Содержание

Грузовик из будущего: технические характеристики Tesla Semi

08 Декабря 2017

«В современных условиях электрогрузовик – это утопия!» – в один голос твердили автомобильные эксперты Technology Review, Wired и Bloomberg. Чтобы быть коммерчески выгодной, машина должна вмещать хотя бы 35 тонн, а запас хода обязан составлять не менее 500 км. Такими характеристиками обладают дизельные фуры ведущих автопроизводителей. Электромобилю подобное не под силу – большая батарея приведет к значительному увеличению массы, а вместе с этим и к снижению полезной грузоподъемности. Илон Маск в очередной раз посрамил скептиков – Тесла Семи во всем превосходит конкурентов.

Tesla SemiTesla Semi

17 ноября 2017 года случился переворот в мире коммерческих грузоперевозок – презентация заставила ведущих автоинженеров пересмотреть свои взгляды на будущее индустрии. Электрогрузовик при полной загрузке 36 287 килограмм, на крейсерской скорости 96 км/час сумел проехать без подзарядки 805 километров. Тесла заявляет, что данный показатель по шоссе приближается к заветной отметке в 1000 км.

Tesla Semi – машина 8-класса по стандартам США. Водителю не разрешается находиться за рулем дольше 11 часов. Теоретически, этого достаточно чтобы покрыть расстояние в 900 км, баки «дальнобоев» с ДВС рассчитаны на 800–1500 км езды. Но по статистике, автомобили данной категории в сутки проезжают чуть больше 400 км. Другими словами, электрофура легко составит конкуренцию любому «траку» с дизелем.

Технические характеристики

Мощность силовой установки в эквиваленте – 1032 лошадиные силы. Динамика разгона от 0 до 100 км/час без прицепа – 5 секунд. Стоит ли говорить, что ни одна серийная фура и близко не приблизилась к показателям творения из Пало-Альто? При полной загрузке в тридцать шесть тонн тягач разгоняется до «первой сотни» за 20 секунд. Эти цифры тоже недоступны для дизель-траков.

Semi front
Tesla Semi — вид спереди

Почему Semi лучше и выгодней дизельных тягачей

Главные преимущества – это экономичность и надежность. Электротягач расходует 125 кВт*ч на 100 км пробега (от 7 до 20 центов за киловатт), в то время как фура с двигателем внутреннего сгорания тратит в среднем 37 литров горючего. Стоимость литра топлива ощутимо больше, чем цена киловатт-часов. Экономия достигает отметки в двадцать процентов на каждом километре езды.

Примечательно, что тесловский аккумулятор подзаряжается при торможении – задействуется рекуперация. И второе – транспорту надо меньше усилий для движения, т.к. коэффициент аэродинамики равен 0,36, чем не может похвастаться ни один существующий грузовик.

Вместо ДВС здесь используются четыре силовых агрегата от Model S с жидкостным охлаждением, что дает возможность быстро перезаряжаться. Фирменные станции подзарядки для грузовиков Megacharger восполнят запас хода на 645 км за 30 минут.

Ходовая и «коробка» обладают большим резервом прочности, при этом их конструкция предельно проста. Элементы питания встроены в корпус таким образом, чтобы укрепить его и одновременно обезопасить себя от механических повреждений. Кабина выполнена из углепластика, благодаря чему мало весит. Стекло сделано из прозрачного высокопрочного материала, запатентированного Tesla, – на него действует бессрочная гарантия. Интересно, что гарантийный срок на само грузоперевозочное транспортное средство составляет 1 600 000 километров.

Tesla Semi truck
Tesla Semi truck

Складывание «трака» технически невозможно – система отслеживает работу электромоторов и не позволит этому случиться. Кроме того, возможно движение в тесном «автономном» конвое с минимальным расстоянием между прицепами, где головная машина находится под управлением водителя или автопилота (под контролем человека в кабине). Фирменный «автопилот» со всеми примочками – в базовой комплектации.

Илон Маск подсчитал, что Семи окупит себя за год. Основные инструменты экономии: гарантийное обслуживание, низкий расход «топлива», возможность автономного управления и следования в колоне. Цена вопроса: $185000–$200000.

Что предлагают конкуренты

Пока что Tesla Semi – абсолютный лидер. Ближайшими конкурентами можно назвать автогигантов Daimler и Cummins. Но оба не могут предложить адекватную альтернативу – их опытные образцы рассчитаны на 350 км пробега максимум и только в благоприятных условиях.

Перспективы «теслогрузовика»

Презентация не прошла даром. Сразу появились заказчики. Первым стала сама компания-производитель – электрофуры будут курсировать между фабриками производителя. Сеть супермаркетов Walmart заказала 15 электромобилей, компания Loblaws – 25, из J.B. Hunt тоже прилетел предзаказ.

Фотографии

Видеоматериалы

Tesla Semi Truck: цена, фото и характеристики

17 ноября 2017 года Илон Маск, основатель и глава компании Tesla Inc., на специальной выставке в Детройте наконец-то представил один из своих наиболее одиозных проектов – долгожданный магистральный грузовик на электрической тяге Tesla Semi, разработка которого продолжалась несколько лет.

Естественно, что презентация первого в мире полностью электрического тяжелого грузового автомобиля вызвала фурор. А для пущего эффекта вместе с новинкой Маск представил еще одну – спорткар Тесла Родстер, который вполне заслуженно претендует на роль самого быстрого электромобиля в мире.

Презентация Tesla Презентация Tesla

Идея использования электродвигателей для грузовиков далеко не нова. Так, карьерные самосвалы CAT, БелАЗ и Komatsu, уже давно используют гибридную силовую установку. В 2016 году китайская компания BYD представила линейку концептов мало- и среднетоннажных грузовиков с электроприводом, адаптированных в качестве платформ для нужд муниципальных служб Пекина.

В сентябре 2016 года о разработке грузового электромобиля Urban eTruck объявили в компании Mercedes, а через месяц концепт тяжелого электрогрузовика Z Truck продемонстрировала Iveco.

Но все они – пока лишь проекты, а вот детище Илона Маска – вполне рабочая модель, готовая к серийному производству, которое начнется в 2019 году. Дело в том, что на сегодняшний день мощности компании направлены на производство Tesla Model 3, который, возможно, станет самым массовым электромобилем в мире. Что касается грузовика Тесла Семи, то для него планируется построить полностью отдельный конвейер.

Экстерьер

Футуристический дизайн Tesla Semi завораживает с первого взгляда и вряд ли оставит кого-то равнодушным. Инженеры Tesla для увеличения скорости и запаса хода своего детища пошли по довольно неожиданному для этого типа транспорта пути – по пути снижения коэффициента аэродинамического сопротивления. Обычно у магистральных грузовиков этот показатель очень высокий – до 0.7–0.75, а установка верхнего спойлера способна снизить его ненамного, буквально на 0.05-0.07.

Tesla Semi Tesla Semi

Поэтому инженеры Теслы приложили немало усилий, чтобы уменьшить показатель, причем на приличную величину. В результате многочисленных расчетов и испытаний в аэродинамической трубе коэффициент сопротивления грузовика составляет всего 0.36 – показатель, близкий к цифрам спорткаров.

Автомобиль имеет уникальную клинообразную кабину уменьшенного размера, рассчитанную всего на одного водителя. Передняя часть капота формирует единую линию с панорамным лобовым остеклением и плавно переходит в покатую крышу, снижающую аэродинамическое сопротивление. Tesla Semi Truck имеет очень маленький дорожный просвет, который еще больше скрадывается массивным нижним бампером с радиаторной решеткой.

Tesla Semi: вид сбоку Tesla Semi: вид сбоку

В облике электромобиля нет ни одной острой или выступающей детали – максимально плавные обводы. Лишь широкие колесные арки с расположенными на них фарами головной светодиодной оптики подчеркивают силуэт автомобиля.

Тесла Семи Тесла Семи

Кстати, накладки на пороги представляют собой аэродинамический обвес – он продолжается на задние колеса и полностью скрывает их.

Интерьер

Внутри электромобиль Tesla больше напоминает кабину звездолета. Водительское кресло, установленное посередине, смотрится как-то непривычно и сиротливо в огромном пространстве. Сзади размещено еще одно складывающееся кресло, очевидно для инструктора или пассажира. Правда, оно не такое удобное и комфортабельное, как кресло водителя..

Интерьер Tesla Semi Интерьер Tesla Semi

Из традиционных элементов управления – только руль, причем как у обычного автомобиля, а не огромное колесо, как на классических грузовиках, и две педали: газ и тормоз. Приборная панель отсутствует вообще – нет даже привычных зеркал заднего вида.

Салон Tesla Semi Салон Tesla Semi

Вместо них – два 19-дюймовых сенсорных монитора, расположенных по обе стороны от руля. На левый выводится информация по текущим показателям автомобиля, управление разными опциями и системами. А на правый – данные навигации и управление мультимедиа. На Tesla Semi шесть камер – они призваны обеспечить водителю полный обзор на 360 градусов. Картинка передается на мониторы, заменяя зеркала.

Кабина Tesla Semi

Кабина Tesla Semi

Естественно, что в бортовую систему электромобиля входит множество сверхсовременных функций и опций. Помимо уже традиционного адаптивного круиз-контроля, системы контроля рядности и аварийного торможения, а также фирменного автопилота, Semi оснащен уникальным режимом, который может использоваться при движении нескольких автомобилей друг за другом.

В нем бортовые системы всех грузовиков в колонне синхронизируются и привязываются к электромобилю, идущему головным. В этом случае он управляется водителем вручную, а все остальные переходят на автономное управление, выдерживая строгую скорость и расстояние между собой.

Такой режим позволит существенно снизить нагрузку с водителя на длинных перегонах. Спального места конструкция кабины не предусматривает.

Учитывая статистику дорожных происшествий, когда аварии возникали из-за попадания птиц на лобовое стекло, в электромобиле устанавливаются специально усиленные стеклопанели, имеющие очень высокую прочность.

Технические характеристики

Самое интересное у Теслы Семи – ее уникальный силовой агрегат. Он представляет собой четыре электродвигателя, размещенных попарно на каждой из задних ведущих осей. Суммарная мощность установки составляет около 1000 л. с.

Благодаря этому, а также возможности практически сразу получить максимальный крутящий момент, электромобиль без прицепа способен выстрелить до 100 км/ч примерно за 5 секунд – не каждая легковая машина обладает таким высоким показателем. Понятно, что с полностью загруженным полуприцепом общей массой до 36 тонн разгон от 0 до 100 км/ч будет происходить медленнее – за 20 секунд, но это тоже очень хорошая цифра.

Грузовик Tesla Semi Грузовик Tesla Semi

Насчет максимальной скорости никаких точных данных пока нет. Впрочем, этот показатель не критичен, т. к. практически все тяжелые грузовики имеют ограничение скорости максимум до 80-90 км/ч.

Единственное, в чем Semi уступает традиционным грузовикам – автономность. Магистральный тягач способен на полном баке проходить до 1000-1500 км и заправляться на любой заправке.

У электромобиля этот показатель намного ниже. В базовой версии электрогрузовик Semi способен пройти 480 км без подзарядки с полной загрузкой. Улучшенная версия имеет увеличенный запас хода – до 800 км, поэтому сможет конкурировать со среднемагистральными тягачами. Такая автономность достигается благодаря усовершенствованной системе рекуперации, позволяющей возвращать в батарею часть энергии, высвобождаемой при торможении.

Единственной проблемой является зарядка – зарядных станций немало в городах, но на трассе их немного, плюс рассчитаны они пока исключительно на легковые электромобили. Для грузовика разработан специальный интерфейс Megacharger – он позволит набрать батареям до 80% заряда всего за 30 минут, но пока такие интерфейсы еще на стадии внедрения и их нет ни на одной станции подзарядки.

Перспективы и цена

Впрочем, у первого в мире электрического грузовика весьма грандиозные перспективы. Цена Tesla Semi зависит от емкости батареи:

  • базовая комплектация – $150 000;
  • версия с батареей увеличенной емкости – $180 000.

Это вполне сопоставимо со стоимостью дизельного среднемагистрального грузовика. Но, как подчеркнул Маск, его детище имеет более низкую себестоимость 1 мили – $1.26 против $1.51 у грузовиков с дизельным двигателем. Что касается ресурса, то в Tesla заявляют, что батареи и электромоторы можно без проблем эксплуатировать на протяжении срока, достаточного для пробега почти в полтора миллиона километров (1 млн миль).

Поэтому неудивительно, что на новинку уже есть предзаказы – компании Wal-Mart и JB Hunt разместили заявки на пару десятков грузовиков, оплатив задаток в $20 000 за каждый из них. При этом подразумевается, что инфраструктуру для обслуживания и зарядки грузовиков компании будут строить сами, т. к. планируют использовать их для городских перевозок.

Tesla Semi грузовой электромобиль, с которым придется считаться / Хабр

Привет, Гиктаймс! Представляю вашему вниманию перевод статьи Tesla Unveils an Electric Rival to Semi Trucks от The New York Times.

Компания Тесла поставила перед собой сразу несколько целей: во-первых, полностью преобразить привычный для нас автомобиль, и во-вторых, найти новый способ генерации электроэнергии для жилых помещений. Несмотря на то что на сегодняшний день обе эти затеи по-прежнему находятся на этапе разработки, инженеры Тесла принялись за новое задание: изменить многомиллиардную индустрию грузовых автомобилей.

В четверг во время своей тщательно продуманной презентации – вечернее время проведения которой, вполне вероятно, было выбрано далеко не случайно – главный исполнительный директор компании Тесла Илон Маск объявил о намерении создать прототип практически самоуправляемого грузового автомобиля, работающего от автономного источника питания. Такие автомобили станут более эффективными и экономичными аналогами дизельных грузовиков, использующихся для перевозки грузов в пределах страны. Кроме того, такие грузовики не будут наносить вред окружающей среде выхлопными газами.

Как бы там ни было, но на этом бизнес-идеи Илона Маска в области автомобилестроения не закончились. Присутствующим зрителям был представлен новый Tesla Roadster, который сможет развивать 60 миль в час за каких-то 1,9 секунд, а также проезжать 620 миль без подзарядки. По словам Илона это будет первый серийный автомобиль, способный развивать 60 миль в час за менее чем 2 секунды.

Удивительно было наблюдать за контрастом Илона Маска: с одной стороны, скромно одетого в зеленую куртку и простые джинсы и, с другой стороны, посвящающего зрителей в свои далеко не скромные планы о создании нового родстера, максимальная скорость которого будет достигать 250 миль в час.

«Мы создаем новый автомобиль, способный хорошенько дать под дых всем авто, работающим на бензиновом топливе» – заявил Илон перед лицом более чем 2000 восторженных зрителей. «На новом электрокаре вы сможете проехать от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско и обратно без подзарядки».

Также, по словам Илона новый грузовой электромобиль будет не менее новаторском, чем родстер: первый сможет проехать более 500 миль на одном заряде. Такая цифра –
500 миль – превышает самые смелые предположения многих аналитиков. Кроме того, расстояния множества маршрутов, по которым осуществляется перевозка грузов, как раз лежат в пределах данной цифры.

В случае если новый грузовик не будет оснащен прицепом, он сможет развивать 60 миль в час всего за 5 секунд, а если он оснащен прицепом, с максимальным грузом в 36 тонн – в течение 20 секунд. Например, для того чтобы грузовик, работающий на дизельном топливе, достиг таких скоростей ему потребуется в три раза больше времени.

Насчет цены нового грузового электромобиля пока еще ничего неизвестно, однако, судя по некоторым намекам Илона, стоить он будет недешево.

Стоя посреди аэродрома, где, собственно, и происходила презентация, Маск заявил: «Да, продукция компании Тесла дорого стоит» — чем вызвал очередной восторженный возглас толпы.

Однако, по словам Илона, такой грузовой электромобиль будет более экономичен в течение его эксплуатации. Частично это связано с отсутствием в нем некоторых узлов, требующих постоянного технического обслуживания – аккумулятора, трансмиссии или приводного вала. Так вместо таких узлов для приведения в движение нового грузовика, который гордо именуется Tesla Semi, будет использоваться огромный аккумулятор, расположенный под кабиной водителя. Данный автомобиль имеет две задние оси, каждая оснащена двумя электродвигателями: по одному для каждого колеса. Илон Маск также сообщил, что по сравнению с теми же грузовиками, работающими на дизельном топливе, новый грузовой электромобиль сможет покрывать большее расстояние за меньшее время благодаря своей способности достигать высоких скоростей за короткое время.

Таким образом, согласно расчетам инженеров Тесла, эксплуатационные расходы для одного грузового электромобиля обойдутся компаниям в 1,26 долларов США за милю, тогда как такие расходы для грузовика, работающего на дизельном топливе, достигают 1,56 долларов США за милю. Однако инженеры Тесла утверждают, что такие расходы для нового электромобиля могут стать еще меньше – 0,85 долларов США за милю, в том случае если такие автомобили будут ехать колонной, благодаря чему уменьшается аэродинамическое сопротивление. «Что до перевозок грузов, то даже железнодорожный транспорт будет не таким выгодным, как использование новых грузовых электромобилей» — заявил Маск.

Интерьер кабины нового электромобиля стоит особняком среди традиционных для данной индустрии интерьеров, что, собственно характерно для многих авто от компании Тесла. Например, такая кабина будет достаточно просторна для того, чтобы и водитель и пассажиры могли в ней стоять. Сиденье водителя будет расположено посередине кабины, а не с традиционной левой стороны. По обе стороны водительского сиденья будут расположены специальные экраны, размером с экран обычного ноутбука. На эти экраны будет выводиться информация о навигации и планировании данных, а также изображения слепых зон и других, невидимых для водителя областей вокруг автомобиля.

Грузовик будет оснащен радиолокационными датчиками, камерами и процессорами. Это позволить водителям использовать автопилот – усовершенствованную систему содействия управлению автомобилем, которой также оснащены и другие автомобили компании Тесла, такие как Model S и новая Model 3.

Система Autopilot осуществляет автоматическое управление, ускорение или торможение автомобиля в случае обнаружения на дороге других автомобилей или препятствий. Во время таких маневров, выполняемых с помощью данной системы, водитель, тем не менее, обязан следить за дорогой и держать обе руки на рулевом колесе.

По словам Маска, выход на рынок грузового электромобиля ожидается в конце 2019 года.
Однако у компании Тесла могут возникнуть определенные проблемы в том случае, если расстояние, покрываемое новым грузовиком на одном заряде аккумулятора, будет менее 500 миль. Аналитики из Бернштейна – инвестиционного банка – просчитали, что в среднем новый грузовик Тесла сможет проезжать от 300 до 450 миль в день на одном заряде. «Согласно нашим предположениям, расстояние в 300-450 миль в день является достаточно серьезным ограничением для применения данного автомобиля в сфере грузоперевозок» — говорится в официальном отчете представителей инвестиционного банка.

Итак, компания Тесла ставит перед собой очередную задачу по созданию нового электро-грузовика, при этом до конца не решив некоторые другие свои проблемы в области автомобилестроения. Не так давно, например, компания представила вниманию широкой публике свой наиболее доступный автомобиль – Tesla Model 3, однако и с ним у Тесла возникли некоторые сложности.

Производство новой Model 3 началось еще в июле на автомобильном заводе компании Тесла в городе Фримонте, штат Калифорния. По словам Маска, к декабрю он надеется увеличить количество производимых автомобилей до 20 000 единиц в месяц. Однако по состоянию на сентябрь всего было собрано лишь 260 автомобилей Model 3.

Две недели назад в своем письме акционерам Илон Маск написал о том, что по его расчетам уже к началу года ожидается еженедельное увеличение производимых автомобилей на 5000 единиц. Однако в прошлом месяце компания Тесла уволила несколько сотен работников ввиду их якобы низкой производительности труда, тем самым вызвав очередную волну обеспокоенности относительно того, возможно ли вообще удовлетворить агрессивные производственные цели Маска.

Ожидается, что Model 3, стартовая цена которой составляет 35000 долларов США, станет наиболее продаваемым авто компании Тесла. Например, цены на другие автомобили этой компании – роскошный седан Model S или Model X и SUV – стартуют от 70000 долларов США. В прошлом году Тесла выпустила более 85 тысяч авто, а в этом году количество выпускаемых автомобилей должно превысить 100 тысяч единиц.

Поскольку Model 3 с ее более чем привлекательной ценой будет доступна для более широкого круга потребителей, в 2018 компания Тесла планирует продать более чем полмиллиона авто.

По словам представителей компании, тот факт, что темп выпуска Model 3 на рынок несколько замедлен, объясняется некоторыми сложностями производства аккумуляторных батарей, возникшими на заводе Gigafactory, штат Невада. Кроме того, стало известно, что сварка и общая сборка авто, выполняемые на территории фримонтского завода, продвигаются несколько медленней, чем другие процессы.

«Я считаю, что стоящий особняком рынок грузовых электромобилей – это очень перспективное направление» — сообщила Мишель Кребс, аналитик в Autotrader.com. «Однако у меня есть некоторые опасения относительно планов компании Тесла: я не очень понимаю, каким образом они собираются осуществить все задуманное в течение такого короткого времени. Ведь нельзя наобещать с три короба, а потом сделать вид, что всех этих громких возгласов относительно грузовых электромобилей просто не было».

Напряжение вокруг выхода Model 3 в конце концов сделало свое дело: в третьем квартале компания потеряла 619,4 млн долларов, и это несмотря на то, что выручка от продаж автомобилей увеличилась на 8% и составила 2,08 млрд долларов.

Помимо того, что Маск занимает кресло исполнительного директора компании Тесла, он также возглавляет ракетную компанию Space X и новое предприятие The Boring Company, занимающееся разработкой туннелей для футуристических платформ, которые смогут перевозить людей со скоростью 700 миль в час.

Однако компании-конкуренты уже начали тестировать свои грузовые электромобили и технологии, позволяющие управлять ими без помощи водителя. Например, в прошлом месяце компания Daimler представила электрический тягач с прицепом, а представители Embark, возникшего в Силиконовой долине стартапа, сообщили о намерении использовать самоуправляемые грузовики для транспортировки холодильников Frigidaire со склада в Эль-Пасо, штат Техас, в распределительный центр, находящийся в 650 милях от Палм-Спрингс, штат Калифорния.

«Безусловно, в области производства легковых автомобилей Тесла дает фору всем остальным гигантам-автопроизводителям благодаря своим электрокарами и внедрению соответствующих технологий, таких как система Autopilot. Однако, что касается грузовых авто, то тут совсем другая ситуация» — заявила Кребс.

По ее словам, у Тесла совершенно нет опыта на рынке грузовых автомобилей, при этом не стоит забывать о серьезных конкурентах, прекрасно себя чувствующих в данной сфере, взять хотя бы компанию Daimler, которая уже сейчас располагает собственной клиентской базой.

«Необходимо понимать, что грузовик – это, в первую очередь, рабочий инструмент», — добавила Мишель. — «Он должен постоянно использоваться. Если мой спорткар, например, находится на техническом обслуживании, тогда я спокойно найду другое транспортное средство, на котором доберусь в нужное мне место. Однако такой подход неприемлем, если вы занимаетесь перевозкой грузов».

#1 сервис по продвижению на реддит.

Tesla Semi, разбираемся подробно: Журнал «АВТОТРАК»

Маск: шарлатан или гений?

Давно мы не видели принципиально новую концепцию тяжелого грузовика — магистрального тягача. Я не о массо-габаритных размерах, которые, естественно, менялись, а о конструкции, энергоустановке и трансмиссии машины. Мировые гиганты автоиндустрии все это время, как оказалось, занимались ерундой — водили за нос покупателей техники: улучшали, модернизировали, придумывали AdBlue (мочевина) и структуру для нее и, самое главное, повышали цены на грузовики под каждым предлогом. Электрические тоже показывали, но со смешным пробегом — до 200 км.

Похоже, у Илона аллергия на углеводородное топливо. Он ворвался в общество автопроизводителей с идеей сделать коммерчески успешным и популярным электрический автомобиль. Конечно, и до него такие разработки были: выпускались и выпускаются электрические машины. Но они (электроавтомобили) существовали в неприметной нише для фетишистов с соответствующими мизерными продажами — автомобилистов, не удовлетворенных двигателем внутреннего сгорания. Гениальность Маска в том, что он этот тихий фетишизм развил до товарного и наделил электромобиль сверхъестественными свойствами, при этом — не без основания. Только Илону удалось сделать машину на батареях с пробегом в несколько раз превышающим существующие на рынке электрические аналоги. Так появилась легковая Tesla, которая стала популярной. Если бы люди, покупающие автомобили для личного пользования, умели считать стоимость владения, то Tesla стала бы сверхпопулярной. Все выкладки показывают, что владеть электромобилем от Маска при дневном пробеге до 300 км сегодня значительно дешевле, чем одноклассником с ДВС. Но считают только владельцы автотранспортных компаний, для которых грузовик — не товар личного пользования, а инструмент для зарабатывания денег. Поэтому заводы по производству Мерседесов, Порше и другие пока могут клепать свои пафосные автомобили еще какое-то время.

 

Новая эра

Пока грузовые гранды экспериментировали с гибридными трансмиссиями и троллейбусными контактными сетями, компания Маска думала как создать магистральный грузовик с приемлемыми для перевозчиков параметрами: пробег на одной зарядке, масса, стоимость владения. Суточный пробег — важнейшая характеристика магистрального автопоезда. При разрешенном в США режиме труда 11 часов в сутки для водителя и разрешенной максимальной скорости 55-75 миль/час на автобанах, автопоезд проезжает в среднем 800-1000 км в день. Именно этот параметр и был отправной точкой в расчетах при создании машины, под который подбиралась емкость батареи и, соответственно, вес тягача.

Скептики утверждали, что машина получится слишком тяжелой и «съест» полезную нагрузку. Сколько весит представленный публике тягач, услышать не удалось. Очевидно, что больше традиционных одноклассников. Если батарейный блок легковой Tesla S мощностью 100 кВт·ч весит около 550 кг, то для тягача с заявленными характеристиками пробега и полной массы требуется энергии примерно в 10 раз больше. Следовательно, батареи на Tesla Semi весят около 5,5 тонн. С учетом того, что в машине отсутствует ДВС, КП, редукторы мостов, грузовик без батарейного блока, но с электромоторами, легче дизельного на 1.5-2 тонны. Поэтому Tesla Semi может быть тяжелее дизельного грузовика примерно на 4 тонны и весить около 11. Грузоподъемность автопоезда в таком случае уменьшается на 20%. — это минус. Уточню, что все цифры и расчеты актуальны для рынка США и для грузовиков 8 категории (8 Class) по американской классификации автотранспорта.


Сам батарейный блок тягача встроен в центральную часть рамы и приводит в движение 4 электромотора — по одному на колесо — от легкового автомобиля Tesla Model 3. Так как центр тяжести электрического грузовика низкий, то он имеет отличную управляемость. Этому же способствует и независимая подвеска всех колес. Шасси — классической для американского рынка колесной схемы 6х4. При необходимости, для продаж на других рынках, убрать два ведущих колеса — не проблема (с потерей мощности). Мощность тесловского грузовика не была озвучена, но с учетом идентичных электромоторов легковой Tesla — примерно 1000 л.с. Поэтому разгон «головы» до 96 км/ч — 5 сек., 36,5-тонного автопоезда (максимально разрешенная в США полная масса) — 20. В связи с этим возникают вопросы к тягово-сцепным устройствам, которые могут просто не выдержать повышенных нагрузок. Еще из динамических возможностей Tesla Semi: автопоезд с полной массой может двигаться на 5% подъеме со скоростью 105 км/ч, не теряя ее. Кто ездил в горах, тот поймет.

Новые возможности машины потребуют и повышенного внимания к креплению груза: при ускорениях сорвать поддон или палету с точек крепления — проще простого. Нужны ли такие динамические характеристики автопоезду? Лучше «да», чем «нет»: старт со светофора, обгон попутной машины, при движении в горах. Но, повторюсь, проблема крепления груза актуальна как никогда. Поэтому не исключаю, что возможно программное ограничение ускорения автопоезда.


Знатоки и скептики уже начали иронизировать по-поводу таких динамических возможностей автопоезда — то асфальт сорвет при старте, то сорвавшийся груз прицеп разрушит. На мой взгляд, Маск продемонстрировал возможности машины, а дальше будет оптимизация под нужды перевозчиков с учетом техники безопасности и других требований. Тем не менее, по личному опыту знаю, что возможность быстро и, следовательно, безопасно обогнать попутный транспорт — дорогого стоит. У автопоездов с этим большие проблемы, а Tesla Semi со своей динамикой во многом ее (проблему) снимет.

Так вот, со всеми вышеперечисленными данными Tesla Semi может проехать 800 км на одной зарядке при полной загрузке в 36,5 тонн при скорости 60 миль (96 км/ч) — это заявил Маск на презентации. Выглядит как фантастика, поэтому в интернете уже пошли предположения, что батареи будут стоять и на прицепе, а Маск — трепло и шарлатан. Необходимо отметить, что автотранспортный бизнес в США в корне отличается от такового в Европе или в России в одном аспекте — прицепы, как правило, не принадлежат владельцу тягача. Поэтому, доставив груз по назначению, водитель просто перецепляет «хвосты» и катит с другим по следующему адресу. Вариант с батареями вне тягача пока не проходит никак. Не исключаю, что в будущем с ростом популярности электрического автотранспорта появятся прицепы со встроенными батареями для увеличения пробега автопоезда.


Очевидно, что запас хода в 800 км — это минимум. Магистральные автопоезда должны иметь возможность проехать без заправки 1000-1100 км. Почему я придерживаюсь именно такой минимальной емкости батарей для магистральных электрических тягачей? Маск лукавит, обозначив скорость автопоезда 60-ю милями в час. Максимально разрешенная может различаться от штата к штату — от 55 до 75 миль (88-120 км/ч), но средняя — 65 миль/ч. Грузовики в США на хайвеях «топят на всю катушку» и даже больше, поэтому реальный пробег Tesla Semi на одной зарядке с учетом средних скоростей будет меньше 800 км — около 600. Но и Маск позиционирует свой тягач пока как среднемагистральный: доехать с грузом до клиента и вернуться в течение дня на базу. Примерно 30% перевозчиков на автопоездах работают со средним пробегом 500 км в день. С развитием технологий хранения электроэнергии пробег Tesla Semi будет увеличиваться — в этом никто не сомневается.

Над аккумуляторным отсеком установлена углепластиковая кабина по типу самолетной: место водителя выдвинуто вперед и находится по центру. Позади пилотского кресла — просторная центральная зона с высотой около 220 сантиметров. Полноценной зоны отдыха в понимании европейских, а тем более американских, стандартов — нет. Но это не значит, что она не может появиться в принципе. С увеличением дальности пробега на одной зарядке появится и полноценный sleeper (спальник). Внешне кабина смахивает на утюг, но такая форма демонстрирует великолепную аэродинамику: коэффициент лобового сопротивления (Cx) у Tesla Semi — 0,36. Это лучше, чем у Bugatti Chiron с «жалким» 0,38, а обычные тягачи имеют Cx около 0,45.

Расположение аккумуляторной батареи и электродвигателей

«Козырным» ходом, как мне кажется, оказалось небьющееся ветровое стекло. Трещины на них — отнюдь не редкое явление, требующее материальных затрат и времени при замене. Маск дает на стекло пожизненную гарантию, на весь автомобиль — 1 млн. 600 тыс км. Звучит фантастически, но с учетом опыта эксплуатации легковых Tesla, где только на батарейный блок гарантия 8 лет — это выполнимо. Годовой пробег автопоездов в среднем — 150 тыс км. Похоже, компания Маска готова продлить гарантию на батарею еще на пару лет.

Про стоимость технического обслуживания говорить рано, но, скорее всего, оно будет реже, чем у дизельных грузовиков: масло и фильтра менять не надо, тормозные колодки прослужат дольше за счет способности тормозить электромоторами с последующей рекуперацией энергии торможения в электрическую. Эти же колесные электромоторы открывают и новые возможности в активной безопасности автопоезда — системе стабилизации. Если в обычных машинах с ДВС она осуществляется за счет притормаживания определенных колес, то в Tesla прибавляется возможность воздействовать на курсовую устойчивость и за счет передачи крутящего момента на нужное колесо.


Кроме новой системы стабилизации автопоезда на Tesla Semi в базовой комплектации будет стоять адаптивный круиз-контроль; система, контролирующая движение в полосе; датчики, отслеживающие боковые помехи; системы, управляющие тормозами. Весь этот (дополнительный к базовым узлам и агрегатам) комплекс позволяет автопоезду двигаться в режиме ограниченной автономной езды — автомобиль может перемещаться автономно в пределах своей полосы. До полной «автономки», когда машина способна маневрировать без участия водителя, — один шаг.

Так как узлы и агрегаты грузовика максимально электрифицированы, их само- или дистанционная диагностика происходит быстро и просто. По результатам принимается решение о сервисе, время которого также согласовывается с ремонтными службами дистанционно и автоматически. Обновление софта грузовика происходит регулярно даже без участия водителя: Tesla давно использует эту практику на своих легковых автомобилях.

Три пишем, два в уме

А теперь о самом главном, о чем не подозревают водители легковых автомобилей и, что греха таить, наемные водители грузовиков и члены разных жюри, раздающие звание «лучший автомобиль» — об эффективности грузовика. По словам Илона Маска, в эксплуатации Tesla Semi обойдется дешевле дизельных аналогов на 20%. Операционные затраты на 1 км пробега составят $0,79, а на дизельном грузовике — $0,94. В операционных расходах в нашем сравнении можно говорить только о затратах на топливо (электричество), техническое обслуживание и лизинговые платежи — остальные параметры примерно одинаковы.

Главная статья из сравниваемых — расходы на топливо. Ее и примем единственной для простоты расчетов. Если на 1000-киловаттной батарее 36-тонный автопоезд на скорости 96 км/ч проезжает 800 км, то на 100 км тратит 125 кВт·ч. Средний расход дизельного аналога — 35 литров на 100 км. Литр солярки с учетом КПД дизельного мотора — 3,5 кВт·ч, следовательно автопоезд с ДВС тратит 122,5 кВт·ч на 100 км, что сопоставимо с тягачом Tesla Semi. С учетом выдающейся аэродинамики КПД электрического автопоезда хотелось бы видеть лучше. Средняя цена кВт ч в США — $0,07, дизтоплива на 19.11.2017 — $0,7/литр. Путем простейших вычислений получаем стоимость 100 км пробега на Tesla Semi — $8,75, на дизельном аналоге — $24,5, что в 2,8 раз дороже. При среднем годовом пробеге экономия при использовании Tesla Semi будет около $24 000. Совокупная топливная экономия на гарантийном пробеге (1,6 млн км) составит приблизительно $240 000, что близко к цифре, озвученной Маском — «более 200 тыс».


Если же использовать автопоезда в составе конвоя в режиме полуавтономного вождения, которое уже сейчас возможно на дорогах общего пользования, то эффективность будет еще выше, что позволит, по словам Маска, конкурировать с железнодорожным транспортом. Перспективы блестящие.

Пересчитывая операционные затраты, озвученные на презентации машины (см. выше), на 100 км пробега, разница в абсолютных цифрах Tesla Semi и дизельного аналога будет та же, что и в наших чисто топливных расчетах — около $16. Получается, что другие операционные расходы абсолютно одинаковы, включая лизинговые платежи и стоимость ТО, у совершенно разных грузовиков. Вывод — машины стоят одинаково! Или в расчеты Маска не входят лизинговые платежи? Про цену Tesla Semi не было сказано ни слова. Пока мысли разных экспертов крутятся вокруг цифры $250 тыс. за тягач — это примерно на $100 тыс дороже грузовика с ДВС. Следовательно, если включить в операционные расходы лизинговые платежи машины, которая значительно дороже дизельного аналога, то экономия в $200 тыс за гарантийный период выглядит сказкой. Без полной технической и финансовой информации более тонкий анализ — «гадание на кофейной гуще».


Главной проблемой и «тормозом» электрических грузовиков в ближайшей перспективе станет инфраструктура станций зарядок. Существующие для легковых автомобилей — не помощники в виду того, что емкости батарей различаются на порядок. И если только сейчас стали появляться станции зарядки 3-го поколения, которые могут «накачать» батареи легкового Tesla за 11-12 минут, то какую же производительность должно иметь оборудование, чтобы зарядить батарею емкостью в десять раз больше? Но Илон озвучил, что к 2019 году (скорее всего — позже), когда первые покупатели увидят Tesla Semi, мощность зарядных станций позволит «заливать» электричества на 640 км пробега за 30 мин. Почему не 800? Потому что оставшиеся 25% емкости батарей будут заряжаться те же 30 мин — так устроены законы физики. Как ни крути, но электрические грузовики какое-то время будут «на коротком поводке» и не перемещаться далеко от специального источника электроэнергии. Увы, но про домашнюю розетку забудьте — успеете состариться, пока зарядите батарею Tesla Semi. Так вот, есть мнение, что стоимость электричества на новых зарядных станциях будет стоить дороже, чем средняя по стране США. Поживем — увидим.

Не соглашусь с теми, кто утверждает, что Маск — шарлатан. Своими успешными проектами — Space X и модельный ряд легковых автомобилей Tesla — Илон доказал, что его идеи, какими бы фантастическими не были, реализовываются и, главное, меняют представление людей об окружающем мире и возможностях. Уверен, что грузовики Tesla Semi будут ездить, станут примером для подражания и заставят других традиционных производителей техники, жирующих на безальтернативности и монополизме, шевелится и вкладывать деньги не в тупиковые проекты с ДВС, а в будущие технологии.


Заплатив $5 тыс., можно уже заказать грузовик Tesla Semi. И, судя по информации, транспортные компании начали это делать: крупнейшая торговая сеть Wal-mart на следующий день после презентации подтвердила заказ на 15 грузовиков Tesla Semi. Фрахтовая компания J.B. Hunt также подтвердила покупку грузовиков, канадская компания Loblaws заказала 25 грузовиков Tesla Semi.
Электрические грузовики других производителей:

В 2007 году Modec из Британии начала выпуск электрического грузовика грузоподъемностью 2 тонны. Полная масса — 5,5 тонн. Электродвигатель развивал 103 л.с. и 300 Н•м, что позволяло разгоняться до 80 км/ч Литий-ионной батареи емкостью 85 кВт•ч хватало на 160 км, зарядка от розетки занимала 6 часов. В 2011 из-за низкого спроса компания обанкротилась. Всего выпущено около 400 машин

FUSO eCanter — до 3,5 тонн. Полная масса — 7,5 тонн Электродвигатель развивает 150 л.с. и 650 Н•м, максимальная скорость — 90 км/ч, литий-ионные батареи — 83 кВт•ч, запас хода — 100 км. Зарядка на 80% от розетки 360В/100А занимает 1 час. От домашней — всю ночь. Старт серийного производства намечен на 2019 год

Mercedes Urban eTruck. Полная масса — 26 тонн. Два электродвигателя совместно выдают 250 л.с. и 1000 Н•м. Литий-ионные батареи емкостью 213 кВт•ч весят 2,5 тонн, запас хода — 200 км. В продаже еще нет

Наш ответ американцам

Tesla Semi – грузовик, работающий на электричестве

Tesla Motors – ведущий производитель электрокаров. За время своего существования компания смогла буквально перевернуть этот сегмент, и сегодня легковые автомобили Тесла во многом превосходят бензиновых собратьев. Но разработчики пошли дальше, и в ноябре 2017 года был презентован грузовик Тесла (Tesla Semi Truck).

Внешний вид

Кабина Semi Truck в основном состоит из углеродного волокна. Она отличается обтекаемыми формами и выглядит футуристично. Благодаря такой форме грузовик обладает отличными аэродинамическими качествами, что позволяет ему эффективно справляться с воздушными потоками, а, следовательно, затрачивать меньше энергии во время поездок.

В передней части кузова размещён багажник. Через него можно получить доступ ко многим внутренним элементам.

Салон

Первое, что бросается в глаза, – это кресло водителя, которое расположено по центру. Такое решение позволит водителю лучше видеть окружающее пространство. При желании можно посмотреть даже на дорогу непосредственно перед грузовиком, т. к. нос его кабины вертикальный.

По бокам от рулевого колеса расположились два сенсорных дисплея. Левый отображает основные показатели и позволяет управлять различными функциями, правый предназначен для работы с мультимедиа и навигационной системой. Также в системе предусмотрено ПО для работы грузопотоками и маршрутами автопарков. Кнопка в салоне только одна, и отвечает она за включение аварийных огней. Под рулём расположились рычажки.

Кабина электрофуры имеет высоту в 220 см, поэтому в ней можно вставать в полный рост. Сверху имеются просторные ящики для хранения вещей.

Для пассажиров предусмотрено съёмное кресло позади водительского.

Ходовые качества

В движение Semi приводят 4 независимых электромотора – по одному на каждое колесо.

До 100 км/ч без прицепа этот грузовик разгоняется всего за 5 секунд, а при максимальной загрузке на это ему понадобится 20 секунд. К слову, предельная масса груза составляет 36 тонн.

Управление

Коробка передач, как таковая, в Tesla Semi отсутствует вообще. Для электромобилей это обычное дело.

Автопилот Enhanced работает в полуавтономном режиме. Он способен:

  • удерживать грузовик на полосе;
  • соблюдать безопасную дистанцию от других автомобилей;
  • перестаиваться на другую полосу;
  • съезжать на обочину и пр.

Учитывая, что компания Тесла занимается собственной разработкой искусственного интеллекта, не исключено, что последующие модели электрических грузовиков станут полностью беспилотными.

Ещё много интересного в наших соцсетях