Содержание

виды, устройство, работа, как и какой лучше выбрать

Запорная арматура автомобильного газового оборудования первых образцов выполняла самые простые функции: закрытие или открытие подачи газа из баллона к редуктору-испарителю. Современный мультиклапан ГБО 1-4 поколения — это многофункциональное устройство, работа которого направлена на безопасное использование сжиженной прапан-бутановой смеси в качестве моторного топлива.

Где находится и для чего нужен мультиклапан

Клапанный блок устанавливается непосредственно в горловину газового баллона. Устройство и работа мультиклапана, предусматривает ряд функций:

  • контролирующая — наполнение емкости до заданных значений с возможностью отслеживания количества топлива
  • исполнительная – первичная очистка СНГ/LPG (сжиженного нефтяного газа) и его подача к двигателю
  • запорная – надежное хранение топливной смеси находящейся под давлением
  • предохранительная – отвод избыточного давления газа из баллона, которое может образоваться при повышении температуры окружающей среды, а также предотвращение утечек СНГ, причиной которых могут быть неисправности других элементов системы (например, обрыв магистрали).

Виды мультиклапанов

Существует три типа блоков баллонной арматуры, которые принципиально отличаются набором вспомогательных защитных механизмов — классы B, A, Е (евро), по европейской классификации класс 1, 2, 3.

Согласно правилам ЕЭК ООН №67 с поправками серии 01 (пункт 6 подпункты 6.3.1, 6.3.6, а также пункт 17 подпункты 17.3.1.2-17.3.1.5), при установке ГБО баллон оснащается следующей арматурой (которая может быть выполнена в одном блоке):

  1. 80-процентный стопорный клапан
  2. указатель уровня
  3. предохранительный клапан (разгрузочный)
  4. дистанционно регулируемый рабочий клапан с ограничительным клапаном (электроклапан)

Ссылка на документ: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/main/wp29/wp29regs/2015/R067r4r.pdf

Так как конструкция мультиклапана первого класса (В) не содержит предохранительного клапана, а также оба вида арматуры (классы 1(В), 2 (А)) не имеют дистанционно регулируемого клапана (ЭМК), эксплуатация такого типа механизмов запрещена. Только механизм евростандарта обеспечивает максимальную защиту и безопасность.

МК класса Б, А, Е (слева направо)

В зависимости от типа газовых баков, устройства различаются:

  1. для баллонов цилиндрической формы
  2. для тороидальных внутренних и наружных емкостей.

Как устроен клапанный блок

Запорная арматура, в зависимости от производителя, отличается конструктивно и может комплектоваться вспомогательным оборудованием.

Устройство мультиклапана ГБО:

  1. металлический корпус (латунь), с отверстиями для впускной Ø 8 мм и расходной Ø 6/8 мм магистралей
  2. запорный вентиль (кран выходного канала)
  3. заборная трубка (металл или пластик) с фильтром-сеточкой
  4. уплотнительное кольцо/прокладка
  5. узел отсекания с поплавком
  6. привод датчика уровня газа магнитного действия (механический или электромеханический указатель часто продаётся отдельно)

Группа клапанов:

  • предохранительный/аварийный (комплектуется трубкой сброса паровой фазы)
  • скоростной
  • обратный
  • отсечки (80-процентный клапан)
  • электромагнитный (ЭМК)
  • температурный (пожарный)

Конструкция блока баллонной арматуры

Как работает мультиклапан

Принцип работы мультиклапана ГБО следующий, при наполнении баллона сжиженный газ через заправочный блок (ВЗУ – выносное заправочное устройство) по входной магистрали поступает к запорной арматуре, где преодолевая усилие возвратных пружин клапанов (обратного и отсечки), попадает в баллон.

По мере наполнения, жидкая фракция газовой смеси передвигает поплавок к верху бака. Поплавок через шток проворачивает полумесяц, по которому скользит стержень клапана отсечки (также привод отсечки может быть шестерёнчатого типа).

Система настроена таким образом, когда наполнение доходит до 80% от объёма сосуда, освободившись от препятствия полумесяца, стержень выстреливает под воздействием входного давлением газа, при этом клапан запирает канал входа. После отключения заправочного пистолета обратный клапан, из-за давления в баке, прижимается к седлу, тем самым перекрывая выход газа.

Устройство отсечки (МК Томасетто)

Шток поплавка также соединён с механизмом, который с помощью магнитов меняет положение стрелки указателя уровня газа. С целью контроля объема топлива на баллоне или непосредственно в салоне авто, для этого схему ГБО 4-го поколения дополняют специальным электромеханическим датчиком индикации.

Далее из баллона, через фильтр сетку по заборной трубке, пропан (LPG) попадает в канал скоростного клапана, затем по расходной магистрали к редуктору.

Заборник бывает пластиковый, медный или алюминиевый, также разной длинны и диаметра (как правило, 6 или 8 мм). Подбирается в зависимости от мощности двигателя автомобиля.

Виды приёмных трубок

Устройство скоростного клапана предотвращает утечку газа, при превышении скорости его потока более чем на 1 м/с (к примеру, из-за обрыва подающей магистрали под днищем авто). Давление газа, пересиливая пружину, прижимает пластиковый клапан (или металлический шарик) к седлу, за счёт чего запирается выход топлива.

Предохранительный клапан (разгрузочный/аварийный) стравливает избыточное давление газа, которое может появиться, например, из-за перепадов температуры при заезде зимой в теплый бокс или при изменении погодных условий. Механизм настроен на открытие с отметки 2 700 ± 100 кПа, устройство является многоразовым.

По правилам разгрузочный клапан должен устанавливаться в том месте резервуара, где пропан находится в газообразном состоянии, поэтому устройство комплектуется трубкой-приемником, которая направлена к верхней части ёмкости. С помощью неё происходит отбор именно паровой фазы топлива. Таким образом, осуществляется понижение давления в емкости, а газ выходит через патрубок вентиляционного короба за пределы транспортного средства.

Патрубок сброса газообразной фракции

Клапан с электромагнитной катушкой (дистанционно регулируемый) служит для перекрытия подачи газового топлива в автоматическом режиме. Как только прекращается напряжение на катушке, устройство перекрывает подачу. Управляется блоком управления ГБО (ЭБУ) и должен быть отрегулирован на срабатывание при остановке двигателя, не зависимо от положения выключателя зажигания. Исключением могут быть автомобили с системой старт-стоп.

Противовзрывной температурный механизм срабатывает при пожаре. С повышением температуры выше 120 °C ± 10 °C пластиковая вставка плавится, после чего клапан начинает открываться, и газ медленно выводится через вентиляцию или сгорает. Такая защита исключает взрыв баллона.

Вентиль/рукоятка предназначен для перекрытия подачи газа в ручном режиме (класс B имеет второй кран на впуске, для закрытия обеих линий).

Устройство баллонной арматуры на примере изделия фирмы Алдеса:

Выбор мультиклапана ГБО

При выборе блока арматуры в первую очередь необходимо знать параметры баллона (характеристики указываются на приваренной табличке бака). Важно помнить, что мультиклапан подбирается именно под конкретную ёмкость. Соответствующая маркировка нанесена на корпус блока не стираемым способом, где обязательно должны присутствовать диаметр или высота баллона, угол установки арматуры и соответствие сертификации по правилам ЕЭК №67-01.

Маркировка узла

Таблица подбора:

Тип баллонаЦилиндрическийТороидальный
Угол установки мультиклапана в горловину30°0°/30°
Мультиклапан подбирается поДиаметру емкостиВысоте тор баллона

Если установить не подходящую арматуру могут быть нарушены требования правил монтажа, что негативно повлияет на безопасность и удобство при эксплуатации авто.

  1. баллон должен наполняться не более чем на 80% от его объёма (пустое пространство необходимо для расширения газа)
  2. приёмная трубка должна забирать топливо с нижней точки бака, иначе на дне всегда будет оставаться топливо
  3. также могут быть искажены показания датчика уровня СНГ

Ко всему прочему нужно учитывать мощностные характеристики двигателя автомобиля. Например, для моторов мощностью от 140-150 л.с. желательно устанавливать мульт повышенной производительности, с диаметром выходного канала под трубку 8 мм.

ВЗУ и вентиляционная камера могут поставляться по отдельности или в общем комплекте. На наружный мультиклапан к тор баллону дополнительно ставится защитный кожух (протектор) от воздействий агрессивной среды.

Какого производителя выбрать

Несомненно, наибольшей популярностью пользуются изделия итальянских заводов, которые уже давно являются лидерами рынка:

  1. Tomasetto модель АТ02
  2. BRC модели Europa 2 и Europa 3
  3. Lovato LOV-T 01
  4. OMB
  5. Torelli (предпочтительно для рынка Украины)

Их надёжность доказана временем. Более того продукция этих заводов входит в установочные комплекты всех основных фирм производителей газового оборудования.

Менее распространены, но также хорошо справляются со своей задачей клапаны турецких фирм Atiker, Aldesa.

Баллонная арматура является одним из главных элементов безопасности газовой системы в автомобиле. Поэтому рекомендуем выбирать проверенные механизмы известных брендов, при этом опасаясь подделок.

Подобрать и купить мультиклапан ГБО Вы можете в каталоге нашего интернет-магазина, где представлены только качественные и оригинальные изделия от ведущих производителей по лучшим ценам.

Устройство мультиклапана ГБО

Мультиклапан – это устройство, которое устанавливается в систему газового оборудования на автомобиль. Стоит отметить, что без данной детали работа ГБО просто невозможна, к тому же она выполняет в системе сразу несколько функций одновременно. По сути, мультиклапан является датчиком, указывающим концентрацию газового топлива, а также он выполняет запорную функцию и регулирует давление в баллоне.

как работает мультиклапан ГБО

Устройство и принцип работы мультиклапана ГБО

Сам мультиклапан ГБО состоит из основных 4 систем, каждая из них выполняет свои определенные функции:

  • через него осуществляется заправка;
  • контролирует давление в газовом баллоне, поэтому максимально его можно заправить всего на 80 %;
  • останавливает подачу топлива, если в системе имеется утечка;
  • при повышенном давлении больше, чем 25 атмосфер, данное устройство, при помощи сапуна, начинает экстренный сброс топлива.

При выборе мультиклапана необходимо знать, что производители выпускают его в двух классификациях – это А и В. Разница между двумя этими классами не существенная, однако класс В не предназначен для установки, если баллон имеет объем более 50 литров, потому как не имеет клапана, который сможет сбросить давление.

Как правило, его устанавливают на баллоны, которые имеют цилиндрическую форму. Кроме того, обязательно должен присутствовать шланг, выполняющий функцию вентиляции, размер его должен быть 3 см. Также их можно монтировать на баллоны, имеющие тороидальную форму. Несмотря на то, что головка находится снаружи, его устанавливают внутрь самого баллона.

Мультиклапан, устанавливающийся на ГБО, выполняет множество разнообразных функций, но при этом принцип его работы совсем простой и легкий. Он начинает свою работу с того момента, как газовое топливо поступает в баллон, затем он надавливает на клапан, упирающийся в тулку, которая оснащена поплавком. После того, как поплавок повысится и войдет в специальный шток, подача газа прекращается.

Как работает мультиклапан

Неисправности мультиклапана

Стоит отметить, что неисправности, которые связаны с мультиклапаном, это большая редкость. Но все же, после нескольких лет эксплуатации, система ГБО может износиться, и тогда возможны некоторые проблемы с клапаном. Чаще всего, для того, чтобы устранить неисправность, автомобилисту придется поменять клапан полностью.

Выделим основные виды неисправностей:

  • проблемы с аварийным клапаном сброса газа. Как правило, данная поломка сопровождается характерным запахом, так как начинается утечка газа;
  • неисправность поплавка. Его зависание не дает водителю возможность получить точные сведения о количестве оставшегося топлива. Однако это может также быть неисправностью электронной системы;некорректная работа скоростного клапана. Выявить данную проблему не составит труда, потому как при ней двигательная система не может работать в привычном режиме, топливо не в полном количестве поступает. И, как следствие, транспортное средство начинает переключаться на бензин или же могут образовываться рывки при движении на газовом топливе;
  • неисправность вентиля механического типа. Данная проблема обусловлена тем, что вентиль не контролирует подачу газа. То есть он может его не перекрывать или же наоборот;
  • обрыв цепи. Электромагнитная катушка при этой поломке не работает.

Важно! Чтобы избежать какой-либо неисправности в устройстве мультиклапана ГБО, необходимо своевременно и регулярно проходить техническую диагностику. Потому как газ является взрывоопасным и легковоспламеняющимся топливом.

Установка, настройка, ремонт

До того, как приступить к монтажу клапана, необходимо убедиться в том, что баллон полностью пустой. Так как на протяжении всего времени его вентиль будет открыт. Установка происходит только в помещении с хорошей вентиляцией; должны отсутствовать открытые очаги пламени. В том случае, если происходит замена, то нужно, чтобы постепенно из баллона испарились все остатки вещества. Затем можно приступать к демонтажу мультиклапана.

Как правило, при достаточно долгом использовании, крепежные детали покрываются коррозией. Поэтому перед процедурой нужно их обработать специальным раствором. Жидкий ключ поможет не сорвать и не сломать болты во время их отсоединения.

Когда полностью отсоединены все детали, можно доставать сам мультиклапан. После тщательного его рассмотрения принимается решение о том, возможно ли произвести замену только определенных деталей клапана или нужно полностью его заменить.

Внимание! Если мультиклапан сильно поврежден, то его обязательно нужно заменить на новый. Так как от этого зависит безопасность эксплуатации транспортного средства.

Перед монтажными работами необходимо произвести чистку места, куда будет насаживаться деталь. Также необходимо внимательно следить за тем, чтобы лишний мусор не попал в баллон. Перед установкой клапана нужно поставить прокладку. При желании, ее можно закрепить с помощью герметика. Также, если производится замена старого на новый, то стоит поменять и фильтр грубой очистки. Если он на оборудовании отсутствует, требуется приобрести новый.

Резьба болтов должна быть смазана солидолом или графитовой смазкой, чтобы легче производилась процедура установки. Болты закручиваются крест-накрест, сначала работа производится вручную, а затем диаметрическим ключом затягиваются до конца. Данный ключ позволяет не сорвать резьбу, так как контролирует силу затягивания.

В конце работы подсоединяются газовые трубки. Для того, чтобы проверить правильность установки, нужно заправить небольшое количество газа в баллон, при включенном двигателе проверить – отсутствует ли утечка газа.

Вывод

Мультиклапан ГБО в авто – многофункциональное устройство, и от его работы зависит состояние всей двигательной системы. По этой причине производить монтаж и демонтаж желательно в специализированных автомобильных центрах, где работают квалифицированные специалисты.

Установка мультиклапана ГБО, пошаговая инструкция

Установка мультиклапана

Для того, чтобы проконтролировать правильно ли выполнена специалистами СТО установка мультиклапана автомобилист должен иметь понятие о том, что такое мультиклапан и какую роль в газобаллонном оборудовании автомобиля он играет. Понимая основные функции «мульта» любой автомобилист сможет проконтролировать специалистов СТО либо же установить мультиклапан самостоятельно. Если же Вы уверены в своих силах наша статья поможет Вам понять пошаговый алгоритм установки.

Установка

  • Если Вы используете новый бак то установка мульиклапана должна начинаться с «доработки напильником» посадочного места на баллоне. Обязательно, но без фанатизма обработайте поверхность, куда будет устанавливаться «мультик», напильником, чтобы добиться плотного прилежания узлов.
  • Установите уплотнительную резинку, предварительно смазав ее силиконовой смазкой.

Установка мультиклапана в баллон

  • Перед установкой отрегулируйте поплавок мультиклапана таком образом, чтобы индикатор уровня топлива показывал верное значение газа в баллоне. Визуально совместите баллон и поплавок, изгибая поплавок отрегулируйте его таким образом, чтобы при нахождении на дне баллона индикатор показывал минимальное положение стрелки. При нахождении поплавка чуть ниже верха баллона индикатор должен отображать максимальную заправку.
  • Обратите внимание! максимальная отметка, при которой сработает «отсечка» и мультиклапан будет показывать «полный бак» должна быть при уровне заправленности баллона 80%.  Недопустимо заправлять в газовый бак все 100% топлива. Так, в 50 литровый баллон допускается заправлять не более 42 литров газа.

Регулировка поплавка на баллоне

  • Устанавливаем мультиклапан в баллон. Обратите внимание, после установки поплавок должен находиться на дне баллона и касаться его, индикатор уровня газа при этом должен показывать минимальную отметку.
  • Отрегулируйте заборную трубку таким образом, чтобы она доставала до дна баллона.
  • Часто бывает ситуация, когда заборная трубка не достает до дна, в этом случае следует удлинить трубку с помощью резиновой насадки, чтобы максимально использовать всю емкость газового баллона.
  • Производители газового оборудования рекомендуют установить фильтр на заборную трубку. Сделав это, вы обеспечите фильтрацию газовой магистрали и избежите ее возможного засорения, с другой стороны, появится необходимость периодической замены фильтра, которую можно произвести только при снятии мультиклапана. Стоит отметить, что большинство установщиков газового оборудования не устанавливают данный фильтр.

Фильтр заборной трубки

  • После того, как поплавок отрегулирован смажьте посадочное место мультиклапана герметиком и наживите болты. Затягивайте болты по очереди, крест на крест, чтобы не допустить перекоса.

Установка мультиклапана

Установка мультиклапана

Обратите внимание! Если болты предварительно смазать густой смазкой их будет легче открутить в следующий раз.

  • Обратите внимание! Показания установленного датчика уровня газа должны быть читаемы без затруднения. Это особенно актуально при использовании тороидального баллона, в котором довольно часто устанавливают датчик «лицом» в салон, что затрудняет визуальное считывание показаний уровня топлива.
  • Подсоедините трубки заправочной магистрали и затяните их. Не стоит прикладывать большое усилие при затягивании гайки, Вы можете повредить магистраль.

Что делать на заправке

  • Отправляясь на заправку не забудьте захватить с собой теплую воду, мыло и кисточку. Перед тем, как заправлять газ произведите обмыливание всех соединительных элементов.
  • Заправьте минимально возможное количества газа.
  • Убедитесь, что подающая магистраль и мультиклапан не пропускают газ.
  • Откройте запорный кран и убедитесь в отсутствии утечки газа, после чего заведите автомобиль.
Установка мультиклапана

Обратите внимание! Если Вы наблюдаете даже небольшое «мыльное пузырение» необходимо немного дотянуть гайки и полностью устранить утечку. Использовать транспортное средство с утечкой газа небезопасно!

На этом установка мультиклапана окончена, если у Вас возникли любые вопросы по данной теме задавайте их в комментариях к статье.

Установка мультиклапана ГБО своими руками

5 (100%) 2 vote[s]

 

 

Предыдущая статьяСнятие и замена мультиклапана ГБОСледующая статьяУстановка газового редуктора

Снятие и замена мультиклапана ГБО, пошаговый алгоритм

Снятие и замена мультиклапана

Иногда случается ситуация, когда водитель начинает замечать запах газа в салоне авто, который сильнее проявляется в месте установки баллона. Газ травит из мультиклапана, и это свидетельствует либо о неисправности последнего, либо об износе уплотнительной резинки между баллоном ГБО и «мультиком». В таком случае следует снять мультиклапан с баллона, и разобраться в ситуации, возможно будет иметь место ремонт либо же полная замена мультиклапана ГБО.

Давайте вначале разберемся с тем, какие могут быть неисправности мультиклапана и как избежать поломки этого узла газобаллонного оборудования.
Об устройстве мультиклапана, моделях и принципе работы можно узнать из этой статьи, прочитав ее Вам будет легче понимать что и почему может поломаться в «мультике».

Неисправности

  • Наиболее распространенной поломкой является «залипание» стрелки на мультиклапане. Происходит это, чаще всего, из-за зависания поплавка, который находится в середине баллона и должен отображать уровень топлива в нем. Чаще всего при такой поломке стрелка иногда может «отлипать» (обычно при резком наезде на бугорок или ямку).
  • Травить газ может из-за неисправности аварийного клапана сброса. В этом случае будет отчетливый запах газа ближе к месту расположения баллона.
  • В случае выхода из строя скоростного клапана газа топливо просто не будет поступать в редуктор, и в случае ГБО 4 поколения будет происходить переключение на бензин, а во втором поколении, автомобиль просто будет глохнуть.
  • В случае выхода из строя запирающего вентиля симптомы будут аналогичные, описанным в предыдущем пункте.
  • Электромагнитный запорный клапан должен перекрыть подачу газа на редуктор в случае обрыва электромагнитной катушки, и в случае выхода из строя катушки либо обрыва симптомы будут аналогичные предыдущим двум пунктам.

Это наиболее распространенные неисправности мультиклапана ГБО.

Как снять мультиклапан

Для диагностики и выявления причины неисправности следует произвести снятие «мультика» с газового баллона.

Снятие и замена мультиклапана

Обратите внимание! Все процедуры следует производить на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом гараже, также следует избегать открытого огня или сигарет во время работы с газовым оборудованием.

  • Приступать к демонтажу следует только в том случае, когда в баллоне не осталось газа.
  • Для начала следует ослабить крепление трубок газовой магистрали и стравить остатки газа.
  • После того, как весь газ полностью выйдет из баллона приступаем к демонтажу мультиклапана. Для этого следует открутить все крепежные болты. Делать это следует крайне аккуратно, так как поломка крепежного болта ничем хорошим не грозит. Если один или несколько болтов не поддаются обработайте их проникающей смазкой и подождите несколько минут.

Крепежные болты мультиплапана ГБО

Открутите все болты и аккуратно извлеките мультиклапан из баллона

Баллон без мультиклапана

Лучше всего показать извлеченный «мультик» специалисту, который и определит, можно ли обойтись ремкомплектом для мультиклапана либо же следует произвести полную замену этого узла на новый. Если же Вы приняли решение заменить мультиклапан, следует произвести сборку в обратном порядке.

Сборка

Перед установкой следует протереть посадочное место и обработать его герметиком. Обязательно заменить уплотнительную резинку, предварительно смазав ее силиконовой смазкой.

  • Отрегулировать поплавок на новом «мультике» таким образом, чтобы датчик показывал правильное количество газа в баллоне. Делать это следует аккуратно, сгибая крепление поплавка  таким образом, чтобы при максимальном положении стрелки на датчике уровня газа поплавок также находился в максимально высоком положении в баллоне.

Регулировка поплавка на баллоне

  • Устанавливаем «мультик» в баллон. После установки поплавок должен быть в максимально опущенном состоянии (касаться дна баллона), а датчик уровня газа на мультиклапане показывать «пустой бак».

Установка мультиклапана в баллон

  • Обращая внимание на качество газа на наших заправках не лишним будет установить фильтр на заборную трубку.

Фильтр заборной трубки

  • Производим установку и закрепляем мультиклапан аккуратно затягивая все крепежные болты крест на крест. Затягивайте болты по очереди, избегая перекоса. Чтобы избежать окисления и ржавения болтов рекомендуется предварительно смазать их густой смазкой.

Установка мультиклапана

  • Подсоедините обратно трубки заправочной магистрали и аккуратно затяните их.
  • Приготовьте и возьмите с собой мыльный раствор.Делать его легче всего используя жидкое мыло и теплую воду.
  • На заправочной станции заправьте минимально возможное количество газа в баллон. открутите вентиль мультиклапана, произведите «обмыливание» и проверьте на утечку газа. В случае выявления «пузырения» подтяните крепежные болты до тех пор, пока утечка не исчезнет. Не переусердствуйте чтобы не сорвать резьбу!
Снятие и замена мультиклапана

Довольно часто бывает, что трубки заправочной магистрали выставлены не ровно, в таком случае подтяжка резьбы ничего не даст, следует открутить трубки, выставить их ровно и затянуть еще раз.

На этом замена мультиклапана ГБО закончена. Если у Вас будут какие-либо вопросы задавайте их в комментариях, мы с радостью на них ответим.

 

Снятие и замена мультиклапана ГБО

5 (100%) 2 vote[s]

 

 

Обзор мультиклапанов

Обзор мультиклапанов

Основным устройством, обеспечивающим безопасность при эксплуатации ГБО на Вашем автомобиле является мультиклапан, данное устройство выполняет роль запорной арматуры на газовом баллоне для пропан – бутановой смеси и делает возможным транспортировку и хранение газового топлива. И совершенно обоснованно многие эксперты рекомендуют внимательно отнестись к выбору мультиклапана и его совместимости с баллоном.

Попробуем разобраться в широкой гамме представленного на Российском рынке оборудования, обеспечивающего вашу безопасность. Сегодня на Вы можете встретить мультиклапаны произведенные в соответствии с европейскими требованиями 67R-00 или 67R-01 и R10. В зависимости от этого в состав устройства могут входить следующие компоненты:

 

  1. Ограничитель наполнения бака — позволяет исключить возможность заправки газовых баллонов более чем на 80% от их объема, при достижении этого значения срабатывает клапан отсечки, заправка прекращается.
  2. Клапан сброса избыточного давления — в случае повышения давления газа в баллоне свыше 25 Бар, клапан срабатывает и сбрасывает избыточное давление газа в предусмотренную систему вентиляции.
  3. Ускорительный клапан – срабатывает при резком увеличении потока газа из баллона. Например, в случае обрыва газовой магистрали.
  4. Пожарный клапан – срабатывает при превышении температуры в зоне мультиклапана 120 ° C ± 10 ° C. Разрушается плавкая вставка, тем самым снижается давление газа внутри баллона. При сработке данного клапана разрыв баллона невозможен.
  5. Обратный клапан — препятствует выходу газа, через заправочную магистраль, после отключения заправочного пистолета.
  6. Запорный электромагнитный клапан — перекрывает выход газа с баллона при эксплуатации автомобиля на бензине и при выключенном зажигании.
  7. Механический вентиль — позволяет перекрыть подачу или выход газа из баллона вручную.
  8. Указатель уровня топлива – позволяет контролировать количество топлива в баллоне.

Таблица комплектации мультиклапанов

Комплектация

Мультиклапан класса B

Мультиклапан класса A

Мультиклапан класса 67R-01 и R10 (Евро)

Ограничитель наполнения бака

+

+

+

Клапан сброса избыточного давления

 

+

+

Ускорительный клапан

+

+

+

Пожарный клапан

 

 

+

Обратный клапан

+

+

+

Запорный электромагнитный клапан

 

 

+

Механический вентиль

+

+

+

Указатель уровня топлива

+

+

+*

*Как опцию на мультиклапаны соответствующие требованиям  67R-01 И R10 можно установить электронный указателя уровень топлива (сенсор уровня топлива).

Мультиклапан 315/30/кл. B

Мультиклапан ТОР 200/30/кл. A

Мультиклапан OMVL 400/30 ECE 67-R01

Мультиклапан 315/30/кл. В

Мультиклапан ТОР 200/30/кл. A

Мультиклапан OMVL 400/30 ECE 67-R01

 

Так же при подборе и установке мультиклапана необходимо учитывать характеристики баллона (угол установки горловины, диаметр и высоту баллона), который вы планируете установить и характеристики двигателя автомобиля. Для автомобилей с высокой мощностью и большим объемом двигателя применяются мультиклапаны с обозначением EXTRA. Отличаются данные мультиклапаны от стандартных увеличенным диаметром заборной трубки, проходных отверстий и выходом под газовую магистраль диаметром 8 мм.

Таблица применения мультиклапанов и баллонов

Мультиклапан

Тип баллона

Цилиндрический

Тороидальный

Угол установки горловины (угол)

Расположение горловины

0

30

90

внешняя

внутренняя

Угол установки мультиклапана

0

30

90

0

30

Размер мультиклапана

Размер мультиклапана должен соответствовать диаметру или высоте баллона

 

В настоящее время самыми популярными мультиклапанами в России остаются мультклапаны соответствующие требованиям 67R-00 класса А, которые сочетают в себе все самые необходимые элементы безопасности и при этом обладают приемлемой ценой. В Европе к эксплуатации допускаются только автомобили на которые  установлены мультиклапаны соответствующие требованиям  67R-01 И R10.

Таблица с примерами совместимости мультиклапанов и баллонов

Мультиклапан

Баллон

Мультиклапан ТОР 200/30/кл. A

Баллон тор внутр. горловина 50 л. (650х200) БРЯНСК

Мультиклапан 360/30 ECE 67R-01 с ЭМК

Баллон 103 л (356х1138) «БРЯНСК»

Мультиклапан 300/30/кл. В

Баллон 55 л (299х860) «БРЯНСК»

Мультиклапан ТОР ЕВРО 270/0 8 мм

Баллон тор внешняя горловина 89 л (720х270) POLMOCON

 

Описание мультиклапанов

Описание мультиклапанов

23.05.2016

Мультиклапан соответствует международным правилам ECE 67R-01, устанавливается на горловине газового баллона и выполняет функцию заправочного и расходного узла ГБО, подбирается по форме и размеру баллонов.

Расходная магистраль мультиклапана имеет выход под трубку диаметром 6 мм или 8 мм, заправочная магистраль 8 мм.
 

Фото мультиклапана BRC

Фото мультиклапана BRC

 

Фото мультиклапана Tomasetto

Фото мультиклапана Tomasetto

 

Мультиклапан оборудован:

а) ограничителем заполняемости баллона на 80%;

б) скоростным клапаном — встроенным в расходный канал мультиклапана, который самостоятельно перекрывает подачу газа при увеличении скорости выхода газа из баллона, например при обрыве расходной магистрали;

в) магнитно-стрелочной системой индикации уровня газа.

 

В зависимости от производителя мультиклапан может дополнительно включать в себя:

а) электромагнитный клапан – перекрывает подачу газа из баллона при эксплуатации автомобиля на бензине или при выключенном зажигании;

б) противопожарный клапан с плавким элементом — плавится от повышения внешней температуры, вследствие чего сбрасывает газ через вентиляционные отверстия в атмосферу, тем самым предотвращает разрушение баллона;

в) клапан сброса аварийного давления — срабатывает при увеличении давления газа в баллоне более чем на 27 Bar, после чего сбрасывает газ через вентиляционные отверстия в атмосферу, предотвращая разрушение баллона;

г) индикаторный уровень газа на переключателе вида топлива газ-бензин.

 Мультиклапан BRC Мультиклапан Tomasetto
Ограничитель заполняемости баллона   есть   есть
Скоростной клапан   есть   есть
Магнитный индикатор уровня   есть   есть
Индикатор уровня на переключателе   есть  доп. опция
Электромагнитный клапан   есть   нет
Противопожарный клапан   есть   нет
Клапан сброса аварийного давления   есть   есть (класс А)

ГБО: какую конструкцию мультиклапана выбрать для большей безопасности

В пропан-бутановых автогазовых системах (ГБО) для заправки газом, подачи его в магистраль и выполнения защитных и иных функций используются специальные механические устройства – клапаны. К примеру, даже сегодня можно столкнуться с баллонами, где при монтаже ГБО на них устанавливается несколько различных клапанов, а сам баллон имеет множество горловин под них.

Такие конструктивные решения характерны для голландских баллонов, но их практичность остается под большим вопросом. Ведь чем больше отдельных соединений, тем выше вероятность утечки.

Практичность установки отдельных клапанов на «голландских» баллонах под большим вопросом. Чем больше механических соединений, тем выше вероятность утечки пропан-бутана при эксплуатации.

Гораздо более привычными на нашем рынке являются мультиклапаны («мульты»), которые получили такое название благодаря совмещению различных клапанов в одном устройстве. Для установки такого мультиклапана в цилиндрическом или тороидальном пропан-бутановом баллоне имеется всего одна горловина, что значительно упрощает монтаж и дальнейшую эксплуатацию данного механизма. Казалось бы, что может быть проще, чем купить мультиклапан ГБО из предложенных на рынке. Но здесь все не так просто, ведь они бывают разных типов, стандартов и размеров. А так как мультиклапан – это единственное, но очень важное устройство, которое отделяет вас от 40-50 л газа, находящегося в баллоне под давлением в 16 атмосфер, то к его выбору стоит подойти очень ответственно.

На сегодняшний день, среди предложений часто можно встретить мультиклапаны, изготовленные в соответствии с устаревшими европейскими правилами 67R-00, которые не имеют электромагнитного и термоплавкого (пожарного) клапанов безопасности. Но этот тип стоит рассматривать только при очень ограниченном бюджете. Мультиклапаны стандарта 67R-00 предлагаются многими установщиками, но законодательно запрещены к эксплуатации. И если в Украине на подобное еще закрывают глаза, то в Европе эксплуатация ГБО с такими мультами категорически запрещена.

За что отвечают различные элементы мультиклапана.

Есть среди предложений и мультиклапаны, соответствующие современным европейским правилам 67R-01. Но здесь тоже следует подходить к выбору осознанно. Все производители заявляют о наличии полного спектра защитных механизмов, хотя у недорогих турецких мультиклапанов и есть катушка (электромагнитный клапан), но часть клапанов безопасности (скоростной, обратный и термоплавкий) и вовсе отсутствует, а те, которые есть, настроены неправильно и могут не сработать в аварийной ситуации, что крайне опасно в эксплуатации. Надежные мультиклапаны, к примеру, итальянские Tomasetto, дороже бюджетных на 200-250 грн, но эта разница в стоимости не столь существенна, если принимать во внимание уровень безопасности, который они обеспечивают. И, конечно же, при выборе мультиклапана для автогазовой системы необходимо учесть характеристики двигателя и автогазовой системы. Для автомобилей с мощными моторами (свыше 200 л.с.) необходима установка мультиклапанов EXTRA. Основное их отличие – увеличенные проходные сечения и штуцер выхода газа под магистраль диаметром 8 мм.

Разновидности клапанов для газовых систем, работающих на пропан-бутане.

Чтобы купить мультиклапан, однозначно стоит обращаться только к проверенным продавцам, выбирать только новый товар и избегать дешевых б/у вариантов. Ведь от мультиклапана зависит большая часть безопасности всей автогазовой системы. Зачастую при установке клиенты не обращают внимания на этот элемент системы, и потом оказывается, что хотелось лучшего, а вышло, как обычно. А ведь именно мультиклапан – это наиважнейший элемент системы, ведь от его нормальной работы и количества защитных механизмов напрямую зависит ваша безопасность и жизнь окружающих.

Выбор производителя

Мультиклапаны разных типов и стандартов предлагают многие производители ГБО. Но ни для кого не секрет, что законодателем норм и стандартов в отношении мультов является итальянская компания Tomasetto. Механические комплектующие этого производителя имеют высокое качество и предлагаются на рынке с 1982 года, а первый мультиклапан покинул конвейер в 1989 году. И все это время производство мультиклапанов было основным видом их деятельности. А на сегодняшний день компания выпускает на мировой рынок 1 000 000 мультов в год.

В Украине мультиклапаны этого производителя продаются как под брендом Tomasetto, так и под брендом GREENGAS, который гарантирует контроль качества. Кроме того, покупка мультиклапана GREENGAS – это уверенность в оригинальности итальянской продукции. Ведь в последнее время на рынке встречается огромное количество различных подделок, и мультиклапаны Tomasetto не защищены от этого.

Подбираем мультиклапан к баллону

Нормальная работа мультиклапана зависит от его правильного подбора. И если смонтировать мульт, не соответствующий по углу установки или высоте, то велик риск неправильной работы отсекателя или постоянный «недобор» газа, так как заборная трубка окажется короче.

Вопрос подбора мультиклапана, соответствующего баллону, остается на совести установщиков, которые прекрасно знают все тонкости. Но если вам вдруг придется когда-либо озаботится покупкой мультиклапана самостоятельно, в таблице приведены основные критерии подбора.

Варианты установки заправочного устройства

В месте с мультиклапаном зачастую в комплекте предлагается и выносное заправочное устройство (ВЗУ). И если здесь уже вопрос совместимости остается на втором плане, то стоит задуматься, где в вашем авто оно будет смонтировано. Типичные решения:

ВЗУ на кронштейне под задним бампером – просто, но не всегда практично. К примеру, при попытке «скрытого» монтажа под бампер у вас могут возникнуть сложности с заправкой, особенно если машина хорошо загружена.

ВЗУ врезное в бампер – часто используемый вариант, но не всегда эстетичный. В бампере делается отверстие для установки, а неокрашенная крышка ВЗУ сразу бросается в глаза.

ВЗУ в лючок бензобака – оптимальный вариант установки. Монтируется рядом с горловиной топливного бака, а для заправки используется специальный адаптер.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о