Снятие распредвала 2108 — Энциклопедия журнала «За рулем»

Снятие распределительного вала

Рис. 1. Положение кулачков первого цилиндра при укладке распределительного вала в опоры головки блока цилиндров Рис. 2. Нанесение герметика на поверхность головки блока цилиндров Рис. 3. Порядок затягивания гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Снимаем клапанную крышку головки блока цилиндров (см. Регулировка тепловых зазоров в приводе газораспределительного механизма).

На двигателе ВАЗ-2111 ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления «массовых» проводов к шпилькам заглушки головки блока цилиндров и снимаем провода со шпилек. Ключом «на 10» отворачиваем болт… …и две гайки крепления заглушки. Снимаем заглушку и ее уплотнительное кольцо.

На двигателе ВАЗ-21083 снимаем корпус вспомогательных агрегатов (см. Снятие корпуса вспомогательных агрегатов двигателя ВАЗ-21083) . Снимаем зубчатый шкив распределительного вала (см. Замена сальника распределительного вала) . Отворачиваем верхнюю гайку крепления задней крышки ремня привода ГРМ (см. Снятие насоса охлаждающей жидкости).

Головкой «на 13» равномерно в несколько приемов (до снятия давления пружин клапанов) отворачиваем десять гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала Снимаем со шпилек передний и задний корпусы подшипников распределительного вала. Немного отведя от головки блока цилиндров заднюю крышку ремня привода ГРМ, снимаем распределительный вал.

Снимаем сальник распределительного вала. Устанавливаем распределительный вал в указанной ниже последовательности. Очищаем сопрягаемые поверхности головки блока цилиндров и корпусов подшипников от старого герметика и масла. Смазываем моторным маслом опорные шейки и кулачки распределительного вала. Укладываем вал в опоры головки блока цилиндров таким образом, чтобы кулачки первого цилиндра были направлены вверх (см. рис. 1). На поверхности головки блока цилиндров, сопрягающиеся с корпусами подшипников в зоне крайних опор, наносим тонкий слой силиконового герметика (см. рис. 2). Устанавливаем корпусы подшипников и затягиваем гайки их крепления в два приема. Предварительно затягиваем гайки в последовательности, указанной на рис. 3, до прилегания поверхностей корпусов подшипников к головке блока цилиндров. При этом необходимо следить за тем, чтобы установленные втулки корпусов свободно вошли в свои гнезда. Окончательно затягиваем гайки моментом 21,6 Н.м (2,2 кгс.м) в той же последовательности. После затяжки гаек тщательно удаляем остатки герметика, выдавленного из зазоров. Проверяем зазоры в клапанном механизме. Запрессовываем новый сальник распределительного вала (см. Замена сальника распределительного вала) . Дальнейшую сборку проводим в последовательности, обратной разборке.

АВТОРЕМОНТ. Ремонт и техническая эксплуатация автомобилей

ВАЗ 2104, ВАЗ 2105

двигатели 1.2 1.3 1.5 л.

 

ВАЗ 2106

двигатели 1.3 1.5 1.6 л.

     
     

ВАЗ 2107

двигатели 1.3 1.5 1.6 1.7 л.

 

ВАЗ 2108, ВАЗ 2109

двигатели 1.1 1.3 1.5 л.

     
     

VW GOLF1,JETTA1

выпуск 1974 — 1983 двигатели бензиновые 1.1 1.3 1.5 1.6 л.

 

VW GOLF2,JETTA2

выпуск 1983 — 1992 двигатели бензиновые 1.1 1.3 1.6 1.8 л. дизельный 1.6 л.

     
     
Причины взрывов и пожаров на инжекторных автомобилях с ГБО
 

Тесты подержанных автомобилей

     

ВАЗ 2108 | Приложение 1. Моменты затяжки резьбовых соединений*

 

 

Момент затягивания, Н·м (кгс·м)

Деталь

Резьба

номинальный

минимальный

максимальный

Двигатель

Болт крепления крышек коренных подшипников

М10х1,25

80,36(8,2)

68,31(6,97)

84,38(8,61)

Болт крепления масляного картера

М6

7,80(0,8)

5,10(0,52)

8,20(0,85)

Шпилька крепления крышки сапуна

М8

19,6(2,0)

12,70(1,3)

20,60(2,1)

Гайка крепления крышки сапуна

М8

19,6(2,0)

12,70(1,3)

20,60(2,1)

Болт крепления головки цилиндров:

М12х1,25




            предварительное затягивание


39,2(4,0)

33,3(3,4)

41,16(4,2)

            окончательное затягивание


112,7(11,5)

95,94(9,79)

118,38(12,08)

Болт крепления головки цилиндров

М8

25,5(2,6)

21,6(2,2)

26,75(2,73)

Гайка крепления впускного и выпускного трубопроводов

М8

24,5(2,5)

20,87(2,13)

25,77(2,63)

Гайка болта крышки шатуна

М9х1

50,96(5,2)

43,32(4,42)

53,51(5,46)

Болт крепления маховика

М10х1,25

83,3(8,5)

60,96(6,22)

87,42(8,92)

Болт крепления натяжного ролика*

М8

29,4(3,0)

24,5(2,5)

34,3(3,5)

Болт крепления башмака натяжителя цепи

М10х1,25

48,0(4,9)

41,2(4,2)

51,0(5,2)

Гайка шпилек крепления корпуса подшипников распределительного вала

М8

21,56(2,2)

18,33(1,87)

22,64(2,3)

Болт крепления звездочки распределительного вала

М10х1,25

48,0(4,9)

41,2(4,2)

51,0(5,2)

Болт крепления звездочки вала привода масляного насоса

М10х1,25

48,0(4,9)

41,2(4,2)

51,0(5,2)

Гайка регулировочного болта

М12х1,25

50,96(5,2)

43,3(4.42)

53,5(5,46)

Болты шкивов распределительного вала и вала привода масляного насоса*

М10х1,25

78,4(8,0)

66,64(6,8)

82,32(8,4)

Втулка регулировочного болта клапана

М18х1,5

98(10)

83,3(8,5)

102,9(10,5)

Свеча зажигания

М14х1,25

37,24(3,8)

30,67(3,13)

39(3,99)

Болт крепления насоса охлаждающей жидкости

М8

25,48(2,6)

21,66(2,21)

26,75(2,73)

Гайка шпильки крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения

М8

21,56(2,2)

15,97(1,63)

22,64(2,31)

Храповик коленчатого вала

М20х1,5

119,6(12,2)

101,3(10,3)

125,6(12,8)

Болт крепления кронштейна генератора

М10х1,25

58,8(6,0)

44,1(4,5)

64,7(6,6)

Гайка крепления установочной планки генератора

М10х1.25

43,12(4,4)

28,63(2,86)

45,27(4,62)

Гайка крепления генератора к кронштейну

М12х1.25

68,6(7,0)

58,3(5,95)

72(7,35)

Гайка крепления установочной планки к генератору

М10х1,25

43,12(4,4)

28,08(2,86)

45,3(4,62)

Гайка крепления подушки к кронштейну передней опоры

М10х1,25

33,3(3,4)

21,6(2,21)

35(3,57)

Гайка крепления подушки передней подвески двигателя к поперечине

М10х1,25

32,3(3,3)

27,4(2,8)

34(3,46)

Гайка крепления пластины к подушке

М6

8,8(0,9)

5,7(0,58)

9,2(0,94)

Гайка крепления задней подвески двигателя к кузову

М8

17,6(1,8)

15(1,53)

18,6(1,9)

Гайка крепления задней опоры к коробке передач

М8

27,4(2,8)

23,3(2,38)

28,8(2,94)

Гайка болта крепления задней опоры к поперечине Датчик включения электровентилятора

М8 М22х1,5

24,5(2,5) 47,0(4,8)

15,9(1,62) 40,0(4,08)

25,7(2,62) 49,4(5,04)

Сцепление

Болт крепления сцепления

М8

29,4(3,0)

19,1(1,95)

30,9(3,15)

Гайка болта крепления педалей сцепления и тормоза

М12х1,25

19,6(2,0)

12,7(1,3)

20,6(2,1)

Гайки крепления главных цилиндров сцепления и тормозов

М8

14,7(1,5)

9,8(1,0)

15,7(1,6)

Соединение трубок гидропривода тормозов

М10

17,6(1,8)

14,7(1,5)

18,6(1,9)

Соединение трубок гидропривода сцепления

М12

29,4(3,0)

24,5(2,5)

31,4(3,2)

Коробка передач

Выключатель света заднего хода

М14х1,5

43,1(4,4)

28,4(2,9)

45,1(4,6)

Болты крепления картера сцепления к двигателю

М12х1,25

83,3(8,5)

53,9(5,5)

87,2(8,9)

Гайка крепления картера сцепления к коробке передач

М10х1,25

49(5,0)

31,8(3,25)

51,4(5,25)

Гайка крепления картера сцепления к коробке передач

М8

24,5(2,5)

15,7(1,6)

25,5(2,6)

Болт крепления крышки фиксаторов штоков

М8

24,5(2,5)

15,7(1,6)

25,5(2,6)

Гайка крепления задней крышки

М8

24,5(2,5)

15,7(1,6)

25,5(2,6)

Гайка заднего конца ведомого вала

М20х1

78,4(8,0)

66,6(6,8)

82,3(8,4)

Болт зажимной шайбы подшипника промежуточного вала

М12х1,25

93,1(9,5)

79,4(8,1)

98(10)

Болт крепления вилки к штоку переключения передач

М6

17,6(1,8)

11,7(1,2)

18,6(1,9)

Карданная передача

Гайка вилки переднего карданного вала

М16х1,5

93,1(9,5)

79,4(8,1)

98(10)

Гайки болтов крепления эластичной муфты

М12х1,25

67,6(6,9)

57,8(5,9)

71,5(7,3)

Гайка болта крепления фланца карданного вала к фланцу редуктора

М8

32,3(3,3)

27,4(2,8)

34,3(3,5)

Задний мост

Болт крепления редуктора

М8х1,25

41,2(4,2)

35(3,57)

43,2(4,41)

Болт крепления крышки подшипника дифференциала

М10х1,25

51(5,2)

43,3(4,42)

53,5(5,46)

Болт крепления ведомой шестерни

М10х1,25

98(10)

83,3(8,5)

102,9(10,5)

Гайка крепления фланца к ведущей шестерне

М16х1,5

См. подраздел «Задний мост»

Гайка пластины крепления подшипника полуоси и щита тормоза

М10х1,25

49(5,0)

41,6(4,25)

51,4(5,25)

Рулевое управление

Гайка болта крепления картера рулевого управления

М10х1,25

39,2(4,0)

33,3(3,4)

41,2(4,2)

Гайка болта крепления кронштейна маятникового рычага

М10х1,25

39,2(4,0)

33,3(3,4)

41,2(4,2)

Гайка шарового пальца тяг рулевого привода

М14х1,5

50(5,1) **

42,1(4,3)

53(5,4)

Болт крепления промежуточного вала к верхнему валу и к валу червяка

М8

26,5(2,7)

22,5(2,3)

27,4(2,8)

Гайка крепления рулевого колеса

М16х1,5

49(5,0)

31,4(3,2)

51(5,2)

Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления и включателя

М8

17,6(1,8)

15(1,53)

18,6(1,9)

зажигания





Гайка крепления сошки

М20х1,5

235,2(24)

199,9(20,4)

247(25,2)

Гайка оси маятникового рычага

М14х1,5

98(10)

63,7(6,5)

102,9(10,5)

Передняя подвеска

Болт крепления поперечины к лонжерону кузова

М12х1,25

93,1(9,5)

78,4(8,0)

98(10)

Гайка нижних болтов крепления поперечины к лонжерону кузова

М12х1,25

78,4(8,0)

66,6(6,8)

82,3(8,4)

Гайка болта крепления оси нижнего рычага

М12х1,25

78,4(8,0)

66,6(6,8)

82,3(8,4)

Гайка оси нижнего рычага

М14х1,5

98(10)

63,7(6,5)

103(10,5)

Гайка оси верхнего рычага

М14х1,5

88,2(9,0)

57,3(5,85)

92,1(9,4)

Гайка крепления верхнего конца амортизатора

М10х1,25

32,3(3,3)

27,4(2,8)

34(3,46)

Гайка крепления нижнего конца амортизатора

М10х1,25

58,8(6,0)

50(5,1)

62(6,3)

Гайка подшипников ступицы переднего колеса

М18х1,5

См. раздел «Ходовая часть»

Болт крепления суппорта к кронштейну

М10х1,25

34,3(3,5)

29,1(3,0)

36(3,7)

Гайка крепления штанги стабилизатора поперечной устойчивости

М8

17,6(1,8)

15,0(1,53)

18,6(1,9)

Гайка крепления шаровых пальцев к поворотному кулаку

М14х1,5

98(10)

83,3(8,5)

103(10,5)

Болт крепления колеса

М12х1,25

68,6(7,0)

58,8(6,0)

72,0(7,35)

Гайка болтов поворотного кулака

М10х1,25

58,8(6,0)

50(5,1)

61,74(6,3)

Задняя подвеска

Гайки крепления амортизаторов

М12х1,25

58,8(6,0)

38,2(3,9)

61,7(6,3)

Гайки болтов крепления поперечной и продольных штанг

М12х1,25

78,4(8,0)

66,6(6,8)

82,3(8,4)

3. Моменты затяжки резьбовых соединений ВАЗ 2108 1984+

Деталь

Резьба

Момент затяжки, Н·м (кгс·м)

Двигатель

Болты крепления головки блока цилиндров

М12х1,25

1-й прием: 20,0 (2,0) 2-й прием: 71,0–87,0 (7,1–8,7) 3-й прием: довернуть на 90° 4-й прием: снова довернуть на 90°

Гайка шпильки крепления впускной трубы и выпускного коллектора

М8

21,0–26,0 (2,1–2,6)

Гайка крепления натяжного ролика

М10х1,25

34,0–42,0 (3,4–4,2)

Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала

М8

18,7–23,0 (1,87–2,30)

Болт крепления шкива распределительного вала

М10

68,0–85,0 (6,8–8,5)

Болт крепления корпуса вспомогательных агрегатов

М6

6,8–8,4 (0,68–0,84)

Гайки шпилек крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения

М8

16,0–23,0 (1,6–2,3)

Болт крепления крышек коренных подшипников

М10х1,25

69,0–84,0 (6,9–8,4)

Болт крепления масляного картера

М6

5,0–8,0 (0,5–0,8)

Гайки болта крышки шатуна

М9х1,0

44,0–54,0 (4,4–5,4)

Болт крепления маховика

М10х1,25

62,0–87,0 (6,2–8,9)

Болт крепления насоса охлаждающей жидкости

М6

78,0–80,0 (0,78–0,80)

Болт крепления шкива коленчатого вала

М12х1,25

99,0–110,0 (9,90–11,0)

Болт крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости

М6

4,1–5,1 (0,41–0,51)

Гайка крепления приемной трубы глушителя

М8х1,25

21,0–26,0 (2,1–2,6)

Гайка крепления фланца дополнительного глушителя

М8х1,25

16,0–23,0 (1,6–2,3)

Гайка болта крепления передней подвески двигателя

М10

42,0–51,0 (4,2–5,1)

Гайка болта крепления левой подвески двигателя

М10

42,0–51,0 (4,2–5,1)

Гайка болта крепления кронштейна левой подвески к двигателю

М10

32,0–51,0 (3,2–5,1)

Гайка болта крепления задней подвески двигателя

М10

28,0–34,0 (2,8–3,4)

Гайка болта крепления кронштейна задней подвески к двигателю

М12

62,0–98,0 (6,2–9,8)

Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника

М6

8,0–10,0 (0,8–1,0)

Болт крепления маслоприемника к насосу

М6

7,0–8,0 (0,7–0,8)

Болт крепления масляного насоса

М6

8,5–10,0 (0,85–1,0)

Болт крепления корпуса масляного насоса

М6

7,2–9,2 (0,72–0,92)

Пробка редукционного клапана масляного насоса

М16х1,5

46,0–73,0 (4,6–7,3)

Штуцер масляного фильтра

М20х1,5

38,0–87,0 (3,8–8,7)

Датчик контрольной лампы давления масла

М14х1,5

24,0–27,0 (2,4–2,7)

Гайки крепления карбюратора

М8

13,0–16,0 (1,3–1,6)

Гайка крепления крышки головки блока цилиндров

М6

2,0–4,7 (0,2–0,47)

Сцепление

Гайка крепления картера сцепления к блоку двигателя

М12х1,25

55,0–88,0 (5,5–8,8)

Болт крепления картера сцепления к блоку двигателя

М12х1,25

55,0–88,0 (5,5–8,8)

Болт крепления фланца направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления

М6

5,0–6,5 (0,5–0,65)

Болт крепления кожуха сцепления к маховику

М8

19,0–31,0 (1,9–3,1)

Гайка крепления картера сцепления к коробке передач

М8

16,0–26,0 (1,6–2,6)

Болт крепления нижней крышки к картеру сцепления

М6

4,9–7,8 (0,49–0,78)

Коробка передач

Конический винт крепления шарнира тяги привода

М8

16,6–20,0 (1,66–2,0)

Болт крепления механизма выбора передач

М6

5,1–8,2 (0,51–0,82)

Болт крепления корпуса рычага переключения передач

М8

16,0–26,0 (1,6–2,6)

Гайка крепления хомута тяги привода

М8

16,0–26,0 (1,6–2,6)

Гайка заднего конца первичного и вторичного валов

М20х1,5

123,0–149,0 (12,3–14,9)

Выключатель света фонарей заднего хода

М14х1,5

29,0–45,0 (2,9–4,5)

Болт крепления вилок к штоку

М6

12,0–19,0 (1,2–1,9)

Болт крепления крышки фиксаторов

М8

16,0–26,0 (1,6–2,6)

Болт крепления ведомой шестерни дифференциала

М10х1,25

65,0–83,0 (6,5–8,3)

Гайка крепления корпуса привода спидометра

М6

4,5–7,2 (0,45–0,72)

Гайка крепления оси рычага выбора передач

М8

16,0–26,0 (1,6–2,6)

Гайка крепления задней крышки к картеру коробки передач

М8

16,0–26,0 (1,6–2,6)

Пробка фиксатора вилки включения заднего хода

М16х1,5

28,0–45,0 (2,8–4,5)

Конический винт крепления рычага штока выбора передач

М8

28,0–35,0 (2,8–3,5)

Болт крепления картеров сцепления и коробки передач

М8

16,0–26,0 (1,6–2,6)

Пробки заливного и сливного отверстий

М22х1,5

29,0–46,0 (2,9–4,6)

Передняя подвеска

Гайка крепления верхней опоры телескопической стойки к кузову

М8

20,0–24,0 (2,0–2,4)

Гайка крепления шарового пальца к рычагу

М12х1,25

80,0–96,0 (8,0–9,6)

Гайка эксцентрикового болта крепления телескопической стойки к поворотному кулаку

М12х1,25 

79,0–96,0 (7,9–9,6)

Болт крепления телескопической стойки к поворотному кулаку

М12х1,25

79,0–96,0 (7,9–9,6)

Болт и гайка крепления рычага подвески к кузову

М12х1,25

79,0–96,0 (7,9–9,6)

Гайка крепления растяжки

М16х1,25

160,0–180,0 (16,0–18,0)

Болт и гайка крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости к рычагу

М10х1,25

43,0–53,0 (4,3–5,3)

Гайка крепления штанги стабилизатора к кузову

М8

13,0–16,0 (1,3–1,6)

Болт крепления кронштейна растяжки к кузову

М10х1,25

43,0–53,0 (4,3–5,3)

Гайка крепления штока телескопической стойки к верхней опоре

М14х1,5

67,0–82,0 (6,7–8,2)

Болт крепления шаровой опоры к поворотному кулаку

М10х1,25

50,0–63,0 (5,0–6,3)

Гайка крепления ступиц передних колес

М20х1,5

225,0–250,0 (22,5–25,0)

Болт крепления колеса

М12х1,25

65,0–95,0 (6,5–9,5)

Задняя подвеска

Гайка нижнего крепления амортизатора

М12х1,25

68,0–84,0 (6,8–8,4)

Гайка крепления рычага задней подвески

М12х1,25

68,0–84,0 (6,8–8,4)

Гайка крепления кронштейнов рычагов подвески

М10х1,25

28,0–34,0 (2,8–3,4)

Гайка верхнего крепления амортизатора

М10х1,25

51,0–63,0 (5,1–6,3)

Гайка подшипников ступиц задних колес

М20х1,5

190,0–225,0 (19,0–22,5)

Тормоза

Болт крепления цилиндра тормоза к суппорту

М12х1,25

117,0–150,0 (11,7–15,0)

Болт крепления направляющего пальца к цилиндру

М8

31,0–38,0 (3,1–3,8)

Болт крепления тормозной скобы к поворотному кулаку

М10х1,25

29,0–36,0 (2,9–3,6)

Болт крепления заднего тормозного щита к балке

М10х1,25

35,0–43,0 (3,5–4,3)

Гайка крепления кронштейна вакуумного усилителя к усилителю кронштейна

М8

10,0–16,0 (1,0–1,6)

Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю

М10

27,0–32,0 (2,7–3,2)

Гайка крепления вакуумного усилителя к усилителю кронштейна

М10

27,0–32,0 (2,7–3,2)

Штуцеры соединений тормозных трубопроводов

М10

15,0–18,0 (1,5–1,8)

Наконечник гибкого шланга переднего тормоза

М10х1,25

30,0–33,0 (3,0–3,3)

Рулевое управление

Гайка крепления картера рулевого механизма

М8

15,0–19,0 (1,5–1,9)

Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления

М8

15,0–19,0 (1,5–1,9)

Болт крепления кронштейна вала рулевого управления

М6

Завернуть до отрыва головки

Болт крепления вала рулевого управления к шестерне

М8

23,0–27,0 (2,3–2,7)

Гайка крепления рулевого колеса

М16х1,5

32,0–51,0 (3,2–5,1)

Контргайка рулевой тяги

М18х1,5

123,0–150,0 (12,3–15,0)

Гайка крепления шарового пальца тяги

М12х1,25

28,0–33,0 (2,8–3,3)

Болт крепления рулевой тяги к рейке

М10х1,0

70,0–86,0 (7,0–8,6)

Гайка подшипника шестерни рулевого механизма

М38х1,5

46,0–55,0 (4,6–5,5)

Электрооборудование

Свеча зажигания

М14х1,25

31,0–39,0 (3,1–3,9)

Гайка болта крепления генератора

М12х1,25

59,0–73,0 (5,9–7,3)

Гайка шпильки крепления генератора

М10х1,25

28,6–46,0 (2,86–4,6)

ВАЗ 2108 | Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений

2.6. Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Четырехцилиндровые двигатели

Болты крепления головки блока цилиндров:
  – 1-й этап

40 (4,0)

  – 2-й этап

60 (6,0)

  – 3-й этап

затянуть далее на полоборота (180°)

Болты крепления кронштейнов подвески двигателя к блоку цилиндров:
  – М10

45 (4,5)

  – М8

25 (2,5)

Гайка крепления механизма натяжения ремня привода распределительного вала

45 (4,5)

Болт крепления зубчатого колеса к промежуточному валу

80 (8,0)

Болт крепления шкива коленчатого вала к зубчатому колесу коленчатого вала

20 (2,0)

Болт крепления шкива коленчатого вала к зубчатому колесу коленчатого вала

20 (2,0)

Болт крепления зубчатого колеса к коленчатому валу:
  – автомобили выпуска до 1989 г.

200 (20,0)

  – автомобили выпуска с 1989 г. (нанести специальный клей):
     • 1-й этап

30 (3,0)

     • 2-й этап

затянуть далее на четверть оборота (90°)

Болт крепления зубчатого колеса к распределительному валу

80 (8,0)

Гайки крышек подшипников распределительного вала

20 (2,0)

Болт крепления крышки к головке блока цилиндров

10 (1,0)

Гайка крепления крышек шатунных подшипников:
  – 1-й этап

30 (3,0)

  – 2-й этап

затянуть далее на четверть оборота (90°)

Болт крепления фланца сальника промежуточного вала

25 (2,5)

Болт крепления крышки переднего сальника коленчатого вала

20 (2,0)

Болт крепления крышки заднего сальника коленчатого вала

10 (1,0)

Болт крепления маховика (приводного диска)

100 (10,0)

Болт крепления масляного фильтра

25 (2,5)

Болт крепления масляного насоса

20 (2,0)

Болт крепления крышки масляного насоса

10 (1,0)

Болт крепления картера

20 (2,0)


Пятицилиндровый двигатель
Болт крепления головки блока цилиндров:
  – 1-й этап

40 (4,0)

  – 2-й этап

60 (6,0)

  – 3-й этап

затянуть далее на полоборота (180°)

Болты крепления кронштейнов подвески двигателя к блоку цилиндров:
  – М8

25 (2,5)

  – М10

45 (4,5)

Болт крепления водяного насоса

20 (2,0)

Болт крепления шкива коленчатого вала

350 (35,0)

Болт крепления зубчатого колеса к распределительному валу

80 (8,0)

Гайки крепления крышек подшипников распределительного вала

20 (2,0)

Болт крепления крышки головки блока цилиндров

10 (1,0)

Болт крепления крышки коренного подшипника

65 (6,5)

Гайки крепления крышек шатунных подшипников:
  – гайка с шайбой

50 (5,0)

  – гайка с пазом:
     • 1-й этап

30 (3,0)

     • 2-й этап

затянуть далее на четверть оборота (90°)

Болт крепления крышки заднего сальника коленчатого вала

10 (1,0)

Болты крепления масляного насоса:
  – короткие болты и стойка

10 (1,0)

  – длинные болты

20 (2,0)

Болт крепления промежуточного шкива

10 (1,0)

Редукционный клапан

40 (4,0)

Болт крепления масляного фильтра (двигатель с турбонаддувом)

70 (7,0)

Фланцы труб подачи и слива масла (двигатель с турбонаддувом)

25 (2,5)

Гайки соединения муфты шланга масляного радиатора (двигатель с турбонаддувом)

40 (4,0)

Болт крепления картера

25 (2,5)


Система охлаждения
Гайки крепления радиатора (кроме верхнего кронштейна пятицилиндрового двигателя)

20 (2,0)

Гайка крепления радиатора к верхнему кронштейну (пятицилиндровый двигатель)

10 (1,0)

Гайки крепления электровентилятора

10 (1,0)

Болт крепления крышки термостата

10 (1,0)


Система питания и система выпуска отработавших газов
Болт крепления топливного бака

25 (2,5)

Болт крепления топливного насоса (четырехцилиндровый двигатель)

20 (2,0)

Гайка крепления впускной трубы

25 (2,5)

Гайка крепления карбюратора

10 (1,0)

Гайка крепления выпускного коллектора:
  – четырехцилиндровый двигатель

25 (2,5)

  – пятицилиндровый двигатель

30 (3,0)

Гайка крепления турбокомпрессора

60 (6,0)

Гайка крепления клапана отключения турбокомпрессора промежуточной трубы

25 (2,5)

Гайка крепления приемной трубы глушителя

35 (3,5)


Система зажигания
Свеча зажигания

20 (2,0)

Гайка или болт крепления держателя распределителя зажигания

15 (1,5)


Сцепление
Болт крепления кожуха сцепления к маховику

25 (2,5)

Болты крепления картера сцепления к блоку двигателя:
  – автомобили с четырехцилиндровыми двигателями

55 (5,5)

  – автомобили с пятицилиндровыми двигателями:
     • болты М12

60 (6,0)

     • болты М10

45 (4,5)

     • болты М8

20 (2,0)

Болт крепления нажимного диска

25 (2,5)

Болт крепления вилки выключения сцепления

25 (2,5)

Болт крепления направляющей втулки выжимного подшипника

15 (1,5)

Болт крепления главного цилиндра

25 (2,5)


Коробка передач
Болт крепления опор коробки передач к кузову:
  – мод. 013 и 014

45 (4,5)

  – мод. 093, 016 и автоматическая

40 (4,0)

Болт крепления опор к коробке передач

40 (4,0)

Гайки болта крепления кронштейна подвески к картеру коробки передач

25 (2,5)

Болты крепления внутреннего шарнира вала привода переднего колеса к выходному валу дифференциала

45 (4,5)

Болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления

25 (2,5)

Болт крепления крышки дифференциала

25 (2,5)

Болт крепления выходного вала дифференциала

20 (2,0)

Болт крепления оси рычага заднего хода

35 (3,5)

Гайка заднего конца вторичного вала

100 (10,0)

Гайка крепления механизма переключения передач к полу кузова

10 (1,0)


Передняя и задняя подвески
Гайка крепления амортизаторной стойки к верхней опоре

30 (3,0)

Гайка крепления верхней опоры

30 (3,0)

Стопорная гайка поршня стойки

60 (6,0)

Резьбовая крышка стойки

180 (18,0)

Гайка крепления стойки к шаровой опоре

65 (6,5)

Болт крепления рычага передней подвески к подрамнику

85 (8,5)

Болт крепления подрамника к кузову

110 (11,0)

Гайка крепления стабилизатора поперечной устойчивости к рычагу передней подвески

110 (11,0)

Гайка крепления ступицы на полуоси

280 (28,0)

Болт крепления полуоси к фланцу коробки передач:
  – болт М8

45 (4,5)

  – болт М10

80 (8,0)

Гайка крепления поперечной реактивной тяги

90 (9,0)

Болт крепления рычага задней подвески к кузову

95 (9,5)

Гайка нижнего крепления заднего амортизатора

90 (9,0)

Гайка верхнего крепления заднего амортизатора

20 (2,0)


Рулевое управление
Гайка крепления рулевого колеса

40 (4,0)

Гайка крепления вала рулевого управления к шестерне рейки

25 (2,5)

Гайка крепления рулевой колонки

35 (3,5)

Гайка крепления картера рейки к кузову

25 (2,5)

Болт крепления рулевой тяги к рейке

60 (6,0)

Гайка крепления шарового шарнира рулевой тяги

60 (6,0)

Гайка крепления насоса усилителя рулевого управления:
  – четырехцилиндровый двигатель

25 (2,5)

  – пятицилиндровый двигатель

20 (2,0)

Гайка крепления шкива насоса усилителя

20 (2,0)


Тормозная система
Болт крепления скобы переднего тормоза (Girling)

35 (3,5)

Направляющий штифт (Teves)

25 (2,5)

Болт крепления механизма переднего тормоза к щиту

125 (12,5)

Болт крепления скобы заднего тормоза

65 (6,5)

Болт крепления щита барабанного тормоза

30 (3,0)

Гайка крепления главного цилиндра к усилителю

25 (2,5)

Гайка крепления усилителя к кузову

25 (2,5)


Электрооборудование
Болт крепления генератора

35 (3,5)

Болт крепления генератора к регулировочной рейке

20 (2,0)

Гайка крепления шкива генератора

35 (3,5)

Гайка крепления стартера

60 (6,0)

ВАЗ 2108 | Сборка двигателя

1. Установите в постели коренных подшипников вкладыши. При этом фиксирующий выступ вкладыша должен войти в паз постели. В первую, вторую, четвертую и пятую постели (считая от привода распределительного вала) устанавливайте вкладыши с канавками, а в третью – без канавки.

2. Смажьте вкладыши моторным маслом.

3. Смажьте шейки коленчатого вала моторным маслом и уложите вал в постели коренных подшипников. При этом фланец крепления маховика долженрасполагаться со стороны четвертого цилиндра.

4. Вставьте в проточки постели третьего коренного подшипника два упорных полукольца.

5. Поверните полукольца так, чтобы их концы были заподлицо с торцами постели.

6. Вставьте вкладыши в крышки вкладыши без канавок. При этом фиксирующий выступ вкладыша должен войти в паз крышки.

7. Смажьте вкладыш крышки моторным маслом. Установите крышку на место в соответствии с меткой.

8. Крышка устанавливается так, чтобы метка на ней была расположена со стороны генератора (с левой стороны двигателя). Аналогичным образом установите остальные крышки в соответствии с метками.

9. Заверните болты крепления крышек, не затягивая их.

10. Затяните болты крепления крышек моментом 69-84 Н·м (6,9-8,4 кгс·м). Первыми затягивайте болты третьей крышки, затем второй и четвертой, потом первой и пятой. После затяжки болтов проверните коленчатый вал – он должен вращаться легко, без заеданий.

11. С помощью индикатора измерьте осевой зазор коленвала. Он должен быть в пределах 0,06-0,26 мм. Если зазор превышает 0,26 мм, замените упорные полукольца (см. примечание 1).

Примечание 1

Чтобы измерить осевой зазор коленчатого вала, установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец вала. Сдвиньте коленчатый вал до упора от индикатора и установите индикатор
на 0. Сдвиньте коленчатый вал в противоположную сторону. Индикатор покажет величину зазора.

Примечание 2

В качестве запасных частей постовляются полукольца номинального размера (толщиной 2,31-2,36 мм) и увеличенного на 0,127 мм размера (толщиной 2,437- 2,487 мм).

12. Запрессуйте с помощью оправки задний сальник коленчатого вала в держатель до упора.

13. Приклейте консистентной смазкой прокладку держателя к держателю сальника для удобства монтажа.

14. Смажьте рабочую кромку сальника моторным маслом.

15. Смажьте фланец коленчатого вала моторным маслом.

16. Задний сальник коленчатого вала устанавливается в держатель с помощью специальной оправки. При отсутствии оправки наденьте сальник с держателем на фланец коленчатого вала, аккуратно заправив рабочую кромку сальника на фланец вала заостренной палочкой из мягкого дерева.

17. Аккуратно сдвиньте держатель по фланцу до упора и наживите болты крепления.

18. Поправьте держатель так, чтобы его верхняя плоскость совпала с плоскостью блока.

19. Затяните шесть болтов крепления держателя.

20. Запрессуйте с помощью оправки передний сальник коленчатого вала в корпус масляного насоса. Смажьте рабочую кромку сальника моторным маслом.

21. Смажьте шестерни масляного насоса моторным маслом, залив масло через отверстие под маслоприемник.

22. Проверните несколько раз шестерни масляного насоса за выступы ведущей шестерни.

23. Поверните ведущую шестерню масляного насоса для правильной установки на коленчатый вал: выступы на ведущей шестерне должны совпасть …

24. …с лысками на коленчатом валу.

25. Приклейте консистентной смазкой уплотнительную прокладку к насосу для удобства монтажа.

26. Передний сальник коленчатого вала устанавливается с помощью специальной оправки. Если оправки нет, наденьте насос с сальником на коленчатый вал до посадочного места на валу. Затем заостренной палочкой из мягкого дерева аккуратно заправьте рабочую кромку сальника на шейку вала.

27. Аккуратно сдвиньте масляный насос по валу до упора и наживите болты крепления. Поправьте положение насоса, чтобы его верхняя плоскость совпала с плоскостью блока. Заверните шесть болтов крепления моментом 8,5-10,0 Н·м (0,85-1,0 кгс·м).

28. Тщательно протрите зеркала цилиндров…

29. …и шатунные шейки коленчатого вала мягкой тканью без ворса.

30. Смажьте зеркало первого цилиндра моторным маслом.

31. Смажьте моторным маслом оправку для установки поршней.

32. Смажьте моторным маслом поршень 1-го цилиндра.

33. Разведите замки колец поршня под углом 120° относительно друг друга.

34. Вставьте поршень в сборе с шатуном в оправку и с ее помощью установите поршень в цилиндр так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в сторону масляного насоса.

35. Установите крышку шатуна с вкладышем в соответствии с маркировкой, предварительно смазав вкладыш моторным маслом (см. примечание).

Примечание

Крышки на шатуны устанавливаются так, чтобы номера цилиндров на крышке и шатуне располагались с одной стороны.

36. Заверните две гайки крепления крышки. Аналогичным образом установите остальные поршни.

37. Затяните динамометрическим ключом гайки крепления крышек шатунов моментом 44-54 Н·м (4,4-5,4 кгс·м).

38. Смажьте тонким слоем герметика резьбу болтов крепления маховика.

39. Установите маховик, затем стопорную шайбу и заверните болты крепления маховика (см. примечание).

Примечание

Установите маховик так, чтобы метка на маховике была напротив крышки шатуна четвертого цилиндра, так как болты крепления расположены ассимметрично.

40. Затяните болты крепления маховика моментом 62-89 Н·м (6,2-8,9 кгс·м), удерживая маховик от проворачивания.

41. Смажьте уплотнительное кольцо маслоприемника моторным маслом.

42. Установите маслоприемник на место (см. примечание) и заверните болт крепления маслоприемника к масляному насосу моментом 7,0-8,0 Н·м (0,7-0,8 кгс·м).

Примечание

Перед установкой рекомендуем заменить уплотнительное кольцо маслоприемника.

43. Заверните два болта крепления маслоприемника к крышке второго коренного подшипника моментом 8-10 Н·м (0,8-1,0 кгс·м).

44. Срежьте выступающие концы прокладок держателя сальника и масляного насоса.

45. Смажьте привалочную плоскость блока цилиндров консистентной смазкой.

46. Установите уплотнительную прокладку масляного картера.

47. Установите маслянный картер.

48. Заверните болты крепления масляного картера моментом 5-8 Н·м (0,5-0,8 кгс·м).

49. Установите шпонку в паз коленчатого вала.

50. Установите шкив коленчатого вала штифтом наружу.

51. Оденьте зубчатый ремень на шкив коленчатого вала.

52. Установите шкив на коленчатый вал, совместив отверстие в шкиве со штифтом на зубчатом шкиве ремня привода распределительного вала.

53. Заверните моментом 99,0-110,0 Н·м (9,9-11,0 кгс·м) болт крепления шкива с шайбой, зафиксировав его от проворачивания.

54. Установите уплотнительную прокладку на водяной насос и смажьте прокладку консистентной смазкой.

55. Установите водяной насос в блок цилиндров так, чтобы заводская маркировка насоса была направлена в сторону привалочной плоскости блока цилиндров, так как болты крепления расположены асимметрично.

56. Установите заднюю крышку привода распределительного вала.

57. Заверните четыре болта крепления задней крышки к блоку цилиндров моментом 7,8-8,0 Н·м (0,78-0,80 кгс·м).

58. Установите ведомый диск в кожух нажимного диска так, чтобы менее выступающая часть ступицы была направлена в сторону маховика.

59. Вставьте центрующую оправку в шлицы ведомого диска со стороны диафрагменной пружины.

60. Установите сцепление на маховик.

61. Заверните шесть болтов крепления сцепления к маховику равномерно по диагонали моментом 19,0-31,0 Н·м (1,9-3,1 кгс·м). Рекомендуем заменить болты крепления при сборке.

62. Выньте центрующую оправку.

Затяжка шатунных вкладышей ваз 2108

Продолжая тему большого ремонта, которая была поднята мной в разделе «Ремонт и эксплуатация: ВАЗ», я создаю эту запись в блоге.

Долго вынашивая идеи, я всё-таки решился сделать кап. своими руками .

На день ремонта, пробег составлял 183600. Комперссия 9\8.5\8.5\9.
Машина теряла куда-то масло, плевалась в сапун периодически, но не смотря на всё это давала 14 заводских секунд до сотни.
Но ведь должна ехать лучше!

Двигатель снимали через верх. Сняли всё навесное (карб, коллекторы, ГБЦ, генератор). Открутили 4 болта на КПП и переднюю подушку двигателя. Блок доставали руками, вдвоем:)

вытащили

Далее сняли поддон, масл.насос, маховик, крышку сальника, открутили шатуны, вытащили их вместе с горшками вверх, и сняли колено.
Все вкладыши были ещё в довольно приличном состоянии, но всё решено было заменить. Правда не ремонтные размеры, а стандартные. Горшки и всё остальное стояло родное, вся маркировка Автовазоваская. Это порадовало.


Выбили пальцы из поршней и отвезли блок токарю (первое что не смогли сделать своими руками).


Блок за пару часов расточили и отдали. Первый ремонтный — 82.4. Сразу к токарю подвезли и новые поршни, чтобы под них и подогнал.

Запрессовали пальцы в новые горшки, методом нагрева шейки шатуна в масле и одели кольца.


Поршни в блок пихали без оправки и доп.инструментов. Две плоских отвёртки и 4 руки.

Вкладыши ставить легко, там всё было ровно. Собрали двигатель и поехали на СТО протягивать шатунные и коренные крышки динамо ключом с требуемыми моментами затяжки. (второе что не смогли сделать своими руками)

По пути поменяли толкатели в ГБЦ, сальники естественно, тепловой зазор отрегулировали…

Двигатель собран.

Пришли к мнению что обкатку он должен проходить на мин.масле. Купили Лукойл. И кто, что не говорил бы, я проездил всю Хантовскую зиму, со всеми её 40-ка градусными морозами, на Лукойле Люкс 5w40 п\синт, и был рад. Все сальники на месте, пуск в порядке. Такое же масло я залью и после обкатки.

Всё ставили в порядке обратном снятию. Проблем никаких.

Транспортировка.


Двиг установили. Покрутили сек 15 без

Пробег (км) : 184420



Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о