Заправочные штуцеры. Блог

Заправочные штуцеры – важные элементы автокондиционера.
Конструкция климатического агрегата в автомашине не предусматривает полной герметичности системы. Потери хладагента неизбежны, так как компрессор приводится в действие двигателем машины, что исключает возможность надёжной герметизации. Соответственно, система предусматривает возможность заправки фреоном, для чего на каждой из двух магистралей присутствует соединительный штуцер автокондиционера. Именно через штуцеры сервисный мастер подключает диагностические и заправочное оборудование, чтобы вернуть климатизер в рабочее состояние.

Заправочные порты автокондиционера

Штуцеры нередко называют заправочными портами автокондиционера. Они располагаются на магистралях низкого и высокого давления и представляют собой, по сути, обратные клапаны для подключения быстросъёмных шлангов. Большинство автопроизводителей используют стандартные заправочные штуцеры, однако в некоторых старых моделях могут использоваться особые соединительные элементы.

Чтобы исключить возможные ошибки, производители помечают:
• буквой «L» – штуцер на магистрали низкого давления;

• буквой «Н» – штуцер на магистрали высокого давления.

Кроме того, заправочные порты зачастую выделяют цветом, окрашивая штуцер «L» в синий или голубой цвет, а штуцер «Н» – в красный. Но в любом случае, перепутать шланги при подключении невозможно из-за разницы в размерах клапанов.

Как подключаться для заправки климатизера


Чтобы сделать максимально безошибочным подключение к штуцерам для заправки автокондиционеров, шланги заправочной станции тоже помечены разными цветами, как и соответствующие им клапаны. К штуцеру «L» подключают шланг синего цвета, к штуцеру «Н» – красный шланг. Практически все основные действия (вакуумирование, заливка хладагента) выполняются через штуцер низкого давления. Второй штуцер, на магистрали высокого давления, служит преимущественно для контроля состояния системы.

Чтобы подключить шланг, необходимо:

  • защитить руки перчатками, а глаза – очками;
  • протереть колпачок штуцера «L», очищая от налёта пыли и загрязнений;
  • отвернуть колпачок штуцера;
  • набросить на штуцер головку синего шланга и прижать резким движением руки до щелчка.
После подключения манометр покажет, есть ли в системе хладагент, или утечка привела к полной его потере.

В некоторых случаях у пользователей возникает вопрос, можно ли заправить автокондиционер через один порт. Действительно, на некоторых моделях автомашин второго порта попросту не предусмотрено. При их заправке необходимо быть особенно внимательным, так как иногда заправочный штуцер размещён на магистрали высокого давления. При заправке через единственный порт невозможен полноценный контроль давления, и заливку хладагента выполняют преимущественно по весу.

Для заправки систем с 2-мя портами необходимо обязательно подключаться к обоим портам, иначе, велика вероятность допустить ошибку при заправке системы.

Адаптеры и заправочные шланги

freon zapr Чтобы заправить холодильное оборудование или кондиционер хладоном, надо осуществить перемещение требуемого количества хладона из баллона в холодильный контур агрегата. Достигается это с помощью заправочного шланга и специальных приспособлений — адаптеров, вентилей, коллекторов и манометров для контроля давления.

Современный баллон с хладоном имеет унифицированную резьбу 1/4 SAE.

  вентиль к баллону

Большиство заправочных шлангов таже имеют унифицированный размер под резьбу 1/4 SAE. Адаптер используется, если сервисный заправочный клапан оборудования имеет нестандартный размер. Например, у кондиционера на хладоне R-410a заправочный узел имеет размер SAE 5/16. В этом случае, на заправочный узел подсоединяется адаптер CPS AD-87, к которому затем прикручивают стандартный заправочный шланг.

  Klapan     AD78 87

Заправочный узел у автомобильных кондиционеров тоже имеет несколько модификаций. Если рабочий газ — хладагент R-134a, то применяют один адаптер (например, QC-12), а если хладагент R-12 или R-404 — то другой.

   QC 18L    QC 12    QC 19H

Заправочные шланги служат и для подключения манометрической станции для контроля давления, а также вакуумного насоса к холодильному агрегату. Вентиль на коллекторе манометрической станции перекрывает проход хладагента между шлангами — это позволяет проводить одновременно ваккумирование и заправку оборудования. 

 zapravka

Одновентильный манометрический коллектор является самым доступным по цене, который может измерять либо высокое, либо низкое давление в зависимости от установленного манометра. Корпус коллектора может быть алюминиевым или латунным.

ABL      1 vent kol latun     A2 R410  

Манометр показывает давление хладагента в системе. По цвету манометры различают на синие и красные. Синие предназначены для измерения давления на стороне всасывания, красные — для измерения давления на стороне нагнетания. Манометры бывают универсальные и градуированные под конкретные марки хладона. Обычно на шкале указываются вид используемого хладона и его температура кипения, что помогает ремонтнику холодильного оборудования в его работе обходиться без справочных таблиц и записей. Манометры могут заполнятся глицерином — это позволяет избежать дребезжания стрелки в рабочем режиме.

  manometr grad   

Устройство автокондиционера, его диагностика и дозаправка

Является ли кондиционер необходимым элементом авто? Если в 50-е годы прошлого века большинство ответило бы, что – нет, то сегодня, с учетом летнего зноя, который порой переваливает за +50 градусов Цельсия, необходимость кондиционера в автотранспорте подтвердит каждый. Летом, вождение автомобиля в южных регионах сопряжено с риском для здоровья, поскольку без кондиционера вероятность получить тепловой удар многократно возрастает.

Схема работы автокондиционера

Абсолютно все автомобильные кондиционеры, за исключением некоторых нюансов, построены по одному принципу – их работа подобна бытовым кондиционерам. Система охлаждения включает в себя базовые элементы: компрессор, обдувочные вентиляторы, конденсатор, испаритель, ресивер-осушитель и ТРВ (терморегулирующий вентиль).

устройство системы кондиционирования авто

Основной принцип работы – поглощение хладагентами тепла при испарении и выделении избыточного тепла при конденсации. В любой системе охлаждения конденсатор выделяет тепло во внешнюю среду, а испаритель – поглощает.

В автокондиционере рабочей жидкостью является смесь, состоящая из фреона и компрессорного масла. Роль масла – снижение трения между соприкасающимися деталями компрессора и всей системы; необходимо для уплотнения зазоров. Немаловажным является способность масла отводить мелкие частицы, образовавшиеся во время работы.

Система охлаждения делится на две части: всасывающую (за счет низкого давления) и нагнетающую (за счет высокого давления). Граница их разделения – компрессор и ТРВ. В неработающем состоянии давление во всей системе одинаковое.

Во время включения системы охлаждения, хладагент попадает в компрессор, где сжимается до высокого давления и прогревается. Нагретый газ подается в конденсатор под высоким давлением, где он становится жидким. Вентилятор конденсатора отводит лишнее тепло, тем самым понижая температуру с восьмидесяти до пятидесяти градусов Цельсия.

настройка температуры в авто

Хладагент поступает в ресивер-осушитель в жидком виде, и фильтруется в нем. Затем поступает далее по контуру и подается в ТРВ, где и частично переходит в газ. После ТРВ жидкий хладагент имеет температуру минус два градуса Цельсия и давление около двух бар. Затем, охлажденный фреон подается в испаритель, в котором он закипает, что приводит к переходу из жидкости в газ в условиях пониженного давления.

Воздух, поступая из салона транспортного средства или улицы, с помощью вентилятора проходит через испаритель. На его поверхности скапливается вода, которая затем попадет в поддон и выводится за пределы автомобиля. Благодаря этому воздух охлаждается и осушается. После этого фреон из испарителя поступает в компрессор, и цикл повторяется вновь.

Наглядно принцип работы можно просмотреть на данном видео:

Причины для заправки

Для того чтобы проверить работоспособность кондиционера, автомобиль заводится и работает с включенным кондиционером около 10 минут. При этом основанием для заправки является несоответствие разницы температур, между заданной на климат-контроле и реальной. Последнюю необходимо замерить термометром, который помещен внутрь салона.

При отсутствии климат-контроля причинами для заправки будут субъективные ощущения отсутствия охлаждения. Количество хладагента в системе могут проверить на СТО, измеряя давление на сервисных датчиках.

Некоторые производители установили на ресивере окошко, через которое можно увидеть количество хладагента.

Диагностика устройства перед заправкой

Неправильная заправка кондиционера может спровоцировать поломку всей системы. Поэтому перед заправкой необходимо провести тщательную диагностику. В первую очередь проверяется работоспособность компрессора и его подшипников, а затем герметичность всей системы.

При покупке б/у автомобилей не стоит доверять словам владельца, о том, что кондиционер исправен и его необходимо просто заправить.

Негерметичность системы может потребовать замены дорогих капиллярных трубок и шлангов высокого давления. При необходимости производят замену золотника.

Еще один метод диагностики – при заведенном моторе обхватить рукой трубку вывода высокого давления, через пару минут в норме рука нагреется. Если трубка слегка теплая – это значит, что в системе мало хладагента, а если наоборот слишком горячая – необходим ремонт компрессора.

Затем обхватите трубку ввода низкого давления, при правильной работе через пару минут появляться болевые ощущения, рука начнет замерзать. Если ничего подобного не происходит, значит – присутствует утечка жидкости.

Выбор хладагента для заправки

При заправке используют два типа хладагента: R-12 (старого образца) и более экологический и новый R-134а.

В зависимости от типа фреона, используемого в системе, под капотом вашего двигателя будет табличка соответствующего цвета (желтого или коричневого), на которой можно увидеть необходимое количество хладагента для заправки.

Заправлять систему нужно фреоном одного типа, поскольку каждый из видов рассчитан на определенные давление и температуру.

Для смазки системы охлаждения с применением R-12 использует специальные минеральные масла, а для R-134a – полиэфирные (которые хранятся в герметичной упаковке, с вытеснением воздуха инертным газом).

При заправке в домашних условиях возможно разложение масла, вследствие чего все каналы и трубки системы будут забиты. Современная система охлаждения дает возможность дозаправки экологического фреона неэкологическим, без дальнейших последствий.

Подготовка к процедуре и порядок действий

Перед началом заправки кондиционера необходимо убедиться в отсутствии утечки фреона с помощью, приведённой выше диагностики. Если вы хотите качественно и быстро заправить свою систему охлаждения, то, не раздумывая, обращайтесь на СТО.

Особо сэкономить в домашних условиях не выйдет – это связано с высокой ценой фреона.

Если же вы решились справиться самостоятельно, вам необходимо собрать систему, состоящую из: вакуумного компрессора, шланга и переходники для подключения к кондиционеру, регуляторы давления и баллон с фреоном (желательно с добавлением масла). Но можно и приобрести подобные готовые наборы. Несмотря на то что заправку можно осуществлять через штуцер высокого или низкого давления, для облегчения задачи лучше приобрести универсальный.

Для самостоятельной заправки соберите устройство по схеме:

схема для самостоятельной заправки кондиционера

Далее запустите двигатель и оставьте работать на 1,5 тысячи об/мин. После чего откройте вентиль и начните заправку на протяжении пяти минут. Затем заглушите транспортное средство, закройте вентиль, и через пять минут посмотрите показания манометра. В норме, давление в системе будет ниже, и можно проводить процедуру повторно.

Для полной заправки кондиционера достаточно от шестисот до девятисот грамм фреона.

Вакуумирование системы охлаждения автомобиля и проверка исправности

Вакуумирование проводится для удаления влаги и воздуха из системы охлаждения. В домашних условиях для этого вам понадобится вакуумный компрессор.

Перед началом вакуумирования соедините коллектор вместе с манометрами (обязательно с закрытыми ручными вентилями) с системой охлаждения. После чего к вакуумному насосу присоедините центральный вентиль коллектора.

  1. Для начала вакуумирования включите насос и откройте вентиль низкого давления, если вы все сделали правильно, то на мановакуумметре увидите наличие вакуума.
  2. Через пять минут работы насосом, его показания должны быть около 33 кПа. При правильной работе системы стрелка низкого давления манометра находится незначительно ниже нулевой отметки. Если ваш манометр показывает другое значение, то, скорее всего, в системе есть пробка, в дальнейшем ее нужно устранить.
  3. Затем включаем насос и оставляем его работать на пятнадцать минут и наблюдаем за манометрами. В норме мановакуумметр должен показать от восьмидесяти одного до восьмидесяти восьми кПа. Если показатели недостаточны, тогда закройте ручной вентиль и вновь наблюдайте за показателями приборов, пока они не достигнут нормы. Потеря на показателях вакуума свидетельствует о наличии утечки.
  4. При отсутствии утечек включаем насос на тридцать минут. В норме показатели достигают от 88 до 97 кПа и остаются неизменными.

Проверка работы кондиционера осуществляется в следующем порядке. На включенном двигателе проверяется реакция системы на попытку изменять степень охлаждения. Затем необходимо провести полный осмотр системы охлаждения. После чего подключите манометры и измерьте давления при выключенной системе, а затем при включенной.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

Дозаправка автокондиционера. Блог

Практически все владельцы автомашин, оборудованных климатической установкой, знают, что хладагент из системы понемногу улетучивается, в связи с чем становится необходимостью периодическая дозаправка кондиционера. Некоторые автомобилисты обращаются в профильный сервис, другие пытаются обойтись своими силами, благо сегодня не составляет проблемы покупка минимального набора для гаражной дозаправки. Основной вопрос, на который должен сам себе ответить каждый автовладелец, касается целесообразности операции дозаправки: стоит ли ради небольшой экономии средств рисковать работоспособностью своего автокондиционера.

Можно ли дозаправлять, или лучше заправить по-новому?

Как правило, под дозаправкой автокондиционера подразумевают долив в систему некоторого количества жидкого хладагента из баллона, осуществляемый без слива остатков и сопутствующих процедур очистки системы. Эту работу часто проделывают в гараже без какого-либо контроля результата дозаправки. Неудивительно, что последствия напоминают лотерею: те, кому повезло, продолжают пользоваться кондиционером, а неудачникам приходится устранять последствия гаражной дозаправки, обращаясь к специалистам.

Небольшие автосервисы часто выполняют дозаправку автокондиционера по давлению, контролируя процесс при помощи манометрической станции. Безусловно, такой контроль лучше, чем заливка фреона вслепую, хотя и он не гарантирует полного отсутствия негативных последствий.

Чем может грозить процедура дозаправки автокондиционера

Не все автовладельцы представляют себе возможные последствия неконтролируемой дозаправки автокондиционера. Между тем, спектр возможных последствий достаточно широк.


  • Дозаправка без проверки герметичности не устраняет проблему утечки хладагента. Уже через 2-3 недели заправленный фреон может снова вытечь из системы, и кондиционер опять перестанет работать.
  • Попадание вследствие разгерметизации в систему воздуха и водяных паров приводит не только к падению производительности, но и к замерзанию воды в трубках, из-за чего сужается их внутренний просвет или даже полностью блокируется циркуляция хладагента.
  • Отсутствие точного дозирования хладагента может привести к избыточному заполнению системы фреоном, следствием чего становится превышение рабочего давления. Последствия варьируют в широком диапазоне, от ухудшения производительности до разгерметизации системы и даже разрушения компрессора.

Качественная заправка автокондиционера включает ряд операций, исключающих перечисленные случаи. Во время заправки хладагент и масло полностью удаляют из системы и очищают, одновременно проводят диагностику и осушение кондиционера.

Как относиться к сервисам, которые предлагают дозаправку?

Как правило, дозаправку без проведения сопутствующих операций предлагают небольшие автосервисы, привлекающие клиентов сниженной стоимостью своих услуг. Следует понимать, что дозаправка автокондиционера по давлению не гарантирует отсутствия всех перечисленных выше негативных последствий. Даже если вы лично знаете людей, успешно дозаправивших свой климатический агрегат, или сами осуществляли такую дозаправку, это не означает, что вам повезёт и в следующий раз. Гарантию работоспособности климатизера может дать лишь строгое соблюдение технологии заправки, которое возможно только в профессиональном сервисе.

Оборудование для заправки автокондиционеров. Блог

Современный автосервис – это целая индустрия, предполагающая полное и всестороннее обслуживание систем автомашины, в том числе климатического агрегата. Для работы автосервису в первую очередь требуется соответствующее оборудование для заправки автокондиционеров, поскольку регулярный долив в систему хладагента необходим даже исправно работающему кондиционеру. Рассмотрим, какие виды оборудования и приспособлений понадобятся, чтобы заправлять автокондиционеры клиентов хладагентом.

Необходимый набор оборудования

Начинающий сервисмен, который собирается оказывать услуги по заправке климатических установок, должен иметь в своём распоряжении:
  • манометрическую станцию – удобный набор манометров для замеров давления в разных узлах с целью диагностики состояния системы и контроля процесса заправки;
  • набор специальных шлангов для заправки автокондиционеров, через которые происходит подключение к климатическому агрегату;
  • переходники (адаптеры) для заправки автокондиционеров разных марок;
  • вакуумный насос для откачки воздуха из системы перед её заправкой;
  • станцию для откачки и очистки хладагента;
  • инжектор для заливки в систему масла и ультрафиолетового индикатора;
  • электронные весы и/или измерительную колбу для отмеривания точного количества заливаемого в систему фреона.
Кроме того, понадобятся расходные материалы – хладагент R134а, масла PAG и POE, уплотнительные кольца и т.д.

В тех случаях, когда спрос на услуги заправки и диагностики автомобильных кондиционеров достаточно высок, стоит задуматься о покупке специальной заправочной станции для автокондиционеров. Современные модели станций полностью автоматизированы и включают все виды оборудования, необходимого, чтобы продиагностировать климатизер и осуществить предусмотренные технологические операции по его заправке.


Автоматические станции

Весь процесс происходит под электронным управлением и занимает 20-30 минут, тогда как вручную даже самый опытный сервисмен тратит в два раза больше времени. В комплект, как правило, входят быстросъемы для автокондиционера – соединительные элементы, позволяющие моментально подключаться к разъемам автокондиционера для осуществления необходимых действий. Автоматика исключает возможность досадных ошибок при заправке, отмеряя для каждой модели ровно столько хладагента, сколько необходимо. Кроме того, станция для автокондиционеров выглядит очень солидно и внушает клиентам повышенное доверие.

Однако, стоит учитывать, что станция заправляет строго по заводским параметрам автомобиля, в случае, если были вмешательства в штатную систему. то станция этого не определит. Вмешательства могут быть в случае ремонта заднего контура, замене алюминиевых трубок на шланги, замене испарителя или радиатора — все это ведет к изменению рабочего объема системы. Владелец автомобиля зачастую не может знать о подобных изменениях объема и станция может некорректно рассчитать норму фреона. В таких случаях надежней заправлять систему вручную, без использования автоматической станции и ориентироваться на показания манометров.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о