Содержание

Ресурс моторного масла

Одним из необходимейших расходных материалов в автомобиле является масло. Как правило, срок жизни мотора и трансмиссии во многом определяется правильным выбором, а также регулярной и своевременной его заменой. Но тут возникает ряд вопросов:

  • как часто надо менять масло;
  • какое лучше всего использовать.

Ресурс моторного масла

Ресурс моторного маслаТем более что достаточно большой ассортимент продукции от разных производителей, способен внести определенную путаницу в правильный выбор. Так на чем же остановиться и на какой ресурс моторного масла ориентироваться при его замене – вопросы на которые мы попытаемся ответить в этой статье.

Немного общих сведений об автомобильных маслах

В обычном автомобиле (с МКПП) используются два типа масел, различающихся по способу изготовления – минеральное и синтетическое. Первое производится из нефти путем сложной переработки, второе получают синтезом специальных соединений из углеводородного сырья.

На такую сложную процедуру, как получение нового вещества с заданными свойствами, производители масел пошли не от хорошей жизни – минералка зачастую не обеспечивает нужные характеристики при работе в двигателе на разнообразных нагрузках.

Другим критерием, по которому различаются смазки, является вязкость. В большей части именно от нее зависит, какое масло необходимо использовать при конкретных температурах и условиях эксплуатации. Сочетание этих двух характеристик позволяет определить оптимальный вариант смазки для вашей машины. Делая выбор в пользу того или иного масла, стоит ориентироваться на рекомендации производителя авто.

Следует отметить наличие еще одного типа, так называемого полусинтетического масла, представляющего собой смесь минерального и синтетического. Оно обладает промежуточными характеристиками, их в большинстве случаев вполне достаточно тем потребителям, для которых синтетика слишком дорога.Ресурс полусинтетических масел

Ресурс полусинтетических масел

По назначению масла можно разделить на:

  1. моторные;
  2. трансмиссионные;
  3. для АКПП.

Касательно же ресурса и сроков замены масел, то они зависят от конкретных условий, в которых эксплуатируется автомобиль.

О различных маслах

Как уже отмечалось, они отличаются по своему функциональному назначению. У каждого вида существует свой срок службы, в течение которого оно обеспечивает нужные характеристики.

Ресурс моторного масла

Есть несколько факторов, определяющих величину ресурса. В двигателе во время работы развиваются очень жесткие условия, которые влияют на свойства масла. Учитывая такие воздействия, производитель рекомендует регулярную замену после определенного пробега, хотя это и не является аксиомой. Во многом ресурс зависит от условий эксплуатации, среди коих стоит отметить такие как:

  • поездки на короткие расстояния;
  • перегрев двигателя;
  • работа продолжительное время на холостом ходу;
  • стиль езды, агрессивная манера вождения;
  • простой без движения автомобиля в течение длительного времени (редкое использование).

Во всех этих случаях ресурс будет уменьшаться. Часто автопроизводители повышают пробег до замены масел за счет использования специальных его сортов, чаще всего синтетики. Стоит учесть, что ресурс синтетического моторного масла выше, чем у минерального, но что лучше – сказать трудно.

Масло моторное

Масло моторное
Перед владельцем встает выбор:
  1. либо чаще менять дешевое моторное масло;
  2. или же предпочесть использование качественного, но дорогого синтетического, при этом реже его меняя.

Как альтернативу можно рассматривать и другие варианты. Ресурс полусинтетического моторного масла выше минерального, а вот цена – ниже, чем у синтетического. Так что его выбор может служить неким компромиссом между различными видами масел.

Стоит отметить, что на турбированном двигателе условия работы более жесткие, и ресурс смазочные жидкости вырабатывают быстрее, чем на обычных. То же самое касается дизелей, там приходится производить замены чаще и отдавать предпочтение использованию синтетических масел.

Существуют и другие, менее дорогостоящие способы увеличить ресурс масла в двигателе. В первую очередь — это замена масляного фильтра и обеспечение в двигателе нормальной вентиляции картера. Такие простейшие меры позволят избавиться от попадания в смазку мусора и грязи, а заодно предотвратит влияние несгоревших частиц топлива и отработанных газов на ее качество.

Обычно водители руководствуются принципом, что в двигателе лучше свежее масло, чем старое, поэтому проводят его замену раньше срока, указанного в сервисной книжке производителем. Так, при норме пробега пятнадцать тысяч километров между заменой масла в двигателе, его меняют через десять.

Ресурс трансмиссионного масла

Его используют в МКПП и ведущих мостах, по своим характеристикам трансмиссионка значительно отличается от моторного масла. Свойства трансмиссионного характеризуются в первую очередь такими понятиями, как противоизносность и противозадирность.

Первое означает способность обеспечить минимальный износ при контактировании поверхностей шестерен, а второе – предотвращение сваривания деталей в месте контакта. Это достигается формированием прочной пленки на деталях, предотвращающей их разрушение.

Ресурс масла в МКПП или мостах, значительно превышает срок службы моторного в двигателе. В МКПП нет таких жестких воздействий, как в ДВС, хотя нельзя назвать условия работы трансмиссионного масла тепличными.

Тем не менее его ресурс обычно составляет до пятидесяти тысяч километров пробега, хотя и это не является пределом. Но в целом при определении срока замены необходимо руководствоваться указаниями изготовителя, как и при выборе подходящего для вашего автомобиля сорта масла.Срок службы трансмиссионки

Срок службы трансмиссионки

Существует несколько различающихся групп (по классификации API, признанной международным стандартом, определяются классы GL1 — GL5). Выбор конкретного класса обусловлен вязкостью и условиями применения. Так, в обычных передачах, например, МКПП с цилиндрическими шестернями, нагрузки меньше, чем в таких же коробках со спирально-коническими передачами. Для гипоидных передач однозначно необходимо масло класса GL5.

Что касается сроков замены, то этот параметр привязан к пробегу автомобиля. Правда в некоторых случаях масло приходится менять раньше, например, при попадании в него воды. Но именно пробег в первую очередь определяет ресурс.

Ресурс масла в АКПП

Любая АКПП является сложным устройством, в котором передача момента от двигателя к колесам происходит благодаря определенным свойствам используемого там масла. Причем это не моторное или трансмиссионное, а специальное, предназначенное для АКПП конкретного автомобиля. Ему даже присвоено отдельное обозначение – ATF (автоматические трансмиссионные жидкости).

К ним предъявляются жесткие требования по вязкости, антифрикционным, противоскользящим, противоизносным и прочим требованиям. Только при использовании нужных сортов масла производитель гарантирует правильную работу АКПП. В процессе эксплуатации необходимо следить за его уровнем в АКПП и контролировать текущее состояние. Ресурс до замены производителем определяется в пятьдесят — семьдесят тысяч километров, но если ATF почернела и отдает запахом гари, то необходимо, как минимум, заехать на диагностику АКПП.

Тип используемого масла, его ресурс и сроки замены обычно определяются автопроизводителем. Но это во многом усредненная характеристика, и в зависимости от условий эксплуатации водители его меняют раньше или позже установленного срока. Теми же требованиями обусловлен и выбор типа масла как моторного, так и трансмиссионного. Вот только при использовании ATF для АКПП необходимо строго руководствоваться указаниями изготовителя.

Экспертиза моторных масел: губительный застой

Проверяем моторные масла в условиях городского движения. На стенде синтетика — 8 образцов.

1

Масло предписано менять согласно циферкам на одометре — через десять, пятнадцать, эн тысяч километров. Как ему живется в моторе, мы выясняли неоднократно (

ЗР, 2012, № 10; 2012, № 12). Машина едет, километры наматываются, мотор работает — масло стареет. Но это в идеале…

А на деле? Возьмем современную городскую езду (а порой и трассу типа Москва — Питер) — значительную, если не бóльшую, часть времени мы не едем, а торчим в пробках. Километраж смешной, а вот моточасы вполне серьезные. За сезон такой езды набегает всего две-три тысячи километров, хотя суммарное время пребывания за рулем исчисляется сотнями часов. Но ведь вместе с мотором все это время работает и масло! Как же скорректировать интервал его замены при гламурно-столичном режиме эксплуатации?

СТАРЫЕ ПЕСНИ НА НОВЫЙ ЛАД

Разобраться поможет долгий и трудоемкий эксперимент. На стенде повторим программу наших длительных ресурсных испытаний моторных масел, но крутить мотор будем на минимальных оборотах холостого хода (800 об/мин) и с нулевой нагрузкой. Назовем этот цикл словом «пробки», в отличие от прежнего — «трасса». Кроме того, уберем обдув двигателя на стенде, имитирующий охлаждение набегающим потоком воздуха. Теперь всё как в пробке: оборотов — минимум, нагрузки — ноль, масло греется в поддоне.

Остается через заданные интервалы времени отбирать пробы масла, замерять его основные физико-химические параметры и анализировать динамику их изменения. Через 120 моточасов разберем мотор и посмотрим, что с ним сделали наши истязания. А заодно проверим досужие мнения о вреде-пользе работы мотора без нагрузки. Почему именно через 120? Потому, что так предписано методикой ресурсных испытаний: это аналог 10 000 км пробега в режиме «трасса». Тут — то же время, только не едем, а толкаемся в пробках. И было важно оставить те же моменты отбора масла, что были в «километровом» пробеге.

ВСЁ ТЕ ЖЕ ЛИЦА…

Из предыдущего опыта хорошо известно, что все масла — очень разные, каждое по-своему ведет себя в процессе длительных испытаний. Поэтому возьмем восемь синтетик класса 5W-40, большинство которых каталось «от Лиссабона до Владивостока» («Элита в цилиндрах», ЗР, 2012, № 12). Почти для всех цикл «трасса» уже накатан и исследован. Итак, на старт выходят масла Shell Helix, Esso Ultron, ZIC XQ, BP Visco, Mobil 1, Elf Excellium, Total Quartz, а также французский Motul 8100 X-cess.

Сравнительный расход масла.

ЧТО КОНТРОЛИРУЕМ?

О здоровье пациента будем судить по изменению базовых физико-химических параметров. Это динамика изменения вязкости масла при разных температурах, щелочного и кислотного чисел, а также температуры вспышки. Шкала двухуровневая, типа «жив — мертв». К примеру, мертвым считаем то масло, вязкость которого выходит за пределы, предписанные классом SAE. В нашем случае допустимый диапазон вязкости берем 12,5…16,3 сСт. Падение щелочного числа более чем в два раза от исходной величины — это общепринятый браковочный параметр, его также примем условным критерием смерти масла. Другой критерий (по нему мы еще ни одно масло не отбраковали) — так называемое выпадение пакета присадок, говорящее о полной непригодности масла. Оно характеризуется резким (минимум тройным) снижением концентрации в масле активных элементов — цинка, бария, фосфора — по отношению к исходному количеству.

Как обычно, проверим уровень отложений, которые дает масло в процессе работы. Для этого оценим их количество и цвет на боковых поверхностях поршней (так называемый аналог метода ПЗВ). Совсем белый поршень — ноль баллов, весь черный — шесть баллов. Промежуточные градации имеют в этом интервале свои баллы. Все это относится к так называемым высокотемпературным отложениям. А низкотемпературные оценим количественно, взвесив до и после испытаний главные грязесборники — приемный грибок масляного насоса, а также сетку маслоотделителя из клапанной крышки. Увеличение массы деталей покажет «степень неаккуратности» работы масла.

Оценить изменения защитных функций масла при работе в циклах «трасса» и «пробки» помогут параметры изношенности двигателя после цикла испытаний. Их можно определить по содержанию основных продуктов износа в масле (для нас индикатором было наличие в нем железа), проводя точное взвешивание поршневых колец и вкладышей подшипников коленчатого вала до и после испытаний.

Величина низкотемпературных отложений.

НЕОЖИДАННОСТИ

Испытания длились почти полгода. Поверьте, нам есть что предъявить: сводные таблицы получились настолько огромными, что больше подошли бы для диссертации, нежели для журнальной статьи. Потому результаты разнесли по каждому образцу в отдельности. Но сравнивать масла и раздавать места не станем — не в этом цель испытаний. А вот некоторые общие выводы бросаются в глаза сразу.

Итак, явление первое. Вязкость всех масел при длительной работе в режиме холостого хода до определенного момента существенно меньше, чем при «трассовом заезде». Почему? Мы полагаем, что при работе мотора вхолостую (а это не такой стабильный режим, как при рабочих, более высоких оборотах) увеличивается пропуск отработавших газов в картер, а вместе с ними — несгоревшего топлива, смешивающегося с маслом. Подтверждением служит то, что одновременно падает температура вспышки, а это один из главных признаков присутствия топлива в масле.

Падение вязкости составляет 0,4…0,6 сСт. Много это или мало? Для основной массы масел это не означает перехода нижней границы вязкости класса и составляет около 5…6% среднего уровня. А вот с «двадцатками» процент будет значительнее. Впрочем, эти предположения попробуем проверить в ходе следующих экспертиз.

Дальше — интереснее. Начиная с определенного времени работы в режиме холостого хода (70…100 моточасов) вязкость начинает резко возрастать, опережая показатель цикла «трасса», — масло стареет на глазах. Почему? Скорее всего, вследствие длительного контакта с продуктами неполного сгорания, имеющими определенную кислотность. Вот вам результат езды по пробкам! На холостом ходу сказываются плохая вентиляция камеры сгорания из-за прикрытой дроссельной заслонки, малая турбулизация топливовоздушной смеси из-за относительно медленного движения поршня. Отсюда — ни

Масла: ресурс 30 000 км — журнал За рулем

Увеличение ресурса моторного масла дает возможность существенно сэкономить, но делать это вслепую нельзя: ремонт двигателя дорог. Руководство автотранспортного предприятия ООО «ТрансАвто» из Татарстана осуществило ресурсные испытания недавно появившегося на российском рынке масла GT Super Diesel 15W40.

Современные смазочные материалы, в частности, моторные масла, особенно те, что изготавливаются на полусинтетической и синтетической основах, имеют приличный запас прочности, который позволяет при условии заправки автомобиля топливом соответствующего качества прослужить больше регламентированного заводскими специалистами срока. При этом, как показывает опыт ряда перевозчиков и компаний-производителей смазочных материалов, грамотное увеличение интервала технического обслуживания позволяет не просто сократить расходы перевозчика на ТО техники, но и получить дополнительную прибыль за счет уменьшения простоя грузовиков в ремонтной зоне. Кроме того, благодаря современным пакетам присадок, применяемым при производстве моторных масел, гарантируется сохранность силовых агрегатов даже при существенных превышениях пробега смазочных материалов. Разумеется, вывод о безопасности удлинения интервала ТО для каждого отдельно взятого мотора необходимо делать в конкретном случае. При этом процесс наблюдения за двигателями, по большей части, посредством эндоскопической диагностики, результаты которой накладываются на анализы проб масел, достаточно растянутый во времени. Такие исследования могут длиться более года.

За это время пробег транспортного средства легко может перевалить за 100 000 километров. То есть процесс исследования получается довольно затратным, однако, как мы уже упоминали в материале, посвященном проблеме продления срока службы моторного масла «Дали срок» (см. «Рейс» №5–2010 г.), затраты можно и нужно переложить на продавца смазочных материалов. При этом все останутся «в плюсе», так как маржа от продажи крупной партии масла (разумеется, речь идет о среднем и крупном автопредприятии) с лихвой покроет все издержки торгующей организации и, что более весомо, откроет ей дорогу на склад ГСМ перевозчика. При этом отметим, что слепо ориентироваться на приводимые в журнале цифры по увеличению пробега моторного масла, полученные на машинах конкретного перевозчика, нельзя, так как машины работают в разных условиях и заправляются разным по качеству топливом. Еще раз подчеркнем: увеличение срока службы моторного масла есть всесторонне взвешенный шаг, которому предшествуют исследования образцов горюче-смазочных материалов.

Если их не проводить, а увеличивать интервал ТО что называется «на глаз», то из-за срабатывания присадок рабочие характеристики масла могут снизиться столь сильно, что работающий в режиме максимальных нагрузок мотор начнет интенсивно изнашиваться. Разумеется, никакая экономия на масле и простоях в ремонте не покроет в данном случае затрат на капитальный ремонт силового агрегата. Чтобы перевозчики могли не рискуя своей техникой продлять срок службы масла, в качестве точки отсчета необходимо принять самую нагруженную машину, имеющую наибольший пробег. В ее моторе масло будет работать в самых неблагоприятных условиях, и поэтому увеличение пробега смазки можно будет со спокойной душой экстраполировать на другие, более «молодые» машины.

Показатели*

Показатели*

Показатели*

Показатели*

Мнение

АЛЕКСЕЙ СИЗОВ, менеджер компании ООО «Восток-Трейд-Сервис» — дистрибьютора смазочных материалов GT OIL в республике Татарстан

— Отбор пробы свежего масла проводился из новой заводской канистры. Отбор отработанного масла проводился с помощью стандартного пробоотборного оборудования, которое включает в себя многоразовый вакуумный насос, трубку диаметром 6 мм и емкость для пробы. Приемная трубка, через которую отбиралась проба, была опущена в масло, но не касалась дна картера во избежание попадания грязи и шлама. Отбор проходил через отверстие щупа для измерения уровня масла из работающего на холостом ходу двигателя. Заполненная емкость плотно закрывалась, а использованная пластиковая трубка выбрасывалась. Отбор проб осуществлялся в количестве 150 мл. Был заполнен акт отбора проб, в котором записывались сведения об испытуемом ТС, рекомендации по замене масла, общем пробеге и пробеге ТС на данном масле, доливке масла во время испытаний, месте отбора пробы.

Также был проведен инструктаж персонала, ответственного за эксплуатацию и обслуживание ТС. Ключевые моменты данной инструкции: осуществлять доливки своевременно в соответствии с потребностью; осуществлять доливки с соблюдением правил чистоты; фиксировать количество доливаемого масла; категорически запрещается доливка масел, отличных от испытуемого продукта. Пробы отбирались в составе комиссии с последующим опломбированием образцов. В состав комиссии входил представитель эксплуатирующей организации и представитель дистрибьютора смазочных материалов GT OIL.

Спецификации

ACEA E7/B4/A3–07; API CI-4/SL.

Соответствует спецификациям:

CAT ECF-2/1-a, Mack EO-M Plus,

MAN 3275, MB 228.3/229.1,

MTU Type 2, Renault RLD-2,

Volvo VDS-3, ZF TE-ML 07C.

Одобрено Cummins 20078 

Что испытываем

Полусинтетическое моторное масло GT Super Diesel SAE 15W-40 (API CI-4/SL) производится на заводе компании в Южной Корее. Предназначено для использования в дизельных двигателях грузовых автомобилей, работающих в разных эксплуатационных режимах — например, в двигателях магистральных тягачей, задействованных на междугородних и международных маршрутах, а также развозных грузовиков, работающих в режиме «старт/стоп». Масло может успешно применяться и в силовых установках горнодобывающей, строительной и сельскохозяйственной техники, эксплуатирующейся в жестких условиях бездорожья при низких скоростях передвижения, перевозке тяжелых грузов. Данный продукт подходит и для современных конструкций двигателей с низким уровнем выбросов, с системой рециркуляции отработавших газов (EGR), турбонаддувом и без него. Может использоваться в бензиновых двигателях.

Моторные синтетические и полусинтетические, трансмиссионные и гидравлические масла торговой марки GT OIL производятся и фасуются в Южной Корее в городах Осан и Ансан на с

по моточасам или по пробегу

Километраж спидометра не указывает реальное состояние силового агрегата. Степень износа мотора и смазывающего материала определяется не пробегом транспортного средства, а продолжительностью работы двигателя с учетом режима эксплуатации авто. Научившись высчитывать, сколько проходит моточасов перед заменой масла в двигателе, вы сможете вовремя менять моторную жидкость — продлите ресурс двигателя.

Дилер автомобиля указывает период плановых ТО, у моей машины замену моторной жидкости необходимо проводить согласно регламента каждые 15 тыс. км. Давайте разберемся, сколько моточасов пройдет двигатель при езде по городу и мотор аналогичного автомобиля, владелец которого будет ездить в основном по загородной трассе. Рассчитаем, соответствует заявленный пробег, реальному периоду замены моторного масла.

Моточасы указывают продолжительность работы силового агрегата при номинальных оборотах, моточас приравнивается одному часу нормальной работы привода. Выполняя расчеты с помощью моточасов, вы не учитываете условия эксплуатации силового агрегата (при нагруженном двигателе быстрее изнашивается моторная жидкость и требует замены).

Согласно бортового компьютера моего автомобиля средняя скорость составляет 26 км/час. Это реальная цифра: добираясь на работу, мне приходится стоять в пробках 40 мин, вечером при аналогичных условиях машина простаивает 1,5 часа. С такой переменной нагрузкой режим работы силового агрегата приближен к экстремальным условиям эксплуатации, привод нагревается, моторная смесь испытывает колоссальную нагрузку — при высокой температуре меняет свои свойства. Очевидно: менять жидкость придется раньше рекомендованного пробега.

Опираясь на факты, возьмем для расчета 15 тыс. км, разделим указанный пробег на среднюю скорость движения транспортного средства, получим 15000/26=576 моточасов. Здесь учтено время пребывания в пробках, плюс прогрев двигателя зимой (бортовой компъютер начинает считать с момента пуска привода).

Согласно расчетам получаем значения, занесем их в таблицу 1

Таблица 1. Зависимость между моточасами, скоростью и пробегом

Скорость, км/час Пробег, тыс. км Моточасы
15 576
10 385
8 308

Средняя скорость по городу приближена к 30 км/час, аналогичный автомобиль на загородной трассе проедет расстояние раза в 3 больше, по трассе машина движется 70 км/час. Оба мотора совершат одинаковый объем работы. Спидометр первого автомобиля покажет пробег намного меньше, чем у второй машины. Стоит задуматься, насколько реальна цифра, указанная дилером для замены смазывающей смеси.

Видео о смене моторного масла в зависимости от пройденных моточасов

Условия эксплуатации

При идеальных условиях машина по городу развивает скорость 40 км/час, получаем 15000/40=375 моточасов. Для загородной трассы принимаем — 80 км/ час, рассчитываем 15000/80=188 моточасов.

Сравним полученную опытным путем цифру 576 с расчетными 375, делаем вывод: двигатель работает в тяжелых условиях эксплуатации, для увеличения его ресурса необходимо менять автомасло в 2 раза чаще. Многие не знают: замена моторной жидкости регламентирована, составляет:

  • 250 моточасов для ACEA E2, API CF, CF-4, CG4;
  • 400 — VDS, ACEA E3;
  • 600 — для VDS-2.

В сервисной книге указано — при тяжелых условиях эксплуатации замена автомасла происходит каждые 8 тыс. км пробега. К таким условиям относят:

  • в воздухе присутствует значительное количество пыли;
  • продолжительная езда при маленькой скорости;
  • перемещение транспортного средства по горной, холмистой местности;
  • высокая температура за бортом авто;
  • применение топлива сомнительного качества;
  • частая смена заправочных станций;
  • при буксировке прицепа;
  • полностью нагруженный багажник.

Если нет возможности провести указанный расчет, мастера рекомендуют опираться на расход топлива. К примеру, автомобиль должен расходовать 9 литров бензина или ДТ на 100 км по городу, согласно регламента, за 15 тыс. км пробега получится 1350 литров — (15000/100)*9, реальный расход составляет 11 литров на 100 км, при 15 тыс. км получится 1650 литров. Сменить жидкости необходимо при объеме 1350 литров. Указанный способ относительный.

Отвечая на вопрос: «Сколько должно пройти моточасов перед заменой моторной смеси в двигателе?», учитывайте:

  1. Тип силового агрегата. Внутри дизельных моторов температура значительно выше, чем в приводах, работающих на бензине. Смазывающий материал подвергается большим нагрузкам.
  2. Нагруженность мотора, с увеличением нагрузки ресурс автомасла уменьшается.
  3. Машина ездит по загородной трассе или по городу. На трассе мотор изнашивается медленнее: работает продолжительное время с одинаковой нагрузкой.

Меняйте смесь согласно пройденным моточасам, не проводите плановую замену жидкости по пробегу машины. Используйте сертифицированную продукцию, отвечающую техническим характеристикам мотора, применяйте автомасло соответствующее рекомендациям производителя транспортного средства.

Как правило, большинство автолюбителей придерживаются сервисного регламента, по которому каждые 10 или 15 тыс. км. При этом далеко не все учитывают целый ряд особенностей эксплуатации и других нюансов, которые могут в значительной степени сократить ресурс масла.

На практике масло в двигателе может потерять свои свойства уже к 5-7 тыс. км. пробега. Получается, если замена предписана на 15 тысячах и водитель ориентируется только на этот показатель, тогда двигатель оставшиеся 7-8 тыс. км. будет работать на износ, общий такого агрегата будет сильно сокращаться.

Далее мы поговорим о том, когда менять масло в двигателе с учетом определенных факторов, следует ли производить замену, ориентируясь только на пробег, а также как быстро происходит срабатывание смазки в зависимости от того, к какому типу относится используемый продукт ( , минеральное масло и т.д.).

Читайте в этой статье

Замена масла в двигателе: по моточасам или по пробегу

Начнем с того, что пробег является достаточно условным показателем. Другими словами, на срок службы масла большое влияние оказывает:

  • режим эксплуатации транспортного средства;
  • само качество смазочной жидкости;

Получается, ресурс смазки напрямую зависит не только от пробега, но и от того, в каких условиях эксплуатируется автомобиль, а также какое масло залито в . Данные особенности в совокупности определяют интенсивность старения смазки.

Итак, сразу отметим, менять масло только по пробегу будет неправильно. Дело в том, что каждый автомобиль эксплуатируется индивидуально. Одна машина может постоянно ездить исключительно по трассе, двигатель часто раскручивается до высоких и максимальных оборотов, тогда как другой автомобиль постоянно движется по городу с малой скоростью, простаивает в пробках, мотор часто и долго работает на холостом ходу и т.д.

Если в первом случае все более-менее понятно, то второй нужно рассмотреть отдельно. Обратите внимание, хотя пробег может быть небольшим, если посчитать моточасы, которые двигатель отработал на залитой смазке в рамках езды по городу, получается, что такое масло все равно «сработалось».

Если иначе, одинаковый показатель пробега по трассе и в городе при пересчете на моточасы может отличаться в 3-4 раза. В цифрах это выглядит так, что если менять масло каждые 15 тыс. км., в условиях трассы смазка отработает не больше 250 моточасов. При этом 15 тыс. км. пробега в городе равняется отметке около 650-700 моточасов.

К этому следует добавить, что современные двигатели достаточно «горячие», то есть открывается при высокой температуре, часто возникают проблемы с , двигатель при простое в пробке плохо охлаждается. Все это также сильно ускоряет процессы старения моторного масла.

При езде по трассе тоже не все так просто. Дело в том, что нагрузка на двигатель может заметно отличаться. Если водитель ездит со скоростью 110-120 км/ч, то

Моторное масло — какое выбрать? — журнал За рулем

Меняется ли срок годности моторного масла после переливания из канистры в двигатель? Можно ли выбрать масло с прицелом на определенные приоритеты — например, снижение расхода топлива или увеличение ресурса двигателя? При каких условиях допускается более редкая, чем предписано, замена масла? «За рулем» знает ответы на эти и другие каверзные «масляные» вопросы, которые задают наши читатели.

Публикации, посвященные выбору оптимального моторного масла (ЗР, № 4 и 7, 2018), неизменно пользуются большой популярностью. Подтверждение тому — поток вопросов на нашем сайте www.zr.ru с просьбами подробнее разъяснить те или иные технические нюансы «масляной» темы. Мы выбрали наиболее актуальные вопросы и попросили специалистов‑масленщиков дать ответы.

Материалы по теме

1.  Повышенный расход масла наблюдается в первую очередь у моторов, которые подолгу работают на холостых оборотах. Вероятно, при этом образуется сажа, забивающая канавки поршневых колец и лиша­ющая их подвижности. Так ли это?

Расход моторного масла изначально заложен в конструкцию поршневого двигателя. Абсолютная величина расхода зависит от типа смазочного материала, манеры эксплуатации, конструкции мотора и его технического состояния. Даже если мотор работоспособен, масло может расходоваться при попадании в камеру сгорания из-за неэффективной работы маслосъемных колец, разрушения маслосъемных колпачков, неисправности системы вентиляции картерных газов.

При работе на минимальных оборотах холостого хода может образовываться избыток продуктов сгорания топлива, в том числе и упомянутой сажи. При этом топливо попадает в систему смазки, из-за чего снижается вязкость масла, уменьшается несущая способность масляной пленки и в результате ускоряется износ трущихся деталей. Кроме того, длительная работа мотора на холостых приведет к снижению эффективности антиокислительных и моюще-диспергирующих присадок, что негативно скажется на состо­янии ци

Присадка в масло для двигателя. Безразборный ремонт и защита от износа.

Активный компонент — нано порошок сплава меди, олова и серебра попадает в зону трения, создавая на поверхности узлов плакирующий слой. Он способен выровнять все микродефекты и улучшить работу деталей цилиндропоршневой группы и подшипников коленчатого вала.

Под действием температуры и давления частицы активизируются и начинают восстанавливать поверхность, реагируя в первую очередь на повреждения металла. В отличие от препаратов предыдущих поколений «RESURS» формирует пористую структуру, которая как губка удерживает масло и сохраняет его в зоне трения, надежно защищая детали от износа при холодном пуске, перегреве двигателя, резких ускорениях и торможениях.

Частицы становятся частью структуры основного металла, уменьшая поверхностную усталость, восстанавливают микродефекты, заполняя трещины и задиры.

RESURS — единственный среди других подобных препаратов и органических масел, обладает «эффектом снятия поверхностной усталости». Это подтверждается тем, что при введении «RESURS» в масло даже на стадии катастрофического изнашивания скорость износа уменьшается. Процесс преходит в стадию нормального (стационарного) износа.

Стадии износа хромированного поршневого кольца.

Испытания показали, что с «RESURS» износ снижается до 4-х раз с первых секунд работы двигателя. На фотографиях наглядно прослеживается данный эффект — пятно износа при добавлении «RESURS» значительно меньше.

Фрагменты хромированных колец. Ширина канавки соответствует величине износа. Темные пятна – следы лакообразования.

С чем связан расход моторного масла? Экспертиза ЗР — журнал За рулем

Если новая машина активно «кушает» масло — это норма или аномалия? О том, как меняется расход моторного масла в процессе жизни автомобиля, рассказывают эксперты ЗР.

YAKU3861-HDR

Типичная ситуация: автовладелец с беспокойством смотрит на масляный щуп сияющего новизной моторчика. Машина пробежала лишь половину положенного до первого техобслуживания километража, а уже просит долить маслица. Инструкция по эксплуатации тоже бьет по мозгам: во многих из них говорится, что литр масла на тысячу пробега — нормальный расход. Это что же, 15 литров масла на 15 000 километров между заездами на сервис? Не жирно ли?

Материалы по теме

Вообще-то, расход моторного масла на угар — очень хитрый параметр. То, что дает увеличение ресурса и снижение потерь на трение, всегда тянет за собой в качестве платы увеличение расхода масла. Это касается и настройки рабочего процесса, и конструкции цилиндро-поршневой группы, и требований к моторному маслу.

Куда уходит масло в заведомо исправном моторе? Путей несколько. Главный — это угар в цилиндрах. Чтобы поршневые кольца работали и при этом не изнашивались, их необходимо смазывать. Поэтому при движении поршня от верхней мертвой точки первое поршневое кольцо оставляет на поверхности цилиндра остаточный масляный слой. Эта пленка толщиной 3–20 мкм попадает под удар теплового потока, формируемого горящим топливом. Естественно, она начинает греться и испаряться.

Нечто подобное мы наблюдаем на сковородке со сливочным маслом: вонища на всю кухню, а если сунуть горящую спичку, парящее масло может и пыхнуть. В цилиндре ситуация аналогичная.

На угар приходится до 70–80% общего объема потерь масла. Кроме того, небольшая часть масла выносится с картерными газами через вентиляцию картера, еще часть теряется при смазке клапанов. Сколько — зависит от состояния и конструкции маслоотражательных колпачков.

Еще одна существенная составляющая расхода — смазка подшипников турбокомпрессора, которым вскоре будут оборудованы, наверное, все современные моторы. Иначе — при нынешних тенденциях к экологии и даунсайзингу — никак.

Материалы по теме

Возвращаемся к причине паники обладателя новой машины: мотор ест масло — нормально это или нет? Новый мотор всегда просит обкатки! Все детали — практически со станка, степень шероховатости рабочих поверхностей узлов трения достаточно большая. К примеру, начальные шероховатости колец и цилиндров составляют 2–3 мкм. А кольцо начинает правильно работать только тогда, когда толщина слоя, разделяющего поверхности кольца и цилиндра, будет больше утроенной суммарной высоты шероховатостей, а это для необкатанного двигателя более 10–15 мкм. Потому вначале потери на трение большие. По мотору это чувствуется — он явно «тупит». Но поверхности трения прирабатываются, шлифуются, чему способствует повышенная скорость износа, и к концу полной обкатки высота шероховатостей на поверхностях в зонах трения снижается практически на порядок — до 0,3–0,5 мкм. Таким образом, кольцо всплывает в «правильный» режим, сила трения уменьшается, скорость износа стабилизируется — мотор «едет».

А что происходит с угаром в процессе обкатки? На изначально микробугорчатой поверхности, в эдаких карманах, собирается масло, обреченное на угар (см. рисунок). А поскольку в новом моторе неровности большие, то и расход масла тоже немаленький. Кроме того, есть такой параметр — прилегаемость поршневого кольца, которая характеризует способность кольца «отслеживать» деформированную поверхность цилиндра. Проверяется она на просвет: в нагруженный блок вставляют кольца и подсвечивают цилиндр. Неплотное прилегание выдает себя светящимся серповидным зазором. Чем зазоров больше, тем выше пропуск газов из камеры сгорания в картер и пропуск масла в обратном направлении — из картера в камеру сгорания. Так вот, нормальная прилегаемость достигается только после определенной обкатки. А до того угар тоже будет большим.

177–2

Степень шероховатости деталей до и после обкатки — разница почти десятикратная: 1 — стенка цилиндра обкатки; 2 — слой масла; 3 — масляные карманы; 4 — поршневое кольцо; 5 — поршень; 6 — стенка цилиндра после обкатки.

Степень шероховатости деталей до и после обкатки — разница почти десятикратная: 1 — стенка цилиндра обкатки; 2 — слой масла; 3 — масляные карманы; 4 — поршневое кольцо; 5 — поршень; 6 — стенка цилиндра после обкатки.

Обкатка заканчивается, и шероховатость резко уменьшается, масляные карманы на поверхности цилиндров сходят на нет — угар снижается. Тому же способствует улучшение прилегаемости колец. Мотор выходит в режим, когда масла хватает от смены до смены и доливать его не требуется. Или почти хватает. Это — основной период жизни автомобиля.

Все хорошее когда-то заканчивается. Под конец своей жизни мотор вступает в стадию повышенного износа. Угар снова начинает расти, но причины уже другие. На поверхностях цилиндров образуются трещинки, царапины, микросколы, и они работают как те же масляные карманы. Изнашиваются кольца и поршни, растут зазоры. И, что самое страшное, тихо помирают маслосъемные кольца. Слабеет пружина расширителя, изнашиваются скребки. А если кольца залегают, то есть теряют радиальную подвижность, — вообще беда: расход масла начинает неуклонно приближаться к расходу топлива. Сизый вонючий дым, долгие попытки пуска с утра, тряска на холостых…

Возвращаясь к исходной задаче, подведем итог: не волнуйтесь — новый мотор всегда «подъедает» масло. Но если после первого ТО расход масла останется высоким, то это уже повод для беспокойства. Имеет смысл поискать СТО, где используют визуальную диагностику состояния цилиндров с помощью эндоскопа.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *