Трасса Колыма – Путешествия. Туризм. Природа. Достопримечательности.

Трасса КолымаТрасса Колыма является продолжением трассы Лена и, наверное, она самая незагруженная в России. Её протяженность около 2000 км. Начинается эта трасса в Нижнем Бестяхе, который находится на противоположном берегу Лены от Якутска. Моста через Лену нет, есть только паромная переправа, но из-за ограниченности по времени туда мы не поплыли.

Основная трасса Колыма идет через следующие населенные пункты: Тюнгюлю, Чурапча, Ытык-Кюёль, Хандыга, Усть-Нера, Артык, через чуть более 50 километров находится граница Якутии и Магаданской области, дальше идут Кадыкчан, Сусуман, Ягодное, Дебин, Оротукан, Атка, Палатка и заканчивается в Магадане. Насколько я понимаю, трасса Колыма идет практически полностью в условия вечной мерзлоты.

Уверен, большинство россиян считают, что до Магадана дороги нет совсем, но как неудивительно, дорог даже несколько. Есть основная федеральная дорога и есть еще два пути, которые отходят от неё и, сократив часть пути, возвращаются обратно в неё.

Первое ответвление – это Староколымский тракт, другие его названия: Южная или Оймяконская дорога. Проходит он через Кюбеме — Томтор — Куранах-Сала и выходит на трассу Лена в районе заброшенного поселка Кадыкчан. Это старая дорога, которую строили заключенные при Сталине. Часть её выложена бревнами, которые сейчас вымываются и догнивают, мосты исчезли и больше не ремонтируются. Местные рассказывают, что нередки случаи, когда там поток воды смывает Урал и другую технику. Достопримечательности этой дороги – поселки Томтор и Оймякон, которые являются полюсами холода планеты, т.е. в этих местах зарегистрирована самая холодная температура в мире. Чтобы проехать по этой дороге, необходимо несколько более высоких машин, чем та, на который мы ехали, поэтому, сворачивать на это ответвление мы не стали.

Второе ответвление – Тенькинская трасса или Тенькинская дорога, местные называют её по-простому Тенька. Она начинается перед поселком Большевик и идет через Омчак и Усть-Омчуг, выходя на основную трассу практически рядом с Магаданом, у поселка Палатка. Если по трассе Лена встретить машину или две в день – это нормально, то по Тенькинской трассе нормой считается одна машина в несколько дней. Иногда эту дорогу перекрывают из-за смытых поднявшимися реками мостов.

Мы решили в сторону Магадана проехать по Тенькинской трассе, обратно по трассе Колыма.

Купив все необходимое и заправившись в Нижнем Бестяхе, выехали утром 9 июля. Еще на трассе Лена мы обратили внимание на местные буханки, которые ездят с очень высокой скоростью, поднимая за собой тучи пыли. На трассе Колыма с этим все еще хуже, примерно до Чурапчи буханок было очень много и от них видимость была просто никакая. Из-за специфики климата в районе Якутска ветра нет, поэтому пыль просто стоит в воздухе, медленно опускаясь в течении дня. Ну, а поводу «бешеных буханок» люди сказали, что это практически местный вид спорта.

Нижний Бестях

Кстати, случайно узнали, что за несколько дней перед нами туристы из Башкирии ехали на Ford Ranger и еще какой-то машине, так вот, Ford Ranger перевернулся. Азамат созвонился с ним, он рассказал про трассу Колыма и посоветовал быть максимально внимательными на дороге.

Пока ехали по Якутии, ландшафт примерно одинаковый: невысокие деревья, болота. Все, с кем мы общались, порекомендовали ехать до Хандыги без остановки и, главное, не останавливаться в Чурапче. Из-за того, что местное население не очень любит русских и там было несколько конфликтов. Мы же не побоялись и остановились в Чурапче, пофотографировали и заправились.

Чурапча

Чурапча

Чурапча  Чурапча

Чурапча

Еще особенностью трассы Колымы в Якутии – встречающиеся памятники вдоль дороги.

Трасса Колыма Якутия

Трасса Колыма Якутия

Трасса Колыма Якутия

Трасса Колыма Якутия

Около одного из памятников у нас закипел антифриз, двигатель перегрелся, сказалась температура около 40 градусов, пыль и обрыв провода, идущего на один из вентиляторов охлаждения. Залили антифриз, сделали вентилятор, поехали дальше. Скоро вновь антифриз выкипел, оказалось, что перестал работать датчик температуры охлаждающей жидкости. Включили принудительно вентиляторы и до самого Магадана они работали непрерывно.

Трасса Колыма

Трасса Колыма

На въезде в Ытык-кюель установлен постамент – на нем человек едет на быке, а перед ним полулежа сидел пьяный человек. Сфоткали и поехали дальше, так как пьяный начал шуметь.

Ытык-кюель

Ытык-кюель

Чуть отъехали от этого села и заметили разрушенное здание, около которого стояла машина Почта России, вообще, по пути в Якутии нам часто встречались заброшенные разрушенные избы.

Трасса Колыма Якутия

Трасса Колыма Якутия

Трасса Колыма Якутия

К вечеру приехали на паромную переправу через реку Алдан. Нам сказали, что парома до утра уже скорей всего не будет, кроме одного, который должен отвезти три фуры на другой берег.

Река Алдан

Переправа через Алдан

Прождали паром около часа, за это время приехали еще несколько машин. Пришел паром, куда погрузились две фуры и начали загружаться остальные машины. Местные проехали без очереди, остальные как положено.

Переправа через Алдан

Пока ждали паром, а потом и на пароме познакомились с разными людьми. Две машины ехали в Томтор. Один УАЗ Патриот с семейной парой туристов – Сергеем и Инной, а также с двумя собаками, возвращался домой в Магадан. Все время переправы мы общались про местные достопримечательности, кто где был, про машины, про собак и многое другое. К нашей беседе подключился водитель фуры, который тоже рассказывал много интересного про себя и про дорогу.

Переправа через Алдан

Переправа через Алдан

Переправа через Алдан

Паром шел около двух часов против течения и к тому моменту, как мы выехали на другой берег, было уже темно. Мы поехали за УАЗом до Хандыги, так как они знали дорогу и знали хорошую заправку у реки.

В Хандыгу приехали, но выехав из леса, стало понятно, что не так темно, как показалось сначала. Все таки северные белые ночи очень светлые.

В Хандыге заправились и поехали узнать, есть ли места в гостинице. Мест оказалось всего три, Сергей предложил нам остаться переночевать, сами они отказались от этих мест ради нас. Мы тоже отказались и поэтому поехали дальше по трассе Колыма за УАЗом.

В одном месте Сергей свернул в сторону реки, проехали маленький брод и дальше по речным камням выехали к берегу.

Установили лагерь и пошли за дровами. Пока искали, я нашел одеревенелую кость предположительно мамонта.

После того, как покушали, посидели у костра и пообщались. Легли спать спокойные, так как нас охраняли собаки.

На берегу Хагдыги

На берегу Хагдыги

Утром распрощавшись с Сергеем и Инной, поехали дальше по трассе Колыма в сторону Усть-Неры, а они обратно по делам в сторону Хандыги.

На берегу Хагдыги

Природа вокруг все та же – болота, редкие невысокие деревья, но после Теплого ключа вдали уже начали виднеться горы.

Трасса Колыма

Трасса Колыма

Трасса Колыма

Вскоре мы въехали в них и начался первый перевал – Томпорукский. Здесь установлен крест в память о жертвах ГУЛАГа. Появились первые горные речки, которые впадали в реку Восточная Хандыга, а деревья вокруг тоже изменились, началась тайга.

Трасса Колыма Томпорукский перевал

Трасса Колыма Томпорукский перевал

Дальше пошли разнообразные перевалы и прижимы, по узкой грунтовой дороге, покрытой острым скальником. С одной стороны – каменная стена, с другой – глубокий обрыв. Пробьешь колесо и ты внизу, а можно и не пробивая, ведь чуть разогнался и на крупных камнях и ямах машину начинает заносить. Вообще рискованно, единственное, что радует – встречных машин нет.

Трасса Колыма

Трасса Колыма

Трасса Колыма

Трасса Колыма

Очень запомнился на трассе Колыма

перевал Заячья петля. Еще не доехав до него, вдали на фоне возвышающихся сопок, начали собираться тучи и сверкать яркие молнии. Чем ближе мы подъезжали к этому перевалу, тем хуже становилась погода, шквалистый ветер гнул деревья, молнии уже сверкали совсем рядом. Когда начался перевал Заячья петля, пошел сильнейший ливень, щетки еле справлялись с хлеставшей в лобовое стекло водой. Все это усугублялось сложностью перевала: большие ямы, камни, резкие повороты в том числе на 360 градусов и все это на большой высоте. Внизу спокойно текла река Сеторым.

Трасса Колыма перевал Заячья петля

Трасса Колыма перевал Заячья петля

После того, как мы проехали перевал, дождь закончился. Мы остановились передохнуть и заметили, что местами на берегах реки лежит снег и это  в июле.

Трасса Колыма

Еще одна особенность – все склоны сопок покрыты мхом, который придает им интересный оттенок. Если пройтись по нему, то создается ощущение, что идешь по мягкому ковру.

Трасса Колыма

Дальше дорога более или менее пошла без поворотов, снега на берегах реки стало еще больше.

Трасса Колыма

Вскоре мы доехали до первого брода на трассе Колыма – автодороге федерального значения. Из-за жаркой погоды в последнее время, уровень воды был низкий, единственная сложность – были большие камни. Когда мы проезжали этот брод обратно, была ночь и уровень воды был гораздо выше. Кстати, магаданцы сообщили, что через два дня, как мы проехали трассу Колыма в обратную сторону, реки вышли из берегов и смыли несколько мостов.

Экспедиция в Магадан

Трасса Колыма

Трасса Колыма

На другой стороне брода мы остановились, чтобы пофотографировать и на нас налетела туча комаров, никакие средства от них не помогали.

Постепенно сопки стали ниже или скорее мы заехали выше, так как температура там был гораздо ниже той, что была все предыдущее время. Вдоль дороги появились небольшие красивые озера.

Колыма

Проскочили поселок Кюбюме, с которого начинается староколымский тракт. После того, как выехали из Оймяконского района, в сопках и на реке начал появляться густой туман.

Колыма

Трасса Колыма

Дорога вновь стала петлять, проехали узкий серпантин и мы забрались на Брюнгядинский перевал. На самом верху погода наладилась, но солнце уже начинало садиться.

Трасса Колыма Брюнгядинский перевал

После Брюнгядинского перевала пейзаж вдоль дороги стал похож на тот, что был до переправы через Алдан. Болота, наклонившиеся невысокие деревья. А сама дорога – земля с вкраплениями камней, а если съехать с неё – топь.

Трасса Колыма

Здесь на одной из стоянок установлены мусорки и живет прирученная лиса. Людей она не боится, ест практически с рук, либо с мусорки. Ждет редких водителей, которые дадут ей еду. Саня скормил лисе все наши печеньки, но ей этого было мало и она прыгнула в бочку с мусором.

Трасса Колыма Лиса

Трасса Колыма Лиса

Следующий перевал – Ольчанский, отличается длиной, высотой и тем, что машины там могут разъехаться только в специальных карманах. Зато сверху прекрасный вид на сопки вокруг.

Трасса Колыма Ольчанский перевал

Трасса Колыма Ольчанский перевал

Трасса Колыма Ольчанский перевал

Примерно через час подъехали к поселку Усть-нера, пересекли явно новый мост через реку Индигирка. На одном из знаков сидела сова, еще одно животное, которое мы увидели за эту поездку.

Трасса Колыма мост через Индигирку

Трасса Колыма Сова

Въехали в Усть-неру уже ночью, хотели зайти в магазин, но то, что мы увидели вокруг, изменило наше намерение. Сам поселок выглядит очень депрессивным, кроме новой церкви все остальные здания выглядят так, как будто с советского времени их не ремонтировали. Кроме того, у магазина было 3-4 компании ребят, в одной из них человек блевал, держась за приятеля, во второй один человек помогал встать своему товарищу и при этом сам не удержался на ногах. Остальные местные не сильно отличались своим состоянием. Добавил колоритности пейзажу фигура не очень трезвого мужчины, катавшегося стоя на скрипучих качелях. Поэтому поехали дальше и на выезде из Усть-неры, наконец-то, нашли заправку, где заполнили канистры и бак. Заправка в Усть-нере, пожалуй, самая дорогая, да и логично, ведь от Чурапчи до Усть-неры других заправок не было, это был самый длинный перегон без заправки.

От Усть-неры проехали еще около двух часов, в одном месте пересекли реку и остановились перекусить и вздремнуть.

Трасса Колыма

Экспедиция в Магадан

11 июля встали рано и поехали дальше. Вскоре начался прижим, который продолжался до Артыка.

Трасса Колыма Прижим

Трасса Колыма

Трасса Колыма

В пятидесяти километрах от которого река Делянкир впадает в реку Нера, в этом месте находится граница между Якутией и Магаданской областью. Здесь установлен щит, на котором схематично изображены дороги области.

Трасса Колыма

Трасса Колыма

И скоро новый перевал – Колымо-индигирский, дорога здесь широкая и ровная, ехать одно удовольствие.

Трасса Колыма Колымо-индигирский перевал

Меньше чем через час, добрались до заброшенного поселка Усть-хакчан. В сам поселок не поехали, так как мост в него ветхий, да и в самом поселке была видна активность каких-то людей. Несмотря на это, поселок выглядит мертвым. Здесь с 1942 года находился прииск по добыче золота.

Усть-хакчан

Усть-хакчан  Усть-хакчан

Усть-хакчан

Усть-хакчан

На самом въезде Усть-хакчан находится заброшенная заправка рядом с небольшой кучей каменного угля, от колонок практически ничего не осталось. А вот здание советских времен еще стоит.

Заброшенная заправка

Только мы собрались во внутрь, прибежала собака и стала наблюдать за нами. В начале мы опасались собаки, но потом подкормили её и стало ясно, что она настроена спокойно по отношению к нам.

Трасса Колыма Собака

Трасса Колыма Заброшенная заправка

В здании нашли цистерны со следами горюче-смазочных материалов. Одна из стен, где стоят цистерна, развалилась.

Заброшенная заправка

Заброшенная заправка

Заброшенная заправка

Следующий заброшенный населенный пункт – один из самых известных в мире – Кадыкчан, про него напишу отдельно.

Кадычкан

Трасса Колыма сегодня (Часть-7 рассказа Восток)

На путь из Якутска в Магадан, протяженностью 2020 километров, проходящий по федеральной автодороге «Колыма», мы отвели 4 дня.

Так как знали, что трасса сейчас уже в хорошем состоянии, бродов больше нет и на пути лишь одна паромная переправа.

Отвороты с трассы на второстепенные дороги, конечно выглядят пока ещё просто,

но сама трасса почти везде имеет хоршую насыпь, а местами даже асфальт.

Но не везде…


Хотелось преодолевать по 500 километров в день. На деле же получилось, что в первый день мы проехали лишь 350 километров, так как долго ждали парома из Якутска в Нижний Бестях и в следствии этого опоздали на вечерний паром под Хандыгой. В итоге через Алдан переправились только утром второго дня.

В последующие дни мы проезжали то меньше, то больше, чем планировали, но в итоге добрались автостопом до Магадана за четыре дня и одну ночь, приехав в столицу Колымы, на утро пятого дня.

Расскажу чуть подробнее про эту трассу, так как ситуация меняется и свежая информация будет полезна и водителям и автостопщикам, которые соберутся в эти края.

Итак, начнем с переправы под Хандыгой.

На этой переправе есть два больших парома, которые ходят по расписанию, в 7 утра и в 7 вечера и ещё два маленьких парома, которые курсируют днём и ночью по мере заполнения.

Проезд для пешеходов бесплатный, с легковых автомобилей берут по 400 RUB. Время в пути 60 — 100 минут, в зависимости от направления течения.

Трасса до Хандыги относительно оживленная, на протяжении 80% пути гравийка, но тоже хорошего качества.
От Хандыги до Усть-Неры дорога местами похуже, машин значительно меньше, а населенных пунктов почти нет. Но и бродов и деревянных мостов тоже уже тут нет, все мосты новые. Старые, остались кое-где в стороне, как памятники минувшей эпохи.

Также самые красивые места Колымского тракта находятся преимуществвенно на этом участке.

Самые глухие участки «Колымы» от Теплого Ключа до Усть-Неры и от Усть-Неры до Сусумана. В этих местах летом проходит в среднем не более двадцати дальних машин в сутки, в каждом направлении.

А до Тёплого ключа машин более-менее много и места оживлённые по местнм меркам. По территории Якутии встречается много красивых стел и монументов, при въезде в каждый район и в так называемых «местах силы».

Якуты, как и буряты с монголами, любят оставлять подношения духам дороги в виде монеток, а порой и в виде всего, что лишнем окажется в машине.

Надеяться на пополнение продуктовых запасов в каких-то поселках по трассе не нужно. Закупить все необходимое лучше в Нижнем Бестяхе или в Якутске. Многие поселки по трассе полузаброшенные, а остальные просто маленькие. Выбор там совсем не велик, а цены достигают 300% от материковых.

Самое долгое ожидание машины было у нас в последнем поселке Якутии — Артыке. Там мы простояли 4 часа 25 минут и лишь потом нашли машину идущую дальше на Восток.

Далее более менее стабильный поток машин есть от Сусумана до Ортукана, ну а потом опять глуховатый участок до Палатки, от которой до Магадана остаётся 85 километров, по хорошей и оживлённой асфальтированной дороге.

Многие посёлки отмеченные на карте, не очень населённые и живут там по паре человек.

Большая же часть домов забршена

В целом трасса «Колыма» считающееся уже лет десять федеральной дорогой круглогодичного пользования сейчас легко проходима даже на легковом автомобиле. Только водителям следует не забывать запастись топливом, так как заправок в некоторых местах нет по 500 километров.

Дорога стала значительно проще, на заменитых Чёрном и Жёлтом прижимах уже современная широкая дорога, с отбойниками,

а не узкая полоска насыпи шириной в одну машину, сжатая между скалой и пропастью.

Автостопщикам на путь от Якутска до Магадана лучше закладывать 5 дней, чтобы сильно не спешить и принимать предложения водителей заехать в гости. Народ тут гостеприимный. Но можно добраться и за 4 дня, дорога по качеству хорошая, только поток слабый, по сравнению с трассами на «материке» и останавливается кстати далеко не первая машина, вопреки распространенному мнению. Потому что уже и сюда дошла пагубная в этом плане цивилизация.

Пару раз встречали мы на трассе велосипедистов и мотоциклистов путешественников из разных стран. Ну а водители рассказывали, что и пешком даже многое тут ходят и не только летом, но и зимой, в морозы ниже -50 градусов.

Так что Колымский тракт уже не такой сложный, как во времена первого путешествия Антона Кротова в 1996 году и сейчас его можно одолеть и пенсионерам и пионерам. Только вещи с сбой тёплые берите, местами и в июле лежит снег.

Единственная сложность и опасность здесь это встреча с медведями, о которых расскажет вам каждый водитель. В связи с этим полезно ночевать близ людей и иметь петарды или фальшфейер для отпугивания зверей шумом.

Мы медведя видели лишь один раз, на Гербенском перевале в Магаданской области.

Он, говорят там с весны живёт, так как некотрые глупые водители подкармливают специально его, чего я думаю делать ни в коем случае нельзя.

На этом все, сильно в подробности я углубляться не буду, информации в интернете и так много, но даю ссылку на содержательный отчет Константина Каськаева, который путешествовал тут, в тоже время, что и мы, но изучил этот регион подробнее.

Если у кого-то есть ещё вопросы спрашивайте их в комментариях


Самые дальние уголки Колымской трассы.


Желающие покорить просторы необъятной матушки-России сталкиваются с тем, что очень мало информации о состоянии трассы Колыма, а точнее самого далекого ее участка,  от п. Хандыги до п. Усть –Нера. Дело в том, что это единственная обслуживаемая дорога, имеющая возможность пустить любой автомобиль в недра Магаданской области через Якутию. О ней и пойдет речь..


Пройдя первые 350 км от Нижнего Бестяха вы окажитесь на паромной переправе, через р. Алдан. В этом месте лет через двадцать, когда наша страна пройдет все кризисы, обязательно построят хороший мост. Паромы ходят по мере заполнения, в светлое время суток. Особенно жадные до прибыли паромщики могут согласиться пойти и в сумерки и это опасно.


Переправившись на другой  берег через пятьдесят км проедем п. Хандыга. Тут и заканчивается основной трафик автомобилей. Дальше ходят крайне редко и неохотно.
Равнинные пейзажи заканчиваются, и мы попадаем в горную страну Верхоянского хребта

Долгое время, еще до прихода Советской власти купцы из Якутска добрались до охотских поселков  только зимой на лошадях или ездовых оленях. Путь занимал месяцы.
Проводники были из местных, на вес золота. Кстати колымское золото притягивало многих искателей, но добраться до Колымы было не просто..


Автомобильную трассу начали строить в лихие 40е, а закончили в середине мохнатых 50х трудом тысяч заключенных системы ГУЛаг. Мало кто знает, но соединение Колымы и Якутии проводилось тремя отдельными дорогами.
Две из них были достроены, а третья … Из-за ошибки проектировщиков строители преодолев сложнейшие перевалы,  уперлись в непроходимые болота т.н. Гусиные озера и проект был остановлен. Всех ЗК вывезли на другие участки, а инженеров расстреляли. Это была бы самая короткая дорога. Но на данный момент, как не странно, работает самая северная и длинная дорога. Она охватывает больше территорий богатых полезными ископаемыми.

Красная- Федеральная трасса М56 ( про которую смотрите фото)
Фиолет — старая не обслуживаемая. Проходима для подготовленных джипов.
Зеленая — ошибочно спроектированная.

Весь механизм строительства трассы отражен в этих незатейливых рисунках, одного бывшего заключенного..


Бригады заключенных с охраной располагали на отрезках по 10 км. выполнив свой участок дороги перебрасывались на следующий кусок и т.д. Из воспоминаний выжавших ЗК отход составлял 50%. Раб-силу восполняли новыми этапами.  Умерших хоронили у дороги, зимой часто просто в снегу. Водители, не раз видели, как из таявшего снега торчали ноги, руки несчастных.


Так строили летом…
Техника в начале 40х в первую очередь поставлялась на фронт, хотя снабжение треста «Дальстрой» и приравнивалось к военному многого не хватало.


А так зимой.


Первый дорожный поселок.


Местами  дорога мало отличается от своего первозданного вида.  Узкой лентой вьется между гор, шириной в полторы колеи.


Трасса включена в федеральную программу по реконструкции, работы ведутся частями и самые опасные участок  делают в первую очередь.


Желтый и черный прижимы.


Подъезжаем к желтому прижиму…


Любуемся складчатыми структурами гор…



Прижимы заделаны стальной сеткой но , почему то не на всех участках.


На крутых спусках есть тормозные насыпи. Заехать на такую замечательную «смотровую площадку», не получится. Покрытие из сыпучего гравия, который, должен помочь остановить любой грузовик без тормозов.


Строителями была проделана глобальная работа по расширению прижима. До реконструкции тут был автопролаз в одну колею, с регулярными камнепадами.



А это самое красивое место. Мост построенный год назад.


Старый мост


Строительство 2013г.


Обрыв отсыпали 100000000тон гранита, сделали ступени безопасности. Работа была проделана колоссальная, а на асфальт денег не хватило?




Со стороны Магадана встретился Хамер с номерами евросоюза.


Сколько хорошей дороги не виться, она кончается.


Встречаются мосты 40х годов.


В этом месте часто размывает дорогу после дождей. Можно долго стоять, в ожидании дорожников.


Во время затяжных дождей мелкий ручеек, превращается в горную реку.


Это самый северный участок трассы, а до полярного круга рукой подать, километров 200-300.  А если тут свернуть на юг, то через 100км. окажемся в Оймяконе, Полюсе холода.
Да же неверится, что зимой тут бывает ледяной ад в -70С.


Проехали 370км без цивилизации и приехали в Кюбюме.  Население — 0,3 тыс. чел. (1989), 30чел. (2000), 0 чел.(2010). В селе были автодорожное управление, АЗС, клуб, неполная средняя общеобразовательная школа, учреждения здравоохранения и торговли. Это из википедии… Но не правда. Тут теплится жизнь.


Знаменитая заправка в самой глуши. Это определенно, важный чек-поинт для многих путешественников. Да, тут есть бензин… и иногда электричество, так что канистру захватить с собой рекомендую.


Доброе кафе «Куба», его владельца Серегу не застали, он уехал в Якутск закупаться продуктами, даже засветился на весь мир в одном из фильмов Discovery Channel «Добраться вопреки».


На печи готовят, буржуйкой топят зимой. Работает круглый год. Вам не передать какая радость оказаться в этой скромной харчевне, после многочасового перегона по узкой дороге.


Все коротко и ясно.


Меню… Цены вполне приемлимые.


Приготовлено с любовью. Очень вкусно.


Тем временем нас настиг якутский микроавтобус с туристами из Германии. А теперь внимание! Саша-водитель из Якутска, их забрал в Иркутске, и теперь везет в Магадан. Я познакомился с ним на заправке в Хандыге. Едут в Магадан! вдвоем, ночуют в гостиницах, вот умеют же отдыхать европейцы)).


Остается немного до п. Усть-Нера, там ночевка.
По дороге встречаются вот такие бункеры для грунта. Сверху грунт толкал бульдозер, насыпал в тачки или полуторки и отсыпали дорогу. Полусгнившие бункеры встречаются по всей трассе.


Внезапно….


День кончился. До цели не больше сотни верст.  Дорога как стрела. Скоро появится Ольчанский перевал 1400м. высотой, спуск и Усть-Нера, но это будет уже очень темная ночь и ничего снимать не получится.


На следующий день, направляемся к Магадану. Переехав мост р. Нера встречаем блок пост… На данный момент это вахта артели «Энергия» но по некоторым сведениям, во времена ГУЛАГа, на этом месте находилась высокая вышка с настоящим пулеметом и охраной, проводился тщательный досмотр всех проезжавших, через единственный мост соединявший Колыму и Якутию, на предмет беглецов и бандитов, а ведь попадались.



Нера


Немного пейзажей и еще один опасный прижим


Вот тут, за поворотом водитель грузовика останавливается, выходит, идет и смотрит, пуста ли дорога, что бы разъехаться со встречкой..


«окультуриваться надо!»


Проехав на автомобиле по этой дороге, Вы получите заряд бодрости на долгие годы, сумашедшие пейзажи запомняться на всю жизнь, а проведеное время за рулем вам подарит бесценный опыт, закалил волю и характер.

 Добро пожаловать на Колыму, своим ходом!

в рамках проекта «Сотни дорог Колымы»

Магадан и Колыма. Дорожные фотографии, воспоминания и впечатления

IMG_5331 (2).jpg

В октябре 2006 года мне довелось поучаствовать в обследовании мостов федеральной трассы «Колыма» Якутск – Магадан на территории Магаданской области. Мы проехали 800 километров по легендарному Колымскому тракту от Магадана на север, в край заснеженных хребтов и бескрайней тайги и увидели Колыму во всей её суровой красе. Ниже приведу свои фотографии и воспоминания о той поездке. За 13 лет много воды утекло — что-то изменилось, а очень многое про Колыму актуально и сейчас. Где необходимо, приведу небольшие комментарии об актуальности того или иного по состоянию на 2019 год. Итак, лихо отматываем 13 лет назад, садимся в старенький Ил-62 — и вперёд на Колыму! :)))

Поздняя осень — далеко не самое удачное время для такого путешествия. Летом на Колыме хорошо, но в конце октября на тракте уже царит зима; январских -60, конечно, не будет, но 25-30 градусов мороза — запросто. Летим на Ил-62. Самолёт полупустой — мало, кто летит на Магадан в зиму, поэтому занимаем 6 кресел на троих и наслаждаемся полётом. Вскоре после взлёта, распив на троих бутылку какой-то настойки, отправляемся спать, комфортно развалившись в салоне из расчета три кресла на человека.

1. Я проснулся около двух ночи по Москве. Было уже светло, что, впрочем, неудивительно: мы летим «против времени» и в этом часовом поясе уже утро. Под нами — арктические пустыни Таймыра.

IMG_5191 (2).jpg

2. Вскоре самолет пролетает над Леной. Это её низовья. Могучая река насёт здесь сквозь тундру в Ледовитый океан громадную массу воды. Полноводность Лены более чем в 2 раза превышает Волгу, в 6 — Днепр, в 1,5 — Обь и лишь совсем немного уступает Енисею, самой полноводной реке нашей страны. Лена на большей части своей громадной ширины уже скована льдом и лишь в середине русла вода пока не поддаётся суровому дыханию Арктики.

IMG_5198 (2).jpg

Затем начинаются горы: Верхоянский хребет, Хребет Черского и другие горные массивы Якутии, самолёт берёт всё южнее, сквозь облака на секунду проглядывает кромка Охотского моря, делаем разворот и заходим на посадку в Магаданском аэропорту Сокол.

Магадан

Город в кольце сопок и гор, покрытых даурской лиственницей и зарослями кедрового стланика, расположился между двумя бухтами Охотского моря — Нагаева и Гертнера. История возникновения Магадана началась в 1929 году со строительством культбазы на берегу бухты Нагаева. Дорожники и заключенные прокладывали тогда первые километры Колымской трассы от Магадана в таёжную глушь к приискам. Магадан встал в начале дороги от моря к золоту. Он и сейчас дает жизнь огромному суровому краю. Население города по состоянию на 2019 год составляет 92 тысяч человек (для сравнения — в 1991 году было 155 тысяч, в 2006 — около 100 тысяч). Главная улица города — Проспект Ленина, продолжением которой и является Колымский тракт. Некоторые в шутку считают её самой длинной улицей в мире. С некоторой долей условности, это действительно так: протяженность дороги от Магадана до Якутска — 2021 км, а до Москвы — свыше 10000 км. Железнодорожного сообщения здесь нет. Постоянного и надёжного автомобильного сообщения с «материком» у области тоже нет. На Колыму, как и прежде, можно попасть или по морю из портов Владивостока и Находки, либо – самолётом. Не случайно одну из самых отдалённых областей России называют островом.

3. Мы немного посмотрели город. Первым делом, поехали к Охотскому морю — в легендарную бухту Нагаева.

IMG_5216 (2).jpg

4.

IMG_5221 (2).jpg

5.

IMG_5227 (2).jpg

6.

IMG_5232 (2).jpg

7.

IMG_5234 (2).jpg

8. Улица Ленина.

IMG_5284.jpg

9.

IMG_5285 (2).jpg

10. Старая «сталинская» застройка.

IMG_5286 (2).jpg

11. Центральная площадь Магадана.

IMG_5289 (2).jpg

13 октября наша экспедиция стартовала. Впереди — 718 км на север вглубь материка до границы с Якутией. Колымский тракт, а ныне федеральная дорога Якутск — Магадан имеет официальную протяженность 2021 километр (1187 — по Якутии, 834 — по Магаданской области) и была построена в 30-50-х годах преимущественно заключенными. Сейчас на участке от Магадана до аэропорта Сокол (50 км) трасса имеет 4 полосы и хорошее асфальтобетонное покрытие, далее 30 км до поселка Палатка — 2 полосы с асфальтовым покрытием, а далее сотни километров — в основном, грунтовка, «скальники» и горный «серпантин». Основной транспорт на отдаленных участках трассы — «КамАЗы», «Уралы», «УАЗы», иногда также попадаются «родные» праворульные «япошки», которых, в отличие от самого Магадана, на трассе не так много. Интенсивность движения на 718-километровом участке, который мы преодолеем, уменьшается от 3000 до 200-500 автомобилей в сутки по мере удаления от Магадана. А на самых глухих участках Колымского тракта (в Якутии — мы туда не поедем, но я и об этих местах напишу) одна машина может проехать раз в двое-трое суток. На Колымском тракте законы водительского братства и взаимовыручки действуют как нигде в другом месте. На самых отдаленных участках есть негласное правило — никогда не проезжать мимо стоящей на обочине машины — остановиться и спросить, не нужна ли помощь.

Магадан — Палатка (80 км от Магадана) — перевал Яблоневый (140 км)

Палатка — райцентр Магаданской области, еще относительно живой поселок. Конечно, количество заброшенных домов значительно, но по сравнению с тем, что нас ждет впереди — это немного. В районе Палатки на трассе находится КПП — граница особой 80-километровой экономической зоны Магаданской области, где действует ряд особых правил — упрощены правила ввоза многих товаров и, в частности, на этой территории не нужна растаможка иномарок, которые в большом количестве везут из Японии. За Палаткой от основной трассы на Якутск отделяется боковая дорога протяженностью около 500 километров, ведущая в райцентр Усть-Омчуг и ряд полузаброшенных отдалённых поселков – т.н. Тенькинская трасса. Эта дорога идёт параллельно основной трассе, но отдаляясь от неё на 100 и более километров. В конце Магаданской области, ближе к Якутии, она вновь соединяется с главной дорогой (вскоре за Сусуманом). Эта дорога через Усть-Омчуг — более короткая, но куда более экстремальная и безлюдная, хотя и необыкновенно красивая.

На развилке двух дорог находится ДРСУ, где мы оставляем свои вещи в старой избе и проводим две ночи. Обстановка немного аскетичная. Холодновато. На улице -15, внутри +10. Но главное, — есть два провода, из которых можно смастерить розетку, есть лампочка под потолком, есть плитка, три «пружинных» кровати, есть крючок, на который можно закрыться, есть даже что-то типа бани в котельной, расположенной во дворе. Домик охраняется парой дружелюбных дворняг, в котельной сидит истопник он же сторож, а днём из поселка в ДРСУ приходит с десяток работяг. Магазин расположен в посёлке Палатка в пяти километрах. Кстати, вполне цивильный гастроном.

12. Небольшой праздничный стол, который, без учета горячих блюд (картошки с тушёнкой, сваренной на плитке) выглядит так.

IMG_5303 (2).jpg

13. Фотографии с Колымской трассы, сделанные 13 — 15 октября на участке Сокол — перевал Яблоневый.

IMG_5298 (2).jpg

14.

IMG_5302 (2).jpg

15. Гора Сысынь (1442 м).

IMG_5314 (2).jpg

16. Река Ола — довольно крупная река Магаданской области.

IMG_5320 (2).jpg

17.

IMG_5325 (2).jpg

18. Гора Нух (1828 м).

IMG_5331 (2).jpg

Перевал Яблоневый — пос. Атка — перевал Гербинский (140…340 км по трассе к северу от Магадана)

19. После двух ночевок в посёлке Палатка берем все вещи и двигаемся далее по трассе — в поселок Атка, где нам предстоит провести две следующие ночи. Погода ухудшается…

IMG_5336 (2).jpg

Минуем перевал Яблоневый — водораздел двух океанов, Тихого и Северного Ледовитого. Вдоль трассы видны остатки заброшенного нефтепровода. Раньше он шёл от Магадана через перевал в отдаленные поселки, теперь разрушен, и нефтепродукты возят по трассе. Начиная отсюда, атмосфера всеобщего запустения ощущается особенно остро. Вдоль трассы огромное количество заброшенных поселков и прочих строений. Пропадает сотовая связь. Сейчас из 24 населенных пунктов, по которым проходит трасса на территории Магаданской области, 9 ликвидированы. Готовятся к выселению и ещё несколько посёлков.

Поселок Атка (200 км по трассе к северу от Магадана) ныне существует только благодаря дороге и базирующемуся здесь участку дорожного управления. Когда-то большой поселок опустел в 1994-1996 годах. В 1989 году население посёлка составляло 2500 человек, в 2006 году (когда мы там побывали) — 450 человек, в 2018 году — 323 человека… Сейчас почти все дома заброшены, а оставшиеся жители переселены в две-три наиболее пригодные для жилья пятиэтажки. Но пока есть дорога, жизнь здесь теплится (существует школа с несколькими десятками учеников, пункт милиции, почта, магазин), пока есть дорога — существует надежда. Мы заселились в одной из квартир пятиэтажки. Это один из немногих оставшихся жилых домов — около половины квартир заселены, остальные брошены: выбирай любую (в выборе квартиры помогли дорожники, использующие одну из опустевших квартир в качестве гостевого общежития). В квартире осталась мебель, две рабочие розетки, есть свет, с удивлением обнаружили работающий газ (пусть и с очень слабеньким напором) и даже почти работающий телевизор. Батарея немного греется, но на улице уже -20, в квартире не более +10, поэтому идём в ДРСУ за обогревателем, попутно закупаясь в магазине.

20. Ну всё — быт обустроен: можно жить и работать!

IMG_5332.JPG

21. Фотографии с трассы. С утра на улице уже — 25…

IMG_5349 (2).jpg

22. Перевал Дедушкина Лысина. Говорят, назван так когда-то в честь начальника находившегося рядом лагеря. На самом деле перевал напоминает голову лысого дедушки, у которого одна сторона — пологий подъем, а другая — крутой спуск, повторяющий своими очертаниями затылок, темя и шею человека. На этом перевале от основной трассы отходит боковая дорога на курорт Талая — действующий бальнеологический курорт России.

IMG_5354 (2).jpg

23. Река Мякит. У моста через Мякит водитель (очень приятный парень, коренной уроженец Атки), приготовил на переносной газовой плитке обед. Вообще, на Колыме — прекрасные и отзывчивые люди!

IMG_5364 (2).jpg

Далее от основной трассы направо ответвляются две боковые дороги: 257-километровая дорога на Омсукчан (один из самых отдаленных райцентров Магаданской области) и 156-километровая — на Сеймчан. А вскоре — перевал Гербинский, где нас уже поджидает следующая машина. Перебрасываем поклажу и едем далее… За рулём «УАЗика» лично дорожный мастер этого участка — очень интересный собеседник, с детства живущий в этом суровом крае.

Перевал Гербинский — река Колыма (пос. Дебин) — пос. Ягодное (340 км…526 км по трассе к северу от Магадана)

24. Через несколько километров дороги мастер остановил машину возле красивых скал и замёрзших водопадов недалеко от ручья Наледного.

IMG_5379 (2).jpg

Недалеко от поселка Оротукан от трассы отходит ещё одна боковая дорога — на Усть-Среднекан. Там, за хребтом, на реке Колыме, начиная с 1990 года, ведется строительство Усть-Среднеканской ГЭС — самая большая стройка Магаданской области. Возведение ГЭС несколько раз приостанавливалось, потом снова возобновлялось. Какое-то время стройку хотели законсервировать, но с середины 2000-х строительство потихоньку пошло, станцию взяло под крыло «РАО ЕЭС» и затем «Русгидро». В 2011 году состоялось перекрытие реки Колымы и началось заполнение водохранилища, в 2013 году на пониженной отметке водохранилища были пущены первые гидроагрегаты, в марте 2019 года был пущен третий гидроагрегат, к 2021 году планируется ввод последнего четвёртого агрегата, заполнение водохранилища до проектной отметки и ввод станции на полную мощь.

25. Но это сейчас. А тогда, в 2006 году, перспективы станции по-прежнему были довольно туманны… Стройка от нашей трассы совсем рядом — всего несколько горных перевалов.

IMG_5410 (2).jpg

Останавливаемся перекусить в придорожной кафешке дальнобойщиков в посёлке Оротукан. Как и во многих других поселениях, жизнь здесь не процветает. Много брошенных домов. Оротуканский завод горного оборудования (ОЗГО) влачит жалкое существование. Последние 80 работников завода долгое время героическими усилиями сами пытались поддерживать завод в работоспособном состоянии, надеясь на лучшее, но покупателя на предприятие так и не нашлось, и перспективы его, увы, весьма печальны. Комментарий 2019 года — по состоянию на сегодня Оротуканский завод горного оборудования прекратил своё существование. Посёлок Оротукан продолжает умирать — если в 1989 году в нём жило 5600 человек, в 2006 году (когда мы совершили это путешествие) — 2300 человек, то в 2019 году в посёлке оставаось жить всего 950 человек…

26.

IMG_5411 (2).jpg

27.

IMG_5412 (2).jpg

28. Далее трасса проходит вдоль реки Оротукан. В долине реки ведется добыча золота — долина на протяжении нескольких десятков километров полностью перекопана… Несмотря на октябрь и приближающуюся зиму, кое-где ещё работает техника.

IMG_5437 (2).jpg

По дороге заехали в посёлок Спорное. Жить ему осталось недолго. Посёлок подписан на выселение. Оставшимся жителям дадут сертификаты на приобретение жилья в одном из регионов России. Кто-то переселится в Магадан, а большинство — на «большую землю». (По состоянию на 2019 год посёлок Спорное полностью расселён — последние жители покинули его в 2010 году). Но вот что было удивительно — несмотря на всего два или три полузаселенных дома, посреди посёлка обнаружился шикарный магазин японской техники! ЖК-телевизоры, всякое фото-видео с прибамбасами… Чудеса, да и только! Впрочем, японской техникой здесь особо никого не удивишь — Япония не так далеко. А вот какие-нибудь свежие овощи — с этим да, посложнее…

29. Перед поселком Дебин трасса пересекает реку Колыму, одну из крупнейших рек Восточной Сибири. Это её среднее течение, судоходство начинается в сотне километров ниже, за Усть-Среднеканом, но уже здесь Колыма очень широка и мощна.

IMG_5444 (2).jpg

30. Посёлок Дебин на противоположном берегу Колымы.

IMG_5448 (2).jpg

В 1935-37 годах через Колыму был построен большой мост, соединивший берега огромной реки в районе Дебина (в те времена — посёлок Переправа). Длина моста — 385 метров. Изначально он был деревянным. В 1939 году на Колыме произошло катастрофическое наводнение. Все окрестности были затоплены. Вода затопила не только опоры моста, но и на 1/3 — деревянные арки. Перед мостом образовались огромные ледяные заторы, и возникла реальная угроза срыва пролетных строений. Мост был спасён во многом благодаря находчивости начальника Дальстроя К. А. Павлова, приказавшего загнать на всю длину моста гружёные автомашины, которые своей тяжестью помогли выстоять деревянным конструкциям под напором свирепствовавшей реки. Три дня велась тогда борьба со стихией. Но мост выстоял. В годы Великой Отечественной войны мост ждало новое испытание — американские автопоезда повышенной грузоподъемности «Даймонд». Изначально военные тягачи после установки специальных кузовов могли перевозить до 52 тонн грузов. Использование этих сверхтяжёлых автопоездов привело к тому, что к концу 40-х годов деревянные пролётные строения моста пришли в аварийное состояние. В 1951 году в рекордно короткие сроки мост был реконструирован — на старых опорах деревянные арочные пролётные строения заменили на металлические фермы.

31. Мост эксплуатируется в очень суровых климатических условиях — зимой температура здесь опускается ниже -50 градусов, а летом часто превышает +30. В настоящий момент он практически исчерпал свой ресурс, и скоро в 30 метрах от существующего начнётся строительство нового моста… (Комментарий 2019 года — новый мост через Колыму у Дебина был открыт в 2015 году, старый мост, который мы фотографировали в 2006 году, в настоящее время разобран).

IMG_5451 (2).jpg

32.

IMG_5452 (2).jpg

33. Долгие годы этот мост являлся серьезнейшим стратегическим объектом на Колымской трассе — охранялся военизированной охраной, подходы к мосту были огорожены колючей проволокой, было запрещено проплывать под мостом на лодках и проходить вблизи него по льду в зимнее время. Несколько лет назад охрану сняли, и сейчас о тех временах напоминают покосившиеся будки на въездах с обеих сторон, разбитые прожекторы, старые таблички и остатки колючей проволоки.

IMG_5464.jpg

34. Ещё фото реки Колымы.

IMG_5459 (2).jpg

За мостом расположен поселок Дебин. ДРСУ, наряду с действующим туберкулезным санаторием, — основные предприятия посёлка. По сравнению с другими посёлками, Дебин находится в довольно неплохом положении. В Дебине две ночи жили прямо в здании ДРСУ — в большой общей комнате. Вечерами выходили гулять в посёлок — ходили в магазин и мыться в котельную. На выезде из Дебина на трассе — периодически действующий пост ГАИ и боковая 36-километровая дорога, отходящая налево, на Синегорье. Этот посёлок возник в 70-х годах в связи со строительством Колымской ГЭС на реке Колыме. Идея сооружения здесь гидроэлектростанции возникла еще в 30-х годах, первые изыскательские партии прибыли в район будущей стройки в 1964 году. Строительство ГЭС продолжалось с 70-х вплоть до конца 80-х годов. Причём первая партия техники прибыла сюда в марте 1970 года с Вилюйской ГЭС в Якутии, пройдя более 3500 км по зимнику. В настоящий момент Колымская ГЭС исправно снабжает электроэнергией суровый край. На реке Колыме в верхнем её течении образовано водохранилище. По данным экспертов, в скором времени энергии, вырабатываемой этой ГЭС, будет уже не хватать, и тогда на помощь должна прийти вторая ГЭС колымского каскада — Усть-Среднеканская, про которую я писал выше.

Ещё одно памятное место, находящееся неподалёку – знаменитая «Серпантинка» — один из самых страшных лагерей НКВД, находившийся в конце 30-х годов в районе ныне заброшенного посёлка Хатыннах на ручье Снайпер. Это примерно в 35 км по боковой дороге от райцентра Ягодное. Здесь расстреливали сотнями и тысячами. Это место называли «Долиной Смерти». В июле 1991 г. на месте тюрьмы был установлен мемориал — двухметровая глыба серого гранита, опутанная ржавой колючей проволокой с надписью: «На этом месте в 30-х годах находилась следственная тюрьма «Серпантинка». Здесь были казнены десятки тысяч репрессированных граждан, прах которых покоится в этой долине».

35. Едем далее. 74-километровый участок от поселка Дебин до райцентра Ягодное и последующие 35 километров до поселка Бурхала проходит вдоль долины реки Дебин — крупного левого притока Колымы. Порой трасса проходит прямо вдоль берега. На протяжении

Колымская трасса. Суровая и беспощадная.


Колымская трасса от Якутска до Магадана более 2000км и проехал я ее вдоль и поперек. Однажды, в прошлых годах запомнилась, одна веселая поездочка в далекий поселок, 550км от города.  Дело было в конце ноября. Зима, уже давно вошла в права и сдобрила землю обильными осадками. Выехали из Магадана с ночевкой в п. Талая, а на следующий день в Омсукчан. Но, что то пошло не так…


Ехали быстро. На дороге снежный накат, хорошо отгрейдерована, даже посыпана гранитной крошкой. Через 200 км. заправка, следующая только через 340.
Кое -где можно встретить средство борьбы с переметми. Вот такой забор из дерева, ставили дорожники для срыва ветрового потока, на открытых участках дороги.


На Колыме не приживаются электронные колонки. ЖК дисплее замерзают при -50С. Этот заправочный шланг меняют каждый год. Его длинна за зиму уменьшается в два раза. Весной становится не больше 2 метров. У пистолета на изгибе постоянно трескается резина и его обрезают, обрезают… Морозы, морозы.


Цены на топливо рекордные по стране. Дороже наверно только на Чукотке. Если есть возможность лучше везти с собой из города, там дешевле на 20-25%.


Всеми любимая харчевня в п. Атка. Любимая не по качеству пищи, а то, что островок цивилизации в округе 200км.


Знак с которым все фотографируются. В далеке поселок-труп Атка.


Колорит.


После Атки на подъеме перевала Болотный встретился брошенный «Татарин»-Якут с углем. Скорее всего едет с Аркагалинского угольного разреза в город.
Бросают только когда «сечка», если двигатель не заводится. В мороз его уже не завести. Тут грузовики не глушат всю зиму.


А на спуске с перевала уснувший, съехал с дороги и потерял груз. Видно как шел прямо. Хорошо, что сместился не на кабину.



Приехали в поселок, и конечно, сразу за пивом! Суровая и не затейливая рекламко!


На следующий день в 9.00, уже готовые продолжать путь, узнаем, что около 8.00 сошла лавина и завалила дорогу. Мы оказались запечатаны на Талой.
Приехали посмотреть своими глазами… Встречки едут, мигают фарами. 200 метров дороги потеряны под большими комками прессованного снега.


Со стороны федеральной трассы пришел дежурный грейдер, но объем снега явно не по зубам.  Мы недолго любовались его стараниям. Пошкрябал, пошкрябал и уехал.


А до трассы всего 6 км.


Прошли еще два дня. Пришел долгожданный бульдозер. Он за несколько часов пробил коридор.



Лавина это, спрессованный как цемент, снег. Лопата совершенно не пригодный инструмент в этом случае. Возможно, на его структуру повлиял сильный мороз в здешних местах.
 Высота стен коридора, местами, около 6 м. длинна погребенного участка дороги около 200м. Мне никогда раньше не приходилось сталкиваться с лавинами. Был весьма впечатлен мощью стихии.


Строят мосты, но людей не видать…


дорога-колея продавленная тяжелыми грузовиками.


А это последствия, той самой колеи.


Некоторые мосты построенные еще заключенными уже не в состоянии справляться со своими функциями.


С колеёй борятся, но как то неохотно.


Вырубленная в скале дорога не имеет даже подсыпки на обочине.


Хозяйки здешних мест снуют там и здесь, выпрашивая у водителей харчи.


Получилось даже договориться, с одной лисой,  сделать хороший портрет, за кусок колбасы.


Перевал с говорящим именем, Жаркий 900м.. Тут не один водитель нашел свою смертушку.


На помощь бедолаге водителю пришел дежурный бульдозер. Он дежурит на вершине и выручает из плена тягачи с грузом.


«Бульбаш» даже на цепях не может подняться. Скажу честно, на дороге так скользко, что ходить не реально.


Бульдозер  не смог помочь тягачу. Он буксовал и стаскивался в сторону обрыва. История закончилась тем, что новые бульдозеры завели, спустили с платформы и своим ходом перегнали через скользкий перевал, а тягач вытащили на усах на вершину.


На вершине перевала видна метель. Опасно нарастает козырек из снега. Скоро и тут сойдет лавина.


Жизнь дальнобоя на Колыме не такая как в Европе. Интересная но не долгая. Опыт и мужество здесь не просто слова. Есть свой кодекс чести, который пришел из далеких  лет освоения территории.  Сюда, каждый год приезжают сотни туристов, кто на мотоциклах, кто на своих машинах. Все, с кем общался, никто не жалеет, что оказался в этих красивых и диких местах. Говорят , что это самое не забываемое путешествие, где все настоящее.

В рамках проекта «Сотни дорог Колымы».

Тенькинская трасса. Колыма. — Евгений Радченко — LiveJournal

_DRS3937


  Еще в 1931 г. было открыто золото на Теньке, но только через шесть лет приступили к строительству новой дороги — ответвления Колымской трассы. Тогда еще не были известны главные кладовые Омчакской долины, и планировалось построить автопроезд длиной 200 км к недавно открытым месторождениям олова. Тенькинский дорожно-строительный район в системе управления «Дорстрой» был организован в ноябре 1937 года.


_DRS8262
Зимой на перевалах встречаются лисы попрошайки.

DRS_4514
Окрестности дороги не менялись столетиями, только сама дорога стала пошире и все такая же грунтовая.

DRS_4516
Пейзаж с Тенькинского перевала.

DRS_4544

DRS_4548
п. Мадаун. Типичная жилая многоквартирная постройка арктического проекта 50-60х.

DRS_4549
п. Мадаун.

DRS_4550
Склад, амбар, гараж… Не знаю, что это было но построено на заре освоения Колымы конца 30х. Очень фактурное и винтажное..

DRS_4560
перевал Гусакова.1.

DRS_4564
…..2.

img066      В декабре группа изыскателей вышла на поиски трассы на Теньку. Разведку трассы провели инженеры Карпов и Леонов. С небольшой группой рабочих на оленьих упряжках они прошли по маршруту, проложенному ольским проводником Семеном Слепцовым. В первых числах февраля 1937 г. по следам изыскателей двинулись дорожники во главе с молодым техником Иваном Шишовым. Они вели зимник. Нередко пурга уничтожала труды, приходилось начинать все заново. Как только были пройдены первые 30 км, по зимнику пошли трактора. В свежесрубленные сараи складывались грузы, а место называлось командировкой. Временный проезд был готов к осени.

    Тенькинскую трассу в первые годы называли автопролазом. Это была узкая дорога только для одной машины. Через каждые 200 м были разъезды. Вплотную к дороге подступали вековые деревья. В сентябре 1938 г. с приходом этапов заключенных стал расти поселок Мадаун. Отсюда трассу повели сразу в обе стороны. Через каждые 12 км был лагерь — иначе, командировка. Строились мосты. В 1939 г. была открыта Детринская паромная переправа. На небольших ручьях ставили треугольные или трапециевидные «трубы» из дерева. Капитальные мосты возводили сразу с проезжей частью. Строили их в зимнее время, начиная с ноября. Котлованы под быки рыли до скалы. К маю проезд был готов. На строительстве мостов работали бесконвойные заключенные, мастеровые, получавшие большую пайку хлеба и продуктов. За ними шли грунтовщики. Все работы на трассе велись вручную. Самыми тяжелыми участками на строительстве были перевалы. Скалы разбивали кувалдой с помощью клина. Тачку или сани с грузом породы до 300 кг тащили в одиночку. Жили порой прямо на дороге в «трубах» по 20-30 человек.

    В 1941 г. трасса дошла до Дусканьи. Соединилась с Колымской уже после войны. Ввод в эксплуатацию этой дороги сократил на 130 км путь доставки грузов из Магадана в верховья Колымы и Индигирку. В 1946 г., с прибытием первых этапов военнопленных, начинается новый период Тенькинской трассы — строительство двухпроездной дороги. В 1947 г. появился первый американский снегоочиститель. Идет реконструкция искусственных сооружений — замена деревянных пролетов на деревометаллические, строительство новых мостов через реки. Наиболее значительным среди них был кулинский мост длиной 204 м. ( По материалам Р. Седова)

Колыма (автодорога) — Википедия (с комментариями)

<td rowspan=»5″> </td><tr><td colspan=»2″></td></tr><tr><th scope=»row»>Р</th><td></div></td></tr><tr><td colspan=»2″></td></tr><tr><th scope=»row»>А</th><td></div></td></tr></table></td></tr></table>

Отрывок, характеризующий Колыма (автодорога)

– Я пошлю вам ее, – сказала графиня и вышла из комнаты.
– Господи, помилуй нас, – твердила она, отыскивая дочь. Соня сказала, что Наташа в спальне. Наташа сидела на своей кровати, бледная, с сухими глазами, смотрела на образа и, быстро крестясь, шептала что то. Увидав мать, она вскочила и бросилась к ней.
– Что? Мама?… Что?
– Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе… – Поди… поди, – проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегавшей дочери, и тяжело вздохнула.
Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена , равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя…
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем , теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.
Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том.

Скрытые категории:

Навигация

Персональные инструменты


На других языках

М</div>



Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о