Содержание

Запуск и прогрев двигателя, на что нужно обратить внимание

Несмотря на многочисленные статьи и убеждения, для многих автолюбителей вопрос прогрева двигателя остается, по – прежнему, открытым. Одни считают прогрева необходимым, другие говорят, что двигаться можно сразу после запуска в работу двигателя. Да и длительность прогрева также вызывает массу дискуссий. Проанализировав такие материалы и суждения можно прийти к выводу, что каждые их них по – своему имеют место на существование и справедливы, а другие противоречивы, в чем, собственно, в этой статье мы и постараемся разобраться с Вами.

Итак, есть следующие критерии прогрева мотора:

  • Сел и поехал, единственно при этом не нагружать мотор, не превышать 2000 оборотов в минуту до его прогрева
  • Прогреть до того момента, пока стрелка температуры охлаждающей жидкости не начнет свое движение, обычно это 50-60 градусов
  • Прогрев до полного работоспособного состояния мотора.

Безусловно, что длительность и способ прогрева мотора в первостепенно должны зависеть от технического состояния автомобиля и температуры окружающего воздуха. За границей, в Европе, США, производители рекомендуют прогревать автомобиль 1-2 минуты, и двигаться с минимальными оборотами. Однако это могут быть далеко не оптимальными режимами, и направленными, прежде всего, на экологическую составляющую и постановку ее в более высокий приоритет, даже в ущерб эксплуатационного срока двигателя. Да и новые автомобили в этих странах обычно эксплуатируются не более 10 лет, чего более чем достаточно для такой нагрузки мотора. В нашей же стране все гораздо сложнее, и ввиду экономической несостоятельности, многие автолюбители приобретают «железного коня» раз и на всю жизнь, потому и подход тут несколько иной.

Технологически современные двигатели очень сложны, и имеют множество вращающихся, взаимодействующих друг с другом деталей, которые имеют свои температурные оптимальные режимы работы, коэффициенты расширения при разных температурах, рабочие зазоры, настройки, отвечающие идеальной работе мотора. Не последнюю роль на работу двигателя оказывает выбор тип масла, его вязкость в процессе работы, рекомендованные заводом изготовителем, чего неуклонно нужно придерживаться. В период достижения минимальной вязкости происходит оптимальная смазка деталей, и она поступает в необходимом количестве на все трущиеся детали и поверхности. А температура масла прямо влияет на вязкость.

Отечественные автомобильные производители на этот счет выполнили свои заключения и по результатам исследований выявили, что при соблюдении марок, типов охлаждающих жидкостей, масла, которые предписывают производители автомобилей, никаких проблем при движении на непрогретом моторе возникнуть не может. Так на концерне ВАЗ, при испытаниях их автомобилей, повышенного износа деталей на непрогретом двигателе на всех моделях выявлено не было, что уже о многом говорит, особенно если учесть оккупацию этими автомобилями значительной части нашего рынка. Главным только условием этой эксплуатации является избежание повышенных нагрузках. Инженеры ВАЗа также считают, что такой режим оптимально сказывается на более быстрый и качественный выход работы мотора на оптимальный режим.

Опытные водители все же считают, что двигатель лучше прогреть. Однако в этом случае утверждение «больше – значит лучше», тоже не работает. Поскольку перегрев масла, работа длительное время на холостом ходе отрицательно сказывается на ресурсе мотора, и это уже давно доказано, да и вязкость масла будет не оптимальной. Дополнительно побочным эффектом может стать нагар на свечах, перегрев мотора, повышенный расход топлива и вредное воздействие на окружающую среду.

Конечно же каждый автовладелец должен для себя сам определиться, какой режим запуска для его автомобиля будет оптимальным, и мы надеемся, что наша статья станет пособием для Вас в этой проблеме.

Ремонт двигателя — обзор — журнал За рулем

В кризис, когда из-за высокого курса валют цены на новые узлы кусаются, самое время вспомнить о том, что наши российские специалисты еще с 90-х годов применяют технологии, позволяющие успешно восстанавливать даже «одноразовые» моторы, и о том, что ремонт двигателя выгоднее, чем покупка нового. Профессионально «реанимированный» агрегат, если бережно его обкатать и правильно эксплуатировать, прослужит не меньше нового.

00

Материалы по теме

Неремонтопригодность современных двигателей связана не только с отсутствием запчастей: ради экономии производители изначально не закладывают в конструкцию возможность восстановления. Провернуло вкладыш или задрало поверхность цилиндра — покупай новый шорт-блок (блок цилиндров в сборе с поршневой группой и коленвалом). А он денег стоит!

Но выход есть. Разработанные нашими мотористами в конце 1990‑х годов технологии позволяют успешно ремонтировать современные двигатели, будь они из чугуна или из алюминиевых сплавов. Конечно, чинить не всегда целесообразно — всё зависит от остаточной толщины детали, характера и размера повреждения, конструктивных особенностей двигателя и применяемых материалов.

Основное лечение

Перед ремонтом проверяют в опрессовочной ванне, нет ли в блоке цилиндров скрытых трещин, поскольку при обработке узла они могут раскрыться. Если повреждения неглубокие и расположены в доступных местах, их безболезненно лечат — рассверливают фрезой до основания и проваривают металлом. Заделывают даже отверстия в блоке (например, пробитые шатуном) и восстанавливают перегородки между цилиндрами. Алюминиевые сплавы варить проще — температура плавления ниже. Для ремонта отверстий в чугунных блоках используют чугунные заплатки.

01–2

Станок магнитной дефектоскопии. Коленчатый вал кладут на две опоры с обмотками (отрицательный и положительный полюсы), смазывают специальным маслом и посыпают металлическим порошком. При прохождении тока через вал созданное магнитное поле выдает скрытые трещины, характерно выстраивая над ними частицы порошка.

Станок магнитной дефектоскопии. Коленчатый вал кладут на две опоры с обмотками (отрицательный и положительный полюсы), смазывают специальным маслом и посыпают металлическим порошком. При прохождении тока через вал созданное магнитное поле выдает скрытые трещины, характерно выстраивая над ними частицы порошка.

Чрезмерный износ стенок цилиндров или их по

Моторист.эксперт | Все о двигателях

Автомобиль стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Но выбрать хорошее надежное авто порой непросто. Большинство вопросов у покупателя возникает по части двигателя. Перед покупкой следует узнать, какие характеристики и основные слабые места данного агрегата, какой у него реальный расход, как часто необходимо обслуживать.

В российских условиях эксплуатации не все силовые агрегаты зарекомендовали себя хорошо. Поэтому на нашем сайте вы найдете только честные обзоры, рейтинги, характеристики и эксплуатационные особенности моторов.

Хороший силовой агрегат – какие особенности учитывать?

При покупке новой или подержанной машины важно знать, какой ДВС стоит под капотом. Это может быть бензиновый мотор, дизельная установка или гибридный силовой агрегат. В последнее время популярность набирают электромоторы. У каждой модели двигателя есть свои проблемы и преимущества. Один мотор выносливый и может легко пройти 500 000 км без ремонта, второй предлагает низкий расход топлива, а третий не требователен к обслуживанию.

Важные стадии оценки агрегата под капотом авто следующие:

  • узнать реальные технические характеристики, их соответствие заводским данным;
  • получить информацию о потенциально слабых местах мотора, таких как узел ГРМ или головка блока;
  • уточнить требования к обслуживанию, подтвержденные реальными отзывами владельцев машин;
  • выбрать, какой двигатель стоит предпочесть на конкретной модели автомобиля при покупке в салоне;
  • определиться с экономичностью, просчитав все затраты на топливо, расходные материалы и сервис.

Только после такой оценки особенностей мотора вы сможете смело заявить, что изучили агрегат и сделали выводы. К сожалению, сухие данные производителей в таблицах технических характеристик далеко не всегда отражают реальные особенности ДВС. Компании стремятся продать вам машину, поэтому умалчивают о проблемах и потенциальных поломках.

Почему удобно пользоваться нашим ресурсом?

На сайте представлены все реальные характеристики и особенности силовых агрегатов, включая эксплуатационные недостатки. Также мы публикуем собственные обзоры двигателей внутреннего сгорания, включая и моторы, которые уже сняты с производства. Преимущества такой информации следующие:

  • данные реальные, а не просто технические, вы получите практичную пользу;
  • отзывы от реальных владельцев автомобилей, только достоверная информация;
  • экспертные обзоры, из которых вы легко узнаете об особенностях моторов;
  • заводские инструкции, требования к эксплуатации и обслуживанию ДВС;
  • сравнение плюсов и минусов различных двигателей на одной модели авто.

Используя информацию на сайте, вы найдете ответ на все важные вопросы по силовым агрегатам. Если у вас остались вопросы по той или иной модели двигателя, просто задавайте их в комментариях к публикациям. Наша аудитория – эксперты автомобильного рынка. Они обязательно помогут вам узнать правду о конкретном моторе, дадут рекомендации и помогут решить возникшую дилемму. Доверяйте только проверенной и достоверной информации.

5 точных признаков «уставшего» двигателя, рассказ моториста

Какие неполадки двигателя легко устранить, а какие свидетельствуют о скором капитальном ремонте, разбираемся вместе с опытным мотористом.

Чистый ДВС-не свидетельство исправности!

Здравствуйте, уважаемые автолюбители. Прошу вас оставлять свои комментарии, всегда интересно читать ваше мнение, только просьба! Если вы с чем-то категорически не согласны, не стоит выражать это в грубой форме, это все же неприлично.

Сразу хочу отметить, что под названием «уставший двигатель», я имею ввиду не износ абсолютно всех деталей ДВС, а скорый капитальный ремонт. Он обычно имеет место, даже если банально изношены маслосъемные колпачки, так как при их замене, двигатель придется почти полностью разобрать, соответсвенно, лучше уже сделать капитальный ремонт, дабы через несколько тысяч километров не пришлось заново разбирать двигатель. Но! Это лишь мое мнение.

Итак, мой товарищ моторист, со стажем работы более 18 лет. Много статей я написал благодаря ему.

Признак №1. Сапун.

Что такое сапун в ДВС? По русски говоря-это клапан, для уравнивания давления в закрытой емкости, относительно атмосферного давления.

Может быть встречали русскую классику, где видно, что под моторным отсеком торчит патрубок? Это и есть сапун. Зачем на классике его выводят под машину? Когда поршневая группа уже изношена, через сапун выходит масло, дабы оно не попадало на воздушный фильтр, на классике его просто отключают и выводят.

Итак, находим патрубок сапуна в своем автомобиле, откручиваем его с одной стороны и запускаем мотор. Если поршневая в порядке, вы ничего не уведите, только почувствуете выходящий из патрубка поток воздуха. Если вы видите белый дым, а также вырывающиеся капельки масла(для этого нужно на некоторое время прибавить оборотов двс), это признак уже изношенной поршневой группы, очень вероятно, что такому двигателю скоро предстоит капитальный ремонт. Такой двигатель уже обязательно расходует масло в несколько раз больше, чем положено.

Для примера, я отметил где расположен сапун в ВАЗ, в 8 клапанных моторах.

Для проверки можно отсоединить патрубок с любой стороны.

Признак №2. Холодный пуск.

Обычно, все серьезные неисправности двигателя, сначала можно определить по тому, как запускается двигатель «на холодную», то есть, после длительной стоянки. Так как: После длительной стоянки, все масло с двс уходит в поддон, на деталях остается лишь тонкая масляная пленка и если где-то, что-то уже изношенно, то на холодную вы будете слышать непонятный звук, который проходит в процессе нагревания двигателя. А может даже через несколько секунд после пуска.

Опять же, на холодную, все зазоры еще не в рабочих диапазонах и если пуск на холодную сопровождается повышенным уровнем шума, это свидетельство, что двигатель уже «устал». Это не означает, что он вот вот сломается, но основной свой ресурс он уже отработал.

Признак №3 Эмульсия.

Объясняю, откройте крышку заливной горловины масла, достаньте щуп и откройте крышку бачка с тосолом.

Начинаем с крышки заливной горловины. На ней, кроме чистого масла, ничего больше быть не должно. Встречается, что на крышке можно обнаружить вот такую эмульсию или сгустки масла, похожие на гуталин.

Если, вы видите на крышке подобное, смотрим на масляный щуп. Очень вероятно, что масло на нем будет очень жидкое и светлее чем обычно. А так же, понюхайте чем пахнет из бачка под ОЖ, если чувствуете запах тосола и картерных газов, это уже большие неприятности с ДВС. Что это значит?

Тосол или антифриз смешивается с маслом в ДВС. Это может быть из-за прокладки, а возможно и трещина в рубашке охлаждения. Если это прокладка, считайте вам повезло, меняйте ее, масло и ездите дальше. Если трещина в рубашке охлаждения, это уже означает, что ее придется менять… что дорого. Если покупаете авто и замечаете такие признаки-разворачивайтесь и уходите, так как проверить, что случилось, можно лишь разобрав двигатель.

Если видите гуталин на крышке, скорее всего масло заливалась некачественное и очень редко менялось. Если он есть на крышке, значит все детали двс в таком же нагаре. Соответственно, уже забиты масляные каналы и двс испытывает масляное голодание, поршневой осталось не долго…

Крышку можно и протереть, не поленитесь заглянуть в отверстие с фонариком, там обычно можно увидеть распредвал, если он грязный, это значит, что крышку просто вытерли.

Признак №4 Запуск ДВС.

Видели автомобили с синим или черным дымом из выхлопной трубы? Густым прям таким. Если он черный, двигателю осталось проехать считанные километры. Если он синеватый, то изношенны маслосъемные колпачки. Их замена дорогостоящее удовольствие, но сделать это обязательно нужно, иначе ДВС может заклинить.

Такой момент, ДВС не начинает дымить резко. Сначала это проявляется только при запуске. Когда авто стоит более часа, при запуске сначала выходит клубок дыма, после чего дым исчезает. Это значит, что колпачки изношенны и через несколько тысяч км, дымить начнет уже конкретно. Такую машину в этот момент стараются продать.

А также проверьте салфеткой выхлопную трубу, как на фото. Там конечно должен быть черный нагар, но если он жидкий, значит ДВС «ест» масло и оно вылетает в трубу.

Признак №5. Давление воздуха.

Мало кто знает, но если во время работы исправного двигателя, начать потихоньку открывать крышку маслозаливного отверстия, вы почувствуете, что ее засасывает обратно. Так как ДВС это система замкнутая, открываете крышку, ДВС начинает засасывать воздух-это нормально. Если же, крышку наоборот выталкивает воздухом-с двигателем уже что-то не так. Что именно неисправно-вариантов масса. Это может быть и компрессионные кольца, и картерная вентиляция, и много чего еще. Суть в том, что это уже свидетельство того, что ДВС придется полностью диагностировать и разбирать.

Итак, это были пять точных признаков «уставшего» двигателя, рассказывал моторист, записывал его слова, я- автор, надеюсь было познавательно.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и удачи на дорогах!

  • Что делать, когда ДПСник останавливает в том месте, где остановка запрещена
  • Надо ли подписывать протокол если не согласен?
Категория: Советы


Моточистка главного двигателя : engineering_ru — LiveJournal

Всем привет!

Раз уж так оказалось, что многим интересны морские темы, то продолжаю.
Итак, имеем судно-контейнеровоз вместимостью 4200 контейнеров. Через моря и океаны его толкает главный двигатель типа 8K90MC-C с выходной мощностью 36 500 квт. Из этой абракадабры понятно, что произвела его фирма MAN-B&W или один из ее его лицензиатов … хотя давайте разберем подробнее

8 — число цилиндров
К — означает «с укороченным ходом поршня», видимо от немецкого kurz
90 — диаметр поршня в сантиметрах
М — что это именно «двигатель» (наверное, опять-таки от немецкого motor)
С — с рапредвалом (camshaft controlled)
C — compact design

Хотя, конечно, трудно применить термин «компактный» к подобному сооружению, а ведь бывают и побольше! И гораздо больше!

Главные двигатели морских судов очень надежны, ну о-о-о-очень, но периодическое обслуживание никто не отменял. Один из видов такого ТО называется по-русски «моточистка» и заключается в выемке отработавшего свой срок поршня и установке нового.  Начнем.


До некоторых пор подобная процедура производилась по истечение определенного числа часов работы конкретного поршня, а сейчас в планах ТО она значится  как «по состоянию». На этом судне есть три поршня, которые не трогали с постройки, они наработали по 36 тыс часов. Но у нашего героя при очередном осмотре обнаружились сломанные кольца. Как их заменить, не вынимая поршень, никто пока еще не придумал. А жаль.

Новый поршень, который предстоит всунуть в двигатель, уже стоит в специальном гнезде платформы ГД (далее ГД = главный двигатель) и сияет своей головкой. Новый он лишь относительно — в свое время его тоже по какой-то причине извлекли из внутренностей ГД, заменили все что надо заменить, почистили все что надо почистить, и поставили ждать своей очереди. На судне такого размера имеется два запасных поршня, один все еще виден на заднем плане. А данный экземпляр готов к дальнейшим трудовым победам.  Вот он поближе

В работе участвует вся машинная команда: три механика (2-й, 3-й, 4-й), токарь/сварщик, два моториста и один машинный кадет. Непосредственное участие не принимают старший механик (на нем общий контроль и объяснение причин, почему мы до сих пор еще возимся), и электромеханик, то есть я. Я в такой момент сижу в ЦПУ, отвечаю на звонки, реагирую на всякие алармы и устраняю их по мере своих разумений, а также периодически бегаю на палубу для контроля за погруженными рефконтейнерами. Натренированная команда может справиться с поршнем за 6-7 часов, но как ей натренироваться? Только на практике, а откуда ей взяться? Мы же не заводская ремонтная бригада, которая только этим и занимается. Филиппинцы работают на судне по 8-9 месяцнв, за такой срок обязательно приходится «дергать» хоть один поршень. Механики трудятся по 4 месяца и могут «проскочить мимо». Поэтому «выдергивание» поршня для нас событие нерядовое, для него надо выбрать стоянку подлиннее, на всякий случай.

Для начала надо открутить и убрать все, что мешает, а мешяет многое. Например, сегмент выхлопной трубы (это фото сделано на другом судне, поэтому не надо считать цилиндры и уличать меня в неточности)

Снять гидравлику, которая управляет выхлопным клапаном

Ну и много чего еще, что не попало в мой объектив. В принципе, процедура описана в инструкции по главному двигателю, так что если не знаешь или сомневаешься — смотри туда.

Снимается цилиндровая крышка. Для этого надо отдать специальные гайки, которыми она крепится к остову двигателя. Гайки затянуты со страшной силой, их не открутить никаким ключом. И вообще они круглые. Поэтому используется специальное гидравлическое устройство, которое давлением около 1000 бар прижимает крышку. Гайка при этом ослабляется. По сути это небольшой насос, приводимый в действие сжатым воздухом — это вон та голубая коробка. Человек рядом с ней — наш 2-й механик


На гайку одевается вот такой .. не знаю, как он называется, пусть будет колпак. Сверху в него через нечто вроде ниппеля подключается гидравлика

После создания нужного давления в прорезь колпака нужно вставить хотя бы отвертку- она попадет в соответствующее отверстие в гайке — и тогда очень лего эту гайку приотдать. Затем давление стравливается, колпак снимается, и можно продолжать крутить хоть руками.

Тут я заранее признаюсь в неточности, потому что наверняка найдутся знатоки и уличат меня: на предыдущих снимках показана процедура замены выхлопного клапана, а не снятия крышки. Но принцип тот же, только гайки расположены в других местах и их несколько больше. Именно процесс снятия крышки мне застать не удалось. Только самое начало:

И самый конечный результат

Крышка вместе с выхлопным клапаном отбуксирована судовым краном в угол и помещена на спецальную подставку, где на нее набрасываются 2-3 моториста с турбинками. Впоследствии она поедет на свое законное место.

Ну а мы теперь видим вот такую картину

Человек стоит на головке поршня. А что происходит внизу, в картере?

Тут тоже есть несколько гаек, но как с ними обращатся, мы уже знаем.

Валоповоротным устройством поршень поднимается в верхнюю мертвую точку. К нему цепляется специальное приспособление

и все это медленно вытаскивается судовым краном и увозится в сторону

Длина штока, между прочим, почти 4 метра, а весит все это около 4 тонн.

Временно его ставят вот сюда, на специальную опору

Здесь ему предстоит провести несколько суток. Его почистят, сделают таким же сверкающим, заменят сальник, а трудиться он будет в другом цилиндре.

Этот парень только что прибыл на судно, успел положить чемодан в каюту и переодеться.


и полез в цилиндровую пропасть, чистить продувочные окна. Диаметр поршня 90 см, человек отлично входит и выходит

Вот так выглядят уставшие кольца

А вот и виновник всего этого беспорядка

Бригада механиков одевает кольца на новый поршень

А бригада мотористов заканчивает цилиндровую крышку

Пока суть да дело, 2-й механик лезет в цилиндр делать замеры. Замеры диаметра цилиндровой втулки производятся в 11 точках, и чтобы не промахнуться и чтобы замеры всегда производились в одном и том же месте, имеется приспособление. Слева от механика видна направляющая с отверстиями, это и есть те самые 11 точек.

Ну а новому поршню пора занять свое законное место. Опять-таки с помощью крана его медленно опускают, и вот тут виден один из самых ответстветвенных моментов. С помошью специальной оправки кольца попадают в цилиндр

Потом надо не забыть все закрутить и подсоединить … описание процесса заняло у вас 30 минут, а сам процесс в натуре – почти 9 часов.

Вот, собственно, и все.

Должностные обязанности моториста, особенности профессии

Несмотря на активное внедрение на флоте современных механизмов управления и роста количества полностью автоматизированных систем, профессия моториста по-прежнему актуальна. Количество объявлений о вакансиях говорит нам: рынок не насыщен такими специалистами, для них всегда есть работа. Итак, что же это за должность такая, в которой беспилотная современная техника никак не может вытеснить человека?

Кто такой моторист?

Моторист – это работник, который занимается двигателями, устраняет неисправности и следит за их бесперебойной работой.

Руль на корабле

На слуху еще такая профессия, как моторист-рулевой. Это человек из морского или речного флота, который помимо стандартных обязанностей моториста еще и управляет судном и может корректировать курс. Что же именно он должен делать? Разберемся далее.

Обязанности моториста

Чем же занимается такой специалист на судне? Рассмотрим более детально должностные обязанности моториста:

  • Обслуживание и эксплуатация двигателей внутреннего сгорания.
  • Подготовка, пуск и остановка двигателей и вспомогательных механизмов.
  • Управление судном и курсом движения судна под наблюдением непосредственного начальника (входит в обязанности рулевого моториста на судне).
  • Чистка, смазка, текущий ремонт механизмов рулевого устройства.

Матрос-моторист

Если в должностной инструкции прописано, что сотрудник выполняет еще и обязанности матроса-моториста, то список его задач и умений расширяется. В этом случае он должен знать не только работу моториста, но и уметь выполнять те же обязанности, что и обычный матрос: вязать узлы, чистить палубу, знать приемы оказания первой помощи утопающим, производить малярные работы и т.п.

Чистка палубы корабля

Личностные требования

Любая работа помимо знаний и профессиональных умений требует определенных личностных качеств. Человек, которому постоянно требуется общение, вряд ли будет эффективно выполнять работу на космической станции в полном одиночестве в течение полугода. И наоборот, если кто-то боится детей и «зажимается» при необходимости говорить речь, вряд ли он сделает успешную карьеру аниматора.

Точно так же дела обстоят с профессией моториста – есть определенные тонкости личности, особенности характера и здоровья, которые будут помогать в освоении этой профессии. Некоторые из них крайне желательны для человека, который решил взять на себя обязанности моториста.

  • Умение работать в команде. Мотористы, как и остальные члены экипажа, долгое время проводят в ограниченном пространстве с одними и теми же людьми. Логично, что пребывание в коллективе должно быть комфортным для всех его членов, это напрямую повышает производительность работы. Моторист должен быть командным игроком, а не волком-одиночкой, любящим уединение. Взаимовыручка и дружелюбие – вот те составляющие, которые обязательно должны присутствовать у человека, исполняющего обязанности моториста на судне.
Сложенные руки как символ взаимовыручки
  • Выносливость и хорошая физическая форма. Эта профессия не для белоручек. Часто придется иметь дело с тяжелыми частями двигателя, с узлами мотора. Мотористу желательно иметь хорошую физическую подготовку.
  • Дисциплинированность. Здесь вновь не будет лишним вспомнить о необходимости работы в команде. Если от вышестоящего руководства поступает приказ, моторист обязан выполнить его точно в срок и без лишних вопросов. Если человеку присуща некая расхлябанность, болезненное самолюбие и безответственность, то он может подвести всю команду и для работы мотористом, очевидно, не годится.
  • Хороший вестибулярный аппарат, слух, зрение. Все знают, что развитый вестибулярный аппарат нужен космонавтам, но работникам моря он требуется не меньше. Бури, штормы, качки – выполнять работу требуется подчас в экстремальных условиях. Страдать морской болезнью моторист точно не должен. Некоторые неисправности опытный специалист может определить по характерным звукам, соответственно, хороший слух тоже будет далеко не лишним в этой работе. Хорошее зрение потребуется, чтобы отмерять «на глазок» расстояние между двумя судами, расстояние до берега, визуально оценивать появляющиеся на пути следования препятствия. Понимая, что наблюдение придется вести в условиях тумана и дождя, а также в ночное время, делаем вывод, что острое зрение мотористу требуется не меньше, чем острый слух.
  • Развитое пространственное мышление. Водная гладь не федеральная трасса – обозначений километража или населенных пунктов на ней нет. Моторист должен хорошо ориентироваться на водном пространстве и запоминать детали тех мест, которые видел.
  • Хорошая реакция. Исполняя обязанности моториста, требуется контролировать одновременно несколько объектов. Нельзя рассеянно относиться к своему вниманию. Вдобавок при выходе из строя какого-либо элемента двигателя требуется оперативное принятие решения. А значит, необходима и быстрая реакция.

Профессиональные требования

Деталь двигателя корабля
  • Знание принципов работы двигателя, правил их эксплуатации и обслуживания. Это основное требование, так как моторист работает непосредственно с мотором и его составляющими.
  • Способы устранения возможных неполадок. Обязанность моториста – «чтоб все работало», поэтому мелкий ремонт он должен уметь выполнять самостоятельно.
  • Умение плавать и управляться со шлюпкой. Ситуации в море или на реке могут быть разные, и не умеющий плавать матрос-моторист – это, конечно, нонсенс.

Моторист: на все руки мастер

Чтобы успешно исполнять обязанности вахтенного моториста, сотрудник должен знать все о своем судне – назначении всех клапанов и вентилей, понимать, как действуют якорные механизмы, где на судне расположены трубопроводы, какие есть способы швартовки судна.

На его плечах — забота об исправности сигнальных фонарей и рулевого устройства, контроль за сменой режима работы двигателя, наличием в нем смазки и уровнем загрязнений.

Он обязан удерживать максимальную координацию внимания во время несения вахты. А это, на секундочку, до 8 часов на пассажирских судах и до 12 часов — на судах иного типа.

При этом надо ежесекундно помнить и соблюдать многочисленные правила безопасности и оперативно реагировать на неполадки. Такая работа максимально развивает многозадачность.

Ответственность моториста

Работа эта требует не только терпения, но и ответственности. Согласно статье 330 ТК РФ («Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан движением транспортных средств») за ненадлежащее исполнение по его вине прямых обязанностей моторист привлекается к дисциплинарной ответственности.

Ну и ко всему прочему, такой сотрудник материально ответственный за вверенные ему товарно-материальные ценности.

Небольшое речное судно

В каких еще сферах трудятся мотористы?

Помимо морского и речного судоходства мотористы могут работать еще в двух областях:

  • Авиация. Здесь они называются авиационными мотористами. В обязанности моториста в авиации входит ремонт и наблюдение за эксплуатацией поршневых авиационных двигателей. На данный момент эта профессия уходит в прошлое – современные самолеты в большинстве своем имеют газотурбинные двигатели.
  • Автосервисы. Здесь тоже трудятся рабочие, называющие себя мотористами. По факту это автомеханики, специализирующиеся на ремонте двигателей внутреннего сгорания.
Большой корабль

Сотрудников из этих сфер мотористами называют нечасто. Все же в своей массе у большинства людей профессия моториста ассоциируется в первую очередь с водными пространствами.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о