Содержание

Стив Маттин, АВТОВАЗ — о новой Весте универсал — журнал За рулем

Одной из главных рыночных премьер текущего года станут универсалы Lada Vesta SW и Vesta SW Cross. Накануне первого официального показа этой парочки я пообщался с шеф-дизайнером Стивом Маттином.


Материалы по теме

 — Стив, когда Vesta еще не встала на конвейер, в Тольятти мне показывали три предсерийных прототипа: седан, пятидверный хэтчбек и универсал. А через некоторое время от хэтчбека решено было отказаться — в пользу универсала. Не обидно?

— Думаю, мы сделали верный ход, объединив в одной машине преимущества хэтчбека и универсала. Ведь у нашей Весты SW не случайно столь сильный наклон заднего стекла и такая динамичная линия крыши: это словно хэтчбек, растянутый до длины седана. Вот почему нет привычной для универсалов Lada почти вертикальной задней стенки!

— Сложно впрячь в одну телегу коня и трепетную лань?

— Да, такой автомобиль сделать непросто — со своим характером, практичный и в то же время элегантный. Сложно было найти удачный баланс между передней частью машины и задней, чтобы автомобиль не выглядел как нечто созданное разными людьми и сотканное из отдельных кусочков, а был цельным, словно «нарисованным» одной рукой. Поэтому много внимания мы уделили балансу линий, мелким деталям, декоративным элементам.

— А чья это рука?

— Невозможно выделить какого-то одного автора проекта. В начале процесса всегда много идей, но через узкую воронку отбора проходят лишь наиболее удачные. Мы хотели сделать динамичный, задорный автомобиль с молодежным характером, поэтому микшировали идеи ради наилучшего результата.

— Чем примечателен облик универсала?

— Одной из основополагающих идей была покатая крыша, причем мы визуально оторвали ее от основного кузова. Задняя ее стойка сделана в форме акульего плавника, развернутого против хода. Визуально это еще больше занижает крышу и делает силуэт еще стремительнее. И мне очень симпатично продолжение нашей дизайнерской икс-идеи. У нас есть икс в решетке радиатора, есть икс-образные выштамповки на боковинах — а теперь еще линия крыши, начинающаяся от наружных зеркал, и «акулий плавник» образуют некий воздушный, элегантный икс. И это наиболее интересный графический элемент.

— Но ведь ниспадающая крыша съедает полезный внутренний объем…

— Мы хотели создать красивый и вместительный автомобиль, а не фургон, способный увезти всё на свете. Если необходимо пере­возить максимум груза, нужна другая машина — такая, как Ларгус.

— С кем сложнее было договориться — с маркетологами или технологами?

— Дизайнеры не работают в вакууме. Приходится учитывать требования специалистов по аэродинамике, технологов, маркетологов, отдела планирования… Но мы не конфликтуем, а сотрудничаем. Конечно, наша главная задача — красивый дизайн. И порою трудно добиться стопроцентного желаемого результата, поскольку нужно учитывать массу требований по технологии и стоимости производства, по вместимости, аэродинамике и так далее. Мы постоянно в поиске наиболее удачного компромисса.

— И вы его нашли?

— Мы сделали два автомобиля, которыми гордимся. Нам удалось удачно «продлить» линии Весты-седана, увязать различные дизайнерские решения в единый ансамбль, гармонизировать облик, достичь баланса всех линий. И особенно приятно, что SW Cross по внешнему облику предельно близок к прототипу Vesta Cross Concept, который мы пр

Стив мартин дизайнер ваз

Steve Mattin (born 29 October 1964) is a British automobile designer. He is known as the chief designer of AvtoVAZ Lada, as well as the designer of Mercedes ML-Class and GL-Class vehicles.

Contents

Personal background [ edit ]

Steve Mattin was born in Bedford, England on 29 October 1964 and grew up in Wootton. [1] [2] In 1987, he graduated from Coventry University, specialising in industrial design. [1] [2] [3]

Career [ edit ]

In 1987, Mattin joined Mercedes-Benz in Sindelfingen, where he signed on as a designer for Daimler-Benz. He served in that role until 1990, when he was promoted Senior Designer. In 1993, he was promoted to Design Manager, where he remained until 2000, when he was promoted to Senior Design Manager. From 2003 to 2005, his work included overseeing the interior and exterior design/redesign of the S- >[1] He is credited with the design of Mercedes ML- >[2]

In 2004, Mattin joined the Volvo Car Corporation, where he served as the chief designer. From 2005 to 2009, he served the organization as vice-pres >[4] He was responsible for the entire design work at the 3 Global design studios: Gothenburg, Barcelona and Camarillo, and worked with all the PR-media related design communications of all Volvo vehicles launched from 2005 to 2009.

Following his tenure with Volvo, Mattin began teaching at Umeå University in Sweden. [3] He also continues to offer independent consulting services focusing on branding and design projects, while additionally reviewing programs and projects for an original equipment manufacturing organization based in Asia. [3]

In 2011, Mattin began working as the chief designer of AvtoVAZ’s Lada, a subs >[3] In August 2012 during the Moscow International Automobile Salon AvtoVAZ presented the new SUV Lada XRAY designed by Mattin. [5]

Mattin introduced the updated logo of «AvtoVAZ» at the «Auto World» international exhibition in St. Petersburg on 1 April 2015.

Что скажете о дизайне нового поколения Lada 4×4? Как сильно изменится серийный автомобиль?

Стив Маттин: Когда мы создали Lada 4×4 Vision, мы думали о будущем. Как далеко мы сможем продвинуться со своим X-дизайном, какие варианты могут быть. Это больше архитектурная конструкция, пока этот проект на ранней стадии развития.

Дизайн Lada 4×4 был разработан 40 лет назад, мир изменился, покупатель изменился, поэтому нужно меняться вместе с ними. Посмотрите сколько в Москве моделей SUV. В Lada 4×4 Vision мы пытались соединить внедорожник с автомобилем, который передвигается в основном в городе. Была задача создать что-то уникальное.

И, если вы внимательно посмотрите на Vision, то увидите, что в ней достаточно элементов от старой 4×4, будь то поворотники, вертикальное лобовое стекло, пропорции кузова, наклон задней стойки. Оригинальная ДНК заложена в каждом элементе модели. Для нас было важно не сделать какое-то ретро, а создать супермодную интерпретацию в нашем фирменном дизайне.

Мы создали продукт, который должен нас вдохновлять в плане дизайна, технологий, планирования наших будущих продаж. Это пример того, как далеко мы могли бы продвинуть бренд, какой у него есть потенциал.

Видите ли вы как дизайнер эстетическое противоречие в том, что автомобили в начальной комплектации и автомобили кросс-версий имеют схожие внешние черты — неокрашенный пластик.

Стив Маттин: Пластиковые обвесы были сделаны по определённым причинам. Во-первых, если взять Vesta Cross, то когда мы подняли машины, у нас появилась возможность поставить на них большие колеса. Во-вторых, это вопрос практичности — пластик защищает автомобиль.

Lada Granta не получила X-дизайн на боковинах. Почему так произошло? Или это сугубо финансовый вопрос?

Стив Маттин: Если посмотреть на Granta, то сразу же сможете ее узнать, она выглядит как младшая сестра Vesta. Но я хочу сказать следующее. Когда мы готовили обновленное семейство Granta, перед нами стояли несколько задач. У нас был определенный бюджет, который мы должны были «разбить» на пять автомобилей. Мы сделали акцент именно на передней части, хотя у некоторых машин произошли изменения и сзади. Было много доработок в интерьере, включая панель приборов, сиденья, декоративные вставки и т.д.

Не боитесь ли вы, что все Lada станут на одно лицо?

Стив Маттин: Очень важно, чтобы каждый человек на улице мог идентифицировать машины Lada. Если будут разные передние части, и ты уберешь логотип, то люди не поймут, что это за бренд.

Сейчас у автомобилей Lada уникальное лицо, его легко можно узнать издалека. Других машин, у которых были бы выштамповки по бокам в X-стиле, просто нет. Нам нужно и дальше развивать ДНК-бренда, не забывая о своей индивидуальности.

Какие тенденции в дизайне только-только появились и будут перспективными в ближайшие годы?

Стив Маттин: Есть определенный тренд на рынке, и это касается не только России. Сейчас активно развивается сегмент SUV. И именно поэтому мы показали на ММАС-2018 Lada 4×4 Vision.

Почему Lada Largus не меняется? Будет ли принципиально новый Largus?

Стив Маттин: Не хочется много говорить про автомобили, которых нет на нашем стенде на MMAC-2018. Возможно, вам стоит немного подождать.

На прошлом автосалоне в Москве АвтоВАЗ представил Vesta Signature. Стоит ли нам ждать такого рода версий ваших бестселлеров в будущем?

Стив Маттин: Трудно говорить о том, что было два года назад. Vesta Signature — это эксперимент. Нам нужно было проверить потенциал такого большого автомобиля. Ну а будут ли в будущем такого рода версии я, к сожалению, сказать не могу.

Ранее сообщалось, что в служебных целях вы использовали Lada Priora. На какой машине вы передвигаетесь сейчас?

Стив Маттин: На самом деле всё не совсем так. Я не ездил на Priora. Это был подменный автомобиль, просто в то время не было другой машины. Только и всего. Потом, естественно, мне предоставили новый автомобиль. Сейчас в Москве я сам езжу за рулем Vesta Cross цвета «Марс». И это моя любимая Lada.

Не так давно прекратилось производство Lada Priora. Может, фейслифтинг в X-стиле смог бы спасти эту модель?

Стив Маттин: Нет, фейслифтинг Lada Priora не рассматривался.

Главный дизайнер «АвтоВАЗа» Стив Маттин

Главный дизайнер «АвтоВАЗа» британец Стив Маттин уже четыре года живет и работает в России. Сменив Туманный Альбион на размеренную жизнь в Тольятти и еженедельные полеты в Москву на выходные, Маттин утверждает, что для него главное — призвание, а не окружение. Совсем недавно в России стартовало производство нового седана Lada Vesta, над обликом которого столько трудился иностранец. «Газета.Ru» поговорила со Стивом о контрастах, платных парковках, прыжках с парашютом и о том, как осенние листья на асфальте могут вдохновить на создание нового цвета для машин.

— Стив, вы уже четыре года работаете в России на «АвтоВАЗе». Это даже дольше, чем сам глава компании Бу Андерссон. Как вам жилось все это время в Тольятти и Москве, где у «АвтоВАЗа» также есть своя дизайн-студия?

— Россия — огромная страна, и чем дольше я живу здесь, тем больше опыта получаю. Каждый день происходит что-то новое. Мне очень повезло, потому что, действительно, у меня есть два места, где я живу и работаю. И я могу видеть контрасты между Москвой и Тольятти. Для меня это важно, потому что четыре дня в неделю я работаю в Тольятти, а на пятый я могу думать о новых проектах и разрабатывать новые стратегии уже в столице. В Москве темп жизни гораздо выше, чем в Тольятти, все происходит очень быстро и очень быстро меняется. При этом город ориентирован на культурное развитие.

В Москве много отличий: например, другая мода, люди здесь ездят совсем на других автомобилях, здесь иная архитектура и интерьеры. Рестораны, культура, люди и их поведение — все очень отличается.

Московский офис позволяет мне все это получить, понимать русских людей и вдохновляться историей города и творческой атмосферой.

— Какие у вас любимые места в Москве?

— Я очень много гуляю, люблю ходить по центру, изучать жизнь города. У меня всегда с собой фотокамера, поэтому можно сказать, что с ее помощью я рисую всю картину своей жизни в России. Я впитываю все, что меня окружает, и стараюсь найти вдохновение. Я люблю ходить на различные культурные мероприятия.

Например, я хожу в оперу или на балет, раньше я этого никогда не делал! Но здесь это в шаге от меня и очень просто сделать.

Люблю посещать выставки. Все это дает мне возможность отключаться от тяжелых будней, перезагружать мозг. Ведь дизайнеры такие люди — им всегда нужно искать вдохновение. Например, можно посмотреть на цвет осенних листьев и решить, что это будет новый цвет для автомобиля. Ландшафты, виды — также из этой же песни. Так, на детали интерьера в седане Vesta меня вдохновили трещины на льду водоемов. И то же самое можно сказать о балете или опере. Атмосфера, экспрессия людей — все это можно облечь в формы и краски. Поэтому между тем, как я живу и работаю, есть сильная связь. Может быть, это не так заметно, но это важно.

— Ваше восприятие России по сравнению с первым впечатлением сильно изменилось?

— Да, за это время изменилось действительно очень многое. Особенно это заметно в Москве. Когда я впервые оказался здесь четыре года назад, движение в городе было просто ужасное!

Не было никакого регулирования парковочного пространства, все бросали машины в два ряда! Полный хаос.

Со всеми этими парковочными ограничениями, которые появились в столице, город стал гораздо более дружелюбен к пешеходам. По нему стало легче передвигаться, стало проще найти место для стоянки. Город стал совсем другим — здесь теперь намного больше пешеходов и меньше пробок.

Во всем мире это нормально — заплатить за парковку. Раньше ты мог этого не делать и бросать машину где угодно. Конечно, если бы я использовал машину в обычной жизни, как москвичи, возможно, я бы тоже был расстроен, как все эти люди. Но.

— То есть по Москве вы ездите преимущественно на метро?

— Да, конечно. Это удобно и гораздо быстрее, особенно если в городе пробки.

Правда, я не ездил в метро в часы пик — уверен, что в это время там, конечно, не так удобно.

Но если до моей цели долго идти и я в этот момент не на машине, то я без проблем сажусь в общественный транспорт. Кроме того, московское метро, действительно, самое красивое из тех, что я видел. У каждой станции есть свое лицо, свой характер, который пришел из прошлого.

— Когда вы только приехали в Тольятти, не было ли таких мыслей: «Что я здесь делаю, хочу назад!»?

— О нет, вернуться назад мне не захотелось. Конечно, это совершенно другая среда. Я жил в городах такого небольшого размера, к примеру, в Швеции. Там был городок с населением около 700 тыс. людей. Конечно, эти места отличаются. То местечко располагалось на морском побережье. Тольятти тоже расположен рядом с водой, там много природы. Я живу в комплексе «Фортуна», который принадлежит «АвтоВАЗу», он расположен близко к реке.

С одной стороны, это очень хорошо, есть возможность быть ближе к природе. То есть это не индустриальный город в глуши.

Но он отличается от того, к чему я привык. Там нет никаких объектов культуры, здания очень старые. Все, что там построено, создавалось еще во времена строительства завода.

Но в этом бизнесе ты не выбираешь окружающую среду, ты выбираешь свою работу. И ты принимаешь, что необходимо идти на компромиссы.

Если ты уезжаешь за границу, то оставляешь семью и друзей. Но взамен ты получаешь невероятный жизненный опыт, и такая возможность бывает не каждый день.

— На улицах вас узнают?

— Нет, честно говоря, я не чувствую повышенного внимания. Иногда люди меня действительно узнают, но это происходит главным образом в Москве. Поэтому я рад, что могу вести нормальную жизнь.

— Что еще интересного удается увидеть в России, что испытать?

— Я хожу на все, что мне интересно и что укладывается в мое рабочее расписание. Например, я с детства люблю автоспорт.

Поэтому уже второй раз подряд я побывал на гонках «Формула-1» в Сочи. Сам я участвую в гонках Lada Racing, которые проходят в Сосновке в Тольятти.

Еще было интересное событие пару лет назад. Один из моих друзей в Тольятти женился, и мы отправились в двухдневный сплав по Волге на лодках. Я не знаю, может быть, это обычный способ у русских отмечать свадьбы, но для меня это было очень необычно и мне очень понравилось!

— У вас в фейсбуке я видела фотографии прыжка с парашютом…

— О да! Это был совершенно сумасшедший опыт. Большинство людей никогда не делали этого в своей жизни. В России же у меня появилась такая возможность.

Было очень странно оказаться в старом самолете, крепко привязанным к человеку, которого я даже не знал! И вместе с ним выпрыгнуть из самолета с парашютом.

После прыжка у тебя есть примерно минута свободного падения. Ты летишь, смотришь на землю, которая в 4 км от тебя, и просто наслаждаешься моментом. Это очень страшно, но это важный опыт в жизни, много адреналина, нервов! Ты никогда этого не забудешь! Если у вас есть такой шанс, я очень вам его рекомендую.

— А как с возможностью встречаться с семьей и друзьями?

— Это, пожалуй, самый трудный момент в моей жизни в России. Ты не можешь встретиться с кем-то спонтанно. Все нужно планировать заранее, ждать длинных праздников или присоединять дополнительные дни отпуска к выходным. И это не просто так взять и приехать в Россию. Нужно получать визу, планировать поездку. Конечно, у нас есть Facebook, есть Skype. Но, конечно, я скучаю по семье и друзьям. К счастью, у меня много друзей в индустрии. Мы довольно часто сталкиваемся на различных мероприятиях, например на автосалонах. А когда я езжу навещать семью в Великобританию, я стараюсь встретиться как можно с большим количеством друзей.

— Наверное, все вас тоже спрашивают о России?

— Да, конечно! У всех очень разные представления о стране.

Всем интересно узнать обычные вещи: как живут люди, что вы делаете по выходным, какая разница с другими западными странами или со странами Востока.

Но у меня есть друзья в Японии, США, Австралии, Европе, и каждая культура имеет свои особенности.

— Сейчас первый автомобиль, который вы создали на «АвтоВАЗе», — Lada Vesta наконец-то пошла в серию. Вы рады, горды?

— Когда ты видишь, что проект, над которым ты так долго работал, воплощен в жизнь, чувствуешь себя очень гордым.

Поэтому мы и остаемся в этой профессии до конца наших дней. Дизайнеру важно видеть, как набросок становится реальностью и машина появляется на улицах города.

Сейчас начинаются продажи, это эмоциональный и волнительный момент не только для меня, но и для всей команды. Это был настоящий вызов. Но именно для этого мы тут и находимся: чтобы принимать эти вызовы и максимально менять бренд.

Я верю в то, что я делаю и эта работа для меня не менее важна, чем та, что я делал в Volvo или Mercedes-Benz.

— Будет ли у вас своя Vesta?

— Я жду не дождусь, когда ее получу. Конечно, все это будет зависеть от руководства компании. Главным образом я буду ездить на ней по Тольятти — в Москве автомобиль мне практически не нужен. Но пока я даже не знаю, какого цвета она будет!

— Да, это была хорошая PR-акция. И для нас важна его поддержка. Раньше он уже ездил на наших автомобилях, но тогда это была «Калина». А сейчас это совершенно новый автомобиль, и я надеюсь, что он ему понравился.

Born ( 1964-10-29 ) 29 October 1964 (age 54)
Occupation automobile designer
Employer AvtoVAZ
Known for S-Class, M-Class, SL, SLK, SLR McLaren, Maybach Mercedes, Grand Sports Tourer, Volvo S60, V60, XC60.

Стив мартин дизайнер ваз — Автомобильный портал AutoMotoGid

Steve Mattin (born 29 October 1964) is a British automobile designer. He is known as the chief designer of AvtoVAZ Lada, as well as the designer of Mercedes ML-Class and GL-Class vehicles.

Contents

Personal background [ edit ]

Steve Mattin was born in Bedford, England on 29 October 1964 and grew up in Wootton. [1] [2] In 1987, he graduated from Coventry University, specialising in industrial design. [1] [2] [3]

Career [ edit ]

In 1987, Mattin joined Mercedes-Benz in Sindelfingen, where he signed on as a designer for Daimler-Benz. He served in that role until 1990, when he was promoted Senior Designer. In 1993, he was promoted to Design Manager, where he remained until 2000, when he was promoted to Senior Design Manager. From 2003 to 2005, his work included overseeing the interior and exterior design/redesign of the S- >[1] He is credited with the design of Mercedes ML- >[2]

In 2004, Mattin joined the Volvo Car Corporation, where he served as the chief designer. From 2005 to 2009, he served the organization as vice-pres >[4] He was responsible for the entire design work at the 3 Global design studios: Gothenburg, Barcelona and Camarillo, and worked with all the PR-media related design communications of all Volvo vehicles launched from 2005 to 2009.

Following his tenure with Volvo, Mattin began teaching at Umeå University in Sweden. [3] He also continues to offer independent consulting services focusing on branding and design projects, while additionally reviewing programs and projects for an original equipment manufacturing organization based in Asia. [3]

In 2011, Mattin began working as the chief designer of AvtoVAZ’s Lada, a subs >[3] In August 2012 during the Moscow International Automobile Salon AvtoVAZ presented the new SUV Lada XRAY designed by Mattin. [5]

Mattin introduced the updated logo of «AvtoVAZ» at the «Auto World» international exhibition in St. Petersburg on 1 April 2015.

Что скажете о дизайне нового поколения Lada 4×4? Как сильно изменится серийный автомобиль?

Стив Маттин: Когда мы создали Lada 4×4 Vision, мы думали о будущем. Как далеко мы сможем продвинуться со своим X-дизайном, какие варианты могут быть. Это больше архитектурная конструкция, пока этот проект на ранней стадии развития.

Дизайн Lada 4×4 был разработан 40 лет назад, мир изменился, покупатель изменился, поэтому нужно меняться вместе с ними. Посмотрите сколько в Москве моделей SUV. В Lada 4×4 Vision мы пытались соединить внедорожник с автомобилем, который передвигается в основном в городе. Была задача создать что-то уникальное.

И, если вы внимательно посмотрите на Vision, то увидите, что в ней достаточно элементов от старой 4×4, будь то поворотники, вертикальное лобовое стекло, пропорции кузова, наклон задней стойки. Оригинальная ДНК заложена в каждом элементе модели. Для нас было важно не сделать какое-то ретро, а создать супермодную интерпретацию в нашем фирменном дизайне.

Мы создали продукт, который должен нас вдохновлять в плане дизайна, технологий, планирования наших будущих продаж. Это пример того, как далеко мы могли бы продвинуть бренд, какой у него есть потенциал.

Видите ли вы как дизайнер эстетическое противоречие в том, что автомобили в начальной комплектации и автомобили кросс-версий имеют схожие внешние черты — неокрашенный пластик.

Стив Маттин: Пластиковые обвесы были сделаны по определённым причинам. Во-первых, если взять Vesta Cross, то когда мы подняли машины, у нас появилась возможность поставить на них большие колеса. Во-вторых, это вопрос практичности — пластик защищает автомобиль.

Lada Granta не получила X-дизайн на боковинах. Почему так произошло? Или это сугубо финансовый вопрос?

Стив Маттин: Если посмотреть на Granta, то сразу же сможете ее узнать, она выглядит как младшая сестра Vesta. Но я хочу сказать следующее. Когда мы готовили обновленное семейство Granta, перед нами стояли несколько задач. У нас был определенный бюджет, который мы должны были «разбить» на пять автомобилей. Мы сделали акцент именно на передней части, хотя у некоторых машин произошли изменения и сзади. Было много доработок в интерьере, включая панель приборов, сиденья, декоративные вставки и т.д.

Не боитесь ли вы, что все Lada станут на одно лицо?

Стив Маттин: Очень важно, чтобы каждый человек на улице мог идентифицировать машины Lada. Если будут разные передние части, и ты уберешь логотип, то люди не поймут, что это за бренд.

Сейчас у автомобилей Lada уникальное лицо, его легко можно узнать издалека. Других машин, у которых были бы выштамповки по бокам в X-стиле, просто нет. Нам нужно и дальше развивать ДНК-бренда, не забывая о своей индивидуальности.

Какие тенденции в дизайне только-только появились и будут перспективными в ближайшие годы?

Стив Маттин: Есть определенный тренд на рынке, и это касается не только России. Сейчас активно развивается сегмент SUV. И именно поэтому мы показали на ММАС-2018 Lada 4×4 Vision.

Почему Lada Largus не меняется? Будет ли принципиально новый Largus?

Стив Маттин: Не хочется много говорить про автомобили, которых нет на нашем стенде на MMAC-2018. Возможно, вам стоит немного подождать.

На прошлом автосалоне в Москве АвтоВАЗ представил Vesta Signature. Стоит ли нам ждать такого рода версий ваших бестселлеров в будущем?

Стив Маттин: Трудно говорить о том, что было два года назад. Vesta Signature — это эксперимент. Нам нужно было проверить потенциал такого большого автомобиля. Ну а будут ли в будущем такого рода версии я, к сожалению, сказать не могу.

Ранее сообщалось, что в служебных целях вы использовали Lada Priora. На какой машине вы передвигаетесь сейчас?

Стив Маттин: На самом деле всё не совсем так. Я не ездил на Priora. Это был подменный автомобиль, просто в то время не было другой машины. Только и всего. Потом, естественно, мне предоставили новый автомобиль. Сейчас в Москве я сам езжу за рулем Vesta Cross цвета «Марс». И это моя любимая Lada.

Не так давно прекратилось производство Lada Priora. Может, фейслифтинг в X-стиле смог бы спасти эту модель?

Стив Маттин: Нет, фейслифтинг Lada Priora не рассматривался.

Главный дизайнер «АвтоВАЗа» Стив Маттин

Главный дизайнер «АвтоВАЗа» британец Стив Маттин уже четыре года живет и работает в России. Сменив Туманный Альбион на размеренную жизнь в Тольятти и еженедельные полеты в Москву на выходные, Маттин утверждает, что для него главное — призвание, а не окружение. Совсем недавно в России стартовало производство нового седана Lada Vesta, над обликом которого столько трудился иностранец. «Газета.Ru» поговорила со Стивом о контрастах, платных парковках, прыжках с парашютом и о том, как осенние листья на асфальте могут вдохновить на создание нового цвета для машин.

— Стив, вы уже четыре года работаете в России на «АвтоВАЗе». Это даже дольше, чем сам глава компании Бу Андерссон. Как вам жилось все это время в Тольятти и Москве, где у «АвтоВАЗа» также есть своя дизайн-студия?

— Россия — огромная страна, и чем дольше я живу здесь, тем больше опыта получаю. Каждый день происходит что-то новое. Мне очень повезло, потому что, действительно, у меня есть два места, где я живу и работаю. И я могу видеть контрасты между Москвой и Тольятти. Для меня это важно, потому что четыре дня в неделю я работаю в Тольятти, а на пятый я могу думать о новых проектах и разрабатывать новые стратегии уже в столице. В Москве темп жизни гораздо выше, чем в Тольятти, все происходит очень быстро и очень быстро меняется. При этом город ориентирован на культурное развитие.

В Москве много отличий: например, другая мода, люди здесь ездят совсем на других автомобилях, здесь иная архитектура и интерьеры. Рестораны, культура, люди и их поведение — все очень отличается.

Московский офис позволяет мне все это получить, понимать русских людей и вдохновляться историей города и творческой атмосферой.

— Какие у вас любимые места в Москве?

— Я очень много гуляю, люблю ходить по центру, изучать жизнь города. У меня всегда с собой фотокамера, поэтому можно сказать, что с ее помощью я рисую всю картину своей жизни в России. Я впитываю все, что меня окружает, и стараюсь найти вдохновение. Я люблю ходить на различные культурные мероприятия.

Например, я хожу в оперу или на балет, раньше я этого никогда не делал! Но здесь это в шаге от меня и очень просто сделать.

Люблю посещать выставки. Все это дает мне возможность отключаться от тяжелых будней, перезагружать мозг. Ведь дизайнеры такие люди — им всегда нужно искать вдохновение. Например, можно посмотреть на цвет осенних листьев и решить, что это будет новый цвет для автомобиля. Ландшафты, виды — также из этой же песни. Так, на детали интерьера в седане Vesta меня вдохновили трещины на льду водоемов. И то же самое можно сказать о балете или опере. Атмосфера, экспрессия людей — все это можно облечь в формы и краски. Поэтому между тем, как я живу и работаю, есть сильная связь. Может быть, это не так заметно, но это важно.

— Ваше восприятие России по сравнению с первым впечатлением сильно изменилось?

— Да, за это время изменилось действительно очень многое. Особенно это заметно в Москве. Когда я впервые оказался здесь четыре года назад, движение в городе было просто ужасное!

Не было никакого регулирования парковочного пространства, все бросали машины в два ряда! Полный хаос.

Со всеми этими парковочными ограничениями, которые появились в столице, город стал гораздо более дружелюбен к пешеходам. По нему стало легче передвигаться, стало проще найти место для стоянки. Город стал совсем другим — здесь теперь намного больше пешеходов и меньше пробок.

Во всем мире это нормально — заплатить за парковку. Раньше ты мог этого не делать и бросать машину где угодно. Конечно, если бы я использовал машину в обычной жизни, как москвичи, возможно, я бы тоже был расстроен, как все эти люди. Но.

— То есть по Москве вы ездите преимущественно на метро?

— Да, конечно. Это удобно и гораздо быстрее, особенно если в городе пробки.

Правда, я не ездил в метро в часы пик — уверен, что в это время там, конечно, не так удобно.

Но если до моей цели долго идти и я в этот момент не на машине, то я без проблем сажусь в общественный транспорт. Кроме того, московское метро, действительно, самое красивое из тех, что я видел. У каждой станции есть свое лицо, свой характер, который пришел из прошлого.

— Когда вы только приехали в Тольятти, не было ли таких мыслей: «Что я здесь делаю, хочу назад!»?

— О нет, вернуться назад мне не захотелось. Конечно, это совершенно другая среда. Я жил в городах такого небольшого размера, к примеру, в Швеции. Там был городок с населением около 700 тыс. людей. Конечно, эти места отличаются. То местечко располагалось на морском побережье. Тольятти тоже расположен рядом с водой, там много природы. Я живу в комплексе «Фортуна», который принадлежит «АвтоВАЗу», он расположен близко к реке.

С одной стороны, это очень хорошо, есть возможность быть ближе к природе. То есть это не индустриальный город в глуши.

Но он отличается от того, к чему я привык. Там нет никаких объектов культуры, здания очень старые. Все, что там построено, создавалось еще во времена строительства завода.

Но в этом бизнесе ты не выбираешь окружающую среду, ты выбираешь свою работу. И ты принимаешь, что необходимо идти на компромиссы.

Если ты уезжаешь за границу, то оставляешь семью и друзей. Но взамен ты получаешь невероятный жизненный опыт, и такая возможность бывает не каждый день.

— На улицах вас узнают?

— Нет, честно говоря, я не чувствую повышенного внимания. Иногда люди меня действительно узнают, но это происходит главным образом в Москве. Поэтому я рад, что могу вести нормальную жизнь.

— Что еще интересного удается увидеть в России, что испытать?

— Я хожу на все, что мне интересно и что укладывается в мое рабочее расписание. Например, я с детства люблю автоспорт.

Поэтому уже второй раз подряд я побывал на гонках «Формула-1» в Сочи. Сам я участвую в гонках Lada Racing, которые проходят в Сосновке в Тольятти.

Еще было интересное событие пару лет назад. Один из моих друзей в Тольятти женился, и мы отправились в двухдневный сплав по Волге на лодках. Я не знаю, может быть, это обычный способ у русских отмечать свадьбы, но для меня это было очень необычно и мне очень понравилось!

— У вас в фейсбуке я видела фотографии прыжка с парашютом…

— О да! Это был совершенно сумасшедший опыт. Большинство людей никогда не делали этого в своей жизни. В России же у меня появилась такая возможность.

Было очень странно оказаться в старом самолете, крепко привязанным к человеку, которого я даже не знал! И вместе с ним выпрыгнуть из самолета с парашютом.

После прыжка у тебя есть примерно минута свободного падения. Ты летишь, смотришь на землю, которая в 4 км от тебя, и просто наслаждаешься моментом. Это очень страшно, но это важный опыт в жизни, много адреналина, нервов! Ты никогда этого не забудешь! Если у вас есть такой шанс, я очень вам его рекомендую.

— А как с возможностью встречаться с семьей и друзьями?

— Это, пожалуй, самый трудный момент в моей жизни в России. Ты не можешь встретиться с кем-то спонтанно. Все нужно планировать заранее, ждать длинных праздников или присоединять дополнительные дни отпуска к выходным. И это не просто так взять и приехать в Россию. Нужно получать визу, планировать поездку. Конечно, у нас есть Facebook, есть Skype. Но, конечно, я скучаю по семье и друзьям. К счастью, у меня много друзей в индустрии. Мы довольно часто сталкиваемся на различных мероприятиях, например на автосалонах. А когда я езжу навещать семью в Великобританию, я стараюсь встретиться как можно с большим количеством друзей.

— Наверное, все вас тоже спрашивают о России?

— Да, конечно! У всех очень разные представления о стране.

Всем интересно узнать обычные вещи: как живут люди, что вы делаете по выходным, какая разница с другими западными странами или со странами Востока.

Но у меня есть друзья в Японии, США, Австралии, Европе, и каждая культура имеет свои особенности.

— Сейчас первый автомобиль, который вы создали на «АвтоВАЗе», — Lada Vesta наконец-то пошла в серию. Вы рады, горды?

— Когда ты видишь, что проект, над которым ты так долго работал, воплощен в жизнь, чувствуешь себя очень гордым.

Поэтому мы и остаемся в этой профессии до конца наших дней. Дизайнеру важно видеть, как набросок становится реальностью и машина появляется на улицах города.

Сейчас начинаются продажи, это эмоциональный и волнительный момент не только для меня, но и для всей команды. Это был настоящий вызов. Но именно для этого мы тут и находимся: чтобы принимать эти вызовы и максимально менять бренд.

Я верю в то, что я делаю и эта работа для меня не менее важна, чем та, что я делал в Volvo или Mercedes-Benz.

— Будет ли у вас своя Vesta?

— Я жду не дождусь, когда ее получу. Конечно, все это будет зависеть от руководства компании. Главным образом я буду ездить на ней по Тольятти — в Москве автомобиль мне практически не нужен. Но пока я даже не знаю, какого цвета она будет!

— Да, это была хорошая PR-акция. И для нас важна его поддержка. Раньше он уже ездил на наших автомобилях, но тогда это была «Калина». А сейчас это совершенно новый автомобиль, и я надеюсь, что он ему понравился.

Born ( 1964-10-29 ) 29 October 1964 (age 54)
Occupation automobile designer
Employer AvtoVAZ
Known for S-Class, M-Class, SL, SLK, SLR McLaren, Maybach Mercedes, Grand Sports Tourer, Volvo S60, V60, XC60.

Стив Маттин: Дизайн — это эмоция, а не формула, в которой все параметры заданы | Программы | ОТР

Константин Чуриков: И, как назло, тут сложный спонсорский текст. Это рубрика «Автомобили». Спонсор программы АО «АвтоВАЗ» представляет LADA XRAY Cross с системой Lada Ride Select, которая поможет водителю в сложных дорожных условиях.

А прямо сейчас Андрей Осипов, автоэксперт, ответит на ваши вопросы.

Оксана Галькевич: Да, Андрей Осипов, автоэксперт наш. Здравствуйте, Андрей. Как всегда, с последних новостей начнем?

Андрей Осипов: Нет, сегодня, вы знаете, мы начнем…

Оксана Галькевич: Нет, не с новостей?

Андрей Осипов: Сегодня мы начнем с сюжета. После этого я, в общем-то, думаю, что нас будет сложно обвинить в том, что мы не уделяем должного внимания отечественному автопрому. Вот сейчас мы докажем, что должное внимание отечественному автопрому уделяем, и много. Давайте посмотрим.

Константин Чуриков: Давайте смотреть.

LADA: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

Андрей Осипов: Современные модели LADA открывают новую страницу в истории крупнейшего российского производителя легковых автомобилей. По сути, это машины, созданные с чистого листа. Их облик будет выглядеть свежо и через несколько лет. Мало того, они сконструированы с учетом именно российских условий эксплуатации, и главное – производятся, продаются и обслуживаются по новым стандартам. Так давайте посмотрим, с чего начинался и как формируется новый имидж бренда, позволяющий конкурировать с ведущими игроками авторынка.

И в первую очередь мы приехали к тому, кто сделал облик современных LADA привлекательный взору – к главному дизайнеру LADA Стиву Маттину.

Стив, правда ли, что на вашем первом детском рисунке был изображен автомобиль?

Смотрите такжеРеальный выбор: всё о моторах. Тест-драйв Jaguar F-Pace 2.0 в горах Словении. Советы по выбору машины от автоэксперта Андрея Осипова

Стив Маттин: Правда, что я с ранних лет любил рисовать. А машины были одной из ярких вещей, которые меня окружали, они меня завораживали. В школьные годы я принял участие в одном автомобильном конкурсе. И тогда я понял, что смогу сделать карьеру в автомобильном дизайне.

Андрей Осипов: Вам это блестяще удалось!

Стив Маттин: Мне тоже хочется так думать.

Андрей Осипов: Известный итальянский дизайнер Бертоне говорил: «Создать красивый автомобиль можно только в красивом месте». Вы с этим согласны?

Стив Маттин: Да, мы ведь живем с открытыми глазами. Когда вокруг нас нечто прекрасное, то это позволяет очистить голову и, несомненно, помогает в работе. В Москве мы нащупываем новую аудиторию. Нам важно знать, чем живут люди и что именно в конечном счете делает ту или иную вещь более привлекательной для них. А в Тольятти ты находишь вдохновение в природе, чего нет в Москве.

Андрей Осипов: Тогда вернемся к вашей работе. Почему «Х»?

Стив Маттин: Это длинная история. Давайте слегка погрузимся в ДНК бренда.

Сегодня покупка машины имеет куда более сильную эмоциональную составляющую. И если взглянуть на дизайн прошлых лет, то существовала лишь одна икона – LADA 4×4 «Нива». Но не было единого лица, той самой ДНК бренда в дизайне. Поэтому первым делом мы определили ключевые понятия, которые должны характеризовать бренд и наши автомобили. Это создание более креативного дизайна, более эмоциональной машины и, конечно, более современного продукта.

Вы легко узнаете Audi по фирменной решетке радиатора, BMW – по типичным «ноздрям» и так далее. Лицо чрезвычайно важно. Оно всегда уникально как для человека, так и для машины. Когда я впервые приехал в Россию, то увидел, что это настоящая страна-контраст – между летом и зимой, между людьми, между различными культурами. «А можно ли этот контраст отразить в дизайне автомобиля?» – возникла мысль.

На мой взгляд, в таком случае наиболее подходит буква «Х». Посмотрите – от фар в нижней части бампера к решетке радиатора тянутся линии, образующие букву «Х». То есть мы создали не просто новое лицо, которое больше не встречается ни у кого в мире, а мы создали новую ДНК бренда и его дизайн.

И если вы внимательно оглядитесь, то увидите, как много иксов вокруг. Они не явные. Например, герб России – двуглавый орел. Но ведь линии крыльев – это тоже «Х». Иными словами, есть вещи, которые вы замечаете подсознательно. Во всяком случае, я как дизайнер их заметил.

Андрей Осипов: То есть вы выделили некий ментальный клей для подходящего рынку продукта?

Стив Маттин: Да, можно сказать и так. Дизайн – это эмоция, ни в коем случае не формула, в которой все параметра заданы. Форма «Х», по сути, ломает все дизайнерские правила и стереотипы. Обычно пытаются построить единую линию от передней части машины к задней. Но создать этот «Х» на боковинах кузова с акцентом на колесах – это то, чему вас вряд ли где-нибудь научат.

Андрей Осипов: Учитывая ваш прежний опыт, могу предположить, что вы серьезно раздумывали, прежде чем принять предложение из России и стать шеф-дизайнером LADA.

Стив Маттин: Естественно. Когда мне впервые предложили эту работу, я поначалу за нее не ухватился. До того момента я 18 лет проработал в Mercedes, где и начал свою карьеру. Потом был большой шаг в Volvo уже в качестве директора по дизайну. Так что когда дело дошло до LADA, я действительно раздумывал. Mercedes, Volvo, LADA – это на самом деле движение вниз.

Но что было по-настоящему интересно? Это возможности. По существу, передо мной был чистый лист бумаги. Никто мне не говорил, что я должен делать. Вдохновляющая перспектива, согласитесь. Конечно, все оказалось непросто. Но теперь, видя результат, я им горжусь.

Это наш офис в Москве. Естественно, не самый большой центр, основной все же в Тольятти, где работает гораздо больше народа. Но здесь у нас очень маленькая креативная команда. Как видишь, молодые ребята. Конечно, теперь все делается в основном в цифровом виде. Это позволяет делать больше и быстрее, словно переносит на другой уровень креативности.

Андрей Осипов: А это будущая LADA? Следующее поколение Vesta?

Стив Маттин: Кто знает, кто знает. Может быть, это будет гоночная машина для пустыни. А вот новая концепция интерьера.

Вообще должен заметить, что чрезвычайно важно работать с разными университетами и учебными заведениями, чтобы найти новый талант. К примеру, у нас есть проект с художественной академией Штиглица в Санкт-Петербурге. Только что стартовал проект с МАМИ. Таким образом, мы можем заметить талантливого студента и помочь ему развиваться. Те же интерны, которых мы привлекаем, работают в том числе над реальными проектами. Это позволяет интегрировать таланты будущего в нынешнюю команду дизайнеров, в команду LADA.

Андрей Осипов: Большое спасибо, Стив.

Константин Чуриков: Вот такая интересная история.

Оксана Галькевич: Очень много, кстати, сообщений приходит…

Константин Чуриков: Машина и правда красивая.

Андрей Осипов: Машина красивая. И Стив сделал LADA так, что они выглядят действительно хорошо.

Я должен заметить, что вообще он очень интересный человек с очень необычным мышлением, которое свойственно, наверное, больше творческим людям. К слову сказать, вот то, что мы показали – это очень небольшая часть почти часового интервью, которое мы с ним записали. Оно будет. Я думаю, что я все-таки соберусь – правда, хоть на английском языке – и в ближайшее время выложу на наш YouTube-канал osipov.pro. Кстати говоря, рассказ о LADA мы продолжим уже в следующем выпуске рубрики «Автомобили», буквально через неделю.

Оксана Галькевич: Андрей, давайте пока тоже продолжим.

Андрей Осипов: Давайте.

Оксана Галькевич: Несколько слов о российском автопроме, потому что очень много сообщений приходит на наш SMS-портал. Вот смотрите, что пишут: «Независимо от других мнений, я всегда предпочитаю автомобили отечественного производства». И еще пишут: «А цены снизят или, наоборот, поднимут? Отечественный автопром привлекал ценой, а теперь он утрачивает, кажется, этот аргумент». Вот что с ценовой политикой?

Андрей Осипов: Я позволю себе немножко не согласиться, потому что сейчас автомобили LADA все равно остаются одними из самых доступных на нашем рынке, если мы не будем брать «китайцев». А «китайцев» лучше не брать, как известно, уж лучше купить наш автомобиль, на мой взгляд, потому что он сейчас создан и, собственно говоря, построен по всем стандартам того же самого концерна Renault и Nissan. Ведь, по большому счету, «АвтоВАЗ» является структурой концерна, он входит в состав международного франко-японского концерна.

Константин Чуриков: И даже, что уж там греха таить, китайцу лучше купить наш отечественный, российский автомобиль.

Андрей Осипов: Ну, в общем, да. Только у них их нет. Мы пока что-то не можем… Знаете, я предложу, Константин, вашу мысль, вброшу ее в LADA, чтобы они, так сказать, начали продавать и экспортировать свои автомобили в Китай. Это было бы очень забавно. Рынок-то огромный! Почти 2 миллиарда там живет.

Константин Чуриков: Шоколад «Аленка» наш покупают? Покупают. Мороженое покупают? И LADA купят.

Оксана Галькевич: Вы потом поделитесь?

Андрей Осипов: И плюшевых мишек наших, особенно олимпийского мишку. Помните?

Оксана Галькевич: Тверская область нам пишет: «В 80-м году у нас была «копейка» с итальянской «баранкой» и японской аппаратурой. А автомобиль, – ну, смысл сообщения, – все равно превратился в отечественный». Не произойдет ли так? Сейчас мы видим такую мощную работу внутри концерна LADA. Не произойдет ли то же самое с LADA сейчас?

Андрей Осипов: Мне вообще не очень приятно, что мы в слово «отечественный» вкладываем некий негативный смысл в данном случае. Да, действительно, наш автопром не был создан с нуля. Вообще весь российский автопром создан благодаря западным компаниям. Все началось, по большому счету, с компании Ford, которая пришла еще во время революции.

Оксана Галькевич: Ну, наверное, не только наш автопром, да? Другие автопромы некоторых стран тоже создавались…

Андрей Осипов: Нет, там были свои инженеры-конструкторы, которые с нуля создавали автомобили.

Оксана Галькевич: Прямо везде-везде? И Корея, и Япония, и все прочие?

Андрей Осипов: Ну, не везде. В Корее, конечно, не было. Были в Америке прежде всего. И конечно же, в Германии. Вообще автомобиль был придуман в Германии господином Бенцом, а поехал он благодаря его собственной супруге.

Константин Чуриков: По имени Мерседес, кажется.

Андрей Осипов: Мерседес, да. Тогда бы мы вообще не увидели обычных автомобилей, собственно говоря.

Поэтому мне кажется, что эти автомобили – нынешние LADA – имеют, в общем-то, немалую долю импортных комплектующих. Но они там стоят в том числе для того, чтобы повысить качество и надежность выпускаемой продукции. И неважно – отечественный, не отечественный. Вы посмотрите, мы же не смотрим уже, где произведен телевизор, как мы смотрели в начале 90-х: «Вот если SONY, то он должен быть сделан в Японии». Сейчас мы покупаем просто бренд.

Оксана Галькевич: Мы хотим «Рубин» купить. Понимаете, мы «Рубин» хотим!

Андрей Осипов: А он производится еще, Оксана?

Оксана Галькевич: Вот! В том-то и проблема. А LADA производится, поэтому и вопросы такие возникают.

Андрей Осипов: Вот более успешный пример куда более правильного менеджмента.

Константин Чуриков: Давайте теперь расширим повестку. Обо всех, любых автомобилях – отечественных, зарубежных – можете спрашивать Андрея Осипова. Спросите у Осипова!

СПРОСИТЕ У ОСИПОВА

Константин Чуриков: Нам уже звонит зритель – Иосиф из Иркутска. Иосиф, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Иосиф.

Зритель: Здравствуйте. Здравствуйте, господин Осипов и господа ведущие. У меня вот такой вопрос… Слышите меня?

Константин Чуриков: Да-да.

Андрей Осипов: Очень хорошо.

Зритель: У меня Nissan Datsun 1990 года. Я покупал, у него было 240 тысяч километров. Сейчас у меня 305 тысяч километров. Я его обслуживаю постоянно. Сколько он у меня еще может пробежать? И какое масло лучше заливать? Я заливаю масло 10W40. Посоветуйте, сколько пробежит и какое лучше заливать.

Андрей Осипов: Масло лучше заливать все-таки сейчас синтетическое, несмотря на преклонный возраст автомобиля, но оно должно соответствовать тем стандартам, которые предписаны самим производителем. Тип моторного масла, а также его классификацию (вот эти различные аббревиатуры) вы можете найти в сервисной книжке, если она, конечно же, сохранилась. Если нет – посмотрите на просторах интернета, что рекомендуется если не для этой машины, то для этого конкретного мотора.

Машина действительно достаточно ресурсная и при надлежащем обслуживании, конечно же, не должна доставлять вам особых проблем. Но надо понимать, что пробег больше 300 тысяч километров уже означает существенную усталость большинства узлов и агрегатов. Боюсь, конечно, предполагать, но тем не менее вполне вероятны поломки каких-то узлов вследствие того, что они на протяжении многих лет уже трудятся безотказно.

Это не означает, что машину надо продавать. И это не означает, конечно же, что что-то там откажет у вас буквально завтра или через 2 тысячи километров. Во многом ресурс автомобиля зависит от того, как на нем ездят. И конечно же, на 60% или даже на 80% он зависит от того, как вы его обслуживаете и какими материалами при этом пользуетесь. Я так думаю, что у вас с последним все в порядке, поэтому предположу, что автомобиль не будет вам излишне докучать.

Константин Чуриков: У меня для вас сложный вопрос. Зритель спрашивает, регион неизвестен: «Здравствуйте. Скажите, что разумнее выбрать – Kalina или Daewoo Nexia?»

Андрей Осипов: Kalina, как ни странно. Объясню – почему. В Daewoo Nexia, допустим, человек моей комплекции решительно не поместится – по той простой причине, что я себя там ощущал, как в некоторых машинах 60–70-х годов. Там руль прямо на коленках лежит, и его никак нельзя отрегулировать. Ну, вот так вот.

Оксана Галькевич: Сидишь зато ровненько, осаночка, крутишь вот так вот.

Константин Чуриков: Ну, слишком «обтягивающая» машина?

Андрей Осипов: Да. Нет, «пиджак» – это скорее к Matiz или «Оке». Nexia – все-таки машина побольше. Ну, в основе Nexia – Kadett, по большому счету, 70-х годов. Он уже несколько устарел. Хотя новая Nexia – уже совсем другой автомобиль. Но здесь я предположу, что речь все-таки идет о подержанных машинах.

Поэтому в данном случае Kalina, потому что у нее хотя бы руль как-то регулируется, там покомфортнее еще сесть можно, она уже сделана по более или менее приличным, нормальным стандартам.

Оксана Галькевич: Владимир из Тюменской области. Владимир, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте. Меня слышно?

Оксана Галькевич: Слышно. Говорите.

Андрей Осипов: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте, уважаемые ведущие. Здравствуйте, уважаемый Андрей. Собрался покупать автомобиль Toyota Land Cruiser Prado с двигателем бензиновым 2.7, коробка «автомат», шестиступенчатая.

Андрей Осипов: Подержанная, я так полагаю?

Зритель: Имеется в городе Тюмени два автоцентра, но ни в одном не дают в тест-драйв эту машину. Подскажите, двигатель 2.7 потянет?

Константин Чуриков: Владимир, вы ответьте на тот вопрос, пожалуйста, который вам Андрей задал.

Андрей Осипов: Новая, новая.

Константин Чуриков: Новая машина?

Андрей Осипов: Новая, видимо.

Константин Чуриков: Очень хорошо.

Зритель: Да, новая, из автосалона.

Андрей Осипов: Понимаете, я скажу вам честно, Владимир: мне чрезвычайно сложно влиять на дилеров Toyota, особенно в Тюмени. И даже неважно, в общем-то, где они находятся. Я не понимаю, почему такая версия, которая, к слову сказать, достаточно популярная, не присутствует в парке тестовых автомобилей того или иного дилера. Я так думаю, что это связано с тем, что все-таки наибольший спрос у нас сосредоточен, если мы говорим об этой модели, на дизельной модификации этого автомобиля.

В принципе, мотору 2.7, конечно, тяжеловато будет, потому что по показателям крутящего момента он уступает той же самой дизельной версии. Хотя понятно, что он чуть-чуть дешевле. Я не думаю, что модель обладает прямо уж такой замечательной динамикой, но в целом для каждодневной эксплуатации подойдет. Хотя надо помнить, что этот мотор старых поколений, поэтому он будет весьма прожорлив.

Оксана Галькевич: «Ravon – это что за зверь такой?» – спрашивают.

Андрей Осипов: Это Daewoo, Uz-Daewoo.

Оксана Галькевич: Да?

Андрей Осипов: Конечно. Это они и есть.

Оксана Галькевич: «Адекватный ли ценник на эти автомобили? Что скажете? Рекомендуете ли или нет?»

Андрей Осипов: Совсем недавно Ravon вернулся на наш рынок. Они пока, насколько мне известно, окончательно не определились с ценовой политикой. Но мне представляется, что ценник на них будет достаточно адекватный, потому что большая часть автомобилей Ravon – это, по большому счету, перелицованные и собранные в Узбекистане автомобили Chevrolet, хорошо известные, в том числе и на нашем рынке. Они продавались у нас 10–15 лет назад под именами Lacetti, Chevrolet Aveo. Все эти модели, по большому счету, конструктивно практически не изменившись, сейчас производятся в Узбекистане.

Да, там есть нарекания. Но если мы их будем оценивать по такому параметру, как цена/качество и количество опций, то, в общем-то, это достаточно выгодное предложение на рынке. Главное, чтобы Ravon не поступил так, как он поступил несколько лет назад: в какой-то момент просто взял и ушел с рынка! Да, запчасти были, но фирменные сервисы исчезли, и многие пользователи автомобилей, к сожалению, столкнулись с проблемами при обслуживании.

Оксана Галькевич: Это лучше, чем «китайцы»?

Андрей Осипов: Это однозначно лучше, чем «китайцы».

Константин Чуриков: Мы говорим об автомобилях. Не разжигайте!

Оксана Галькевич: Да-да-да.

Константин Чуриков: Нам звонит Сергей из Удмуртии. Сергей, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Константин Чуриков: Да, пожалуйста.

Зритель: Я Ford Fusion в 2008 году купил. За 12 лет ни одной поломки, только два раза свечи поменяли и колодки передние. Как раз на пенсию выхожу, хочу купить Ford EcoSport, бензин, движок 1.5, передний привод. Подскажите, что за машина.

Константин Чуриков: Сейчас подскажем.

Андрей Осипов: Неплохой автомобильчик. Это компактный кроссовер на платформе В-класса. По большому счету, он фактически продолжил линейку Fusion. Есть он и в полноприводной версии, но вы рассматриваете переднеприводную модификацию, и она вам покажется вполне знакомой по опять же вашему Fusion.

Единственное, о чем я вас должен предупредить: предложил бы вам сначала устроиться в салоне или, если есть возможность, прокатиться на этом автомобиле. Хотя я понимаю, что сейчас это несколько тяжеловато, потому что официальных дилеров, по крайней мере легкового Ford, найти практически невозможно. Машина достаточно узкая – вот я бы что сказал. Вот такой момент, который ты чувствуешь внутри. Она прямо реально узенькая. И не будет ли вам тесно в плечах? Будет ли удобно за рулем этого автомобиля?

Константин Чуриков: Мы не знаем параметров нашего зрителя.

Андрей Осипов: Мы не знаем параметров зрителя. И самое главное – мы не знаем, в общем-то, сможет он нормально устроиться за рулем или нет. Но в целом машина достаточно надежная, особых проблем с запчастями быть не должно, они традиционно очень недорогие для Ford, поэтому можно брать. Почему бы нет?

Оксана Галькевич: Алтайский край, давайте поможем с выбором. «Nissan Teana 4WD 2012 года или Toyota Camry 2009 года, объем 2.4?» Цена одна, разный возраст.

Андрей Осипов: Я бы взял Teana в любом случае – по той простой причине, что, во-первых, она полноприводная, в отличие от той же самой Camry, она настолько же надежная, как и Camry, она столько же будет стоить приблизительно в обслуживании. Вот преимущество полного привода – это незаменимая вещь в некоторых наших регионах. Кроме того, у нее есть одно большое преимущество, по сравнению с Camry: у нее тормоза есть, в отличие от Camry.

Константин Чуриков: Вслушайтесь в следующий вопрос. Но вы сами задали, Андрей, тон нашей передаче.

Андрей Осипов: Давайте.

Константин Чуриков: Москва спрашивает: «Что лучше – Volkswagen 1989 года или современная LADA?»

Андрей Осипов: Смотря какой Volkswagen и в каком состоянии он находится. Я бы сказал так: если вы выбираете автомобиль на три месяца, чтобы взять машину в более или менее приличном состоянии, за три месяца ее абсолютно убить и продать с минимальными потерями, то тогда лучше Volkswagen 89-го года. Но вы должны найти очень ликвидную модель, чтобы найти такого же человека, который купит тот же самый Volkswagen 89-го года. А через год он будет еще старше.

Константин Чуриков: По-прежнему 89-го года.

Андрей Осипов: По-прежнему 89-го года, он же не помолодеет. Но если все-таки вы рассматриваете автомобиль для того, чтобы ездить на нем каждый день и на протяжении нескольких лет, то, конечно же, логичным выбором будет LADA – по той простой причине, что на эту машину есть гарантия. По своим потребительским свойствам она все равно будет чуть современнее, чем Volkswagen 89-го года. И с теми же самыми запчастями будет проще. Некоторые запчасти на Volkswagen 89-го года вы вынуждены будете заказывать, причем платить за это огромные деньги, а с LADA таких проблем не возникнет, я думаю.

Оксана Галькевич: Зрители говорят о том, что отечественный автомобиль подгнивает по сравнению с другими иностранными, даже по сравнению с Hyundai.

Андрей Осипов: Ну, я вам должен сказать, что «корейцы» тоже покрываются такими цветочками через два-три года эксплуатации – на крышке багажника, к примеру, на капотах. Там это постоянно.

Оксана Галькевич: Понятно. Мы за родные полевые цветы! Мы поняли.

Андрей Осипов: Наши цветочки ближе.

Оксана Галькевич: Это точно.

Константин Чуриков: Как Антонов пел: «А я люблю свои родные какие-то теплые места».

Оксана Галькевич: Что-то сегодня у нас все с местами. Сергей, Ростовская область.

Константин Чуриков: Сергей, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Сергей.

Андрей Осипов: Главное, чтобы тепло было.

Зритель: Здравствуйте. Я с Осиповым я говорю, правильно?

Оксана Галькевич: Говорите, говорите.

Андрей Осипов: Да-да-да. Здравствуйте. Конечно.

Зритель: А как его зовут?

Оксана Галькевич: Кого из нас?

Константин Чуриков: Андрей, представьтесь, пожалуйста.

Андрей Осипов: Андрей Осипов. Очень приятно. Слушаю вас.

Зритель: Скажите, а вы Хейли читали или нет?

Константин Чуриков: Что читали?

Зритель: Ну, книжка такая есть, «Дорога» называется. Артур Хейли.

Андрей Осипов: Артур Хейли? Да, конечно.

Зритель: Читали – да или нет?

Андрей Осипов: Ну, читали, да.

Зритель: Точно читали?

Оксана Галькевич: Сергей, что вы хотите сказать?

Андрей Осипов: «Аэропорт». Я не знаю… Что еще я должен был прочитать из Хейли?

Зритель: Зарубежный автор рассказывает, как производят автомобили, как они копируют их. Понимаете?

Константин Чуриков: Мы что-то не поняли вопрос.

Андрей Осипов: Я тщетно пытаюсь выловить вопрос.

Оксана Галькевич: Что-то про копирование автопрома, технологий.

Константин Чуриков: Разговор сразу не заладился.

Оксана Галькевич: Друзья, очень мало времени и очень много вопросов. «Rexton 2010 года, дизель 2.7 – ваше мнение?»

Андрей Осипов: Можно. Шумноват. Шумоизоляции, конечно же, ему решительно не хватает. По управляемости есть небольшие проблемы. Самое главное – дверной проем маловат. Но если влезете, то, в общем, ездить можно.

Оксана Галькевич: Сначала думала, что шутка, а потом смотрю – Архангельской области, может, действительно надо. «УАЗ-469. Расскажите о преимуществах?» – Архангельск.

Андрей Осипов: Если очень надо, то надо. Если надо, то тут уже ничего не скажешь, если надо. Понимаете? Потому что УАЗ-469 – это автомобиль, чтобы прежде всего по полям ездить. А вдруг это жизненно необходимо?

Оксана Галькевич: И по бездорожью.

Андрей Осипов: И по бездорожью.

Константин Чуриков: Этот вопрос должна была задать Оксана, но она его проглядела. Псковская область: «Какие авто посоветуете для широкоплечих и пузатеньких водителей?»

Андрей Осипов: Большие, широкие, те, у которых габаритная ширина и объем внутреннего пространства большой. Для такого рода водителей, поскольку я сам, в общем, человек не маленький, я вас прекрасно понимаю…

Оксана Галькевич: Ну, настоящее экспертное мнение, Андрей, да.

Андрей Осипов: Я вас прекрасно понимаю. Поэтому я всегда говорю, что прежде чем на чем-нибудь останавливаться, надо обязательно посидеть внутри, устроиться, подстроить под себя кресло, руль и так далее. А желательно еще и прокатиться.

Все машины отличаются. Потому что можно найти машину В-класса или С-класса, которая вроде как невелика по своим габаритным размерам, но она будет очень просторна внутри. А возьмем Rexton, упомянутый вами, – большой автомобиль, но в дверной проем… Я в три погибели должен сворачиваться, чтобы туда сесть, хотя машина вроде как большая. Вот, пожалуйста, разница.

Оксана Галькевич: Видите, какие у нас эксперты в прямом эфире. Про Golf уже спрашивали. Hyundai Elantra 2011 года?

Андрей Осипов: Ну, нормально, если вам очень нравится эта модель внешне. Отговаривать не буду. В общем-то, надежная. Надо только, естественно, проверить ее в плане ресурса и того, как ее обслуживали.

Константин Чуриков: «Как можете охарактеризовать Nissan Pathfinder 2012 года, дизель?»

Андрей Осипов: Как последний Pathfinder, который мог выехать на бездорожье, потому что у него была рамная конструкция. В основе там, в общем-то, пикап Navara. У него нормальная раздаточная система. У него нормальная система полного привода. Поэтому могу его охарактеризовать как достаточно неплохой автомобиль и неплохой внедорожник.

Оксана Галькевич: Про Audi не будем спрашивать, вы их разлюбили. Давай что-нибудь другое.

Константин Чуриков: Самый последний, короткий вопрос: «Murano, 2018 год – какие недостатки?» Коротко.

Андрей Осипов: Расход топлива, пожалуй что.

Константин Чуриков: Спасибо. Это была рубрика «Автомобили». Спонсор программы АО «АвтоВАЗ» представляет LADA XRAY Cross с системой Lada Ride Select, которая поможет водителю в сложных дорожных условиях. Это был Андрей Осипов, автоэксперт. Спасибо, Андрей.

Андрей Осипов: Спасибо.

АВТОВАЗ + Стив Маттин — журнал За рулем

Президент АВТОВАЗа Игорь Комаров представил, как мы сообщили вчера, нового главного дизайнера компании Стива Маттина (Steve Mattin). Новый член команды стал вторым иностранцем в этой роли на тольяттинском заводе, а также в истории отечественного автопрома

Новый главный дизайнер АВТОВАЗА Стив Маттин (Steve Mattin)

Новый главный дизайнер АВТОВАЗА Стив Маттин (Steve Mattin)

Новый главный дизайнер АВТОВАЗА Стив Маттин (Steve Mattin)

Его послужной список впечатляет. Маттин прошел многолетнюю школу и стал ведущим специалистом в Daimler AG, а затем был приглашен на должность главного дизайнера Volvo.

Однако некоторые российские обозреватели усомнились в правильности выбора Игоря Комарова (он лично протежировал новобранца): якобы «мерседесы», «нарисованные» Маттином в бытность работы в немецкой фирме, недостаточно эффектны, а внешность спроектированных им Volvo не передает идеологию «шведского духа», свойственную прочим моделям компании.

Есть чем возразить. За дизайн экстерьера Mercedes A-klass Стив Маттин в 1997 году удостоен престижного звания «Дизайнер года» (по версии авторитетного журнала Autocar). Он руководил разработкой проектов ML-class и GL-class, о которых по прошествии лет говорят, что эти машины «нечто особенное» в линейке немецкой компании, а также в ряду сопоставимых автомобилей мировых марок. В России весьма популярны вольвовские «шестидесятки» с дизайном Маттина — S60, V60, XC60 (а к дорогим авто наша публика придирчива). Словом, критики необъективны.

Приглашение на работу специалиста такого класса — знаковое событие в российском автопроме: покупка талантливых игроков перестала быть монополией спорта высоких достижений. Что оправданно, ведь задача — приблизиться к уровню автопрома высоких достижений.

M-B A-class

Небольшой городской автомобиль A-class. За разработку экстерьера машины Стив Маттин назван «Лучшим дизайнером года» (1997 г.)

Небольшой городской автомобиль A-class. За разработку экстерьера машины Стив Маттин назван «Лучшим дизайнером года» (1997 г.)

SL-class

SL-class

SL-class

Volvo CX 60 

Volvo CX 60

Volvo CX 60

Набросок Volvo CX 60 Concept

Набросок Volvo CX 60 Concept

Набросок Volvo CX 60 Concept

АВТОВАЗ + Стив Маттин

Президент АВТОВАЗа Игорь Комаров представил, как мы сообщили вчера, нового главного дизайнера компании Стива Маттина (Steve Mattin). Новый член команды стал вторым иностранцем в этой роли на тольяттинском заводе, а также в истории отечественного автопрома

Стив Маттин: от «Мерседеса» до «Лады».

На Московском автосалоне 2012 года публику буквально поразил концепт Lada XRay авторства Стива Маттина, работавшего на тот момент в российской компании год. Сами по себе прототипы из Тольятти были зрителям не в новинку, и все уже привыкли к тому, что путь в серию им заказан по финансовым соображениям. Но в тот раз было объявлено о практическом значении «Иксрея»: он предвещал переход марки на единый – и очень выразительный! – стиль. Тогда, пожалуй, впервые широкой публике стало интересно, чем же знаменит Маттин.

Он не просто иностранец, приехавший на работу в Россию, а дизайнер с мировым именем, успевший поработать в крупнейших корпорациях и заслуживший престижные награды. В 1987 году Маттин начал работать дизайнером в Mercedes-Benz и уже через три года он получил должность старшего дизайнера, в которой он работал до 1993-го, когда его назначили дизайн-менеджером.

В «Мерседесе» британец отвечал за разработку внешности первого поколения А-класса. За эту работу он получил звание «Дизайнер года» от авторитетного журнала Autocar, а сама машина стала «первопроходцем» в классе премиальных компактвэнов. Кроме компактного городского автомобиля, Стив Маттин в начале 2000-х принимал активное участие в работе над Mercedes-Benz R-Class, S-Class, M-Class, GL, SL, SLK, SLR McLaren и Mercedes Maybach.

Как именно Стив умудрялся «переключаться» со спорт-каров на роскошные представительские седаны и обратно, и при этом ни разу не ошибиться, до сих пор непонятно! Однако факт остается фактом: о многих работах дизайнера эксперты и потребители до сих пор говорят, как о «чем-то особенном» в линейке немецкой марки. И говорят заслуженно: как ни крути, а второе поколение SLK, минивэн R-класса и кроха А-класс действительно заставили по-новому взглянуть на продукцию чопорной немецкой компании.

В 2000 году Маттина вновь повышают, назначив старшим дизайн-менеджером. Однако дальнейшего повышения не предвиделось, зато очень удачно подвернулось предложение от шведской компании Volvo, руководство которой задумалось о серьезном ребрендинге. В 2004 году британский специалист принимает предложение и становится старшим дизайнером северной марки.

Здесь у Маттина было гораздо меньше сложных проектов, но все же и на этом месте креативному художнику удалось устроить революцию и сотворить дизайн, который до сих пор остается «визитной карточкой» марки. И это при том, что ему приходилось совмещать обязанности шеф-дизайнера, вице-президента и члена правления компании. Под руководством британца на рынок вышло компактное семейство Volvo S60/V60, среднеразмерный кроссовер XC60, а также модели V40 и XC40. Все они на несколько лет определили фирменный стиль бренда.

Несмотря на солидные должности, уроженец Великобритании недолго проработал в шведской компании. По слухам, руководитель китайского концерна Geely, которому принадлежит контрольный пакет акций Volvo, очень любит «дорабатывать» внешность продукции марки. Вот и «лицо» S60 пришлось ему не по вкусу. Подробности инцидента остаются под покровом тайны, однако Стив освободил занимаемую должность и предпочел работать на себя.

В 2010 году дизайнер начал преподавать в Университете Умео в Швеции, а также оказывал консалтинговые услуги в сфере развития брендов и дизайн-проектов. Когда в 2011-м Волжский автозавод начал поиски нового старшего дизайнера, выбор пал именно на британского специалиста. Президент АвтоВАЗа (в то время им был Игорь Комаров) делает Маттину предложение. Неплохая зарплата, сложные проекты и, главное, полная свобода действий. Что еще нужно художнику? Стив раздумывал недолго и уже в середине 2011 года переехал в Тольятти.

Отметим, что как только новость о новом назначении попала в прессу, многие издания преподнесли это негативно. Мол, «Мерседесы» у Маттина получались скучноватые, а «Вольво» так и вовсе не соответствовали «духу марки». И действительно: британец предпочитает не копировать уже готовые решения, а самостоятельно создает «иконы стиля» в автомобильном мире.

В 2012 году свет увидел концептуальный кроссовер Lada XRay, который сразу же поразил публику оригинальными формами, полностью отличными от известной потребителям продукции АвтоВАЗа. Новости о будущей новинке моментально стали едва ли не самым популярным запросом в российских поисковиках! А когда спустя два года на Московском автосалоне были показаны максимально близкие к серийным Lada XRay 2 и Lada Vesta, интернет просто взорвался! Смелый, оригинальный и запоминающийся дизайн – таких машин АвтоВАЗ еще не показывал. Путь обеих моделей до конвейера занял всего год. Они открыли банальную до неприличия и знакомую каждому россиянину «Ладу» с абсолютно новой стороны.

И вновь Маттин добился своего: Х-дизайн набирает популярность и даже удостоился быть скопированным. Никому ведь не нужно напоминать, как выглядят последние новинки от Mitsubishi? И у АвтоВАЗа есть главный козырь, чтобы называться первопроходцем: его XRay засветился на публике первым.

Стив Маттин разрушитель традиций АвтоВАЗа

Я давно хотел рассказать о роли личности в истории АвтоВАЗа — и вот, наконец, такой человек появился — в должности главного дизайнера британец по происхождению Стив Маттин (Steve Mattin).

Стив Маттин на нашем видео внизу, дальше мой отчет об этом интересном иностранце. Его слова обозначены как «СМ», мои набраны курсивом.

Стив Маттин: вопреки традициям

На АвтоВАЗе, как меня учили еще советские директора, первый тост всегда «За трубу»?

-А Вам нравится эта традиция?, — спрашивая, я рассчитывал на положительный ответ, но бородка Стива Маттина ощетинилась.

CM — моя задача и проблема сегодня — отойти от традиций. Если вы повинуетесь традиции, вы никогда не изменитесь. Нам нужно изменить качество дизайна, взглянуть на новых клиентов, создавая яркие и привлекательные продукты с именем Lada, чтобы стать сильным брендом, которым русские могли бы гордиться.

— Вы меня вспомнили?, — спрашивал я Стива при первых встречах в России.  Видел его чаще других вазовских начальников в самых разных местах: на гонках, презентациях, даже в театре оперы и балета. В глубине души я гордился, что еще до всей вазовской истории брал интервью у Маттина в Швеции, когда он был шеф-дизайнером Volvo. Но в моей голове жила неприятная мысль, что этот парень быстро забудет не только меня, но и мрачные трубы АвтоВАЗа, вернувшись, например, в Мерседес-Бенц, откуда он начинал. И вот прошло время, и наступил Московский международный автосалон 2018. Он мне запомнится не только бойкотом большинства фирм, но и стендом Лады в первую очередь. Вот, представьте картину: огромная толпа дилеров из России и других стран (я сам общался со многими, с болгарином и турком, например), под овации и смартфоны встречают Стива Маттина. Он, как хороший актер, выбегает на сцену, излучая оптимизм: Лада, кажется, становится  вершиной карьеры Маттина. Значит, с этой высоты он должен видеть весь модельный ряд от бюджетного автомобиля до превосходного.

Lada Granta cross — Lada X-Ray: дизайн Стива Маттина.

CM — Я работаю в Lada уже семь лет, и в начале портфель был принципиально отличным от того, что у нас есть сегодня. Мы сохранили рыночные сегменты наших моделей, но мы выпустили много новых — Vesta, Vesta Cross, новую Granta, X-Ray. Именно эти машины приносят нам успех сегодня.

Lada Granta 2018

Lada Vesta Sport

СМ — Нам необходимо сохранить основную часть нашей клиентской аудитории и в то же время показать потенциальный рост бренда. Это — долгая работа, и то, что мы сделали до сих пор, только первый шаг. Легко нарисовать премиум- или спортивный автомобиль, потому что у вас мало ограничений. Создать привлекательный, но доступный массовый автомобиль непросто, напротив, это очень сложная задача. Мы говорим об автомобилях с ценой около 10 000 евро. Этот финансовый барьер даже не стал началом для других брендов. Сложность нашей задачи — создать привлекательную модель, но гораздо более доступную, чем предлагают другие бренды. Предложить современный дизайн, но по доступной цене.

Lada Vesta SV cross

Мне понравилось, что Стив Маттин на вопрос о вершине карьеры не стал лукавить и говорить, что хочет навеки отдаться Ладе. И по модельному ряду у него есть чувство реальности, значит, сногсшибательных концептов для бизнес-класса пока ждать от него не будем. Удивило, как много Стив фотографировал экспонаты автосалона, и конечно же, «лады». Может, что-то еще хотел бы доделать в той же новой  Гранте?

СМ — Я люблю фотографию, поэтому снимаю все, что я делаю, и фотографии неотделимы от моей жизни. Если вы посмотрите «гранты», вы увидите, что связывает все наши новые модели — «X-лицо». У нас есть много клиентов, которым нравится новое лицо бренда, но пока они не могли позволить себе современный вид из-за более высокой цены на Vesta. И мы предложили им Гранту  с новым лицом и дизайном, новыми пропорциями автомобиля. Раньше Гранта казалась высокой, теперь стала шире, массивнее и выглядит как доведенный наш фирменный продукт.  У нее спортивный дизайн, новые колеса, зеркала, мы  много работали над интерьером — новая панель с новыми графическими устройствами, лучшими сиденьями, новыми тканями. У Гранты  несколько типов кузова: седан, хэтчбек, лифтбек, универсал и кроссовер.

Steve-Mattin на стенде Лады, ММАС 2018.

Granta cross — концепт, на вопрос «когда?», звучит уклончивый ответ, но ход мыслей понятен.

Я не ослышался, Стив говорил о новой панели приборов. Знаю, что делают ее руками отечественных поставщиков компонентов. Здесь мне всегда виделась дорога в тупик, и захотелось глазами Стива увидеть свет в конце тоннеля.

СМ — Мы работаем с российскими поставщиками. При таком уровне цен и фиксированном бюджете мы не можем полагаться, например, на мягкий пластик в интерьере.

Стив Маттин: конфликтный или покладистый?

СМ — Я очень прост и непрост. Я думаю, что у меня есть серьезное преимущество на АвтоВАЗе — 30-летний опыт работы в области автомобильного дизайна с лучшими брендами мира, Mercedes, BMW и Volvo, и я знаю, что  возможно в развитии, а что нет. Моя задача — передать опыт и знания моей команде. Я думаю, что у меня сложились очень хорошие отношения на всех уровнях компании. И если веду себя твердо, то лишь заботясь об улучшении продукта.

Steve-Mattin: Важно знать, где можно сделать компромисс, а где нет. Когда есть слишком много компромиссов, продукт получается невнятным. В моем деле я должен быть честным и еще раз честным.

Ваш концепт  Lada 4×4 все называют новой Нивой. Но Нива уже существует у другой компании и с добавлением слова «Шеви». Итальянцы давно занимаются её инжинирингом, и у нее будет свой дизайн. Как вы для себя разделяете этих двух почти близнецов от рождения?

С.М. — Я не знаю, что происходит с Шеви Нивой, они продемонстрировали концептуальную модель несколько лет назад. Моя задача — сделать Lada. Если вы посмотрите на ситуацию c Lada в мире, вы увидите, что модель 4×4 имеет огромную репутацию и не только в России. Это основа, на которой мы должны воссоздать сильную модель.

В этом месте мне захотелось поспорить, и я даже заметил, что «4х4» в виде шильдика можно найти у многих вседорожников и даже паркетников. Но Стив Маттин дал понять — Лада 4х4 особенная.

Lada 4Х4 концептуальная версия Стива Маттина была названа посетителями ММАС 2018 Лучшим автомобилем выставки.

С Нивой, как выяснилось, связана и история перехода Стива Маттина из Volvo к нам в Тольятти. Niva — вот и все, что он знал о продолжении бренда Lada в 2011 году.

СМ — В отличие от моего перехода на Volvo, у Лады пришлось начинать с чистого листа. В жизни у вас не всегда есть такая возможность полной свободы, открытия новой культуры, новых людей, новых горизонтов. Это был отличный жест, и сегодня вы видите результаты. Lada среди немногих марок сумела совершить огромные изменения за очень короткое время.

При этих словах я представил себе худощавого британца Стива Маттина на тольяттинском ветру голубыми глазами осматривающего бескрайние просторы Технического центра АвтоВАЗа, который строился под законодателя мировой автомобильной моды. Итальянский маэстро Джорджетто Джуджаро называл этот центр собором в пустыне.

Стив Маттин в августовские дни курсировал между ММАС 2018, Тольятти и Сочи, где на автодроме в РСКГ стартовали кольцевые «весты».

CM — Возможно, создание центра в Москве — это демонстрация того, что мы хотели выбраться из этого самого «собора». В конце концов, у меня сотрудников не так много, при том, что думать о будущем не так просто. В России далеко не полностью развита автомобильная инфраструктура, и мы должны много сделать сами. Сегодня у Lada есть сильная и уникальная ДНК — не просто во внешности, она видна повсюду, но в каждой модели передается по-своему. Различные размеры, пропорции, углы, более гладкие или более резкие. И все это — часть стратегии, которая должна укрепить бренд. И если кто-то покупает Гранту, но видит Весту — автомобиль высшего класса, он, естественно, получит удовольствие. Успешный бренд не меняется за одну ночь. Уверяю вас, что с нашим дизайном у нас никогда не будет недостатка в идеях. Стены в нашей московской студии покрыты различными интерпретациями «Х-диаграммы» в нашем стиле.

Стив Маттин, как он сам сказал, любит фотографировать. Недавно в  фейсбуке я видел его прыгающим высоко вверх, конечно, вся фигура его изображала восторг и … бросала тень на асфальт ну точно в виде икса. Теперь понятно чья ДНК течет в жилах Lada.

В интервью на видео внизу принимал участие и мой коллега по Европейскому Конкурсу Autobest Илья Селиктар (на фото слева).

От автора блога automps.ru Петра Меньших: Благодарю Оксану Вершинину за помощь в организации интервью, Илью Селиктара за интересные вопросы, Евгения Михалкевича за фото и видео материал. Повторно даю ссылку на видео интервью, что дал нам Стив Маттин.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о