Содержание

Парк транспортных средств в России: что изменилось за 10 лет?

Эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» подсчитали, что за последние 10 лет парк транспортных средств в нашей стране вырос на 33%. Если на начало 2009 года его объем составлял 43,2 млн единиц, то на 1 января 2019 года достиг 57,5 млн штук. Отметим, что здесь, помимо легковых и грузовых автомобилей, LCV и автобусов, учитываются еще мотоциклы и прицепы (вместе с полуприцепами).

За прошедшие 10 лет увеличение парка произошло в большинстве сегментов, кроме автобусов и мотоциклов. При этом автобусы остаются наименьшим сегментом автопарка: если прежде их насчитывалось 407 тыс. экземпляров, то теперь — 405,7 тыс. штук. Отсюда и снижение доли данного сегмента: с 0,9% до 0,7%. Мототехники теперь числится в объеме около 2,4 млн единиц, что соответствует 4,2% всего парка. А вот 10 лет назад ее доля составляла 7,1%, что количественно превышало 3 млн штук.

Значительную долю в российском парке ТС по-прежнему занимают легковые автомобили, на долю которых теперь приходится более 75%, в то время как в начале 2009-го этот показатель составлял 71,3%. В абсолютном выражении парк легковых машин увеличился с 30,8 до 43,5 млн экземпляров.

Грузовых автомобилей и LCV, хотя и стало больше, но их доля в парке уменьшилась, причем у первых более заметно (с 8,7% до 6,5%). Так, раньше грузовиков в нашей стране было 3,75 млн, теперь же 3,76 млн. Парк легких коммерческих машин вырос примерно на миллион (с 3,16 до 4,11 млн шт.), но его доля незначительно снизилась (с 7,3% до 7,2%).

Парк прицепов за прошедшие 10 лет увеличился, как в абсолютном, так и в долевом выражении. Если раньше он насчитывал 2 млн единиц, то теперь около 3,3 млн. Отсюда и увеличение доли на один процентный пункт (с 4,7% до 5,7%).

Как отмечают эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ», изменение структуры российского парка транспортных средств позволяет судить о степени развития автомобилизации населения страны. Так, за это время заметно вырос парк личных машин, что в первую очередь привело к сокращению количества автобусов и мотоциклов. В то же время развитие бизнеса на определенном этапе способствовало увеличению парка LCV и прицепов.

Российский автопарк превращается в автохлам — журнал За рулем

Средний возраст автомобилей в России превысил 13 лет. Самые старые автомобили зарегистрированы на Камчатке, а самые свежие — в Татарстане.

Материалы по теме

Автопарк России стареет. Ежегодно в стране продается лишь 1,8 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей (данные АЕБ за 2018 год), чего недостаточно не только для обновления автопарка, но и для поддержания его среднего возраста на одном уровне.

В 2019 году средний возраст легковых автомобилей в России достиг 13,4 года, подсчитали эксперты аналитического агентства «Автостат». Таковы данные по состоянию на 1 июля 2019 года. При оценке среднего возраста машин по регионам наблюдается большой разброс, который составляет почти 13 лет.

Например, самые свежие автомобили зарегистрированы в Татарстане, где благодаря этому средний возраст автопарка составил 10 лет, а самые ветхие машины, средний возраст которых достиг показателя 22,8 года, ездят по дорогам Камчатки.

Аналитики отмечают, что в большинстве регионов средний возраст автопарка выше, чем в среднем по стране. Причем чем восточнее расположение региона, тем более старые машины составляют его автопарк.

Топ-10 регионов с наименьшим средним возрастом парка легковых автомобилей

Место

Регион РФ

Средний возраст парка на 01.07.2019, лет

1

Республика Татарстан

10,0

2

Москва

10,4

3

Ханты-Мансийский АО — Югра

10,9

4

Санкт-Петербург

10,9

5

Пермский край

11,0

6

Самарская область

11,3

7

Московская область

11,3

8

Нижегородская область

11,5

9

Республика Башкортостан

11,6

10

Удмуртская Республика

11,7

Топ-10 регионов с наибольшим средним возрастом парка легковых автомобилей

Регион РФ

Средний возраст парка на 01.07.2019, лет

1

Камчатский край

22,8

2

Еврейская автономная область

21,4

3

Приморский край

21,1

4

Магаданская область

20,3

5

Сахалинская область

20,2

6

Забайкальский край

19,5

7

Амурская область

19,4

8

Калининградская область

19,3

9

Республика Бурятия

18,7

10

Республика Саха (Якутия)

18,4

Фото: Greg Raines / Unsplash

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Как изменится авторынок в России через семь лет — Экономика и бизнес

Правительство РФ утвердило Стратегию развития автомобильной промышленности до 2025 года. Представляем основные прогнозы о том, какие машины будут покупать чаще, как рынок изменит уберизация и когда на дорогах появятся автомобили-беспилотники.

Больше российской сборки

На рынке легковых автомобилей ожидаются два основных тренда.

Спрос, падавший в прошлые годы, вырастет в ближайшие семь лет. Рост обеспечат два фактора: восстановление покупательной способности и разные меры стимулирования, такие как трейд-ин и маркетинговые ходы. Впрочем, продажи не достигнут уровня 2012 года, когда был потребительский бум и россияне купили 2,8 млн автомобилей.

К 2025 году, по мнению составителей стратегии, в стране продадут 2,21 млн легковушек.

Через семь лет россияне будут покупать меньше импортных автомобилей. В 2025 году их доля от общего объема продаж снизится до 13–14%. Для сравнения: в 2016 году 20,2% покупаемых автомобилей были ввезены из-за границы.

Это не означает, что на дорогах будет появляться больше «Приор». Сегодня многие иностранные марки имеют российскую сборку. Все иностранцы — лидеры продаж прошлого года — Kia Rio, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris — собраны в России.

Эти два тренда провоцируют следующий: производство легковых автомобилей в России вырастет на 35–45% к 2025 году. Заводы будут выпускать больше, чем планируют продавать на внутреннем рынке. Производители рассчитывают на экспорт автомобилей.

Экспорт в Азию и на Ближний Восток

Автозаводы увеличивают экспорт автомобилей. Рост в 2017 году составил 47% за три квартала, по данным Российского экспортного центра. Самые популярные экспортируемые модели — это автомобили Skoda, которые собирают в Нижнем Новгороде, машины Lada, а именно Vesta и внедорожнки, и автомобили Hyundai, Renault, Volkswagen.

Экспорт автомобилей серьезно вырастет в ближайшие семь лет, считают составители стратегии. Если в 2016 году российские производители продали в другие страны 67 тыс. легковушек, то в 2025 году они будут экспортировать 270 тыс. машин. Такой рост обеспечит заключение соглашений о свободной торговле с целевыми рынками для локальных и локализованных производителей. Целевые рынки, по данным документа, — это многие государства СНГ, Восточной Европы, Азии и Ближнего Востока.

Электромобили: сначала в люксе

Электромобили займут долю в 17% от всего объема выпуска автомобилей в мире к 2020 году. Большинство из них — примерно 75% — будут не «чистыми» электромобилями, а гибридами.

Через два года использоваться будут 20 млн экологичных машин, что составит 1,7% от глобального автопарка. В Европе доля электромобилей может составить в среднем около 5%. 

Инновации в автопроме будут приходить неравномерно. Россия, по оптимистичному сценарию, отстанет от глобального рынка на четыре-пять лет. В 2020 году доля продаж таких авто на российском рынке составит 1–1,5% (15–25 тыс. штук). Причина в том, что век электромобилей начнется с дорогих моделей. Через два года на рынке еще не появится бюджетных моделей из-за отсутствия недорогих аккумуляторов.

Развитие батарейных блоков и снижение цен на них до $150 за штуку ожидается в период 2020–2025 годов. Тогда появятся электромобили в среднеценовом сегменте, что позволит увеличить их продажи в России до 4–5% от общего объема.

Газ вместо бензина

В России есть локальный тренд – автомобили на газомоторном топливе.

Сейчас во многих странах возросли требования к качеству топлива с точки зрения его экологической безопасности. Искать альтернативу подталкивает в том числе истощение запасов нефти. Природный газ — одна из альтернатив. Для России использование этого топлива перспективно благодаря наличию больших сырьевых запасов — 32% мировых.

Производство машин, работающих на газовом топливе, в мире постоянно растет. В России многие легковые и легкие коммерческие автомобили переходят с бензина на газ из-за возможности сэкономить при заправке.

Предполагается, что в 2020 году в стране будут выпускать 10 тыс. машин, использующих газ в качестве топлива, а в 2025 году — 12–14 тыс. машин. Из них около 65% придется на автобусы, а 35% — на коммерческий транспорт.

«Уберизация» и каршеринг

«Уберизация» будет развиваться. Насколько вырастет доля сервисов, работающих по этой модели, в стратегии не прогнозируется, но по данным Аналитического центра при правительстве РФ, общая доля на российском рынке «Яндекс.Такси» и Uber в 2017 году составила 10,4%. 

Через семь лет 10% автомобилей — это примерно 200 тыс. штук — будет покупаться на российском рынке для использования в каршеринге. А прогноз по мировому рынку следующий: в 2030 году будет продано 126 млн автомобилей, и только 3 млн из них купят для совместного использования.

Потребители, выбирающие каршеринг и Uber, спровоцировали развитие технологии Mobility as a service. Это приложения для планирования и построения маршрута по множеству критериев, включая предпочтения пользователя и финансовые возможности. Сейчас люди все чаще используют мобильные приложения при планировании поездок. Прогнозируется, что к 2025 году российский рынок MaaS составит $58 млрд (5,8% от общего рынка перевозок). Сервисами будут пользоваться 50 млн человек.

Автомобили-беспилотники

Сейчас в правовом поле России, как и в большинстве стран, нет термина «автомобиль с интеллектуальной системой», что тормозит развитие рынка.

В течение 2018 года термин появится в Венской конвенции о дорожном движении. В ближайшие два года в России будут принимать законы о беспилотниках и закладывать инфраструктуру для такого транспорта. Предполагается, что через семь лет Россия будет отставать от глобального рынка беспилотников примерно на четыре-пять лет.

К 2025 году доля продаж таких автомобилей в стране может достигнуть 1–2% (20–40 тыс. автомобилей в год), по оптимистичному сценарию. По пессимистичному — таких продаж получится добиться только в 2035 году. Помешать оптимистичной модели развития могут несовершенство законов в области дорожного движения или требования технического регламента для импорта.

Анастасия Степанова

На чем ездят россияне – Авто – Коммерсантъ

За последние 15 лет российский парк легковых автомобилей увеличился вдвое и достиг почти 50 млн машин. Много ли новых машин у россиян? В каких регионах «ВАЗ» — самая популярная модель? Кого больше — иномарок или отечественных автомобилей? Много ли осталось праворульных машин на Дальнем Востоке? Подробности — в спецпроекте “Ъ”, подготовленном на основе данных агентства «Автостат», Росстата и ГИБДД.

«Жигули» или иномарка

По данным ГИБДД на начало 2018 года (официальные данные формируются раз в год), в РФ было зарегистрировано 59,7 млн транспортных средств. Из них 46,8 млн — это легковые машины. В 2003 году в ГИБДД числилось 23,3 млн автомобилей, вдвое меньше, чем сейчас. Прирост автопарка — примерно 1-1,5 млн. легковых машин ежегодно — обеспечивается, по большей части, ростом продаж новых машин. В сентябре 2018 года авторынок России вырос на 6,2% по сравнению с прошлым годом.

Основная часть, 44,7 млн авто, принадлежит физлицам, из них 221 тыс. числится за индивидуальными предпринимателями. 2,09 млн легковых автомобилей принадлежат юрлицам, из них 607 тыс. находятся в федеральной, региональной или муниципальной собственности (это значит, что на них ездят, в том числе, чиновники).

Самая популярная машина в России — Lada-2107, однако предпочтения россиян сильно отличаются в зависимости от региона. Например, в Калининградской области лидером является Volkswagen Passat, в Москве и Санкт-Петербурге — Ford Focus, в Татарстане — Lada 2114, в Чечне — Lada 2170 «Приора», в Хакасии — Lada 2106. Toyota Corolla является самой популярной моделью в Хабаровском крае, Сахалинской и Новосибирской областях, Приморском крае.

Соотношение автомобилей иностранных и отечественных брендов примерно одинаковое, последних чуть больше. При этом надо учитывать, что понятие «иномарка» в России сильно размыто: многие автокомпании успели построить собственные автомобильные заводы, где ведется как крупноузловая сборка машин (завод «Автотор» в Калининграде, собирающий BMW), так и производство с полным циклом (завод Hyundai в Ленинградской области, VW в Калужской области) с высоким уровнем локализации. Renault Logan, собираемый в Москве, на две трети состоит из деталей российского производства. Традиционно считавшийся российским «АвтоВАЗ» на самом деле принадлежит на 96% СП Renault и Ростеха (владеют 66,2% и 33,8%, соответственно). Локализация моделей Lada, в среднем, составляет 85%, остальные 15% — это запчасти иностранных брендов.

Старенький, но еще поездит

Почти половина всех легковых автомобилей в России старше десяти лет, и за последние 18 лет в этом плане ничего не изменилось. Самая многочисленная категория, включающая в себя 14,5 млн автомобилей,— это машины, с момента выпуска которых прошло более 15 лет. 10–15-летних авто в России 7,7 млн, 5–10-летних — 11,2 млн, 3–5 летних — 6 млн. Относительно новых автомобилей — с момента выпуска которых прошло три года или менее — 7,2 млн. Это примерно столько же, сколько в 2015 году.

Плюс электрификация

По данным ГИБДД, в России официально зарегистрировано почти 16 тыс. легковых автомобилей с электродвигателями. Большая часть из них — это машины с гибридными силовыми установками (бензиновый двигатель, к которому подключается электромотор). Полноценные электромобили официально в Россию не

Автопарк России — статистика и прогноз — журнал За рулем

Еще лет 20 назад иномарки на российских дорогах были в диковинку, а сегодня автомобилей зарубежных брендов уже стало больше, чем отечественных. Впрочем, огромное число таких машин — это секонд-хэнд, завезенный, главным образом, из Японии и Европы. Но и на рынке новых авто иномарки упорно вытесняют «Лады» и УАЗы, став главным локомотивом роста российского автопарка.

IZ8H7454

Родом из СССР

Материалы по теме

Российский парк легковых машин ведет свою историю с распада СССР, и неудивительно, что вначале он почти полностью состоял из продукции советского автопрома. Так, к 1994 году по дорогам нашей страны ездило 11,5 млн автомобилей, из них лишь около 600 тысяч (то есть чуть более 5%) были иномарками, которые в то время ввозились из-за рубежа. Между тем парк зарубежных автомобилей рос достаточно быстро — в начале 2000-х он насчитывал уже более 3 млн машин (по данным «Автостата»), а доля иномарок выросла почти до 15%. Причем в основном это происходило за счет убыли машин отечественных брендов советской эпохи — одни уже канули в Лету (ЛуАЗ, «Москвич», «Ока»), другие вышли из легкового сегмента (ГАЗ, «Иж»). В результате доля отечественных марок, если не учитывать АВТОВАЗ, к рубежу столетий снизилась в 1,5 раза — до 30%. А в целом российский парк к 2001 году преодолел 20-миллионную отметку.

С тех пор число легковых машин в нашей стране увеличилось вдвое, и сегодня на учете в ГИБДД стоит 40 млн. 850 тысяч автомобилей. При этом львиную долю этого роста обеспечили иномарки — в начале 2000-х годов к нам массово хлынули подержанные машины из Японии и Европы, а затем в России стали открываться и сборочные производства зарубежных автоконцернов. Тем более что благодаря развитию автокредитования иномарки стали доступны многим россиянам. Как следствие, автомобили иностранных брендов заняли более половины парка легковых машин в нашей стране (22,5 млн авто или 55%), тогда как на продукцию АВТОВАЗа сегодня приходится менее 35% (14,1 млн машин), а на прочие отечественные марки — всего 10% (4,1 млн авто). Таким образом, с 1993 года иномарки увеличили свое присутствие на российских дорогах в 38 раз, а их доля выросла более чем в 10 раз.

Изменение структуры автопарка России

Данные агентства «Автостат»

Бум иномарок

В свою очередь, среди автомобилей зарубежных брендов традиционно преобладают «японки» — их в России насчитывается около 9 млн машин (39,5% парка иномарок). Причем абсолютными лидерами являются Toyota (3,61 млн авто) и Nissan (1,84 млн машин), большинство из которых —секонд-хэнд, завезенный через Дальний Восток и Сибирь. Следом идут автомобили европейских марок с показателем более 6,5 млн зарегистрированных авто (около 30%). Здесь наиболее крупные автопарки имеют Renault (1,29 млн), Volkswagen (1,27 млн) и Opel (873 тыс. машин). Замыкают тройку лидеров автомобили корейских брендов, которых числится свыше 3,5 млн единиц (свыше 15%), включая 1,43 млн Hyundai и 1,19 млн Kia. Стоит отметить, что по количеству легковых машин в России продукция из Южной Кореи смогла обойти американские марки, чей парк составляет порядка 3 млн авто (около 13%). Половина из этого количества приходится на Chevrolet (1,5 млн машин), тогда как автомобилей Ford насчитывается 1,21 млн штук. Все больше на российских дорогах становится китайских машин — порядка 500 тысяч на сегодняшний день, однако их доля по-прежнему невелика и составляет чуть более 2%.

Прогноз формирования парка легковых автомобилей в России до 2019 г., тыс. шт.

Как считает директор департамента продаж компании «Аркан» Петр Костиков, доли ушедших из России Chevrolet и Opel со временем перераспределятся, скорее, на Hyundai, Volkswagen и Kia, тогда как более дорогие Toyota и Nissan будут пользоваться меньшим спросом.

Впрочем, Toyota и Nissan очень популярны на рынке подержанных автомобилей, поэтому парки этих марок в России будут оставаться крупнейшими, добавляет консультант департамента исследований автомобильного рынка Frost & Sullivan Анна Озделен. По ее мнению, наиболее динамичный рост автопарков можно ожидать от автопроизводителей, таких как Hyundai, Renault, Volkswagen и др., которые имеют локальное производство в России, что позволяет им предлагать разнообразный модельный ряд при грамотном ценовом позиционировании.

20150422_201310041137_201310041137__no_copyright_

Автомобильная география

Если посмотреть на карту иномарочного автопарка, то больше всего таких машин на дорогах Калининградской области (около 90% в региональном парке) и на Дальнем Востоке, где за счет ввоза подержанных «праворулек» из Японии в Приморский край доля иномарок составляет примерно 85%. Преобладают зарубежные автомобили в парках двух столиц — Москве и Петербурге (порядка 75%), а также в Сибири и на Урале (55%).

По словам Анны Озделен, одним из драйверов продаж иномарок на Дальнем Востоке и в Приморском крае является их географическая близость к Японии, Корее и Китаю, точно так же, как для Калининградской области — близость к Европе. «Уровень доходов населения в Москве и 

Ассоциация Безопасного Вождения

21 ноября в Москве, в офисе «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК) состоялась рабочая встреча, по итогам которой достигнуты предварительные договоренности об учреждении профильного объединения – «Ассоциации безопасного вождения».

Совещание объединило представителей пятнадцати крупных компаний из нефтегазовой отрасли, фармацевтики, сферы FMCG. В их числе представитель Unilever Захар Бояринцев, эксперт от SGS Сергей Самсоненко, а также – от КТК Алексей Бунарев. Кроме того, участие во встрече приняли делегаты от «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.», PMI и других фирм. Многие их сотрудники являются активными участниками дорожного движения и уделяют особое внимание вопросам безопасности на дороге.

«Сегодня все больше мировых и российских компаний стремятся полностью исключить риски для жизней и здоровья как собственного персонала, так и всех окружающих, – отмечает коммерческий директор «СКАУТ-Корпоративные решения» Юрий Висневский. – Недаром за один только 2018 год международную программу нулевого травматизма Vision Zero поддержали более 450 российских предприятий. При этом именно коммерческий сектор нередко выступает локомотивом внедрения передовых практик и инструментов для снижения аварийности транспорта. Поэтому представителям бизнеса особенно важно делиться опытом и объединять усилия в данном направлении».

«Со своей стороны мы всячески поддерживаем идею создания Ассоциации, – подчеркивает менеджер по транспортировке КТК Алексей Бунарев. – Ведь она будет способствовать дальнейшему повышению культуры безопасности дорожного движения (БДД) в компаниях-участниках и странах их присутствия и, как итог, сокращению связанных с производственными процессами ДТП».

В ходе встречи собравшиеся обсудили цели, задачи, условия функционирования и возможные форматы членства компаний в Ассоциации. Прежде всего, она станет площадкой для обмена опытом и проведения отчетных конференций, мастер-классов, конкурсов, мозговых штурмов и т.д. Эксперты Ассоциации буду работать над законодательными инициативами и реализацией различных проектов по БДД. В частности, предполагаются создание информационных отчетов на основе российского и мирового опыта, разработка шаблонов документов и методических рекомендаций, тематических промо-материалов (плакатов, памяток и т.д.). Вдобавок будут проводиться анализ предложений на рынке и формирование карт поставщиков, составляться каталоги лучших практик и единые стандарты расследования дорожных инцидентов.

«Изменения надо начинать с себя, – убежден региональный менеджер по операционной целостности в регионе Восточная Европа и Ближний Восток компании SGS Сергей Самсоненко. – На ежедневной основе ставя себе высокую планку, безопасно передвигаясь по дорогам, мы формируем культуру вождения. Только совместными усилиями можно поменять культуру и поведение водителей на наших дорогах».

Не забыт и такой важных аспект, как устойчивое развитие и социальная ответственность членов Ассоциации. Речь о пропаганде БДД среди семей сотрудников и детей, продвижении идей снижения выбросов СО2 и заботы об экологии, создании доступной среды для вовлечения людей с ограниченными возможностями в процесс дорожного движения.

«Выгоды от вступления в Ассоциацию ощутят и профильные менеджеры по охране труда и БДД, и высшее руководство компаний, – добавляет генеральный директор учебного центра «Актив-Безопасность» Сергей Моисеев. – Первые смогут повысить эффективность своей работы. Вторые – сократить затраты на индивидуальные юридические консультации и выпуск информационных материалов, наконец, получить достоверную информацию о положении своей компании в сфере БДД по сравнению с другими организациями».

Зарубежные выставки и конференции 2020 — Транспорт и логистика

Все

Авиационная проиышленность

Автомобильная промышленность

Водные ресурсы

Горнодобывающая промышленность

Дороги, мосты и туннели

Здравоохранение

Информационные технологии

Контрольное оборудование и автоматика

Культура и образование

Машиностроение и станкостроение

Металлургия и металлообработка

Нефть, газ и нефтехимия

Оборона, вооружения и военная техника

Пластмасса, резина и каучуки

Продукты питания и напитки

Производство и инновации

Безопасность и охрана труда

Сельское хозяйство

Строительство и архитектура

Транспорт и логистика

Трубопроводы, насосы и компрессоры

Умные города

Управление персоналом

ЖКХ и развитие городов

Финансы и банки

Химическая промышленность

Цифровая экономика

Экология и охрана окружающей среды

Энергетика




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о