Содержание

Замена ступичного подшипника: когда и как производится?

Большинство узлов и агрегатов современных автомобилей имеют значительный ресурс. При правильном обслуживании их ремонт приходится производить довольно редко. Но это вовсе не означает, что при появлении симптомов неисправности имеет смысл откладывать посещение сервисного центра на более поздний срок.

Содержание этой статьи

Напротив, чем раньше будет устранена поломка, тем меньше средств придётся потратить на ремонт. Ведь одна, даже незначительная, на первый взгляд, деталь, будучи неисправной, оказывает негативное воздействие на множество других компонентов конструкции.

Вышедший из строя подшипник передней или задней ступицы не просто влияет на техническое состояние автомобиля, ухудшая его эксплуатационные качества, возникает риск разрушения конструкции крепления колеса прямо в движении.

Такая поломка ведёт к потере управления автомобилем и, как следствие, аварии, последствия которой могут стать самыми тяжёлыми.

Чтобы этого не произошло, нужно своевременно реагировать на появившиеся тревожные симптомы и незамедлительно принимать меры.

замена подшипника задней ступицы

Признаки неисправности ступичного подшипника

Чаще всего о том, что деталь пора менять, сигнализируют два основных симптома:

1. Осевой либо боковой люфт колеса, появление которого нередко сопровождается возникновением ряда сопутствующих проблем:

  • Неравномерным износом протектора шины.
  • Уводом автомобиля в сторону при движении по прямой.
  • Биением руля, схожим с тем, какое возникает при неправильной балансировке колёс.

2. Шум (гудение) в районе ступицы, тональность которого изменяется в зависимости от скорости. Неопытные водители часто приписывают эти звуки особенностям протектора шин или нарушению регулировок развала-схождения.

Убедиться в причине неисправности можно, выполнив ряд несложных действий.

Замена ступичного подшипника своими руками. Видео:

Как проверить ступичный подшипник?

Действуйте последовательно, и тогда вы сможете исключить возможность ошибки даже в том случае, если выполняете такую работу впервые.

  • Первым делом вывесите диагностируемое колесо, обеспечив ему свободу вращения. Для этого можно воспользоваться домкратом или установить машину на подъёмник.
  • Затем крутаните колесо руками, убедившись, что оно свободно вращается. В некоторых случаях шумы могут возникать из-за того, что колесо полностью не растормаживается, а тормозные колодки трут по диску или барабану.
  • Взявшись за верхний и нижний край колеса, покачайте его от себя и к себе. Затем повторите операцию, сменив хват на 90 градусов.

Если обнаружите люфт, придётся проверить затяжку гайки ступицы.

Тут не обойтись без воротка с большим плечом, динамометрического ключа, рассчитанного на значительные усилия, и подходящего размера торцевой головки.

замена переднего ступичного подшипника

Важно иметь под рукой и техническую спецификацию вашего автомобиля, в которой указан момент затяжки гайки ступичного подшипника. Последовательность действий такова:

  • Снимаем защитный колпачок гайки (если имеется).
  • Вынимаем шплинт (если имеется).
  • Сажаем за руль помощника и просим его зафиксировать колесо, надавив на тормоз.
  • С помощью динамометрического ключа проверяем усилие затяжки.

Если момент соответствует величине, указанной в спецификации, а люфт остался, подшипник придётся заменить.

Как проверить ступичный подшипник? Видео:

Диагностируем на слух

Но бывает и так, что люфта нет, а есть лишь гул, подтверждающий наличие неисправности. Как определить, какой подшипник ступицы гудит? Задача непростая.

Из-за резонирующих эффектов сделать это, находясь на месте водителя, не всегда возможно. Снова придётся звать помощника и идти на хитрость. Возможны варианты:

  • Двигайтесь мимо стоящего на открытой площадке наблюдателя, меняя режимы и направление движения. Такой способ даст результат, если шум отчётливо слышен даже на небольшой скорости.
  • Посадите помощника в другую машину. Пусть он двигается вместе с вами по трассе, открыв окно и определяя на слух источник посторонних шумов.

Оба варианта такого рода диагностики требуют определённых навыков.

Установив, какая деталь подлежит замене, можно приступать к работе, сложность которой напрямую зависит от особенности конструкции автомобиля. Придётся учесть:

  • На каком мосту, переднем или заднем, ведущем или ведомом, производится замена.
  • Какого типа подшипник установлен на вашем автомобиле.

замена подшипника передней ступицы

Встречаются детали различной конструкции:

  1. Открытого или закрытого типа.
  2. Одно- или двухрядные.
  3. Конические или радиальные.
  4. Шариковые, роликовые или комбинированные.

Встречаются два варианта комплектации и поставки детали:

  1. Подшипник изготовлен отдельно. В этом случае для выполнения работы обязательно потребуются специальный съёмник, оправки и пресс.
  2. Подшипник и ступица собраны в единый узел, замена которого производится целиком. Это существенно упрощает ремонт, но увеличивается стоимость деталей.

Следует принять во внимание тот факт, что наиболее распространены сейчас автомобили с приводом на передний мост. Условия и последовательность проведения ремонтных операций мы будем описывать именно для машин такой компоновки.

Замена подшипника ступицы переднего колеса

Автомобили различных производителей имеют свои конструктивные особенности, которые придётся учитывать в ходе выполнения работ. Мы же опишем лишь общие принципы и последовательность выполняемых операций. Действуем так:

  1. Отключаем аккумулятор.
  2. Ослабляем болты крепления колеса.
  3. Поднимаем переднее колесо. Лучше всего это делать на подъёмнике. Если его нет, то, подложив башмаки под задние колёса, поднимаем машину с помощью домкрата и надёжно устанавливаем на жёсткую опору.
  4. Снимаем защитный колпачок гайки ступицы (если имеется) и удаляем шплинт из резьбового наконечника приводного вала.
  5. Сажаем помощника в машину и попросим его сильно нажать на тормоз. После этого получаем возможность отвернуть гайку ступицы.замена заднего ступичного подшипника
  6. Снимаем колесо.
  7. Отворачиваем от места крепления тормозной суппорт. Постарайтесь не повредить шланги. Отсоединяем клипсы, фиксирующие шланги на ступице. Саму деталь аккуратно закрепите на кузове помощью проволоки так, чтобы шланги находились в свободном состоянии.
  8. Отсоединяем датчик ABS. Достаточно будет просто отключить его разъём.
  9. Выворачиваем винты, фиксирующие тормозной диск на ступице. Снимаем диск.
  10. Отсоединяем рулевой наконечник от поворотной цапфы амортизаторной стойки.
  11. Отворачиваем гайку шаровой опоры и с помощью съёмника отсоединяем конусный наконечник шаровой опоры от стойки.
  12. Аккуратно тянем стойку на себя и извлекаем шлицевую часть ШРУС из ступицы.замена подшипника ступицы заднего колеса
  13. В некоторых случаях приходится демонтировать монтажный щиток тормозной системы.
  14. С помощью съёмника снимаем ступицу вместе с подшипником. Иногда целесообразнее снять стойку целиком (для этого отворачиваем её верхнюю опору) и произвести снятие ступицы на прессе.
  15. Если новая ступица в сборе с подшипником – запрессовываем её на место. Если подшипник поставляется отдельно, не пытаемся устанавливать его на старую ступицу – слишком велика вероятность повреждения посадочного места детали, а покупаем новую ступицу и запрессовываем на неё подшипник.
  16. Производим сборку в обратном порядке. Не забываем о том, что сначала надо произвести затяжку ступичного подшипника, а уже потом ставить на место колесо и опускать машину на землю.

Теперь вы знаете, как производится 

замена переднего ступичного подшипника переднеприводного автомобиля. Но это теория. А практика потребует от вас сил, терпения и наличия хорошего специализированного инструмента.

Без этого не стоит даже начинать. И ещё. Такую работу следует производить вдвоём.

Дело тут не только в требованиях безопасности. В некоторых ситуациях двух рук будет просто недостаточно.

При проведении работ необходимо придерживаться следующих правил:

  • Используйте только комплектующие проверенных производителей. Ступичный подшипник – ответственная деталь, а его замена занимает довольно много времени. Лучше переплатить за качественный товар, чем потом начинать всё сначала.
  • Работайте аккуратно. Незначительный перекос при монтаже устанавливаемых деталей нередко становится причиной их повреждения ещё в процессе сборки.
  • Соблюдайте чистоту. Попадание грязи на сопрягаемые поверхности трущихся деталей сделает вашу работу бессмысленной. Всегда имейте под рукой чистую ветошь и средства для обезжиривания – бензин, керосин или уайт-спирит.

Замена подшипника ступицы заднего колеса

Особого смысла повторяться нет. Порядок выполнения необходимых операций во многом совпадает с уже описанной последовательностью. Отличия будут следующие:

  • Вам не придётся отсоединять рулевую тягу.
  • На ведомом мосту нет необходимости в снятии ШРУС.
  • Если потребуется задействовать пресс, а машина оснащена рычажной подвеской, то демонтировать придётся не стойку, а рычаг, на котором установлена ступица.

Учитывая это, замена заднего ступичного подшипника производится несколько проще, чем переднего.

На автомобилях, имеющих полный привод, разница будет и вовсе минимальна. Учитывая конструктивные особенности техники, иногда для извлечения ШРУС имеет смысл отвернуть приводной вал от редуктора, а рычаг или амортизаторную стойку оставить на месте.

В случае если приходится иметь дело с неразрезным задним мостом и барабанной тормозной системой, замена подшипника задней ступицы выполняется иначе. В такой комбинации, чаще всего, используют конические роликовые подшипники, доступ к которым вы получите, сняв тормозные барабаны и колодки.

У некоторых машин даже ступица изготавливается заодно с барабаном. Но такое устройство встречается всё реже и, будучи владельцем легкового автомобиля, вы едва ли с ним столкнётесь.

Постараемся ответить на несколько связанных с темой и наиболее часто встречающихся вопросов, которые задают автовладельцы.

Можно ли ездить, если гудит подшипник ступицы?

К устранению неисправности необходимо преступать без промедления. По внешним признакам сложно судить о степени износа детали. А шанс столкнуться с неприятностями весьма высок. Наиболее вероятно, что в результате механических повреждений или перегрева ступицу просто заклинит.

Это чревато потерей управления и аварией, особенно на высокой скорости. Но даже износ резины, вибрации на руле или повышенный расход топлива – достаточные основания для того, чтобы посетить сервисный центр.

Какую смазку использовать для ступичных подшипников?

Учитывая особенности конструкции современных деталей, смазанных уже на заводе и имеющих защитные пыльники, в этом вопросе нет особого смысла.

Но если, заглянув за пыльник, вы засомневались в достаточном количестве положенного изготовителем лубриканта, можете воспользоваться практически любой качественной смазкой.

Важно, чтобы были соблюдены следующие требования:

Ремонт рулевой рейки своими руками автомобиля ВАЗ2114 — здесь больше полезной информации.

  • Широкий допустимый температурный диапазон. Ведь в процессе эксплуатации смазка будет и сильно охлаждаться в мороз и нагреваться в процессе работы. Она должна быть тугоплавкой.
  • Высокая вязкость и малая текучесть. Таким образом можно гарантировать наличие устойчивой защитной плёнки на сопрягаемых элементах подшипника.
  • Способность длительное время выдерживать высокие нагрузки.

Этим требованиям соответствуют литиевые смазки и лубриканты с содержанием молибдена.

Неподходящие материалы

А вот составов с высоким содержанием цинка или железа рекомендуется избегать – они ускоряют процессы разрушения ступичных подшипников. Категорически нельзя использовать смазки, содержащие графит – у них совсем иное назначение.

Вас заинтересует эта статья — Замена задних и передних тормозных колодок.

Характеристики лубрикантов, используемых для работы в шарнирах равных угловых скоростей (ШРУС), также недостаточно высоки. Такие материалы не рассчитаны для эксплуатации в высокоподвижных соединениях и элементах конструкции.

как определить какой подшипник ступицы гудит

Итог

Если используемые запасные части имеют необходимое качество, работа сделана правильно, а машина эксплуатируется бережно, то ходимость ступичных подшипников составляет 100 тыс. км и более. Но, как только появились первые признаки неисправности, немедленно отправляйтесь на диагностику. Иногда продлить срок службы детали можно, лишь вовремя подтянув ослабшую гайку.

Замена подшипника передней ступицы: инструменты, процесс

Диагностика и ремонт24 ноября 2019

В большинстве случаев проблема с неприятным гулом в зоне около колес, тональность которого изменяется с набором скорости и в момент вхождения в поворот, решается заменой подшипника передней ступицы.

Передний ступичный подшипник

Разновидности узловых конструкций

Узловая конструкция соединяет вал, поворотный кулак и колесо. Единый корпус узла формируется за счет технологии прессования, использующейся для надежной фиксации подшипника в ступице. Она же применяется для закрепления в кулачковом механизме. Альтернативный вариант – соединение через фланец.

Траектория вращения и размещение компонентов обусловили классификацию на следующие виды:

  1. Двухрядные шариковые (роликовые) подшипники. Относятся к первому поколению HUB I. Конструктивно представлены наружной обоймой, объединяющей 2 блока шариков или роликов, и внутренней, разделенной на 2 зоны. Для герметизации, предотвращающей попадание воды, пыли и прочих загрязнений, в комплектацию устройства включен сепаратор с уплотнительными кольцами.
  2. Ступичные узлы из 2 однорядных подшипников. Ими комплектуются передние оси автомобилей с задним приводом и небольшим крутящим моментом (старые версии Fiat, модели УАЗ Патриот, ВАЗ). Обслуживаемые конструкции нужно периодически регулировать и смазывать.
  3. Подшипники, совмещенные со ступицей. Представляют 2-е и 3-е поколение HUB II, III. В ступичном корпусе через фланцы закрепляются наружные и внутренние обоймы. Одной стороной соединяются с кулаком, на вторую фиксируется тормозной диск и закручиваются колесные шурупы. Необслуживаемая конструкция устанавливается на ведущих и ведомых колесах.

В узлах 3-го вида подшипники вращаются по внутреннему и наружному кольцу. Дополнительно в механизм встраивают скоростные датчики и ABS.

Признаки необходимости замены детали

При появлениях первых признаков неисправности необходимо срочно поменять изношенную деталь. В противном случае повышается риск утратить контроль управления во время движения автомобиля. Максимальный вероятный ущерб – потеря колеса на ходу, вызывающая аварийную ситуацию.

Признаки неисправности:

  1. Неопытные водители относят появление шумов в ступичном узле к особенностям протекторов или нарушенным регулировкам развала-схождения. В действительности монотонное гудение, постепенно переходящее в неприятный гул, нарастающий при ускорении и на поворотах, – свидетельство износа подшипникового механизма ступицы переднего колеса.
  2. Люфт колесного диска выявляется покачиванием в вертикальной плоскости и означает необходимость срочной замены узловой конструкции.

Для предотвращения ДТП в таких случаях нужно безотлагательно провести диагностику автомобиля и устранить неисправность. Для этого потребуется заменить изношенный подшипник.

Вышедший из строя подшипник передней ступицы

Инструкция по замене

Автолюбитель может осуществить замену детали, не обращаясь к механикам сервисной мастерской. Скрупулезно следуя инструкции, можно выполнить работу без посторонней помощи.

Следует учитывать разницу в технологии, зависящую от модели машины. Поэтому предварительно нужно внимательно изучить руководство по эксплуатации автомобиля.

Необходимые инструменты

В набор инструментов входят:

  • молоток;
  • торцевые ключи и головки;
  • пассатижи;
  • слесарные тиски;
  • комплект отверток с плоскими и фигурными насадками;
  • съемник для облегчения снятия ступицы.

Кроме того, понадобятся стопорное колесо, новый подшипник и смазка. Руки защищают перчатками в целях безопасности.

Описание процесса в зависимости от конструкции узла

Технология замены зависит от конфигурации узловой конструкции. Механики меняют ступичный узел передней оси 2 способами:

  1. При наличии смотровой ямы. Поворотный кулак не снимается. Преимущество – отсутствие необходимости дополнительной отладки развала-схождения по завершении ремонтно-восстановительных мероприятий, т.к. болтовые соединения на самом устройстве не откручиваются.
  2. Демонтаж кулака. Удобство варианта заключается в возможности после снятия аккуратно выпрессовать изношенный ступичный подшипник и заменить его новой деталью. Все работы выполняются на столе с использованием слесарных тисков, молотка и отвертки. Недостаток метода – нарушение настроек развала-схождения. Для ускорения дополнительной отладки на крепления и кулак при разборке наносятся метки.

Замена детали без съема поворотного кулакаКроме того, при замене подшипника ступичного узла применяется специальный съемник-пресс. Некоторые механики обходятся без него.

Порядок действий на примере автомобиля Audi 80:

  1. Снимаются гайки, фиксирующие колесный диск.
  2. На снятом переднем колесе ударным ключом или торцевой головкой с маркировкой 24 раскручивается ступичный шуруп, размещенный по центру.
  3. Демонтируется суппорт первого дискового тормоза.
  4. Отвинчиваются 2 болта сечением 22 мм.
  5. Чтобы при разборке не затрагивать гидравлику, 2 крепления со скобами аккуратно отводятся в сторону.
  6. Проводится снятие тормозного диска.
  7. Ключами на 22 и 17 откручиваются шурупы, фиксирующие цапфу на стойке и нижней тяге.
  8. Шлицы центральной оси ШРУСа выводятся из сочленения.
  9. Подшипниковый узел вынимается из конструкции.
  10. После установки специальной проставки, соответствующей размеру внутреннего кольца, ступица выбивается молотком.
  11. При застревании наружной обоймы, ее спрессовывают на станке.
  12. Новый подшипник вставляется с противоположной стороны гнезда и легкими ударами направляется внутрь на 2-3 мм.
  13. Кулак приставляется к корпусу старой узловой конструкции или круглому диску соответствующего сечения.
  14. Тщательно соблюдая соосность и контролируя отсутствие перекосов, сверху накладывается проставка.
  15. Новый подшипник запрессовывается до завершения посадки в гнездо.
  16. Ступица устанавливается на место и закрепляется методом прессовки.

Сборка узла выполняется в обратном порядке. Заключительный этап процедуры – смазка подшипникового механизма.

Советы по дальнейшему обслуживанию

Последние версии ступичных подшипников дополняются встроенным в уплотнительное кольцо магнитным триггерным колесом. При его прохождении около металлического сердечника, размещенного на датчике ABS, на управляющий модуль подается сигнал переменного тока, регулирующий скорость вращения при движении .

Система безопасности прекращает работу при установке подшипника тыльной стороной наперед. Автоматика выдает код неисправности.

Сигнальное напряжение не доходит до управления, т.к. между ними расположено уплотнение, блокирующее сигнал. Без разрушения триггерного колеса разобрать узел не удастся.

Для корректной работы датчика ABS нужно периодически удалять ржавчину проволочной щеткой и наносить антикоррозионную смазку. Чтобы не возникал неправильный крутящий момент на осевой гайке, нельзя при замене подшипника вместо динамического ключа применять обратный молоток.

Замена подшипника ступицы — как заменить ступичный подшипник (+фото)

При эксплуатации автомобиля наиболее уязвимыми являются элементы подвески. Они подвергаются износу, ударам, воздействию агрессивной внешней среды. Подшипники ступицы колес являются самыми ответственными узлами подвески, они обеспечивают вращение колеса и воспринимают переменные динамические нагрузки при движении автомобиля по неровностям. Необходимо постоянно следить за их состоянием во избежание серьезной поломки во время движения и возникновения аварийной ситуации на дороге. При первых признаках износа, заключающихся в появлении гула при движении, осевого люфта колес, необходима своевременная замена подшипника ступицы. Автовладельцы стоят перед выбором, как заменить подшипник ступицы: самостоятельно в гаражных условиях либо довериться автосервису. При наличии необходимого инструмента любители ремонтировать свой автотранспорт могут выполнить замену собственными силами.

Съемник ступичных подшипников универсальный

Ригельный съемник

Для собственноручной замены понадобятся тиски (либо пресс), оправка для запрессовки подшипника, набор гаечных ключей, съемник для выпрессовки подшипника либо молоток и оправка для выбивания, отвертки и плоскогубцы тонкие, смазка Литол или импортные аналоги, динамометрический ключ.

Конструкции подвески и ступиц для переднеприводного и заднеприводного автомобилей отличаются. А соответственно, имеются небольшие различия по отдельным операциям для снятия подшипников. Подшипников два: внутренний и наружный. Имея представление о конструкции и технологии замены подшипников ступицы передних колес, с задними проблем не возникнет.

Наружные подшипники всегда запрессованы в ступице, а внутренние имеют свои особенности. У переднеприводного автомобиля внутренний подшипник ступицы переднего колеса запрессован в поворотном кулаке, а у заднеприводного автомобиля так же в ступице, как и внешний. Соответственно, для выпрессовки подшипников из ступицы заднеприводного автомобиля потребуется специальный съемник для выпрессовки. Можно подшипники снимать выколоткой, но этот процесс должен быть аккуратным, чтобы не повредить внутреннюю поверхность ступицы. На некоторых иномарках ступицу меняют в сборе с подшипниками. Отдельно подшипники не меняются.

Последовательность операций по замене подшипников

  1. Снимаем защитный колпачок на диске. Он предотвращает попадание внутрь ступицы влаги и грязи, защищая трущиеся поверхности от износа, воздействия внешней среды.
  2. Отверткой выпрямляем буртик ступичной гайки, стопорящий ее от самопроизвольного раскручивания.
  3. Ключом немного ослабляем гайку, не раскручивая ее полностью.
  4. Ослабляем болты крепления колеса. Поддомкрачивая автомобиль, вывешиваем нужное колесо и снимаем его.
  5. Ослабляем тормозные колодки. На некоторых автомобилях это можно сделать только при наличии подключения к бортовому компьютеру с помощью диагностического шнура и специального программного обеспечения. Откручиваем болты крепления суппорта тормозных дисков.
  6. Суппорт подвешиваем на проволоку к деталям подвески так, чтобы он не висел на тормозных шлангах и не мешал последующим действиям.
  7. Откручиваем болты крепления тормозного диска к ступице и снимаем его.
  8. Отворачиваем до конца ступичную гайку и снимаем шайбу.
  9. Спрессовываем ступицу с поворотного кулака. На заднеприводных автомобилях марки ВАЗ ступица снимается легко. На переднеприводных автомобилях эта процедура потребует больших усилий.
  10. Откручиваем крепление шаровой опоры к поворотному кулаку и выводим из ступицы ШРУС (для переднеприводных автомобилей).
  11. Специальным съемником выпрессовываем подшипники со ступицы.
  12. На поворотном кулаке снимаем стопорное кольцо и также выпрессовываем подшипник (для переднеприводных автомобилей).
  13. Очищаем поверхности от грязи и старой смазки.
  14. С помощью специального съемника запрессовываем внутренний подшипник в поворотный кулак.
  15. Запрессовываем подшипник в ступицу. На заднеприводных автомобилях семейства ВАЗ оба подшипника запрессовываются в ступицу. При этом необходимо проводить данные работы таким образом, чтобы не повредить резиновый уплотнитель, защищающий подшипник от грязи и влаги.
  16. Проводим сборку в обратной последовательности. Не забываем смазывать подшипники и внутренние поверхности ступицы смазкой. Гайку ступицы затягиваем с необходимым усилием, указанным в руководстве по ремонту.

Фотоинструкция

Поворотный кулак в тисках

Отворачиваем крепление защиты ступицы

Устанавливаем съемник

Выпрессовываем ступицу

Снимаем стопорные кольца

Снятые кольца

Установка съемника для подшипников

Выпрессованный подшипник

Старые детали

При замене ступичных подшипников на заднеприводных автомобилях ВАЗ гайку ступицы не затягиваем при обратной сборке. Момент затяжки должен быть отрегулирован при вывешенном колесе. Сначала затягиваем регулировочную гайку с усилием 19,6 Н*м, немного ослабляем и вновь затягиваем, но уже с усилием 6,8 Н*м. Затем ослабляем гайку, повернув ее на 20 градусов. Гайку стопорим, вдавливая ее буртик в паз оси поворотной цапфы.

Динамометрический ключ

Через 500 км необходимо вновь сделать регулировку подшипника ступицы.

Видео

Ниже вы можете наблюдать замену подшипника ступицы на ВАЗ 2107:

Неисправности подшипника ступицы ВАЗ 2107 и его замена

Подшипник ступицы ВАЗ 2107 со временем изнашивается, что приводит к более быстрому износу шин, тормозных колодок и дисков. Если своевременно не принять меры по замене подшипника, деталь может заклинить, в результате чего произойдёт потеря управления автомобилем. Это говорит о необходимости следить за состоянием механизма, периодически проводить его регулировку и замену.

Назначение подшипника ступицы ВАЗ 2107

Ступичный подшипник ВАЗ 2107 — это деталь, посредством которой выполнено крепление колеса к поворотному кулаку, а также осуществляется вращение самого колеса. В машине на этот элемент постоянно воздействуют температурные изменения, влияет окружающая среда, удары от неровностей дорожного полотна, рывки тормозов и рулевого управления. При исправном подшипнике колесо должно вращаться без каких-либо люфтов, при этом допускается шум и минимальное трение.

Подшипник ступицыПодшипник ступицы

Ступичный подшипник обеспечивает крепление колеса к поворотному кулаку

Рассматриваемая деталь имеет довольно большой ресурс. Однако есть немало факторов, которые резко сокращают её срок эксплуатации. К таковым относятся:

  1. Низкое качество дорог — одна из причин быстрого выхода из строя ступичных подшипников. Объясняется это тем, что элемент находится по центру колеса и воспринимает сильные нагрузки во время удара при наезде на неровности. В течение какого-то времени подшипник подобные воздействия выдерживает, но постепенно разрушается.
  2. Воздействие агрессивной среды. В летний период внутрь ступицы попадают влага и дорожная пыль, а зимой проникают химические реагенты.
  3. Перегрев. Вращение колёс постоянно связано с трением и повышением температуры. При постоянном нагреве и охлаждении, что особенно характерно для зимы, ресурс подшипников сокращается.

Где установлен ступичный подшипник

Исходя из названия, уже можно понять, что деталь располагается возле ступицы. На ВАЗ 2107 элемент установлен во внутренней её полости и меняется, как правило, при выходе из строя, о чём свидетельствуют характерные признаки.

Признаки неисправности

Ступичный подшипник всегда должен находиться в исправном состоянии. Если деталь пришла в негодность, то это может привести к ДТП, поскольку неисправность сопровождается большим люфтом колеса. В результате диск может срезаться с колёсных болтов. Если подобная ситуация произойдёт на высокой скорости, то серьёзной аварии не избежать. Это говорит о том, что подшипник ступицы нуждается в периодическом осмотре, а при обнаружении люфта требуется его регулировка либо замена.

Основными проявлениями неисправности детали являются:

  1. Сухой хруст. При поломке подшипника возникает металлический хруст во время движения. Проявляется он в результате неравномерного перекатывания роликов из-за повреждения сепаратора. Спутать этот звук с каким-либо другим сложно.
  2. Вибрация. Если рассматриваемый элемент имеет сильный износ, появляется вибрация, которая передаётся как на кузов, так и на рулевое колесо. Она указывает на сильный износ сепаратора подшипника, который может привести к заклиниванию.
  3. Машину уводит в сторону. Проблема чем-то напоминает случай с неверной регулировкой развала-схождения, поскольку неисправный элемент работает неправильно из-за подклинивания его частей.Старый подшипникСтарый подшипник

    При выходе из строя подшипника появляются посторонние шумы, гул или хруст

Определение поломки

Для определения состояния подшипника ступицы необходимо выполнить несколько простых действий:

  1. Вывешивают переднее колесо с нужной стороны при помощи домкрата, не забывая поставить автомобиль на ручной тормоз и установить упоры под задние колёса.
  2. Под нижний рычаг подвески устанавливают подпорку и снимают машину с домкрата.
  3. Берутся обеими руками за колесо (сверху и снизу) и выполняют движения от себя к себе, при этом не должно ощущаться никакого люфта либо стука.
  4. Вращают колесо. Если подшипник пришёл в негодность, возможно появление скрежета, гула или других посторонних шумов.Проверка люфта подшипника ступицыПроверка люфта подшипника ступицы

    Для проверки подшипника необходимо вывесить и покачать переднее колесо

Во время проведения работ со снятым колесом в целях безопасности под кузов автомобиля рекомендуется подставить дополнительный упор, который подстрахует в случае внезапного падения машины.

Какие подшипники поставить

Когда ступичный подшипник требует замены, тут же возникает вопрос, какую деталь установить. Многие советуют использовать оригинальные комплектующие. Однако сегодня качество деталей оставляет желать лучшего и вопрос выбора остаётся довольно актуальным.

Таблица: тип, место установки, и размерность подшипников

Выбор производителя

При выборе производителя ступичного подшипника на ВАЗовскую «семёрку» можно порекомендовать SKF, SNR, FAG, NTN, Koyo, INA, NSK. Перечисленные компании имеют множество предприятий по всему миру. Такая продукция имеет высокое качество и соответствует самым строгим требованиям.

Ступичный подшипник SKFСтупичный подшипник SKF

Выбору производителя подшипников нужно уделить особое внимание, поскольку от этого зависит срок эксплуатации изделия

Из отечественных производителей, которые поставляют подшипники для автомобилей Тольяттинского завода, можно выделить:

  • ЗАО «ЛАДА Имидж» — изготавливает и реализует через вторичные рынки оригинальные ступичные подшипники Lada;
  • Саратовский завод — выпускает детали под маркой SPZ;
  • Волжский завод — использует бренд «Волжский стандарт»;
  • Вологодский завод — реализует продукцию под брендом VBF;
  • Самарский завод СПЗ-9.

Замена подшипника передней ступицы

Работы по замене ступичного подшипника начинают с подготовки инструментов и материалов. Понадобятся:

  • набор торцевых ключей;
  • отвёртка;
  • зубило;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • надставка для выбивания обоймы подшипника;
  • новый подшипник, сальник и смазка;
  • ветошь;
  • керосин.

Как снять

Для демонтажа детали поднимают переднее колесо при помощи домкрата. В условиях СТО работа проводится на подъёмнике. При замене подшипника необходимо выполнить следующую последовательность действий:

  1. Откручивают крепёж и снимают колесо.
  2. Отворачивают крепление и демонтируют суппорт.Крепление суппортаКрепление суппорта

    Для снятия суппорта отворачивают болты его крепления

  3. При помощи отвёртки поддевают защитный колпак ступицы и снимают его.Защитный колпакЗащитный колпак

    Защитный колпак поддевают отвёрткой и снимают

  4. Выравнивают бортик ступичной гайки.Ступичная гайкаСтупичная гайка

    Чтобы выкрутить гайку, нужно выровнять её бортик

  5. Отворачивают гайку и снимают её вместе с шайбой.
  6. Демонтируют ступицу.Ступица колесаСтупица колеса

    После отворачивания гайки остаётся снять ступицу с автомобиля

  7. Извлекают сепаратор наружного подшипника.
  8. При помощи наставки и молотка выбивают обойму наружной детали из ступицы.
    Обойма подшипникаОбойма подшипника

    Обоймы подшипников выбивают при помощи наставки

  9. Вытаскивают кольцо, которое разделяет оба ступичных подшипника и сальник.
  10. Выбивают внутреннюю обойму.
  11. С применением керосина и ветоши очищают посадочное место от загрязнений.

Чтобы избежать повреждений тормозного шланга после снятия суппорта, последний аккуратно подвешивают и фиксируют при помощи проволоки.

Как поставить

После демонтажа ступичных подшипников и очистки самой ступицы можно приступать к установке новых деталей. Работу выполняют в следующем порядке:

  1. Запрессовывают обоймы обоих подшипников.Запрессовка обоймыЗапрессовка обоймы

    Обойму подшипника запрессовывают при помощи подходящей наставки

  2. Наносят смазку на сепаратор и вставляют его внутрь ступицы.Смазка подшипникаСмазка подшипника

    Сепаратор нового подшипника набивают смазкой

  3. Пространство между подшипниками заполняют смазкой.Смазка ступицыСмазка ступицы

    Пространство между подшипниками заполняют смазкой

  4. Вставляют разделительное кольцо.
  5. Монтируют новый уплотнитель.Запрессовка сальникаЗапрессовка сальника

    Через наставку забивают новый сальник

  6. Устанавливают ступицу на ось поворотного кулака.
  7. Наносят смазку на внешний сепаратор и помещают его в обойму подшипника.Смазка сепаратораСмазка сепаратора

    На внешний сепаратор наносят смазку и вставляют его в обойму подшипника

  8. Ставят на место шайбу и затягивают ступичную гайку до упора.
  9. По окончании замены ступичных подшипников выполняют регулировку, для чего плавно откручивают гайку и добиваются того, чтобы ступица свободно вращалась, но при этом отсутствовал люфт.
  10. Наносят удары по бортику гайки зубилом, что предотвратит её произвольное отворачивание.Фиксация гайки крепления ступицыФиксация гайки крепления ступицы

    Для фиксации гайки наносят удары зубилом по бортику

  11. Устанавливают суппорт на место и производят затяжку крепежа.
  12. Монтируют защитный колпак, колесо и затягивают болты.
  13. Опускают машину.
Видео: как заменить подшипники передней ступицы ВАЗ 2107

Чем смазать

Для смазки сепараторов ступичных подшипников применяют «Литол-24». Его же используют для нанесения на рабочую кромку нового сальника при установке.

Момент затяжки гайки подшипника

Необходимость затяжки ступичной гайки возникает после замены подшипников либо во время их регулировки. Гайку затягивают при помощи динамометрического ключа с моментом 9,6 Н·м, при этом поворачивают ступицу несколько раз для установки подшипников на свои места. Затем ослабляют гайку и снова затягивают, но с моментом 6,8 Н·м, после чего стопорят её в этом положении.

Затяжка гайкиЗатяжка гайки

Ступичную гайку затягивают динамометрическим ключом

Замена подшипника полуоси

Полуось — неотъемлемая часть заднего моста ВАЗ 2107. Сама полуось практически не ломается, но подшипник, посредством которого она крепится к чулку моста, иногда выходит из строя. Его назначение — плавно и равномерно вращать полуось во время движения автомобиля. Признаки неисправности подшипника такие же, как и у ступичных элементов. При возникновении неполадок необходимо демонтировать полуось и заменить неисправную деталь.

Снятие подшипника

Перед началом работ нужно подготовить следующий перечень инструментов:

  • комплект торцевых ключей с воротком;
  • молоток;
  • плоскую отвёртку;
  • зубило;
  • болгарку;
  • новый подшипник полуоси со стопорным кольцом.

Для замены выполняют следующие шаги:

  1. Вывешивают заднее колесо при помощи домкрата, после чего снимают его, не забывая установить упоры под передние колёса.
  2. Демонтируют тормозной барабан.Демонтаж барабанаДемонтаж барабана

    Чтобы добраться до полуоси, потребуется снять тормозной барабан

  3. С применением плоскогубцев и отвёртки демонтируют тормозные колодки.
  4. Торцевым ключом на 17 откручивают крепление полуоси.Крепёж полуосиКрепёж полуоси

    Болты крепления полуоси откручивают торцевым ключом на 17

  5. Вынимают полуось из чулка заднего моста.Демонтаж полуосиДемонтаж полуоси

    Полуось извлекают из чулка заднего моста, потянув её на себя

  6. Демонтируют изношенный подшипник путём наставки подходящего по размеру ключа и нанесения по инструменту ударов молотком. Довольно часто для снятия подшипника приходится разрезать обойму болгаркой, поскольку деталь довольно прочно сидит на полуоси.Разрезание подшипникаРазрезание подшипника

    Часто подшипник не удаётся снять, поэтому его срезают болгаркой

Для демонтажа барабана нужно аккуратно наносить удары по его внутренней части через деревянный брусок.

Установка новой детали

После снятия подшипника можно тут же приступать к обратной сборке:

  1. Очищают полуось от загрязнений и протирают ветошью.
  2. Напрессовывают новый подшипник на полуось, после чего насаживают стопорное кольцо. Для монтажа последнего его желательно разогреть при помощи паяльной лампы, что обеспечит более лёгкую посадку и надёжное удержание после остывания.Нагрев кольцаНагрев кольца

    Чтобы кольцо было проще насадить на полуось, его нагревают газовой горелкой или паяльной лампой

  3. Удаляют старый сальник полуоси из чулка заднего моста при помощи отвёртки или пассатижей.Снятие сальника полуосиСнятие сальника полуоси

    Старый сальник извлекают пассатижами или отвёрткой

  4. Забивают новый уплотнитель через подходящую по размерам наставку.Установка сальникаУстановка сальника

    Новую манжету устанавливают при помощи наставки

  5. Монтируют полуось на место. Гайку крепления пластины подшипника полуоси затягивают с моментом 41,6–51,4 Н·м.
Видео: замена подшипника полуоси на «классике»

Замена ступичного подшипника на ВАЗовской «семёрке» не является сложной процедурой. Для её проведения потребуется подготовить необходимый инструмент и материалы, а также ознакомиться с пошаговой инструкцией. При выборе качественного изделия и правильном проведении ремонтных работ подшипник будет работать длительное время без каких-либо проблем.

Устройство подшипника ступицы переднего колеса и 3 способа его замены

Для того, чтобы езда на автомобиле была надежная и безопасная — необходимо следить за техническим состоянием ключевых узлов. Одним из таких узлов является ступица. При износе ступичного подшипника автомобиль становится менее управляемым и неустойчивым на дороге. Поэтому стоит вовремя уметь понять, что подшипник требует ремонта.

Устройство подшипника ступицы переднего колеса и 3 способа его замены

Содержание статьи

Функции подшипника ступицы переднего колеса

Устройство подшипника ступицы переднего колеса и 3 способа его замены

Каждое из колес на автомобиле имеет свою ступицу. Основной функцией является обеспечение вращения колеса вокруг своей оси, а также крепления его к осям. Кроме того, при переднем приводе ступица выполняет еще и функции трансмиссии. То есть передает крутящий момент на колеса. Так же к ступице крепится тормозной барабан. В новых современных иномарках в ступицу вмонтировано большое количество датчиков, которые контролируют качество езды и системы торможения.

Исходя из года выпуска, марки и модели машины ступичные подшипники могут быть:

  • шариковые радиальные;
  • роликовые радиальные;
  • роликовые радиально-упорные.

Сама ступица изготавливается из чугуна или различных марок стали — это делает ее прочной и выносливой. Как правило ремонты этого узла заключаются только в замене подшипников и замене смазки. Подшипник снимается и ставится с помощью съёмного ключа. Некоторые автолюбители сбивают его молотком, но это делать крайне нежелательно, ведь можно повредить посадочное гнездо для подшипника.

Устройство подшипника

Устройство подшипника ступицы переднего колеса и 3 способа его замены

Подшипник передней ступицы имеет три составляющие части: де обоймы (внешнюю и внутреннюю) и ролики в кассете. С боков эта конструкция закрывается сальниками. Сам подшипник напрессовывается и затягивается гайкой. Степень затягивания гайки регулирует степень зажатия подшипника. Бывает, при небольших стуках в ступице достаточно просто подтянуть гайку. Подшипник должен всегда находиться в смазанном состоянии для увеличения срока службы.

Причины износа

Причин износа ступичного подшипника может быть несколько.

  1. Отсутствие смазочных материалов в подшипнике.
  2. Перегруз автомобиля, а как следствие и перегруз ступичного узла.
  3. Агрессивная манера вождения, а именно езда по песку или пыли под самое дно автомобиля. Это может повлечь за собой попадание влаги, грязи и песка, а после этого уже и деформирование подшипника.
  4. Перегруз узла при заносах и дрифтовании. При заносах, резких поворотах идет перегруз узла, и это со временем приводит к износу деталей.

Конечно это не значит, что любой перегруз сразу повлечет последствия. Нет, это все постепенно, при эксплуатации и на протяжении времени.

В большинстве случаев ролики в подшипнике разрушаются не от качества езды и дорог, а от дефектов с завода — изготовителя или просто от эксплуатации. Ступичные подшипники, специально разработанные для увеличенной нагрузки, и имеют большой запас прочности.

Признаки износа

Устройство подшипника ступицы переднего колеса и 3 способа его замены

На начальных этапах неисправность определить практически невозможно без специального оборудования. Это становится понятно только при наличии гула от колеса. Именно это и есть первый признак износа подшипника. Гул очень похожий на шум от самолета. Такой же гул может быть при сильной затяжке ступичной гайки или ее слабой затяжке. Шум обычно на разной скорости разный. Так же признаком неисправности ступичного подшипника может быть люфт на колесе.

Самый простой способ определить неисправность в ступице — это постукивание ногой по колесам. Если при постукивании есть определённый люфт или звук, то это может быть первым признаком еще задолго до гула.

Если ступица начала уже гудеть, стучать или потрескивать при езде, то нужно провести более детальный осмотр узла и его последующий ремонт. Езда по дорогам может быть опасна и для Вас, и для окружающих.

Замена ступичного переднего подшипника

Устройство подшипника ступицы переднего колеса и 3 способа его замены

Разберем поэтапно, как именно проводится замена:

  1. Включаем на автомобиле ручной тормоз, ставим на передачу. Задние колеса блокируем упорами, для предотвращения качения автомобиля.
  2. Затем, не поднимая на домкрат, «срываем» ступичную гайку. Она обычно затянута очень хорошо. Для того чтобы машина не катилась, напарник в этот момент должен нажимать на тормоз.
  3. Поднимаем колесо на домкрате и снимаем колесо, затем отвинчиваем суппорт. Следующим шагом будет снятие тормозного диска со ступицы. Дальнейшие действия можно сделать тремя методами:
  4. Первый — подшипник посредством съемника снимаем прямо на месте, без снятия с автомобиля поворотного кулака. Этот метод может подойти не всем, ведь для этого нужна ремонтная яма или подъёмный механизм. Так как места там не особо много и развернуться не получится. Однако плюсом является то, что при такой замене подшипника не сбивается настройка развала, так как болт регулировки при таком способе не трогается. Если в этом положении удобно работать, то вытаскиваем или выбиваем ступицу и снимаем подшипник.
  5. Второй вариант заключается в свинчивании всего механихма кулака и уже в снятом виде с использованием тисков и съемного ключа производится замена подшипника. Однако при таком варианте сбивается настройка развала. Но все же этот способ самый распространенный среди автомобилистов. Перед снятием нужно выставить две метки: одну — болт стойка, а вторую — поворотный кулак стойка. Когда происходит сборка, зачастую точности достичь не получается, однако метки дают возможность собрать практически так же как и было. Стоит отметить, что если Вы производите комплексный ремонт ходовой, а именно замену шаровых опор, наконечников и сайлентблоков — тогда это способ тоже будет наиболее подходящий и удобный.
  6. Третий — заключается в снятии стойки целиком, а потом уже с применением тисков и съёмного ключа производится замена подшипника. Это наиболее трудоемкий способ, однако не у всех получается применить первые два способа по разным причинам.
  7. Следующим шагом, выбиваем аккуратно ступицу с подшипника. Затем снимаем стопорное кольцо. Далее с помощью съёмника выпрессовываем подшипник.
  8. Гнездо под подшипник стоит очистить от старой смазки и мусора, затем смазать и запрессовать в поворотный кулак новый подшипник.
  9. Устанавливаем на место стопорное кольцо. Ступицу посредством наставки забиваем в поворотный кулак (прилагаемое усилие при забитее должно идти на внутреннюю сторону подшипника и никак иначе).

А далее в обратном порядке собираем все механизмы, которые были разобраны.

Автослесари рекомендуют менять смазку в ступице каждые 20 — 30 тыс. км, даже без наличия гула, постукивания и люфта. Это может сэкономить средства на более дорогостоящие ремонты.

Какую смазку применять для смазки подшипника?

Материалов для смазки на прилавках существует большое количество: есть специализированные и многофункциональные. Самая распространенная смазка для ступичных подшипников — смазка «Литол». Так же при замене смазки в подшипнике обратите внимание на состояние старой смазки. Если она засохла или взялась комками — не используйте ее больше в этом узле.

Заключение

При правильной, качественной сборке и надлежащем качестве деталей замену подшипников ступицы нужно делать не часто. Подшипник изготавливается с большим запасом прочности. Так же, если следить за наличием и состоянием смазки в подшипниках, то замена будет крайне редкая. Ведь порой легче не допустить поломки, нежели ее ремонтировать.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о