3.1.2. Понятия и определения ремонтопригодности автомобилей

Стандартами установлены основные термины в области надежности изделий для всех отраслей промышленности. Под изделием следует понимать системы и их элементы, машины, агрегаты, узлы и детали. Под ремонтопригодностью понимается свойство конструкции машины, которое заключается в ее приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Из этого следует, что ремонтопригодной является такая конструкция автомобиля, которая при оптимальных затратах на проектирование, изготовление и эксплуатацию и при надлежащем уровне технической эксплуатации будет наименьшее время находиться в неработоспособном состоянии за установленный цикл его работы. В этом случае показателем ремонтопригодности является время нахождения автомобиля в неработоспособном состоянии, а также могут быть обеспечены минимальные затраты труда и средств на осуществление технического обслуживания и ремонтов, рациональные затраты на производство автомобилей и наименьший ущерб, наносимый простоями автомобилей в период восстановления их работоспособности. Следовательно, ремонтопригодность является таким свойством, которое характеризует приспособленность автомобиля, его агре­гатов и узлов к работам, осуществляемым при выполнении различных видов технического обслуживания и ремонтов. Но характер выполнения, объемы и содержание работ, осуществляемые при выполнении, в одном случае, технического обслуживания, в другом, ремонта автомобилей, при которых привлекаются совершенно отличные технические средства, состав и квалификация рабочих и специалистов обусловили необходимость введения таких понятий, как

эксплуатационная технологичность и ремонтная технологичность [2,5].

Эксплуатационная технологичность является свойством конструкции автомобиля, которое характеризует его приспособленность к поддержанию работоспособности всех его компонентов, проведению регулировочных и заправочных работ, всех видов технического обслуживания и эксплуатационных ремонтов; устранению отказов и неисправностей, выполняемых как в условиях эксплуатации, так и при подготовке автомобиля к работе и после окончания работы при оптимальной затрате труда, материалов, времени и средств.

Ремонтная технологичность является свойством конструкции автомобиля и ее составных частей: деталей и сборочных единиц, которое характеризует приспособленность к ремонтным работам, осуществляемым с целью восстановления утраченной работоспособности при обеспечении заданного ресурса, оптимальных затратах труда, материалов, времени и средств.

Более частными показателями ремонтопригодности автомобилей являются: контролепригодность, доступность, легкосъемность, взаимозаменяемость, преемственность оборудования.

Контролепригодность есть свойство узлов и агрегатов автомобиля, заключающееся в их приспособленности к контролю технического состояния методами безразборной оценки, т.е. методами технической диагностики. Это свойство характеризуется удобством применения технических средств для диагностирования параметров различных технических систем с наименьшей затратой труда.

Доступность конструкции узлов и агрегатов автомобиля является свойством, которое характеризует их приспособленность к удобному и быстрому осуществлению технологических операций при устранении отказов, проведении технического обслуживания и ремонта.

Легкосъемность есть свойство конструкции автомобиля, харак­теризующее приспособленность к выполнению операций разборки и сборки, вызванных необходимостью замены отказавших деталей, при проведении контроля технического состояния отдельных узлов и агрегатов автомобиля.

Взаимозаменяемость является свойством конструкции автомобиля, позволяющим из произвольного множества однородных деталей, узлов и агрегатов производить замену без дополнительной подгонки при сохранении нормального выполнения рабочих функций. Допускается регулировка узла, предусмотренная его конструкцией.

Преемственность оборудования относится к сфере автотранспортных и авторемонтных предприятий, станций обслуживания и означает возможность использования уже имеющегося оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта.

Автомобили создаются для длительного применения. Их рабо­тоспособность поддерживается системой технического обслуживания и ремонта. В нашей стране создана и успешно развивается система планово-предупредительного обслуживания и ремонта. Данная система является значительным вкладом в науку и практику по обеспечению работоспособности автомобилей на длительном периоде их использования [3,4].

Надежность автомобиля и ее основные характеристики


Для того чтобы дать оценку надежности автомобиля, необходимо правильно классифицировать термины надежности.

Исправность — это состояние автомобиля, при котором он соответствует всем тех­ническим требованиям, установленным нормативно-технической до­кументацией как в отношении основных параметров, характери­зующих нормальное выполнение заданных функций, так ив отношении второстепенных параметров, характеризующих внешний вид, удобство эксплуатации и т. д.

Неисправность — это состояние автомобиля, при котором он в данный момент времени не удовлетворяет хотя бы одному из тре­бований, установленных нормативно-технической документацией.

Работоспособность — это состояние автомобиля, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.

Значит, между работоспособностью и исправностью существует очень важное различие: исправность предполагает, что выполняются все требования, относящиеся как к основным, так и к второстепенным параметрам, установленным нормативно-технической документацией. Работоспособность характеризует только требования, относящиеся к основным параметрам. Требования, относящиеся к второстепенным параметрам, могут не выполняться. Так, например, автомобиль остается работоспособным, когда у него повреждены лакокрасочные или антикоррозионные покрытия, сгорела лампочка освещения щитка приборов и т.д.


Остановка автомобиля из-за возникших технических неисправ­ностей или работа с недопустимыми отклонениями от заданных рабочих характеристик называется отказом.

Отказ автомобиля можно также определить как полную или частичную утрату им работоспособности.

Полный отказ — это отказ, лишающий автомобиль подвижности.

Частичный отказ — это снижение эксплуатационных качества автомобиля.

Неисправности, устраняемые водителем в пути с помощью ин­дивидуального комплекта ЗИП и за время проведения ежедневного технического обслуживания, и неисправности, не влияющие на ра­ботоспособность автомобиля, в отказы не включаются.

В зависимости от причины появления отказы подразделяются на заводские и эксплуатационные.

Заводские отказы — это отказы, появившиеся по вине завода — изготовителя автомобиля. Они подразделяются на конструктивные и производственные.

Эксплуатационные отказы

— это отказы, обусловленные нарушением правил эксплуатации и внешними воздействиями, не свойст­венными нормальной эксплуатации. Эксплуатационные отказы и неисправности при оценке надежности автомобиля не учитываются.

Отказы и неисправности, учитываемые при оценке надежности автомобиля, могут значительно отличаться по степени влияния на его работоспособность и сложности их устранения. Поэтому необходимо их классифицировать и по этим признакам.

По признаку «степень влияния на работоспособность» отказы и неисправности распределяются на три группы:

  • лишающие автомобиль подвижности
  • снижающие эксплуатационные качества
  • не влияющие на работоспособность автомобиля

К группе лишающих автомобиль подвижности относятся отказы, без устранения которых дальнейшее его использование невозможно (отсутствие подачи топлива, поломка буксирного крюка тягача и др.) или недопустимо (отсутствие давления в системе смазки двигателя, отказ тормозов и т. п.).

Неисправности этой группы являются полными отказами автомобиля. Их появление вызывает необходимость восстанавливать автомобиль на месте выхода из строя или буксировать в автотранс­портное предприятие.

К группе отказов, снижающих эксплуатационные качества, относятся отказы и неисправности, ухудшающие такие показатели, как время подготовки к движению, средняя скорость движения, грузоподъемность, проходимость, расход ГСМ и т. д., но допускающие использование автомобиля по назначению в течение некоторого времени.

К группе неисправностей, не влияющих на работоспособность, относятся неисправности, не ухудшающие основные характеристики автомобиля, не создающие неудобства при его эксплуатации и ус­транение которых может быть отложено до очередного номерного технического обслуживания (незначительные подтекания смазочного материала через уплотнения, трещины элементов облицовки, от­слоение лакокрасочных покрытий и т. п.).

Отказы как случайные события могут быть независимыми и зависимыми. Независимый отказ — это отказ, который не приводит к отказу других элементов автомобиля. Отказ, проявившийся в результате отказа других элементов, называется зависимым. Отказ может быть внезапным, если повреждения агрегатов автомобиля наступают мгновенно, и постепенным, в результате длительного, постепенного изменения параметров элементов (усталость металла, изнашивание поверхности и пр.).


Чтобы оценить качество продукции, выпускаемой автомобильной промышленностью, применительно к конкретным условиям эксплу­атации, необходимо изучать надежность автомобилей после их обкатки.

Сравнение надежности новых и капитально отремонтированных автомобилей, работающих в одинаковых условиях, может дать объективную оценку качества ремонта.

Количественные характеристики надежности одномарочных ав­томобилей, полученные различными автотранспортными предприя­тиями, но работающих в одинаковых условиях, являются достаточно точными характеристиками уровня технической эксплуатации автомобилей в конкретном автотранспортном предприятии.

Анализ характеристик надежности автомобилей позволяет выя­вить узкие места в организации и технологии технического обслу­живания и ремонта. Эти данные могут быть использованы для обоснованных заявок на запасные части и материалы.

Для характеристики надежности автомобиля в зависимости от конструктивно-технологических и эксплуатационных факторов принимают систему критериев, позволяющих оценивать надежность всего автомобиля или отдельных его элементов в числовых пока­зателях. Только в этом случае можно сравнивать надежность различных марок и моделей автомобилей и вести работу по повышению их надежности.

Для обеспечения надежности автомобилей необходимо, чтобы показатели надежности задавались в техническом задании на про­ектирование и контролировались при разработке конструкции, из­готовлении и эксплуатации. Следовательно, для каждого типа автомобилей в зависимости от условий их эксплуатации должны уста­навливаться некоторая совокупность показателей надежности, значения и методы их количественной оценки.

Надежность автомобиля характеризуется четырьмя свойствами:

  • безотказностью
  • ремонтопригодностью
  • долговечностью
  • сохраняемостью

Безотказность — свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Количественно оно оценивается вероятностью безотказной работы, средней наработкой до отказа, интенсивностью отказов, средней наработкой на отказ и параметром потока отказов.

Ремонтопригодность — свойство автомобиля, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстанов­лению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Количественно оно оценивается средним временем восстановле­ния, средней удельной трудоемкостью технического обслуживания и текущего ремонта, вероятностью восстановления работоспособности в заданное коэффициентом готовности, коэффициентом технического использования время и коэффициентом сложности отказов.

При сравнительной оценке различных типов автомобилей необходимо иметь в виду, что время их простоя в связи с проведением технического обслуживания или ремонта зависит от уровня орга­низации этих работ, их технического оснащения, квалификации персонала и ряда других факторов эксплуатационного характера.

Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособ­ное состояние до наступления предельного состояния при установ­ленной системе технического обслуживания и ремонта.

Безотказность и долговечность — свойства автомобиля сохранять работоспособное состояние. Но безотказность — свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособное состояние, а долговеч­ность — свойство автомобиля длительно сохранять работоспособное состояние с необходимыми перерывами для технического обслужи­вания и ремонта.

Определение долговечности автомобилей, агрегатов, деталей должно осуществляться на стадии проектирования одновременно с оп­ределением эксплуатационных затрат на их техническое содержание.

Количественно долговечность оценивается средним ресурсом автомобиля до капитального ремонта, средней наработкой на отказ автомобиля за пробег до капитального ремонта, средней наработкой до капитального ремонта основного агрегата, гамма-процентным ресурсом.

Каждая новая модель автомобиля должна быть более совершенной по сравнению с предыдущей и соответствовать лучшим мировым образцам. Совершенство в данном случае определяется снижением суммарных удельных затрат на изготовление и техническое содер­жание, а также структурой этих затрат, т. е. возможным снижением доли затрат в эксплуатации. Одновременно определяются показатели долговечности, которые имеют, как правило, тенденцию к увеличению.

Долговечность автомобилей повышается в результате совершен­ствования их конструкции, технологии изготовления и улучшения организации технической эксплуатации.

Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования.

Основным показателем сохраняемости автомобилей должна быть вероятность сохранения безотказности. Этот показатель характеризует готовность автомобилей к немедленному выполнению транс­портной работы после определенного срока хранения.

Показателем сохраняемости является также средний срок сохра­няемости автомобилей при длительном хранении.

Перечисленные свойства отражают потенциальные возможности конструкции автомобиля. Они формируются при проектировании и производстве, являются внутренними причинами, от которых зависит степень надежности автомобиля.

Определены самые надежные и ремонтопригодные автомобили :: Автопортал Третий Рим

Определены самые надежные и ремонтопригодные автомобили

13 Декабря 2018

Не обошлось без пары сюрпризов


Определены самые надежные и ремонтопригодные автомобили автор

Александр Шаронов, фото motortrend.com

Всех волнует проблема надежности автомобилей. Даже то, кто продает автомобиль до окончания срока официальной гарантии, заинтересован в том, чтобы автомобиль как можно реже ломался. Во-первых, любая поломка требует время на исправления, да и застать она может в самое неподходящее время. Во-вторых, сложившееся среди автомобилистов представление о надежности или ненадежности того или иного бренда или конкретном модели существенно влияет на стоимость автомобиля на вторичном рынке.

Проблема в том, что в отличие мощности, скорости, размера и прочих параметров надежность фактически невозможно измерить. Но американская компания CarMD, занимающаяся обслуживанием автомобилей и телематическими системами, все же решила выявить самые надежные машины. А заодно определила и самые ремонтопригодные. Для этого она изучила статистику по 5,6 миллиона автомобилей, выпущенных с 1996 по 2018 годы. Все их объединяло одно: однажды на их приборной панели загорелась ошибка Check Engine.

В чем-то выводы CarMD кажутся ожидаемыми и банальными. Но где-то эксперты сумели и удивить.

Десять самых надежных брендов

Список наиболее надежных брендов оказался предсказуемым. Почти весь пьедестал заняли японские марки. В десятку лидеров вошли лишь три представителя других стран: Hyundai, Buick и Mercedes-Benz.

1. Toyota
2. Acura
3. Hyundai
4. Honda
5. Mitsubishi
6. Subaru
7. Buick
8. Mercedes-Benz
9. Lexus
10. Nissan

Десять брендов с самым дешевым ремонтом

Также CarMD определило бренды с самым дешевым ремонтом. В данном случае учитываются затраты на исправление ситуации после того, как на приборной панели появился Check Engine.

1. Mazda ($286)
2. Kia ($320)
3. Dodge ($326)
4. Hyundai ($328)
5. Chrysler ($329)
6. Jeep ($339)
7. Chevrolet ($341)
8. Volkswagen ($358)
9. Honda ($427)
10. Toyota ($462)

Десять самых надежных моделей

А вот и главных сюрприз: лидером рейтинга самых надежных машин оказалась Audi Q5. За немецким кроссовером закрепилась слава не самой живучей машины, так увидеть ее на первом месте было несколько удивительно. Зато остальные места заняли «Хонды» и «Субару», разбавленные паркетниками GMC Acadia и Volvo XC90.

1. 2016 Audi Q5
2. 2017 Honda Civic
3. 2017 Subaru Crosstrek
4. 2017 Honda CR-V
5. 2017 Honda HR-V
6. 2017 GMC Acadia
7. 2015 Subaru Forester
8. 2016 Honda CR-V
9. 2016 Honda Civic
10. 2016 Volvo XC90

Десять моделей с самым дешевым ремонтом

В дополнение к этому аналитики вычислили и десять моделей с самым доступным ремонтом. Вновь лидирует Азия: всю десятку оккупировали представители Японии и Южной Кореи.

1. 2017 Hyundai Tucson ($67)
2. 2017 Hyundai Accent ($69)
3. 2016 Kia Rio ($70)
4. 2014 Toyota Prius C ($83)
5. 2017 Mitsubishi Mirage ($84)
6. 2017 Kia Soul ($88)
7. 2016 Kia Forte ($90)
8. 2016 Hyundai Tucson ($91)
9. 2017 Hyundai Santa Fe Sport ($92)
10. 2017 Toyota 4Runner ($107)



Новости: Выбираем безопасное авто: ремонтопригодность — Эксперт

И машины нынче выбирают совсем по другим параметрам, нежели чем раньше. Теперь на выбор будущего автовладельца, кроме дизайна, мощности двигателя и комплектации машины, влияют факторы её безопасности и ремонтопригодности. Что это значит? Говоря доступным языком, ремонтопригодность – это возможность осуществлять ремонт автомобиля с минимумом расходов.

Конечно, возникает вопрос: если покупать новый автомобиль, зачем сразу же думать о том, что его придётся ремонтировать? В конце концов, мысли имеют свойство материализоваться! Но, с другой стороны, от аварий никто не застрахован – ни новичок, ни опытный водитель. И, как говорят в народе: «не ты, так тебя кто-нибудь ударить может», и к этому нужно быть готовым как раз в плане ремонтопригодности, т.е. заблаговременно задуматься о прочности и стоимости деталей кузова и световых приборов, а также их «комплектности». Например, разбитую в ДТП фару иногда бывает не просто заменить, поскольку приходится покупать и указатели поворота, и противотуманные фары, а это выливается в совсем другие суммы. Конечно всегда можно поискать б\у запчасти, что позволит значительно сэкономить. В интернете можно найти множество сайтов и компаний (например daavto.ru), которые реализуют бывшие в употреблении двигатели, оптику и т.д. Но для некоторых марок найти определенную б/у запчасть бывает проблематично, а цены на новые кусаются. Поэтому и надо выяснять, сравнивать, сопоставлять один автомобиль с другим.

Существуют понятия активной и пассивной безопасности автомобиля. Это и факторы, влияющие на вероятность возникновения и снижение тяжести последствий аварий. К ним относятся: хороший обзор с водительского места и возможность контроля габаритов автомобиля при парковке, наличие высокопрофильных шин, которые при попадании в яму не спровоцируют потерю управляемости.

Если брать в расчёт кузов автомобиля, то по соображениям безопасности большой автомобиль предпочтительнее маленького: во время столкновения у водителя и пассажиров есть шансы не удариться головой о лобовое стекло. Но для езды по городским дорогам гораздо удобнее использовать авто небольшого размера: они хорошо разъезжаются в узких проездах, у них меньше вероятность «зацепить» рядом идущий автомобиль. Для езды в крупном городе рекомендуются машины с кузовом хэтчбэк и высокой водительской посадкой, при которой удобнее контролировать габариты авто. 

При рассмотрении ходовой выбираемого автомобиля для городских дорог значение может иметь клиренс. Чем больше дорожный просвет, тем удобнее и безопаснее парковаться с учётом бордюра, а дворы сегодня, как известно, не предназначены для столь огромного количества автомобилей. Для загородных поездок по дорогам регионального значения выбирают небольшой кроссовер, с шинами небольшого диаметра и энергоёмкой ходовой. 

Разумеется, антиблокировочная система, система стабилизации курсовой устойчивости важны и рекомендуемы, но кроме них современные автомобили оснащаются и другими электронными системами, востребованными во время езды в спортивном стиле. И если водитель не собирается двигаться на огромных скоростях, «кружить» по горным дорогам, то за эти электронные удовольствия переплачивать не стоит. 

Многие большие автомобили, имеющие большие двери создают неудобства для использования ремней безопасности, что может влиять на решение совсем не пристёгиваться. Значение имеют сетки или скобы для пристёгивания груза в багажнике, так как поклажа во время аварии может пролететь в салон, повреждая всё на своём пути. 

Выбирая автомобиль, не лишним будет поинтересоваться ремонтопригодностью его отдельных деталей в разных дорожных ситуациях. К примеру, бамперы некоторых не очень дорогих машин от удара рассыпаются, а у дорогих – сминаются, и самостоятельно принимают прежнюю форму. Для езды по плохим дорогам следует подбирать модели машин, имеющих защиту неокрашенным пластиком периметра и нижней части кузова

Наверное, уже стало очевидным, что от качества и своевременности производимого ремонта зависит долговечность, надёжность и безопасность автомобиля. Конечно, в каждом случае важно соблюдение графика проведения технического обслуживания. Тогда машина будет на ходу максимальное время и избежит дорогостоящих и долговременных ремонтов, а главное, проблем на дороге. Ремонтируются почти все составляющие машин. Оценить ремонтопригодность можно, подсчитав стоимость работ по разборке и сборке, мойки, техобслуживания или замены элементов автомобиля. Ремонтопригодность машины характеризуется возможностью доступа и легкосъёмностью объектов, подлежащих ремонту. Этот показатель у машин отечественного производства будет отличаться от показателя ремонтопригодности автомобилей зарубежных производителей, поскольку российские детали и запчасти стоят намного дешевле. Поэтому при выборе автомобиля нужно изучить его устройство и проверить по каталогу наличие и стоимость агрегатов-аналогов. Это поможет экономить средства и своевременно устранять возможные поломки.

1. Надежность машин, основные понятия надежности

Надежность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств.

Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки

Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта

Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта

Сохраняемость — свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способности объекта выполнять требуемые функции, в течение и после хранения и (или) транспортирования.

Надежность подразделяется на:

Единичные — характеризуют одно из свойств надежности (безотказность, долговечность и тд.).

Комплексные — характеризуют одновременно несколько свойств, т.е. 2 и более составляющих надежности изделия.

Расчетные — те которые определяются расчетным путем.

Экспериментальные — те которые определяются в процессе исследований (экспериментально).

Групповые — те которые служат для оценки надежности совокупности изделия данного типа.

Индивидуальные — предназначены для оценки надежности изделий данного типа.

2. Сущность и область применения существующих методов обнаружения скрытых дефектов.

Большую сложность при дефектации деталей имеет определение скрытых дефектов. Существуют следующие методы обнаружения дефектов:

Пневматический — в контролируемое изделие подается воздух под давлением 0,1-0,2 МПа, и погружают его в воду, или смазывают мыльным раствором. Наличие пузырьков свидетельствует о наличии трещин (трубопроводы, баки, радиаторы, шины, емкости).

Гидравлический — в полости подается вода под давлением 0,5-0,6 МПа и выдерживают до 10 мин. Снижение давления свидетельствует о трещинах. А если добавить 10 г. поваренной соли, то через 30-60 мин. при наличии зарождающихся трещин на их месте появятся следы ржавчины (блоки, головки блоков, трубопроводы и т.д.).

Магнитный — основывается на образовании магнитного поля рассеивания при наличии дефектов на поверхности и под поверхностью детали. Для обнаружения дефектов пром. выпускаются дефектоскопы МД-70, УМД-900. Намагничивание может осуществляться в приложенном и остаточном поле. Величина тока намагничивания в приложенном поле. Величина тока

мм — приложенное поле.

мм — остаточное поле.

D — линейный размер контролируемого сечения детали.

Для выявления магнитного поля используют феромагнитный парашок. Более эффективной является дефектация в приложенном поле. После контроля детали размагничивают, помещая их в соленоид.

Ультразвуковой — он основан на способности материалов, передавать с высокой скоростью ультразвуковые колебания на большие расстояния в виде направленных пучков. Для реализации такого контроля промышленностью выпускается УЗ дефектоскопы ДУК-6, ДУК-5М, УЗД-10М и д.р.

Капиллярный — он подразделяется на 2 метода: люминесцентный и цветовой.

Люминесцентный — основан на способности в-в поглощать лучистую энергию. Наиболее распространен: трансформаторное масло (1), керосин (2), бензин Б-66 (1) + 2 грамма на литр золотистого деффектоля. При воздействии УФ лучей на эту смесь места трещин светятся наиболее интенсивно т.к больше раствора.

Цветовой — на обезжиренную поверхность наносят раствор состоящий из 65% керосина, 30% трансформаторного масла, 5% скипидара + 5гр/литр красителя (судан). Раствор обладает хорошей смачивающей способностью и попадает во все трещины, через 10 мин его смывают и наносят слой белой глины или мела после высыхания краски на поверхности дают очертания трещин.

Рентгенографический — он используется для выявления дефектов в ответственных деталях при их изготовлении и эксплуатации.

1. Надежность автомобиля

Цель работы: освоить методы статистической обработки информации об отказах и определить основные характеристики надежности.

Автомобиль представляет собой сложную систему, состоящую из множества совместно действующих элементов (агрегатов узлов, деталей, механизмов), обеспечивающих выполнение заданных функций.

В процессе эксплуатации автомобиль взаимодействует с окружающей средой, а его элементы взаимодействуют между собой. Это взаимодействие вызывает трение, нагрев, нагружение деталей и т.д. В результате этого элементы автомобиля изменяют свое первоначальное состояние. Это состояние элементов может измениться настолько, что элемент не будет способен выполнять заданные функции.

В соответствии с этим различают 3 состояния автомобиля или его элемента:

  1. Работоспособное — это состояние автомобиля, при котором он способен выполнять заданные функции с параметрами, значения которых установлены технической документацией.

  2. Работоспособное, но неисправное — это состояние автомобиля, когда он хотя и может выполнять свои основные функции, но не отвечает всем требованиям технической документации. Исправность — состояние изделия, при котором оно соответствует всем требованиям, установленным нормативно- технической документацией.

  3. Отказ — это нарушение работоспособности автомобиля, т.е. состояние, когда он не может выполнять заданные функции, (состояние приподхщсс к прекращению транспортного процесса).

Понятие отказа — это основное понятие при определении надежности автомобили.

Время появления отказов следует рассматривать, как случайную величину, которая в зависимости от условий эксплуатации может принимать различные значения. Поэтому при обработке материалов об отказах, можно использовать теорию вероятностей и математической статистики. С помощью этих теорий можно определить некоторые обобщающие статические характеристики, такие, как: закон распределения случайной величины, вероятность возникновения события, плотность распределения и др.

Необходимость заниматься вопросами получения и обработки информации об отказах, анализом этой информации, разработкой рекомендаций по снижению отказов вызвала появление в начале 20 века новой теории, теории надежности.

Надежность — способность изделия выполнять требуемые функции в заданных условиях в течение заданного периода времени (СТ ИСО 8402-86).

Примечание: Термин «надежность» также используется в качестве показателя надежности, обозначая вероятность безотказной работы или долю не отказавших изделий. В общем виде, термин «надежность» также используется как характеристика надежности, обозначающая вероятность успеха или его степень.

Применительно к автомобильному транспорту, надежность — это способность автомобиля выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его эксплуатации может включать:

1) Безотказность, 2) долговечность, 3) ремонтопригодность, 4) сохраняемость, как для объекта, так и для его частей.

Спецификой надежности является то, что она характеризует и позволяет оценить, насколько быстро происходит изменение качества изделия при эксплуатации. По словам Б.В. Гнеденко, надежность — это качество изделия развернутое во времени.

Безотказность- свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторой наработки

Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе,ТО и ремонта. Признаки предельного состояния устанавливаются нормативно-технической документацией на данный автомобиль.

Ремонтопригодность — свойство автомобиля, заключающееся вприспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения его отказов, повреждений и устранение их последствий путем проведения ремонта и ТО.

Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять исправное и работоспособное состояние в течение срока хранения и после, а также при транспортировании.

На надежность автомобиля оказывает влияние большое число различных факторов, определяемых условиями проектирования, производства и эксплуатации. Надежность закладывается при проектировании, реализуется при производстве и поддерживается при эксплуатации.

Качество и надежность машин | Теория

Качество выпускаемой продукции является одним из важнейших показателей деятельности предприятия.

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением; свойство продукции — объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании и использовании. Из этой формулировки следует, что не все свойства изделия имеют одинаковую значимость и входят в понятие «качество». Например, качество трактора будет определяться тяговым усилием, удельным расходом топлива, наработкой до капитального ремонта и др.

Показатели качества продукции — количественная характеристика свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания или эксплуатации. Другими словами, показателями качества продукции являются параметры, которые характеризуют качество.

Качество автомобиля — это совокупность свойств, определяющих его способность выполнять свои функции в соответствии с требованиями. Все показатели качества автомобиля делятся на несколько групп:

  • Показатели назначения характеризуют приспособленность автомобиля к использованию по назначению, его технические и эксплуатационные возможности (мощность, производительность, скорость и др.).
  • Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкции и технологию ее производства.
  • Эргономические показатели учитывают его приспособленность к антропометрическим, физиологическим, психологическим, биомеханическим и другим свойствам человека, проявляющимся в производственных процессах (шум, вибрация, усилив на рычагах и др.).
  • Показатели унификации и стандартизации характеризуют степень использования одинаковых по своему функциональному назначению деталей сборочных единиц, применяемых на различных автомобилях, и стандартных деталей и узлов.
  • Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и использование автомобиля, трудоемкость и стоимость технического обслуживания и ремонта.
  • Экологические показатели характеризуют систему человек—машина—среда с точки зрения уровня вредных воздействий на природу, возникающих в процессе эксплуатации машины.
  • Эстетические показатели отражают такие свойства автомобиля, как форма, внешний вид. Они определяются уровнем художественного конструирования.
  • Патентно-правовые показатели характеризуют весомость новых изобретений, реализованных в автомобиле.

Надежность автомобиля — один из важнейших показателей качества. Надежность — это свойство изделия, обеспечивающее выполнение заданных функций при сохранении эксплуатационных показателей в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.

Наработка — продолжительность функционирования или объем работы, выполненный автомобилем, которые измеряют в часах, моточасах, гектарах, условных эталонных гектарах. При эксплуатации автомобилей различают наработку: сменную, суточную, месячную или годовую, до первого отказа, между отказами и т. п.

Отказ — нарушение работоспособности автомобиля (детали, узла и т. п.). Повреждение заключается в нарушении исправности. В соответствии с теорией надежности автомобиль может находиться в состоянии работоспособности или неработоспособности, исправности или неисправности.

Работоспособность — состояние автомобиля или сборочных единиц, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют нормативно-технической (стандарты, технические условия и т. д.) и (или) конструкторской документации (мощность двигателя, сила тяги на крюке, расход топлива и т. д.).

Неработоспособность — состояние автомобиля, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.

Исправность — состояние автомобиля, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.

Неисправность — состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из этих требований.

Понятие «исправность» шире, чем «работоспособность». Работоспособный автомобиль в отличие от исправного удовлетворяет лишь тем требованиям нормативно-технической документации, которые обеспечивают его нормальное функционирование при выполнении заданных функций. Однако автомобиль может не удовлетворять, например, требованиям, относящимся к внешнему виду (дефекты кабины, облицовки и др.). Следовательно, работоспособный автомобиль может быть неисправным, однако его повреждения не препятствуют нормальному функционированию.

Надежность автомобиля — комплексное свойство, которое характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, долговечностью и сохраняемостью. Каждое из указанных свойств надежности оценивается рядом технических и экономических показателей, физическая сущность и количество которых зависит от конструкции автомобиля, технологии изготовления и условий эксплуатации, качества технического обслуживания и ремонта.

Безотказность — свойство автомобиля сохранять работоспособность при эксплуатации в течение определенного времени или наработки без вынужденных перерывов. Показатели безотказности определяются опытным путем.

Ремонтопригодность — свойство автомобиля, заключающееся в приспособленности его конструкции к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов для поддержания и восстановления работоспособности. Другими словами, ремонтопригодность — эксплуатационно-техническое свойство автомобиля, характеризующее приспособленность его конструкции к ремонтно-обслуживающим работам (проверка технического состояния, регулировка сопряжений, устранение отказов, замена деталей и т. д.).

Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта до предельного состояния, указанного в нормативно-технической документации.

Предельное состояние — состояние автомобиля, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его работоспособного или исправного состояния невозможно или нецелесообразно.

Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, ремонтопригодности и долговечности в течение и после хранения и (или) транспортирования.

Для оценки надежности автомобиля или сборочной единицы используются единичные и комплексные показатели надежности.




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о