» 2006
  • Призёр Ралли Тунис 1997
  • Призёр Ралли Дакар 1999
  • Призёр Ралли «Дезерт Челендж» 2000
  • Победитель Мастер-Ралли 1996
  • Победитель Ралли «Дезерт Челендж» 1999, 2001, 2002
  • Победитель Ралли Дакар 2000, 2002, 2003, 2004, 2006
  • Победитель «Баха Италия» 2000
  • Победитель Ралли Тунис 2000
  • Победитель Ралли «Тихий Дон» 2003
  • Победитель Ралли «Калмыкия» 2005
  • Обладатель Кубка Мира по внедорожным ралли 1996, 2000
  • Чемпион России

Награды

См. также

Фильмы

Примечания

Ссылки

Якубов Семен Семенович — Российский Тренер

Российский инженер-конструктор. Спортсмен-автогонщик.
Заслуженный мастер спорта России. Заслуженный тренер России.
Двукратный обладатель Кубка Мира. Пятикратный победитель ралли «Дакар».
Основатель автогоночной команды «КАМАЗ-мастер». Основатель ралли-рейда «Шелковый путь».


Семен Якубов родился 17 июля 1947 года в городе Курган. Окончил Курганский Государственный машиностроительный институт, образование инженер-конструктор. Начал трудовую деятельность на Курганском машиностроительном заводе в качестве мастера сборочного цеха и затем замначальника цеха испытаний боевой машины пехоты.

     В 1976 году переехал в город Набережные Челны, где участвовал в строительстве КАМАЗа. В 1976 году — начальник цеха сборки и испытаний, а с 1977 года — начальник Производства Завода двигателей. Первая присужденная государственная награда — Орден «Знак Почета» в 1981 году за пуск второй очереди КАМАЗа в качестве главного инженера Автосборочного завода ПО КАМАЗ.

     В 1985 году — директор строящегося завода двигателей ПО КАМТЗ в Елабуге. В 1987 году, по рекомендации Отдела промышленности ЦК КПСС, назначен директором Научно — технического центра ПО КАМАЗ, где и работал до 1995 года, завершив начатое строительство Центра и обеспечив все необходимые условия для работы конструкторского подразделения завода.

     Одновременно с основной работой создал по собственной инициативе при поддержке руководства КАМАЗа в 1988 году спортивную команду, получившую название «КАМАЗ-мастер» и прославившую на весь мир торговую марку «КАМАZ». Сейчас — «КАМАЗ-мастер» это всемирно известный бренд, служащий продвижению продукции завода на мировых рынках.

     Благодаря новому подходу к проектированию и созданию автомобильной техники, С. Якубову в содружестве со спортивной командой, удалось построить принципиально новый грузовик, который превзошел по своим техническим характеристикам все, конкурирующие на международных соревнованиях, западные образцы.

     С 1995 года, завершив становление НТЦ КАМАЗа, он полностью отдает себя спортивной деятельности в качестве руководителя спортивной команды.

     В 2004 году добивается разрешения на строительство спортивно-технической базы команды, непосредственно участвует в проектировании и привлекает партнеров к финансированию объекта. Первым и главным помощником в этом стал банк ВТБ, с которым команду судьба связала на долгие годы. Сказалась и активная поддержка руководства республики Татарстан.

     В мае 2007 года просторный и долгожданный дом команды открыл свои двери. Это было завершение огромного труда Семена Якубова и Ольги Якубовой — дизайнера и верного помощника, стало осуществлением их мечты. Ни один из конкурентов команды пока не имеет такой многофункциональной спортивно-технической базы.

     Выступая в роли руководителя команды и штурмана в составе экипажа гоночного грузовика, Семен Якубов неоднократно проявлял образцы мужества и самоотверженности в самых экстремальных ситуациях ралли, когда на весах спортивного успеха лежала не только сохранность техники, но и жизнь экипажей.

     В 1994 году, когда в аварию попал один из экипажей команды в районе военных действий на границе между Марокко и Мавританией, Семён Семёнович лично возглавил поисковую экспедицию через минные поля. У попавшего в аварию экипажа, механиком в котором был Чагин, оставалось чуть более одного литра воды на троих. Якубов и ещё несколько добровольцев рисковали подорваться на минах, поскольку коридор без мин был заметён пыльной бурей.

     На Ралли Дакар 2007 года грузовик Чагина, Якубова и Савостина при обгоне одного из джипов в условиях фактически нулевой видимости наткнулся на груду камней и перевернулся. Кузов КамАЗа оторвало, кабину сплющило, каркас безопасности смялся. Несколько участников ралли, ставших очевидцами этой ужасной аварии проехали мимо, не остановившись и не оказав никакой помощи. Чагин получил сотрясение мозга и оказался зажатым в искорёженной кабине. Савостин получил компрессионный перелом позвоночника. Якубов сломал руку, повредил шею и колено, но по прибытии врачей, отказался от эвакуации, остался на месте около изувеченного автомобиля. А утром организовал транспортировку машины в ближайший порт и доставку в Россию.

     В декабре 2009 года Семён Якубов принял решение снова выйти на старт Ралли Дакар в 2010 году и на этом поставить точку в своей спортивной карьере. Однако после консультации с врачами Якубов был вынужден отказаться от участия в ралли в качестве штурмана.

     Вклад Семёна Якубова в развитие и продвижение на мировой уровень отечественного автомобильного спорта трудно переоценить. Талантливый инженер, принимающий непосредственное участие в разработке спортивной техники и руководитель спортивной команды ставшей по сути национальной сборной России по ралли-рейдам.

     С 2009 года Семён Якубов возглавил организацию нового международного ралли «Шелковый путь». Профессиональный уровень подготовки и проведения гонки получил высокую оценку на государственном уровне. Ралли впервые прошло в сентябре 2009 года по территории России, Казахстана и Туркменистана по инициативе президентов трех стран и при их личном участии в церемонии награждения победителей ралли.

     Опыт проведения масштабного ралли-марафона продемонстрировал значительный потенциал российской гонки. «Шелковый путь» ставший при руководстве Якубова узнаваемым общемировым спортивным брендом, ассоциирующимся с громкими спортивными именами и напряженной борьбой, превратился в самостоятельное и самодостаточное спортивное событие и имеет огромное число поклонников по всему миру.

17.07.2018

Якубов, Семён Семёнович Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Якубов.

Семён Семёнович Якубов (род. 17 июля 1947(1947-07-17), Курган) — советский и российский инженер-конструктор и спортсмен-автогонщик, топ-менеджер КАМАЗа с 1976 года, основатель автогоночной команды «КАМАЗ-мастер», основатель международного ралли-рейда «Шелковый путь», 5-кратный победитель Ралли Дакар в качестве штурмана в экипаже Владимира Чагина. Лауреат Государственной премии, Заслуженный мастер спорта России, Мастер спорта международного класса, Заслуженный тренер России, Заслуженный мастер спорта Республики Татарстан, Заслуженный тренер Республики Татарстан. Двукратный обладатель Кубка Мира, пятикратный победитель ралли «Дакар», чемпион России по ралли-рейдам.

Биография

Семён Семёнович Якубов родился 17 июля 1947 года в городе Кургане Курганской области[1].

Окончил Курганский машиностроительный институт [1] по специальности инженер-конструктор. Начал трудовую деятельность на Курганском машиностроительном заводе в должности мастера сборочного цеха, затем стал заместителем начальника цеха испытаний боевой машины пехоты (этот опыт впоследствии пригодился при создании спортивных машин).

В 1976 году переехал в город Набережные Челны, где участвовал в строительстве КамАЗа. В 1976 году — начальник цеха сборки и испытаний, а с 1977 года по 1980 — начальник Производства Завода двигателей. Первая присужденная государственная награда — Орден «Знак Почета» в 1981 году за пуск второй очереди КАМАЗа в качестве главного инженера Автосборочного завода ПО КАМАЗ.

В 1985 году — директор строящегося завода двигателей ПО КАМТЗ в Елабуге. В 1987 году, по рекомендации Отдела промышленности ЦК КПСС, назначен директором Научно—технического центра ПО КАМАЗ, где и работал до 1995 года, завершив начатое строительство Центра и обеспечив все необходимые условия для работы конструкторского подразделения завода. С 1996 года Советник генерального директора ОАО «КАМАЗ» по развитию. Одновременно с основной работой создал по собственной инициативе при поддержке руководства КАМАЗа в 1988 году спортивную команду, получившую название «КАМАЗ-мастер» и прославившую на весь мир торговую марку «КАМАZ». Сейчас — «КАМАЗ-мастер» это всемирно известный бренд, служащий продвижению продукции завода на отечественном и мировых рынках. Благодаря новому подходу к проектированию и созданию автомобильной техники, С. Якубову в содружестве со спортивной командой, удалось построить принципиально новый грузовик, который превзошел по своим техническим характеристикам все, конкурирующие на международных соревнованиях, западные образцы. С 1995 года, завершив становление НТЦ КАМАЗа, он полностью отдает себя спортивной деятельности в качестве руководителя спортивной команды. В 2004 году добивается разрешения на строительство спортивно-технической базы команды, непосредственно участвует в проектировании и привлекает спонсоров и партнеров к финансированию объекта. Первым и главным помощником в этом стал банк ВТБ, с которым команду судьба связала на долгие годы. Сказалась и активная поддержка руководства республики Татарстан. В мае 2007 года просторный и долгожданный дом команды открыл свои двери. Это было завершение огромного труда Семена Якубова и Ольги Якубовой — дизайнера и верного помощника, стало осуществлением их мечты. Ни один из конкурентов команды пока не имеет такой многофункциональной спортивно-технической базы.

Выступая в роли руководителя команды и штурмана в составе экипажа гоночного грузовика, Семен Якубов неоднократно проявлял образцы мужества и самоотверженности в самых экстремальных ситуациях ралли, когда на весах спортивного успеха лежала не только сохранность техники, но и жизнь экипажей. В 1994 году, когда в аварию попал один из экипажей команды в районе военных действий на границе между Марокко и Мавританией, Семён Семёнович лично возглавил поисковую экспедицию через минные поля. У попавшего в аварию экипажа, механиком в котором был Чагин, оставалось чуть более одного литра воды на троих. Якубов и ещё несколько добровольцев каждую секунду рисковали подорваться на минах, поскольку разминированный коридор был заметён пыльной бурей.[4][5]

На Ралли Дакар 2007 года грузовик Чагина, Якубова и Савостина при обгоне одного из джипов в условиях фактически нулевой видимости наткнулся на груду камней и перевернулся. Кузов КамАЗа оторвало, кабину сплющило, каркас безопасности смялся. Несколько участников ралли, ставших очевидцами этой ужасной аварии проехали мимо, не остановившись и не оказав никакой помощи. Чагин получил сильнейшее сотрясение мозга и оказался зажатым в искорёженной кабине. Савостин получил компрессионный перелом позвоночника. Якубов сломал руку, повредил шею и колено, но по прибытии врачей, отказался от эвакуации и остался на месте аварии около изувеченного автомобиля. А утром организовал транспортировку машины в ближайший порт и доставку в Россию.

В декабре 2009 года Семён Якубов принял решение снова выйти на старт Ралли Дакар в 2010 году и на этом поставить точку в своей спортивной карьере.[8]

Однако после консультации с врачами Якубов был вынужден отказаться от участия в ралли в качестве штурмана.[10]

Вклад Семёна Якубова в развитие и продвижение на мировой уровень отечественного автомобильного спорта трудно переоценить. Талантливый инженер, принимающий непосредственное участие в разработке спортивной техники и руководитель спортивной команды ставшей по сути национальной сборной России по ралли-рейдам.

С 2009 года Семён Якубов возглавил организацию нового международного ралли «Шелковый путь». Профессиональный уровень подготовки и проведения гонки получил высокую оценку на государственном уровне. Ралли впервые прошло в сентябре 2009 года по территории России, Казахстана и Туркменистана по инициативе президентов трех стран и при их личном участии в церемонии награждения победителей ралли. Опыт проведения масштабного ралли-марафона продемонстрировал значительный потенциал российской гонки. «Шелковый путь» ставший при руководстве Якубова узнаваемым общемировым спортивным брендом, ассоциирующимся с громкими спортивными именами и напряженной борьбой, превратился в самостоятельное и самодостаточное спортивное событие и имеет огромное число поклонников по всему миру.

Галерея

  • Семен Якубов с супругой Ольгой

  • Легендарный экипаж Владимир Чагин, Семен Якубов и Сергей Савостин, 1996 год

  • Организатор ралли «Шелковый путь» Семен Якубов, 2010 год

  • С Генеральным директором (1987-1997 г.г.) ОАО КАМАЗ Николаем Ивановичем Бехом

  • Триумфальная победа «КАМАЗ-мастера» на ралли «Дакар-2011». Четыре «КАМАЗа» на подиуме в Буэнос Айресе

  • Главное дело творческой жизни Ольги Якубовой связано со спортивной командой «КАМАЗ-мастер» в качестве дизайнера и пиар-директора команды, 2008 год

  • Сергей Савостин, Семен Якубов и Владимир Чагин

  • Команда «КАМАЗ-мастер» стала по сути национальной сборной России по ралли-рейдам

  • Визит Владимира Путина в спортивную команду «КАМАЗ-мастер», 2010 год

  • Победа на ралли «Дакар-2006» прошедшему по маршруту Лиссабон — Дакар

  • Спортивный центр «КАМАЗ-мастер»

  • 10 000 километров позади, финиш ралли «Дакар-2009»

Спортивные достижения

  • Участник Ралли Дакар 1990, 1991, 1992, 1994, 1995, 1996, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2009, 2010, 2011, 2012
  • Участник Ралли Париж — Пекин 1992
  • Участник Мастер-Ралли 1995, 1997
  • Участник Ралли «Казачий круг» 2006
  • Призёр Ралли Тунис 1997
  • Призёр Ралли Дакар 1999
  • Призёр Ралли «Дезерт Челендж» 2000
  • Победитель Мастер-Ралли 1996
  • Победитель Ралли «Дезерт Челендж» 1999, 2001, 2002
  • Победитель Ралли Дакар 2000, 2002, 2003, 2004, 2006
  • Победитель «Баха Италия» 2000
  • Победитель Ралли Тунис 2000
  • Победитель Ралли «Тихий Дон» 2003
  • Победитель Ралли «Калмыкия» 2005
  • Обладатель Кубка Мира по внедорожным ралли 1996, 2000
  • Чемпион России

Награды и звания

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 7 июня 2010 года
  • Орден Мужества № 497732, 15 марта 2005 года[2]
  • Орден Почёта № 377899, 23 июля 2001 года
  • Орден Дружбы № 184877, 19 октября 1996 года
  • Орден Трудового Красного Знамени № 040284, 12 апреля 1991 года
  • Орден Дружбы Народов
  • Орден «Знак Почёта» № 414546, 14 сентября 1981 года
  • Медаль «В память 1000-летия Казани», 30 июня 2005 года
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (2000), за разработку и реализацию дизайн-системы «КАМАЗ-мастер»
  • Благодарность Президента Российской Федерации, за успешную подготовку команды «КАМАЗ-мастер», добившейся высоких спортивных результатов в ралли «Дакар-2011», 2 марта 2011 года
  • Орден «За заслуги перед Республикой Татарстан», 23 января 2009 года
  • Медаль «За доблестный труд» (Татарстан), 20 января 2006 года
  • Заслуженный мастер спорта России, 6 февраля 2003 года
  • Мастер спорта России международного класса по автомобильному спорту, 30 октября 1999 года
  • Заслуженный тренер России, 6 февраля 2003 года
  • Заслуженный мастер спорта Республики Татарстан
  • Заслуженный тренер Республики Татарстан по автомобильному спорту, 26 июня 1996 года
  • Звание «Заслуженный машиностроитель Республики Татарстан», 9 марта 2011 года
  • Почётный знак Российской Академии Наук «За заслуги в развитии науки и экономики»
  • Почётный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», 22 июня 2007 года
  • Знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта Республики Татарстан», 5 марта 1999 года
  • Знак Министерства обороны Российской Федерации «За образцовую эксплуатацию автомобильной техники», 18 января 2006 года
  • Медаль «Лауреат ВВЦ», 18 ноября 2004 года
  • Национальная премия России «Серебряный Лучник», награждены Якубов С.С. и Якубова О.И, за творческий вклад в разработку и реализацию кампании по завоеванию симпатий и мирового продвижения марки
  • Национальная общественная премия России «Золотая колесница»
  • Лауреат премии Владимира Высоцкого «Своя колея» за 2004 год с вручением памятной золотой медали, 21 января 2005 года
  • Благодарственное письмо Президента Республики Татарстан (2007, 2012)
  • Благодарственное письмо Кабинета министров Республики Татарстан (2012)
  • Звание «Почётный гражданин г. Набережные Челны», 12 февраля 2001 года
  • Знак отличия «За заслуги перед городом Набережные Челны», 17 июля 2007 года
  • Почётная грамота Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, За высокие результаты, достигнутые в ралли Париж-Дакар и проявленные при этом высокие профессиональные навыки, мужество и мастерство, 7 февраля 1991 года
  • Почётная грамота Республики Татарстан, За личный вклад в развитие отечественного автомобилестроения и достижение высоких спортивных результатов в ралли «Париж-Дакар-99», 4 марта 1999 года
  • Почётная грамота государственного комитета Республики Татарстан по физической культуре, спорту и туризму, команде За заслуги в развитии физ. культуры, спорта и туризма в Республике Татарстан, 5 мая 1999 года
  • Почётная грамота мэра города Набережные Челны, За высокие спортивные достижения на международной арене и большой вклад в развитие автомобильного спорта, 5 марта 1999 года
  • Благодарственное письмо премьер-министра Республики Татарстан, за большой вклад в развитие а/м спорта в Республике Татарстан и высокие достижения на м/нар ралли-марафонах членам команды «КАМАЗ-Мастер», 25 марта 2004 года
  • Победитель социалистического соревнования, 1973, 1977, 1979 годов
  • Медаль Центра международной торговли и научно-технических связей с зарубежными странами, За выдающиеся успехи, показанные на международном ралли-марафоне «Париж-Дакар 91», за плодотворное сотрудничество, 8 февраля 1991 года
  • Почетная грамота ОАО «КамАЗ», за долголетний добросовестный труд и в связи с 50-летием со дня рождения, 1997 год
  • Почётная грамота ОАО «КАМАЗ», за большой вклад в создание и успешное проведение испытаний образцов а/м техники, достижение высоких спортивных результатов в м/народном ралли-марафоне «Париж-Дакар-Каир-2000», 2000 год
  • Действительный член Международной Академии наук о природе и обществе по отделению «Художественный и индустриальный дизайн», избран 9 января 2002 года (член-корреспондент с 11 января 2001 года), награждён почетным знаком Академии «За заслуги в развитии науки и экономики» (2001 год) и памятной медалью Академии «За заслуги в деле возрождения науки и экономики России «ПЕТР I»

См. также

Фильмы

Примечания

Ссылки




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о