Кто поджигает машины в Москве

Сообщения о сгоревших в Москве автомобилях поступают все чаще. То в одном, то в другом районе автомобили вспыхивают и выгорают дотла за несколько минут. В большинстве случаев пожары — результат умышленного поджога. «Комсомолка» попыталась разобраться в этом явлении и понять, что можно противопоставить пироманам.

Два года платить за сгоревший «Мерседес»

Максим К. не слышал взрыва своего «Мерседеса». Автомобиль стоял у его дома № 34 по Воронежской улице в Москве, и от хлопка в 3 ночи задрожали стекла во всей округе. Но Максима разбудил только звонок матери, живущей в соседнем доме.

— Сны хорошие видел, — пытается шутить этот 24-летний парень, хотя видно, что ему не до шуток. Он даже фамилию свою не хочет называть не из скромности. Просто опасается, что какие-нибудь симпатизирующие поджигателям отморозки начнут ему мстить.

— Когда я выбежал, ничего уже нельзя было сделать, — вспоминает Максим ночь на 4 ноября, — практически вся машина была охвачена огнем. Я был в шоке. Вокруг были люди, они пробовали тушить, но я понимал, что все бесполезно, что я попал.

Максим — обычный московский парень, каких тысячи. Пытался заработать в Интернете, строил бизнес-центр с друзьями… Ни то ни другое не срослось, и сейчас Максим временно не работает. А «мерина» 95-го года выпуска он купил полгода назад в кредит. Еще два года ему предстоит платить за обуглившееся железо, стоящее во дворе. Понимая, что восстановлению машина не подлежит, Максим все равно аккуратно заклеил окна. «Чтобы никто не лазил», — говорит он.

Сожженные машины в Москве уже давно перестали быть редкостью. Когда я спросил пожарных, в какое время года машины горят чаще, мне ответили: «В любое, с трех до пяти утра». После каждых выходных в сводках происшествий обязательно есть упоминания об автопогорельцах. Например, по итогам прошлых выходных, сгорело пять иномарок. Honda CR-V и Nissan Pathfinder на Верхней Масловке, Honda Civic и Skoda в Окружном проезде.

Обычно сообщения об очередном происшествии занимают несколько строчек. Но «Мерседес» Максима занял больше. Потому что по невероятному стечению обстоятельств поджигателей удалось поймать. Просто сосед из дома напротив поздно вернулся из гостей, вышел на балкон покурить и заметил три бегущие фигуры. На милицейском «уазике» этот человек позже колесил по району и узнал бредущих в темноте злоумышленников. Это дает Максиму шанс добиться справедливости. Иначе он стал бы еще одним всадником без железного коня, которых в столице уже сотни.

Если машина сгорела ночью на стоянке, в 99,9 процента случаев это результат преступления.

Если машина сгорела ночью на стоянке, в 99,9 процента случаев это результат преступления.

Теперь придется пуховик покупать

По подозрению в поджоге «Мерседеса» Максима К. были задержаны пятеро молодых людей. Все — студенты полиграфического колледжа. Одна из них — девушка, которую задержали сразу после участия в «Русском марше» 4 ноября. Успех правоохранительных органов преподносился чуть ли не как окончательная победа: проходили сообщения о том, что «великолепная пятерка» созналась еще в 11 поджогах. Казалось, что таинственные пироманы наконец пойманы и вся автомобильная Москва может спать спокойно. Однако, как выяснила «Комсомолка», эти сообщения — лишь попытка выдать желаемое за действительное. Поджоги машин продолжились, а задержанные не подписывали признаний ни в чем — даже в том, за что их, собственно, взяли. Говорили лишь, что пили пиво в подъезде и пошли за добавкой. Тогда-то их и настиг «уазик» полиции.

Между прочим, среди подозреваемых есть 18-летний тезка пострадавшего, который живет в том же доме и которого Максим К. знает чуть ли не с пеленок.

— Я даже защищал его, когда он совсем малышом был, — говорит Максим. — И маму его я знаю, хорошая семья. А мой отец часто брал его на рыбалку. Когда мне сказали, что он во всем этом участвовал, я даже не поверил. Но потом действительно увидел его в участке, он писал какие-то объяснения, а когда меня заметил, отвернулся. Не могу представить себе причин его поступка. Никаких дел у меня с ним не было. Да и разница в возрасте у нас 6 лет. Так, кивали друг другу. Может быть, это какая-то ошибка?

Однако, по всей видимости, подозреваемые шли жечь именно его машину. Они действительно пили пиво где-то неподалеку. А потом вышли и, несмотря на то что во дворе было много машин, направились именно к «Мерседесу». Как рассказала «Комсомолке» мама Максима К. Светлана, у них уже была припасена жидкость для розжига костра, которой они и облили «Мерседес». По крайней мере, ни в одном из круглосуточных магазинов округи она не продается.

Светлана К. высказала «Комсомолке» свою версию.

— Мой муж действительно всегда брал Максима на рыбалку, — рассказывает она, — у мужа есть друг, а у друга — сын, который дружит с этим мальчиком. И все всегда было нормально. Максим — он немного странноватый, и всегда, когда к нему кто-то задирался, и сын, и муж его защищали. Мы и семью его хорошо знаем. Мама, Людмила, в какой-то фирме работает. Отца у него нет очень давно, зато есть отчим, приличный вроде бы человек. И когда я обо всем этом думаю, мне кажется, что все-таки Максим привел этих своих друзей к машине сына. Остальные-то не из нашего района, ни мы их, ни они нас не знают. Почему мальчик так поступил? Мне кажется, из-за того, что мой муж нерусской национальности. Его зовут Рашид Максудович. Все произошло накануне «Русского марша». И я думаю, что эти новые дружки и спросили Максимку: кто у вас тут нерусский? А он, дурачок, сразу про мужа моего вспомнил. И машину сына показал. Не важно, что старая, «Мерседес» ведь. Но это я только предполагаю.

По словам Светланы, ни она, ни Максим до сих пор не связывались и ничего не обсуждали с семьей предполагаемого поджигателя. Они ждут, что последние сами придут к ним и как минимум извинятся. А может быть, и о компенсации начнут разговор. По крайней мере семья Максима очень надеется на то, что потерянное авто вернется к ним в денежном эквиваленте. Но для подозреваемых, наверное, такой разговор означает признание вины.

Когда я уже уходил, спросил Максима К., что он теперь будет делать. И получил ответ, поразивший меня житейской практичностью.

— А что делать-то? Придется зимнюю одежду покупать. Обычно зимой я легко одеваюсь, потому что все время либо в помещении, либо в машине. А теперь придется пешком по морозу. Так что надо бы пуховик присмотреть.

Что думают специалисты

Уголовных дел нет, потому что «глухари» никому не нужны

Полковник внутренней службы Николай Булочников знает о горящих автомобилях все. Он возглавляет Судебно-экспертный центр Федеральной противопожарной службы (СЭЦ ФПС) по Москве, исследовал сотни, если не тысячи сгоревших машин. Вместе с коллегами он даже опубликовал книгу «Пожар в автомобиле: как установить причину», ставшую настольной для экспертов и дознавателей всей страны.

Муж за жену не в ответе

Честно говоря, я ждал, что эксперт начнет меня успокаивать. Скажет, что большая часть машин сгорает из-за каких-то технических неисправностей и что отморозки, обливающие бензином иномарку и чиркающие спичкой, — это исключение. Не тут-то было. Они как раз и есть правило.

— Да, бывает, что машина с выключенными двигателем и приборами загорается сама по себе, — говорит Николай Булочников. — Например, у нее повреждена топливная система, под капотом скопились пары бензина и электропроводка дала искру. Но такое бывает крайне редко. Как правило, мы имеем дело с искусственным инициированием механизма возгорания. Говоря по-простому, банальными поджогами. Это явление было всегда. По крайней мере последние 20 лет. И количество поджогов растет вместе с ростом автомобильного парка у населения.

В музее экспертного центра — образцы самодельных поджигающих устройств. Николай Булочников строго-настрого запрещает мне фотографировать их или описывать: чтобы не провоцировать латентных пироманов. Их и так развелось слишком много. В ночь накануне нашего разговора в Москве сгорело пять автомобилей. А всего с начала года экспертный центр изучил 270 сгоревших машин. Из них поджог был зафиксирован в 188 случаях. Статистику экспертного центра полной считать нельзя, потому что к экспертам обращаются только в неочевидных случаях. Но в последние годы их становится все больше (см. таблицу).

Руководитель экспертного центра запускает видеофайл. Это запись с камеры слежения одного из подъездов. Обычный московский двор где-то в районе Арбата, под завязку забитый машинами. Две фигуры останавливаются на полминуты и убегают. Спустя пару мгновений одна из машин — по очертаниям здоровенный джип — вспыхивает, словно спичка, брошенная в костер.

— Это уже третья машина этого хозяина, — спокойно говорит Николай Булочников. — Не знаю уж, кому и чем он насолил.

По словам Николая Булочникова, большинство машин поджигают без видимых причин. Это обычное хулиганство, хотя сами поджигатели могут прикрываться какими-то лозунгами о социальной или другой справедливости. Они словно подростки, забрасывающие камнями электрички, — бессмысленные и беспощадные. Их ненависть направлена, как правило, на дорогие авто: из 270 сгоревших в этом году машин 206 — иномарки.

Впрочем, по словам Николая Булочникова, есть и другие поджигатели. Они действуют по заранее продуманному плану, их цель — конкретный автомобиль, принадлежащий конкретному человеку. Заняли чье-то место парковки? Поругались с кем-то во дворе? Или просто сделали замечание пацану? Есть и более сложные мотивы — например месть конкурентов. Грамотный дознаватель обязан выявить такие причины, даже если жертва поначалу и не догадывается об их существовании.

Еще одна видеозапись. У подъезда стоит темная иномарка. На залитый светом фонаря участок улицы выезжает белый джип. Водитель выходит, выливает что-то на капот припаркованной машины, садится обратно за руль и бросает что-то горящее. Позже эксперты выяснили — это охотничья спичка. Пламя, возникшее у лобового стекла, вскоре охватывает всю переднюю часть машины. Водитель джипа бьет по газам.

— Дознаватель установил, что это муж поджигает авто своей бывшей жены, — комментирует Булочников. — Но уголовное дело все равно не возбудили. Почему? Потому что номер джипа не читается и доказать ничего нельзя. Вообще установить, подожгли машину или нет, легко. Труднее собрать доказательства: их уничтожает огонь. Видеокамеры на подъездах, конечно, облегчают работу. Но вы сами видите, какого качества съемка (действительно, видны только силуэты). Был случай, когда директор магазина, которой поступали угрозы, установила на балконе камеру. Каждый вечер она включала запись, а утром выключала. Машина действительно сгорела. Но получилась отличная цветная картинка, и директор вычислила поджигателя.

Лукавые цифры

— Еще лет пятнадцать назад в одном интервью я сказал, что при таких темпах строительства и прироста автотранспорта мы обязательно столкнемся с проблемой поджога машин. — Николай Булочников словно услышал мой немой вопрос «Что делать?». — Это я не хвастаюсь. Просто хочу сказать, что давно уже нужно звонить в колокола. Потому что с поджогами сегодня борьбы нет. Никакой. Постараюсь объяснить. Во-первых, отсутствует правовая норма, которая бы обязывала устанавливать причину пожара. И когда дознаватель Госпожнадзора выходит на место, он не может принять решение, есть ли в происшедшем состав преступления или нет. Позже он передает дело в полицию, потому что это ее подследственность. А полиция не обязана сразу возбуждать уголовное дело, можно провести собственную проверку. И выводы повторной проверки могут в корне отличаться от первоначальных. Потому что никому не нужны «глухари», а дело о поджоге, особенно без мотива, — это точно «глухарь». Уголовные дела возбуждаются крайне редко, обычно если машина была застрахована и владельцу нужна справка для страховой компании. Но и в этом случае, после того как такая справка выдана, дело отправляется, например, к участковому и оказывается похороненным в его столе. Так что ни о серьезном расследовании, ни о профилактике таких преступлений говорить нечего. Вы поинтересуйтесь цифрами, узнайте, сколько дел было передано пожарными дознавателями в полицию и сколько потом было возбуждено. И сразу все станет ясно.

Со статистикой действительно что-то неладное. Во-первых, как сообщил «КП» начальник пресс-службы ФПС по Москве Евгений Бобылев, за 10 месяцев этого года было подожжено 233 автомобиля, в то время как за тот же период прошлого года — 286. Это значительно больше тех цифр, которые приводил начальник судебно-экспертного центра (188 поджогов в этом году и 182 — в прошлом). Но такие расхождения вполне объяснимы. Хотя бы потому, что не во всех случаях требовалась помощь экспертов.

А вот данные Главного управления МВД по Москве оказались противоречивыми. Я обратился в пресс-службу управления с вопросом: сколько уголовных дел было возбуждено по фактам поджогов авто? Мне сообщили, что за 9 месяцев этого года в 279 пожарах пострадало 398 машин. Но уголовных дел по 167-й статье УК («поджог») было возбуждено всего лишь… 34. Такая же картина была и в прошлом году: к концу сентября было зарегистрировано 254 пожара, из которых только 22, по версии УВД, произошли по причине поджога. Я попытался найти хотя бы одно сообщение об осуждении хотя бы одного поджигателя. Но не смог.

То есть, похоже, все обстоит именно так, как говорил Николай Булочников. Правда, чуть позже в пресс-службе УВД сообщили новую версию цифр: 209 уголовных дел в прошлом году и 204 — в нынешнем. Однако внятно объяснить причину столь существенной корректировки мне так и не смогли.

— Что же делать? — Я все-таки задал Николаю Булочникову этот вопрос. — Что может сделать полиция, чтобы предотвратить эти преступления, и как владельцу обезопасить свой автомобиль?

Начальник судебно-экспертного центра пожал плечами.

— На все случаи жизни инструкций быть не может, — сказал он. — Если кто-то захочет сжечь вашу машину, он это сделает. Так что для граждан единственный совет — страховать автомобиль. А что касается правоохранительных органов, то я считаю, что нужно вывести эту ситуацию из латентного состояния. Нужно, чтобы все поняли: это не шалости, а серьезное преступление. Нужно ловить поджигателей, сурово наказывать и сообщать об этом. Чтобы другим неповадно было.

Кстати

Чиркнул спичкой — и на нары

В отличие от столицы в регионах поджигателей автомобилей ловят и судят. Самым массовым был судебный процесс в Магадане в сентябре прошлого года. Суд установил причастность четверых молодых людей к 14 поджогам. Подсудимые были приговорены к срокам заключения от 3 до 7 лет в зависимости от степени вины. В Саранске в мае 2009 года трое поджигателей получили сроки от 2 до 2,5 года. А в Омске в феврале этого года два поджигателя получили условные сроки — один год и год и восемь месяцев.

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ФОРУМ НА KP.RU

Елена:

Похоже на бессмертный фильм «Берегись автомобиля». Правда, тогда Деточкин боролся другими методами. Но время идет, и методы меняются.

Сергей:

Сочувствую владельцам автомобилей… На мой взгляд, причина столь частых поджогов — в бесконечных пробках… Но не таким же вандальным способом их решать.

Светлана:

Если бы я сама жила на первом этаже, то, ей богу, не удержалась бы и подожгла несколько машин. Ведь то, что творят порой автомобилисты — за гранью добра и зла.

Максим:

Единственный, и очень логичный, вариант — позвонить в милицию, когда видишь, что автомобиль припаркован в неположенном месте. Давайте будет цивилизованными людьми.

Юрий:

Такое количество автомобилей в Москве не соответствует ни пропускной способности дорог, ни парковочным возможностям дворов. От них грязь, выхлопные газы. Автомобиль давно не роскошь, а по Москве — и не средство передвижения.

Мама:

Однажды в нашем дворе подожгли машину, причем не ночью, а ранним вечером. Выхожу с маленьким ребенком гулять, а во дворе ужас. Хорошо, что огонь к тому моменту потушили. Я за серьезные наказания для поджигателей.

Камила:

Горят обычные машины. Люди, может, лет на пять кредит взяли, чтобы ее купить, а какие-то ПТУшники сожгли. И не надо про «слишком много автомобилей» — это обыкновенная, неприкрытая зависть.

Илья:

Если бы в Москве был нормальный общественный транспорт, многие бы отказались от личного авто. Но чем в метро ездить и собирать негатив, оскорбления и шарахаться от бомжей — лучше в пробке стоять.

Ответ автора Владимира Демченко:

Мне кажется, что поджоги автомобилей никак не связаны ни с пробками, ни с заполненностью дворов, ни с поведением автолюбителей. Все это отдельные темы, но поджоги в том варианте, какой мы имеем в большинстве случаев — это обыкновенное хулиганство, способ самовыражения молодых людей с весьма специфической душевной организацией. Автомобиль становится доступным, незащищенным объектом для такого самовыражения. Кто-то бросает камни в электрички, кто-то пишет матерные слова назаборах. А они — поджигают машины. Потому что им кажется, что это «круто». Безнаказанность, отсутствие громких, широко афишируемых, процессов по фактам поджогов, на мой взгляд, становится главным катализатором реакции в воспаленном мозгу этих субъектов. Поджигателей надо ловить, другого способа побороть это явление я не вижу.

Поджоги машин в Москве — дело рук экстремистов?

Вот уже больше недели почти каждую ночь в столице горят машины (см. ссылки внизу страницы).

Милиция уже задержала нескольких подозреваемых, в том числе и предполагаемого пиромана — санитара столичной наркоклиники № 17 Сергея К. А авто между тем продолжают полыхать. С воскресенья до понедельника, к примеру, сгорели еще семь штук.

Подожгли, по предварительным данным, лишь одну из них — «Жигули» 15-й модели во дворе дома № 9 по улице Константинова. Огонь успели потушить очевидцы еще до приезда пожарных.

— Кто-то оторвал с машины одно зеркало, повредил другое и подпалил заднее колесо, — рассказывают в милиции. — Скорее всего, сводили личные счеты с владельцем.

Через пару часов пришло сообщение о пожаре на улице Малышева. Неизвестные хулиганы (их видели свидетели) подпалили мусор у гаража, в котором стояла «Киа Рио». От высокой температуры на иномарке расплавились пластиковые детали. Из-за подожженного мусора расплавилась решетка радиатора у «Рено» на Ярославском шоссе. Кроме того, пылали ночью две «Газели» на улице Новинки и в Троекуровском проезде, ВАЗ-21099 на Очаковском шоссе и едва не сгорела «Сузуки Гранд Витара» на улице Новинки. Эти машины, как предполагается, пострадали из-за короткого замыкания.

Тем временем следствие по поджогам продолжается. В милиции проверяют различные версии — от маньяка (его никто не отменял) и его подражателей до хулиганов и психбольных. Были еще предположения о том, что к ЧП могут быть как-то причастны страховщики или «гаражники» и «парковщики», но, как нам удалось узнать, сыщики отмели эти версии категорически.

Проверяли и скинхедов, тем более что пошли разговоры о том, что в каждой группе сожженных авто есть хоть одно с георгиевской ленточкой. Дескать, без фашистов не обошлось. Мы уточнили в милиции — версия о вылазках наци действительно есть. Но она далеко не основная. Скинхеды ведь в основном направляют свой гнев на приезжих, а среди пострадавших владельцев машин практически одни москвичи.

А вот еще одну версию, связанную с экстремистами, со счетов, как нам рассказал осведомленный источник, не сбрасывают.

— Мы не исключаем, что эти ЧП могут быть делом рук представителей некой экстремистской группировки, которая взрывает обстановку в городе, — делится наш собеседник. — Возможно, эта организация преследует свои политические цели — желает, к примеру, дестабилизировать политическую ситуацию, дискредитировать власть. Правда, в таких случаях экстремисты обычно берут на себя ответственность, а пока никаких громких заявлений на этот счет не поступало.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Санитар столичной наркоклиники № 17 Сергей К., которого считают основным подозреваемым в поджогах в Северном Бутове и Ясеневе, начал сотрудничать со следствием. Предполагаемый пироман признался в двух поджогах машин, которые совершил… несколько лет назад в Зюзине (тогда поджигателя не нашли). По поводу же нынешних ЧП подозреваемый пока хранит молчание.

Поделиться видео </>

Задержание московского пиромана?.Съемка: Хайырбек ЭМЗЕЕВ Монтаж: Алексей ЕПИФАНОВ Читайте: Москва: Поджигатели машин

Серия поджогов в Москве: как сберечь автомобили | Право | Общество

И опять никакой логики – в ночь с 19 на 20 октября семь автомобилей сгорело на севере, северо-востоке, юго-западе столицы нашей Родины и в районе Сходни. Пока что общего у этих поджогах — только явные следы злого умысла (побитые стекла, например) и где-то очевидцы видели подозрительную личность мужского пола. Так что же – неужели за этим последует новая волна поджогов?

Хроника

Напомним, что утро 30 мая этого года стало черным сразу для 14 автовладельцев из Северного Бутово. С этого момента автолюбители не знали покоя. К концу июня, то есть всего за один месяц, было сожжено 130 автомобилей. Из тех массовых поджогов обычные автолюбители сделали только один вывод: горит все. Одинаково нравились поджигателям и дорогие автомобили, и отечественные, и даже грузовые. Не надеясь на дополнительные патрули, жители сами организовывали дружины для охраны своих машин.

Виноватых искали везде. По одной из версий, это была спланированная акция страховщиков, чтобы все пошли покупать КАСКО. Вторыми называли гаражные кооперативы, чтобы заставить автолюбителей ставить машины у них, а не во дворах. Третья версия основывалась на том, что виноватых надо искать в соседних квартирах: разозленных людей, дескать, много.

Причин тоже достаточно: и зависть к более богатому соседу, и недовольство, что новая машина заняла чье-то место на парковке, и просто ненависть к автомобилю как загрязнителю воздуха и виновнику пробок. Самой же непопулярной версией была версия про маньяка-одиночку, тем более, когда машины стали гореть в одно и то же время, но в противоположных концах города.

Кстати, во время пожаров активизировались угонщики и обычные воришки. Последние иногда поджигали автомобили, надеясь свалить все на «маньяка-поджигателя».

Реальность же оказалась на удивление прозаичной. 103 уголовных дела, задержаны около 30 человек. Среди задержанных были и подростки, которые просто «баловались», и мстители, и ревнивцы, и конкуренты… Были психически неуравновешенные и алкоголики, которые поджигали «по пьяной лавочке». Никакой мистики или маньяка-одиночки.

Фото: www.globallookpress.com

Страховой случай

Сначала страховщиков винили в этих поджогах. Потом боялись, что они приостановят выплаты по страховкам. Потом опять винили, что они поднимают ставки… В общем, страховым компаниям повезло, пожалуй, меньше всех.

Однако если вы не озаботились покупкой полиса КАСКО на случай угона или ущерба авто, то самое время это сделать. Ведь можно сколько угодно винить во всем страховщиков, но именно они будут выплачивать вам компенсацию.

Но торопиться в этом вопросе не стоит. У каждой компании свои правила страхования, о которых лучше поинтересоваться заранее. Например, у некоторых в КАСКО входит страховка на случай пожара, а умышленный поджог – это из другой оперы. Опять же, если начнутся массовые поджоги, это может попасть в категорию «массовые беспорядки». В таком случае не видать автолюбителю компенсации.

В общем, к выбору страховщика надо подходить основательно, как к выбору мужа/жены, ведь, по сути, вы выбираете спутника жизни для своего автомобиля.

Что день грядущий нам готовит?

С мая прошло достаточно времени. Однако и в августе, и в сентябре машины поджигали. Делали это, правда, в малых количествах, потому представители правоохранительных органов просили журналистов не раздувать эти инциденты, дабы не наводить панику. Даже сейчас есть вариант, что поджоги не будут продолжаться в массовых количествах. В это, правда, мало кто верит.

Для всех остальных советы остаются прежними: страхуйте машины, ставьте их в гаражи. Будьте бдительны. Ведь, как показала практика, горит все и везде, компенсацию получать долго, а увидеть виновника поджога за решеткой можно очень нескоро. Так что в данном случае спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Впрочем, как и всегда.

Смотрите также:

Кто поджигает машины в Москве? Версии блоггеров

Интернет-блоггеры наперебой гадают, кто же по ночам жжет московские машины. Кто, а главное – зачем? Пока милиция упорно ловит одного единственного пиро-маньяка (по их версии), блоггеры пришли к выводу, что орудует банда. И не простая банда.. А банда страховщиков, которым выгодна вся эта шумиха. Итак, давайте почитаем блогги.
В посте блоггера pro100_petrov слышится глас народа: «В автобусе два пенсионера оживленно дискутировали о таинственных поджогах машин, которые вот уже не первую ночь продолжаются в Москве. Один предположил, что машины жгут придурки чисто из хулиганских побуждений. Другой согласился, что жгут придурки, но объяснение выдвинул заговорщицки-конспирологическое: поджоги организовали владельцы платных парковок, в корыстых, понятное дело, целях. «Вовремя я машину продал», — вздохнул первый пенсионер. «Это когда?» — спросил второй. «В 1972-м. Раньше жалел. Теперь не жалею».»

Кроме того, что поджоги выгодны владельцам платных парковок, блоггеры отметили, что поджоги должны неплохо сказаться на прибылях страховщиков. l_i_l_s пишет: «Странная конечно история с поджигом машин. Вроде бы нашли вчера преступника, а сегодня ночью подожгли еще 6 машин, причем в разных частях города… А что если история с поджиганием машин — заказ компаний, занимающихся страхованием автомобилей по КАСКО. Интересно было бы посмотреть статистику, выросли ли у них продажи?»

На самом деле многие грешат на хулиганов, которым понравилась идея сжечь ненавистный соседский рыдван «под шумок»: «Но они отметили, что дальнейший массовый поджог связан с неумением ментов ловить преступников. Власти в городе нет! И это правда: я пару суток назад сам ехал со Сходненской аж на Щелковскую (через весь город с пересадками) в форме штурмовика ОСС 44го года, а в руках у меня был настоящий рабочий армейский Томми-ган! Форма, каска, магазинники, дурацкие американские леггинсы-гамаши и пистолет-пулемет — к вам пришел рядовой Райан! Менты на переходах меня на сотовые щелкали. А я ведь мог и пару рожков по 20 патронов успеть шмальнуть по прохожим. И никто не остановил. Ни разу. Так кто будет останавливать молодую гопоту, которая начала понимать, что раз пироманьяка поймать не могут, то ночью они и сами могут поглумиться «красным петухом» над соседскими драндулетами? Вы поняли правильно — в городе, где ментов и гайцев на 1000 человек больше всего в мире, вас никто не защитит. И если вы возьмете простой охотничий дробовик, то вы успеете убить полсотни человек или ограбить пару ювелирных салонов, пока кто-то почешется…» — пишет блоггер virtual_mk2.

Есть и вовсе революционная версия о пироманах-народных мстителях. Эта версия очень ярко проиллюстрирована в стихотворении Всеволода Емелина «Московский зороастризм», которое разошлось по блоггам:

Кто там в дали, не мент ли?
Мимо детских качелей
Тень проскользнула к «Бентли»
С молотовским коктейлем.

Лопнет бутылка со звоном
Взвизгнет сигнализация
И над спящим районом
Вспыхнет иллюминация.

Ах, как красиво стало
Грохнуло со всей дури
Сдетонировал справа
«Майбах», а слева «Бумер»

Ах, как забилось сердце
Как тревожно и сладко
Вот и пришел Освенцим
Дорогим иномаркам.

Воют сирены грозно
Тянут пожарный хобот
Мент всем сует серьезно.
Мутный свой фоторобот.

Людям вбивают в темя
Что, мол, псих, пироман
Нет, наступило время
Городских партизан.

Вы в своих » Ягуарах»
Довели до греха
Вызвали из подвалов
Красного петуха.

Глядя из окон узких
Как пылают костры
Русского Заратустру
Узнаете козлы?

Тачки горят как хворост
На лицах хозяев ужас,
А зачем прибавляли скорость
Проносясь мимо нас по лужам?

Ни за какие мильоны
Партизана не сдаст пешеход
С Кольцевой на зеленую
Спешащий на переход.

Жгите, милые, жгите
Ни секунды не мешкая
Слава бутовским мстителям
Со славянскою внешностью.

От народа голодного
От народа разутого
В пояс низкий поклон вам
Робин Гуды из Бутово.»

Многие блоггеры не только строят смелые предположения о личностях поджигателей (это мол маньяки, революционеры, страховщики, недовольные соседи), но и охотно дают поджигателям советы:

Moon_painter: Надо сказать что автомобильные поджигатели выбрали оптимальный способ досадить московским властям. Это не на тверской жопу мэрии показывать. Там сразу салазки завернут и на цугундер потянут. А этих поймать архисложно. Только хочу дать совет этим неозороастрийцам. Что бы стать народными героями в нашей стране, надо с коктейлем им. тов. Молотова на майбахи и бентли ходить, а не на копейки пенсионеров. Кстати, чехи взорвавшие дома на Гурьянова и Каширке запросто могли стать народными героями, если б рванули пару дач в Жуковке, а не несчастных работяг из рабочих районов. Им бы пол-страны твёрдую колбаску в тюрьму бы слали, а уж обитатели жуковок и барвих давно бы их любые *удацкие требования выполнили бы….

e_mir : Поджоги машин в Москве идут как-то несистемно. Вот если бы преступник каждый день выбирал бы, скажем, бОльшую машину, чем вчера, или там — более дорогую,  было бы гораздо интереснее.

Но больше всего в этой истории досталось, как всегда средствам массовой информации, — они-де раздувают истерию вокруг фактов поджогов машин и тем самым подстегивают пироманов к следующим преступлениям. Лаконично и точно эту мысль выразила Miss_Milana: «поджигатели размножаются, скорее всего, с помощью ТВ». К слову, журналисты уже давно привыкли к эдакой презумпции виновности, они то «слишком раздувают», то «абсолютно замалчивают». А что Вы думаете по поводу поджогов?  

Поджоги машин в Москве могут быть новой формой социального протеста

От поджогов страдает не только российская столица. Например, по данным французской национальной службы анализа криминогенной обстановки ONDRP, в 2010 году во Франции было сожжено более 43,7 тысячи автомобилей. Годом ранее эта цифра была еще выше — более 45 тысяч машин. Согласно статистике ONDRP, из 32,7 тысячи случаев сгоревших машин 59% составили поджоги, еще 27% были уничтожены в ходе массовых беспорядков.

Волна поджогов прокатилась и по Германии. В конце октября берлинская полиция задержала подозреваемого в ночных поджогах более сотни автомобилей летом 2011 года. Всего же, по данным газеты Tagesspiegel, за первые 9 месяцев 2011 года на улицах Берлина было сожжено более 550 автомобилей.

Искать поджигателей трудно

По словам Виктора Голованова, предыдущий всплеск поджогов автомобилей в Москве был в 2008 году, и их расследование было взято на контроль руководством московской милиции.

«Тогда в общей сложности было зарегистрировано 180 поджогов, но уже в 2009 году их количество снизилось на 23% и составило 139, — сказал начальник московской полиции. — Тенденция сохранилась и в следующем году — 124 (поджога машин), а за минувшие полгода было совершено 119 поджогов».

Замглавы ГУ МВД России по Москве подчеркнул, что расследовать такие уголовные дела непросто. «Уголовное дело в данном случае возбуждается только спустя три дня, так как необходимо провести пожаро-технические исследования для выяснения причин возгорания, — пояснил он. — Вообще, поджог автотранспорта считается одним из наиболее трудно раскрываемых видов преступлений. (…) злоумышленники при совершении преступлений в 80-90% случаев выбирают темное время суток, когда количество свидетелей минимально».

Другая сложность, по словам генерала, заключается в том, что огонь уничтожает оставляемые преступниками следы на емкостях с горючей жидкостью.

Для чего поджигают машины?

Эксперты считают, что не существует единственной причины, которая толкает поджигателей идти на преступление. Во-первых, поджоги можно рассматривать как форму проявления городского вандализма, который существует во всех странах мира, считает заведующий кафедрой криминальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Сергей Ениколопов. 

«Машина всегда есть под рукой. Чаще вандализм проявляется в том, чтобы нацарапать на ней какую-нибудь гадость, залить краской и т.д. А можно ее сломать и поджечь», — отметил он.

Во-вторых, случаются поджоги конкретных автомобилей из личной мести, рассказал РИА Новости руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов. Такие поджоги часто приводят к серьезным последствиям, поскольку огонь от машины переходит на другие, припаркованные рядом.

В-третьих, поджоги могут быть одним из проявлений экстремальной молодежной активности. «В этом случае поджигатели мало чем отличаются от любителей паркура или диггеров. Только здесь экстрим проявляется в попытке скрыться от милиционеров или хозяев машин», — считает Сергей Ениколопов.

Поджогами также занимаются молодые люди националистического или фашиствующего толка, которые пытаются таким экстремальным способом заявить о себе. «Поджоги обычно происходят в определенные дни, связанные со знаковыми для государства событиями», — отметил Михаил Виноградов.

Небольшой процент поджигателей — психически нездоровые люди, больные пироманией, утверждают эксперты. «Пиромания не так часто встречается, и трудно себе представить пиромана, который поджигает машины в таком количестве. Но нельзя исключить, что один пироман подобьет на поджоги много народа. Это заразительно, точно так же, как сообщения в СМИ о поджогах» — полагает завкафедрой криминальной психологии МГППУ.

«Достаточно сделать один экстремистский шаг, чтобы его подхватили люди разного толка — и психически нездоровые, и желающие отомстить обидчику, и носители фашистских идей», — соглашается руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях.

Проблема всего общества

Наиболее серьезной причиной поджогов эксперты называют социальный протест. Об этом косвенно свидетельствует то, что поджигатели предпочитают выбирать для нападений дорогие иномарки, часто поджигается большое количество машин за одну ночь.

«Судя по всему, поджигателями становится молодежь с рабочих окраин. Если ими движет классовая ненависть, это со временем может привести к событиям, подобным тем, которые происходили в Египте и Ливии», — сказал РИА Новости член комитета по безопасности Государственной Думы Александр Гуров.

По его мнению, нужно активизировать агентурно-оперативную работу по выявлению поджигателей, тщательно исследовать причины поджога автомобилей. Также необходимы изменения в законодательстве, направленные на профилактику детской и подростковой преступности.

«В частности, надо проверить, как исполняется недавно принятый закон о том, что дети не могут находиться на улице без сопровождения взрослых после 22 часов. Если не исполняется, то почему? Нужно говорить с родителями. Это проблема общества, одна милиция решить ее не сможет», — резюмировал Александр Гуров.

Страховка компенсирует ущерб

Поджоги автомобилей — один из рисков, который включен в стандартные полисы КАСКО. Обычно его квалифицируют как противоправные действия третьих лиц либо как уничтожение автомобиля огнем по неизвестной причине, рассказал РИА Новости член комитета по связям с общественностью Российского союза автостраховщиков, заместитель гендиректора страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.

По его словам, для получения страховки владелец пострадавшей от поджога машины должен предъявить в свою страховую компанию справку от пожарной службы. Некоторые компании просят принести справку из милиции о том, что дознаватели провели расследование и установили факт поджога. 

«Поджигатель, пойманный на месте преступления, мог бы по суду возместить страховой компании те деньги, которые она заплатила автовладельцу по страховому случаю. Поэтому мы всегда требуем справку из милиции, чтобы узнать: а не был ли пойман виновник? Вдруг его задержали в соседнем квартале, а руки все еще в керосине?» — пояснил представитель Российского союза автостраховщиков.

Часто виновных в поджоге установить не удается, но для клиентов это не имеет значения, они в любом случае получают возмещение убытков, заверил он. 

«По большому счету, страховой компании абсолютно все равно, по какой причине произошло возгорание, она платит в любом случае, — отметил Игорь Иванов. — Теоретически возможен вариант, что владелец машины самовольно влез в электрическую систему машины для того, чтобы поставить сигнализацию, произошло короткое замыкание, и машина сгорела. Но доказать, что возгорание произошло по этой причине, чрезвычайно сложно».

По мнению эксперта, частые случаи поджогов автомобилей в Москве не вызовут подорожание и без того недешевых полисов КАСКО. «Теоретически, на стоимости страхования могли бы отразиться лишь повальные пожары, как это было в Париже два года назад, когда каждую ночь горели от поджогов десятки машин», — подчеркнул он. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

В Москве — эпидемия поджогов машин

В ночь на пятницу в Москве спалили 8 иномарок и 2 отечественных авто. Сначала у дома № 16 по бульвару Дмитрия Донского запылали «Пежо» и «девятка». Раздались громкие хлопки — у горевших машин начали лопаться колеса и стекла. Через час у дома № 2 по той же улице вспыхнули «Хендэ Акцент» и «Опель».

— Не повезло мне, машина не была застрахована, — сокрушается владелец погибшей «Хендэ Акцент» Станислав Лукинов. — Да и вообще мне с машинами не везет! Мой самый первый автомобиль — джип — обстреляли из пистолета. Вторую иномарку хулиганы побили. А теперь…

Еще через два часа в экстренные службы пришли сообщения о горящих авто с соседней Куликовской улицы. Там огнем были охвачены «Сузуки Гранд Витара», «Опель Мерива», «Хендэ Санта Фе», «Ниссан Тиида», «ИЖ-ОДА» и «Мицубиси Паджеро» (как выяснилось позже, пытались спалить еще «десятку» и «пятнадцатую», но, видно, не успели).

Авто явно кто-то специально поджигал. Рядом с машинами складывали небольшой костер из мусора, а когда огонь охватывал авто и разлетались стекла, забрасывались в салон горевшие картонки.

Оперативники подозревали в «огненном шоу» друзей из Калининграда, которые несколько дней назад приехали в Москву. Но выяснилось, что к поджогу парни непричастны, и их сразу же отпустили.

Поиски пироманов продолжили. И вскоре у сыщиков почти не осталось сомнений в том, что поджигатель был один. Его, кстати, спугнули очевидцы, когда он пытался подпалить «Газель» на бульваре Дмитрия Донского. А вот под прицел камер наблюдения во дворах пироман ухитрился не попасть. Свидетельница описала предполагаемого поджигателя, как «худощавого мужчину около 35 лет, славянской внешности, с короткими вьющимися русыми волосами». Одет он был, по словам женщины, в темные джинсы и темную куртку.

По факту поджога возбуждено уголовное дело за «умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества из хулиганских побуждений». Сумма нанесенного ущерба еще не установлена — не все пострадавшие подали заявления в милицию. Версий поджога у следствия три. По одной из них, это дело рук обычного пиромана (возможно, ранее судимого за поджоги). По второй, машины подпалил какой-то хулиган. А по третьей — человек, состоящий на учете у психиатра.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В ночь на субботу заполыхали машины уже на севере Москвы, в Левобережном районе. В час ночи во дворе дома на Смольной улице подожгли бак «семерки». Машина выгорела полностью еще до приезда пожарных. Спустя четыре с лишним часа недалеко от этого места, у дома №92 по Ленинградскому шоссе, загорелся «Ниссан Тиана». Огонь полностью уничтожил иномарку, а стоявшая рядом «двенадцатая» сильно обгорела. Сейчас милиция опрашивает очевидцев и выясняет подробности ЧП

ХРОНИКА ПОДЖОГОВ АВТО В СТОЛИЦЕ

Октябрь 2006 года. Северо-Восток. В районах Свиблово и Медведково за одну ночь подожгли девять машин, бросив в них бутылки с зажигательной смесью. На следующий день спалили еще «Мерседес» и «Крайслер».

Ноябрь 2006 года. Северо-Запад. На улице Свободы неизвестные подожгли два «Опеля».

Июнь 2007 года. Снова Северо-Восток. На улице Плещеева сгорели семь машин: две «пятнадцатые», «Газель», «шестерка», «Волга», «Опель Астра» и «Запорожец». Кроме того, милиционеры обнаружили еще две машины, которые пироманы не успели поджечь: из баков еще одной «Волги» и «четверки» торчали фитили.

Ни одного из поджигателей так и не нашли.

Поделиться видео </>

Сожжённые машины в Москве: очевидцы и пострадавшие.Cъёмка: Хайырбек ЭМЗЕЕВ Хаирбек АЛМАКАЕВ Монтаж: Алексей ЕПИФАНОВ Читайте: В Москве — эпидемия поджогов машин

В столице участились ночные поджоги автомобилей – Москва 24, 24.08.2015

В Москве участились поджоги автомобилей. Есть случаи, когда уничтожались до 20 машин за одну ночь. Причин поджогов много: месть или зависть, сообщает телеканал «Москва 24».

Одним из пострадавших стал москвич Михаил Анохин. Расположенная во дворе камера видеонаблюдения зафиксировала: неизвестный мужчина подходит к автомобилю Михаила. Обливает переднее и заднее колесо. Через несколько секунд темноту озаряет вспышка, а злоумышленник убегает.

«Когда я увидел это с балкона, это было небольшое пламя. Но машина горит недолго. Пока я спустился, соседи вызвали пожарных. Было очень большое пламя. Буквально через несколько минут подъехали пожарные», – рассказал Анохин.

Теперь запись с камеры – это главная улика в уголовном деле. Полицейские ищут поджигателя машины Михаила Анохина. А вот Ольге Ефимище повезло меньше, в ее дворе съемка не велась. При каких обстоятельствах загорелся автомобиль Ольги, так и осталось загадкой. Девушка говорит, что правоохранители все списали на самовозгорание.

Сообщения о поджоге автомобилей появляются в новостях регулярно вот уже много лет. Горят элитные иномарки и недорогие отечественные авто. Известны случаи, когда за одну ночь огонь уничтожал до 20 машин в одном районе. Каждый случай имеет свою подоплеку, но юристы выделают несколько основных причин. Среди них месть и хулиганство.

«Была серия поджогов действительно дорогих автомобилей. И как выяснилось, это была серия таких люмпенов, которым было обидно, что у них таких машин нет. И в качестве мести за социальную несправедливость они решили поподжигать дорогие машины», – сообщил частный детектив Андрей Винк.

Иногда машины поджигают и психически больные люди. «Если это поджог со стороны психических людей, то они не выбирают, дорогой класс или дешевый. У них агрессия к определенной машине. Может быть, когда-то их зацепила эта машина, может, когда-то не уступила дорогу. Они просто идут, вычисляют такую же марку и поджигают», – объяснил автоюрист Дмитрий Славнов.

По словам психотерапевтов, пироманы – это люди с так называемым подростковым мышлением. Они считают поджоги шалостью и думают, что за это им ничего не грозит. Хотя по 167 статье УК такой любитель огня может отправиться за решетку на пять лет.

Ссылки по теме

«Мне кажется, что это все-таки банальное хулиганство, нежелание просчитывать последствия. В первую очередь, у людей с незрелыми чертами личности. То есть это люди, как сейчас пишут в диагнозах, с расстройством личности. И, к сожалению, которые физически выросли, а психологически все еще нет», – отметил врач-психотерапевт Александр Теслер.

Владельцы сожженных машин могут претендовать на выплату только при наличии полиса КАСКО. Страховщики заверяют, что в большинстве случаев проблем не возникает. Главное – это собрать нужный пакет документов.

«Необходимо вызвать противопожарную службу, если что-то еще горит. В любом случае надо вызвать и органы внутренних дел. Они приедут, все это зафиксируют и потушат в случае необходимости. Эти документы необходимо будет получить. Плюс заключение противопожарной службы. И в милиции надо будет получить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или в возбуждении уголовного дела», – сообщил заместитель руководителя департамента урегулирования убытков страховой компании Дмитрий Титиев.

Если у автовладельца только ОСАГО, тогда никакой страховки он не получит. Он сможет требовать возмещение ущерба только от поджигателя, после того, как последнего найдут и задержат.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о