Консультация (старшая группа) на тему: Дорога и ребенок

                            Консультация для родителей                                                                                   «Дорога и ребенок»

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются  дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого ран­него возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно — идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения.

                               Правила безопасного поведения на улице

— На улице нужно быть очень внимательным, не играть на проезжей части.

— Прежде чем переходить дорогу по пешеходному переходу «зебра», нужно сначала остановиться и посмотреть налево, затем посмотреть направо и еще раз налево. Если машин поблизости нет, можно переходить дорогу.

— Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо. Если машин близко нет, то смело переходить дальше.

— Переходить через дорогу нужно спокойно. Нельзя выскакивать на проезжую часть.

— Даже если загорелся зеленый свет светофора, прежде чем ступить на дорогу, следует внимательно посмотреть по сторонам, убедиться, что все машины остановились.

Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть под транспорт.

Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой или, наоборот, «привести» вас утром в детский сад.

Не запугивайте ребенка улицей — панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!

ПОМНИТЕ!!! Все взрослые являются примером для детей!

Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

                                                             Удачи вам, родители!

Статья по теме: Дорога и дети

«Дорога и дети»

/ Корсакова Е. Н., старший воспитатель ГОУ ЦО № 1631 САО г. Москва /,

 ж-л «Управление ДОУ» № 8, 2008 г.

 

Детский сад ГОУ ЦО №1631 расположен вблизи Дмитровского шоссе. Поэтому педагогам детского сада часто приходится сталкиваться с проблемой обеспечения безопасности своих воспитанников на улицах большого города, с проблемой соблюдения правил дорожного движения, как взрослыми, так и детьми.  Но без уча стия родителей невозможно научить детей правильно вести себя на улице.  К сожалению, родители сами часто провоцируют дорожно-транспортные происшествия с дошкольниками, забывая, что несут ответственность за жизнь и здоровье своих детей. Дети во всем берут пример со своих мам и пап, даже в тех поступках, которые не заслуживают подражания. Если мама будет пере бегать дорогу на красный свет светофора, то и ребенок сделает так же. Следовательно,  важной задачей является обучение детей и родителей правилам дорожного движения. В  детском саду Центра образования организован «островок безопасности», где имитируются дорожные ситуации, которые педагоги предлагают решить детям и родителям, проводятся ряд обучающих мероприятий, которые завершаются викториной на закрепление знаний поведения на дороге.

Большую помощь в работе с родителями по обучению детей правилам дорожного движения оказывает Семейный клуб, куда родители приходят вместе с детьми. Здесь они обсуждают интересующие их вопросы, делятся своим опытом, обмениваются впечатлениями о мероприятиях детского сада, о его работе. В ходе работы этого клуба родители получают квалифицированную помощь специалистов. Воспитатели детского сада обучают родителей совместно с детьми правилам поведения, этикету, правилам дорожного движения и т. д.

Хорошей традицией Семейного клуба стала организация совместных праздников и развлечений для родителей и детей.

Предлагаем памятку для родителей, разработанную сотрудниками детского сада, и сценарий интеллектуальной викторины.

Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения

  1. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
  2. Не переходите дорогу на красный или жел тый сигнал светофора.
  3. Не спешите, переходите дорогу размерен ным шагом.
  4. Выходя на проезжую часть дороги, прек ратите разговаривать — ребенок должен при выкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
  5. Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ре бенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
  6. Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые гото вятся поворачивать, едут с большой скоро стью и т. д.
  7. Покажите детям дорожные знаки, расскажите, что они обозначают.
  8. Не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно доро ги, — это типичная ошибка, и нельзя допу скать, чтобы дети ее повторяли.
  9. Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Сценарий   викторины  «Знатоки правил дорожного движения»

Для старшего дошкольного возраста.

Ведущая. Нас   солнца  луч   смешит   и дразнит,

Нам нынче весело с утра,

Весна нам дарит звонкий праздник,

И главный гость на нем — игра.

Она наш друг — большой и умный,

Не даст скучать и  унывать,

Затеет спор, веселый, шумный,

Поможет новое узнать.

    Сегодня в викторине «Знатоки правил дорожного движения» участвуют  три команды: команда красных: Корнеев Иван с мамой Надеждой Михайловной, Ручкина Диана с папой Андреем Ивановичем; команда желтых, Ступакова Ксения с папой Сергеем Витальевичем, Иванов Алексей с мамой Ириной Викторовной; команда зеленых, Курячий Сергей с мамой Линой Алексеевной, Смирнова Надежда с папой Олегом Вячеславовичем.

На ваших столах лежат конверты, в которых находятся задания. Я задаю вопрос. Решение задачи обсуждает вся команда, а ответ на вопрос дает один из игро ков. На обдумывание — одна минута, когда время истекает — звучит сигнал. Команда готовая ответить, поднимает свою карточку.  Если ответ дан полный и правильный, то команда получает балл, за досрочный ответ команда может получить два балла. Есть в нашей игре и музыкальные паузы, предназначенные для отдыха команд.

Ответы команд оценивает жюри. Представ ляю членов жюри: главный инженер по безопасности движения Носырев Андрей Николаевич, сотрудник городской Госавтоинспекции Потапенко Владимир Иванович, инструк тор по правилам дорожного движения Перепелов Максим Викторович.

Помни правила движения, как таблицу умножения,

Знай всегда их назубок:

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила,

Свои имеют правила

Шофер и пешеход!

Внимание, слушайте вопрос.

— Проблемная ситуация: Оля везет ко ляску с куклой. Дима едет на трехко лесном велосипеде. Мама ведет за руку Свету. Кто из них пассажир, а кто пеше ход? Кого называют пассажирами, а кого — пешеходами?

Ведущая. Следующий вопрос:

— Закон улиц и дорог очень добрый: он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь, но он очень суров к тем, кто его не выполняет. Поэтому только постоянное соблюдение правил позволяет переходить улицу смело. Вспомните и назовите основ ные правила поведения на улице.

Ведущая. Внимание, вопрос:

— Движеньем полон город –

Бегут машины в ряд.

Цветные светофоры

И день и ночь горят.

И там, где днем трамваи

Звенят со всех сторон,

Нельзя ходить зевая,

Нельзя считать ворон.

  Расставьте до рожные знаки.

Ведущая.Вопрос:

— Полон движения перекресток, и очень сложно отрегулировать порядок на дороге.

 Здесь на посту в любое время

 Дежурит ловкий постовой,

 Он управляет сразу всеми,

 Кто перед ним на мостовой.

 Никто на свете так не может

 Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

Расскажите о работе регулиров щика и объясните значение его жестов.

Ведущая. Сейчас командам предстоит отгадать загадки:

Этот конь не ест овса

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем.

Только лучше правь рулем! (Велосипед)

Дом по улице идет,

На работу нас везет.

Не на курьих тонких ножках,

А  в   резиновых   сапожках.   (Автобус)

Добежала зебра до угла

И на мостовую прилегла.

И оставила свои полоски

Навсегда лежать на перекрестке. (Пешеходный переход «зебра»)

Тут и вилка, тут и ложка:

 Подзаправились немножко,

Накормили и собаку.

Говорим   «спасибо»   знаку.  (Пункт   пи тания)

Ведущая.Внимание, вопрос:

— В нашем городе много делается для того, чтобы на дорогах было безопасно, хорошо и удобно пешеходам. Для этого прокладывают новые хорошие дороги. Вам за одну минуту надо про смотреть фотографии с изображением улиц нашего города и рассказать о них (на фотографии — три улицы близлежащего микрорайона).

Ведущая.Внимание, вопрос:

Я вежливый и строгий,

Знаменит я на весь мир.

Я на улице широкой —

Самый главный командир.

 О чем это стихотворение? Придумайте, пожалуйста, сказку о светофоре.

Ведущая. Музыкальная пауза, музыкальный руководитель Елена Евгеньевна проиграет вам песни, вы долж ны вспомнить название, автора каждой из них и пропеть эту песню до конца.

Ведущая.Внимание, вопрос:

— К сожалению, на наших дорогах еще встречаются невнимательные пешеходы и водители, по чьей вине происходят дорожно-транспортные происшествия, аварии и травмы. Ребята, если с кем-нибудь в дороге случилась беда, что нужно сделать?

Ведущая.Внимание, вопрос:

Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите, какие нарушения допустили ребята и как надо поступить в этой ситуации (5 сюжетов).

Ведущая.Участникам игры я предлагаю за минуту сделать аппликацию грузовой машины.

Подводятся итоги викторины и вручаются призы.

Консультация для родителей ««Дорога и ребёнок»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Усвятская среняя образовательная школа

Консультация для родителей:

«Дорога и ребёнок»

Подготовила воспитатель: Оторвина Галина Маликовна

2018 год

Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице вашего ребёнка. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения. Предоставленные самим себе, дети, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, считают себя быстрыми и ловкими. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.  Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь

ПОМНИТЕ! Все взрослые являются примером для детей!

Правила безопасного поведения на улице

При выходе из дома:

Сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед.

Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь, нет ли за препятствием опасности.

При  движение по тротуару

Придерживайтесь правой стороны тротуара.

 Не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Готовясь перейти дорогу:

 Остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть.

Привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге.

Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.

Учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства.

Не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами.

Переходя улицу:

 Всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги — направо.

 Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход»

 Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.

 Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.

Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.

Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.

При ожидании общественного транспорта

Стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.

 При переходе проезжей части:

Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется.

Не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом.

Не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мототранспортными средствами.

Не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно.

Не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг.

Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома.

При посадке и высадке из общественного транспорта

Выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

Подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

Не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

Научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.

При движении автомобиля:

Приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье.

Не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом.

Не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло.

Не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

Важно знать, что могут сами дети: 
3-4 лет 
ребёнок может отличить движущуюся машину от стоящей на месте. О тормозном пути он ещё представления не имеет. Он уверен, что машина может остановиться мгновенно. 
 с 6 лет 
ребёнок всё ещё имеет довольно ограниченный угол зрения: боковым зрением он видит примерно две трети того, что видят взрослые; 
большинство детей не сумеют определить, что движется быстрее: велосипед или машина; 
они ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного. Мяч, катящийся по проезжей части, может занять всё их внимание. 
 с 7 лет 
дети могут более уверенно отличить правую сторону дороги от левой. 
 с 8 лет 
дети уже могут реагировать мгновенно, то есть тут же останавливаться на оклик; 
они уже наполовину опытные пешеходы; 
они развивают основные навыки езды на велосипеде. Теперь они постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты; 
они могут определить, откуда доносится шум;
они учатся понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем. Они усваивают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится; 
они могут отказываться от начатого действия, то есть, ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар; 
но они по -прежнему, не могут распознавать чреватые опасностью ситуации. 

Уважаемые родители! Не запугивайте ребенка улицей — панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!

Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Берегите своего ребёнка!

Статья (старшая группа) на тему: Дорога и дети

Дорога и дети

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и 

 

дорогах нашего города быстро возрастают. Поэтому обеспечение 

 

безопасности движения становится всё более важной задачей. Особое 

 

значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная 

 

подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас 

 

за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности и жить 

 

которым придётся при несравненно большей интенсивности автомобильного 

 

движения. Причиной дорожно-транспортного происшествия чаще всего 

 

являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил 

 

дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей 

 

на проезжей части. Предоставленные самим себе дети, особенно младшего

 

возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется

 

это тем , что они не умеют ещё в должной степени управлять своим

 

поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до

 

приближающей машины и её скорость и переоценивают собственные

 

возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не

 

выработалась способность предвидеть возможность возникновения

 

опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они

 

безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно

 

появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на

 

проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру. 

 

Избежать этих опасностей можно лишь путём воспитания и обучения

 

ребёнка с самого раннего возраста. В дошкольных учреждениях воспитание

 

общей культуры поведения начинается в младших группах , на третьем году 

 

жизни ребёнка. С этого времени должна начинаться и его подготовка к

 

пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Именно в этом 

 

возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем

 

мире, и всё ,что ребёнок усвоит в дошкольном учреждении , прочно 

 

останется у него навсегда. Изучение правил дорожного движения опирается

 

на решение программных задач формирования у детей ориентироваться в 

 

пространстве, когда они уже умеют различать и называть (в зависимости от

 

возраста) левую и правую сторону, середину, направление вперёд и назад и

 

т.д. Обучение детей правилам дорожного движения даст желаемый 

 

результат, если оно прочно связано со всеми образовательными областями

 

программы (познание, художественное творчество, физическая культура, 

 

музыка). В самостоятельной деятельности у детей формируется культура

 

поведения, выдержка, дисциплина.

 

Работу с детьми в подготовительной группе по ознакомлению с 

 

правилами дорожного движения я организовываю так, чтобы знания , 

 

полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и 

 

могли быть с успехом применены будущими первоклассниками. Ведь

 

нередко первокласснику приходится самостоятельно переходить улицу. 

 

К этому его надо подготовить. Прежде всего в подготовительной группе

 

необходимо закреплять, расширять, углублять представления о правилах 

 

дорожного движения ,полученные в других группах. С этой целью с детьми

 

я провожу наблюдения за движением транспорта, работой водителя,

 

сигнализацией светофора. Расширяю знания детей о работе сотрудников

 

ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжаю

 

знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями. Детей 

 

подготовительной к школе группе знакомлю с новыми для них правилами

 

пешеходов и пассажиров:

 

переходить улицу на перекрёстках (где нет указателей) следует в 

 

границах полосы, соединяющий конец одного тротуара с началом другого;

 

в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны

 

пользоваться только ими;

 

прежде чем переходить дорогу. Пешеход должен убедиться в полной

 

безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту; 

 

там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода

 

дороги можно только при зелёном сигнале светофора, светового указателя 

 

или при разрешающем жесте регулировщика;

 

пешеходы должны быть внимательными к окружающим, взаимно 

 

вежливыми; ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь 

 

на посадочных площадках, а там, где их нет, — на тротуаре(обочине дороги) .

 

Знания, приобретённые детьми во время прогулок, экскурсии по улицам 

 

города, наблюдения за поведением пешеходов, движущегося транспорта,

 

затем уточняются. Дополняются, совершенствуются во время разнообразных 

 

занятий и игр.

 

Несомненно, дошкольному учреждению необходимо поддерживать 

 

постоянный контакт с семьёй. Единые требования, предъявляемые со 

 

стороны воспитателей и родителей, будут способствовать успешному 

 

овладению детьми азбукой дорожного движения.

Беседа на тему: «Дорога и дети»

Беседа на тему: «Дорога и дети»

Цель беседы: Активизация деятельности детей по обучению правилам безопасного поведения на дорогах и профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.


Все проведенные мероприятия нацелены на:
1.Расширение знаний детей о правилах поведения на дороге и умение применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, в повседневной жизни.
2.Объединение усилий педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни.
3.Разработку наглядных материалов оказывающих развивающее и познавательное воздействие на детей


Задачи: Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения. Развить психофизиологические качества ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения. Воспитывать патриотические чувства к своему родному городу. Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей. Закреплять потребность в соблюдении правил дорожного движения.

Ход беседы:
Здравствуйте ребята! Мы сегодня поговорим с вами о том, что надо делать, чтобы сохранить свою жизнь на дорогах. А вы знаете? Правильно, надо соблюдать правила дорожного движения. Давайте их все вспомним.
Правило №1. Где можно переходить дорогу?
Правильно, переходить дорогу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «пешеходный переход». Вот посмотрите (показывает знак). Ребята, а знаете какой самый безопасный переход? Это — подземный. Он обозначается вот так (показывает знак).
Правило №2. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором. А сигналы светофора вы знаете? Правильно. «Красный человечек» означает: «стойте!», а «зелёный человечек» означает: «идите!»
Правило№3. Нельзя переходить дорогу на красный свет, даже если нет машин.
Правило №4. Переходя дорогу, всегда надо смотреть по сторонам. Куда мы сначала посмотрим? Да, сначала – налево, а дойдя до середины дороги – направо.
Правило №5. Безопаснее всего переходить дорогу с группой пешеходов. Это понимают даже бездомные собаки, которые не знают правил дорожного движения. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться. Ребята, а почему нельзя выбегать на дорогу? А на дороге играть можно? Почему? Правильно. Это правило №6. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре. Ребята, если ваши родители забыли с какой стороны нужно обходить автобус, троллейбус и трамвай, можете им напомнить, что: Автобус и троллейбус на остановке надо обходить только сзади, а трамвай можно обходить только спереди. Договорились?
Вот молодцы ребята! Все правила помните. Это здорово!

Игра «Подумай – отгадай!»
Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила: необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя.

Вопросы:
— Сколько колес у легкового автомобиля? ( 4) — Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1) — Кто ходит по тротуару? (пешеход)
— Кто управляет автомобилем? (Водитель)
— Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
— Для чего нужна проезжая часть? ( для движения транспорта)
— По какой стороне проезжей части движется транспорт? ( По правой)
— Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? ( Авария или ДТП)
— Какой свет верхний на светофоре? (Красный) — С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14лет)
— Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)
— Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Три) — На какое животное похож пешеходный переход? ( На зебру)
— Как пешеход может попасть в подземный переход? ( По лестнице вниз)
— Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)
— Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами?
(«Скорая помощь», пожарная и милицейская машины)
— Что держит в руке инспектор ГИБДД ? ( Жезл)
— Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? ( Во дворе, на детской площадке)

Классный час «Дорога и дети».

Дорога и дети

Цели классного часа:

1) формировать представления школьников о безопасности дорожного движения;

2)повторить правила движения пешеходов по улице и дороге;

3) развивать у школьников умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы;

4) воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.

Ход занятия

Все люди, как только выходят на улицу, становятся пешеходами. Настоящий пешеход ведёт себя на улице уверенно, и шофёры относятся к нему с уважением. Машины ездят по строгим правилам. Для пешеходов тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом.

Движенья полон город!
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно
За улицей следи.
И только там, где можно,
Её переходи!

Строгие правила дорожного движения

Правило 1: пешеходы должны ходить только по …тротуару. И идти по нему нужно,   придерживаясь правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными людьми.

Правило 2: если дорога небольшая, пешеходы по обочинам идут …навстречу транспорту.

Правило 3: при переходе улицы обязательно надо посмотреть сначала …налево, а потом направо.

Правило 4:  где попало и как попало дорогу переходить нельзя! А где можно переходить улицу?…  по пешеходным переходам.

Правило 5:  правильно переходить дорогу  на перекрёстке помогает «трёхглазый командир улицы» …светофор.

Дорожный кроссворд

Полосатая лошадка,
Её зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке –
По ней люди все идут.   (Переход.)

По дорожке во дворе
Мчится Коля на коне.
Не машина, не мопед,
А простой… (Велосипед.)

Из края города в другой
Ходит домик под дугой. (Трамвай.)

Неживая, а идёт.
Неподвижна, а ведёт. (Дорога.)

В дороге всем ребятам
Мы светим с давних пор,
Мы три родные брата
Наш домик —(Светофор.)

Дом по улице идёт,
На работу нас везёт.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус.)

Чтоб дорогу перешёл ты
на зелёный свет,
Слушай наш совет:
— Жди! И увидишь перед ним ты
……………свет.  (Жёлтый.)

 По обочине дороги
Как солдатики, стоят.
Все мы с вами выполняем
Всё, что они нам велят. (Знаки.)

Мчат по улицам машины,
Там хозяйничают шины.
Мы спустились в переход,
Там хозяин…     (Пешеход.)

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный.
Горит день и ночь
Зелёный, жёлтый, … (Красный.)

Ожидаешь ты посадки
На отведённой площадке,
Не нужна тебе сноровка,
Это место  …  (Остановка.)

Не летает, не жужжит —
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.   
Это дал завод ему:
И огни глядеть во тьму,
И колёса, и мотор,
Мчаться чтоб во весь опор. (Автомобиль.)

Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах

HEA005

  • Переход дороги в неположенном месте.

  • Неподчинение сигналам регулирования.

  • Игра на проезжей части.

  • Ходьба по проезжей части по направлению движения транспорта.

  • Неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений.

Турнир «Кто быстрее?»

  1. Красный, желтый, зеленый?

(Светофор)

2) Денежное наказание нарушителя ПДД?

(Штраф)

3) Двухколесное средство передвижения?

(Велосипед)

4) Пешеходный …

(переход).

5) Автобусная …

(остановка).

Турнир «Вопрос-ответ»

  1. Что такое тротуар?

(Дорога для движения пешеходов)
2. Что такое зебра?

(Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход)
3. Кого называют пешеходом?

(Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней)
4. Как правильно обходить трамвай?

(Спереди)

5. Кого называют водителем?

(человека, управляющего каким-либо ТС)
6. Где можно играть детям на улице?

(В специально отведенных для игр местах)
7.С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам?

(с 14 лет)
8. Как правильно обходить автобус и троллейбус?

(Сзади) 9. Что обязательно должны делать люди, сидящие на передних сидениях автомобиля? (Пристегиваться ремнями безопасности)
10. Что такое ж/д переезд?

(Место пересечения железной дороги с автомобильной)
11. В каком возрасте можно получить водительское удостоверение?

(В 18 лет)
12. На какой свет светофора надо переходить улицу?

(На зеленый).

Загадки о машинах

1) Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.

(Велосипед)

2) Что за чудо – красный дом,
Пассажиров много в нем.
Обувь носит из резины,
А питается бензином.

(Автобус)

3) Носит хобот, а не слон.
Но слона сильнее он.
Сотни рук он заменяет!
Без лопаты, а копает!

(Экскаватор)

4) Ходит скалка по дороге,
грузная, огромная.
И теперь у нас дорога,
Как линейка ровная.

(Дорожный каток)

5) К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот.

(Экскаватор, трактор)

6) Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой.
Трамваю не угнаться,
За этой тараторкой.

(Мотоцикл)

7) Длинной шеей поверчу –
Груз тяжелый подхвачу.
Где прикажут – положу,
Человеку я служу.

(Подъемный кран)

8) Там где строят новый дом,
ходит воин со щитом,
где пройдет он, станет гладко,
будет равная площадка.

(Бульдозер)

Полезные советы!

Бурлит в движении мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны —
Держитесь правой стороны.

Объяснить можно запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая — для транспорта,
Для тебя – тротуар!

Шум, движение, гул моторов.
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора не умеешь разбираться.

Когда транспорт на дороге
У обочины стоит,
Он обычно закрывает
пешеходам общий вид.
Грузовик или автобус
Обходить опасно.
Это каждый пешеход должен знать прекрасно.

На проезжей части не катайтесь, дети,
Ни на самокате,
Ни на велосипеде.
Мчатся по дороге
Быстрые машины,
Там вы попадете
Прямо им под шины.

Правила из этой книжки
Нужно знать не понаслышке.
И учить их не слегка,
А всерьез – наверняка!
“Правила дорожного движения”.

Угадай знак?!

Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда — то.

Знак “Дети”.

Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати внимание, друг:
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога вроде, но
Здесь ходить запрещено.

Знак “Движение пешеходов запрещено”

Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет.

Знак “Велосипедная дорожка”

Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Он наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.

Знак “Пешеходный переход”

Детям знать положено

Правила дорожные!

Ты, дружок, доверься им:

Будешь цел и невредим!

Конспект беседы на тему «Дорога и дети»

Цель: Закрепление знаний по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах. Воспитание культуры поведения на дороге, с целью предупреждения детского дорожно — транспортного травматизма.

Оборудование: презентация, карточки с сигналами светофора.

Ход беседы:

— Ребята, нашу беседу мы с вами начнем с загадки. Послушайте её и постарайтесь отгадать.

Тянется нитка, среди нив петляя,
Лесом, перелесками
Без конца и края.
Ни её порвать,
Ни в клубок смотать.

— Правильно, это дорога. Сегодняшняя наша беседа называется «Дорога и дети». Ребята, дорога включает в себя проезжие части, тротуар, обочины. Скажите, для чего предназначена проезжая часть? ( Для движения транспорта) — По проезжей части движется много легковых и грузовых автомобилей. Едут и автобусы. И никто ни кому не мешает. А почему машины ездят по дорогам и не сталкиваются друг с другом? — Потому что они ездят по особым правилам: Правилам дорожного движения. Каждый водитель, являясь участником дорожного движения, должен хорошо знать и соблюдать эти правила. — Скажите, а зачем нужны тротуар и обочины? — Чтобы по ним ходили люди, потому что они являются пешеходами. Когда мы с вами идем по улице пешком, мы тоже являемся пешеходами, и мы становимся участниками дорожного движения. — А нужно ли нам с вами знать и соблюдать Правила дорожного движения? На этот вопрос мы постараемся ответить, когда я вам прочитаю сказку.

 Сказка о том, как мальчик Миша стал всегда соблюдать

    ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ! 

 В одном городе жил один мальчик. Звали его Миша.

Миша был неплохим мальчишкой, но совершенно не хотел соблюдать правила дорожного движения. И учителя в школе учили Мишу правилам, и родители, и даже посторонние взрослые, но мальчик твердил одно: «Неправильные правила, зачем они?» А когда Мише делали замечания и порой ругали, он обвинял всегда кого-то другого, но себя никогда не считал виноватым.

 Идет утром Миша в школу, переходит дорогу,  да ворон пролетающих мимо считает. С визгом перед ним останавливается мотоцикл, мотоциклист поучает Мишу, а он в ответ: «Это птички виноваты!» Играет Миша на дороге в мяч, останавливается автобус, водитель просит мальчика уйти с проезжей части, так как по правилам дорожного движения нельзя там играть. Миша же в ответ: «Неправильные правила, дорога для всех сделана».  И так всегда было, пока с ним не произошла одна невероятная история.

 Переходил как-то Миша дорогу на перекрестке, где стоял светофор. Смотрит мальчик – красный свет горит, но машин нет.    

  Миша без сомнения шагнул на проезжую часть, как вдруг, откуда ни возьмись, появилась небольшая и совсем не новая машина, за рулем которой сидел старичок.  «Куда же ты, мальчик, так спешишь, не соблюдая правила дорожного движения? Ты ведь мог попасть под колеса моего автомобиля!» — сказал пожилой человек. Миша как всегда в ответ: «Это светофор виноват, должен гореть зеленый свет, потому что никого вокруг не было. И вообще, это неправильные правила, такие старики не должны ездить на машинах, лучше ходить пешком или вообще сидеть дома». «Неправильные правила? —  почему-то улыбнулся старик. –  Хорошо, тогда тебе будет очень по душе  жить в «Стране неправильных правил дорожного движения!»

 С этими словами и машина, и старик исчезли, будто их и не было. В этот же миг поднялся такой сильный ветер, что Миша от страха закрыл глаза. Когда же он осмелился и оглянулся вокруг, то увидел  дома,  дорогу,  пешеходные дорожки, но все  было ему незнакомо. Он по-прежнему стоял посреди дороги и размышлял, что же произошло, и о какой такой еще стране говорил старичок?

 Только Миша хотел сделать шаг, как увидел мчащегося прямо на него велосипедиста. Велосипедист зацепил Мишу рулем велосипеда за рюкзак, и они оба упали прямо на асфальт. «Ты что! На велосипеде нельзя разъезжать  посреди дороги!» — возмутился Миша, пытаясь встать на ноги. Велосипедистом оказался мальчишка того же возраста, что и Миша. Он встал, поднял велосипед и сказал: «А ты что, новенький? Это ведь страна «Неправильного дорожного движения», здесь каждый ездит там, где пожелает!» С этими словами мальчик сел на велосипед и умчался прочь. Миша поспешил на обочину.

 Не успел Миша и пройти десять шагов, как из-за поворота выскочил грузовик. Грузовик ехал по тротуарной дорожке и прямо на мальчика. Миша спрыгнул в канаву и крикнул вслед: «Разве Вы не знаете, что по пешеходным дорожкам ходят только люди!» 

Миша чуть было не заплакал и поспешил прочь. Он свернул на улицу, где было очень большое движение автомобилей. На той стороне он вдруг увидел знакомого ему старичка. «Постойте!» — крикнул Миша. Но как же ему было перейти на другую сторону дороги? «Где-то же должен быть подземный пешеходный переход», — думал он. Но увы! По правилам этой страны пешеходных переходов не было вообще. Старичок снова пропал, но вдруг Миша увидел страшную картину: на дорогу выбежала маленькая девочка. Она, видно, тоже хотела перейти на другую сторону, и теперь оказалась среди движущегося транспорта. Миша стал махать руками, пытаясь остановить проезжающие мимо автомобили. Он старался изо всех сил, и наконец-то транспорт остановился. Он взял девочку за руку и перевел через дорогу. «Нельзя, нельзя, переходить дорогу в неположенном месте! — учил он  ребенка.

— И где твои родители? Нельзя одной даже подходить к проезжей части!»

 Девочка молчала, видно ничего этого она не знала. Она показала рукой на дом и сказав, что она там живет, убежала. Миша решил, что ему во что бы то ни было, нужно разыскать того старичка, чтоб он вернул его домой, уж очень не нравилась ему эта страна. И тут он увидел достаточно взрослого дядю, который шел по правой стороне дороги. «Постойте!» — крикнул Миша, но человек его не слышал, так как слушал музыку на своем мобильном телефоне и что-то там рассматривал. Машины ему сигналили, но и их он не замечал. «Какое незнание правил дорожного движения! Ведь ходить можно только по левой стороне, и нельзя отвлекаться, когда находишься рядом с проезжей частью!» — не успел подумать Миша, как услышал визг тормозов автомобиля. Миша понял, что случилась беда. Ему стало совсем страшно, и он побежал, но куда?

 Невдалеке он увидел тоже бегущих детей по автомобильной дороге. Ребята остановились друг перед другом. «Кто вы такие и почему бежите по  дороге, где ездят автомобили?» — спросил Миша. «Мы тренируемся в беге, хотим стать спортсменами», — ответили ребята. «А знаете ли вы, что, бегая по проезжей части, вы не станете спортсменами, а в лучшем случае проходите месяца два на костылях! В вашей стране абсолютно никто не соблюдает правила дорожного движения!» —   продолжал Миша. «А что это такое?» — спросили ребята. Но их внимание привлек какой-то шум и треск. Это оказался мальчишка лет одиннадцати, ехавший на мопеде. Он врезался прямо в ограждение дороги, пытаясь отвернуть от автобуса. «Нельзя садиться на мопед, если тебе еще не исполнилось шестнадцати лет», — пояснил Миша. Мальчик, хромая и потирая разбитые коленки, подошел к ребятам.  «Расскажи нам о правилах дорожного движения!» — просили его ребята. «Знаете, — говорил Миша, — я в своем городе тоже часто нарушал правила дорожного движения, но теперь я понял, насколько это опасно. И теперь никогда не нарушу ни одно правило! Вот только бы как мне вернуться домой?»

 Мальчики пришли во двор какого-то дома, где была песочница. Миша стал палочкой на песке рисовать дорожные знаки и объяснял, как поступить в той или иной ситуации, ведь правила — то он знал! Всех детей в школе  учат правильно переходить дорогу, быть внимательными вблизи проезжей части. Ребята внимательно слушали и запоминали. «Теперь мы расскажем всем, что такое правила дорожного движения, и мамам,  и папам!» — радовались они. И вдруг Миша горько заплакал. «Что с тобой? — удивились ребята. —  Ты же нам так помог!»  «А ведь меня дома ждут тоже мама и папа, они волнуются и думают, что же со мной случилось? Они всегда мне говорили, чтоб я был осторожным на дороге, а я их не слушал! Если бы они только знали, что я больше никогда, никогда не стану нарушать правила дорожного движения!» — говорил сквозь слезы Миша.

 И вдруг снова поднялся сильный ветер, все зашумело и завертелось кругом. Когда же все стихло, Миша увидел, что стоит на своей знакомой улице перед давно знакомым светофором. Горел по-прежнему красный свет. Миша стоял, как вкопанный, дожидаясь от светофора разрешения переходить дорогу. Мальчик улыбнулся светофору. И ему показалось, что светофор улыбнулся в ответ. Тут Миша увидел проезжающий мимо старенький автомобиль, за рулем которого сидел пожилой человек.  Старичок помахал Мише рукой.

И вот загорелся зеленый свет. Миша с гордостью перешел дорогу! 

Вопросы к сказке: 1. Чему учили Мишу учителя, родители, чужие взрослые? 2. Что Миша твердил? 3. Как он вел себя на проезжей части? 4. Что с ним произошло? 5. Как вели себя жители страны «Неправильного дорожного движения»? 6. Понравилось Мише поведение жителей страны «Неправильного дорожного движения»? 7. Что он сделал для жителей страны? 8. Что же Миша решил для себя?

— А вот теперь ответьте, нужно ли нам с вами знать и соблюдать Правила дорожного движения?

— Ребята, являясь участниками дорожного движения, вам необходимо знать правила , чтобы ориентироваться в дорожной ситуации: 1) Когда идешь по улице пешком, то ты являешься пешеходом. Ходить по улице тебе разрешается только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать движению встречных пешеходов. Если тротуара нет, иди навстречу движению по обочине или краю дороги. Тогда не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину.

2) Для того, чтобы перейти на другую сторону улицы, имеются определенные места и называются они пешеходными переходами. Они обозначены дорожными знаками «Пешеходный переход» и белыми линиями разметки «зебра».

3) Если нет обозначенного пешеходного перехода, ты можешь переходить улицу на перекрестках по линиям тротуаров или обочин.

4) Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановись у края проезжей части, посмотри в обе стороны и, если нет машин, дойди до середины проезжей части. Еще раз посмотри налево и направо и, при отсутствии транспорта, закончи переход. Дорогу нужно переходить под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

5) Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет тебе, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов – стой, желтый – жди, зеленый – иди. Никогда не переходи улицу на красный и желтый свет, даже если машин поблизости нет.

6) Как только загорелся зеленый свет, не «бросайся» с тротуара на дорогу. Бывает, что у машины неисправны тормоза, и она может неожиданно выехать на пешеходный переход. Поэтому переходить дорогу надо спокойно, убедившись, что автомобили остановились. Переходи, а не перебегай!

7) Опасно играть рядом с дорогой: кататься на велосипеде летом или на санках зимой.

— Пришло время поиграть в игру «Светофор». Я буду вам показывать сигналы светофора, а вы должны будите

на красный свет – грозить друг другу пальчиком,

на желтый свет – хлопать в ладони.

на зеленый свет – топать ногами. — А сейчас давайте порешаем задачи-шутки:

Задача 1

За друзьями Сережей, Колей и Петей гонится дворник с метлой. Убегая от дворника, Коля и Петя перебежали улицу на красный сигнал светофора. Сережа спрятался за куст. Скольких моих друзей поймал милиционер за нарушение Правил дорожного движения? (Двоих — Колю и Петю.)

Задача 2

Тигра, Винни-Пух, Пятачок и Иа решили поиграть в футбол. Тигра решил это сделать на шоссе — гладко, ровно, удобно. Пух захотел играть на лесной полянке. Кто из них прав? (Пух.)

Задача 3

Знайка, Незнайка, Винтик и Шпунтик катались на лыжах, санках и коньках. Винтик прицепился сзади к машине и очень быстро мчался на коньках. Шпунтик на санках съезжал с горки на шоссе и веселился, когда шоферы с испугу тормозили. Знайка и Незнайка уехали на лыжах в лес. Кто из них поступил неправильно? Почему? (Винтик и Шпунтик. Они нарушили ПДД.)

Задача 4

Волк-регулировщик стоял на перекрестке и забирал всех нарушителей дорожного движения. Скольких нарушителей забрал волк, если известно, что Вовочка 2 раза перешел улицу на красный свет, Петя это сделал на 3 раза больше, а Костя в это время дома смотрел мультфильм? (Двух — Вовочку и Петю.)

— А сейчас небольшая викторина:

1.Вопрос: Как пешеход должен ходить по улице?

О т в е т: По тротуару, придерживаясь правой стороны.

2.Вопрос: Как должен ходить пешеход при отсутствии тротуара?

О т в е т: По левой обочине навстречу, движению транспорта.

3.Вопрос: Где пешеходы могут переходить улицу?

О т в е т: На перекрестках, где есть указатели «переход», по пешеходным дорожкам, нанесенным на мостовую белой краской, подземным пешеходным переходам.

4.Вопрос: Как вы должны, ребята, переходить улицу, где перекресток не регулируется? Ответ: Приближающийся транспорт надо пропустить. Переходить прямо, а не наискосок.

5.Вопрос: Где надо ожидать транспортное средство?

Ответ: Ждать на тротуаре против остановки или на специально отмеченной площадке.

6. Вопрос: Как правильно обходить стоящий на остановке автобус?

Ответ: Автобус нельзя обходить ни сзади, ни спереди. Если близко есть пешеходный переход, надо переходить улицу только по нему. Обходить стоящий транспорт опасно для жизни.

7.Вопрос: Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? Ответ: Потому что шофер не может мгновенно остановить машину.

8. Вопрос: Где можно играть детям на улице?

Ответ: В специально отведенных для игр местах

9.Вопрос: С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? Ответ: с 14 лет

10.Вопрос; На какой свет светофора надо переходить улицу? Ответ: На зеленый.

— Молодцы! На все вопросы ответили правильно. Ребята, всегда соблюдайте правила дорожного движения. Будьте внимательными пешеходами.

Интернет – ресурсы:

1. http://kladraz.ru/

2. http://madou116.ru/ 3. https://nsportal.ru/




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *