Таблица перевода тока холодного пуска

Как мы знаем, что существует множество аккумуляторных заводов из разных стран мира, и на каждом аккумуляторе завод обязательно маркирует пусковой ток.

Сейчас можно встретить разную маркировку пускового тока на этикетках аккумулятора.

Например, возьмем распространённый аккумулятор 60а/ч:

  • На одном аккумуляторе 60а/ч указан пусковой ток 540 EN (Распространены в продаже в Украине),
  • Открывая капот новенького Фольксвагена можно найти на этикетке аккумулятора 60a/h 310 DIN.

Если воспользоваться таблицей, представленной ниже можно перевести пусковой ток в единицу измерения EN (в распространенную единицу).

Другими словами, в нашем примере, открыв капот Фольксвагена, установлен немецкий аккумулятор 60a/h 310 DIN или 60a/h 540EN.

С каждым годом практически все производители Украины и Европейского союза постепенно переходят на стандарт EN и крайне редко можно встретить единицы измерения DIN.

SAE/CCA — вы можете встретить на автомобилях, пригнанных из США. Все остальные стандарты менее популярны и их встретить можно крайне редко.

Таблица перевода тока холодного пуска
SAE / CCA EN IEC DIN
Американский
Стандарт
Европейский
Стандарт
Международный
Стандарт
Немецкий
Стандарт
100 100 65 60
150 140 95 85
200 180 130 110
250 230 160 140
300 280 195 170
350 330 225 200
400 360 260 225
450 420 290 255
500 480 325 280
550 520 355 310
600 540 390 335
650 600 420 365
700 640 450 395
750 680 485 420
800 760 515 450
850 790 550 480
900 860 580 505
950 900 615 535
1000 940 645 560
1050 1000 680 590
1100 1040 710 620
1150 1080 745 645
1200 1150 775 675
1250 1170 810 700
1300 1220 840 730
1350 1270 870 760
1400 1320 905 790
1450 1360 935 815
1500 1410 975 820
1540 1450 1000 870

 


Расшифровка стандартов пускового тока


CCA — ток холодной прокрутки (А)

Ток холодной прокрутки (ССА) измеряется в амперах и отражает стартерные характеристики аккумулятора. Чем выше ток, тем аккумулятор легче заведет автомобиль. Тем не менее, существует несколько различных методик измерения тока холодной прокрутки (SAE, DIN, IEC, EN, JIS) и при сравнении CCA у разных аккумуляторов нужно убедиться в том, что ток указан по одной и той же методике.


SAE (Американский стандарт)

Стартерный тест в соответствии с методикой SAE (сообщества автомобильных инженеров).

Тест показывает, что аккумулятор при температуре -180С отдаст ток равный току холодной прокрутки (ССА) в течение 30 секунд напряжением выше 7,2 В (3,6 в для 6В аккумулятора). Также существует зависимость от конструкции аккумулятора, приблизительно можно пересчитать ток холодной прокрутки от DIN к SAE:

SAE = (DIN х 1,5) + 40

Производительность аккумулятора быстро падает вместе с понижением температуры, поэтому такое испытание – хорошая проверка стартерных характеристик аккумулятора. Как и в случае с 10-секундным разрядом по стандарту EN, способность аккумулятора продержать напряжение выше 7,2 В на протяжении 30 секунд дает представление о способности запустить автомобиль при низких температурах.


DIN (Немецкий стандарт)

Как и по стандарту SAE испытание проводится при температуре -180С. Полностью заряженный аккумулятор разряжается до 6В установленным испытательным током. Напряжение  должно быть не менее 9В после 30 секунд разряда, а время, требующееся на достижение 6В, не должно быть меньше 150 сек.

Хотя и существует зависимость от конструкции батареи, приблизительно можно пересчитать ток холодной прокрутки от SAE к DIN:

DIN = (SAE — 40) х 0,66

С появлением современных автомобилей с инжекторными двигателями и растущей потребности в легком запуске стандарт DIN потерял свою популярность среди автопроизводителей. Тем не менее, он дает четкое представление об объеме использованных в аккумуляторе материалов, но не отражает его стартерные характеристики.


IEC (Международный стандарт)

Как и в случае со стандартами SAE и DIN, испытания тоже проводятся при температуре -180С. Напряжение после разряда в течение 60 секунд установленным испытательным током должно быть не менее 8,4 В. Обычно:

IEC = DIN / 0,85

В последние годы данный вид испытаний не проводится на европейском рынке.


EN (Европейский стандарт EN 50342.1 2006, ранее – EN 60095-1)

Испытание также проводится при -180С. Требования EN разделены на 2 методики – EN1 и EN2.

EN1 – Напряжение аккумулятора через 10 секунд должно быть 7,5 В. Затем делается перерыв на 10 секунд, и аккумулятор разряжается дальше при начальном токе, умноженном на 0,6. Второй этап длится 73 секунды, а в общем весь период разряда занимает 90 секунд (при предположении, что начальный период равен 10 сек. / 0,6 = 16,7 секунд).

EN2 – Такой же, как EN1, за исключением того, что второй период разряда проводится до 6 В в течение 133 секунд, а общее время теста — 150 секунд. Соотношение разрядных токов, соответствующее обеим методикам, во многом зависит от типа аккумулятора и может варьироваться от автомобиля к автомобилю и от конструкции к конструкции. На основании сравнительного анализа можно вывести следующее соотношение между EN1 и EN2:

EN2 = от 0,85% до 0,92% EN1.


JIS (Японский стандарт) 

Испытание по JIS проводится при температуре -150С.

Автомобильные аккумуляторы обычно тестируются током 150 А или 300 А с различным требованиями во времени 10 и 30 секунд соответственно, и конечным напряжением выше 6 В.  Данный стандарт не применяется для европейских производителей.


CA / MCA — стартерный ток (A)

Это испытание основано на требовании к ССА по стандарту SAE, но проводится при более высокой температуре — 00С, обычно он указывается на аккумулятор как СА (стартерный ток) или МСА (стартерный ток морских АКБ), а не ССА. Стартерный ток (СА/МСА) обычно на 25% выше, чем ток холодной прокрутки по SAE (ССА).


Резервная емкость (минуты) 

Резервная емкость – это количество времени в минутах, при котором аккумулятор при 250С сможет отдавать ток силой 25А, пока напряжение аккумулятора не упадет до 10,5 В (5,25 В для 6В АКБ). 

25А – типичная электрическая нагрузка на автомобиле при нормальных условиях эксплуатации, так что резервная емкость дает понимание времени, в течение которого автомобиль с нормальной электрической нагрузкой проедет с неработающим генератором.  Расчитывается при максимально отключенных электрических потребителях на автомобиле.


Номинальная емкость (при 20-часовом режиме разряде, Ач)

Емкость в ампер-часах отражает общее количество электричества, хранимого в аккумуляторе.

1 ампер-час — это электрический заряд, который проходит через поперечное сечение проводника в течение 1 часа при наличии в нём тока силой в 1 ампер. Заряженный аккумулятор с заявленной ёмкостью в 1 А·ч теоретически способен обеспечить силу тока 1 ампер в течение одного часа.

Емкость в ампер-часах меняется в зависимости от тока разряда аккумулятора – чем медленнее разряд, тем больший объем электричества выдаст аккумулятор.

Емкость в ампер-часах – это объем электричества, которое аккумулятор отдаст в течение 20 часов до того момента, когда напряжение упадет до 10,5 В. Например, аккумулятор емкостью 100 Ач отдаст ток силой 5А в течение 20 часов.


 

 

 

Пусковой ток аккумулятора. Какой должен быть и что если он большой?

Аккумуляторная батарея автомобиля, очень важный элемент, не смотря на простоту конструкции она таит в себе несколько непонятных аббревиатур, таких как – емкость, полярность и конечно же пусковой ток. Про некоторые я уже писал, про некоторые еще напишу, но сегодня будем говорить про «пусковые показатели» батареи – почему это так важно и какие они должны быть.

Не все знают про этот параметр и зачастую при выборе нового АКБ, изначально делают большую ошибку! А она приводит к тому, что батарея быстро выходит из строя, и не может запустить ваш авто зимой …

Для начала определение

Пусковой ток АКБ (иногда носит название стартерный) – это максимальное значение силы тока, нужной для запуска двигателя, а именно для питания стартера, чтобы он смог провернуть маховик с присоединенными к нему поршнями. Процесс этот сложный, потому как поршни сдавливают топливо (в 9 – 13 атмосфер), которое поступает в камеры. Зимний пуск еще более осложнен, потому как масло густеет и стартеру нужно преодолеть не только сжатие, но и отсутствие нормальной смазки цилиндров.

Какая основная задача аккумулятора автомобиля? Конечно же, накопление и последующий пуск двигателя, вроде как строение многих моделей одинаково, но не одинаковы характеристики. Нет конечно же нормальное напряжение у заряженной модели будет примерно 12,7В, но вот сила тока и емкость, будет отличаться.

Пару слов о строении и свойствах

АКБ были созданы именно для того чтобы перезаряжаться и запускать машину, то есть они очень практичны с точки зрения эксплуатации. Обычная батарея очень быстро разряжалась, и менять ее было накладно, тогда то и были придуманы аккумуляторы.

Методом проб и ошибок, батареи эволюционировали – так через несколько лет после изобретения, вырисовалась вполне конкретная модель, было это примерно 100 лет назад, которая до сих пор не менялась.

Обычно это шесть отсеков с пластинами из свинца (минусовые) и его оксида (плюсовые), которые залиты специальным электролитом из серной кислоты. Именно это сочетание и заставляет работать аккумулятор, если исключить одну составляющую, то работа будет нарушена. Один разрозненный аккумулятор, генерирует в среднем 2,1В, этого крайне мало для запуска двигателя, в среднестатистической батарее, их объединяют подключая последовательно, обычно это 6 банок по 2,1В = 12,6 – 12,7В. Это напряжение достаточно, чтобы возбудить обмотку стартера.

Пару слов о емкости

Однако напряжение это только одна из составляющих, она унифицирована, то есть оно одинаково у всех аккумуляторов не зависимо от емкости.

Но вот емкость может отличаться в разы. Измеряется в Амперах в час, или попросту Aч. Если вывести небольшое определение — то это способность аккумулятора отдавать определенную силу тока целый час. Автомобильные варианты начинаются от 40 Aч, и доходят до 150 Aч. Однако самые распространенные на рядовых иномарках – 55 – 60 Aч. То есть – батарея может отдавать 60 Ампер целый час, а затем конкретно разрядится. Если честно то это большое значение, если перемножить 12,7 (напряжение) и 60 Aч (емкость), то получится 762 Ватта в час! Можно пару тройку раз разогреть электрический чайник.

С емкостью тоже разобрались, теперь непосредственно о пусковом токе.

Так что это – пусковой ток?

Как я уже писал сверху пусковой ток – это максимальная сила тока которую может отдавать батарея в очень короткий промежуток времени. Простыми словами чтобы запустить двигатель среднестатистической машины нужно примерно 255 – 270 Ампер, очень много! По сути это и есть «пусковые значения», от слова «запустить» применительно к силовому агрегату.

Если емкость аккумулятора примерно 60 Aч, то это превышает его номинал примерно в 4 – 5 раз. Правда, такое напряжение должно отдаваться всего около 30 секунд, не больше.

Зачастую в южных районах нашей страны, где температура воздуха всегда остается в плюсовой зоне, этот параметр даже и не рассматривают! Ибо не зачем, берем средний аккумулятор, и он прекрасно будет справляться со своими обязанностями. Ведь на улице тепло и масло жидкое. Но вот в северных районах этот показатель является одним из самых важных, там температуры зачастую в крайне отрицательной зоне и запустить силовой агрегат сложно, масло похоже, скорее на кисель, чем на текучую жидкость. Запуск будет крайне осложнен.

Если для запуска двигателя при «+ 1 + 5» градусов, достаточно будет (одномоментно) 200 – 220 Ампер, то чтобы запустить уже при – 10 – 15 градусах, нужно потратить энергии на 30% больше, а это 260 – 270 Ампер. Теперь подумайте, сколько энергии тратится при – 20 – 30 градусах Цельсия.

Таким образом, чем ниже температура зимой, тем важнее этот параметр, это своего рода аксиома.

От чего зависит пусковой ток?

Если посмотреть различных производителей, например страны Европы, США, Россия или Китай, то у всех этих батарей будет различный показатель пускового тока. Так, например если сравнить 55 Aч Китай и Европа, разница может быть на 30 – 40%! Но почему так?

Все дело в технологиях:

* Применение очищенного свинца, даже в простых кислотных АКБ приведет к быстрой зарядке и последующей разрядке, соответственно пусковые значения увеличиться.

* Большее количество пластин в таком же по габаритам корпусе.

* Большее количество электролита.

* Плюсовые пластины более пористые, что позволит больше накапливать заряда.

* Герметичные конструкции, не дают испаряться электролиту, что позволит батареи всегда держать нужный уровень, не оголяя пластины.

Конечно, можно добавить и качество сборки и порядочность производителя, все это дает большие результаты, нежели у конкурентов. Правда и стоят такие АКБ дороже.

Но на данный момент, есть и новые технологии — рекордсменами по отдачи пускового тока являются GEL и AGM аккумуляторы, у них ток отдачи может доходить до 1000 Ампер в 30 секунд, примерно в 3 – 4 раза больше, чем у обычных кислотных вариантов. Хотя у этих технологий также есть свои минусы и в первую очередь это цена.

Также стоит отметить, что при пуске двигателя напряжение батареи падает примерно до 9 Вольт, но сила тока многократно возрастает – это нормальный процесс. После пуска мотора, напряжение займет опять свои нормальные показатели в 12,7Вольта, а потраченный заряд восполнит генератор автомобиля. Если показатели напряжения при пуске падают до 6 Вольт (и очень долго восстанавливаются), то это может быть критично, стартеру просто не хватит энергии для запуска. Скорее всего, что АКБ выходит из строя.

Как происходят замеры?

После производства батареи, ее нужно испытать, чтобы определить стартерные показали. Испытания на производствах сложные, зачастую батареи помещают в отрицательные температуры, охлаждают их несколько часов, затем пробуют запустить двигатель.

Обычно испытания проходит при – 18 градусах Цельсия и пуск продолжается 30 секунд, если батарея справилась, то можно запускать в производство. Если нет, меняют конструкцию, наполнение, и по новой проводят испытания.

Замеряют несколько раз, то есть существует ряд интервалов с максимальными значениями, в такие интервалы замеряют максимальные токи, которые способен выдать именно этот экземпляр, они записываются и позже наносятся на «борта» АКБ. Нужно отметить, что в партии так жестко проверяют далеко не все аккумуляторы. Однако «дефектовка» присутствует, происходят проверки нагрузочной вилкой.

Справедливости ради, стоит отметить, что раньше во времена СССР, аккумуляторы вообще не заливались электролитом на производстве (было понятие сухого заряда), их вы сами должны были залить и зарядить! То есть покупаем электролит нужной плотности, и затем в течении 12 – 24 часов заряжаем.

Какой пусковой ток среднего АКБ и что делать, если купить большим значением?

НА данный момент существует разделение пусковых значений, на бензиновые и дизельные агрегаты. Ведь дизелю изначально нужен больший показатель, потому как степень сжатия у него намного выше, может доходить до 20 атмосфер.

ИТАК, средние показатели:

Для бензиновых вариантов это – 255 Ампер

Для дизельных вариантов – не менее 300 Ампер

Эти цифры, что говорится в притык, замерены при минус 18 градусах Цельсия, чего может не хватить при пуске в более сильные морозы.

Но сейчас с развитием технологий, зачастую в магазинах мы можем видеть показатели стартерного тока в 400, 500 и даже 600 Ампер! Что будет если взять с такими цифрами? Не спалю ли я свой стартер?

Ответ прост – конечно же, нет. Не спалите! Берите и забудете что такое холодный пуск, с такими характеристиками вам будет нипочем любой мороз.

Что же касательно стартера – при большем токе, он будет быстрее и сильнее вращаться, что позволит сделать ему больше оборотов, а в свою очередь это способствует быстрому и качественному пуску двигателя.

Конечно, нужно читать характеристики вашего авто, но думаю пускового значения в 450 — 500 АМПЕР, будет достаточно для всех регионов России. Опять же оговорюсь, я сейчас рассматриваю обычные автомобили не грузовые с большими и объемными движками, им зачастую и 600 будет мало.

Классификация в мире

Как я уже немного затрагивал, в мире сейчас есть несколько основных классификаций величин пускового тока. Которые имеют собственные методики определения и маркировки. Для начала как маркируются:

* Немецкие производители здесь выделяются – они наносят маркировку «DIN»

* В Америке наносят — «SAE»

* В странах Евросоюза (не Германия) наносят – «EN»

* В России зачастую пишут – «пусковой или стартерный ток»

В любом случае, если вы не нашли показателей на бортах или крышки АКБ, то вам нужно спросить продавца об этих значениях, иногда они указываются в книжках которые идут с батареей. Теперь пару сов про методику определения:

* В странах Европы охлаждают АКБ до – 18 градусов и разряжают в течение 10 секунд до 7,5Вольт.

* Немцы также охлаждают до – 18 градусов и разряжают до 9 Вольт в течение 30 секунд.

* Российская методика схожа с немецкой, у нас по ГОСТУ такие е же значения разряда при них фиксируются основные показатели.

* В США при – 18 градусах, разряжают до 7,2 Вольта, в течение 30 секунд.

Немного поясню — когда просаживается напряжение, потребление ампер растет, именно это и фиксируется (по сути, имитация пуска). Охлаждение имитирует сложные погодные условия.

Сейчас видео версия статьи, для тех кто не понял, смотрим.

Пусковой ток аккумулятора автомобиля: таблица

Пусковой ток аккумулятора автомобиля это серьезный параметр любой АКБ, который определяет ее мощность, и именно от него зависит возможность запуска двигателя автомобиля в любое время года. Некоторые водители не знают, что значит такое понятие, как пусковой ток, и выбирают слабые батареи, что приводит к их быстрой порче. Поэтому чтобы такого не происходило, АКБ нужно выбирать тщательно, а как это делать, будет рассказано ниже.

Содержание

Понятие пускового тока

Автомобильный аккумулятор представляет из себя, сложное устройство, которое должно выполнять две основные функции:

  • накопительную – то есть собирать в электричество;
  • генераторную – то есть, в нужный момент использовать накопленный ток, для запуска двигателя, а также поддержания работы осветительных приборов, если генератор и стартер не работают.

Такие функции аккумуляторной батареи требуют от современных производителей, а также автомобилистов тщательного подхода к производству и выбора такой батареи.

Для легковых автомобилей, объемы двигателей которых, не имеют большого объема, используются стандартные аккумуляторы, имеющие 6 параллельно соединенных между собой емкостей (банок). Они состоят из свинцовых пластин, а также специального пористого напыления, залитых электролитом (кислотой). Каждая емкость выдает напряжение в 2 вольта, а вместе они дают 12 вольт.

Но есть еще один показатель, который называется пусковой ток аккумулятора. По сути, это емкость аккумулятора, то есть возможность накапливать электричество, которого будет достаточно, для того чтобы запустить стартер. Он в свою очередь должен раскрутить маховик автомобиля, и привести в движение цилиндры, которые будут сжимать топливо до 13-15 атмосфер, а искра воспламенять его.

По общепринятым показателям, считается, что емкости батареи должно хватить для того, чтобы непрерывно крутить стартер вместе с маховиком на протяжении одного часа. После этого неминуемо наступает полная разрядка батареи.

Для того чтобы завести мотор, понадобится 30 секунд, и именно в данный промежуток времени, АКБ должен выдать максимальную силу тока. При этом, пока будет максимальная отдача, напряжение падает до 6 вольт, а затем восстанавливается.

По принятым международным стандартам, минимальная мощность пускового тока для бензиновых двигателей должна быть не менее 300 ампер в час (при работе АКБ на протяжении 30 секунд), а для дизельных 350-400 ампер в час (при работе аккумулятора 30 секунд). Естественно, что эти показатели рассчитаны, если температура воздуха не падает больше -18 градусов.

Разобравшись в том, что такое пусковой ток, можно переходить к разновидностям современных аккумуляторных батарей.

Важно знать, что, несмотря на одинаковые параметры АКБ, они могут иметь различные показатели пускового тока. Зависит это от производителей, а также используемых ими материалов. Например, самыми качественными считаются аккумуляторы, в производстве которых используется очищенный свинец, а также большое количество пластин из этого металла.

Как подобрать необходимый аккумулятор

Перед тем, как отправится в магазин за аккумулятором, водителя должны выучить некоторые параметры, а также особенности их выбора.

Для того чтобы подобрать аккумулятор, водителя должны владеть следующей информацией.

  1. Какой пусковой ток в нем заложен. Почти все производители указывают данный параметр на этикетке, которую можно увидеть на аккумуляторе. В зависимости от страны производителя, на ней будет стоять определенная аббревиатура. Более подробно это будет приведено ниже в виде таблицы. Некоторые производители указывают параметры в прилагающейся к батарее книжке.
  2. Какой двигатель такая батарея сможет завести. АКБ отдельно производятся для бензиновых и дизельных двигателей. Вызвано это тем, что для дизельных агрегатов, сила пускового тока должна быть больше, чем для бензиновых, так как в первом варианте, топливо подвергается давление в 30 атмосфер, а не в 15.
  3. На какие температуры рассчитана АКБ. При зимних температурах, масло в моторах начинает сгущаться, поэтому чтобы его завести аккумулятору требуется большей силы тока. Многие производители тестируют свои изделия, при показателях – 18 градусов. С каждым опусканием температуры, на 3 градуса, АКБ требуется на 30% больше своей номинальной мощности, чтобы прокрутить маховик, и заставить двигатель завестись. В условиях сильных морозов, пусковой ток должен быть намного больше штатного.

Важно знать, что для дизельных двигателей, в условиях зимнего времени, требуются мощные АКБ, поскольку не всегда в автомобилях может использоваться специальное, стойкое к морозам дизельное топливо.

Как рассчитывается пусковой ток

Многие аккумуляторы, имеют номинальную мощность, которая на них указывается. Это могут быть показатели 55 ампер, 60 и более. Если в аккумуляторе 6 емкостей, каждая из которых выдает по 2 вольта, значит АКБ, которая имеет 55 ампер, выдаст пусковой ток в 300 ампер.

Вот как измерить параметры электричества, которое выдаст батарея для запуска мотора машины.

Но, как уже было указано выше, производители всегда указывают данный показатель.

Теперь перейдем к обозначениям пускового тока, которые используются современными производителями.

Таблица обозначений:

Если привести пример обозначения, то он будет выглядеть следующим образом. Аккумуляторная батарея выпущена в странах Европейского союза, при этом сила ее стартерного тока равняется 350 амперам в час. Значит, обозначение данного показателя будет такое – EN 350.

С учетом того, что большинство производителей, отправляют свою продукцию в разные страны, то порой может встречаться такая маркировка – EN SAE 350.

Многие зададутся вопросом, а на что влияет такая маркировка. Прежде всего, это говорит, о том, в какой стране выпущена АКБ, а также то что, она проходила испытание при минус 18 градусах по Цельсию.

Водителям, которые управляют своим автомобилем в регионах, где температура может падать ниже данной отметки, следует задуматься о том, что указанная мощность стартерного тока, им может не подойти, так как либо двигатель не будет заряжаться, либо АКБ, испытывая постоянные сильные нагрузки, быстро придет в негодность. Из этого следует, что лучше выбрать батарею мощней.

Некоторые водители, считают, что если купить мощную АКБ, сила стартерного тока которой будет значительно превышать показатели двигателя, то может сгореть стартер. Это миф. Ничего такого не произойдет. Единственно, что ждет таких автомобилистов, это то, что мотор будет заводиться быстрей, при этом в любое время года, и при любой температуре.

Для того чтобы батарея прослужила долго, также следует постоянно проверять объем находящего в ней электролита, и по возможности доливать его после каждой зарядки. О том, как долить электролит, будет рассказано более подробно.

Каждая АКБ состоит из 6 емкостей, как было сказано выше. При этом они соединяются между собой только проводками (параллельно). Поэтому чтобы залить туда электролит, необходимо открыть специальные пробки на каждой банке, и с помощью лейки залить его до специальных меток. Если их нет, значит до уровня, чтоб не было видно свинцовых пластин.

Вместо электролита можно использовать специально подготовленную дистиллированную воду. Ни в коем случае нельзя наливать воду с крана, это приведет к порче АКБ.

Важно знать, что при выборе АКБ большое внимание необходимо уделять производителям. Бывают случаи, когда батареи с одними показателями (например, 60 ампер) выдают разные пусковые силы тока. Все зависит от материала, из которого они изготовлены. Качественные АКБ изготавливаются из очищенного свинца, и это обязательно указывается в технической документации.

Пусковой ток, которым обладает любой аккумулятор, это величина, которая позволяет накопившемуся заряду, на протяжении короткого времени (30 секунд), выдать максимальную мощность. Ее должно хватить для запуска стартера и маховика двигателя автомобиля.

Как подобрать аккумулятор на..

— Какой аккумулятор выбрать?

Если не хотите обращаться в сервис или к помощи продавца, то алгоритм выбора должен быть следующий.

Брать надо такую батарею, которая гарантированно уместится в отведенной ей нише, будь то моторный отсек, багажник или что-то еще. Согласитесь: глупо промахнуться на пару сантиметров! Одновременно определяем полярность: смотрим на старую батарею и соображаем, какая клемма у нее справа, а какая слева? Само собой, что если машина не европейская, то и сами клеммы могут отличаться от большинства привычных — как по форме, так и по расположению.

Так же стоит обратить внимание на корпус аккумуляторной батареи, их может быть несколько видов, но самые распространенные европейский и азиатский корпус, они отличаются размерами и расположением клемм на корпусе.

  Далее подберем аккумулятор по характеристикам.

Все автомобильные АКБ имеют три основные характеристики: напряжение, емкость и пусковой ток. Напряжение аккумулятора автомобиля для всех легковых моделей одинаково: 12 вольт. Конечно, есть и батареи с напряжением в 24 вольт, но это касается только грузовиков, и то не всех.

Следующая характеристика – емкость. Емкость аккумулятора – показатель времени, на протяжении которого батарея может выдавать при разряде свои эксплуатационные параметры. То есть чем больше емкость, тем дольше можно слушать музыку или оставлять световые приборы включенными при незаведенном двигателе.

Емкость автомобильных аккумуляторов измеряется в ампер-часах (Ач). Например, маркировка на корпусе 60 Ач говорит о том, что емкости данной батареи хватит на 1 час при нагрузке в 60 ампер или на 60 часов при нагрузке 1 ампер.

На разных моделях автомобилей завод-производитель рекомендует разную емкость батарей. К примеру, для малолитражек это 40-60 Ач, а для более объемных моторов около 60-100 Ач. Зависимость емкости аккумуляторов от объема двигателя исходит из того, что емкость напрямую связана с пусковым током.

А пусковой ток как раз и влияет на запуск. Чем больше объем двигателя, тем больше силы тока нужно, чтобы его провернуть стартером, соответственно, тем больший должен быть пусковой ток.

Пусковой (стартерный) ток – это способность батареи выдавать максимальную силу тока за короткий промежуток времени. Измеряется пусковой ток в амперах (А) и на корпусе будет обозначаться как 520 А, 710 А, 880 А и т. д.

Чтобы завести малолитражный бензиновый автомобиль при температуре в 0 °C, понадобится около 200-300 ампер. Если же в этих условиях заводить бензиновый автомобиль с объемом 2,5 и более литров, то пусковой ток нужен больше 400 ампер. При понижении температуры возрастает потребность в пусковом токе.

В сильный мороз для запуска понадобится чуть ли не в 2 раза больше пускового тока, чем при плюсовой температуре для одного и того же автомобиля. Нужно это учитывать при выборе батареи, особенно для регионов с холодным климатом.

Можно купить аккумулятор для машины с большим пусковым током, чем рекомендует производитель, но никак не меньшим. Больший пусковой ток будет плюсом. Например, при долгом простое автомобиля, особенно при отрицательной температуре, пусковой ток все еще будет достаточен для запуска двигателя, ведь аккумулятор выбирался «с запасом». И в такой же ситуации пускового тока может не хватить если эта характеристика выбрана «впритык».

Как уже понятно, пусковой ток – один из самых важных параметров аккумулятора, и чем он больше, тем лучше. Также пусковой ток влияет и на срок службы аккумулятора автомобиля, чем больше пусковой ток, тем аккумулятору легче крутить стартер, тем его разряд становится менее глубоким.

Глубокий разряд очень негативно сказывается на ресурсе АКБ. Обычно достаточно 2-3 раза полностью разрядить аккумулятор, и он уже не будет иметь своих начальных характеристик или вовсе выйдет из строя.

Пусковой ток маркируется по-разному, в зависимости от производителя. Маркировка бывает такой:

  • EN – европейский вариант маркировки. В России может обозначаться как ГОСТ 959-2002. На корпусе выглядит так – 540А(EN), 620A(EN), 840A(EN) и т. д.;
  • DIN – немецкий вариант маркировки. На корпусе выглядит так – 290А(DIN), 310A(DIN), 510A(DIN) и т. д.;
  • SAE – американский вариант маркировки. На корпусе выглядит так – 560А(SAE), 640A(SAE), 880A(SAE) и т. д.

ССА — это аббревиатура от английского Cold Cranking Amps (CCA) означающая ток холодного пуска (ток холодной прокрутки) стартерной аккумуляторной батареи. Ток

холодной прокрутки измеряется в амперах по определенной методике измерения. Различают следующие отраслевые стандарты измерения тока холодной прокрутки (CCA):

SAE (JS537) /CCA

Американский стандарт (полностью заряженную батарею по методике SAE JS537 охлаждают до -18С в течение 24 часов. Затем батарею нагружают силой тока, равной номинальному CCA батареи. Тест считается пройденным, если напряжение батареи не упадет ниже 7,2В в течение 30 секунд)

EN (EN50342.1A1) ГОСТ 959-2002

Европейский стандарт (полностью заряженную батарею по методике SAE JS537 охлаждают до -18С в течение 24 часов. Затем батарею нагружают силой тока, равной номинальному CCA батареи. Тест считается пройденным, если напряжение батареи не упадет ниже 7,2В в течение 10 секунд)

IEC (60095-1)

Международная электротехническая комиссия (полностью заряженную батарею по методике SAE JS537 охлаждают до -18С в течение 24 часов. Затем батарею нагружают силой тока, равной номинальному CCA батареи. Тест считается пройденным, если напряжение батареи не упадет ниже 8,4В в течение 60 секунд)

DIN

Немецкий стандарт (полностью заряженную батарею по методике SAE JS537 охлаждают до -18С в течение 24 часов. Затем батарею нагружают силой тока, равной номинальному CCA батареи. Тест считается пройденным, если напряжение батареи не упадет ниже 9В в течение 30 секунд и 6В в течение 150 секунд)

JIS (D5301)

Японский индустриальный стандарт (полностью заряженную батарею по методике SAE JS537 охлаждают до -15С в течение 24 часов. Затем батарею нагружают силой тока 150-300А в течение 10-30 секунд. Тест считается пройденным, если напряжение батареи не упадет ниже 6В )

MCA (СА) — Морской стандарт (полностью заряженную батарею по методике SAE JS537 охлаждают до 0С в течение 24 часов. Затем батарею нагружают силой тока, равной номинальному CCA батареи. Тест считается пройденным, если напряжение батареи не упадет ниже 7,2В в течение 30 секунд)

ГОСТ Р 53165-2008 — ток холодной прокрутки (CCA) — это ток разряда, А, указанный изготовителем, который может обеспечить батарея для пуска двигателя в заданных условиях. ГОСТ Р 53165-2008 базируется на международном стандарте IEC 60095-1.

С права приведена таблица перевода тока холодного пуска (EN, CCA, SAE, IEC, DIN).

В России принято пользоваться именно ГОСТ 959-2002, то есть европейским стандартом (EN). При выборе нужно ориентироваться именно на этот стандарт. Если на корпусе аккумулятора нанесена маркировка DIN, то следует конвертировать данные в европейский стандарт по таблице приведенной выше.

Также можно приобрести и АКБ с большей емкостью, чем рекомендует производитель. Больше емкость – дольше автономная работа потребителей. Но с емкостью можно и переборщить.

Чем больше емкость, тем дольше такая батарея будет заряжаться после N количества дней простоя. А если автомобиль используется довольно редко и поездки, как правило, короткие, то батарея (с большей емкостью) может не успевать зарядиться на 100%. А эксплуатация недозаряженной батареи сильно влияет на срок её службы, и он становится существенно короче.

Если же в машине стоит аккумулятор с существенно большей емкостью и автомобиль эксплуатируется часто, не реже, чем через день и минимум по нескольку часов, то тогда проблем с недозарядом не будет и увеличенная емкость будет приносить только плюс.

При обычных условиях эксплуатации аккумуляторную батарею можно приобрести с емкостью не более +30% от рекомендуемой.

И финальная стадия подбора аккумулятора, выбираем бренд. Тут мы однозначно советуем руководствоваться списком наших лидеров по своим техническим свойствам и качеству сборки последних лет и никогда не «клевать» на новичков или аутсайдеров. Даже если их этикетки самые красивые. Вот некоторые имена из тех, которые обычно нас не подводили: Tyumen batbear (тюменские батареи), Varta, Bosch, Hankook, Crossfire, Tab, «АкТех» Завод производитель, «Зверь».

Ещё следует знать что напряжение на новом аккумуляторе должно быть не ниже 12.5 вольт, что соответствует 85-90% заряда согласно таблице:

100% – 12.71в
95% – 12.65в
90% – 12.57в
85% – 12.53в
80% – 12.47в
78% – 12.41в
70% – 12.37в
65% – 12.33в
60% – 12.29в
55% – 12.25в
50% – 12.21в
40% – 12.13в
30% – 12.05в
20% – 11.99в
10% – 11.95в

Пусковой ток аккумулятора

Пусковой ток аккумулятора

Современный автомобильный аккумулятор имеет массу параметров: ёмкость, напряжение и ЭДС, внутреннее сопротивление, полярность, габариты, вес и т. п. Одним из важнейших характеристик аккумулятора является пусковой ток. В соответствии с ГОСТ Р 53165─2008 этот параметр называется ток холодной прокрутки. Он показывает ток, который может обеспечить аккумулятор для запуска двигателя в заданных условиях. По ГОСТ есть ещё такая характеристика, называемая номинальный ток разряда. Об этих параметрах мы поговорим в настоящей статье.

 

Содержание статьи

Как определяется пусковой ток аккумулятора?

Итак, эта величина тока, которую может выдать аккумуляторная батарея в заданных условиях. Как определяется пусковой ток? В соответствии всё с тем же ГОСТ Р 53165─2008, аккумулятор помещают в холодильную камеру, которая имеет принудительную циркуляцию воздуха. Температура в ней минус 18 градусов Цельсия. Там аккумулятор находится до тех пор, пока температура в одном из центральных аккумуляторных элементов не будет минус 18 градусов. Как правило, при испытаниях аккумулятор выдерживается в камере 24 часа.

Обозначение пускового тока на этикетке аккумулятора

Обозначение пускового тока на этикетке аккумулятора



Затем аккумуляторная батарея разряжается пусковым током, заявленным для неё производителем. Напряжение на выводах аккумулятора записывается после 10 и 30 секунд разряда. После этого ток отключается. В течение разряда ток должен иметь отклонение не более 0,5%. Полученное напряжение на выводах АКБ должно быть:
  • После 10 секунд – не менее 7,5 вольта;
  • После 30 секунд – не менее 7,2 вольта.

Если напряжение соответствует этим величинам, то считается, что ток холодной прокрутки или пусковой ток аккумулятора соответствует заявленному значению. Это первый этап испытаний тока прокрутки.

Обозначение пускового тока на этикетке аккумулятора

Обозначение пускового тока на этикетке аккумулятора



Второй этап начинается после того, как аккумуляторная батарея постоит в покое не менее 20 секунд. Затем аккумулятор разряжается постоянным током 0,6*I до напряжения на выводах 6 вольт. I – это заявленная величина пускового тока. При этом записывается время разряда аккумуляторной батареи до 6 вольт. Так проводится второй этап испытаний.

Существуют также испытания тока холодной прокрутки аккумулятора для очень холодного климата. В этом случае все испытания проводятся аналогично, но АКБ охлаждается в камере до минус 29 градусов.

Не следует путать пусковой ток с номинальным током разряда. Номинальный ток – это тот, что АКБ способна отдавать во внешнюю цепь в течение 20 часов. При этом напряжение на выводах аккумулятора не должно упасть ниже 10,5 вольта.
Вернуться к содержанию
 

Пусковой ток в маркировке аккумулятора

При выборе аккумулятора следует учитывать такой параметр, как пусковой ток. Поэтому нужно уметь извлекать информацию о нём из маркировки. Маркировка аккумуляторных батарей может различаться в зависимости от стандарта, на который ориентируется производитель. Давайте, рассмотрим основные стандарты.

  • Российский стандарт (вышеупомянутый ГОСТ Р 53165-2008). Маркировка имеет вид 6СТ-60 АПЗ. Пусковой ток здесь явно не указывается, но он обязательно присутствует на этикетке аккумулятора рядом со значением ёмкости. Примеры были показаны на изображениях ниже;
  • Европейский стандарт (ETN). Пример 555 065 043. Здесь пусковой ток зашифрован в последних трёх цифрах. Эту величину нужно умножить на 10 и получится 430 ампер;
  • Немецкий стандарт (DIN). Образец 555 19. В этой маркировка отсутствует обозначение пускового тока. Так, что смотреть нужно на этикетке;
  • Азиатский стандарт (JIS). Пример 74B24L. Величина тока холодной прокрутки не указывается, как и в предыдущем случае. Здесь стоит отметить, что у большинства аккумуляторов азиатского производства пусковой ток немного ниже, чем у европейских АКБ аналогичной ёмкости;
  • Американский стандарт (SAE J537). Образец маркировки А34650. Пусковой ток указывают 3 последние цифры ─ 650 ампер. Величина выше, чем у европейских АКБ той же ёмкости из-за того, что методика измерений отличается. Примерное соответствие: SAE = 1,7 * DIN (ёмкость батареи до 90 Ач) и SAE = 1,6 * DIN (90─200 Ач).

Выбор аккумулятора для автомобиля, как правило, делается в зависимости от объёма двигателя. В таблице ниже можно посмотреть соответствие ёмкости АКБ и объёма двигателя.

Ёмкость аккумулятора, А-чТранспортное средствоОбъем двигателя, л
Ёмкость аккумулятора, А-чТранспортное средствоОбъем двигателя, л
55легковые автомобили1 — 1,6
60легковые автомобили1,3 — 1,9
66легковые автомобили (кроссоверы, внедорожники)1,4 — 2,3
77грузовые автомобили малой грузоподъемности1,6 — 3,2
90грузовые автомобили средней грузоподъемности1,9 — 4,5
140грузовые автомобили3,8 — 10,9
190спецтехника (экскаваторы, бульдозеры)7,2 — 12
200грузовые автомобили (фуры, автопоезда)7,5 — 17

В случае если двигатель дизельный, то стоит взять аккумулятор с ёмкостью на 10─15% больше, чем для бензинового мотора того же объёма.


Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Голосуйте в опросе ниже и оценивайте материал! Исправления и дополнения к статье оставляйте в комментариях.
Вернуться к содержанию

Сравниваем характеристики пускового тока автомобильных аккумуляторов

Знаете ли вы, отчего зависит запуск двигателя в лютый мороз? Вопреки распространенному мнению, уверенный старт обеспечивает не емкость АКБ, которая влияет лишь на количество попыток завода. А важнейшей характеристикой, отвечающей именно за мощность прокрутки, является пусковой ток.

 

Что это такое? В соответствии с официальным определением, под данным термином принято понимать максимальный ток, отдаваемый аккумуляторной батареей в течение нескольких секунд для запуска двигателя. Под заданным временем подразумевается интервал от 3 до 30 секунд, который варьируется в зависимости от методики испытаний батарей, принятой в том или ином регионе.

 

Отметим, что пусковой ток – это относительная величина. Это обусловлено тем, что в новом и старом аккумуляторе данный параметр будет сильно отличаться по причине снижения емкости. Поэтому, выбирая батарею для своего авто, покупайте аккумулятор со значительным запасом пускового тока – так, чтобы даже через 3-5 лет не испытывать проблем с пуском мотора даже в самую лютую зиму.

 

Каким образом подобрать оптимальный стартерный ток? Приведем пример: предположим, для прокрутки стартера автомобиля необходимо 250 ампер. Это значит, что покупать нужно такой аккумулятор, который на выходе даст не менее 350 ампер. В противном случае преждевременная замена АКБ будет практически неизбежной.

 

Обратите внимание на то, что пусковым током называется параметр, подразумевающий краткосрочную подачу тока на стартер, которая не должна превышать полуминуты. Если пытаться завести двигатель дольше 30 секунд, можно столкнуться с перегревом АКБ и выходом ее из строя.

 

От теории к практике

 

Если вы посмотрите на крышку автомобильного аккумулятора, то увидите маркировку, в которой помимо прочих параметров, указывается и ток холодной прокрутки. Для примера возьмем батарею со следующей надписью  «250 А (DIN)». Это значит, что данный аккумулятор дает 250 ампер тока при температуре окружающей среды 18 градусов Цельсия и кратковременной разрядке в соответствии со стандартами DIN, принятыми в Германии. Другими словами, на первой секунде напряжение составляет 12 вольт, через полминуты – 9 вольт, а по прошествии двух минут и тридцати секунд  — 6 вольт. Измерения по данной технологии проводятся, исходя из требований Германского промышленного стандарта или так называемого DIN 43539. Также они соответствуют нормативам отечественного ГОСТ 959-91.

 

Отметим, что в Соединенных Штатах Америки стандарты DIN и ГОСТ не применяются. Здесь действуют нормы SAE, принятые  Обществом Автомобильных Инженеров. Они максимально приближены к стандартам (ЕС ЕN 60095-1) и новым нормативам, действующим сегодня  в России (ГОСТ 959-2002). Разумеется, из-за этого возникает определенная путаница. То есть, покупая аккумулятор, изготовленный в США, мы должны соотнести параметры с европейскими нормами. Именно для этого создана таблица, размещенная ниже. Она поможет найти характеристик по токам холодной прокрутки, исходя из различных методик испытания.

 


ЕN 60095-1
(ряд Европейских стран и новый российский ГОСТ 959-2002)


DIN
43539 (Германия) и


ГОСТ 959-91
(Россия)


SAE
(США)

280

170

300

330

200

350

360

225

400

420

255

450

480

280

500

520

310

550

540

335

600

600

365

650

640

395

700

680

420

750

760

450

800

790

480

850

860

505

900

900

535

950

940

560

1000

1000

590

1050

1040

620

1100

1080

645

1150

1150

675

1200

1170

700

1250

 

Располагая предоставленной выше информацией, не составляет труда провести простой сравнительный анализ автомобильных аккумуляторов различных марок, исходя из пусковых параметров. Так, к примеру, если на аккумуляторе американского бренда обозначен ток 900 А (SAE), то этой батарее по своим характеристикам идентичны АКБ с токами 860 А (EN) или 505 А (DIN) – см. таблицу.

 

На аккумулятор надейся, а сам не плошай!

Не забывайте: чем сильнее ток холодной прокрутки, тем более уверенно батарея будет крутить маховик в холодное время хода. Но! Слишком большая сила тока негативно отражается на ресурсе щеточно-коллекторной части стартера. Если же при новом аккумуляторе запуск двигателя все равно затруднен, это может свидетельствовать о неисправностях системы зажигания, генератора, неправильном выборе моторного масла (по вязкости) и пр. 

 

Что такое пусковой ток аккумулятора? — Информация

Итак, начнем с определения. Пусковой ток или ток холодной прокрутки – это величина, определяемая при помощи простого теста. В его ходе аккумулятор автомобильный охлаждают до – 18 градусов по Цельсию, после чего измеряют ток, выдаваемый батареей в течение нескольких секунд. Методики испытаний существуют разные, от этого зависит температура и время. Но суть одна – попытаться измерить силу тока, которую способен обеспечить аккумулятор при определенной температуре под нагрузкой. Обратите внимание на то, что ток холодной прокрутки – параметр не постоянный, он непосредственно зависит от емкости батареи. 

 

Определить пусковой ток несложно. Как уже говорилось ранее, для этого существует специальная маркировка, наносимая на крышку АКБ. Однако стоит учитывать то, что в мире есть несколько методик испытания и стандартов. Это, в частности, отечественный ГОСТ, немецкий DIN, американский – SAE и пр. Поэтому перед тем как выбирать АКБ, стоит изучить специальную таблицу, позволяющую найти аналоги того или иного обозначения или сравнить характеристики аккумуляторов автомобильных, промаркированных по разным стандартам.

 

 


ЕN 60095-1
(ряд Европейских стран и новый российский ГОСТ 959-2002)


DIN
43539 (Германия) и


ГОСТ 959-91
(Россия)


SAE
(США)

280

170

300

330

200

350

360

225

400

420

255

450

480

280

500

520

310

550

540

335

600

600

365

650

640

395

700

680

420

750

760

450

800

790

480

850

860

505

900

900

535

950

940

560

1000

1000

590

1050

1040

620

1100

1080

645

1150

1150

675

1200

1170

700

1250

 

И в заключение – если вы, выбрав аккумулятор автомобильный с большим запасом пускового тока, рассчитываете навсегда забыть о проблемах с пуском, не обольщайтесь. Дело в том, что любая батарея требует тщательного и регулярного ухода. Да-да, даже та, которая считается необслуживаемой. В данном случае уход будет заключаться в периодической подзарядке после долгой эксплуатации автомобиля в городском цикле – с небольшими пробегами, скоростями и стоянием в заторах. Кроме того, не забывайте периодически диагностировать и устранять неисправности в электрооборудовании. Это позволит значительно продлить ресурс АКБ и избежать неприятных моментов, связанных с невозможностью завести машину в холодное зимнее утро.  

01.09.2012, 35947 просмотров.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о