Охлаждающие жидкости

К группе охлаждающих жидкостей относятся низкозамерзающие, обладающие высокой теплоемкостью и теплопроводностью жидкости, предназначенные для поглощения и отвода тепла в жидкостных системах охлаждения.

Для обеспечения удовлетворительного теплоотвода в системах охлаждения, вырабатываются различные марки низкозамерзающих охлаждающих жидкостей (антифризов), представляющих собой водные растворы этиленгликоля с добавлением антикоррозионных присадок. В зависимости от предполагаемых температурных условий эксплуатации, для вырабатываемых охлаждающих жидкостей устанавливается значение температуры начала кристаллизации (Тнк). В настоящее время, минимальными предельными значениями, для разных марок, являются температуры: минус 35, минус 40 и минус 65 0С (рис. 1).

Значения показателей качества охлаждающих жидкостей представлены в таблицах 1-3.

В соответствии с ГОСТ 26098-84 «Нефтепродукты. Термины и определения» – антифризами называют низкозастывающие технические жидкости для поглощения и отвода тепла.

Требования к качественным характеристикам антифризов установлены ГОСТ 159-52 «Жидкость охлаждающая низкозамерзающая». Антифризы, выпускаемые по ГОСТ 159-52 представляют собой растворы этиленгликоля, с примесью незначительных количеств пропиленгликоля и полигликолей, с добавлением антикоррозийной присадки. Выпускают 2 марки антифризов – «Марка «40» и «Марка «65» , отличающиеся своими низкотемпературными характеристиками. Антифриз марки «65», предназначен для применения в условиях Крайнего Севера и других районах с низкими температурами окружающего воздуха.

Распределение охлаждающих жидкостей по низкотемпературным свойствам

Распределение охлаждающих жидкостей по низкотемпературным свойствам

 

Рис. 1. Распределение охлаждающих жидкостей по низкотемпературным свойствам

Таблица 1.

Наименование

показателя

Антифризы

Нормативные значения показателей качества

Марка «65»Марка «40»
1. Внешний видСлабо-мутная оранжевая жидкость,

не вспенивающаяся при попадании в

нее нефтепродуктов и не разрушающая

резиновых деталей системы охлаждения

Слабо-мутная

желтоватая жидкость

2. Плотность1,085-1,0901,0675-1,0725
3. Коэффициент преломления≥ 1,400≥ 1,390
4. Фракционный состав:

– фракция выкипающая до 150 0С, в % по массе

– остаток, кипящий выше 150 0С, в % по массе

– потери, в % по массе

 

≤ 35

≥ 64

≤ 1

 

≤ 47

≥ 52

≤ 1

5. Содержание механических примесей, %≤ 0,005
6. Содержание золы, в %≤ 0,4
7. рН≤ 8,5
8. Компоненты антикоррозийной присадки:

Na2HPO4, в г/л, в пределах

3,0-3,52,5-3,5
9. Температура замерзания, 0С≤ Минус 65≤ Минус 40
10. Содержание хлоридов, %≤ 0,0007

Таблица 2.

Наименование

показателя

ТУ 6-57-95-96 (изм. 1-5)

Нормативные значения показателей качества

Тосол-АМТосол-А40МТосол-А65М
1. Внешний видОднородная подвижная жидкость голубого цвета без механических примесейОднородная прозрачная жидкость голубого цвета без механических примесейОднородная прозрачная жидкость красноватого цвета без механических примесей
2. Плотность при 200С, г/см31,120-1,1401,078-1,0851,085-1,100
3. Температура кипения при давлении 101,3 кПа
(760 мм рт. ст.), 0С
≥ 170≥ 108≥ 110
4. Температура начала кристаллизации, 0С≤ минус 35

(при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1)

≤ минус 40≤ минус 65
5. Массовая доля воды, %,≤ 3
6. Щелочность, см3≥ 10≥ 10≥ 10
7. Показатель активности водородных ионов (рН) при температуре 20 0С, в пределах7,5-8,5

(при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1)

7,5-8,57,5-8,5
8. Вспениваемость:

объем пены через 5 мин., см3

время исчезновения пены, с

50

(при разбавлении раствором

хлористого цинка в объемном соотношении 1:1)

5

(при разбавлении раствором хлористого цинка в объемном соотношении 1:1)

30

3

30

3

9. Коррозионное воздействие на металлы, мг

а) припой ПОС 35

б) медь М1

в) латунь Л68 или Л63

г) алюминий АК6М2

д) чугун марки СН-190

 

≤ 12,0

≤ 8,0

≤ 8,0

≤ 19,0

≤ 9,0

10. Стойкость в жесткой водеОтсутствие

расслоения или осадка

11. Набухание резин при температуре 100 0С в течение 72-х часов

Изменение объема, %:

а) стандартные образцы резины марки 7-57-5006 ТУ 38-105-250-91 код ТРП-100-60

б) стандартные образцы резины марки 57-7011 ТУ 38-105-262-78 91 код ТРП-100-60

(при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1)

 

≤ 5

≤ 5

 

 

 

 

≤ 5

≤ 5

 

 

 

 

≤ 5

≤ 5

Таблица 3.

Наименование

показателя

Норма для марки
ОЖ -40 «Лена»ОЖ –65 «Лена»

1. Внешний видЖидкость желто-зеленого цвета без механических примесей.

Допускается опалесценция

2. Плотность при 20 0С, г/см31,075-1,0851,085-1,100
3. Фракционный состав:

– температура начала перегонки, 0С,

– массовая доля фракции при перегонке до 150 0С, %

 

≥ 100

≤ 50

 

≥ 100

≤ 38

4. Резерв щелочи, см3≥ 10,0≥ 10,0
5. Температура начала кристаллизации, 0С≤ Минус 40≤ Минус 65
6. Показатель активности водородных ионов (рН) при 20 0С8,2-10,58,2-10,5
7. Вспениваемость:

объем пены через 5 мин., см

3,

время исчезновения пены, с

 

30

3

 

30

3

8. Коррозионное воздействие на металлы, г/м2, за 24 часа

а) медь М1 и М3

б) латунь Л 68

в) сталь 20, 10

 

0,1

0,1

0,1

 

0,1

0,1

0,1

г) чугун марки СЧ-25

д) алюминий Ал-9

е) припой ПОС 40

0,1

0,1

0,2

0,1

0,1

0,2

9. Набухание резины марки 7-57-5-00 при 100 0С, в течение 72 ч, % объемных≤ 5,0

Охлаждающие жидкости марки Тосол получают приготовлением концентрата антикоррозийных, антипенных добавок, красителя в этиленгликоле. Применяют для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а так же в качестве рабочих жидкостей в других теплообменных аппаратах, эксплуатируемых при низких и умеренных температурах. Наименование «Тосол» принято от аббревиатуры ТОС (Технология Органического Синтеза) по названию отдела Государственного союзного Научно Исследовательского Института органической химии, разработавшего рецептуру продукта. Наличие в названии обозначений «40» или «65», позволяет судить о низкотемпературных свойствах (температуре начала кристаллизации) данной марки Тосола.

Охлаждающая жидкость «Лена», выпускаемая по ТУ 113-07-02-88, разработана по заданию Госкомитета СССР по науке и технике как единая жидкость для военной и гражданской техники, включая летательные аппараты. Может использоваться для охлаждения электронной аппаратуры. Обладает универсальными свойствами. Имеет высокую термоокислительную стабильность, обеспечивает защиту от коррозии конструкционных материалов, не приводит к усиленному набуханию полимерных материалов, инертна по отношению к резинотехническим изделиям.

Зарубежная классификация относит антифризы марок «40» и «65», Тосолы А40М и А65М, ОЖ -40 «Лена» и ОЖ – 65 «Лена» к классу G11 по классификации теплоносителей, разработанной компаний Фолькваген (Volkswagen).

Любой теплоноситель состоит из смеси этиленгликоля (пропиленгликоля, полипропиленгликоля), дистиллированной воды, красителя и пакета присадок. Применение теплоносителей в системах отопления, охлаждения, вентиляции осуществляется исходя из соответствия их характеристик условиям эксплуатации. Классификация VW, подраздееляет теплоносители на три группы: G11, G12 и G13.

К группе G11 относятся теплоносители, полученные на основе этиленгликоля, содержащие пакеты неорганических присадок (как правило, силикатных). Теплоносители данной группы окрашивают в зеленый или синий цвета.

К группе G12 относят теплоносители на основе этиленгликоля, содержащие пакеты органических присадок (как правило, карбоксилатных, не содержащих силикатов). Теплоносители окрашивают в красный цвет. Присадки применяют для образования антикоррозийной пленки в местах очагов возникновения коррозии. Применение таких присадок не дает антикоррозионной пленке покрывать все внутренние поверхности системы, что обеспечивает более эффективный теплоотвод и более длительный срок эксплуатации, чем при использовании теплоносителей класса G11.

К группе G13 относят теплоносители полученные на основе полипропиленгликоля. Теплоносители содержат пакеты органических присадок (не содержащих силикатов). Продукт окрашивают в желтый или оранжевый цвета. Теплоносители группы G13 более экологичны, не ядовиты, обладают свойством достаточно быстро разлагаться, в связи с чем имеют широкое применение в медицинской промышленности.

Просмотров: 1 264

Какой тосол или антифриз можно заливать в систему охлаждения УАЗ

Согласно требований заводской инструкции по эксплуатации, в системе охлаждения автомобилей УАЗ должна всесезонно применяться охлаждающая жидкость марок ОЖ-40 и ОЖ-65 «Лена», ТОСОЛ А-40М, ТОСОЛ А-65М, или ОЖ-40 и ОЖ-65 ТОСОЛ-ТС. 

Следовать требованиям завода-изготовителя конечно же необходимо, однако в современных реалиях, когда выбор на прилавках магазинов различных тосолов и антифризов достаточно велик, для системы охлаждения своего автомобиля при желании всегда можно подобрать более технологичную и совершенную охлаждающую жидкость.

В специализированных магазинах продаются готовые к применению охлаждающие жидкости с названиями Тосол и Антифриз. Все они, за очень редким исключением, подходят для применения в системе охлаждения автомобилей УАЗ. Не смотря на разные названия, Антифриз, это как правило, тот же Тосол, только с несколько лучшими эксплуатационными характеристиками. Более подробно они будут рассмотрены ниже.

Заправочный объем системы охлаждения автомобилей УАЗ.

— Уаз Патриот, Уаз Пикап и Уаз Карго с двигателем ЗМЗ-409 — 12,0 литров.
— Уаз Патриот, Уаз Пикап и Уаз Карго с двигателем ЗМЗ-409, ЗМЗ-51432 CRS и радиатором с горизонтальными трубками, а также Уаз Патриот с двигателем Iveco F1A — 14,0 литров.
— Уаз Хантер моделей УАЗ-315195 и УАЗ-315148 — 12,5 литров.
— Уаз Хантер модели УАЗ-315143 — 16 литров.
— УАЗ-3153, УАЗ-31519, УАЗ-315194 — 11,5 литров.
— Фургон УАЗ-374195 и грузовой автомобиль с двухместной кабиной и деревянной грузовой платформой УАЗ-330395 — 12,7 литров.
— Санитарные автомобили УАЗ-396295 и УАЗ-396255, УАЗ-390995 Фермер и автобус УАЗ-220695 — 13,7 литров.
— Грузовой автомобиль с увеличенной базой УАЗ-330365 и грузопассажирский автомобиль с увеличенной базой УАЗ-390945 — 13,6 литров.

Интервал замены охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобилей УАЗ, повторное использование слитого из системы тосола или антифриза.

Согласно данным сервисной книжки за 2015 год, завод изготовитель рекомендует полностью заменять охлаждающую жидкость через каждые 60 000 километров пробега или через 4 года, смотря что наступит раньше. На самом деле, интервал замены стоит рассчитывать учитывая эксплуатационные свойства залитого тосола или антифриза. В случае эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях, интервал замены охлаждающей жидкости в системе охлаждения автомобилей УАЗ рекомендуется сократить. К тяжелым условиям завод относит :

— буксировку прицепа,
— по большей части, короткие поездки в 4-5 километров или поездки на большие расстояния с малой скоростью,
— постоянная эксплуатация в крупных городах,
— постоянная эксплуатация в местностях, в которых температура воздуха часто выходит за рамки диапазона от минус 15 до плюс 30 градусов Цельсия,
— частая эксплуатация на грязных и пыльных дорогах, а также дорогах на которых используются химические реактивы для обработки полотна.

Кроме того, потребность в замене охлаждающей жидкости наступает, если :

— Ее срок службы достиг или превысил указанные производителем сроки.
— Были утечки или выкипание охлаждающей жидкости, после чего в систему охлаждения добавлялась вода или жидкость другого производителя.
— При изменении цвета или оттенка охлаждающей жидкости, что является первыми признаками потери работоспособности присадок.
— При попадании в охлаждающую жидкость других жидкостей, например масла из системы смазки двигателя.

При ремонте двигателя или системы охлаждения, когда охлаждающая жидкость сливается, ее повторное применение допускается, если для слива и хранения использовались чистые воронка и тара. Перед повторным применением охлаждающую жидкость желательно отфильтровать.

Какой тосол или антифриз можно заливать в систему охлаждения УАЗ, типы, состав и совместимость тосола и антифриза, интервал заменыКакой тосол или антифриз можно заливать в систему охлаждения УАЗ, типы, состав и совместимость тосола и антифриза, интервал замены
Антифриз — типы и состав.

Термин «Antifreeze» (Антифриз) возник за рубежом. Его использовали для обозначения концентрата, который добавляли к воде в системе охлаждения двигателя автомобиля. Однако этот термин тогда принимал во внимание только холодозащитную роль этого продукта, допуская, что его использование является сезонной потребностью.

Сейчас название Антифриз подразумевает не только холодозащитные свойства продукта, но и отражает его функцию как теплообменной среды, разработанной, чтобы всесезонно предохранять систему охлаждения двигателя от коррозии и повреждений во всех эксплуатационных условиях.

Автомобильные антифризы состоят, как правило, из этиленгликоля, реже — пропиленгликоля, который в отличие от этиленгликоля не токсичен, но стоит значительно дороже, воды и присадок. Этиленгликоль ядовит и может проникать в организм человека через кожу. Наиболее опасен, если его выпить.

Раствор этиленгликоля достаточно агрессивен к материалам деталей системы охлаждения — стали, чугуну, алюминию, меди, латуни, припою. Поэтому в антифриз добавляют комплекс присадок, придающих ему антикоррозийные, антикавитационные и антипенные свойства. Этиленгликоль, помимо понижения температуры замерзания, приводит к повышению температуры кипения охлаждающей жидкости, что является дополнительным преимуществом при эксплуатации автомобилей в теплое время года.

В антифризы также добавляют красители, придающие им тот или иной цвет, который не имеет никакого отношения к его эксплуатационным свойствам. Цвет в основном необходим для отличия одной жидкости от другой, определения уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке, а также чтобы отличать подтеки охлаждающей жидкости от подтеков других эксплуатационных жидкостей.

В настоящее время антифризы по составу функциональных присадок условно делятся на четыре типа : карбоксилатный (OAT), гибридный (Hybrid), лобрид (Lobrid) и традиционный (Traditional). Карбоксилатные антифризы G-12, G-12+ содержат ингибиторы коррозии на основе органических (карбоновых) кислот и обладают самым большим сроком службы — более 5 лет.

Гибридные антифризы G-11 содержат, кроме органических (карбоксилатных) ингибиторов, также и неорганические ингибиторы — силикаты, нитриты или фосфаты. Срок службы 3-5 лет. Лобрид антифризы G-12++, G-13 — относительно новый вид охлаждающей жидкости, в которой органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных ингибиторов.

Традиционные антифризы в качестве ингибиторов коррозии содержит неорганические вещества — силикаты, фосфаты, бораты, нитриты, амины, нитраты и их комбинации. Антифризы этого типа уже считаются морально устаревшими из-за небольшого срока службы около 2 лет и не способности длительно выдерживать высокие, более 105 градусов, температуры. Тосол и его многочисленные модификации как раз и относятся к традиционному типу антифризов.

Стандарты антифризов.

Единых стандартов для антифризов не существует, но есть наиболее признанные. Например, американские — ASTM D 3306, D 4340, D 4985 и SAE J1034, английские — BS 6580, B55117, японские — JIS K 2234, французские — AFNOR NF R 15-601, и немецкие — FVV HEFT R 443.

Как и в случае с моторными маслами, некоторые автопроизводители могут указывать для антифриза свои допуски. Например, для Audi, Seat, Skoda и VW это TL 774D (G12), F (G12+), для Mercedes-Benz — 325.3, для Renault и Ford — WSS-M97B44-D.

Тосол — типы и состав.

ТОСОЛ – это название автомобильной охлаждающей жидкости, разработанной в 1971 году для автомобилей ВАЗ взамен итальянской «ПАРАФЛЮ» специалистами ГосНИИОХТа — Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии. Первые три буквы аббревиатуры ТОСОЛ указывают на отдел технологии органического синтеза, а буквы ОЛ добавлены, чтобы получилось слово, похожее на название спиртов — этанол, бутанол, метанол. По другой версии, «ОЛ» — это сокращение Отдельной Лаборатории, разработавшей тосол.

Торговая марка ТОСОЛ не была зарегистрирована, поэтому ее широко используют все производители охлаждающей жидкости. Эксплуатационные свойства этих жидкостей могут быть разными и зависят от их состава. Тосол, так же как и антифриз, представляет собой раствор из этиленгликоля, воды и различных присадок.

ТОСОЛ А-40М состоит из 44% воды и 56% этиленгликоля, и обеспечивает температуру кипения при нормальном атмосферном давлении — не менее 108 градусов. Его рекомендуется использовать в районах с температурой окружающей среды не ниже минус 40 градусов. ТОСОЛ А-65М состоит из 35% воды и 65% этиленгликоля, и кипит, при нормальном атмосферном давлении, при температуре не менее 110 градусов. Его рекомендуется использовать в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Внешне стандартный ТОСОЛ А-40М чаще всего представляет собой жидкость голубого цвета, а ТОСОЛ А-65М — красного цвета. Изменение цвета тосола в процессе эксплуатации сигнализирует о потере его эксплуатационных свойств. В частности выработке ингибиторов коррозии, и необходимости замены. Например голубой ТОСОЛ А-40М по мере старения сначала становится сине-зеленым, затем зеленым, потом желтым и может совсем обесцветится.

Скорость старения и изменения цвета тосола зависит от рабочей температуры охлаждающей жидкости. В частности при работе двигателя с постоянными перегревами, порядка 100-105 градусов и выше, тосол может пожелтеть и потерять свои качества уже после нескольких сотен часов работы двигателя.

Состарившийся тосол, из-за выработки присадок, может стать причиной образования толстого слоя накипи в системе. Это может привести к деформации деталей, местному перегреву и чрезмерному тепловому расширению, коррозии алюминиевых блоков и головок блоков цилиндров.

Совместимость охлаждающих жидкостей, можно ли смешивать тосол и антифриз.

В процессе эксплуатации автомобиля уровень жидкости в системе охлаждения может стать меньше из-за испарения воды или утечек. В первом случае нужно долить дистиллированную, а если ее нет, то отфильтрованную и прокипяченную воду. Во втором – тосол или антифриз той же марки.

Тосол и антифриз произведенные разными изготовителями по одним и тем же техническим условиям, смешивать допустимо. Однако если номера технических условий не одинаковы, то лучше этого не делать. Компоненты комплексов присадок могут прореагировать друг с другом и потерять свои полезные свойства. В крайнем случае, при больших потерях охлаждающей жидкости, лучше всего долить в систему охлаждения воду, а потом, как можно скорее, полностью заменить всю жидкость в системе охлаждения.

Похожие статьи:

  • Трансмиссионные масла для коробки передач, раздатки и мостов Уаз, классификация масел.
  • Какой воздушный фильтр подходит на Уаз Патриот и Уаз Хантер, доработка крышки фильтра для установки низких фильтрующих элементов.
  • Какой фильтр тонкой очистки топлива подходит на Уаз Хантер и Уаз Патриот с двигателем ЗМЗ-409, устройство, размеры, аналоги.
  • Какой масляный фильтр подходит для двигателей ЗМЗ на УАЗ, размеры, перепускной и обратный клапаны фильтра, сроки замены.
  • Проверка и обслуживание свечей зажигания А14ДВР двигателя ЗМЗ-409, влияние искрового зазора свечи на работу катушки зажигания.
  • Выбор трансмиссионного масла для коробки передач, раздатки, мостов Уаз, эксплутационные свойства масел.

Желтый антифриз: характеристики, можно ли смешивать

Охлаждающие жидкости для двигателей внутреннего сгорания различаются между собой температурой замерзания. На отечественном рынке можно встретить ОЖ нескольких цветов, в том числе и необычного жёлтого оттенка. Рассмотрим подробнее состав, свойства и технические характеристики жёлтого антифриза.

желтый антифриз G13

Описание

Изначально все антифризы производятся бесцветными, и различаются друг от друга химическим составом, зависящим от применяемых при изготовлении компонентов. И лишь для удобства использования, чтобы потребитель мог визуально различить разные марки антифриза, их стали окрашивать в разнообразные цвета. В советское время в продаже имелось два варианта охлаждающей жидкости для автомобильных моторов, выпускаемых под наименованием «Тосол»:

  1. Синего цвета, предназначенный для использования при температурах до -45ºC.
  2. Красного цвета, способный выдерживать морозы до -65ºC.

 

Сегодня ассортимент цветов антифризов, предлагаемых автолюбителям, значительно вырос. Среди этого многообразия можно встретить жидкость экзотического жёлтого цвета. Многие отечественные автолюбители настороженно относятся к подобным экзотическим изделиям, и предпочитают заливать в свои авто уже проверенные годами охлаждающие составы. Однако, при ближайшем рассмотрении, оказывается, жёлтая охлаждающая жидкость не что иное, как уже привычный и испытанный антифриз класса G-13.

Данный вид антифриза был разработан в своё время германской компанией «Фольксваген», окрашивался в фиолетовый цвет, и содержал уникальный состав химических компонентов. Для защиты оригинального состава жидкости от контрафактных подделок, производители запатентовали как рецептуру его изготовления, так и цвет окраски. Однако, состав новой ОЖ не долго оставался неразгаданной тайной – уже через пару лет многие производители принялись за изготовление жидкостей, аналогичных по своим эксплуатационно-техническим характеристикам фольксвагеновскому G-13.

желтый антифриз G13 Аляска

Но, поскольку, фиолетовый цвет для данного класса ОЖ был запатентован немецкой компанией, то другим производителям G-13 пришлось, во избежание обвинений в техническом плагиате, окрашивать свою продукцию в иной цвет. Наиболее распространённым оттенком для данного вида охлаждающей жидкости, помимо фиолетового, стал жёлтый или ярко-оранжевый. Впрочем, никаких официально установленных всеобщих стандартов и регламентов, определяющих цвет антифриза в зависимости от его марки, на сегодня не имеется. Этим зачастую пользуются производители, наводняя рынок товаром самых разных цветов и оттенков, подчас руководствуясь принципом: «Чем ярче товар, тем больше покупателей он привлечёт».

Антифриз G-13 относится к разработанному в начале 2000-х годов классу охлаждающей жидкости. Впервые официальные поставки данного состава на российский рынок начались в 2012 году – это была ставшая сегодня классической фиолетовая ОЖ от компании «Фольксваген». Она обладала улучшенными свойствами, по сравнению с уже имеющимися в продаже жидкостями, и быстро заслужила популярность у отечественных автомобилистов. Но высокие технические свойства определяют и стоимость этого продукта, которая значительно выше, чем у антифризов более низкого класса.

 

Характеристики и состав

Охлаждающая жидкость G-13, в сравнении с другими классами (11, 12, 12+), имеет ряд технических особенностей:

  • В составе содержится гибридная присадка пропиленгликоль. Данный компонент сменил в составе антифриза традиционный токсичный этиленгликоль. Использование пропиленгликоля также позволило увеличить эффективность охлаждения двигателя.
  • Используемые дополнительные компоненты обеспечивают повышенную защиту узлов и деталей мотора от воздействия коррозии металла.
  • Благодаря свойствам высокой текучести, данный состав проникает в зазоры между трущимися деталями, обеспечивая, помимо охлаждения, смазывающий эффект, уменьшая их износ.
  • Жёлтый антифриз G-13 имеет широкий диапазон температурного использования. Это уникальное качество позволяет применять ОЖ как при работе в северных регионах, так и в странах с жарким климатом. В том числе, он применяется и для заливки в форсированные двигатели спортивных автомобилей. Диапазон температур неразбавленного антифриза составляет от +135 до -40ºC, что является одним из лучших показателей среди ОЖ.
  • По показателю экологичности антифриз G-13 превосходит другие разновидности ОЖ. При попадании в почву, он не вызывает химического заражения, а достаточно быстро разлагается. Этот показатель особенно актуален для стран Запада, где предъявляются повышенные требования к экологической чистоте автомобилей, в том числе и к применяемым в них жидкостям.
  • Повышенный ресурс использования позволяет автовладельцам реже заменять ОЖ, тем самым экономя свои финансы.

В состав жёлтого антифриза, помимо пропиленгликоля и дистиллированной воды, входят различные минеральные присадки. В G-13 в повышенном количестве имеются ингибиторы коррозии, увеличивающие длительность эксплуатации двигателя. В антифризе также присутствуют особые вкусовые добавки, предотвращающие случайное употребление жидкости человеком. Резкий неприятный вкус добавок вызывает рефлекторное отторжение, не позволяя проглотить токсичную жидкость.

При длительном хранении сама жидкость не портиться, но входящие в её состав химические компоненты имеют свойство выпадать в осадок. Поэтому перед применением долго хранящуюся жидкость рекомендуется проверить на пригодность специальными тест-полосками, снабжаемыми шкалой.

Производители

Сегодня антифриз класса G-13 выпускается во многих странах, как крупными компаниями с мировым именем, так и небольшими полукустарными фирмами. Среди наиболее качественных составов, согласно отзывам экспертов, на отечественном рынке имеются:

  1. Totachi long life antifreeze японского производства, отличающийся полнейшим отсутствием в своём составе неорганических ингредиентов. Температура кипения жидкости +106, а to замерзания ­-37ºC.
  2. Felix Garbox. Охлаждающий состав отечественного производства, отличающийся пониженной температурой замерзания, до -45…-47 градусов.
  3. KFS 2001 Plus немецкий продукт, отличающийся повышенными техническими свойствами, но, в то же время, превышающий аналоги по стоимости в 3-4 раза.
  4. Vag. Эффективно защищает ДВС одновременно от перегрева и от появления ржавчины.

желтый антифриз от AGA

С чем можно смешивать

ОЖ класса G-13 рекомендуется использовать исключительно в двигателях, снабжённых алюминиевыми радиаторами. Применять такие охлаждающие жидкости в системах с медно-латунными деталями категорически противопоказано из-за несовместимости химических компонентов. Также не рекомендуется смешивать данные сорта антифриза с жидкостями более низкого класса. Дело в том, что в основе G-11 и 12 лежит этиленгликоль, который при смешении с пропиленгликолем может дать неблагоприятный эффект, снижающий рабочие характеристики ОЖ.

При необходимости, добавлять в охлаждающую систему следует только жидкость аналогичного класса. При выборе не следует полагаться только на цвет ОЖ, а нужно убедиться, что она относится к 13-му классу. В крайнем случае, разбавлять антифриз разрешается дистиллированной водой. Но нужно учитывать, что его технические характеристики при этом неизбежно понизятся:

  • При соотношении антифриза и воды в пропорции 1:2, to замерзания составит -18, а кипения +108.
  • При разбавлении G-13 водой в соотношении 1:1,5 температурный показатель будет равен, соответственно, -25 и +110 градусам.
  • Смешивание в равных пропорциях воды и антифриза позволит получить состав с температурой замерзания -37ºC, и с температурой кипения +140.

В целом жёлтая охлаждающая жидкость, выпускаемая в соответствии с требованиями 13-го класса, отличается повышенными эксплуатационными свойствами. Она обеспечивает двигателю защиту от коррозии, обладает эффектом смазки, и способна работать в широком диапазоне температур. Единственный минус таких составов – их повышенная стоимость, подчас в разы превышающая цену других ОЖ.

«Автомобильные эксплуатационные материалы», страница 15

Температура антифриза, °С

Содержание этиленгликоля в %

+30

17

22

27

32

35

41

46

50

56

60

+20

20

25

30

35

40

45

50

55

60

+15

21

26

32

37

42

47

52

57

63

+10

22

27

33

38

44

49

54

59

65

Отечественная промышленность выпускает несколько разновидное^ низкозамерзающих охлаждающих жидкостей:

1)  Антифризы: ОЖ-К, ОЖ-65, ОЖ-40 (ГОСТ 28084-89)

2)  Тосолы марок: ТОСОЛ А: ТОСОЛ А-65, ТОСОЛ А-40
(ТУ6-02=751-86)

3)  Охлаждающие жидкости: ЛЕНА-40, ЛЕНА-65 (ТУ6-01-7-153-83)

4)  В  высокогорных условиях применяются низкозамерзающие охла»
дающие жидкости с высокой температурой кипения (130…210°С
представляющие собой смесь высокомолекулярных спиртов и эфиров
Эти жидкости выпускаются с температурой кристаллизации -40°С и
60°С.

Первые три разновидности низкозамерзающих жидкостей представлю собой смеси этиленгликоля с водой. При этом, антифризы ОЖ-40, ТОСОЛ А и ЛЕНА-40 содержат 52…56% этиленгликоля (48…54% воды) и предназначь для использования в средних климатических условиях. Температура замерзания этих марок антифризов -40°С, плотность при 20°С равна 1,065-1,085 г/см.

Антифризы ОЖ-К, ТОСОЛ А, представляют собой концентраты, предна значенные для получения антифризов соответствующих марок при разбавлении концентрата водой. Это смесь технического этиленгликоля с дистиллированной водой в соотношении 1:1. При смешении 1 дм концентрата с 0,73 дм воды по. чают антифриз марки 40. Плотность концентратов при температуре 2С 1,10…1Д5г/см.

В связи с тем, что этиленгликоль оказывает коррозийное действие на ме таллы, в состав антифризов вводят антикоррозийные присадки: декстрин (сложный углевод), динатрий фосфат, молибденово-кислый натрий и другие.

Низкозамерзающие охлаждающие жидкости ядовиты, поэтому они окрашены.

ОЖ-40, ОЖ-65, ОЖ-К — желто-оранжевый цвет

ТОСОЛЫ — зеленовато-голубой цвет

ЛЕНА — зеленый цвет

Антифризы растворяются с водой и спиртом в любых соотношениях и перемешиваются с нефтепродуктами. Последние, попадая в антифриз, вызывают их вспенивание.

1.1.  В стеклянный цилиндр на 250 мл налить испытуемый образец антифриза
(200 мл) и осторожно опустить в него гидрометр (денсиметр).

1.2.  После затухания колебаний гидрометра отсчитать по внутреннему мени
ску и шкалам процентное содержание этиленгликоля в антифризе и тем
пературу его замерзания или по денсиметру определить плотность ант]
фриза и по рис.6.1.  определить процентное  содержание гликоля. П
встроенному термометру, отсчитать температуру, при которой произво
дится замер.

1.3.  В случае, если температура антифриза отличается от 20°С, то внести пс
правку на содержание в антифризе этиленгликоля, пользуясь таблице
6.1. или по формуле 6.1. внести поправку в плотность антифриза.

1.4.  При определении состава антифриза с помощью денсиметра необходимо:

—  Измерить плотность антифриза денсиметром.                 

—  Измерить температуру антифриза.                                    

—  Определить плотность антифриза при 20°С, пользуясь формулой 6.1.     •

—  По диаграмме состояний антифриза (рис. 6.1.) и плотности антифриза
,    приведенной к температуре 20°С, определить содержание этиленгликол;

в антифризе и температуру замерзания последнего.

1.5.    Результаты определения состава антифриза с помощью гидрометра шп-
денсиметра и диаграммы состояний свести в таблицу в отчете о выполне­
нии лабораторной работы.

            2. Доведение показателей антифризов до требуемых значений. Аппаратура и реактивы: образцы антифризов, дистиллированная вода, этиленгликоль.

2.1.  В процессе эксплуатации автомобилей необходимо постоянно сле­
дить за состоянием антифриза, который в значительной степени определяет его
основные эксплуатационные свойства. Качество антифриза можно изменить и
довести его показатели до необходимых значений путем добавления дистилли­
рованной воды или этиленгликоля (концентраты).

При изменении состава антифриза до необходимых концентраций поль­зуются соотношением 6.2. и 6.3.

χ В = a – b/b · V,л.6.2.

χ эт =c-d/d · V,л.                                                   6.3.

где хв, хэт — количество воды и этиленгликоля, соответственно добавляе­мые в антифриз для изменения его состава, л.

а — процент воды в искомом образце антифриза.

b — процент воды в заданной смеси.

с — процент этиленгликоля в исходном образце.

d — процент этиленгликоля в заданной смеси.

V — исходный объем антифриза, л.

Все расчеты по соотношениям 6.2. и 6.3. производятся с помощью диа­граммы состояний антифриза (рис. 6.1).

2.2.  Определить по соотношениям 6.2. и 6.3. количество дистиллирован­
ной воды или этиленгликоля, необходимых для добавления в состав исследуе­
мого антифриза, чтобы получить антифриз с составом, отвечающим требовани­
ям стандартов или конкретных условий эксплуатации. Результаты исправлений
качества исходного образца антифриза оформить в виде таблицы отчета.

2.3.  Сделать заключение о возможности применения исследуемого анти­
фриза в конкретных условиях эксплуатации и оформить отчет о выполненной
работе.





    10  20  30   40   50  60   70   80  90  100

Содержание гликоля, %(масс.)

1. Кривая плотности; 2. Температура замерзания антифриза.

РИС. 6.1. Диаграмма состояний низкозамерзающей охлаждающей жидкости (антифриза)



250

ЕГО

180

160

140

120

100

90 80

70 60.

50

ад

30

7       8       9     10   II 12 13 14 К 16   16   20


Кинематическая вязкость масла при 100° С, сСт

РИС. 3.4. Номограмма для определения вязкости масел


О     10     20    30    40    50     60    70    80     90    100 % Процентное содержание в смеси (по объему) высоковязкого масла РИС. 3.3. Номограмма для расчета вязкости смеси масел


РИС. 3.2. Вязкостно-температурная характеристика минерального масла в логарифмических координатах


РИС. 3.1. Принципиальная зависимость вязкости нефтяных масел от температуры




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *