Федор Конюхов – последний «одержимый» путешественник на Земле

12 декабря 2018 года Федору Филиповичу Конюхову исполнилось 67 лет. И встретил он свой день рождения не за праздничным застольем, а за веслами хрупкого судёнышка «Арго»,  дисциплинированно отрабатывая очередные 100 километров из своего кругосветного маршрута вокруг Антарктиды.

16969df269b7a46fedea266bf70e233a.jpg

За всю историю переходов на весельных лодках через океаны, еще никому не удалось пересечь Южный океан (в данном случае – сектор Тихого океана) и обогнуть мыс Горн на весельной лодке.

Маршрут разбит на 3 этапа исходя из сезона в южном полушарии (летние месяцы):

  • Декабрь 2018 – старт из порта Dunedin (Новая Зеландия) до мыса Горн (Чили).
  • Декабрь 2019 – мыс Горн (Чили) – мыс Люин (Австралия).
  • Декабрь 2020 – Австралия – Новая Зеландия.
  • Протяженность всего маршрута – 9 000 километров (по прямой).

Что ожидает Федора Конюхова

Южный океан – условное название вод трёх океанов: Тихого, Атлантического, Индийского, окружающих Антарктиду и выделяемых как «пятый океан», не имеющий, однако, чётко очерченной островами и континентами северной границы.

Зимой океан замерзает до 65 градусов южной широты в Тихоокеанском секторе и 55 градусов южной широты в Атлантическом секторе, понижая поверхностные температуры значительно ниже 0°С.

Морякам, широты от 40 до 60 градусов южной широты, от эпохи парусных судов, известны как «Ревущие сороковые» и «Неистовые пятидесятые» из-за плохой погоды, штормовых ветров и больших волн, образующихся из-за движения масс воздуха, которые, обтекая земной шар, не встречают себе препятствий в виде каких либо заметных массивов суши.

Плавучий лёд, особенно в период с мая по октябрь, делает эту область ещё более опасной, а отдаленность региона от населённых областей Земли делает поисковые и спасательные операции сложно организуемыми.

Айсберги могут встречаться в любое время года по всему Южному океану. Некоторые из них способны достигать нескольких сотен метров; меньшие айсберги, их фрагменты и морской лед (обычно от 0,5 до 1 метра) также создают проблемы для судоходства.

Как выжить?

Выжить в таких условиях можно только на специально спроектированном судне. Для создания новой весельной лодки был приглашён британский дизайнер — Филипп Моррисон (Phil Morrison). Фил проектировал для Фёдора весельную лодку УРАЛАЗ, на которой он пересек Атлантический океан за рекордные 46 суток и лодку ТУРГОЯК, на которой он пересек Тихий океан от Чили до Австралии за 160 дней.

135acb7ab52e19242eb152317bf1f3b4.jpg

Фил предложил использовать проект и обводы лодки ТУРГОЯК, но доработать их с учетом особенностей перехода в Южном океане.

Фёдор Конюхов, партнеры проекта, дизайнер и команда верфи прекрасно понимали, что пройти Южный океан (океан, омывающий Антарктиду) и не попасть в шторм ураганной силы, невозможно. Поэтому лодка создавалась по принципу спасательной капсулы, способной выдержать многодневные удары волн и перевороты. По словам директора верфи Чарли Питчера, «лодка выдержит любые удары океана, ‒ главное, чтобы выдержал человек».

Размер лодки остался без изменений — 9 метров. Носовая часть имеет «краш бокс» и разделена на два водонепроницаемых отсека, там будут храниться продукты на 200 дней и оборудование.

Кокпит уменьшили до минимально возможных размеров, чтобы снизить риски для гребца быть смытым большой волной.

Кормовой отсек увеличен на полметра (за счет кокпита) и имеет три водонепроницаемые переборки. В корме находится навигационная рубка (по правую сторону), камбуз (по левую сторону), далее отдельный отсек для отдыха. Отсек, где находится рулевое устройство, также отделен водонепроницаемой переборкой.

В апреле 2018 года на верфи Rannoch Adventure завершились работы по изготовлению корпуса весельной лодки «АКРОС». Корпус окрашен в ярко-оранжевый цвет. Такой цвет используется на судах, работающих в «высоких» арктических и антарктических широтах.

Вес пустого корпуса ‒ 400 кг. На дно уложили дополнительно 100 кг свинца в качестве вспомогательного балласта, необходимого для возвращения лодки на ровный киль в случае переворота в океане.

c9d7d91611c35ede46f12f2125adc96e.jpg

Как Федор Конюхов путешествует Южном океане

Стартовал он 6 декабря из новозеландского порта Чалмерес и взял курс на мыс Горн.

В первые дни нового года Конюхов вышел на связь с внешним миром и сообщил, что пока погода благоприятствует его дерзким планам. Ясное небо, спокойный океан (зыбь «всего» 2 метра!) попутный юго-западный ветер до 30 узлов.

«В первый день нового года прошел 82 мили, – сообщил в своем блоге «отец Федор», – Это самый большой путь с момента старта».

Его лодку в безбрежных водах, возможно, не отыщет даже самая современная видеоаппаратура на спутниках. Но по иронии судьбы, именно космонавты МКС сейчас являются самыми близкими к его капсуле людьми. Конюхов в среднем проходит по 100 км в сутки, то есть за плечами уже почти 3000 км. Но до конечной «станции» – 24 тысячи. А до МКС на орбите – рукой подать, всего «каких-то» 400-450 километров.

О одержимости и страстях

Казалось бы ну что еще Федору Филипповичу нужно? Славы? Так ее и так безмерно. Наград и мирового признания? Тоже хватает.

Биография Фёдора Конюхова — это история жизни уникального и невероятно одарённого человека. Большинство людей знает его как отважного и неутомимого путешественника, покорившего самые высокие горные вершины и в одиночку переплывшего океаны.

Фёдор Конюхов появился на свет 12 декабря 1951 году в украинском селе Чкалово, Приазовского района Запорожской области.

Мать знаменитого путешественника Мария Ефремовна родилась в Бессарабии. Свою жизнь она посвятила воспитанию детей ибо кроме Фёдора, в семье Конюховых росло ещё 2 сына и 2 дочери.

Отец, Филипп Михайлович, был потомственным рыбаком-помором, его предки жили в Архангельской области. Во время Великой Отечественной войны он со товарищи активно принимал участие в боевых действиях, в том числе в штурме Будапешта.

Конюхов-старший ловил рыбу в Азовском море и часто брал маленького Фёдора с собой. Мальчик с огромным удовольствием помогал Филиппу Михайловичу вытаскивать из воды рыболовные сети и выполнял прочие его поручения, находясь в рыбацкой лодке в открытом море.

Федор часто всматривался в далёкий горизонт и мечтал доплыть до противоположного берега.

Людей такого склада характера в русском народе называют одержимыми. Федор Филипович Конюхов может по достоинству стоять в одном строю с Афанасием Никитиным, Ермаком Тимофеевичем, Туром Хеердалом и Жак Ив Кусто.

62b07fa5e209914c6405ef937f7f2060.jpg

Первое путешествие

Уже в 15-летнем возрасте Фёдор Конюхов осуществил свою мечту, самостоятельно переплыв на отцовской рыболовной лодке Азовское море. К своей первой экспедиции подросток готовился на протяжении нескольких лет, обучаясь гребле, плаванью и хождению под парусом.

Кроме путешествий, юный Конюхов серьёзно увлекался рисованием, лёгкой атлетикой и футболом. А ещё он любил читать. Его любимыми писателями были Жюль Верн, Иван Гончаров и Константин Станюкович.

Кумиром простого деревенского мальчишки стал прославленный русский флотоводец Фёдор Ушаков. Читая биографию этого великого человека, Фёдор мечтал в будущем повторить его судьбу.

Федор учится и служит в ВМФ ССР

В старших классах Фёдор уже твёрдо знал, что посвятит свою жизнь морю. Окончив школу в родном селе, он поступил в Одесское мореходное училище, где получил специальность судоводителя. Далее последовала учёба на штурмана-навигатора в Ленинградском арктическом училище.

После его окончания Конюхова призвали в армию. Срочную службу он проходил на Балтийском флоте. Федор Филиппович решительно возражает против мистификациях о его участии в помощи вьетнамским партизанам: «И невыдуманного хватает».

После демобилизации Конюхов Фёдор Филиппович учился на резчика-инкрустатора в Бобруйском ПТУ № 15 (Беларусь).

В начале славных дел

Своё первое серьёзное путешествие Конюхов совершил в 26-летнем возрасте, в точности повторив маршрут в Тихом океане, по которому Витус Беринг следовал во время своих Камчатских экспедиций.

Отважный путешественник решил совершить переход в тех же условиях, что и его предшественник Беринг, бороздивший океанские просторы в первой половине XVIII столетия. Огромное расстояние Фёдор проплыл в одиночку на парусной яхте. Он отказался от комфорта и неоднократно рисковал жизнью

Во время этой экспедиции ему как никогда пригодились знания и навыки, которые ему дало Одесское мореходное училище. А выжить в тяжёлых природных условиях он смог благодаря безоговорочной вере в Бога.

dadeeadb11aebd42c0fb3ea61e1ee45a.jpg

Первый в истории человек, покоривший Северный Полюс в одиночку

С детства Фёдор Конюхов вынашивал мечту самостоятельно достичь Северного полюса. До того момента, как совершить одиночное путешествие на Северный полюс, Конюхов несколько раз успел побывать на нём в составе групповых экспедиций.

На подготовку к этой экспедиции у него ушло несколько лет. Он много времени провёл на Чукотке, где учился выживать в экстремальных условиях, осваивал секреты передвижения на собачьих упряжках и постигал науку возведения ледяных хижин.

Самостоятельное покорение Севера началось в 1990 г. В экспедицию Фёдор отправился на лыжах, неся на спине большой рюкзак и волоча за собой нарты с продуктами питания и снаряжением.

Путешествие было нелёгким. Днём Конюхову приходилось преодолевать множество препятствий, а ночью он спал прямо на льду, прячась от суровых арктических ветров в палатке или спальнике. Когда до конца маршрута осталось всего 200 км, русский путешественник попал в зону торошения льдов и чуть не погиб.

Чудом выжив, он через 72 дня после начала похода достиг заветной цели и стал первым в истории человеком, которому удалось покорить Северный полюс без чьей-либо помощи.

В одиночку к Южному Полюсу

В 1995 г. Фёдор Конюхов совершил одиночное путешествие по Антарктиде. Южного полюса он достиг на 59-й день экспедиции, торжественно установив в конце маршрута флаг Российской Федерации.

Во время этой экспедиции он провёл множество важных исследований по измерению радиационного поля южного континента и нахождению человеческого организма в условиях экстремальных погодных условий и нехватки кислорода. На основе проведённых опытов и исследований он создал впоследствии несколько научных трудов, внесших неоценимый вклад в изучение Антарктиды.

Покорение высочайших 7 горных вершин мира

В 1992 г. Конюхов в рамках реализации программы «7 вершин мира» совершил одиночное восхождение на Эльбрус – гору, являющуюся самой высокой точкой Европы.

Спустя несколько месяцев совместно с известным российским альпинистом Евгением Виноградским он покоряет наивысшую горную вершину Азии и мира – Эверест.

В январе 1996 года во время экспедиции к Южному полюсу Фёдор Филиппович совершает восхождение на самую высокую точку Антарктиды – массив Вильсона.

Весной того же года путешественник поднялся на Аконкагуа — высочайшую гору Южной Америки.

В 1997 г. он покоряет в одиночку наивысшие точки Австралии и Африки — пик Косцюшко и вулкан Килиманджаро.

В этом же году Конюхов завершает выполнение программы героическим восхождением на гору Мак-Кинли в Северной Америке.

На последнюю вершину отважному путешественнику удалось взобраться в компании с альпинистом Владимиром Яночкиным. После покорения Мак-Кинли Конюхов стал первым россияниным, которому удалось успешно выполнить программу «7 вершин мира».

ac5da537e483d903c03dce50f573784f.jpg

В путешествиях по суше

Хотя море ведущая страсть Федора Конюхова, но без длительных сухопутных экспедиций его биография выглядела бы однобоко.

В 1985 г. он осуществил пеший поход по уссурийской тайге по маршруту, проложенному русским путешественником Владимиром Арсеньевым и его проводником Дерсу Узала.

1989 года по инициативе Конюхова состоялся велопробег Находка — Москва — Ленинград, в котором принимали участие спортсмены из СССР и США. Во время этого пробега автор настоящей статьи и познакомился с Федором Конюховым.

Спустя 2 года путешественник организовал советско-австралийский пробег на внедорожниках, который начался в Находке и завершился в российской столице.

В 2002 г. Конюхов возглавил первую в истории нашей страны караванную экспедицию по маршруту Великого шёлкового пути. Она прошла по пустынным территориям Калмыкии, Дагестана, Ставропольскому краю, Волгоградской и Астраханской областям.

Второй этап экспедиции, состоявшийся в 2009 г., охватил путь из Калмыкии в Монголию.

На воздушном шаре вокруг Земли

С принятием религиозного сана стремление к приключениям у Фёдора Филипповича немного поутихло, но полностью не исчезло. Он замахнулся на новый мировой рекорд, решив в одиночку облететь Землю на воздушном шаре. Протяжённость маршрута полёта составляет 35 тысяч километров.

3eb9d8f348b4a9bcb023375c689b2f36.jpg

Воздушный шар Фёдора Конюхова назывался «Мортон», он взлетел в Австралии и там же приземлился.

К своему очередному путешествию священник готовился более года. Его воздушный шар был построен в Англии. Метеоприборы к нему доставили из Бельгии, горелки — из Италии, а автопилот — из Голландии. Всего в подготовке проекта приняло участие около полусотни человек из 10 стран мира.

Отец Фёдор не просто облетел планету, но и побил мировой рекорд американского путешественника-экстремала Стива Фоссета, которому первым в истории человечества удалось в одиночку облететь Землю на воздушном шаре. Весь полёт Конюхова будет транслировался в онлайн-режиме, и за ним смог наблюдать любой желающий.

Без моря жизнь скучна

Главной страстью Фёдора Филипповича с детства является море, и он сохранил ему верность на всю жизнь. На его счету больше четырёх десятков морских экспедиций и 5 кругосветных путешествий.

Он 17 раз в одиночку переплыл Атлантический океан. Во время одного из таких плаваний он установил абсолютный мировой рекорд, преодолев необходимое расстояние на гребной лодке всего за 46 дней.

Ещё один рекорд Конюхова был зафиксирован во время пересечения им Тихого океана. Чтобы проплыть маршрут от Чили до Австралии, русский путешественник провёл в пути 159 дней и 14 часов.

Морские экспедиции Фёдора Конюхова не всегда проходили гладко. Во время одной из них путешественник серьёзно заболел и попал в филиппинскую больницу. Пока он лечился, пираты угнали его судно и спрятали его на соседнем острове.

После выздоровления Конюхов отправился на спасение похищенного средства передвижения. Чтобы вернуть его, он вынужден был угнать у своих обидчиков катер и добраться на нём к собственному судну. Это неприятное приключение закончилось для путешественника благополучно и позволило ему успешно завершить его экспедицию вокруг Земли.

3eb9d8f348b4a9bcb023375c689b2f36.jpgТалантливый художник

Конюхов – не только путешественник, но и талантливый художник. Во время своих экспедиций он нарисовал более трёх тысяч картин. Творчество художника не осталось незамеченным. Его работы неоднократно демонстрировались на российских и международных выставках. В 1983 г. он стал самым молодым членом Союза художников СССР. Позднее его приняли в Московский союз художников и скульпторов и удостоили звания академика Российской академии художеств.

Литературная деятельность

Биография Фёдора Конюхова будет неполной, если не упомянуть о его литературной деятельности. Путешественник является автором 9 книг, повествующих о его приключениях во время экспедиций и способах преодоления трудностей в экстремальных условиях. Кроме литературы для взрослых, Конюхов издаёт детские книжки. Входит в Союз писателей России.

Православное служение Федора Конюхова

Во время путешествий Конюхов часто рисковал жизнью и был на волосок от смерти. Находясь в открытом океане или на вершине горы, в трудных ситуациях он мог рассчитывать только на помощь Господа Бога. Став в зрелом возрасте религиозным человеком, Фёдор Филиппович решил посвятить остаток жизни службе Богу. Так в его судьбе появилась Санкт-Петербургская духовная семинария, в которой он учился на священника.

22 мая 2010 г. в Запорожье Конюхов принял из рук митрополита Киевского и всея Украины Владимира сан иподиакона. На следующий день епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом он был рукоположен в диаконы. В декабре 2010 г. Фёдора Филипповича возвели в сан священника УПЦ МП. Местом его службы является его родная Запорожская область.

Став священником, отец Фёдор Конюхов начал меньше времени проводить в экспедициях, однако полностью от них не отказался.

Заключение

Выдающийся путешественник побывал и на Северном, и на Южном полюсе, стал первым россиянином, покорившим семь высочайших вершин мира, и первым человеком в мире, добравшимся на все пять полюсов планеты, включая Полюс относительной недоступности в Северном ледовитом океане, Эверест и мыс Горн (полюс яхтсменов)! В его личном зачете – сухопутные и морские экспедиции и, конечно же, кругосветки.

Имя Федора Конюхова стоит в ряду выдающихся деятелей науки и техники в международной энциклопедии «Хроника человечества». Путешественник награжден орденом Дружбы народов, дипломом ЮНЕСКО за вклад в дело экологии.

Но что это все, по сравнению с нашей любовью к нему!

Борис Скупов

«Федор Конюхов открыл Школу путешественников» в блоге «Культура, Спорт, Общество»

10 ноября всемирно известный русский путешественник Федор Конюхов открыл на берегу озера Тургояк под Миассом Челябинской области Школу путешественников:

Целью школы является популяризация спорта и туризма среди детей и молодежи, создание условий для ведения здорового образа жизни, побуждение к изучению окружающего мира. Для реализации проекта разработаны уникальные туристические, спортивные и языковые программы, которые включают в себя курсы пешего и горного туризма с элементами альпподготовки, парусного спорта, подводного, горных лыж, сноуборда, в программе школы есть курсы лидерства и фотомастерства.

Спонсорскую поддержку школе оказал миасский автозавод Урал, который и ранее неоднократно поддерживал проекты Федора.

Федор Конюхов родился в 1951 г в селе Чкалово Запорожской области. Служил во флоте — полгода на Балтике и два с половиной года — во Вьетнаме. Закончил ПТУ № 15 в Бобруйске по специальности резчик-инкрустатор, Одесское мореходное училище по специальности штурман-навигатор и Санкт-Петербургскую духовную семинарию.

В 1983 г принят в Союз художников СССР (самый молодой на тот момент). С 1996 г — член Московского союза художников (МСХ), секция Графика, с 2001 г также состоит в секции Скульптура. Автор более 3000 картин, участник российских и международных выставок. Член Союза Писателей России, автор 9 книг. C 1998 г — заведующий лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Современной гуманитарной академии (Москва).

Совершил более 40 уникальных экспедиций и восхождений, описывая в картинах и книгах. Совершил 6 кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику, один раз на весельной лодке — с мировым рекордом в категории «автономно»: 46 суток 4 часа.

Федору принадлежит и другой мировой рекорд — парусного похода Antarctica Cup Race Track вокруг Антарктиды в классе турист-одиночка.

Федор является единственным человеком в мире, покорившим все пять полюсов путешественников: Северный географический (трижды), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты) и Мыс Горн (полюс яхтсменов).

Первый россиянин, которому удалось выполнить программу Большой Шлем (Северный полюс, Южный полюс, Эверест). Первый в СНГ закончил программу 7 вершин, покорив вершины всех семи континентов. Совершил первое в истории России одиночное кругосветное плавание на яхте без остановок.

23 мая 2010 г в Запорожье рукоположен в сан диакона епископом Запорожским и Мелитопольским Московской патриархии Иосифом (Масленниковым). В связи с принятием сана принял решение прекратить путешествия. Тем не менее, по просьбе руководства Эфиопии помочь им развивать туризм отправился в экспедицию по этой стране для прокладки туристических маршрутов и подготовки эфиопских альпинистов к штурму Эвереста. В Эфиопии он и встретил свой 60-й день рождения, на пути к горной вершине Гудже высотой 4.200 м.

Использованы материалы http://newsmiass.ru/index.php?news=29832 и http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%8E%D1%85%D0%BE%D0%B2,_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

«Великие открытия нам еще предстоят» :: Впечатления :: РБК.Стиль

Федор Конюхов: «Великие открытия нам еще предстоят»

© ТАСС | Игорь Подгорный

Автор Алиса Курманаева

03 июня 2016

1 июня путешественник Федор Конюхов отправился в Австралию, откуда начнется его одиночный кругосветный перелет на воздушном шаре «Мортон». Перед этим он рассказал «РБК Стиль» о романтике путешествий в эпоху технологий и предстоящих человечеству открытиях.

Имя Федора Конюхова знакомо даже тем, кто не интересуется географией. Во-первых, он стал первым в мире человеком, побывавшим на пяти полюсах Земли: Северном и Южном, Полюсе относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, на полюсе высоты Эвересте и полюсе яхтсменов — мысе Горн. А также первым россиянином, которому удалось подняться на самую высокую точку каждого континента. В 2014 году путешественник попал во все мировые сводки новостей после того, как в одиночку пересек Тихий океан на весельной лодке.

Беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре может стать новым рекордом в списке достижений Федора Конюхова. Путешественнику предстоит пройти по маршруту Австралия — Новая Зеландия — Чили — Аргентина — ЮАР — Австралия, провести в полете от 14 до 18 дней и подняться на высоту 10 тыс. м. О предстоящей экспедиции и не только Федора Конюхова расспросил «РБК Стиль»

— Вы в одиночку переплывали Тихий океан на весельной лодке, покоряли Эверест, для чего вы отправляетесь еще и в этот полет?

— Облететь земной шар без посадок за всю историю воздухоплавания удавалось лишь дважды. Впервые это сделали швейцарец Бертран Пикар и англичанин Брайан Джонс в 1999 году, и у них это получилось с третьей попытки. В 2002 году то же самое в одиночку проделал американец Стив Фоссет, и ему понадобилось шесть попыток. Так что если я сделаю это с первой, то установлю рекорд. Но основная цель — показать, что современная техника позволяет облететь вокруг света без посадки. Это очень сложно: нужно идти вместе с потоками воздуха, обходить грозы и так далее. Но возможно, поскольку технологии ушли далеко вперед. Ткани, из которых сшит мой воздушный шар, лучше, чем во времена полета Фоссета. У него была стеклопластиковая кабина, а у меня углепластиковая, которая легче и крепче. Он брал с собой 28 баллонов с топливом, а я 32, потому что они аналогичны по весу тем, старым.

 

Федор Конюхов посетил компанию Cameron Balloons в Бристоле, где производится монтаж воздушного шара для его кругосветного полета

© FA Bobo | PIXSELL | PA Images

— Почему подобные путешествия и перелеты вызывают столько внимания?

— Этот проект интересен, потому что объединяет людей в мире, в котором все воюют. Представьте — на Земле живет 7 млрд человек, а ткани для шара, на котором я лечу, могут изготовить только в Испании. И во всем мире только одна итальянская компания может сконструировать горелки, которые будут безотказно работать на такой высоте. Рассчитать нужный мне маршрут может только один бельгийский метеоинститут. Внутри кабины — российский пилот. Партнеры и спонсоры — российская компания «Мортон» и швейцарская часовая марка Breitling (Федор Конюхов возьмет с собой часы Breitling Emergency с двухчастотным передатчиком, позволяющим вызвать спасательную службу в любой точке планеты. — Прим. ред.). А Ричард Брэнсон предоставляет свой офис в Австралии. Кажется, что мир большой, а он на самом деле маленький.

Когда я вырос и начал путешествовать, то думал: как хорошо, что я родился именно в это время.

— Вам не кажется, что технологии, быстрые автомобили и мощные самолеты убили романтику путешествий? То ли дело времена Колумба, когда люди плыли куда-то на кораблях, сбивались с пути, открывали нечто совершенно неожиданное.

— Нет. Сейчас романтики еще больше. Колумб жил в свою эпоху, Гагарин — в свою. И если бы современный человек сейчас окунулся в те времена, то ему стало бы скучно. Тем путешественникам не было, потому что их технологии развивались вместе с ними. Когда я был маленьким, то сожалел, что родился в XX веке. Считал, что появись я на свет раньше, то стал бы погонщиком верблюдов в Аравийской пустыне, водил бы караваны. А когда я вырос и начал путешествовать, то думал: как хорошо, что я родился именно в это время. Тогда бы я провел один караван за всю жизнь, и все. А сейчас — видел океаны, моря и пустыни. А романтика всегда была, есть и будет. Люди не могут жить без романтики, на ней держатся все открытия.

— И что же нам сейчас открывать? Люди побывали уже на всех континентах и островах, даже в космос полетели.

— Нет, великие открытия нам еще предстоят. Мы не исследовали и 30% земного шара. На Луну было совершено уже несколько экспедиций, и ее видело более десятка человек. А дно Марианской впадины — всего двое: Дон Уолш и Жак Пикар. Грунт с Луны на земле есть, а со дна Марианской впадины — нет. И потом, путешественник — это не только тот, кто открывает континенты. Есть еще и космос. А ведь наши космонавты отлетают от Земли всего на 380 км — это расстояние от Москвы до Твери. И пока люди живут, они всегда будут совершать открытия.

 — На что живут профессиональные путешественники? Наверное, на рекламные контракты?

— Я за свои экспедиции никогда не получал денег. Я пенсионер, мне платят пенсию. К тому же я преподаю в университете, пишу книги, являюсь действительным членом Академии художеств. И мне достаточно этих средств. 

12 главных достижений Фёдора Конюхова

12 дек 2018 Весь мир

12 главных достижений Фёдора Конюхова

Сегодня свой 67 день рождения празднует легендарный бесстрашный путешественник, художник, писатель, протоирей Русской православной церкви, Фёдор Конюхов. Этот уникальный человек побывал на Северном и Южном полюсе, стал первым российским путешественником, покорившим семь высочайших вершин мира, в его копилке более 50 уникальных экспедиций. А ещё Фёдор Конюхов — творческий человек. Он является автором многочисленных книг о своих приключениях, также пишет великолепные картины и принимает участие в различных выставках. Мы расскажем вам о 12 самых ярких моментах жизни этого выдающегося человека в нашей статье.
1. Федор Конюхов 17 раз пересёк Атлантику и даже установил мировой рекорд, поскольку сумел переплыть Атлантический океан на весельной лодке всего за 146 суток!

2. Путешественник стал первым россиянином, побывавшим на всех семи вершинах мира. Этот маршрут поистине поражает. Он включает Эльбрус (Европа), Эверест (Азия), массив Винсон (Антарктида), Аконгкагуа (Южная Америка) и вулкан Килиманджаро (Африка), пик Косцюшко (Австралия) и Мак-Кинли (Северная Америка).

3. Свою первую экспедицию он осуществил, когда ему было всего в 15 лет — пересёк Азовское море на вёсельной лодке.
4. Федор Конюхов покорил в одиночку и Тихий океан. В мае 2014 года он достиг побережья Австралии, стартовав 22 декабря 2013 года из порта Конкон (Чили). В пути он пробыл 160 дней.

5. В 1983 году Фёдор Филиппович стал самым молодым художником, принятым в Союз художников СССР. С 1996 года — член Московского союза художников, а с 2012 года — академик Российской Академии художеств.

6. Установил новый мировой рекорд кругосветного полета — 11 дней 4 часа и 20 минут или 268 часов и 20 минут. За это он был удостоен звания «Пилот года».

7. 22 мая 2010 года Федор Конюхов стал иподиаконом, а в праздник святителя Николая Чудотворца, в Свято-Никольском храме Запорожья епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом был рукоположён в сан священника и приписан к Запорожской епархии.

8. В 2004 году при своей творческой мастерской в Москве Фёдор Конюхов построил Часовню в память о погибших моряках и путешественниках.

9. Известно, что Георгий Седов – знаменитый русский полярный исследователь, который служил с дедом Федора Филипповича, оставил Конюхову собственный нательный крест, чтобы тот достался самому крепкому из потомков друга. Этот крестик дед передал Фёдору.
10. Фёдор Конюхов назван почетным жителем города Находка, города Терни (Италия) и поселка Бергин (Калмыкия, Россия).
11. Также он является автором 9 книг о путешествиях.
12. Имя Фёдора Филипповича носят несколько спортивных соревнований для подростков.

Коллектив Телекомпании «Метео-ТВ» поздравляет Фёдора Конюхова с Днём рождения! Желает не останавливаться на достигнутом и продолжать доказывать на своем примере, что невозможного нет. Силы духа, крепкого здоровья, новых вершин, любви, мира и добра!

Путешественник Федор Конюхов завершил переход через южную часть Тихого океана

«Морской Эверест» покорен – Федор Конюхов уже на суше. Россиянин прошел одно из самых опасных мест на планете – печально известный мыс Горн .

И это похоже на чудо: на веслах, наперекор бушующим штормам и коварным течениям путешественнику удалось взять этот тяжелейший океанский рубеж. Страшно даже представить, что было бы, если бы лодку отнесло в Антарктиду. Сам Федор Конюхов признался, это было испытание самым тяжелым в его судьбе.

Так торжественно мореплавателя не встречали, пожалуй, со времен первой кругосветки Магеллана. Чилийские военные моряки строятся перед Федором Конюховым. Даже им не по себе от плавания в этих широтах Тихого океана – неистовых пятидесятых, а путешественник прошел их на веслах, это испытание называет самым сложным в своей жизни: «Такую экспедицию не надо делать – это на грани. Всего я совершил в своей жизни за 68 лет пятьдесят экспедиций, если взять их все вместе – этого еще не хватит».

Лодка успела обрасти ракушками после пути в одиннадцать тысяч километров. Из-за постоянных штормов перестало работать почти все оборудование, и во время финального отрезка Конюхов оказался между жизнью и смертью.

Команда Федора Конюхова сейчас прорывается сквозь девятибалльный шторм навстречу к путешественнику. Он должен финишировать здесь, в этом бушующем проливе Дрейка. Как раскачивается яхта – волны пять-шесть метров, ураганный ветер. Тот самый мыс Горн – печально известное место.

«Его называют «морской Эверест», в этом районе затонуло около пятисот кораблей», – рассказывает Бенджамин Уоллес, капитан яхты.

Мощные потоки воды разбиваются об острова Диего-Рамирес, здесь заканчивается Южный Тихий океан. Рекорд официально будет засчитан, как только Конюхов пересечет этот рубеж, но сразу за ним смертельно опасное течение, маленькая лодка может затеряться в нем словно песчинка.

В момент встречи будто вмешались высшие силы: в одночасье стихает ветер, выходит солнце, а стая чаек на горизонте словно указывает курс.

После пяти месяцев выживания в океане Федор Конюхов счастлив, что может просто увидеть родных и близких и слышать их голоса. Сейчас экипаж пытается взять на буксир лодку, для этого Конюхову нужно поймать канат, сделать это, конечно, очень сложно.

Остаться в лодке, чтобы не терять драгоценные минуты, встречная волна в проливе Дрейка бьет все сильнее. К вечеру шторм усилился. Качка такая, что можно выпасть за борту в ледяную воду, а это неминуемая гибель.

Сын Оскар отправляется в эту пучину за отцом на резиновой лодке. Двигаются на ощупь, по веревке – и вот путешественник, наконец, в безопасности. Он пожмет руки всем, кто помог ему вырваться из лап ледяного океана, крепко обнимет сына и что-то скажет только ему.

«Из ста пятидесяти дней сто дней шторма. Примерно 70% я не греб, а 30% – и то там, в начале», – рассказывает Федор Конюхов.

Видеокамера стала единственным свидетелем этой уникальной экспедиции. Редкий случай – Конюхову удается закинуть рыболовные снасти. Но вот океанская зыбь не дает даже выйти из каюты, четыре раза лодка переворачивалась на волнах размером с многоэтажный дом. Почти каждый день в серых тонах, наедине с океаном и самим Господом Богом: «Дедушка Николай Чудотворец мне помог, не было бы его, я бы не смог. Тянул, берег, тащил. Я жив, сейчас вместе с вами».

В своем плавании Конюхов вел дневники и делал наброски для своих будущих картин о тяжелых испытаниях, среди которых – «ворота в пролив Дрейка».

Экспедиция Фёдора Конюхова и Виктора Симонова — Википедия

«Карелия — Северный полюс — Гренландия» — запланированная на 2013 год длительная арктическая экспедиция российских путешественников Ф. Ф. Конюхова и В. А. Симонова из Карелии (Россия) до южной оконечности острова Гренландия через Северный полюс. Данный маршрут является самым протяжённым[1][2] в Арктике (более 4000 км). Экспедиция стартовала из Петрозаводска 3 апреля 2013 года. Основная часть экспедиции с использованием упряжек из ездовых собак началась 6 апреля с дрейфующей ледовой станции примерно в 100 км от Северного полюса. В связи с резким потеплением и ранним началом движения полярных льдов весной 2013 года первоначальный план беспрерывного путешествия был нарушен. Маршрут экспедиции был прерван 23 мая 2013 года[3] и на 2014 год был запланирован второй этап, который не состоялся.

Поддержку экспедиции оказывали Правительство Республики Карелия, Русское географическое общество и ряд российских СМИ. Бо́льшую часть затрат несли спонсоры[4][5][6][7].

Люди[править | править код]

  • Фёдор Конюхов

  • Виктор Симонов

Фёдор Филиппович Конюхов — известный российский путешественник, достигший всех пяти полюсов планеты: Северный полюс, Южный полюс, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, полюс высоты — гору Эверест и полюс яхтсменов Мыс Горн. Писатель, художник, заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму, член Союза художников СССР, Союза писателей и Союза журналистов России, священник Русской Православной церкви[1][8].

Виктор Альбертович Симонов — российский путешественник и полярный гид. Руководитель экспедиций и туров в Арктику, на Северный полюс, на Кавказ и Забайкалье. Мастер спорта по лыжному туризму. Директор ООО «Скифы Тур». До экспедиции 6 раз был на Северном полюсе[9]. Учредитель и основной организатор первых в России международных гонок на собачьих упряжках на средние дистанции «По земле Сампо»[10]. Кандидат на выборах в депутаты в Петрозаводский городской совет в 2011 году от партии Справедливая Россия[11][12][13]

Собаки[править | править код]

Бо́льшую часть маршрута было запланировано преодолеть на собачьих упряжках. Собаки пород чукотские ездовые и метисы, принимавшие участие в экспедиции, выращены в собственном питомника Виктора Симонова[14]. Всего планировалось использовать 24 собаки (две упряжки). 12 (10 основных и 2 запасные) прошли от полюса до Гренландии, далее к экспедиции должны были присоединиться ещё 12 гренландских ездовых собак[5].

Запланированная изначально схема маршрута экспедиции Фёдора Конюхова и Виктора Симонова

Маршрут экспедиции был запланирован самым продолжительным в Арктике, предыдущие попытки преодолеть его были безуспешными[15].

Первый этап (апрель — май 2013 года)[править | править код]

Первый этап экспедиции начался в Петрозаводске в Республике Карелии. Участники, собаки и оборудование были доставлены самолётом на Шпицберген в самое северное поселение мира Ло́нгйир. Из Лонгйира, также по воздуху, участники направились на российскую сезонную дрейфующую ледовую базу Барне́о в непосредственной близости (около 100 км) от Северного полюса. На ней были произведены последние приготовления и испытания снаряжения[8]. Коррективы внесло повышение средней температуры воздуха и ранняя весна в полярной области в 2013 году. Вопреки прогнозам, льды начали перемещение, появилось огромное количество трещин, которые нужно было обходить. Это обстоятельство заставило путешественников изменить маршрут и переместить к западу место выхода со льдов на землю. В итоге Конюхов и Симонов достигли необитаемого острова Уорд Хант (Канада), на котором есть взлётно-посадочная полоса для воздушного транспорта[16]. Первый этап был окончен 23 мая 2013 года[3].

Второй этап (2013—2017)[править | править код]

Второй этап экспедиции планировалось начинать переходом с канадского арктического побережья до Гренландии. Затем подъём на гренландское ледяное плато и прохождение по нему до самого юга острова по запланированному ранее маршруту. Этот этап ожидался самым продолжительным по времени, а подъём — одним из сложнейших участков[17]. Однако в конце мая 2013 года старт второго этапа откладывался в течение почти недели по причине мощного циклона в Канаде на острове Уорд Хант, затем из-за непогоды столько же времени было потеряно на северном побережье Гренландии[18]. В результате было принято решение прекратить движение по запланированному маршруту из-за опасений, что экспедиция не сможет спуститься на южное побережье Гренландии вследствие таяния ледника на юге острова. Продолжение путешествия первоначально было запланировано на 2014 год[18]. Однако старт второго этапа был отложен на год вследствие путешествия Фёдора Конюхова на вёсельной лодке через Тихий океан, продолжавшегося с декабря 2013 года по май 2014.

Позднее ряд СМИ сообщил, что маршрут антарктической экспедиции будет кардинально изменён. Путешественники планируют старт в марте[19] (по другим данным, в апреле[20]) 2015 года в посёлке Исерток на юго-восточном побережье Гренландии, пройдут остров в северном направлении, пересекут пролив Нэрса и вдоль побережья Канады дойдут до острова Уорд Хант[20]. Затем планируется переход через арктическое побережье Канады и Аляски, Берингов пролив, Чукотку и Таймыр. Кругосветное арктическое путешествие должно завершиться весной 2017 года в Петрозаводске, где оно стартовало в 2013 году[19]. Вследствие проблем с оформлением документов властями Гренландии в 2015 году, продолжение экспедиции перенесено на март 2016 года[21].

Цель экспедиции — пройти до последнего времени недосягаемый[22] полярный маршрут; укрепить авторитет России среди арктических держав и Карелии как особого туристического региона; популяризовать спортивный туризм и ездовой спорт на собачьих упряжках, инициировать возврат ездового спорта в зимние Олимпийские Игры; провести серию опытов и испытаний новейшего навигационного и коммуникационного оборудования[23].

Тренировка ездовых собак и испытания экспедиционных нарт перед походом на Северный полюс

Планы проведения экспедиции рассматривались ещё в 2011 году, а активная фаза подготовки началась в июне 2012 года. Приоритетной задачей в самом начале планирования был оценка возможностей проведения подобной экспедиции. Был проведён тщательный анализ предыдущих попыток подобных экспедиций, выявлены и учтены их ошибки и недоработки. Учитывались все сложные и опасные факторы, возможности обходов труднопреодолимых участков, определены кратчайшие расстояния и метеоусловия на всех этапах пути. Особое внимание уделялось физической подготовке людей и собак, тестированию оборудования, средств навигации и связи, испытаниям доработок упряжей и нарт. Определение количества и номенклатуры необходимого в пути ремкомплекта[24].

Перед стартом экспедиции был создан особый дистанционный штаб экспедиции из специалистов Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН и Российской Академии Наук. Путешественники и их собаки прошли особое медицинское обследование и были застрахованы на случай ЧП и аварийной эвакуации[25][26].

В состав оборудования входили несколько видов средств связи и навигации, которые одновременно проходили полевые испытания: российская навигационная система ГЛОНАСС, метеорологическое оборудование, аварийные средства спасения и поиска российского производства. Также были намечены опыты с применением локационно-навигационного сопровождения арктического перехода в интересах проектирования Системы освещения обстановки в Арктике, изучение плотности метеоритных «полей» на территории Гренландии в рамках оценки астероидно-кометной опасности (АКО) в интересах создания Системы планетарной защиты от АКО[27][28].

За ходом экспедиции можно было следить через Интернет. Созданы специальный сайт, посвящённый экспедиции, и блог, через которые можно следить за ходом экспедиции, за местоположением путешественников. Планировалось установить веб-камеру на одну из собак. Возможность передачи цифровых данных с полярных широт также проверялась по ходу экспедиции[29].

За 46 суток Фёдор Конюхов и Виктор Симонов, используя упряжку из 12 ездовых собак, прошли более 900 км по дрейфующим льдам. Несмотря на резко наступившее потепление и усложнившуюся ледовую обстановку, путешественники прошли эту часть маршрута без потерь, но высадиться им пришлось на остров Уорд-Хант (Канада) недалеко от Гренландии. Ещё одной опасностью оказался увязавшийся за экспедицией белый медведь, преследовавший её несколько дней, подходя порой на 20 метров с подветренной стороны. Несколько раз нарты и некоторые собаки проваливались под тонкий, припорошенный снегом лёд. Особенностью данного перехода явилось и то, что впервые за всю историю полярных экспедиций не было потеряно ни одной собаки. Все они были возвращены домой целыми и невредимыми[3].

  • northpole-grenlandia.ru — официальный сайт арктической экспедиции «Карелия — Северный полюс — Гренландия» (рус.) (англ.)
  • konyukhov.ru — официальный сайт Фёдора Конюхова (рус.) (англ.)

Человек дня. Федор Конюхов, 12 декабря 2019 – аналитический портал ПОЛИТ.РУ

12 декабря 1951 года родился Федор Конюхов, путешественник.

 

Личное дело

Федор Филиппович Конюхов (68 лет) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были крестьянами, воспитывали пятерых детей. С детства Федор уходил с отцом в море на рыбалку. Также любил футбол, занимался легкой атлетикой, парусным спортом. В 15 лет в одиночку на весельной лодке переплыл Азовское море.

После восьмого класса поступил в Одесское мореходное училище. Окончив его, пошел в Ленинградское полярное училище, получил там специальность штурмана-навигатора. Рассказывал: «Я пошел в мореходку, потому что знал, что если не закончу ее, то не стану штурманом и не найду Северный полюс. Ведь GPS тогда еще не было».

В 1970-х годах девять месяцев учился в Ленинградской духовной семинарии. Затем окончил разведшколу под Калининградом и был призван в армию. Служил во Вьетнаме, Никарагуа и Сальвадоре, где «доставлял боеприпасы к местам боев». «Мой взвод взорвал столько мостов, что их до сих пор во Вьетнаме восстановить не могут», — рассказывал он.

После трех лет службы поступил в художественное училище в белорусском Бобруйске, окончил его по специальности «резчик-инкрустатор».

Некоторое время работал матросом на кораблях спасательного флота на Балтике, на траулерах ловил рыбу в Тихом океане. С 1974 по 1995 год жил в Находке, затем переехал в Москву.

В 1977 году совершил свое первое большое путешествие — прошел на парусной яхте по маршруту Витуса Беринга в Тихом океане.

Некоторое время провел на Чукотке, где освоил езду способы выживания в полярных условиях. В 1981 году пересек Чукотку на собачьей упряжке.

В 1988 году совершил трансарктический лыжный переход из СССР в Канаду через Северный полюс в составе международной группы. Для оплаты своего участия в проекте продал несколько своих картин вице-президенту McDonald’s.

В 1989 году участвовал в первой российской автономной экспедиции к Северному полюсу, в следующем году совершил одиночный лыжный поход к полюсу, достиг его за 72 дня.

В 1990—1991 годах совершил первое в отечественной истории одиночное кругосветное плавание по маршруту Сидней — Мыс Горн — Экватор — Сидней. Путешествие длилось 224 дня.

В 1992 году в одиночку поднялся на Эльбрус и с напарником — на Эверест.

В 1993—1994 годах предпринял кругосветное плавание по маршруту Тайвань — Тайвань. Рассказывал: «Проект затевался как шесть вершин мира (кроме Антарктиды) — т. е. обойти вокруг света с заходом на каждый континент и организацией восхождения




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *