Содержание

История создания и развития марки Mazda. Узнайте, как был создан и развивался автомобильный бренд Мазда, и чем Мазда известен в наше время.

Mazda Motor Corporation

Штаб-квартира находится в городе Хиросима, префектура Хиросима, Япония.

В 1920 году Дзудзиро Мацуда создает компанию под названием Toyo Cork Kogyo, которая занималась производством изделий из пробки. Но вскоре Мацуда запускает производство автомобилей, и в 1931 году появляется название Mazda. Оно созвучно с Мацуда, а происходит от имени бога мудрости, ума и гармонии Ахура Мазда.

Сразу после атомной бомбардировки в 1945 году Mazda активно участвует в восстановлении Хиросимы — завод Mazda практически не был поврежден взрывом и использовался в качестве координационного центра по управлению процессами восстановления и оказания помощи гражданам. После восстановления разрушенного города фирма продолжает активно работать над новыми автомобилями.

По окончании Второй мировой войны компания Mazda снова берется за производство и в конце 50-х годов приобретает технологию производства роторных двигателей. Несмотря на то, что многие известные автопроизводители по всему миру экспериментировали с применением двигателя Ванкеля в качестве силовой установки для своей продукции, Mazda осталась единственным производителем, который и по сей день использует эту альтернативу обычному поршневому двигателю. Роторный двигатель, идеальный для спортивных автомобилей благодаря высокой частоте вращения вала и компактным размерам, использовался в нескольких удивительных автомобилях Mazda, например Cosmo 110S, RX-7 и RX-8.

В 1969 году Mazda вступила в сотрудничество с Ford в сфере разработки автоматических трансмиссий, построила сборочный завод в Новой Зеландии. В этом же году начинается экспорт автомобилей в США. В 1970 году Mazda выпускает с конвейера 100-тысячный автомобиль, оснащенный роторным двигателем.

Роторный двигатель также использовался в гоночных автомобилях серии 787, один из которых в 1991 году выиграл гонку «24 часа Ле-Мана». Это был первый и единственный в своем роде рекорд: до сих пор Mazda является единственной командой-победителем из Японии, автомобиль которой стал первым без использования поршневого двигателя.

На сегодняшний день «Мазда» продолжает сотрудничество с Ford, успешно развивается и конкурирует с другими японскими производителями. Mazda имеет свои отделения и заводы в 21 стране мира. Продукция продается в 120 странах мира.

В России официальные дилеры продают следующие автомобили марки: Mazda3 хэтчбек и седан, седан Mazda6, кроссоверы Mazda CX-5 и Mazda CX-9.

Сайт компании: http://www.mazda.ru

История Mazda. Под присмотром бога

В нынешнем году исполнилось 85 лет с того дня, как первый грузовой мотоцикл Mazda покинул ворота завода в Хиросиме, и это хороший повод вспомнить, как все для этой марки начиналось

Строго говоря, история фирмы восходит к самому началу 20-х годов, когда сын простого рыбака Дзудзиро Мацуда основал в Хиросиме компанию под названием Toyo Cork Kogyo, занимавшуюся производством пробки. Дела шли в гору, и это позволило создателю фирмы развернуть производство машиностроительного оборудования, а затем и провести своеобразный эксперимент – выпустить несколько партий мотоциклов, которые для Японии того времени были настоящей экзотикой.

Увы, эксперимент получился неудачным – спрос на мотоциклы оказался слабый. Зато на грузовую технику он рос из года в год: страна развивала промышленность, моторизовала армию. Все эти перемены стали возможны благодаря финансовой поддержке старой японской дзайбацу «Сумимото», в орбиту которой попало предприятие.

Путь к совершенству

В 1931 году компания была переименована в Mazda. Почему? Сами японцы объясняют так: во-первых, это слово было созвучно фамилии ее основателя г-на Мацуда, во-вторых, это еще и имя древнего азиатского бога Ахура Мазда – творца всего сущего.

Первенцем новой марки стал трицикл с грузовой платформой Mazda Go. Он продавался не только на внутреннем рынке, но также поставлялся в императорскую армию и даже шел на экспорт в Индию и Китай.

Первый же легковой автомобиль Mazda появился на свет в 1940 году и стал копией одной из моделей британской марки Austin. Ничего удивительного в том нет, копирование иностранной техники в те времена было обычной практикой. Выпуск пассажирских машин продолжался до вступления Японии во Вторую мировую войну, в годы которой фирма сосредоточилась на выпуске грузовиков и строительной техники.

Война привела Японию к огромной трагедии: 6 августа 1945 года США сбросили на Хиросиму атомную бомбу. В результате бомбардировки погибло почти 100 тыс. жителей города, однако по счастливой случайности завод Mazda практически не пострадал, и на его территории начал работать координационный центр по оказанию помощи пострадавшим горожанам. Затем корпорация принимала активное участие в восстановлении Хиросимы.

В 1948 году завод Mazda вновь приступил к выпуску трехколесных грузовичков, а год спустя Тэнудзи Мацуда – сын основателя фирмы, стал председателем правления совета директоров компании. И уже в начале 50-х годов в Японии стали продавать экономичный малолитражный автомобиль, прототип которого разработали специалисты Mazda.

В 1960 году появилась первая послевоенная модель Mazda R360, годом позже – пикап Proceed B-series 1500. Объемы выпуска поначалу были относительно скромными, но вскоре компания вышла на более высокий уровень и смогла составить конкуренцию крупнейшим японским автомобильным брендам – Toyota и Nissan.

Отличительной чертой Mazda всегда являлся присущий ей дух новаторства, компания смело бралась за реализацию проектов и технологий, которые были не по плечу другим. Наиболее ярко это продемонстрировала история с роторным двигателем Ванкеля, который позволял сделать автомобиль динамичнее. Японская фирма приобрела данную технологию в конце 50-х, произвела серьезные исследования в этой области и создала целую линейку моделей, оснащенных роторными моторами. В этой связи достаточно вспомнить Cosmo 110S, RX-2 и ставшую легендарной RX-7. Использовали двигатель Ванкеля и при создании гоночных автомобилей серии 787, один из которых в 1991 году завоевал первое место в гонке «24 часа Ле-Мана».

Правда, с финансовой точки зрения проект оказался весьма неоднозначным, поскольку требовал серьезных затрат на доработку агрегата и запуск его в серийное производство. Тем не менее компания справилась с этими проблемами, да так, что руководство Ford Motor Company приняло решение начать переговоры с Mazda об обмене технологиями, которые впоследствии вылились в многолетнее сотрудничество, а в 1970 году американцы объявили о покупке 20% акций японского партнера (впоследствии эта доля даже возросла). Но что интересно, все подписанные между корпорациями соглашения не касались двигателя Ванкеля, он так и остался собственностью Mazda.

Впрочем, затем возник некоторый перерыв, и все решили, что эра роторных моторов подошла к концу. Но в прошлом году выяснилось, что японская компания просто использовала это время для того, чтобы разработать уже новый ротор, отвечающий современным требованиям по экономичности, производительности и воздействию на окружающую среду.

Покоряя Америку

В 1970 году Mazda вышла на американский рынок, причем сразу с восемью моделями, и ее продукция имела ошеломляющий успех. Наиболее интересной с точки зрения американских покупателей считалась роторная RX-2, поставлявшаяся в США с кузовами седан и купе. Спустя полгода американское отделение компании – Mazda Motors of America, штаб-квартира которого располагалась в Комптоне (Калифорния), объявило, что предоставит право на продажу своих авто 80 дилерам при условии, что каждый из них будет обладать капиталом не менее 650 тыс. долларов. Каково же было удивление руководства, когда в течение первой же недели пришло 2300 предложений о сотрудничестве, исходивших как от отдельных бизнесменов, так и от крупных фирм. Все они были уверены, что марку Mazda в Америке ждет блестящее будущее.

И действительно, за ее моделями выстраивались очереди, чего в Соединенных Штатах не видели со времен триумфального шествия фольксвагеновского «Жука». Ждать приходилось по два-три месяца, а то и больше. Особенно нетерпеливые поклонники бренда переплачивали по две с лишним тысячи долларов только за то, чтобы получить предмет своей мечты немедленно.

В 1971 году объем продаж Mazda в США составил 20 тыс. штук, в следующем – 63 тыс., а еще год спустя достиг 119 тыс. единиц. Марка вышла на шестое место среди компаний, импортировавших свою продукцию в США, оставив позади такие знаменитые бренды, как Volvo, Fiat и Audi. Из японских производителей вперед прорвались только Toyota и Nissan. Причем три четверти продаваемых моделей Mazda оснащались роторными двигателями. Это был триумф!

Однако и оборвалось все почти в одночасье. Причиной стал энергетический кризис середины 70-х. Американцы перестали покупать авто, потреблявшие много топлива, а роторные Mazda были именно такими: RX-2, например, расходовал до 15 л горючего на 100 км. До кризиса в США это считалось нормальным, но в трудное время стало расточительством. Продажи упали вдвое, финансовое положение корпорации становилось угрожающим.

Упорство и труд

Ситуация была настолько серьезной, что в деловых кругах пошли слухи о банкротстве и ликвидации компании. Несмотря на сложные условия, руководство фирмы нашло необходимые финансовые ресурсы, и марка осталась на плаву. Правда, от массового производства роторных двигателей пришлось отказаться и сосредоточиться на машинах, оснащавшихся обычными ДВС. Благодаря упорному труду сотрудников компания сумела наладить выпуск автомобилей, за которые покупатель снова с удовольствием голосовал своим кошельком. С годами корпорации Mazda удалось восстановить положение на рынке США и расширить свое влияние на другие мировые рынки.

В ХХI веке компания успешно удерживает позиции, завоеванные в прошлом столетии. Так, в 2010 году объем производства на ее предприятиях превысил 1,3 млн автомобилей. Сегодня Mazda имеет два завода в Японии (расположенных в городах Хиросима и Хофу) и несколько предприятий за ее пределами (в том числе в России). Ее официальные дилеры работают в 148 странах. Хотя экономический кризис в нашей стране вносит свои поправки в статистику. Так, в 2015 году общий объем продаж компании на территории РФ составил 25 978 автомобилей, что на 48,8% меньше, чем было годом ранее. Тем не менее корпорация с надеждой смотрит в будущее и прекращать сотрудничество не собирается. Более того, недавно она объявила, что во Владивостоке будет введен в строй ее завод по производству современных двигателей. Что ж, чем-чем, а кризисами Mazda точно не удивить!

Автор
Константин Шляхтинский
Издание
Автопанорама №1 2017
Фото
из архива автора

История создания Mazda

27.11.2013

Огнем всей жизни стало для Дзудзиро Мацуда (Jujiro Matsuda) производство автомобилей Мазда (Mazda). То, к чему он всегда стремился, наконец осуществилось и принесло признание. А ведь так много было неудач, так много препятствий и обстоятельств, что Мацуда уже сомневался в успехе. Возможно, если бы не его идеи и изобретательность, подкрепленные традиционно японским упорством, то все могло закончится уже после закрытия его первой кузнечной мастерской в 1895 году.

Будущий основатель Mazda рос в трудное для Японии время. С одной стороны еще были очень сильны древние традиции и устои, с другой – не так давно в 1854 году Япония была насильственно открыта миру американцами, из-за чего возникала угроза стать очередной колониальной территорией США или одной из стран Европы. С третьей стороны страной в качестве божества управлял император. Все это порождало нестабильность, и не внушало уверенности многодетной семье рыбака из префектуры Хиросима, в которой и родился Дзудзиро Мацуда в 1875 году.

Сын рыбака увлекался кузнечным делом, и мечтал привнести в него, что то новое. Два раза Мацуда открывал свои кузнечные мастерские и оба раза вынужден был закрыть их из-за убытков. К 45 годам он так и не смог прочно закрепится, поэтому покупая с группой инвесторов в 1920 году обанкротившееся предприятие Abemaki по производству строительно-отделочных материалов из пробки (пробкового дерева) Дзудзиро Мацуда не смел даже представить, чем ему обернется сие приобретение. Но видимо его терпение и талант переубедили матушку Удачу, и она подала ему свою руку.

Если в обычной жизни «пробка» тормозит автомобили, и приносит сплошные неудобства в виде опозданий на работу, то в случае Мазды она сыграла роль пробки, вылетающей из праздничного шампанского. Именно пробка дала возможность создать первоначальный капитал, который сделал мечту Мацуда реальностью.

Через некоторое время, Дзудзиро Мацуда полностью выкупил компанию, и став ее главой переименовал в Toyo Cork Kogyo Co., Ltd. Затем компания открыла техническое направление, и ее название было сокращено до Toyo Kogyo Co., Ltd. В пробке больше не нуждались, шампанское пора было разливать.

Уже в 1931 году с завода в Хиросиме, который раньше представлял из себя ферму по производству соли, в серийное производство были выпущены первые шестьдесят шесть трехколесных грузовичков Mazda-Go с объемом двигателя 500 куб. см и мощностью 13 л.с. Они были очень похожи на трехколесные мотоциклы. Интересно, что на их топливном баке красовался логотип Mitsubishi. Это объяснялось тем, что до 1936 года продукция Мазда продавалась через торговую сеть Mitsubishi Corporation, которая на то время была монополистом в различных отраслях.

Грузовички Mazda-Go сразу же стали популярны среди населения из-за невысокой стоимости и удобства в перевозке небольших грузов. Ведь до их выпуска японцы в основном перевозили свои поклажи с помощью рикш, велосипедов и повозок, запряженных волами или лошадьми.

В доказательство выносливости этих малышей был организован караван из четырех грузовичков Mazda- Go Type-KC36 и одного Mazda- Go Type-DC. Они успешно преодолели путь в 2700 км из Хиросимы в Токио за 25 дней и ввели моду на подобные рекламные мероприятия. Mazda-Go были настолько востребованы, что за 25 лет производства их было выпущено порядка 200 тысяч штук.

Дело Мацуды развивалось и приносило все больший доход. Наконец-то все его жизненные неудачи, как сухие листья вспыхнули огнем – огнем Mazda. В название Mazda Дзудзиро Мацуда вложил не только свой изрядный жизненный опыт, но и веру: веру в себя (его Фамилия схожа со словом «Мазда») и веру в Ахура Мазда — зороастрийского верховного бога мудрости, который считался повелителем как материального, так и духовного древнего мира, приносящим равновесие и целостность в души людей.

Но никакое божество не смогло уберечь Хиросиму от атомной бомбы 06 августа 1945 года. Часть завода Mazda была серьезно разрушена, но к 1949 году все-таки удалось снова наладить производство трехколесных грузовиков Mazda-Go модификации GB с новым двигателем мощностью 15 л.с. Следующая, пассажирская модификации Mazda-Go PB, широко использовалась в качестве такси в Хиросиме. А после нее был выпущен мотогрузовик грузоподъёмностью 2 тонны, с грузовой платформой длиной аж 5 метров. Все новые и новые версии трехколесных грузовиков продолжали успешно выпускаться и продаваться, в то время как их хозяина все дальше и дальше уводили годы… В 1952 году Дзудзиро Мацуда скончался, но Mazda, ставшая делом его жизни, продолжала жить и развиваться.

Басё
О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему —
В этом высший подвиг цветка!

После Дзудзиро Мацуда, руководство компанией принял его сын Тенудзи Мацуда (Tsuneji Matsuda). В 50-х – 60-х годах 20 века в Японии начался настоящий бум производства легковых автомобилей, что объяснялось общим подъемом страны после войны. Все силы государства были направлены на то, что бы преодолеть послевоенный разгром. Основной акцент был сделан на экспорт. И война США и Кореи в 1950-53 гг. пришлась как нельзя «кстати». Японская экономика выполняла все военные заказы для США, а также поставляла огромное количество товаров для личного состава американских войск. Уже за несколько лет Япония смогла покрыть торговый дефицит и получить средства для расширения импорта сырья, которого не хватало для развития производства, в том числе и автомобильного.

На гребне волны экономического подъема Mazda в 1960 году выпустила в серийное производство первый легковой автомобиль Mazda R360 купе (попытки выпускать легковые машины были и ранее, но мешала вторая мировая война, во время которой компания была ориентирована на выпуск военных товаров, в основном винтовок).

Mazda R360 представляла собой двухдверный автомобиль с двигателем объемом всего 356 см. куб и мощностью 16 л.с. Расход топлива составлял 1 литр на 32 км. Только в декабре 1960 года было продано 4090 штук Mazda R360. Машина была очень легкая и не дорогая, что соответствовало философии Генри Форда, который всегда стремился облегчить автомобиль, и сделать его доступным как можно большему числу покупателей. К слову сказать, одним из слоганов Японии в то время была фраза «техника Запада, мораль Востока». Японская промышленность широко применяла западный опыт, при этом стараясь добиться синергии между техническими достижениями индустриального мира и таинством традиций Востока.

Несмотря на то, что Mazda активно экспортировала свои автомобили в Китай и Индию, на мировой рынок, где господствовали автомобильные гиганты США и Европы, она пока не вышла. Для преодоления жесткой конкуренции на внешнем рынке, Mazda должна была производить автомобили по самым высоким мировым стандартам, конкурентные по всем параметрам и характеристикам – цене, качеству, сервисному обслуживанию, экологичности и т.д. Но даже при выполнении всех условий, становясь вровень с другими, необходима была яркая, особенная отличительная черта. Президент Mazda Тенудзи Мацуда прекрасно понимал это, и постоянно был в поиске того, что заставит говорить о Мазде весь мир. И нашел – нашел NSU и Феликса Ванкеля.

Годом ранее, в 1959 году, немецкая компания NSU Motorenwerke (один из старейших производителей мотоциклов и автомобилей, на сегодня часть Audi AG) официально объявила о завершении разработки роторного двигателя Феликса Ванкеля. Около 100 компаний по всему миру сразу заинтересовались новой разработкой.

Тенудзи Мацуда был так же страстен к новым идеям и изобретениям, как и его отец, поэтому он быстрее других оценил потенциал роторного двигателя и лично начал переговоры с NSU. В 1961 году между Mazda и NSU был подписан контракт при поддержке японского правительства. Mazda организовала отдельное подразделение в своей компании для исследования роторных двигателей, которое занимается ими и сейчас.

Но вначале роторные двигатели имели серьезный недостаток — недолговечность. Первые прототипы таких моторов на испытаниях выдерживали всего пару часов! Следующие – вырабатывали механический ресурс за сто часов работы, но для автомобиля это было вопиюще мало. Mazda провела ряд собственных исследований и выяснила, что при вращении треугольного ротора, заглушки на его вершинах вибрировали, при этом на внутренней поверхности рабочей камеры появлялись поперечные борозды, что приводило к неравномерному износу и недолговечности. На сегодня для решения этой проблемы применяются износостойкие покрытия, в том числе и керамические.

Выпускать на рынок автомобили с роторным двигателем без устранения недостатков было чревато, поэтому Mazda, продолжая исследования по укрощению ротора, не забывала и об обычных покупателях. Так, в 1961 году был выпущен компактный пикап В 1500.

В 1962 году начата сборка автомобилей в Южной Корее. Появляется 4-х цилиндровая Mаzda Carol 360 мощностью 18 лошадиных сил и Mazda Carol 360 Coupe.

В этом же году вышел в продажу первый автомобиль Мазда, рассчитанный на четырех пассажиров — Mаzda Carol 600, мощностью уже 28 лошадиных сил. Поскольку гений Генри Форда уже вовсю владел умами мира, то неудивительно, что Mаzda Carol 600 была очень схожа с Ford Anglia.

1963 год закрепил за Mazda статус надежной компании, выпустившей с момента своего основания ни много ни мало один миллион авто. Миллионным автомобилем стала полюбившееся всем Mаzda Carol 600 цвета золотой металлик. Производство Мазда все более расползалось по миру, и сборка происходила уже и в Южной Африке.

Конечно, многие автомобильные компании метили на производство дорогостоящих, элитных авто, вкладывая в их разработку колоссальные ресурсы, но время диктовало свои условия: сначала массовый рынок, а потом все остальное. Этот простой рецепт давал стабильный доход, часть от которого уже можно было направить на воплощение фантастических идей. Поэтому Mаzda продолжала выпускать востребованные, довольно мощные грузовики Mazda Е2000 и Е2500, а также запустила серию легковушек Familia — Mazda Familia 800 Van, Mazda Familia 800 Sedan. Они были оснащены двигателем объемом 782 см куб., мощностью 42 лошадиных силы и могли развивать скорость до 110 км/час.

В январе 1965 года был подписан контракт о сотрудничестве с английской компанией Perkins Services N.V. в направлении дизельных двигателей. Выпущен первый автобус с 2-х литровым двигателем, рассчитанный на 25 мест.

Запущены Mazda Proceed и Mazda Familia 1000 Coupe, развивавшие скорости до 120 и 145 км/час соответственно. Специально для более требовательных покупателей разработали Mazda Luce с объемом 1492 см. куб. и мощностью 78 лошадиных сил, обеспечивающим скорость уже 150 км/час.

Наращивались производственные мощности, автомобили делались все быстрее и качественнее. Это позволило в 1967 году, наконец то, организовать полномасштабный экспорт в Европу, и выпустить в свет автомобиль, который привлек к себе восхищенные взгляды всего мира.

Итак, в мае 1967 года в серийное производство была представлена Mazda Cosmo Sports (110S) с роторным двигателем. Машина-комета имела в своем арсенале роторный двигатель с двумя камерами по 491 см. куб, мощностью 110 лошадиных сил и развивала максимальную скорость 185 км/час. Уже через год ее мощность была увеличена до 128 лошадиных сил, и был преодолен скоростной рубеж в 200 км/час.

Так состоялось начало новой эры. Роторными двигателями начали оснащаться как спортивные купе, так и обычные гражданские автомобили. В 1969 году Mazda заключила соглашение с Форд и Ниссан о создании Японской компании по разработке автоматической трансмиссии (JATCO). Мазда вышла на рынок Канады, а затем, в 1970 году, и на рынок США. Уже в то время США выдвигали жесткие требования по экологическому контролю для импортируемых авто, который Mazda без труда смогла пройти. К этому времени она уже произвела сто тысяч автомобилей с роторным двигателем.

Mazda, как и все другие автопроизводители старалась выгодно представить свои автомобили на спортивных и гоночных аренах мира. Автомобильные инновации развивались, и лучшим доказательством их успешности было участие во всемирно известных гонках. Так две Mazda Cosmo Sports (110S) участвовали в 84-часовом Marathone de la Route на немецком автодроме Нюрбургринг. И пускай до финиша добралась только одна машина, заняв четвертое место, все же это было хорошим показателем.

Успех вел Мазду вперед. В 1972 году производство преодолело рубеж в пять миллионов автомобилей. Еще больше расширялась география сборки автомобилей: Япония, Южная Корея, Южная Африка, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Таиланд. Представительства по продаже открывались по всему миру. И все бы ни чего, но нефтяной кризис 1974 года вынудил руководство компании отказаться от роторных двигателей в гражданских автомобилях и ставить их только на спортивные версии, из-за слишком высокого потребления топлива и масла, цены на которые так возросли. Но это не испугало истинных ценителей мощи и скорости, которые в 1978 году выпустили Мазду Savanna RX7, с роторным мотором в 105 лошадиных сил, развивающей скорость до 200 км/ час. Знаменитый раллийный гонщик Род Миллен два года подряд становился чемпионом США по ралли именно на Мазде Savanna RX7. А в 1986 году новая генерация Mazda Savanna RX7 установлиа национальный рекорд скорости в Бонневиле — 383,724 км/час в классе SCTA’s C/Grand Touring. Ротор был непобедим. Эта модель стала участником и победителем многих гонок США. Со временем модификация Mazda RX-7/Efini была признана самым мощным серийным автомобилем с роторным двигателем. Тут же необходимо отметить, что Mazda оказалась чуть ли не единственным производителем, который все-таки сохранил роторные двигатели в своей гамме моторов, в то время как остальные производители от него полностью отказались. Опыты с ротором ставили и в СССР на «ВАЗе», но дальше пилотной партии «копеек» и «восьмерок» и очень мелкосерийного производства дело так и не пошло.

В 1979 году компания Форда выкупает 25% акций Toyo Kogyo и Mazda переходит на новый виток развития. Модельный ряд расширяется, Европа и Америка уже полностью покорены душой Востока. В родной Японии марка бьет все рекорды народной любви. Так в 1980 году Mazda Familia стала автомобилем года, а в 1982 году в этой номинации ее сменила Mazda Capella. С тех пор успех Mazda шел в тесном сотрудничестве с FORD.

В 1984 году компанию переименовали в Mazda Motor Corporation, а 1989 год подарил нам легендарную Mazda MX-5. Есть версия, что ее дизайн и конструкция были выдуманы инженерами компании ради развлечения после работы. Но тем не менее это стал самый продаваемый родстер в мире, и практически по самой доступной цене. Продажи Mazda MX-5 были настолько головокружительны, что она несколько раз попадала в книгу рекордов Гиннеса как самый продаваемый спортивный автомобиль (531890 штук в 2005 году, заьем 700 000, 800 000 и 900 000 автомобилей в 2011). На сегодня Mazda MX-5 это автомобиль с самой продолжительной историей в модельном ряду Mazda, который стремится к миллионному показателю продаж и можно не сомневаться — он его достигнет.

1990 год был юбилейным во всех отношениях. Mazda Motor Corporation за всю свою историю произвела 25 миллионов автомобилей, из них 1 миллион пришелся на модель RX-7.

1991 год принес славу в автомобильных гонках. Mazda 787B выиграла 24-часовую гонку Le Mans. Мало того, что это была первая победа автомобиля японского производства, так и еще единственная победа автомобиля с роторным двигателем! 4 его камеры, каждая объемом 654 см. куб. и общим объемом 2622 см. куб. при 9000 оборотов обеспечивали мощность 700 лошадиных сил, а на предельных оборотах (11000), выходило все 900 л.с! При проведении же самой гонки FIA посчитали объем двигателя как 4708 см. куб, поскольку на один оборот роторного двигателя, приходилось два его рабочих цикла. Средняя скорость на треке составила 205,1 км/час. В тот год Мазда на Le Mans обошла таких фаворитов как Мерседес, Ягуар, Пежо.

В девяностые годы в мире все больше внимания уделялось созданию и развитию экологического производства. Мазда, как крупнейший автомобильный производитель не только не оставалась в стороне, но и задавала тон в автомобильном мире Японии. Так, она выпустила «Глобальную экологическую хартию Mazda» и провела ряд исследований, в результате которых был разработан нейтрализующий катализатор, который восстанавливает масло из всех типов пластика, а также первый в мире пластиковый композит многократной переработки. Проведены тестирования водородных автомобилей. Mazda первой из японских автокомпаний получила экологический сертификат ISO 9002. При этом в тесном сплетении с безопасным и экологичным производством, шло развитие и самой технологии производства. Введена система Mazda Digital Innovation (MDI), которая позволила обновить и усовершенствовать все этапы производства автомобиля, и обеспечить контроль качества на каждом шаге от планирования до сборки новой машины.

Обновляя технологию производства, Мазда в свою очередь преобразила и философию создания своих автомобилей. Так в 1991 году выходит роскошный седан бизнес класса Sentia (929). Фактически он заменил собой Mazda Luce. Mazda Sentia выпускалась с двумя типами инжекторных двигателей 2,5 и 3 литра. Хороший крутящий момент обеспечивал подхват даже на низких оборотах. При объеме 3 литра можно было развить скорость 220 км/час. Также на этой модели устанавливали систему 4WS (четыре управляемых колеса) для повышения устойчивости автомобиля на дорогах и сокращения радиуса разворота. Mazda Sentia производилась вплоть до 2000 года.

Вслед за ним свет увидели братья Mazda Presso и Mazda MX-3 — компактные купе с кузовом напоминающим пулю и спортивным нравом.

Дебютировал седан среднего класса Mazda Cronos с 6-ти цилиндровым мотором, объемом 2 или 1,8 литра. Двигатель был настолько хорош, что его даже сравнивали с европейскими двигателями Alfa Romeo. Также была представлена и полноприводная версия с 4-х цилиндровым мотором DOHC. Mazda Cronos выпускалась до 1995 года.

На 29-м автосалоне в Токио представлен концепт HR-X с роторным двигателем и дверьми — крыльями, как у чайки.

1992 год привносит новую модель Mazda MX-6, двухдверное спортивное купе, ориентированное на молодежь США. Mazda MX-6 выпускалась только в переднеприводном варианте с 4-х цилиндровым двигателем, объемом 2 литра или 6-ти цилиндровым с объемом 2,5 литра. Купе выпускалось до 1995 года.

В этом же году в продажи поступает Mazda Eunos 500 (у нас известная, как Xedos 6). Она была ориентирована на рынок среднеразмерных седанов бизнес класса и выпускалась с двумя типами инжекторных двигателей, объемами 1.8 и 2 литра. Эта была первая машина Mazda, спроектированная согласно принципам «био-дизайна»: когда дизайнеры перенимают линии и формы у самой природы. Именно дизайнер Eunos 500 Ивао Коидзуми впоследствии работал над созданием популярнейшей Mazda 6. Производилась Mazda Eunos 500 до 1995 года.

Седан Mazda Efini MS-8 еще один седан бизнес класса. В его основу положена конструкция Mazda Cronos. Интересно, что в данной модели ручка переключения передач была расположена непосредственно на рулевой колонке. На автомобиль устанавливался V-образный двигатель, объемом 2,5 литра, мощностью 200 лошадей, способный обеспечить скорость 225 км/час. Mazda Efini MS-8 выпускалась вплоть до 1998 года.

В 1992 году также была выпущена Mazda Clef, которая, впрочем, производилась только два года, поскольку не смогла завоевать популярность. Это был седан среднего класса, один из родственников Mazda Cronos. Изначально выпускалась только переднеприводная версия с 4-х ступенчатой автоматической трансмиссией в вариантах 2 и 2,5 литровых двигателей. Годом позже вышла полноприводная версия с 2-х литровым двигателем. Но концепция спортивного седана на каждый день не оправдала себя и производство модели было прекращено.

Последним автомобилем линейки 1992 года стало двухдверное купе Mazda AZ-1. Это был малолитражный автомобиль со спортивным уклоном. Двигатель объемом 657 см. куб. оснащался турбинной и интеркулером. Максимальная скорость 160 км/час обеспечивалась всего 64 лошадиными силами. Автомобиль был довольно экономичным и в смешанном цикле на 100 км потреблял всего 4,6 литра топлива. Изюминкой дизайна были двери-крылья летящей чайки. Mazda AZ-1 продержалась в серийном производстве шесть лет.

В 1993 году был выпущен переднеприводный седан среднего класса Mazda Lantis (323F) с двумя типами инжекторных двигателей 1,8 и 2 литра, мощностью 170 лошадиных сил для 2 литрового двигателя. Модель комплектовалась как 5-ступенчатой механической, так и 4-х ступенчатой автоматической коробкой передач.

Mazda Eunos 800 (у нас Xedos9) 1993 года стала продолжением модели Mazda Eunos 500 (Xedos 6) и представляла собой спортивный седан бизнес класса. Это была топовая модель бренда «Eunos». В базовой комплектации присутствовали ABS, климат-контроль, 6 подушек безопасности, аудиосистема и т.д. Ее дизайн и агрессивный вид не устарели и сейчас. Mazda Eunos 800 выпускалась до 2002 года.

Но Mazda занималась не только седанами со спортивным характером. К примеру в рамках рекламного проекта Лондонского Королевского колледжа искусств был разработан концепт лондонского такси, но он так никогда и не был презентован в автосалонах.

Также в 1995 году выпущен полноприводный автомобиль Mazda Proceed Levante. Он был точной копией Suzuki Escudo и оснащался несколькими видами бензиновых двигателей: 4-цилиндровым, объемом 1.6 или 2 литра, и 6-цилиндровым V-образным 2.5 — литровым двигателем. Можно было заказать и 2-х литровый турбодизель, который был разработан непосредственно самой Mazda. Конечно же, вы без труда узнаете в этой модели Suzuki Vitara.

В этом же году Mazda выпустила трехрядный минивен семейного типа Bongo Friendee. Эта модель сразу же стала невероятно популярной. Она оснащалась 2-х литровым, 4-х цилиндровым двигателем SOHC или 2,5 литровым V-образным 6-цилиндровым двигателем DOHC. Но был возможен и дизельный двигатель объемом 2 литра с турбонадувом. Mazda Bongo Friendee была заднеприводной или же полноприводной, в случае с двигателем с турбонадувом, чем выгодно отличалась от своих конкурентов. Она представляла собой пяти-, семи- или восьмиместный автомобиль с двумя дверьми, плюс пассажирской сдвигающейся дверью и дверью багажника. Также была автоматически регулируемая крыша, которая могла открываться и трансформироваться в палатку.

В 1996 году вышел практичный автомобиль для городских поездок Mazda Demio. Он получил награду как новый автомобиль года 96 — 97 в Японии, а также специальную награду «Японская машина года».

Постоянно расширяя автомобильную линейку, Mazda не забывала и про свои топовые модели, периодически проводя их полный рестайлинг, и внедряя иновационные технологии в уже хорошо известные автомобили.

Так в 90-х был произведен полный ребилд Familia (323), Capella (626), Sentia, Carol, Capella/626 и в 1998 году вышел полностью обновленный Mazda Roadster с красовавшейся на нем новой символикой Mazda.

В двухтысячные годы производство Mazda развивается в направлении легковых автомобилей среднего класса по слоганом «Мазда в каждый дом» и в спортивном направлении. Как ни крути, но все люди разные и суть в том, что бы создавать автомобили, в которых каждый владелец мог бы найти именно себя и воплощение своей уникальности. К этому и стремится компания в наше время. Поэтому в модельном ряду присутствуют автомобили абсолютно на любой вкус и характер.

Например, в 2000 году был выпущен пятидверный паркетный внедорожник категории SUV (Sport Utilivity Vehicle) Mazda Tribute. Он был разработан совместно с Ford и быстро затмил аналогичные модели у конкурентов на рынках сбыта. Модель была направлена на совмещение внедорожных качеств джипа и скоростных — легкового автомобиля. Для выбора доступны три комплектации бензиновых двигателей: рядный 2-х или 2,3 литровый, мощностью 124 л.с. и 150 л.с. соответственно, или же V-образный 3-х литровый в 197 лошадиных сил.

В 2001 году на Женевском автосалоне показан полноприводный концепт Mazda MX SPORT TOURER. Это объединение универсала и динамичного купе, оснащенного гибридной силовой установкой. Для динамичной езды можно использовать 2-х литровый бензиновый двигатель с непосредственным впрыском топлива или же электромотор для спокойной и экологичной езды со скоростью до 50 км/час. Mazda MX SPORT TOURER мог преобразится и в пикап, стоило лишь опустить заднее стекло: тут же складывалось заднее сиденье и сдвигалась вперед пластиковая крыша.

В 2002 году в коммерческую эксплуатацию запущен MZR двигатель, который был установлен на новом седане Mazda 6. Замена индекса 626 на 6 была связана с общим обновлением стиля, а также с приданием более спортивного характера этому автомобилю. Кроме агрессивного дизайна, были изменены конструкция и настройки ходовой части. Особенно это коснулось подвесок: в передней использовалась двухрычажная схема, в задней — многорычажная. Mazda 6 была призвана соперничать с Ford Mondeo, Opel Vectra и в какой-то степени даже с BMW 3-й серии.

В следующем месяце после представления грандиозной Mazda 6 была анонсирована миниатюрная Mazda Spiano. Она выпускалась до 2008 года. Это был хечбек, можно сказать копия модели Suzuki Alto Lapin, который оснащался 3-х цилиндровым, 660 кубовым двигателем с 54 лошадиными силами в атмосферной версии и 64 — в турбированной. Была доступна только автоматическая, 4-х ступенчатая коробка передач, а вот привод мог быть или передним или же полным.

2002 год — компания Mazda представила последнюю лимитированную серию модели RX-7 Spirit R. История этого автомобиля с роторным двигателем началась еще в 1978, и после модернизации нескольких поколений этой модели, Mazda RX-7 Spirit R версии 2002 года представляла из себя три мощных модификации. Type A и type B — самые мощные 280 сильные версии с 5-ти ступенчатой механической коробкой передач. А — двухместная версия, В — также с задними сидениями. Type C выпустили с двигателем мощностью 255 л. с. и 4-ступенчатой автоматической коробкой. Кстати, эта модель успела стать и кинозвездой, снявшись в блокбастере «Форсаж». Это была одна из самых легендарных моделей Mazda.

«Zoom-Zoom» — мечты из детства

В этом же году было разработано и новое бренд-направление Mazda, известное всем «Zoom-Zoom» («Вжик — Вжик»). Это философия направлена на то что бы передать весь восторг ощущений, впервые испытанный в детстве при играх с машинками, за рулем современных автомобилей Мазда. С этого момента все автомобили модельного ряда воплощают в себе стиль Zoom-Zoom.

В 2003 году стартует производство Mazda RX-8. Это четырехместное заднеприводное спорт купе созданное на базе концепта Mazda RX-Evolv . Двухсекционный роторный двигатель Mazda RX-8 — единственный двигатель в мире который выходит в серийном производстве. Легкий 1,3-литровый, он выдает 231 лошадиную силу, но есть и модификация на 192 л.с. Распашные двери и отсутствие центральной стойки очень удобны при посадке и высадке пассажиров, а вся электроника, полный набор средств активной и пассивной безопасности, дизайн продуманный до мелочей, создают ощущение идеально созданного автомобиля.

2003 год был плодотворен на концепты. Так на различных автосалонах мира щеголяли новые идеи автомобилестроения в виде Mazda Ibuki, Mazda Kusabi, Mazda MX Sportif, Mazda Washu.

Mazda Ibuki. Предполагалось, что она сможет повторить успех Mazda Roadster/MX-5. Интересно, что в этом концепте в бензиновый двигатель сочетался с небольшим электромотором, который помогает ему при старте и разгоне. При торможении он работает как генератор, подзаряжая аккумулятор, а во время остановок выключает мотор, экономя бензин.

Mazda Kusabi. Четырехместный спортивный концепт с системой подъема крыши над багажным отделением, как две половинки задней двери.

Mazda MX Sportif построен на платформе Ford Focus второго поколения сразу для трех фордовских моделей: Mazda3, Ford Focus и 40-й Volvo.

Mazda Washu это объединение спортивного духа большой семьи. 6 полноценных сидений и при этом 3,5 литровый двигатель V6 мощностью 245 л.с.

Концепты давали возможность продемонстрировать на мировых автосалонах развитие мысли, силы и духа Mazda, которые затем успешно воплощались в автомобилях серийного производства. Так, вслед за запуском Atenza (Mazda6), Demio (Mazda2) и RX-8 выпущена четвертая модель, призванная объединить достоинства предыдущих. Ею стала Mazda Axela (Mazda3). Спортивная и комфортная, но при этом функциональная и вместительная. Доступна с бензиновыми двигателями 1.4 л 80 л.с., 1.6 л 105 л.с. или 2.0 л 150 л.с. В ней воплощена новая архитектура кузова для максимальной защиты пассажиров вместе с адаптированной структурой безопасности MAIDAS, в которой каркас кузова поглощает и рассеивает энергию удара. Подкрепляя имидж драйверского автомобиля, вскоре компания выпускает самую заряженную версию тройки MPS мощностью в 250 л.с.

В 2005 году в продолжение Zoom — zoom выпущена новая Mazda Premacy (Mazda5) — семиместный минивен с передним и автоматически подключаемым полным приводом. В стандартном исполнение автомобиль был рассчитан на 5 мест. С пассажирским отсеком можно было проводить любые манипуляции, двигать, складывать, раскладывать средний ряд раздельных сидений, разложить столик, раскрыть вместительный ящик для мелкой поклажи, плюс ко всему этому имелось 45 ящичков для разной мелочевки. Главное не потеряться, ведь в просторном багажнике есть еще третий ряд сидений! На выбор предлагались два бензиновых MZR двигателя 1,8 литра, 115 л.с. или 2 л, 145 л.с. с 5-ти ступенчатой коробкой или же два турбодизеля MZR-CD объемом 2 литра, 110 л.с., 143 л.с. с 6-ти ступенчатой механикой.

2006 год принес самый крупный автомобиль в модельный ряд Mazda, а и именно Mazda CX-9. Этот кроссовер, ориентированный на американский рынок, отлично сочетает в себе спортивные качества и динамику с проходимостью внедорожника. Кроме этого инженеры Mazda позаботились и об акустическом комфорте: на 22 участках кузова нанесен звукопоглощающий материал, изолирующий салон от дорожных шумов. 3,7 литровый двигатель V6 мощностью 277 л.с, оснащен автоматической 6-ступенчатой трансмиссией ActiveМatic. Несмотря на свои серьезные размеры (салон здесь, кстати, семиместный), Mazda CX-9 отлично держит дорогу и четко реагирует на любые действия водителя.

В этом же году выпущена Mazda CX-7 — «младшая сестра» Mazda CX-9. Она построена на модернизированной полноприводной платформе Mazda 6, и имеет не только агрессивный дизайн, но и превосходный спортивный характер, подкрепленный отличными характеристиками динамики, а также аэродинамическими качествами (сильный наклон лобового стекла в 66 градусов позволил добиться низкого сопротивления воздуху).

Бензиновый двигатель MZR объемом 2.3 литра с прямым впрыском топлива, оснащен турбиной и интеркулером, и мощностью 244 л.с. Можно выбрать механическую коробку передач или же автоматическую, ведь они обе прекрасно обеспечивают плавность хода этого автомобиля.

Сегодня Мазда продолжает создавать и впечатлять, чего только стоит новое поколение Mazda6! Разнообразие всех моделей объединяет единая история, в которой воплотились мечты и мысли людей, которые когда-либо были причастны к созданию мира Мазда, мира который может ощутить каждый, стоить лишь сесть за руль понравившегося автомобиля.

История Mazda

 

 

История автомобильной марки Mazda начинается с Дзудзиро Мацуда, увлекавшегося кузнечным ремеслом.  Мацуда, родился в 1875 году в семье рыбака в префектуре Хиросима.

 

В 1895г. открыл собственную кузницу, но вскоре она закрылась из-за убытков. Но он никогда не оставлял свои мечты – организовать кузнечное дело, вторую попытку он сделал только через 11 лет, и вновь все закончилось неудачей. В 1920 году вместе инвесторами купил разорившуюся фирму Abemaki., которая занималась пробковым деревом. Компания находилась в Хиросиме и при покупке ее переименовали в Toyo Cork Kogyo. Именно с пробки и началась история автомобилей марки Mazda. Капиталы полученные от продажи строительных материалов позволили наконец Дзудзиро Мацуда открыть и техническое направление деятельности компании.

 

В 1927 году из названия фирмы выпало слово «cork» (пробка), и компания стала носить имя Toyo Kogyo., Ltd., что было следствием перехода к промышленному производству. Выпустив в 1920-х годах небольшую тестовую партию мотоциклов, в 1929 году компания перешла к производству станков. . А в 1930 году выпущенные мотоциклы компании начинают даже выигрывать спортивные соревнования.
В 1931 году компания начала производить автомобили в японском стиле — трехколесные грузовички с двигателями объемом в 500 куб.см и скорее они напоминали большие трехколесные мотоциклы. Мацуда начал задумываться над развитием производства легковых автомобилей. А для этого решено было создать торговую марку. В качестве торговой марки для обозначения этих машин было выбрано слово Mazda — имя зороастрийского верховного бога мудрости, которое, к тому же, было очень близким по звучанию к имени основателя компании — Мацуда.

 

На основе мотоциклов разрабатывается первый автомобиль Мазда — небольшой трехколесный грузовичок MazdaGo, который в небольших количествах даже экспортируется в Китай.

 

В 1940 начинается работа по созданию небольшого седана. Однако Вторая Мировая война требует совсем других разработок. На протяжении следующих четырех лет своей истории Мазда работает на военную промышленность, выпуская главным образом винтовки. В результате атомного взрыва в Хиросиме разрушена почти половина основного завода компании, однако уже в 1950 г. производство возобновляется. Начинается выпуск новых Мазда — трехколесных грузовиков Type CT, пожарных машин и обычных грузовиков.

 

В 1952 году умер Дзюдзиро Мацуда; за год до этого президентом компании стал его сын Тенудзи (Tenuji Matsuda). Компания начала выпускать легковые автомобили

После войны когда были сняты ограничения на экспорт японских товаров компания приступила к производству грузовых автомобилей. Первые легковые автомобили появились в 1960 году. Это была модель R360 Coupe первого двухдверного пассажирского автомобиля, оснащенная 2-цилиндровым двигателем объемом 356 куб.см. Она не отличалась особыми изысками, зато была недорогой и удобной.
 


 

Кроме этого, в 1960 году случился ряд событий, сыгравших в дальнейшей истории Mazda большую роль. Компанию посетил представитель немецкой компании NSU доктор Хаас (Dr. Haas), президент Мацуда нанёс в Германию ответный визит, и было заключено предварительное соглашение о сотрудничестве с NSU в области разработки и производства роторных двигателей Ванкеля.

Официальным началом этого сотрудничества считается 1961 год, когда соглашение получило одобрение японского правительства. В этот период Мазда является единственной компанией в мире, разрабатывающей модели с поршневым, дизельным и роторным двигателями. В том же году вышел компактный пикап Mazda Proceed (B-series 1500).

 

В 1962 году Mazda начала выпускать автомобили марки Carol, внешне очень похожие на популярный в то время Ford Anglia. Особенно это сходство было заметно у двухдверного седана Carol-360. Последующий Carol-600 был уже четырехдверным.

В конце 1963 года компанией выпущен миллионный автомобиль Mazda, в Токио был показан первый произведённый компанией роторный двигатель.

 

Mazda Carol, созданная при сотрудничестве с NSU, выпускалась в двух- и четырёхдверном вариантах.

 

В 1963 году появилась первое поколение, относительно комфортабельных моделей Mazda Familia 800/1000 с 4-цилиндровым двигателем

 

Седан Mazda Familia был представлен в 1964 и получил двигатель 800см3.

Модель Mazda 800cc Station Wagon начинает импортироваться в Новую Зеландию

 

В 1965 году появилась Mazda-1000, а в 1966 году пошел в производство Mazda Proceed (В-серия 1500). Построив в 1965 году испытательный полигон Миоси, Mazda начала техническое сотрудничество с английской компанией Perkins Services  N. V. в области дизельных двигателей. Через год представили одну из самых интересных моделей — Mazda Cosmo Sports 110 S с роторно-поршневым двигателем конструкции Феликса Ванкеля который был плодом тесного сотрудничества с NSU. В последующие годы фирма посчитала это направление перспективным и объемы производства роторных двигателей постоянно росли.

 

С автомобилем Mazda Cosmo Sports начался полномасштабный экспорт на европейский рынок

Именно в стремительных линиях Cosmo начинают проступать те характерные черты дизайна, которые характерны для современных автомобилей Мазда. Эти плавные акульи обводы, стремление вперед, к совершенству, неповторимое изящество восхищают нас и сегодня.

Две Cosmo принимают участие в 84-часовом Marathone de la Route на знаменитом немецком автодроме Нюрбургринг. И хотя за два часа до окончания гонки одна из них сходит из-за поломки оси (но не двигателя!), вторая финиширует на четвертом месте — несомненное подтверждение высокой надежности совершенно нового для автомобильного мира роторного двигателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1967г.  Mazda подписывает соглашение о техническом сотрудничестве с компанией Kia Motors Corp.
В том же году начался полномасштабный экспорт на европейский рынок. В следующие годы началось производство одной за другой моделей с роторным двигателем: 1968 год — Familia Rotary Coupe/R100, 1969й — Familia Rotary SS Sedan/R100,

 

К 1970 году было произведено 100000 автомобилей с роторным двигателем. Кроме этого, в 1969 году Mazda впервые вступила в сотрудничество с Ford — в области совместного производства автоматических трансмиссий, открыла сборочный завод в Новой Зеландии, а в 1970 году начался экспорт автомобилей в США. . В этом же году свет увидела Mazda Capella RX-2.  Важность обширного рынка Штатов оценивается как исключительная, поэтому для него разрабатываются специальные модели, например, Mazda Rotary Pickup, который до сих пор является единственным в мире кузовом типа «пикап» с роторным двигателем.

70-е годы открылись ещё одной моделью с ротором — Savanna/RX-3, выпущенной в 1971 году. Развивая предыдущую модель линейки, новая Мазда стала компактнее и спортивнее. Выпускается в трех вариантах — купе, седан и универсал. RX-3 имеет огромный успех в Соединенных Штатах. На гоночном треке Savanna блестяще дебютирует в сентябре 1971 года, выиграв гонку «Fuji 500».

В 1975, 1976 и 1977 годах Род Миллен (Rod Millen) выиграл национальное ралли Новой Зеландии на RX-3.

 

 

Mazda Savanna/RX-3 участвовала в ралли и стала самой быстрой моделью фирмы

на то время — её роторно-поршневой двигатель мощностью в 105 л.с. позволял развивать до 200км/ч.

 

1972 — представление комфортабельной марки среднего класса Mazda Luce RX-4. В этом же году количество произведенных автомобилей достигает 5 млн. единиц.

 

1973 году экспорт достиг 1 миллиона автомобилей.

В 1977 вышла экспортная серия Mazda Familia Original GLC/323, а так же представление марки Mazda Capella 626.

В 1978 Выпущен миллионный автомобиль с роторным  двигателем

 

На спорткупе Savanna/RX-7 Род Миллен стал чемпионом США по ралли.

 

Автомобили с роторным двигателем продавались достаточно успешно, но разразившийся в 1974 году нефтяной кризис нанёс им порядочный ущерб — роторы потребляли больше топлива и масла, чем другие двигатели Mazda.  Но компания дальновидно не клала все яйца в одну корзину — параллельно шло и развитие моделей с 4-х цилиндровым двигателем. Хитами продаж становятся семейства Familia и Capella.

Однако полностью отказываться от ванкелей Мазда не собирается. Осознав, что нефтяные кризисы вполне возможны и в будущем, принимается решение оснащать роторными двигателями лишь эксклюзивные автомобили Мазда, машины спорт-класса, обладателей которых в последнюю очередь волнуют цены на бензин. И вот в 1978 году появляется первое поколение Mazda RX-7.

 

Первоначально это — двухместное спортивное купе. Обладая мотором в 105 лошадиных сил, машина может развить скорость до 200 км в час. Уникальный легкий двойной роторный двигатель делает ее идеальной для гонок. И вскоре она это докажет. В первый же год своего участия в гонках две машины RX-7 занимают 1 и 2 места в «24 часах Дайтоны» (24 Hours of Daytona). Также модели выигрывают гоночные серии Международной ассоциации мотоспорта (IMSA GT Championship)в классах GTO и GTU 10 и 7 лет подряд соответственно. Гоночная история Мазда, начатая Cosmo, продолжается.

 

 

 

 

В 1983 начинаются продажи второго поколения RX-7. Дизайнеры Mazda провели много времени в Штатах, изучая пожелания владельцев предыдущей модели. И даром они хлеб не ели. Новая Мазда становится самой успешной в серии, только в США и только в 1986 ее продажи около 86 000 штук! Неудвительно, что в том же году Motor Trend называет RX-7 Savanna лучшим импортным автомобилем года. Также автомобиль Мазда установливает национальный рекорд скорости в Бонневиле — 383,724 км/ч в классе SCTA’s C/Grand Touring.

 

 

 

Разработку футуристичной модели третьего поколения заканчивают в 1985. У новинки двойной двигатель с турбонаддувом, люк и опциональный аэродинамический пакет.

 

 

 

 

 

 

В 1979 году Mazda и Ford Motor Company вступают в единый союз. В то же время компания Ford Motor приобрел 25% акций Mazda.
 

В 1980 году компания представила марку FWD Mazda Familia 4 WD . В этом же году модель Mazda Familia GLC/323 получила титул » Лучший японский автомобиль 1980-81 годов».
 

К 1981 году большинство продукции компании оснащается двигателями Феликса Ванкеля. С увеличением объемов производства автомобилей Mazda открывает отделение компании в США — Mazda North America, Inc. и Mazda Motors Representative Office в Европе.
С увеличением рынка потребителей дорогих автомобилей, ассортимент продукции Mazda постоянно расширяется, появляются спортивные модели, автомобили высшей группы среднего класса и другие.
Марка Mazda RX-7 — наглядный пример отличной работы японской компании: оригинальная конструкция кузова объединяет усиление жесткости кузова с одновременным уменьшением его массы. Двигатель этой модели двухсекционный роторно-поршневой с турбонадцувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Тормоза –дисковые всех колес. Максимальная скорость-250 км/ч
В 1981 году появилась Mazda Cosmo/Luce которая в экспортной комплектации получила индекс 929. За ней в 1982 году была представлена Mazda Capella 4 WD, в этом же году Mazda Capella 4WD серии 626 назван «Японским автомобилем года 1982-83 годов».

В 1983 году журнал Trend Motor назвал Mazda Capella 626 «Импортным автомобилем года». Два месяца спустя Mazda выкупает 8% акций в Kia Motors

 

Обладательница многих престижных автомобильных наград по всему свету — Mazda Capella / 626

 

В 1984 году компания переименована в Mazda Motor Corporation.
1985 год в Японии ознаменовался выпуском новых марок Mazda Luce 929 и пикапа Mazda B-series.В этом же году выпускается 10-миллионный автомобиль компании.
В 1986 году журнал Motor Trend назвал Savanna RX-7 импортным автомобилем года. Тогда же эта модель установила национальный рекорд скорости в Бонневиле — 383,724 км/ч в классе SCTA’s C/Grand Touring.

 

Роторный монстр Mazda Savanna / RX-7.

 

В 1987 году общее число произведенных автомобилей удвоено и достигает 20 миллионов.. Также выходит новая Mazda Savanna RX-7. Компания начинает автомобильное производство на новом американском заводе в Мичигане (США) В этом же году появляется новый Ford Festiva (Mazda 121), изготовленный компанией Mazda.

 

Помимо автомобилей с роторными двигателями,

Mazda делала и функциональные минивэны — такие, как MPV.

 

В 1988 году в США открываются Mazda Motor of America, Inc. и Mazda Research and Development of North America, Inc. (MRA) — для объединения всех связанных с Америкой операций. В 1988г на американском рынке появляется модель MPV.

 

В начале 1989 года на автомобильном салоне в Чикаго была впервые представлена элегантная двухместная машина марки Mazda МХ-5 Miata. Она была ориентирована преимущественно на англо-американский рынок, где всегда существовал стабильный спрос на малогабаритные двухместные автомобили спортивного типа.  В США она получила марку Miata, хотя в других странах несет индекс МХ-5, а в Японии — Eunos. Несмотря на свои небольшие размеры (длина менее 4 м), Miata сохранила классическую компоновку и обладает всеми необходимыми для этого класса автомобилей эксплуатационными характеристиками, добавляя к ним неплохое японское качество и приемлемую цену. Mazda не ошиблась в своих прогнозах: спрос на машину превзошел все ожидания и МХ-5 надолго стала эталоном современной легкой спортивной модели, хотя ее создавали с явной оглядкой на британский Lotus Elan, разработанный в далеком 1961 году. Число поклонников Miata не снижается, и в результате машина стала известна во многих странах мира.

Mazda MX-5/Miata стала одним из самых популярных родстеров в мире благодаря своей доступной цене

 

В 1990 году в Японии появились такие модели, как MPV, Eunos Cosmo (оснащённая автомобильной навигационной системой), Autozam Revue/121. MX-5 стала автомобилем года в Новой Зеландии, общее количество произведённых автомобилей достигло 25 миллионов (из них 1 миллион экземпляров модели RX-7), открылось представительство в Германии.


В 1991 году Mazda 787B одерживает победу в 24-часовой гонке в Ле-Ман. Это первое золото, взятое японским автомобилем, и единственная в истории победа автомобиля с роторным двигателем

1991 год — в Японии выходит седан класса «люкс» Sentia/929, автомобиль, на 29-м автосалоне в Токио представлен концепт HR-X с роторным двигателем, работающим на водороде, в Японии основан канал продаж Efini, появляется новая модель — седан Cronos. В конце 1991 года на Токийском автосалоне был представлен автомобиль марки Xedos.

Четырехдверные седаны Xedos представляют собой серию автомобилей класса люкс, выпускаемых в рамках уже существующих конструкций более дешевых машин того же размерного класса. Марка Xedos отличается от своих базовых исполнений более привлекательным и даже изысканным дизайном, улучшенной комплектацией, окраской и отделкой.
Xedos-6 использует шасси марки 626 и представляет собой модернизированный вариант модели Lantis в наиболее комфортабельном исполнении. В Xedos-6 применяются достаточно мощные двигатели рабочим объемом 1598 и 1995 см.куб. мощностью 113 и 144 л.с. Последний является V-образной «шестеркой», что для машины такого класса редкость. В Японии выходит под маркой Eunos-500.

В 1992 новая Mazda 626 снова получает звание «Автомобиль года».  Продаётся 300-тысячный автомобиль MX-5 в мире; RX-7 выигрывает 24-часовую гонку в Дайтоне в классе GTU 11-й год подряд,  Mazda Motor Manufacturing Corporation в Мичигане, США, становится компанией AutoAlliance International, Inc. (AAI) с равными долями в ней Mazda и Ford; через канал продаж в Японии Eunos представлена новая модель — MX-6, а также эксклюзивно для внутреннего японского рынка через канал продаж Autozam начинает выпускаться модель AZ-1, двухместный микромобиль, и модель Eunos 500/Xedos 6

Mazda RX-7/Efini стала самым мощным серийным автомобилем с роторным двигателем

В то же время бурно развивается экологическое направление деятельности компании: принимается «Глобальная экологическая хартия Mazda», разрабатывается новый нейтрализующий катализатор, который восстанавливает масло из всех типов пластика, а также первый в мире пластиковый композит многократной переработки. В Германии и Японии открываются экспериментальные заводы по сборке и вторичному использованию пластмассовых бамперов.

 

В 1993 году на Франкфуртском автосалоне состоялся дебют Xedos-9 (в Японии — Eunos-800). Он был создан, чтобы составить сильную конкуренцию европейским моделям высокого среднего класса, типичным образцом которого является Mercedes-Benz серии Е. Несмотря на то, что конструкция Xedos-9 близка к серии 626, внешне они воспринимаются как совершенно разные автомобили. Двигатели — только V6, для европейского рынка — рабочим объемом 1995 и 2497 см.куб. мощностью 143 и 167 л.с. Кроме этого, предлагается модификация с двигателем в 2255 см.куб. с объемным нагнетателем мощностью 211 л.с., разгоняющим автомобиль до 230 км/ч.
В 1993 году Mazda выходит на филиппинский рынок легковых автомобилей. С Ford заключается долгосрочное соглашение с целью улучшения конкурентоспособности автомобилей. На автосалоне во Франкфурте выставляются HR-X2 и прототип модели Eunos 800 (Xedos 9), вызвавший большой интерес. А в Японии появилась новая спортивная компактная модель — Mazda Lantis.

 

Mazda Xedos 9 — попытка японской компании отвоевать себе кусок рынка престижных автомобилей

 

В 1994 году, открывается музей Mazda, разрабатывается грузовик, работающий на сжатом газе, а также электромобиль на базе фургона E-класса. Во Флориде и в Китае открываются тренировочные центры Mazda, появляется новая модель — минивэн AZ Wagon, и в  1994 году Mazda становится первым японским производителем автомобилей, получившим сертификат ISO 9002.
В 1995 году общее количество выпущенных автомобилей модели Familia/323 в Японии достигает 10 миллионов. Всего автомобилей Мазда к этому времени было выпущено около 30 млн.  Вскоре начинается тестирование водородных прототипов автомобилей Мазда на дорогах общего пользования. Начинает продаваться новая модель — Bongo Friendee

 

Представленная на снимке Mazda 323 F — лишь одна из более,

чем десятка миллионов проданных автомобилей семейства Familia / 323.

 

В 1996 году компания опять же первая из всех удостоена сертификации по наивысшему возможному стандарту качества ISO 9001. В это же году, процент доли Ford увеличился с 25% до 33,4%, президентом компании стал Генри Уоллис (Henry Wallace), в Японии начала продаваться новая модель — Demio, и в том же году начались её продажи за рубежом, и она к тому же стала автомобилем года в Японии.

На европейском рынке начала продаваться модель 121, произведённая на заводах Ford. Mazda запустила систему Mazda Digital Innovation (MDI) — информационную технологию, позволяющую радикально обновить все стадии производства автомобилей — от планирования до сборки.

 

В 1997 году изменился логотип компании на нынешний, в компании вводится новая система поощрения персонала; возобновляется экспорт продукции в Тайвань, президентом компании становится Джеймс Миллер (James Miller), разрабатывается модель Demio FCEV, работающая на топливных элементах.

 

В 1998 — представление новой Mazda 323, а в Европе начало продаж автомобилей Mazda Demio. В этом же году Mazda вступает в альянс Ford/Daimler-Benz/Ballard с целью разработки технологии топливных элементов, открывает консультативный центр по трудоустройству женщин, усиливает своё присутствие на европейском рынке, начинает производство маленьких турбодизельных двигателей с непосредственным впрыском.

 

В 1999 году был произведен полумиллионный автомобиль Mazda MX-5 эта модель отметила своё 10-летие, было достигнуто соглашение с Mitsubishi. 

По которому Mazda начала поставлять Mitsubishi небольшие коммерческие автомобили. В производство были запущены новые модели — Tribute и Premacy. Президентом  компании становится Марк Филдс (Mark Fields).

 

Mazda MX-5 

 

Компактная и очень практичная модель Mazda Premacy пользовалась популярностью у семейных людей

 

В 2000 году появляется Mazda MX-5 Roadster, который в этом году получил совершенно новый дизайн кузова, и был занесен в книгу рекордов Гиннесса как самый популярный в мире спортивный родстер. На детройтском автосалоне показан концепт RX-Evolve, предшественник ныне выпускаемой марки RX-8. Этот год ознаменовался выходом Mazda в сферу электронной коммерции — был основан e-Business Enabling Office и предприняты шаги по улучшению взаимодействия с клиентами через Интернет. Mazda приняла участие в совместном с Daimler Chrysler Japan Holding и Nippon Mitsubishi Oil проекте испытания автомобилей на топливных элементах.

 

В 2001 году – на автосалоне в Токио прошла презентация новой марки Atenza и предварительной версией RX-8 с роторным двигателем Renesis. Roadster приобретает главную награду Color Award 2001. Многие модели компании Mazda в этом году получили дополнительные, «спортивные» модификации.  Завод Ford в Валенсии (Испания) выбирается как европейская база для производства компактных автомобилей Mazda. Mazda расширяет сферы применения материалов из переработанных пластиковых бамперов. Многие модели Mazda в этом году получили дополнительные, «спортивные» модификации.

 

В 2002 году компания открыла собственные детские ясли и выпустила новую модификацию марки MPV – Sports F, разработанную для женщин. Компания приняла участие в праздновании 100-летнего юбилея изобретателя роторного двигателя — Ванкеля, вышла на автомобильный рынок Китая с моделью 323, разработала первую в мире технологию экологически благоприятного покрытия, развивала программу по подбору персонала. В конце 2002 года за основу концепции брэнда принимается новая философия Zoom-Zoom. Zoom climb — авиационный термин для испытания двигателя. Про лозунг Zoom-Zoom рекламщики компании заявляют: «…получать удовольствие от своего автомобиля, от вождения, от того, какие преимущества дает тебе этот автомобиль; zoom-zoom – это дух юношества, озорства и драйва, который создает впечатление абсолютного восторга от управления автомобилем и владения им – вот в чем смысл философии zoom-zoom!»

 

В 2003 году на смену всемирно известной модели RX-7 пришла RX-8.  Установленный на ней двигатель RENESIS получает звание «Двигателя года» в 2003 и 2004 году.


Развитие «роторных» идей воплотилось в Mazda RX-8.

 

В 2004 году отмечается 25 лет партнерских отношений с компанией Ford.

 

В 2005 году в производство запущена принципиально переработанная модель Mazda MX-5, самого популярного родстера в мире. Принимается новая редакция хартии Mazda Global Environmental Charter

В марте 2007, появился в продаже автомобиль Mazda CX-7, кроссовер который завистники называют запоздалой имитацией Lexus RX 300 или Nissan Murano. Компания сделала неожиданный ход выпустив автомобиль ценой около — $50 000, хотя во всём мире Mazda известна как производитель надёжных, но недорогих авто.

Спроектирован данный кроссовер был Северо-Aмериканском отделением компании, представ перед почтенной американской публикой в Детройте ещё весной 2006-го под лозунгом «Emotion of Motion» — чувство движения. Как и положено настоящему внедорожнику, Mazda CX-7 снаряжён мощным 2,3-литровым бензиновым двигателем с турбонаддувом и системой непосредственного впрыска. Мощность — 238 л.с., с максимальным крутящим моментом 350 Нм/с и разгоном до сотни всего за 7,9 секунд. Конструкция также отражает спортивный дух автомобиля: лобовое стекло расположено под более острым углом, чем у некоторых спортивных машин(66 градусов), а выпуклые выступы колёсных арок соответствуют большим 18-дюймовым колёсам. Задняя часть CX-7 увенчана двумя внушительными выхлопными трубами под округлыми фарами.
 

В настоящее время компания Mazda отдалилась от выпуска автомобилей класса люкс, которые в её модельном ряду были представлены седаном Millenia.  Основной упор в производстве делается на легковые автомобили малого и среднего класса, а также спортивные модели, внедорожники и автомобилей повышенной вместимости, что руководство Mazda считает более перспективным и эффективным для дальнейшего развития компании.

В вопросах стратегии развития и продаж компания постоянно взаимодействует с компанией Ford. Сборочные заводы Mazda в 21 стране позволяют ей экспортировать свою продукцию в 120 государств мира.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о