Содержание

Почему дороги России опасны для водителей и пешеходов? — журнал За рулем

Дороги России остаются одними из самых опасных в мире для водителей и пешеходов. О причинах аварийности и основных способах, позволяющих минимизировать ДТП со смертельным исходом, рассказывает Сергей Смирнов.

Всё по плану

Из года в год на наших дорогах гибнет около 30 тысяч человек — население небольшого города! В принятой десять лет назад государственной программе по дорожной безопасности не было ни слова конкретики — говорилось лишь о снижении количества погибших. На сколько? Да как получится. Естественно, исполнители (МВД, МЧС, Минтранс и Минздрав) отрапортовали, что с задачей успешно справились. Тенденция и впрямь положительная: в 2005 году в автоавариях погибло 33 957 человек, а в 2012‑м, по окончании программы, на автомобильных дорогах лишился жизни 27 991 человек. Но ведь и от этих данных кровь стынет в жилах!

А три года назад стартовала новая программа, с более конкретной целью — сократить к 2020 году число погибших на 8000 человек по сравнению с 2012‑м. Похоже, это максимум, на который способны замахнуться властные структуры. Но и эта задача, скорее всего, будет провалена: в 2013 году насчитали 23 092 погибших, в 2014‑м — уже 26 963, а в 2015‑м — 23 114. Выходит, принимаемые меры не особо влияют на снижение смертности. Значит, нужно искать другие пути. Может, обратимся к европейскому опыту?

Настоящая работа

К примеру, шведы не боятся ставить сверхзадачи — и приняли к действию программу Vision Zero («Стремление к нулю»). Ее основной принцип — минимизировать число дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. А задача-максимум заключается в том, чтобы к 2020 году свести смертность на дорогах к нулю.

Самые страшные последствия — при выезде на встречную полосу. Но вместо четырех полос даже на федеральных дорогах делают лишь две.

Самые страшные последствия — при выезде на встречную полосу. Но вместо четырех полос даже на федеральных дорогах делают лишь две.

В Швеции признали, что, сколько ни занимайся пропагандой безопасного вождения и соблюдения правил, как ни увеличивай наказание за проступки, водители всё равно будут совершать ошибки и попадать в аварии. Именно поэтому шведы решили строить такую дорожную систему, которая сама по себе минимизировала бы аварии и их последствия.

Например, внедряют распределение встречных потоков движения по формуле 2+1 (ЗР, 2015, № 8). Дорогу делают трехполосной: две полосы в одну сторону, одна — в другую. Чтобы водители могли опережать тихоходные машины, количество полос в каждом направлении периодически меняется. Встречные потоки разделяются барьерами, чтобы исключить лобовые столкновения. Кроме того, внедряют перекрестки с круговым движением, снижающие количество пострадавших в авариях по сравнению с классическими перекрестьями. А еще вводят ограничение скорости до 30 км/ч на самых опасных участках населенных пунктов и в местах оживленных пешеходных переходов.

Каждое ДТП со смертельным исходом тщательно расследуют. После этого принимают решение о реорганизации движения на данном участке дороги.

Особое внимание — пешеходам. Встретить в Швеции нерегулируемый наземный переход вне населенного пункта практически невозможно. И в этом нет ничего сложного и сверхзатратного. Неужели мы не можем сделать так же?

Штрафы увеличить

Наверное, можем — просто не хотим. В 2015 году произошло 184 тысячи аварий, в которых 23 114 человек погибли и 231 197 были ранены. Самые распространенные дорожные коллизии с пострадавшими — столкновение автомобилей (75 266 аварий) и наезд на пешеходов (56 918). При этом причина каждого третьего ДТП — неудовлетворительное состояние дороги.

Из года в год статистика удручает, и никто из чиновников не берет на себя ответственность за происходящее на дорогах. Даже президент на заседании Госсовета по дорожной безопасности отметил неудовлетворительную работу правительства. Но никто почему-то не подал в отставку. И даже не предложил конкретную программу. Совсем страх потеряли?

Количество погибших пешеходов можно сократить в несколько раз, если устанавливать такие переходы на аварийных участках дорог. Этот быстровозводимый переход на трассе «Волга» в Московской области позволит уменьшить число жертв ДТП.

Количество погибших пешеходов можно сократить в несколько раз, если устанавливать такие переходы на аварийных участках дорог. Этот быстровозводимый переход на трассе «Волга» в Московской области позволит уменьшить число жертв ДТП.

Впрочем, кое-что все-таки предложили: воспитывать законопослушных водителей да увеличить штрафы. Браво! Это, безусловно, проще, чем приводить в порядок дорожную инфраструктуру. Да и в бюджет лишняя копеечка капает.

Читатели «За рулем», судя по результатам опроса, считают плохие дороги основной причиной аварий (76% голосовавших). А нарушение правил обгона (6%), внезапный маневр и перестроение (16%) дают те самые выезды на встречную полосу. Самое время спросить у чиновников: где обещанные разделительные барьеры, которые могут спасти тысячи жизней?

В ответ мы слышим про нехватку финансирования — дескать, местные власти не получают средств, необходимых для ремонта дорог. Получают! Однако взятые с водителей в виде штрафов деньги они расходуют на какие угодно цели, только не на дорожную безопасность.

Почему в России плохие дороги. Объясняю на пальцах

Российские дороги — как русская рулетка. То ли доедешь, то ли умрёшь. Недавно я показал вам федеральную трассу М7 на участке между Чебоксарами и Нижним Новгородом. Узкая однополоска, свежий, но уже кривой асфальт, никакой разметки.

Читатели не согласились. «- Нормальная же трасса, это блогер придирается».

Окей, давайте покажу, что такое хорошая дорога, и сравним?

1 Вот «федеральная трасса» в Америке. Той самой, загнивающей, с огромным внешним долгом стране, которая вот-вот развалится. Такие дороги называют “интерстейтами”, они пересекают страну с востока на запад и с севера на юг. Это самые быстрые трассы в стране. Часто на них не по две полосы в каждую сторону, а по три, всё зависит от трафика в конкретной местности.

2 А вот федеральная трасса в России. Дорога, ведущая из Москвы в Уфу и дальше на восток. Cамый короткий, и почти единственный путь на Урал. С огромным трафиком грузового транспорта и не менее интенсивным локальным легковым, курсирующим между соседними городами. Хилая “однополоска” без разделителя.

И та и другая дороги типичны для своих стран. На этом можно ставить точку в любом споре по измерению пиписек.

3 Теперь посмотрим на второстепенные дороги. Это трасса в штате Мэйн, северном и малонаселённом штате (41 место из 50). Поток машин небольшой, грузовики встречаются не часто.

4 Всё та же федеральная трасса в России. Здесь постоянно приходится обгонять медленные большегрузы, выезжать на встречную полосу, рисковать жизнью.

5 В Штатах грузовики тебя сами быстрее обгонят, если зазеваешься: они ездят с очень большой скоростью, на многих дорогах у них нет отдельного ограничения скорости. Почему так получается, что у нас грузовики — медлительные, а там — решительные? Неужели их тягачи настолько мощнее? Так и в России полно “американцев”.

6 Ещё бывает так, едешь по старенькой, но неплохой дороге, а потом — бац, бум, бэнг — и асфальт кончается. Вот совсем кончается, причём внезапно.

7 И начинается пыльная трескучая грунтовка. Угадаете, в какой стране такое невозможно?

8 Причём, это ещё хорошей дорогой считается: из бюджета регулярно выделяют деньги на гравийное покрытие, рабочие размазывают мелкие камушки по дороге, а грейдер их утрамбовывает. Но камни всё равно летят из под колёс, бьют по днищу и рикошетят в стёкла встречных машин.

9 Безопасность на таких участках оставляет желать лучшего. Аварии — обычное дело.

10 А вот так ремонтируют федеральную трассу. Что здесь делают пешеходы? Как они туда попали?

11 Есть такая поговорка — “безопасность превыше всего”. Любые, даже незначительные дорожные работы озабориваются при помощи. ярких конусов, во многих штатах есть закон, что в зоне проведения работ все штрафы удваиваются, а в случае наезда на рабочего, водитель может отправиться в тюрьму на срок до 15 лет. Это остужает пыл любителей погонять.

12 Ну а у нас свой путь и другое отношение к безопасности.

13 Знаки о дорожных работах вообще ставят от балды, часто они служат формальным поводом для гаишников, чтобы остановить вас за превышение.

14 Ну а вот самая незначительная дорога в США, где-то в деревне на севере. Чуть уже нашей федеральной трассы.

15 В российской глубинке подобная дорога выглядит так. И это отличный результат, она хотя бы без ям и колдобин!

16 Многие считают, что хорошая дорога — это ровный асфальт. На самом деле нет, покрытие играет не главную роль. Гораздо важнее инфраструктура. Разгонные полосы, отбойники, разметка, вот это всё. Отсутствие пересечений дорог на одном уровне, площадки для отдыха, освещение…

17 И в том числе обочина. О ней тоже никогда в России не думают. Хорошая обочина выглядит так.

18 У нас же про неё забывают. Положили асфальт, даже ровно, молодцы. Нанесли разметку. Обочина осталась просто куском земли.

19 Именно с неё и начнётся разрушение дороги. Через год-два асфальт начнёт трескаться, придётся переделывать.

20 Остановка. Обочину не доделали, всё в пыли, люди этим дышат.

21 А чтобы не развалилось, обочину также нужно укреплять, а по хорошему, ещё и водоотводные сооружения делать, особенно в нашем климате. Сверху всё можно замаскировать травой. Поверьте, она смотрится лучше плешивого грунта.

22 Площадка для отдыха. На основных дорогах в Америке через каждые 50-70 миль делают специальные карманы, куда можно зарулить перекурить, отдохнуть, сходить в туалет. Обычно там есть вся инфраструктура, в оживлённых местах будет и какой-нибудь ресторан или заправка. Узнать об этом можно в моём подробном рассказе об устройстве американских дорог.

23 Ну а у нас захочешь нужду справить, найдёшь съезд в лесок, а там уже и свалка. И никто контейнера не поставит. Зачем? Сойдёт и так!

24 Конечно, всё меняется, и наши дороги становятся лучше (чуть-чуть). Но касается это чаще всего именно асфальта и разметки, а не количества полос и инфраструктуры.

25 Мы тоже можем, если очень захотим. И обочину укрепить, и развязку грамотную сделать, и даже шикарную платную магистраль (но только 100 километров из 700, это я про платную М11 в Питер).

26 А главное, дорожная инфраструктура не зависит от климата, грунта и «переходов через ноль”. Если сделать летом по две полосы в каждую сторону и отбойник по середине — к зиме она не станет однополосной (если от снега чистить). Нужно только захотеть.

27 Но пока — не очень хочется. Сойдёт и так.

Если ещё кто-то считает, что хорошие дороги это только хороший асфальт, покажите ему этот пост.

Почему в России плохие дороги

Многие Россияне имеют машину и всем им тяжело привыкнуть к качеству дорог. И почему в России плохие дороги никому не понятно, ведь страна большая, мощная, а значит и богатая. Но есть ряд причин, объясняющих такие условия для водителей и сегодня вы с ними ознакомитесь.

 

 

Первая причина: коррупция

 

Из-за коррупций, на строительство дорог тратится на 3 раза меньше денег, чем должно было бы. Это означает, что дорог могло быть в 3 раза больше, или существующие дороги могли бы быть в 3 раза лучше. Правительство предоставляет заказчикам деньги, чтобы они наняли исполнителей (тех, кто будет строить дороги). А заказчики специально выбирают плохих исполнителей, чтобы обходилось дешевле. Как и следует ожидать, эти недобросовестные исполнители всё гробят. Но это не такая уж большая проблема (как следует считать). На сегодняшний день правительство периодически следит за всем этим. Правоохранительные органы, надзорные организации, ФАС. Все они пристально наблюдают за всей процедурой, и если усомнятся в честности заказчиков, то могут и остановить процесс вовсе.

 

 

Вторая причина: некачественное проектирование

 

Проблема заключается в том, что проектированием дорог занимаются люди, у которых, скажем так, не совсем хорошее образование, или люди, которые учились этому в 1980 году и не занимались повышением квалификации, так что и дороги проектируют они так же, как и в 1980 году.

 

 

Третья причина: ремонт дороги

 

Когда дорогу построили, её нужно ещё и содержать. Зимой – убирать снег, мыть барьеры, улицы, заново делать разметку, ремонтировать ямы и верхний слой. Это можно сравнить с лечением зубов. Когда вовремя не лечишь зуб, то его потом уже поздно будет лечить. Вот и с дорогами то же самое. Если их вовремя не ремонтировать, то они всё больше и быстрее разрушаются.

 

 

Четвёртая причина: плохое качество стройматериалов

 

Основные материалы – это камень (щебень) и битум. У битума, скажем, не очень хорошее качество, ещё и поставляется он из остаточного мусора нефтяных компаний. Поэтому и к качеству никто не требователен, какой есть, такой и продают. Хотя Росавтодор уже занимается этим, и надеемся, что это вопрос решится. А камень у нас добывается с помощью карьеров, потом дробится, а затем отправляется на завод. Проблема заключается в более больших компаниях, например, железные дороги, которые платят больше денег, чем строители дорог, и не требуют качественную мелкую партию щебня, поэтому он и делается некачественным и неприемлемым для дорог.

 

 

Пятая причина: нормативная документация

 

Все эти документации и регламенты уже устарели. Они были созданы очень давно и сейчас не совсем подходят требованиям наших времён. Например, раньше было меньше машин, а значит меньше нагрузок. А сейчас почти у каждого третьего есть машина, вот и дорога, построенная по нынешним требованиям, не выдерживает. Сейчас все эти документы на доработке, так что старые законы надо удалить, а новые – добавить.

 

 

Шестая причина: нагрузки на дороги

 

Эта проблема очень даже серьёзная, хотя на неё часто закрывают глаза. А всё из-за тяжёлых грузовиков, которые нагруженные тоннами, ломают наши «прочные дороги» и при этом платят такой же налог, что и легковушки, которые, кстати, не повреждают дорогу. Но и на этот вопрос наконец то обратили внимание. На 12-тонники и больше ввели дифференцированную оплату, организовали пункты пропуска, и ввели систему автоматического мониторинга.

 

 

Седьмая причина: недостаточное финансирование

 

Все думают, что дорожники только и умеют, что воровать и ничего не строить. Отчасти это так, но если хорошенько поразмыслить, то и денег-то оказывается действительно мало. Дело в том, что дорогу нужно поддерживать в нормальном состоянии. А Россия как известно «Страна больших возможностей» или «огромная страна». И так как она огромна, то и климатические зоны в ней разные, поэтому и нагрузки на дороги разные. К примеру, в Якутии зимой нужно убирать снег с дорог, а в то же время, где-нибудь в Сочи плюс 13-25 и нужно стричь кусты, косить обочины, чтобы знаки не потерять, вдруг президент проезжает, нужно чтобы дороги на вид были отличными. Приходится выбирать между видом дорог и их ремонтом. В последствии выбирают вид и экономят на ремонте. Это и приводит к таким плохим дорогам.

 

 

Восьмая причина: география

 

Хотя Россия большая страна, но плотность населения оставляет желать лучшего. Именно из-за маленькой плотности населения бывают проблемы. Например, чтобы добраться до места строительства дороги, приходится проходить очень большие расстояния, реки, горы и при необходимости строить туннели. От одного города к другому, обычно одна трасса. Поэтому если что-нибудь случится с этой трассой, то другого пути не найти.

 

 

Это основные из причин, почему в России плохие дороги. И пока что непонятно, когда можно рассчитывать на улучшения в этой сфере.

Почему в России плохие дороги?

Плохая дорога

Сейчас многие трещины и выбоины на дороге скрываются под толстым слоем снега. Но скоро весна, снег растает и поплывет, а вместе с ним поплывут и большинство региональных дорог. Давайте разберемся, почему дороги – извечная русская проблема? Что или кто мешает решить её раз и навсегда?

Увернуться от ям и от тех, кто тоже укорачивается от ям – это главная задача для многих российских водителей. Большинство разбитых дорог сейчас под толстым слоем снега, денег на ремонт у местных властей не хватает, автомобилисты жалуются во все инстанции, но тщетно.

Ямы бывают таких размеров, что их измеряют рулеткой в длину, ширину и даже глубину. Автосервисы не сидят без дела. Протертые и искореженные днища – самое малое, что может случиться при попадании в яму легкового автомобиля. Грузовикам достается не меньше. Часто приходится менять, втулки стабилизатора, шкворни поворотного кулака, передние и задние рессоры МАН и другие элементы подвески.

Полтора миллиона километров дорог – это вся наша страна, и вопросов нет, пожалуй, разве что к Федеральным трассам. Но их всего 50 тысяч километров, остальные региональные и муниципальные. Как минимум, 20 тысяч километров из них требуют немедленного ремонта.

Убитая дорога

Убитые километры недавно сосчитали общественники. Получилось, что если сейчас увеличить дорожный фонд в 2 раза за счет налогов, сборов и других поступлений, то попросту не хватит квалифицированных дорожных строителей для ремонта и восстановления всех поврежденных дорог, как положено, в течение одного сезона.

Но вот беда, как положено, из нынешних укладчиков асфальта знают, увы, далеко не все. Им не страшны ни дождь, ни лужи. В интернете полно видеороликов, как асфальт сыплют прямо в лужу. Не удивляемся мы и любителям заасфальтировать снег.

Дорожное полотно представляет собой слоеный пирог. И если укладывать верхний слой асфальта на воду или снег, то полностью исключается возможность прочного соединения верхнего слоя с нижним. Такие заплатки по правилам должны ставить только в аварийных случаях и до начала сезона ремонта дорог.

Сами дорожники во всех бедах винят шипованные шины, реагенты и резкие перепады температур. С одной стороны не поспоришь, но ведь и в других странах всё это уже есть, только асфальт там держится дольше раз в 10, да и новые дороги появляются с куда большей скоростью.

Например, Китай строит 26 тысяч километров в год новых скоростных качественных дорог. Россия же – 300-350 километров, т.е в 75 раз меньше. И думается, дело не только в технологиях строительства дорог, но и в самом отношении к делу. Нам есть над чем подумать.

природный и человеческий фактор — журнал «Рутвет»

Оглавление:

  1. Объективные причины плохих дорог в РФ
  2. Человеческий фактор
  3. Самые плохие дороги в России

Набившая оскомину шутка о двух бедах России в последнее время уже не воспринимается как шутка. Не только автомобилисты-любители, водители общественного транспорта или простые шоферы могут сказать много нелестных слов о качестве дорог в стране, но даже пешеходы стали обращать на это внимание. Что же дальше? Появятся ли когда-нибудь в стране хорошие дороги, и почему в России плохие дороги?

Объективные причины плохих дорог в РФ

Из-за чего в нашей стране такое странное дорожное покрытие: с трещинами, заплатками, ямами и выпуклостями, полное неожиданностей в непогоду? Частично ответ на этот вопрос лежит в области физической географии страны:

  1. Существуют так называемые природные причины того, почему в России плохие дороги. Климат страны имеет четкое разделение на теплый и холодный сезоны, что влечет за собой высокий среднегодовой перепад температуры. А это, несомненно, сказывается на качестве покрытия – оно проседает, трескается, иногда плавится и т. д.
  2. Большая часть грунта на территории России полностью или частично состоит из глины, которая хорошо впитывает и плохо отдает влагу. Влага распределяется по пустотам в грунте и зимой замерзает. Из-за этого асфальт как бы начинает «распирать» изнутри, и он трескается. Весной этот «подземный лед» тает, и дорожное полотно становится настолько рыхлым, что проделать в нем яму можно колесом обычной легковушки.

Это то, что изменить практически невозможно. Однако наука не стоит на месте, и технический прогресс предлагает варианты решения подобных проблем. Но до дела, к сожалению, почти никогда не доходит.

Резкая смена погодных условий влияет и на технику безопасности на дорогах. Часто водители задаются вопросом, можно ли ездить на зимней резине летом, чтобы не менять дважды в год резину.

Плохие дороги в России, причины очевидны

Человеческий фактор

Есть и еще одна причина, почему в России плохие дороги. Точнее не одна, ведь чиновников, недобросовестных подрядчиков, прорабов и многих других, кому средства, выделяемые государством на ремонт и строительство дорог, не дают покоя, немало.

Да и способов того, как получить свой кусок бюджетного пирога, великое множество. Например:

  1. Подрядчик составляет смету, где указывает стоимость качественных материалов, а на деле в ход идут более дешевые. В итоге «откат» может составлять 70-80%.
  2. Даже если и были использованы дорогостоящие материалы, то их реальное количество может сильно разниться с тем, что написано на бумаге. К примеру, толщину любого слоя покрытия можно уменьшить на несколько сантиметров, тем самым «сэкономив» для себя средства.
  3. Иногда бывает, что по документам дорогу ремонтирует или строит подставная фирма с высокими расценками, а на деле все выполняется нанятыми из ближнего зарубежья неквалифицированными рабочими.

Несомненно, есть еще не один способ «откусить» от дорожного бюджета. И каждый, кто хочет это сделать, обязательно придумает свой хитроумный план.

Самые плохие дороги в России

Самые плохие дороги в России

Где же в России самые плохие дороги? По итогам 2013 года эксперты составили свой антирейтинг регионов с безобразным качеством дорог:

  1. По разным данным худшими местами для безопасного передвижения считаются Ленинградская и Волгоградская области.
  2. Второе место за Красноярским и Забайкальским краем.
  3. Тройку замыкает Нижегородская область.

Среди 45 исследованных регионов лучшей оказалась Новосибирская область, хоть и автомобилистам из столицы Сибири с трудом в это верится.

Как можно исправить эту невеселую ситуацию с плохими дорогами в России? Можно ли бороться с коррупцией и противостоять природным факторам? Наверное, да. Только как именно это сделать, никто еще ответа не нашел.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о