Обзор отечественных комбинированных дорожных машин – Основные средства

Чистота зимой и летом

Среди многообразия спецтехники для коммунального хозяйства существуют специализированные многофункциональные машины, которые работают практически без выходных и отпусков. Речь идет о комбинированных дорожных машинах – с наступлением холодов технику используют для борьбы с гололедом, для разбрасывания песка, соли или их смеси, фронтальные и боковые отвалы эффективно чистят дороги от снега. В теплое время года техника сметает мусор с проезжей части с помощью щеток, моет разделительные барьеры, дорожные знаки, а также используется для полива зеленых насаждений и борьбы с пылью. Благодаря своей универсальности КДМ давно завоевали популярность у наших коммунальных служб, гарантируя своей работой поддержание в чистоте улиц в течение всего года.

КДМ стандартного типа

Существующие комбинированные дорожные машины можно разделить на две большие группы по типу базового шасси. Первые – это КДМ, которые установлены на отечественные или импортные шасси с колесной формулой 6х4 или 6х6, основное предназначение таких машин – работа по обслуживанию широких улиц и автомагистралей, там, где не требуется высокая маневренность, а важны скорость и производительность. Вторые – КДМ на автомобильном шасси 4х2, для работы в условиях плотной городской застройки, с учетом узких дворовых проездов и малым количеством мест для разворота техники.

КДМ самосвального типа

Подразумевается также деление комбинированных дорожных машин по типу использования навесного оборудования. Так, машины, выполненные по стандартной схеме, используют один тип навески на одно шасси, например, только автоцистерну или только бункер пескоразбрасывателя. Для сезонной замены одного вида навесного оборудования на другое потребуется кран. КДМ с самосвальным кузовом предполагает установку того же пескоразбрасывателя или цистерны для воды непосредственно в кузов с креплением специальными скобами, являясь довольно выгодным вариантом: ведь в отсутствие работ для КДМ, сняв навесное оборудование, машину можно использовать как обычный самосвал.

КДМ с системой «мультилифт»

Техника с системой «мультилифт» обладает лучшими характеристиками по времени замены одного типа навесного оборудования на другое, переоснащение машины производится буквально за считаные минуты – погрузочный механизм с помощью тросов и лебедки просто затягивает на раму нужную надстройку.

ОАО «Ряжский авторемонтный завод» предлагает российским заказчикам комбинированные дорожные машины трех различных типов. Так мод. 

МК-4432-08 – КДМ стандартного исполнения, изготовленная на шасси КАМАЗ-65115 и предназначенная для круглогодичных работ по содержанию дорог с твердым покрытием. Поливочно-моечное оборудование, применяемое на этой машине, состоит из нескольких наборных полиэтиленовых емкостей, изготовленных из устойчивого к коррозии материала. Распределитель жидких реагентов состоит из трех отдельных групп аппарелей с форсунками, размещенных параллельно. Каждая такая группа включает в себя одну центральную аппарель и по одной угловой аппарели слева и справа. Форсунки у них имеют разный диаметр сопла, за счет чего можно регулировать плотность распределения реагентов.

В линейке продукции есть и КДМ, выполненная на самосвальном кузове – МК-3435-10. В зависимости от потребности машина может работать как обычный самосвал, а для обслуживания дорог предусмотрен монтаж навесного оборудования непосредственно в кузов, тем более, что кузов самосвала имеет ровный пол и может оснащаться поливочно-моечным или пескоразбрасывающим оборудованием.

КО-848

Из новинок, сделанных в Ряжске, можно выделить КДМ с оригинальным техническим решением, когда базой для навесного оборудования является контейнерный мусоровоз. Особенность такой установки – возможность быстрой замены оборудования за счет погрузочного устройства, которое самостоятельно снимает или ставит на кузов нужную навеску, работая по принципу бункеровоза, без необходимости привлечения дополнительной грузоподъемной техники.

АО «Арзамасский завод коммунального машиностроения»

на сегодняшний день выпускает 13 моделей КДМ. Новая мод. КО-829N с пескорасбрасывающим, плужно-щеточным и поливочно-моечным оборудованием предназначена для содержания в чистоте городских дорог с бетонным и асфальтовым покрытием. Установленная на шасси «ГАЗон Next», эта КДМ может использоваться зимой для очистки дорог от снега и их последующей обработки противогололедными материалами, а летом – для чистки и мойки улиц. Кузов новинки повышенной жесткости, с «европейской» формой сечения и гео­метрией, исключающей зависание песко-соляной смеси на его стенках. Диск пескоразбрасывателя сделан из полиуретана, ширину зоны разброса можно регулировать от 2 до 9 м с помощью простейших механических переключателей. Управление работой остального навесного оборудования можно осуществлять с помощью пультов в кабине, причем параметры, например, распределения реагентов, не меняются от скорости автомобиля. Такая небольшая машина – очень интересный вариант для маленьких городов или поселков.

Газомоторный ДМК-80

АО «Мценский завод коммунального машиностроения» выпускает 10 моделей КДМ, монтаж которых возможен на шасси МАЗ, КАМАЗ, Ford, Hyundai, Iveco, Volvo, MAN, Mercedes-Benz. Недавно пополнившая модельный ряд КДМ с индексом КО-848 – многофункциональная машина на базе шасси КАМАЗ-65115-1961-62 с самосвальным кузовом собственного производства, изготовленным из легированной стали повышенной прочности. К работе с машиной предназначено до 20 видов различного навесного оборудования, распределитель реагентов для зимнего периода состоит из бункера емкостью 7 м3, оснащенного ленточно-цепным транспортером и разбрасывающим механизмом. Тяговые цепи транспортера вынесены за пределы бункера и не контактируют с реагентами. Для большей долговечности и равномерности распределения сыпучих материалов разбрасывающий диск, его кожух и лотки изготовлены из нержавеющей стали. В верхнее положение разбрасывающий механизм поднимается с помощью гидроцилиндра.

МК-4432-08

При производстве КДМ применяется высоконадежная гидравлика Binotto. Плотность и ширина посыпки реагентов регулируются изменением скорости движения транспортера и вращения разбрасывающего диска, величины открытия заслонки и высоты положения разбрасывающего диска. Снежный отвал с функцией подъема и поворота крепится к универсальной монтажной плите. Монтаж и демонтаж оборудования при смене сезона не требует применения грузоподъемных механизмов и осуществляется за короткий промежуток времени.

Штатная комплектация машины – зимняя, летняя навески предлагаются как опции, среди которых кроме переднего и бокового отвалов есть щетки, мойки под давлением и поливочно-моечное оборудование. Есть и специальная щетка для мытья бордюров, автоматическая система управления шириной и плотностью посыпки, увлажнитель твердых реагентов, а также навигационная система GPS/ ГЛОНАСС.

Пескоразбрасыватель на КДМ

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» специализируется на разработке и производстве новой дорожной и коммунальной техники. В линейке КДМ компания предлагает семь различных моделей. Универсальная машина ДМК-80 – одна из популярных моделей. В качестве шасси используется КАМАЗ-65115, в базовой комплектации комплект быстросъемного навесного оборудования для зимнего и летнего содержания автодорог. По своей конструкции эта КДМ относится к типу скоростных дорожных машин, а гидравлический привод обеспечивает работоспособность оборудования во всех режимах эксплуатации в районах умеренного климата с температурой окружающего воздуха от –40 до +40 °С.

Универсальная машина «Сокол»

Механизм отбора мощности позволяет беспрепятственно переключать передачи в КП на любых режимах работы установленного навесного оборудования, а также производить манипуляции самим навесным оборудованием независимо от включенной передачи в КП. Управление всем оборудованием электрогидравлическое, осуществляется из кабины водителя. Завод предлагает версию этой модели с двигателем на метане, что добавляет плюсов при выборе машины, так как газомоторная КДМ, кроме снижения расходов на топливо, более экологична.

ОАО «Тосненский механический завод», созданный в 1982 г., является одним из крупнейших производителей комбинированных дорожных машин в России. На сегодняшний день в линейке КДМ этого предприятия 17 различных моделей, устанавливаемых как на отечественные шасси КАМАЗ или МАЗ, так и на шасси импортные, от Volvo и Mercedes-Benz.

КДС-7881

Среди такой гаммы моделей выделяется универсальная машина «Сокол», представляющая собой погрузочно-разгрузочный механизм типа «мультилифт» с гидравлическим приводом и крюковым захватывающим устройством. Базой является автомобильное шасси КАМАЗ-65115. КДМ предназначена для быстрой смены различных кузовов, цистерн, контейнеров, поливочно-моечного или распределительного оборудования, а также для перевозки сыпучих материалов с последующей самосвальной разгрузкой. Гидрооборудование оте­чественного производства, как опция возможно комплектование импортной гидравликой.

Крюковой механизм позволяет водителю в автономном режиме оперативно заменить сменное навесное оборудование в зависимости от проводимых работ. Времени на такую операцию потребуется не более 3 мин. Управление подъемом или опусканием, а также всем сменным оборудованием осуществляется из кабины с помощью пульта. КДМ по желанию заказчика комплектуется навесным снегоуборочным и щеточным оборудованием и может использоваться в коммунальном или сельском хозяйстве, при строительстве и обслуживании дорог.

ЭД-244КМГ

Для тех, кому требуется техника с минимальными техническими характеристиками, но выполняющая все операции стандартной КДМ, завод предлагает КДМ на базе трактора МТЗ. Многофункциональная прицепная машина может быть укомплектована поливочно-моечным оборудованием, пескоразбрасывателем, снегоуборочным отвалом и коммунальными щетками и подходит для круглогодичного использования.

Завод «Смолмаш» выпускает КДМ марки КДМ-7881 на базе российских и импортных шасси с широким спектром навесного оборудования. Бункер и пескоразбрасыватель с усиленной конструкцией изготавливаются из нержавеющей стали толщиной 4 мм. Распределяющее оборудование предназначено для установки на шасси и самосвалы грузоподъемностью от 13 000 до 20 000 кг и оптимально подходит для использования таких сыпучих материалов, как соль или смесь соли и песка. Редуктор обеспечивает необходимую мощность и скорость движения транспортера, а электрический привод механизма изменения симметрии посыпки дает возможность оператору менять направление распределения антигололедной смеси в процессе движения.

Щетки на КДМ

Внутри кузова установлен цепной скребковый транспортер, который ссыпает смесь на диск-разбрасыватель диаметром 508 мм, изготовленный из нержавеющей стали. Ширина распределения регулируется от 1,2 до 12 м. В задней части машины установлены жидкостные баки для смачивания высыпаемой на дорожное полотно смеси. Широкий выбор навесного оборудования типичен для этого производителя, например, предлагаются гидроповоротные отвалы из обычной и нержавеющей стали со сменными ножами, с подпружиненной подвеской или подпружиненной полосой.

Еще одна компания из Смоленска – ОАО «Завод КДМ» специализируется на производстве дорожной техники и навесного оборудования на шасси КАМАЗ, МАЗ, Volvo, Iveco, Mercedes-Benz. Завод изготавливает комбинированные дорожные машины 23-х моделей, которые комплектуются более чем 20-ю видами навесного оборудования. КДМ, выпускаемые заводом, разделены на группы по техническим параметрам: для работы в городе или на трассе. «Городская» ЭД-244КМГ – машина, работающая на метане, предназначена для круглогодичной эксплуатации. Благодаря своим небольшим габаритам и высокой маневренности она отлично справляется с работами по содержанию дорог и улиц в городе.

КМД-3309

Установленная на шасси КАМАЗ-53605 КДМ оснащена газомоторным двигателем, который существенно снижает затраты на топливо по сравнению с дизельным мотором. Заказчик может самостоятельно подобрать к базовой машине необходимое оборудование из обширного списка: поливочно-моечное, пескоразбрасывающее, плужное, щеточное. Управление оборудованием позволяет осуществлять раздельную и одновременную работу, возможна работа сменного оборудования как в движении, так и на стоянке.

Курганское ООО «Дормаш-К» с 1997 г. производит широкую линейку КДМ на базе автомобильных шасси ЗИЛ, КАМАЗ, МАЗ, Scania и других грузовых автомобилей. Клиент может, взяв за основу базовую машину, добавлять к ней по принципу конструктора необходимые агрегаты или исключить ненужное оборудование. КДМ марки КМД-3309 на шасси ГАЗ-3309 комплектуется сменной навеской, которая включает в себя пескоразбрасывающее, поливочно-моечное и плужно-щеточное оборудование.

КДМ на базе трактора МТЗ

Дополнительно в качестве опции устанавливается поворотный комбинированный отвал и щеточное оборудование для мойки ограждений. Работа навесного оборудования позволяет производить посыпку антигололедной смеси на ширину от 2 до 12 м, мыть дорожное полотно шириной до 8,5 м и обрабатывать полосу при поливке шириной до 20 м. Емкость бункера пескоразбрасывателя составляет 3 м3, а емкость цистерны для воды – 4 м3.

Компания «Меркатор-Холдинг» в своей гамме КДМ предлагает отечественному рынку машины для обслуживания автомобильных дорог с навесным оборудованием фирмы Bucher, выступая как официальный дилер известного европейского бренда коммунальной техники с 2004 г. На производстве в Калуге машины для всесезонного обслуживания автодорог устанавливаются на шасси грузовиков КАМАЗ, Volvo, Mercedes-Benz, Scania, Mitsubishi Fuso.

КДМ с навеской BUCHER от «Меркатор-Холдинга»

В качестве навесного оборудования используются распределители твердых и жидких реагентов, фронтальные и боковые плуги, подметальные и моющие щетки, поливочно-моечное оборудование. Машины могут оснащаться автоматической системой управления навесным оборудованием из кабины водителя во время движения. Для поливочно-моечного и пескосолераспределяющего оборудования используются пластиковые емкости Е-2000. Универсальная передняя монтажная плита позволяет устанавливать полный спектр фронтального плужного и щеточного оборудования.

Передний отвал на КДМ

«РГ-Техно» предлагает российским заказчикам КДМ собственного производства, с импортной надстройкой, монтируемые на шасси Mercedes-Benz. КДМ РГ-1.U.2 – универсальная модель премиум-класса, одинаково подходящая для обслуживания городских улиц и скоростных автодорог. Сочетание надежного и эффективного навесного оборудования Schmidt и шасси Mercedes-Benz дало в итоге отличную коммунальную технику, мощную и маневренную, незаменимую для работ по очистке снега, распределению реагентов, сметания мусора и мойки дорожного полотна. Использование высокоскоростного поворотного снегового отвала позволяет проводить снегоуборку шириной до 4 м при скорости до 60 км/ч. При работе щеточного оборудования в теплое время года ширина уборки составляет 2,8 м.

КДМ РГ-1

Благодаря удачной компоновке шасси возможна установка разного навесного оборудования. Все оборудование быстросъемное. Богатый выбор навесного сменного оборудования позволяет эффективно использовать машину для всесезонного содержания дорог. Управление навесным оборудованием осуществляется из кабины водителя. Автомобиль оборудован дополнительными фарами ближнего света, указателями поворота и проблесковым маячком.

Кроме привычных видов КДМ некоторые российские производители предлагают новые необычные машины. По пути всем известного Unimog пошли создатели отечественного универсального транспортного средства SILANT. Разработка его началась в НАМИ в далеком уже 2006 г., позже производство было налажено в Великом Новгороде. Сегодня среди нескольких модификаций нашлось место и коммунальной версии, под маркой SILANT 1450 выпускается специализированный многофункциональный автомобиль высокой проходимости, предназначенный для подметания, мойки дорог и площадей.

Поливочно-моечное обрудование на  КДМ

Для очистки дорог и площадей от снега на машине предусмотрен отвал. В самосвальный кузов емкостью 2,2 м3 в зависимости от сезона устанавливается или пескоразбрасыватель объемом 1 м3 с шириной разброса смеси от 1 до 11 м, или поливочно-моечное оборудование с баком на 2 м3. Также возможна установка шнекороторного снегоочистителя, плюс комплектация моющим пистолетом высокого давления.

Боковой отвал на КДМ

Еще одна непривычная версия КДМ – экспериментальные мини-машины марки «Мультимобиль» производства компании «Спецкомплект» из Санкт-Петербурга. Интернациональный продукт разработан итальянской фирмой Durso и доработан под российские условия инжиниринговой компанией МТМ из Чехии. Полноприводные машины грузоподъемностью 1500 кг имеют самосвальный кузов с трехсторонней разгрузкой. Под кабиной из пластика размещен дизельный двигатель Perkins мощностью 50 л.с.

Мультимобиль

Предусмотрены разнообразные гидравлические выводы для подключения навесного оборудования, расположенные под передним бампером. В комплектации летнее и зимнее коммунальное оборудование, среди которого отвал для снега, пескоразбрасыватель, щетки, поливочно-моечное оборудование. Благодаря понижающему редуктору в трансмиссии рабочая скорость регулируется от 0,6 до 40 км/ч.

 

Наличие КДМ в коммунальном хозяйстве позволяет экономить значительные средства на приобретение и обслуживание узкоспециализированной техники. КДМ в наше время – обязательный атрибут любого городского или районного коммунального хозяйства. Совместимость с различным навесным оборудованием позволяет использовать их в любых условиях – городских, сельских, а также на дорогах и стройплощадках, а многофункциональность и возможность работы практически круглый год гарантируют поддержание чистоты на дороге и зимой, и летом.

SILANT 1450

Дорожная машина КДМ-7881

Комбинированные дорожные машины (КДМ) представляют собой отдельный класс спецтехники. Отличаются они своей высокой функциональностью и возможностью использования для разного рода работ. С целью борьбы с гололедом с наступлением холодов КДМ оснащаются распределительным оборудованием – для распределения инертных материалов и жидких реагентов. В первом случае на машину монтируется кузов для загрузки песка, соли или пескосоляной смеси. Он зачастую оснащается металлической решеткой, отсеивающей камни, специальными козырьками, которые не дают материалам просыпаться при погрузке, и накрывается специальным тентом, предотвращающим попадание атмосферных осадков. Из кузова материалы по специальному транспортеру, который обычно представляет собой две втулочно-роликовые цепи, соединенные пластинами со скребками (или же эластичную ленту с ребрами), попадают на диск разбрасывателя. Последний находится на высоте 250-500 миллиметров над дорогой и приводится в движение гидравликой. Как правило, во избежание повреждения механизма при загрузке или замене кузова конструкция диска предусматривает возможность его подъема. В случае посыпки солью с боков кузова находятся пластиковые или стальные контейнеры для увлажняющего раствора.
Смоленская компания применяет пескоразбрасыватель с бункером из нержавеющей стали (толщина 4 мм), обладающей упрочненной конструкцией, специально для использования таких сыпучих материалов, как соль или смесь соли и песка. Пескоразбрасыватель предназначен для установки на шасси и самосвалы грузоподъемностью от 13 000 до 20 000 килограммов. Это устройство включает два независимых гидравлических мотора с приводом от гидравлического насоса базовой машины. Редуктор 50:1 обеспечивает необходимую мощность и скорость движения транспортера. Электрический привод механизма изменения симметрии посыпки позволяет в процессе движения изменять направление распределения ПГМ. Внутри кузова установлен цепной скребковый транспортер с втулочной цепью (усилие на разрыв 14 тонн), который ссыпает смесь на дискразбрасыватель диаметром 508 мм, изготовленный из нержавеющей стали. Ширина распределения составляет 1,2-12 метров. В корме машины установлены баки для жидкости, применяемой для смачивания высыпаемой на дорожное полотно смеси. Так смесь быстрее начнет вступать в реакцию со снежным или ледяным покровом дороги.
В списке навесного оборудования есть коммунальные гидроповоротные отвалы из стали или нержавеющей стали (со сменными ножами), с подпружиненной подвеской или подпружиненной полосой, двумя типами сцепки – откидным штифтом или шарниром, гидроцилиндрами двойного действия диаметром 76 и 102 миллиметра. Есть модификации отвалов для скоростной очистки дорог, для патрульной очистки (отвалы длиной от 3 до 3,5 метра). Есть и комбинированные отвалы с металлическим и резиновым ножами.
Помимо передних отвалов в списке навесного оборудования есть и боковые отвалы – для расширения площади очистки на федеральных трассах. Боковой отвал зачастую применяется вместе с передним поворотным или скоростным отвалами. Последние отвечают за отброс снега в сторону обочины, а боковой – убирает его уже оттуда. Для качественной уборки отвал может оснащаться ножами различного типа, а также менять угол положения.
В список оборудования могут входить и средние грейдерные ножи, средние подметальные щетки (на все модификации КДМ-7881), передние и задние подметальные щетки. Вся проводка машины идет в тройной изоляции (двойная изоляция провода и дополнительная гофра). Защищены от влаги и соли и герметичные разъемы электропроводки.
Надстройку КДМ-7881 устанавливают на импортные и отечественные самосвалы VoLvo, MAN, Scania, Ford, самосвалы КАМАЗ-6520, КАМАЗ-6520-73, КАМАЗ-6520-74, КАМАЗ-6520-К4, ­МАЗ-5516 А5, шасси КАМАЗ-65115-1041, 65115 А4, 65111 грузоподъемностью свыше 15 тонн и др. Машины на базе самосвалов в летний период могут использоваться по первому предназначению, ведь коммунальная установка – быстросъемная.
Демонтаж и монтаж способен осуществить один водитель, без привлечения подъемных механизмов. Специальные складываемые стойки-ноги станут временными опорами для установки до следующих сезонных работ. Все гидравлические соединения выполнены на быстроразъемных муфтах.

Мнения

Виктор Бузданов
генеральный директор ООО «Смолмаш», Смоленск

В момент образования в 2008 году наше предприятие специализировалось на производстве навесного оборудования для тракторов, а также услугах по переоборудованию шасси заказчиков в комбинированные дорожные машины. К 2010 году завод получил первое одобрение типа транспортного средства, и была выпущена первая машины КДМ-7881. В этот период объем выпуска вырос с 30 единиц в год до 300 единиц в сезон (то есть с сентября текущего года по январь-февраль следующего года). КДМ-машина, разработанная исключительно нашим конструкторским бюро, получилась довольно современной, в том числе и благодаря кузову из нержавеющей стали марки 304, чего в России никто не делал. Своих зарубежных аналогов машина дешевле на 30-40%. Здесь немаловажную роль играет максимальная адаптация установки под шасси грузовиков отечественного производства КАМАЗ, МАЗ (и шасси, и самосвалы). Наше оборудование достаточно универсально и может работать как с солью, так и с гравийной крошкой, песко-соляной смесью, которая используется дорожниками чаще всего. Для этого не требуется перенастройки, переналадки – водителю-оператору достаточно переключить режим. Импортные аналоги, как правило, адаптированы только под соль. Управление КДМ-7881 максимально упрощено и производится из кабины водителя. Изменение режима работы установки водитель осуществляет с информативного пульта (с показателями на экране и подсветкой). Пульты ремонтопригодны и не являются дорогостоящими высокотехнологичными изделиями. В случае поломки заменить пульт способен оператор машины в течение короткого промежутка времени. В процессе эксплуатации машины не требуют сложно технического обслуживания, к примеру, цепной транспортер обслуживания вообще не требует (как, впрочем, и смазки). Из 400 выпущенных нами машин мы фиксировали единичный случай обрыва транспортера, и то, по вине его владельца. Хотя мы и содержим достаточно большой склад запасных частей, по поводу их приобретения к нам обратились не более 10 раз.
Мы ни в коем случае не намерены останавливаться на достигнутом – предприятие держит курс на дальнейшее расширение производственных площадей, постоянное техническое перевооружение и дооснащение производственных мощностей. Ведь в конечном итоге наша основная цель – создание качественного и высокотехнологичного продукта для нужд дорожно-строительной отрасли и ЖКХ, а для достижения этой цели мы готовы решать любые, даже, на первый взгляд, неразрешимые задачи. Постоянно ведется работа конструкторским бюро на основании пожеланий заказчиков. Информацию ему предоставляет сервисная служба, которая осуществляет ежегодный сезонный объезд хозяйств, куда была поставлена техника. Сотрудники опрашивают механиков и водителей на предмет неисправностей или пожеланий по совершенствованию конструкции. Зафиксированные факты прорабатывают технологи – на внесение изменений. И если таковое возможно, это моментально вводится в производство (срок реализации не более двух-трех недель). В этот период происходит разработка новой технологической цепочки предприятия.

Андрей Комаров
главный механик «Дорожное управление», Вологда

Наше дорожное управление занимается как содержанием, так и капитальным ремонтом дорог, то есть выполняет весь спектр работ. Есть у нас и свои асфальтобетонные заводы. В парке более 200 единиц техники, среди которых присутствуют как самосвалы, так и асфальтоукладчики и другая техника. Сейчас в организации числится около 200 сотрудников. Уже третий сезон мы эксплуатируем машины КДМ-7881 в количестве 10 единиц. Интерес к этой технике смоленского производства возник три года назад – тогда, впервые увидев эту модель, я обратил внимание на бункер (для песко-соляной смеси) из нержавеющей стали. Обычная, незащищенная сталь корродирует насквозь от солевых смесей достаточно быстро. Посетив производителя и более детально изучив конструкцию, приняли решение о закупке ­КДМ-7881. У нас есть опыт эксплуатации коммунально-дорожных машин как отечественного, так и импортного (итальянского) производства. И сейчас мы с уверенностью можем сказать, что, купив технику «Смолмаш», мы сделали правильный выбор. В качестве шасси был выбран самосвал КАМАЗ – в таком исполнении мы можем эксплуатировать машину круглый год. В зимний период – как КДМ, а в летний – как самосвал. Демонтаж установки занимает два-три часа. За три года эти надстройки не требовали ремонта, что говорит о надежности и грамотном конструкторском подходе. В коммунальном исполнении машины работают с 15 октября по 15 апреля, практически в ежедневном режиме. В этот период к технике предъявляются очень жесткие требования – к примеру, за три часа мы должны устранять выпавший на дорожное полотно снег либо оледенение. Надстройка позволяет посыпать трассы не только соляной, но и песко-соляной смесью. В конструкции предусмотрены баки для увлажнения смеси, чтобы процесс устранения гололеда шел быстрее. У нас есть своя скважина с водой с высоким содержанием хлоридов – ей можно обрабатывать трассы в морозы до восьми градусов. Сейчас в наше ведение перешел участок дороги Углегорск–Вологда протяженностью 70 километров, и для его обслуживания мы планируем увеличить количество коммунальных машин.

КОМБИНИРОВАННЫЕ ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Автор: Прогресс Технологий 04.01.2018 3517 Просмотров

Возможно, не столь заметные в городе в теплое время года, с наступлением зимы комбинированные дорожные машины выдвигаются на передний край борьбы за чистоту дорог. Они чистят снег, удаляют наледь, распространяют противоледные материалы и реагенты — короче говоря, делают все, что необходимо для быстрого и безопасного перемещения машин и пешеходов в  зимний сезон. Из-за высокой востребованности этой техники ее ведущие производители, как и во всем мире, представляют на рынке новые модели КДМ или усовершенствованные версии машин, уже заслуживших себе репутацию у работников коммунальной сферы.

КОМБИНИРОВАННЫЕ ИЛИ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ?

В случае с КДМ имеет место некоторая терминологическая путаница: применительно к этой многофунк-циональной технике и сами производители, и журналисты отраслевых изданий произвольно употребляют определения «комбинированная» и «универсальная». Для того, чтобы добавить ясности, некоторые из предприятий, специализирующихся на выпуске спецтехники, универсальными дорожными машинами называют их разновидности на базе трактора (подразумевая, что, кроме коммунального, они способны работать и с другим навесным оборудованием — для обслуживания обочин дорог и другим), а комбинированными — на грузовом шасси. Однако согласия в этом вопросе нет — например, одна из самых популярных в России моделей машин интересующего нас типа УДМ-80Е базируется на газомоторном грузовом КАМАЗ-65115. Разумеется, ясности такие примеры (а их немало) не добавляют; поэтому мы будем пользоваться более привычной для нас аббревиатурой КДМ, подразумевая, что имеем в виду коммунальную технику для всесезонной уборки дорог, оснащаемую в зависимости от времени года и текущих задач теми или иными агрегатами. Таким образом, приобретая всего одну КДМ, коммунальное хозяйство избавляет себя от необходимости покупки и содержания целого набора узкоспециализированных машин, существенно экономя средства и не задействуя избыточные человеческие ресурсы.

МИНИ-КДМ

Для уборки внутриквартальных и внутридомовых территорий с асфальтобетонным и гравийным покрытием, тротуаров, парков необходимы  сверхманевренные машины со спектром сменного навесного оборудования для круглогодичного выполнения работ по зимнему и летнему содержанию нешироких улиц. Единственной, в своем классе, отечественной разработкой такого рода является «Чистик», он же – многофункциональная комбинированная машина МКМ-1904 производства Липецкого завода коммунальных машин.

Спроектирована машина специально для отечественных условий эксплуатации и климатических особенностей России. За считанные минуты, не прибегая к посторонним подъемным механизмам, она способна сменить одно навесное оборудование на другое и выполнять новые задачи.   

За основу в производстве взято автомобильное шасси УАЗ-3303, лучшее в своем классе внедорожников. Заменены и модернизированы все основные узлы (рама, подвеска, трансмиссия, РУ и др.). В результате появилась машина, рассчитаная на круглосуточную работу в тяжелых условиях эксплуатации.

На МКМ-1904 устанавливается усиленная рама, грузоподъемностью 2,5 тонны.  Конструктивные особенности позволяют ей использовать щеточное оборудование в межбазе машины и преодолевать бордюры высотой до 22 сантиметров. Таким образом, при работе можно одновременно выполнять три операции, например: чистить снег отвалом, подметать снег средней щеткой и посыпать территорию пескосоляной смесью или распределять жидкий реагент из емкости вместимостью 2 кубометра.

Машина оснащается комфортабельной трехместной кабиной, гидроповоротным механизмом всех четырех колес с тремя режимами работы (что уменьшает радиус разворота до 3,2 м и позволяет, при необходимости, движение «крабовым ходом»), дизельным двигателем, гидроприводом навесного оборудования, пультом управления навесным оборудованием, звуковой и световой сигнализацией, системой мониторинга ГЛОНАСС, гидростатической трансмиссией, газобалонным оборудованием, кондиционером. Все это позволяет ей выполнять работы в любое время суток в любом месте.

Для работы в теплое время года на «Чистик» устанавливается оборудование для мойки и подметания территории, которое может использоваться и зимой для подметания снега и распределения жидких реагентов.

В зимний период времени «Чистик» комплектуется как обычным, так и складным отвалом «Бабочка» с шириной захвата до 2 метров, рыхлителем для слежавшегося снега, пескоразбрасывающим оборудованием с бункером из нержавеющей стали, способным распределять песок на ширину от 0,5 до 15 метров. Плотность посыпки пескосоляной смесью при этом составляет 50–500 граммов на квадратный метр, солью — 30–80 г/ м2. Вместимость самосвального кузова машины — от 2 до 4 кубометров, пескоразбрасывателя — 1,3 кубометра. При своих компактных габаритах с пескоразбрасывающим и плужным оборудованием 6460х1950х2300 миллиметров МКМ-1904 «Чистик» представляет собой весьма производительную машину, способную развивать рабочую скорость 5–20 километров в час. А также передвигаться до объекта с транспортной скоростью 50 км/ч.

Если говорить о производительности «Чистика» в цифрах, при очистке снега поворотным отвалом с минимальной скоростью движения 5 км/ч за шестичасовую смену машина обрабатывает до 30 километров неширокой дороги или тротуара (ширина обрабатываемой полосы – 2 метра). Таким образом, площадь убранной за рабочую смену поверхности составляет 60 тысяч квадратных метров (а при круглосуточной работе — уже 180 тысяч квадратных метров). Таким образом, по подсчетам, приводимым компанией-производителем, за смену на уборке снега миниатюрный «Чистик» способен выполнить труд пятидесяти дворников. А если учесть, что на летней уборке МКМ- 1904 обрабатывает территорию втрое большую, чем зимой, становится понятно, почему окупается такая машина всего за несколько месяцев.

НОВИНКА В СРЕДНЕМ ВЕСЕ

Арзамасский завод коммунального машиностроения «Коммаш» – одно из ведущих отечественных предприятий коммунальной техники. Предприятие выпускает технику с учетом особенностей различных климатических зон, имеющихся в России. Это и илососные, и каналопромывочные машины, и мусоровозы, и, конечно, комбинированные дорожные машины. Арзамасский завод регулярно радует пользователей новинками техники интересующего нас типа. Как раз одна из таких – комбинированная дорожная машина КО-829N на шасси среднетоннажного автомобиля ГАЗ-С41R13 или ГАЗ-С41R11.

На машину полной массой 8700 килограммов установлен мощный дизельный двигатель. Как и другие КДМ, предназначена она для круглогодичного содержания городских дорог с бетонным или асфальтовым покрытием. Летом КО-829N применяется для поливки, мойки и очистки дорожных покрытий и даже зеленых насаждений и газонов. Зимой эта среднетоннажная КДМ используется для уборки дорожных покрытий от свежевыпавшего снега плужным оборудованием и посыпки на проезжей части дорог противогололедных материалов с помощью разбрасывающего оборудования. При необходимости к уборке подключается нижняя межбазовая щетка.

При своих максимальных (длина/ширина/высота с учетом установленного навесного оборудования) габаритах 8740х2400х2800 миллиметров эта КДМ с помощью переднего поворотного гидравлического отвала за один проход очищает от снега пространство, соответствующее по ширине одной полосе движения. В случае необходимости машина удалит с дороги и наледь — для этого на отвал вместо резиновых лемехов устанавливаются три стальные техпластины размерами 750х240х30 миллиметров.

Кузов самосвальной конструкции для противогололедных материалов КО-829N имеет объем 3 кубометра. Ширина рабочей зоны распределителя ПГМ — от 2 до 7,5 метра. При этом плотность распределения пескосоляной смеси составляет 50–350 граммов на квадратный метр. В теплое время года для влажной уборки и полива на машину устанавливается цистерна емкостью 4 кубометра.

Отдельно нужно сказать о некоторых конструктивных особенностях новинки, делающих эту модель весьма привлекательным для отечественного рынка коммунальных машин предложением. Кузов у КО-829N — европейского сечения, повышенной жесткости; его геометрия исключает зависание пескосоляной смеси на стенках. Конструкция разбрасывающего устройства – легко разборная, позволяющая производить замену любого элемента с применением только ручных инструментов.

Запасное колесо КДМ располагается за кабиной. Маслобак с отсеком под гидроэлементы – также за кабиной шасси, при этом крышка гидроблока выполнена из алюминия.

В задней части кузова установлена щетка для очистки цепи и скребков, предотвращающая просыпания ПСС на агрегаты шасси. Транспортер снабжен якорной калиброванной цепью с повышенным разрывным усилием.

Диск разбрасывателя и Z-образные направляющие лопатки обеспечивают равномерное распределение пескосоляной смеси по ширине. Решетка для отсекания крупных фракций ПСС выполнена из металлической полосы. Подшипниковый узел натяжного вала вынесен из зоны ПСС.

В конструкции КДМ воплощен целый ряд решений, существенно увеличивающих степень безопасности работы — например, оповещение водителя об аварийной утечке гидрожидкости из системы. Управление работой навесного оборудования КО-829N, включая регулировку ширины и плотности распределения смеси, осуществляется с помощью пульта из кабины. При этом параметры распределения не изменяются при перемен скорости движения автомобиля. В целом новая модель Арзамасского завода представляет собой весьма перспективную КДМ «в среднем весе», более же предметно оценить ее в деле позволит время.

НА ПОЛНОРАЗМЕРНОМ ГРУЗОВОМ ШАССИ

Решения в области создания комбинированных дорожных машин на шасси тяжелых грузовиков чаще всего выполняются на базе популярных моделей КАМАЗ с установкой агрегатов соответствующих габаритов и мощности. Такая техника отлично чувствует себя при работе на широких городских магистралях и площадях, а при необходимости — успешно выполняет уборку снега на трассе за городом.

Одним из удачных, на наш взгляд, примеров машин такого рода, способных успешно работать и в городе, и на трассе, является комбинированная дорожная машина МКДУ-3 (расшифровка аббревиатуры: «машина комбинированная дорожная уборочная») на базе автомобиля КАМАЗ-6520 с самосвальным кузовом. Выпускает ее ОАО «Тосненский механический завод», в линейке которого более десяти разновидностей КДМ, как в виде самосвала, так и на шасси, причем каждая из них в зависимости от выбранного комплекта навесного оборудования доступна в нескольких модификациях на выбор покупателя.

Выбранная же нами МКДУ-3 с самосвальным кузовом, по определению производителя, предназначена для всесезонного содержания автомобильных дорог с твердым покрытием, транспортировки и самосвальной разгрузки сыпучих материалов. В зимний период это очистка дорожного полотна от свежевыпавшего снега, удаление наката, шуги, распределение пескосоляной смеси, чистой соли и жидких реагентов, в летний – подметание и мойка дорог, ограждений, дорожных знаков и элементов обустройства дороги, перевозка сыпучих материалов. Грузоподъемность машины — 20 тонн, полная рабочая масса — 33,1 тонны. В зависимости от комплектации съемного технологического оборудования машина имеет много вариантов исполнения. К МКДУ-3 подходит вся линейка городских поворотных отвалов и большая часть другого быстросъемного и навесного оборудования. Гидропривод машины обеспечивает работу всего навесного оборудования. Отбор мощности для привода гидронасоса осуществляется посредством применения специальной коробки отбора мощности без использования карданного вала, что существенно повышает надежность и КПД гидропривода. Навесные агрегаты подключаются к гидросистеме машины при помощи быстроразъемных соединений (БРС). Управление оборудованием осуществляется из кабины, а также при помощи дополнительного выносного пульта управления.

МКДУ-3 в зимней комплектации оснащается передним скоростным отвалом ТоМеЗ-2800 (цифры означают рабочую ширину в миллиметрах), средним грейдерным отвалом ТоМеЗ-2 для удаления снега, шуги и наката и комплектом пескоразбрасывающего оборудования ОРН-10, о котором стоит сказать подробней. Его основными элементами являются кузов трапецеидальной формы, транспортер и распределяющее устройство. Трапецеидальная форма бункера исключает внутренние сводообразования и зависания материала. Транспортер оборудован двойной роликовой цепью, повышенной прочностью на разрыв, на которую устанавливаются съемные металлические скребки – они быстросъемные, что позволяет производить их оперативную замену по мере износа. При растяжении цепи ее легко можно натянуть при помощи натяжного устройства. Привод транспортера осуществляется мотор-редуктором, что обеспечивает более плавную регулировку и точность дозировки плотности посыпки.

Распределяющее устройство имеет телескопическую регулировку по высоте в диапазоне 250–450 миллиметров. Производителем предусмотрена возможность его складывания в транспортное положение.

Во время работы пескоразбрасывающего оборудования необходимо время от времени регулировать асимметрию распределения – данная функция также предусмотрена конструкцией. Для обеспечения безопасной работы оператора над разбрасывающим устройством дополнительно установлена фара освещения рабочей зоны.

Ширина распределения противогололедных материалов составляет от 4 до 10 метров; плотность распределения — от 5 до 500 граммов на квадратный метр.

Вместимость самосвального кузова  МКДУ-3 составляет 12 кубометров, вместимость собственно пескоразбрасывателя — 10 кубометров. В летний период в кузов КДМ устанавливается поливомоечная система того же объема.

Ширина снегоочистки передним поворотным отвалом машины составляет 2,6—3,4 метра, средним отвалом — 2,9 метра. При необходимости вместо отвала поворотного на машину можно также установить передний скоростной отвал с шириной очистки 2,8 метра. Боковой отвал, который может быть установлен в качестве опции, обеспечит ширину расчистки 1,85 метра, а при работе в паре с передним скоростным отвалом этот показатель составит 4,6 метра. Одним словом, МКДУ-3 — мощная, отлично экипированная машина, которая отлично справится со снегом как на широких улицах и проспектах, так и на примыкающих к мегаполису участках дороги, включая федеральные трассы.

КАК ВЫБРАТЬ?

Разумеется, выбор комбинированной дорожной машины почти полностью зависит от стоящих перед эксплуатирующей организацией задач. Если со снегом и гололедом предстоит бороться на пешеходных дорожках, придомовых территориях и узких улочках исторической части города — здесь определенно потребуется решение на базе мини-шасси, вроде описанного выше «Чистика». Если необходимо некое универсальное решение, когда бороться со снежной стихией предстоит в районе, где много различных по ширине улиц, переулков и площадей, оптимальным выбором будет КДМ среднего размера — вроде упомянутого нами КО-829N. И наконец, если перед компанией стоят очень масштабные задачи по ликвидации снежных заносов, наледи и распространению больших объемов противогололедных материалов, как нельзя лучше подойдет КДМ на полноразмерном шасси КАМАЗ, с большим выбором отвалов разного типа, вроде МКДУ-3, которую мы только что рассмотрели. Конечно же, на российском рынке представлено немало и моделей иностранного производства, промежуточных по своей производительности, если сопоставить их с описанными нами — или же относительно с ними совпадающих. Однако, делая выбор в пользу импортной техники, стоит оценить ее совместимость с климатическими особенностями региона России, где ей предстоит работать, и, конечно же, с собственными финансовыми возможностями: как правило, и сама иностранная техника, и навесные агрегаты для нее, сделанные за рубежом, стоят ощутимо дороже российских аналогов. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вся правда о комбинированных дорожных машинах

КДМ или комбинированная дорожная машина – это специальная техника, которая очень востребована в наше время. Использование данного агрегата практикуется в самых разных сферах деятельности, среди которых:

  • Коммунальное хозяйство;
  • Дорожно-ремонтные работы;
  • Аграрное хозяйство и т.д.

Следует признать, что данная коммунальная техника отличается чрезвычайно высокой универсальностью и оптимальными техническими характеристиками. Если прибавить к этому огромный выбор всевозможного навесного оборудования, то получится многофункциональная и простая в обслуживании машина, выполняющая самые разные задачи.

Универсальность КДМ

Для чего вообще нужны КДМ? Дорожные покрытия нуждаются в регулярном и тщательном обслуживании. Если использовать стандартную технику, обычные средства и простое оборудование, то процесс обслуживания будет замедляться. Естественно, при подобном подходе исключается возможность осуществления сразу нескольких задач.

С помощью КДМ – специального агрегата, на который устанавливается комбинированное навесное оборудование, обслуживание дорог значительным образом упрощается и облегчается. У грузовых автомобилей, которые используются в качестве «базы» для КДМ есть три основных базы, на которые может быть установлено навесное оборудование: передняя база, задняя, а также промежуточная. Чтобы избежать критических перегрузок и выхода из строя используемого агрегата, не следует использовать не специализированное навесное оборудование. Оптимальным вариантом будут являться изделия, которые одобряет непосредственно производитель.

Как правильно выбрать КДМ?

Сегодня большое количество заводов и предприятий выпускают комбинированную технику, с помощью которой удобно обслуживать дорожные покрытия. Открыв каталог можно увидеть большое количество моделей, однако не все одинаково хороши и в равной степени могут использоваться. Дело в том, что определённые изделия не подходят для работы на небольших просёлочных дорогах, а другие нельзя использовать на многополосных автомобильных магистралях. Выбор зависит от того, какие работы будут осуществляться данным агрегатом чаще всего.

Однако есть и другие нюансы, определяющие потенциальный выбор подобной специальной техники. К подобным моментам относится:

  • Размеры КДМ;
  • Наличие промежуточной базы для навесного оборудования;
  • Функционал комбинированной машины;
  • Мощность силовой установки;
  • Характеристики и свойства шасси.

В виду того, что базой для КДМ может послужить любой из следующих грузовых автомобилей: «КамаЗ», «Маз», «ЗиЛ», «Урал», важно учесть каждый из перечисленных выше пунктов, прежде чем сделать окончательный выбор и купить коммунальную дорожную машину.

Сезонное использование КДМ

Отдельное внимание важно уделить сезонности, ведь от того, когда будет задействована машина, зависит очень многое. Предположим, что спецтехника приобретается для работы в зимнее время. Это подразумевает использование промежуточной базы, для установки навесного оборудования. В зимнее время года самым популярным навесным оборудованием являются отвалы, щётки и пескоразбрасыватель.

Цена на КДМ для летних работ будет немного отличаться от зимних, так как данные агрегаты дополнительно комплектуются специальными цистернами. С их помощью значительно упрощается уборка дорожных покрытий и прилегающих территорий.

Новые коммунальные дорожные машины прослужат очень долго, а за счёт дополнительного оборудования, они позволят выполнить огромное количество различных работ.

Преимущества и применение комбинированных дорожных машин

комбинированные дорожные машины Коммунальные службы ежедневно справляются с множеством проблем, связанных с благоустройством. Поскольку решать их нужно оперативно, то без использования спецтехники в данном случае попросту не обойтись. В связи с этим все коммунальные хозяйства страны имеют в своем распоряжении комбинированные дорожные машины, которые могут применяться в любое время года и обладают широкой функциональностью.

Что такое КДМ и для чего они нужны?

Комбинированные дорожные машины представляют собой съемное навесное оборудование, устанавливаемое на шасси грузовика, обладающего необходимым уровнем мощности. Выбор оснащения осуществляется в индивидуальном порядке и определяется двумя факторами: видом работ, которые будут выполняться, и погодными условиями.

В холодное время года сотрудники коммунальных служб при помощи КДМ:

  • Очищают дороги от снежных завалов и ледяного покрова;  
  • Посыпают песок на дороги;
  • Распыляют химические реагенты.

В летние месяцы использование КДМ позволяет:

  • Поливать зеленые насаждения;
  • Производить очистку дорожных знаков и ограждений;
  • Оперативно убирать городские улицы;
  • Увлажнять проезжую часть;
  • Разравнивать песок и гравий.

Перед выполнением той или иной задачи производится оснащение автомобиля специализированным оборудованием. Это может быть поливомоечное устройство, плуг, щетка, распределитель сыпучего материала. Как правило, каждая из машин в арсенале коммунального хозяйства имеет собственную зимне-летнюю комплектацию, что позволяет применять ее для различных видов работ в любое время года. Кроме того, комбинированную дорожную машину все можно использовать в качестве обычного грузовика для транспортировки грузов.

Основные достоинства КДМ

Комбинированные дорожные машины хороши по многим параметрам, но их главное преимущество перед остальной спецтехникой – универсальность. Дело в том, что один автомобиль может быть использован с различными насадками и выполнять разные функции. Таким образом, всего одна машина легко заменяет собой целый автопарк, а значит, что ее владельцы получают значительную экономию.

КДМ производятся отечественными заводами. Это хорошо всем известные КАМАЗы, МАЗы и ЗИЛЫ, которые оптимально работают в наших условиях, а главное – недорого стоят.

Кроме того, среди преимуществ комбинированных дорожных машин необходимо выделить:

  • Совместимость с огромным количеством «насадок», монтаж которых не отнимает много времени;
  • Высокий уровень надежности, отличную проходимость, износоустойчивость;
  • Стабильную работу при любых условиях;
  • Наличие электронной системы управления;
  • Простоту в обслуживании и ремонте;
  • Невысокую стоимость и предоставление гарантии при приобретении новой техники.

Комбинированные дорожные машины (КДМ): типы и преимущества

Загрузка…

Комбинированные дорожные машины (КДМ) на базе мощных грузовиков стали неотъемлемой частью дорожно-строительной сферы. Оснащаясь несколькими единицами навесного оборудования, они выполняют различные задачи по уходу за загородными трассами и приведению их в безопасное для эксплуатации состояние. На них всегда отмечается большой спрос, удовлетворить который готово предприятие по производству спецтехники «Смоленские машины».

Купить КДМ для коммунальной или строительной компании – это решение, которое приведёт к оптимизации деятельности, повышению продуктивности!

Технологические особенности

Коммунальные дорожные машины производятся на базе шасси автомобиля «КАМАЗ» или самосвальной платформы. В каталоге завода КДМ разделены на следующие типы: 7881-01; 7881-02; 7881-03 и т. д. Градация зависит от таких факторов:

  • вид авто;
  • модель и серия;
  • грузоподъёмность.

Что касается КДМ на базе самосвала, то стоит отметить, что для переоборудования используются не только «КАМАЗы», но и «МАЗы», грузовые «Вольво», «Мерседесы», другие передовые марки мирового автопрома.


Типы навесного оборудования

Без навесного оборудования «КАМАЗ» или другая марка авто представляет собой обычный грузовик. В комбинированную дорожную машину, выполняющую ряд задач, его превращают соответствующие устройства. Навесное оборудование в зависимости от направления использования подразделяется на типы:

  • Плужное. Группа, включающая отвалы и грейдерные ножи. Применяется практически на всех КДМ, используется зимой и летом. Отвалы изготавливаются из прочной стали, их работа регулируется из кабины. Оснащены острыми ножами, что даёт возможность совершать патрульную очистку снега и уборку залежалых завалов. Летом они незаменимы на расчистке площадок при дорожном ремонте. Грейдерный нож зимой устраняет наледь с дорог, что является препятствием разрастания гололёда. Летом он выступает отличным планировщиком площадок.
  • Пескораспределяющее. Предназначено для распыления жидких или сухих реагентов. Это смоляные смеси, которые вступают со снегом в химическую реакцию и препятствуют обледенению дорог. В комплексе с распылителями сухих реагентов часто используются увлажнители (для большей эффективности).
  • Поливомоечное навесное. Представляет собой пластиковые баки или стальные цистерны, которые располагаются на специальном подрамнике шасси или самосвала. Выпускаются в разном объёме, основным фактором для выбора является грузоподъёмность машины и длина платформы или шасси. Предназначается для орошения растений и мойки таких дорожных объектов, как знаки, столбы, барьерные ограждения. Вода подаётся посредством специальных напорных систем.
  • Щёточное. В группу входят и щётки по отдельности, устанавливаемые на платформу КДМ, и специальные системы. Последние позволяют проводить более эффективную мойку барьерных ограждений и знаков в труднодоступных местах. Делается это за счёт телескопической стрелы.

Навесное оборудование для КДМ «Смолмаш» – от щётки до отвала – изготавливается только из материалов высокого качества. Это гарантирует длительный срок службы. Все устройства управляются из кабиныавтомобиля, что упрощает эксплуатацию.

Технологичность – в тренде!

Одним из преимуществ навесных устройств является сменность. Например, отвалы меняются на щётки, пескораспределители – на поливомоечные баки и так далее. Конструкция каждого устройства предполагает быстрый монтаж и демонтаж. Ещё одним преимуществом является оптимизация. Навесное оборудование содержит минимум узлов, благодаря чему снижается риск поломок.

Команда «Смолмаш» дорожит своими клиентами. На этапе выбора специалисты предоставляют консультации, при необходимости они участвуют в поиске КДМ и навесного оборудования для той или иной организации. За плечами специалистов огромный опыт в сфере спецтехники, знание рыночных тенденций, поэтому им доверяют.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ: Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Обзор КДМ отечественного производства – Основные средства

КДМ – машина перспективная

Всесезонные машины

Использование комбинированных дорожных машин (КДМ) – широко распространенное у нас решение коммунальных организаций, с помощью которого удается, используя одно транспортное средство, убирать трассы, поливать улицы и зеленые насаждения в летнюю жару, зимой очищать дорожное полотно от снега, а также путем посыпания и смачивания обледенелых участков антигололедными веществами и реагентами освобождать от льда проезжую часть городских дорог и тротуары.

Безусловно, КДМ получили распространение благодаря целому ряду чрезвычайно полезных работникам дорожных и коммунальных служб качествам. Эти неприхотливые машины используются в широком диапазоне температур, поскольку изначально проектируются для круглогодичной эксплуатации. К преимуществам также можно отнести и то, что использование КДМ сокращает число машин в парке предприятия, а это в свою очередь позволяет не создавать больших АТП, минимизировать территории для хранения техники, справляться с ремонтом машин небольшим штатом механиков, экономить на запчастях и расходных материалах. Да и посадить за руль каждой спецмашины квалифицированного дисциплинированного водителя – задача сегодня очень непростая. Немаловажный вопрос – обеспечение машин ГСМ. В условиях постоянного роста цен на топливо и масла небольшой парк более выгоден.

В России есть немало предприятий, давно и успешно занимающихся выпуском высокопроизводительных КДМ. Среди наиболее крупных можно назвать ОАО «КОРМЗ», «Меркатор Холдинг», «Мценский завод «Коммаш», АО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» (АО «КОММАШ»), ОАО «Тосненский Механический Завод » (ТоМеЗ), а также Завод комплексных дорожных машин им. М.И. Калинина» в г. Смоленске.

Создание моделей КДМ на заводе «Меркатор Калуга» происходило с участием концерна Bucher и компании Giletta

По оценке российских экспертов, в 2015–2016 гг. в стране продавалось до 2 тыс. КДМ, но в связи с сокращением расходов на содержание трасс в регионах потребность неуклонно снижается и в этом году может упасть на 20–30% по сравнению с прошлыми годами. В то же время в целом по стране около 60% КДМ, имеющихся на вооружении коммунальных и дорожных предприятий, изношены, и вопрос обновления парка с каждым годом встает все более остро. В конкурентной борьбе на рынке КДМ сегодня выигрывают те компании, которые могут привлечь клиента, предлагая машины различной комплектации и разных ценовых диапазонов. Сегодня очень часто покупатель ориентируется на самые дешевые и простые машины. Импортная техника, ранее широко представленная на российском рынке, становится менее доступна, и нашему производителю предоставляется возможность обеспечить своего покупателя качественными и надежными машинами.

Смоленск – центр по производству КДМ?

Интересно, что в Смоленске сосредоточены сразу несколько больших предприятий, входящих в группу основных производителей КДМ. Прежде всего это головное предприятие компании «Меркатор Холдинг». Компания образовалась в 1998 г., и сегодня машины, выпускаемые «Меркатором», успешно трудятся в 73 регионах России. По данным Росстата, доля предприятия на рынке оборудования для дорожно-коммунального хозяйства составляет не менее 42%. Справедливости ради надо отметить, что основным производителем КДМ в холдинге является компания «Меркатор Калуга», торжественное открытие цехов которой состоялось в индустриальном парке «Калуга-Юг» в мае 2014 г. В создании «Меркатор Калуга» принимал непосредственное участие швейцарский концерн Bucher и его подразделение – компания Giletta из Италии.

Технологические линии компании Giletta на заводе «Меркатор Калуга» производят навесное оборудование для КДМ

Именно технологические линии компании Giletta, установленные в трех цехах нового завода, сосредоточены на производстве навесного оборудования. Проектная же мощность «Меркатор Калуга» составляет 1000–1300 машин с навесным оборудованием в год. Покупателям предлагаются КДМ на базе 2- и 3-осных шасси КамАЗ, Mercedes, Volvo, Scania и других известных брендов по желанию заказчика. Следуя требованиям времени, предприятие старается производить такие виды машин, в которых наиболее нуждаются наши коммунальные и дорожные службы. Так, сегодня предлагается линейка машин для зимнего содержания дорог, в которую входят распределители Bucher: для жидких реагентов Bucher CL, для сухих противогололедных материалов Bucher KH ;и для сухих противогололедных материалов с функцией увлажнения Bucher UH. Для зимних работ компания также подготовила фрезерно-роторные очистители Larue, подметально-вакуумные машины на коммерческом шасси Bucher CityFant в зимней комплектации, а также полный перечень навесного оборудования, плужного и щеточного.

Повышенный интерес покупателей вызывает вакуумная подметально-уборочная машина Bucher CityFant 6/6000, работающая на метане. Использование компримированного природного газа имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, снижается выброс вредных веществ, во-вторых, мощности газового двигателя хватает не только на привод шасси Iveco либо КАМАЗ, предлагаемых покупателям в качестве базовых, но и на привод навесного оборудования в полной мере. Таким образом, второй двигатель, обычно задействованный для работы дополнительного оборудования, в газомоторных моделях не устанавливается, что снижает расходы на эксплуатацию в несколько раз. При использовании в весенний и летний периоды серия уборочных машин Bucher CityFant эффективно применяется для удаления пыли, смета и других посторонних предметов с проезжей части и прилотковой зоны, а КДМ с распределителями жидких материалов Bucher отлично справляются с мойкой проезжей части дорог и водной очисткой барьерных ограждений.

КДМ от «Меркатора» с установкой Bucher UH для нанесения сухих противогололедных материалов

Более 80 лет выпускает дорожную технику Завод комплексных дорожных машин им. М.И. Калинина из Смоленска, с 1960 г. предприятие специализируется на выпуске КДМ. Конструкторское бюро предприятия внедряет технические новинки и постоянно модернизирует выпускаемый ассортимент из 54 моделей уборочных комплексов на отечественных и импортных шасси и самосвалах. Заводчане разработали 18 видов навесного оборудования, включающие полный спектр плужного и щеточного оборудования, пескоразбрасывающие и солераспределяющие устройства. Распределители противогололедных реагентов являются предметом особой гордости заводчан. Покупателям предлагается на выбор несколько видов кузовов-солераспределителей и систем автоматического регулирования, позволяющих работать с одним или несколькими противогололедными материалами одновременно без дополнительной настройки, например с пескосоляной смесью и чистой солью. К тому же использование пластиковых емкостей дает возможность совместно эксплуатировать системы по распределению жидких реагентов, оснащенные автоматическим регулированием параметров розлива, и поливомоечные установки.

Приобретение распределителей «Завода им. Калинина» позволяет покупателям сэкономить благодаря универсальной схеме, примененной в конструкции этого навесного оборудования. Их затраты, по утверждению руководства завода, снижаются примерно вдвое по сравнению с расходами, возникающими при эксплуатации распределителей конкурентов.

Отличительная черта пескоразбрасывателей завода «Смоленские машины» – большая вместимость

Еще один хорошо известный в нашей стране производитель комбинированных дорожных машин – завод «Смоленские машины» («Смолмаш»). Предприятие выпускает КДМ на базе отечественных и иностранных самосвалов. Специальная система «быстросъемности» позволяет осуществлять монтаж-демонтаж оборудования за 15 минут без применения каких-либо ПТУ. В стандартный набор предлагаемого навесного инструмента входят цистерна для воды с насосом, бункер с транспортером для песка и соли, навесные плуги, цилиндрические щетки, комплектуемые гидроприводом. На заводе рекомендуют использование в качестве базовых машин самосвалы большой грузоподъемности, отечественные и импортные. Преимуществом решения является то, что на машину можно устанавливать кузов пескосолераспределителя повышенной, до 12 м3, вместимости, что увеличивает производительность машины. По согласованию с заказчиком на КДМ может быть установлено американское пескосолеразбрасывающее оборудование SaltDogg, изготовленное из нержавеющей стали, регулировку плотности распределения ПГМ водитель может плавно осуществлять прямо из своей кабины.

На заводе «Смоленские машины» монтируют на самосвалы пескосолеразбрасывающие установки SaltDogg

ТоМеЗ – один из лидеров по объемам производства КДМ

ОАО «Тосненский механический завод», входящий с 2012 г. в холдинг «Коминвест-АКМТ», собирает около 250 ед. КДМ ежегодно. Вообще же завод производит 14 видов коммунальных дорожных машин и 60 видов сменного навесного оборудования. Снегоуборочный инструмент, поливомоечное, пескоразбрасывающее оборудование, различные виды щеток – все это проектируют заводские конструкторы. Объемов производства навесного инструмента хватает не только для оснащения продукции ТоМеЗ, но и остается для продажи «на сторону». С 2015 г. на заводе освоен выпуск КДМ на газомоторном топливе. Базовые шасси, используемые на ТоМеЗе, – это в первую очередь КамАЗ, более 10 моделей, на шасси МАЗ производится еще 2 модели КДМ. Колесные шасси Volvo предлагаются в 2 моделях, и мод. МКДУ-9 собирается на базе Mercedes-Benz.

Одной из наиболее ходовых моделей, с приводом на все колеса, является мод. МКДУ-7, базирующаяся на шасси КАМАЗ-365111 с колесной формулой 6×6. Модель имеет грузоподъемность 14,5 т и отличается высокой проходимостью, которую обеспечивает в том числе блокировка межосевого и межколесного дифференциалов, а также двухступенчатая раздаточная коробка. В этой и других моделях КДМ водитель управляет навесным оборудованием из кабины с помощью джойстика, соединенного с бортовым компьютером.

 Навесное моечное оборудование, созданное инженерами «ТоМеЗ», монтируется на шасси КАМАЗ

КДМ – машины коммунального назначения

Эксплуатация КДМ тесно связана с работой коммунальной сферы, поэтому вполне естественно, что именно заводы, занимающиеся производством коммунальной техники, наиболее выделяются и в группе производителей комбинированных дорожных машин.

АО «Арзамасский завод коммунального машиностроения» (АО «КОММАШ») с 1990-х гг. разрабатывает и выпускает КДМ, и сегодня предприятие предлагает более полутора десятков моделей на шасси КАМАЗ. Комбинированные машины комплектуются такими основными элементами, как цистерна, кузов с транспортером и разбрасывающим диском, центробежный насос с КОМ, плуг с системой навески, щетка с гидравлическим приводом, гидросистема и электрооборудование. Одной из последних разработок, не уступающей по качеству и экономичности лучшим европейским моделям уборочной техники (а «Арзамасский КОММАШ» ведет постоянную работу в направлении импортозамещения по всем товарным направлениям), стала комбинированная дорожная машина КО-829БГ. Главной особенностью новой модели является использование в конструкции газомоторного шасси. Универсальная машина предназначена для круглогодичного использования в городах и на работах по содержанию магистралей, КО-829БГ может эксплуатироваться при температурах от –20 до +40 °С.

Полноприводная мод. МКДУ-7 г/п 14,5 т на шасси КАМАЗ-365111 отличается высокой проходимостью

В этой модели заводские специалисты использовали многие удачные технические решения из отечественной и мировой практики. Так, применение конусо­образной формы диска разбрасывателя, регулируемого по высоте, и Z-образные направляющие лопатки обеспечивают равномерное распределение ПСС по ширине от 2 до 10 м. Перегрев жидкости в гидросистеме исключается благодаря использованию сливной магистрали увеличенного сечения. В качестве привода транспортера распределителя используется редуктор с гидромотором импортного производства, гидродвигатель разбрасывателя также импортный, поставляется из Болгарии. В регулировках разбрасывателя заложена возможность изменения ширины и асимметрии распределения ПСС. По всей длине кузова установлены щетки для очистки цепей и скребков, а также имеются защитные поддоны, предотвращающие попадание солевых и песчаных смесей на агрегаты шасси. Разбрасывающее устройство легко разбирается, заменить любой элемент конструкции достаточно просто, имея только ручной инструмент. Управление работой навесного оборудования осуществляется из кабины, и в случае возникновения аварийной ситуации в работе привода, например при утечке гидрожидкости из системы, водитель прямо в кабине получает визуальный сигнал.

Становление «Арзамасского КОМАШа» как одного из ведущих в стране производителя коммунальных машин, во многом обусловлено сотрудничеством с АО «Мценский завод «Коммаш», имеющим большой машиностроительный опыт. «Мценский завод коммунального машиностроения» уже более полувека производит дорожную и коммунальную технику. Сегодня предприятие предлагает покупателям 10 моделей КДМ на базе шасси КАМАЗ и МАЗ, которые выполняют самые разные функции. Их применяют в качестве пожарных машин, а также для полива зеленых насаждений, для увлажнения воздушного пространства над проезжей частью дороги с целью снижения запыленности и загазованности. Также некоторые модели мценских КДМ активно применяют для очистки канализационных сетей и труб, для скоростной, до 60 км/ч, очистки автомагистралей от снега с возможностью отбрасывания снега на 10 м и более. В КДМ используется защищенный патентом РФ привод цилиндрических щеток, автоматически гасящий вертикальные колебания. Модели могут комплектоваться навигационным оборудованием. Продукция «Мценского «Коммаша» отличается высококачественной покраской, а использование РВД, исключающих возможность разрыва и протечек масла в соединениях, повышает надежность эксплуатации техники в целом.

Универсальная машина Арзамасского завода «Коммаш» КО-829БГ работает на газомоторном топливе

Одной из наиболее популярных моделей, недавно разработанных заводом, является многофункциональная КДМ КО-848, созданная на базе шасси КАМАЗ-65115 с самосвальным кузовом. Производитель предлагает для комплектации модели до 20 видов быстросъемного инструмента, с помощью которого машина в зимний период может выполнять патрульную и скоростную снегоочистку, удалять шугу, наледь, спрессованный снег. Возможна установка распределителя ПГМ и химических реагентов с механизмом регулировки ширины и плотности нанесения реагента. В теплое время года модель эффективна при сметании мусора, удалении земли и глины с дорожных покрытий, для мойки дорожного полотна, дорожных знаков и барьеров. В КДМ используется гидравлическое оборудование Binotto. Установка и снятие плужного оборудования и распределителей реагентов производится без использования грузоподъемных механизмов. Распределительное оборудование оснащено 7-кубовым бункером, механизмом разбрасывания и ленточно-цепным транспортером, причем тяговые цепи полностью защищены от контакта с реагентами.

ВНИИСтройдормаш

Московское предприятие ЗАО «ВНИИСтройдормаш» не входит в число лидеров по производству КДМ, однако таких предприятий, выпускающих одну-две удачных модели, немало. Сего­дня покупателями КДМ для скоростной очистки дорог, выпускаемой «ВНИИСтройдормаш», стали департамент ЖКХ и благоустройства г. Москвы, ГУП «Кольцевые магистрали», ГУП «Мосгортранс» и даже Управление делами Президента РФ, а также многие коммунальные и производственные предприятия России. Как правило, для выполнения многочисленных функций, возложенных на современные КДМ, подбирают 2- или 3-осные шасси с колесной формулой 4х2, 6х4, 6х6. Шасси обычно заднеприводные, поскольку они более дешевые, но встречаются и полноприводные КДМ, которые, безусловно, лучше подходят на роль техники для круглогодичного содержания дорог и городских территорий.

КДМ КО-848 на базе шасси КАМАЗ-65115 с самосвальным кузовом от «Мценского Коммаша»

Мод. КО-845 создана на базе очень мощного 400-сильного 3-осного полноприводного шасси МЗКТ-65274. Машина особенно эффективна при скоростной, до 50 км/ч, очистке дорог от снега. Для этого в арсенале КО-845 фронтальный и боковой снегоуборочные отвалы, а также снежная фронтальная щетка – этот инструмент позволяет за один проход очищать полосу шириной почти в 6 м. Для использования сухих реагентов машина комплектуется бункером вместимостью 8 м3, а для увлажнения монтируются баки объемом 2,2 тыс. л. Для запаса жидких реагентов также имеются резервуары общей емкостью в 6 тыс. л. В летний период КО-845 отлично справляется с мойкой дорожного полотна и барьерных ограждений, для воды также предусмотрены баки на 13,4 тыс. л. Моечная рейка рассчитана на захват полосы шириной в 2,7 м, при этом плотность распределения водяного потока составляет 0,4 л/м2.

 

Итак, КДМ – это всесезонные машины, они удобны для выполнения отдельных операций при строительстве больших объектов, нередко используются ремонтными службами, незаменимы при уборке дворов и улиц. Вложение денег в такой транспорт – очень правильное и выгодное решение. К сожалению, отечественные шасси наших КДМ не всегда соответствуют надежности нашего же навесного инструмента. Но конкуренция заставляет неуклонно повышать качество российской техники, так что будем надеяться, что изменение ситуации – близкая реальность.

КДМ КО-823 на шасси КАМАЗ-65115 от «Мценского Коммаша» может комплектоваться разнообразныи навесным оборудованием



Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о