Содержание

можно ли устанавливать и какие последствия:


А что, если поставить колеса побольше? — экспертиза ЗР

11 сентября 2017 года
Многие автолюбители задаются подобным вопросом, но далеко не все решаются отойти от рекомендаций производителя.

Замена штатных колес автомобиля — это один из видов простейшего тюнинга. Зачем это нужно? Вариантов много. Самая распространенная причина — не нравится внешний вид. Скажем, вы хотите, чтобы колеса выглядели эффектнее. Для этого диск должен быть большего диаметра. Ну или купили бэушную машину, а дизайн колесных дисков вам категорически не подходит. Быть может, вам приглянулись какие-то конкретные диски, но их размерность не входит в перечень, рекомендованный производителем автомобиля. Поменять колеса можно и исходя из соображений практичности. Но чем установка таких колес может обернуться в будущем? Давайте разбираться.

Для начала вспомним ключевые параметры колеса.

Основные размеры шины: D — наружный диаметр шины; Н — высота профиля шины; В — ширина профиля шины; d — посадочный диаметр обода колеса (шины).

Основные размеры шины: D — наружный диаметр шины; Н — высота профиля шины; В — ширина профиля шины; d — посадочный диаметр обода колеса (шины).

Материалы по теме

Далее рассказ поведем на примере шин для весьма распространенного на автомобилях В-класса размера 185/65 R15. Это популярные Рио, Солярисы, Логаны, Ларгусы и т.д. Кстати, напомню, что значат все эти обозначения.

  • 185 — ширина профиля шины в мм
  • 65 — процентное отношение высоты профиля шины к ширине
  • R — обозначение шины радиальной конструкции
  • 15 — посадочный диаметр в дюймах

Итак, есть несколько способов отойти от размера штатного колеса.

1. Более широкая шина

При сохранении штатного размера колесного диска увеличиваем ширину профиля шины с сохранением процентного отношения высоты к ширине. В нашем примере получаем 195/65 R15. Тут важно знать, что все автомобили рассчитаны на установку цепей противоскольжения размером не менее 12 мм. Ведь в некоторых европейских странах проезд по горным дорогам без цепей запрещен, и ни один уважающий себя производитель не сделает автомобиль таким, чтобы его нельзя было эксплуатировать в горах Франции или Швейцарии. Поэтому увеличение ширины профиля шины допустимо в большинстве случаев на величину до 24 мм. При этом на ходу автомобиль станет немного мягче, а более широкие шины улучшат тормозные характеристики.

Материалы по теме

2. Более высокий профиль шин

www.zr.ru

как поднять или опустить авто с помощью шин

Многие автомобилисты иногда задаются вопросом — а сколько сантиметров составляет высота покрышек, установленных на их автомобиле, и можно ли с помощью них сделать автомобиль повыше.

Высота шины (профиль) легко вычисляется из маркировки на боковине.

Из этой статьи вы узнаете:

Например, маркировка 195\70\r15  (на картинке) означает ширину шины 195 мм и высоту 70% от ширины 195 мм (136,5 мм). R15 — диаметр диска в дюймах (1 дюйм равен 2,54 см).

 

Общий диаметр автомобильного колеса складывается из диаметра диска и разницы наружного и посадочного диаметров шины (профиля). В нашем случае диаметр будет составлять 15 х 2,54  + 2 х 13,65 = 65,4 см.

Диаметр колеса во время эксплуатации может уменьшаться — за счёт износа протектора шины. Об этом необходимо помнить владельцам спортивных автомобилей, имеющих очень низкий дорожный просвет.

Высота протектора стандартной летней автомобильной покрышки обычно составляет от 7.5 до 8.5 мм, стандартной зимней — от 8.5 до 9.5 мм.

То есть если автомобиль ездит на шинах уже 3-й или 4-й сезон — это значит что клиренс под его днищем уже примерно на 1 см меньше, чем на новой резине — и этого бывает достаточно, чтобы с двумя седоками на заднем сидении начать чиркать днищем о лежачие полицейские.

Можно ли поднять автомобиль за счёт покрышек?

Дорожный просвет автомобиля можно довольно серьёзно увеличить за счёт высоты шин, на которых ездит автомобиль.

Например автомобиль ездит на шинах 215\55\r15, которые имеют высоту 118 мм (55% от 215 мм).

Если владелец автомобиля при замене резины решит поставить резину чуть выше, чем стандартная, например 215\60\r15, то дорожный просвет его автомобиля увеличится больше чем на 1 см за счёт высоты покрышек, которая теперь составит 129 мм (60% от 215мм).

А если владелец автомобиля решит всерьёз увеличить дорожный просвет своего автомобиля, он может рассмотреть шины ещё большего размера, например 215\65\r15 или даже 225\65\r15, что увеличит его дорожный просвет более чем на 2 см и на 2.5 см соответственно.

В занятии по увеличению дорожного просвета автомобиля за счёт шин главное не сильно увлекаться, чтобы колёса не начали тереться о колёсные арки машины.

Необходимо помнить, что даже если колёса без проблем помещаются в колёсной арке, они могут начать тереться об арку при полной загрузке автомобиля, или при полном выкручивании руля.

Как влияет высота колёс на поведение автомобиля?

Автовладельцу необходимо помнить, что от покрышек сильно зависит поведение машины на дороге.

 

Почему нельзя устанавливать колеса диаметром больше заводских

О том, как правильно выбрать диски и шины для своего автомобиля, мы уже говорили. При этом многие в стремлении к собственным целям выбирают колеса как большего размера, однако нормальная повседневная эксплуатация диктует свои условия: их следует держать в заводских параметрах. Почему же не стоит устанавливать колеса больше заводских?

Что значит «больше заводских»?

Сначала определимся с тем, что означает фраза «больше заводских». Дело в том, что практически для всех автомобилей производители предлагают несколько вариантов размерности колесных дисков и шин: каждый из этих вариантов одобрен производителем, поскольку прошел испытания и означает не только физическую возможность установить колеса на автомобиль, но и оптимальность эксплуатационных параметров. Таким образом, если вы купили автомобиль с дисками диаметром 15 дюймов, но в другой комплектации производитель предлагает 17-дюймовые колеса, вы можете самостоятельно установить такие и на свою машину, не опасаясь негативных последствий. Однако перед установкой обязательно стоит проверить допустимые размеры колес для вашего автомобиля в руководстве по эксплуатации, чтобы убедиться в технической возможности и правильно выбрать размерность дисков и шин.

Говоря же «больше заводских», мы имеем в виду прежде всего колеса, размер которых превышает параметры, рекомендованные производителем. Именно такие «эксперименты» влияют на эксплуатационные характеристики. Однако даже если действовать в пределах дозволенного производителем, физику не обманешь, и установка 17-дюймовых колес вместо 15-дюймовых, разумеется, тоже не пройдет незамеченной – многое из того, что будет перечислено ниже, будет справедливым и в этом случае.

Также определимся с тем, что колесо – это готовый к установке элемент в сборе, состоящий из шины и колесного диска. И «увеличение» в этом смысле – понятие многозначное: ведь увеличение диаметра диска вовсе не обязательно означает увеличение диаметра колеса. Разберемся по порядку.

Чем вредна установка больших дисков?

Прежде всего диски большего диаметра, как правило, имеют больший вес – а следовательно, растет неподрессоренная масса. Более тяжелое колесо сложнее раскрутить двигателю – то есть, расход топлива станет выше, а динамика – хуже. Кроме того, увеличение неподрессоренной массы сказывается и на ресурсе подвески – она рассчитана на определенную нагрузку, ограниченную штатными колесами.

Увеличению диаметра диска обычно сопутствует и рост его ширины, а также изменение вылета (глубины посадки диска в колесной арке). Это меняет параметры работы ступичных подшипников, увеличивая нагрузку на них, и ощутимо сокращает их ресурс. В зависимости от степени отклонения параметров от штатных подшипники могут прослужить на 20-30% меньше, а могут и «сыпаться» буквально каждые несколько тысяч километров.

Ну а теперь перейдем от дисков к шинам – ведь увеличение диаметра диска меняет и параметры устанавливаемых шин.

Чем вредна установка больших шин?

Правило о росте веса с увеличением размера справедливо и для шин: как правило, шины большего посадочного диаметра имеют большую массу, которая добавляется к массе колеса в сборе и итоговой неподрессоренной массе.

Второй недостаток связан с тем, что в подавляющем большинстве случаев увеличение диаметра диска происходит за счет уменьшения профиля шины: то есть, чтобы новые большие диски влезли в арку, на них нужно надеть более низкопрофильную резину. Ну а уменьшение профиля – это ухудшение плавности хода и общего комфорта автомобиля. Кроме того, более «тонкая» шина хуже гасит ударные нагрузки и больше передает их дальше – на диск и подвеску. Таким образом, езда на низкопрофильных шинах по неидеальным дорогам означает снижение ресурса подвески и дисков и соответствующее увеличение эксплуатационных затрат, в том числе и на шины, риск повредить которые растет с уменьшением профиля.

Да, еще один косвенный, но все же недостаток – это финансовая сторона вопроса. Больше денег придется отдать не только за новые диски, но и за резину для них, и за шиномонтаж, и за потенциальный ремонт низкопрофильной шины.

Ну а еще в числе неприятных последствий можно упомянуть изменение точности показаний спидометра: изначально спидометры обычно настраивают на легкое завышение показаний относительно реальной скорости, и с постепенным ростом диаметра колеса он сначала станет точнее, а затем будет «врать» все сильнее. Кроме того, с увеличением ширины шины растет ее склонность к аквапланированию.

Есть ли плюсы в установке больших колес?

Конечно, увеличение диаметра колеса не означает сплошных недостатков, есть в нем и положительные стороны. К примеру, колеса большего диаметра означают увеличение дорожного просвета, а также увеличение максимальной скорости – ведь за один оборот колесо большего диаметра проходит больший путь. Рост ширины резины означает увеличение пятна контакта с дорогой и, соответственно, сцепления с ней – это улучшает управляемость автомобиля и скорость прохождения поворотов.

По букве закона

Одним из главных недостатков нестандартно больших колес является то, что они банально запрещены законом. Технический регламент Таможенного союза в части шин и дисков, допускаемых к установке, прост и непреклонен: разрешены лишь те, что «соответствуют рекомендациям эксплуатационной документации изготовителей транспортных средств».

Кроме того, следует помнить и то, что тем же техрегламентом запрещены так называемые «разварки» – диски увеличенной ширины, сваренные из нескольких «штамповок». Во-первых, они банально небезопасны, так как имеют незаводскую конструкцию, а во-вторых, техрегламент не допускает «наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой».

Стоит ли менять профиль шин?

Давайте разберемся для начала, что такое профиль шины? Под этим термином понимают

отношение высоты шины к ширине, выраженное в процентах. Не так давно стандартным считался

профиль 100. Это означает, что высота шины была такой же, как и ее ширина. В современных

автомобилях чаще всего мы встречаем шины с профилями 70, 60, 55, 50 и ниже. Производители

допускают возможность смены профиля, если будет сохранен диаметр колеса. Это означает, что

решение об изменении размера шины (ширина) связано чаще всего с изменением ее профиля.

Чем выше профиль, тем меньше ширина, и наоборот. Таким образом, для указанного базового

размера шины можно найти несколько различных вариантов. Конечно, не каждый из этих

теоретически возможных вариантов подходит именно для вашего автомобиля.

 

Низкопрофильные шины: преимущества и недостатки

Смена профиля шины – это широко распространенная практика среди автовладельцев, имеющих

автомобили с большой мощностью. Больше колесо и низкий профиль шины положительно влияет

на управляемость. Также увеличивает максимальную скорость, с которой можно безопасно

преодолевать повороты. В движении по дуге шины должны выдерживать огромные

центробежные силы. Больше всего достается передней внешней шине. В вершине поворота на эту

шину приходится самая большая нагрузка. В такой ситуации каждый лишний сантиметр резины

между колесом и асфальтом негативно отражается на стабильности и точности управления

автомобилем. Шины с низким профилем улучшают управляемость и ограничивают избыточную

поворачиваемость. Кроме того, чем ниже шина и больше колесо, тем круче внешний вид

автомобиля. Также теперь можно установить большие тормозные диски.

Следует учесть, что при низкопрофильной резине повышается уровень шума, так как при широких

шинах увеличивается трение, а вместе с ним и количество воздуха, которому приходится

преодолевать более длинный путь по линиям рисунка протектора.

Один из основных недостатков является низкое сопротивление аквапланированию. Это

происходит, когда дорога покрыта грязью или водой. Тогда слой воды создает прослойку между

шиной и дорогой, в результате чего автомобиль теряет сцепление с дорогой. Это явление

особенно опасно при движении с высокой скоростью. Из тестов, проведенных ADAC видно, что

увеличение ширины шины почти всегда сопровождается удлинением тормозного пути на дороге,

покрытой песком, гравием или чем-то подобным.

 

Высокопрофильные шины: преимущества и недостатки

Более высокий профиль шины во время езды добавляет комфорт и более эффективное гашение

неровностей. Если на вашей машине стоят именно такие шины, то вам, легче выбраться из

снежных заметов и сохранить контроль над автомобилем на скользкой дороге. Высокий профиль

по достоинству оценят водители, живущие в городе. Для этого типа шин высокий бордюр на месте

парковки перестает быть проблемой.

Их большим недостатком является затруднение при прохождении поворотов. Проще управление

при неконтролируемых заносах, особенно в дождь или снег. Эти шины позволяют получить

оптимальные ходовые характеристики, а этим не будут довольны водители, которые

предпочитают динамичный стиль езды. Более высокий профиль автоматически делает шину

более узкую, а это приводит к меньшему сопротивлению качения. Если шина уже на 1 см – ее

сопротивление ветру меньше на 1,5%. В связи с этим, подобные шины предпочитают те водители,

которые хотят ездить экономно.

 

Стоит ли менять профиль шин?

Как видите, изменение профиля шины, а, стало быть, и ее размера, несет с собой как

преимущества, так и недостатки. По этой причине каждый из автовладельцев должен решить,

какие характеристики для него наиболее важные. Перед внесением каких-либо изменений,

следует иметь в виду, что использование утвержденных производителем размеров шин является

единственной гарантией обеспечения указанных производителем управляемости. Поэтому, если

изменение режима не продиктовано, например, применением более широких тормозных дисков

для повышения безопасности, стоит дважды задуматься над изменением профиля шины.

Допустимо ли, если резина шире или уже диска, выбор размера

Правильно подобрать резину под диски без определенных знаний не так просто. Обусловлено это тем, что нужно учитывать ряд размеров и параметров. Конечно, в этом могут помочь консультанты в шинном магазине, если покупаешь необходимые комплектующие именно в специализированной точке. Что же делать тем, кто покупает их в подержанном состоянии?

В связи с разными причинами (у всех они свои – от любви к экспериментам до отсутствия выбора из-за сложного финансового положения), наверное, каждый второй автовладелец хоть раз да задумывался о том, можно ли на 14 диски одеть 15 резину, или на 15 поставить 16; либо наоборот, натянуть 13 резину на 14 диски – то есть собрать полноценное колесо, если резина шире или уже диска.

Некоторые автолюбители считают, что такие манипуляции увеличат многие показатели. Например, если автодиски слишком большие, то благодаря резине меньшего диаметра можно избежать трения колес о подкрылки. Или что чем меньше радиус шин, тем они дешевле. Этот фактор тоже немаловажный.

Узкая резина на широкие диски

Вполне возможно установить 13 резину на 14 диски, а также 14 шины на 15 диски и так далее. Однако ни один нормальный шиномонтаж не возьмется за такую работу.

Такую установку можно сравнить с ношением обуви 40 размера, когда нога у вас 42 размера. В принципе, ходить можно, но будет неудобно, да и обувь быстро придет в негодность.

Покрышки меньшего диаметра, чем обода, установить можно. Так даже можно будет эксплуатировать автомобиль, но недолго.

Ресурс шин значительно ухудшается, они станут более подвержены проколам или порезам при езде по неровной дороге. В лучшем случае в негодность придут только покрышки, но вместе с этим также могут повредиться и автодиски.

Если же из-за большого растяжения шины порвутся на большой скорости, то это может привести к серьезному ДТП. Именно из-за этого не стоит устанавливать шины меньшего диаметра, пусть даже это обошлось бы дешевле. Безопасность всегда должна быть на первом месте, на собственной жизни экономить не стоит.

Как выбрать шины

Итак, как же все-таки правильно выбрать резину под определенные колесные диски? Сделать это несложно, достаточно лишь знать ширину обода колеса.

Для правильного выбора понадобятся некоторые вычисления. Берем шину с шириной 190 мм. Теперь нужно перевести эту величину в дюймы. Для этого поделим число на 25,4. Получается 7,48.

Из получившегося числа необходимо вычислить еще 25%. Получим число около 5,70. Его надо округлить, в итоге получается 6 дюймов. Значит, под шины шириной 190 мм необходимы дисковые элементы с шириной обода 6 дюймов.

При этом размерность и у покрышки, и у автодиска должна быть одинаковая. В этом нет ничего сложного, можно даже обойтись без помощи консультантов.

Высоту профиля необходимо выбирать, исходя из размеров колесных арок автомобиля. Если при установке дисков уже остается мало свободного места, то профиль должен быть меньше. Однако стоит учитывать, что чем больше профиль, тем комфортнее становится езда.

Установка узкой резины на широкий диск

На практике бывает и такое, что устанавливают узкую резину на широкий диск. Улучшений от этого практически нет, даже иногда появляются недостатки. Однако внешний вид автомобиля с такой резиной значительно преображается.

Самостоятельно установку не рекомендуется производить без опыта, так как процесс опасный. Чаще всего покрышку надевают на дисковый обод, затем оставшееся свободное пространство смазывают горючей жидкостью и поджигают. Шина растягивается и принимает нужную форму, становится «домиком».

После этого колеса готовы к эксплуатации. Если опыта в проведении таких работ не имеется, то лучше всего обратиться в СТО, так как есть риск повредить и диск, и резину. Однако к выбору СТО также нужно подойти серьезно.

Итог

Если разобраться, то выбрать шины не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Если же нет уверенности в своих силах или достаточном опыте, то лучше обратиться за помощью к профессионалам.

Можно ли устанавливать шины c размерностью, не совпадающей с рекомендацией производителя?

Правда ли, что протектор можно нарезать? Можно ли устанавливать шины c размерностью, не совпадающей с  рекомендацией производителя? Отвечает специалист по качеству компании «Нокиан Шина» Александр Снисар

Александр Снисар

Почему советуют устанавливать на зимний период шины с большей высотой (для этого даже рекомендуют менять диски на меньший радиус), ведь в действительности автомобиль в 95% случаев ездит не по таким уж заснеженным дорогам? (Виталий Пономарь, Киев)

Это совсем необязательно. При выборе типоразмера шин нужно руководствоваться рекомендациями, которые дает автопроизводитель. Они указаны в инструкции по эксплуатации и, как правило, расположены на обратной стороне крышки лючка бензобака или на стойке за дверью водителя. Существует возможность подобрать и другой размер, который также подойдет на ваш автомобиль. Если же говорить о переходе на меньший диаметр колесных дисков, то это, как правило, делается с целью повышения комфорта езды для пассажиров, ведь более высокий профиль шины сглаживает некоторые дефекты дорожного полотна. Но со специ­фикой перехода на зимний сезон это связано мало.

На каждой шине есть размер – например, 185/65 R15. Но не всегда у тех моделей покрышек, которые меня интересуют по цене, эти размеры совпадают с точностью. Скажите, какие значения допустимо изменять и в каком диапазоне? (Сергей Симченко, Киев)

Ну, для начала, давайте разберемся с тем, что же означают все эти цифры и буквы. Итак, 185 – ширина шины в миллиметрах; 65 – процентное соотношение высоты профиля шины к ее ширине, то есть в данном случае высота боковины равна 65% от 185 мм; буква R – обозначает радиальную структуру корда шины; 15 – диаметр колесного диска в дюймах.

Как правило, для одного автомобиля автопроизводитель дает несколько рекомендованных типоразмеров, и нужно стараться максимально придерживаться этих рекомендаций.

Есть, конечно, так называемые взаимозаменяемые размеры. Например, в данном случае возможно заменить шину размерности 185/65 R15 на 195/60 R15 (шина будет шире – 195 мм, но при этом соотношение высоты к ширине будет меньшим –
60%). При этом нужно учитывать, что есть разница в длине окружности шины: она составит примерно 1%. Проще говоря, в данном конкретном случае при скорости 100 км/ч спидометр будет выдавать погрешность и показывать скорость на 1 км/ч больше реальной.

Что такое диагональные и радиальные шины, чем они отличаются и как эти различия влияют на потребительские свойства? (Василий Перевертенюк, Львовская обл.)

Диагональные и радиальные шины отличаются строением каркаса. В первом варианте каркас состоит из парного количества слоев корда, нити которого пересекаются ровно посередине протектора под углом 35–40 градусов, второй тип шин имеет, как правило, один слой корда (если речь идет о легковых шинах), и нити корда тянутся от борта к борту и расположены под углом 90 градусов к направлению вращения колеса.
Сейчас практически все легковые шины имеют радиальную структуру корда. Благодаря этому улучшилось сцепление покрышек с дорогой, они стали легче, мягче, комфортнее, уменьшился расход топлива.

Каркас диагональных шин является более прочным и жестким, благодаря чему данная технология широко применяется при производстве промышленных шин.

Пользуюсь своими зимними шинами уже третий сезон, но услышал от шиномонтажника, что протектор можно «нарезать» для большей глубины. Я думал, что такая практика осталась в далеком прошлом, неужели кто-то еще пользуется такими способами? (Кирилл Порицкий, Киев)

Действительно, существует техническая возможность восстановления протектора шины, так называемая наварка протектора. Но она применяется в основном только для промышленных и грузовых шин. В таком случае на каркас шины напаивается слой резиновой смеси, на котором отпечатывают рисунок протектора. Но в сегменте легковых шин данная технология применяется очень редко: скоростные индексы очень высоки, и есть риск расслоения шины.

Если же говорить о «нарезке» легковых шин, то мы не рекомендуем прибегать к этой процедуре. Дело в том, что протектор шины – это «слоеный пирог»: он состоит из нескольких типов резиновой смеси. Срезая внешний слой канавок протектора, вы открываете внутренние слои, которые для этого не предназначены, и тем самым повышаете риски повреждения шины. Проще говоря, такая процедура принесет вашей шине больше повреждений, чем реальной пользы.

У меня обычные металлические диски (не легкосплавные), и на шиномонтаже мне второй раз советуют их менять. Но с ними все в порядке по меньшей мере визуально – не было ни аварий, ни повреждений. Для чего мне менять диски? Машине шестой год. (Алина Сумченко, Киевская обл.)

Штампованные стальные диски больше подвержены деформации, чем легкосплавные. По­этому их обычно прокатывают во время шиномонтажа. Можно сказать, что с каждой прокаткой или рихтовкой диск становится чуть менее прочным. Поэтому через несколько лет интенсивной эксплуатации действительно приходится их заменять. Кроме того, такие диски больше подвержены коррозии, что тоже может сократить срок их эксплуатации.

Но не спешите менять диски через пять лет службы. Важными показателями в данном случае являются наличие/отсутствие биений и дисбаланса диска. Если с геометрией диска все в порядке, на нем нет коррозии и видимых повреждений, то он вполне еще может служить на вашем авто.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о