Содержание

Урал-377 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Урал-377
Производитель Уральский автомобильный завод
Годы производства 1965—1983
Компоновка переднемоторная
Колёсная формула 6 × 4
ЗИЛ-375Я4
ZIL-130-engine-on-ZIL-131-l.jpg
Производитель ЗИЛ
Тип Бензиновый
Объём 6962 см3
Максимальная мощность 133 кВт (181 л. с.), при 3200  об/мин
Максимальный крутящий момент 465 Н·м, при 1800 об/мин
Конфигурация V8
Цилиндров 8
Клапанов 8×2
Макс. скорость 75
Расход топлива при смешанном цикле 48 л/100 км (АИ-93)[1]
Экологические нормы ЕВРО — 0
Диаметр цилиндра 108 мм
Ход поршня 95 мм
Степень сжатия 6,5
Система питания двухкамерный карбюратор
Охлаждение жидкостное
Клапанной механизм OHV
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ алюминий
Ресурс 300 тыс. км.
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо бензин
основной — АИ-93 (92)
допустимый — А-76 (АИ-80)
механическая 5-ступ.
Тип механическая
Число ступеней 5
1 передача 6,17
2 передача 3,40
3 передача 1,79
4 передача 1,00
5 передача 0,78
Задняя передача 6,69
Переключение напольный рычаг
Длина 7611 мм
Ширина 2500 мм
Высота 2560 мм
Клиренс 345 мм (под передней осью)
345 мм (под тележкой)
Колёсная база 3525+1400 мм
Колея задняя 2020 мм
Колея передняя 2020 мм
Масса
7275 кг
Грузоподъёмность 7500
Объём бака 300

Урал-377 — трёхосный грузовой автомобиль, производившийся на Уральском автомобильном заводе в Миассе с начала 1960-х годов[2].

Создан на основе Урал-375. Основные отличия от предшественника — отсутствие привода на переднюю ось, отсутствие системы централизованного регулирования давления в шинах, цельнометаллическая кабина и неэкранированное электрооборудование. Кабина впоследствии была использована на автомобиле Урал-375Д.

  • Погрузочная высота, мм:
по полу платформы 1530,
по бортам — 2245.

Остальные данные соответствуют технической характеристике автомобиля «Урал-377»[3].

  • «Урал-377Н» — отличается от «Урал-377» тем, что вместо специальных шин 370—508 (14-00-20) мод. ОИ-25 и колёс 254Г-508 установлены широкопрофильные шины 1100×400×533 мод. О-47А и колёса 330—533. Изменено передаточное число главных передач мостов с 8,9 на 8,05 для сохранения максимальной скорости движения.

Широкопрофильные шины автомобиля «Урал-377Н» по наружному диаметру несколько меньше специальных шин 370—508, других отличий от автомобиля «Урал-377» не имеет.

  • «Урал-377М» — прототип с увеличенной до 4620 мм колёсной базой.
  • Каталог «Сельскохозяйственная техника». // Государственный комитет СССР по производственно-техническому обеспечению сельского хозяйства // М. 1981 г.
  1. ↑ Автомобиль Урал 375Д. — М.: Внешторгиздат, 1969. — 211 с.
  2. ↑ Журнал «АВТОТРАК» :: Архив Архивировано 18 января 2012 года.
  3. ↑ Технические характеристики приведены по данным книги:
    Краткий автомобильный справочник.
    // Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) // М. 1983 г.

Уральский автомоторный завод — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Уральский автомоторный завод» (УАМЗ) — советская, позже российская компания, производитель грузовых автомобилей, двигателей внутреннего сгорания и других автокомпонентов, расположенный в городе Новоуральске Свердловской области.

С 2004 года и до окончательной ликвидации в 2018 году носил название АМУР («Автомобили и моторы Урала»).

В мае 2004 году ЗАО АМУР и индийская компания Tata Motors заключили контракт о сборке грузовых автомобилей. Было совместно выпущено две модели Tata-407 и TATA LPT-613 под маркой (АМУР-4346). Планировалось заключить контракт на 3 года, с выпуском до 5-ти тысяч автомобилей в год.

[2][3] Но проект не был реализован.

В 2007 году АМУР планировал создание совместного производство с китайской компанией Geely Automobile, по выпуску модели Geely CK [4] и китайской компаний «Great Wall Motors» по выпуску внедорожников ZXAuto Landmark. В мае этого года было начато пробное их производство [5].

В начале 2008 года совместное производство легковых китайских автомобилей было приостановлено, с возможным возобновлением производства в августе этого года [6]. Планировалось выпуск 3500 моделей внедорожников в год [7]. Но проект не был продолжен.

16 июля 2010 года ЗАО АМУР и французская компания Renault Trucks подписали соглашение о создании совместного предприятия по выпуску малотоннажных грузовиков Renault Midlum. Их производство планировалось на мощностях российского предприятия ЗАО АМУР в Новоуральске. Инвестиции в СП предоставит ЗАО АМУР, а Renault Trucks свои технологии

[8].

Летом 2010 года завод был признан банкротом вторично[9].

В июле 2011 проект с ЗАО АМУР был приостановлен из-за его тяжёлого финансового положения и банкротства предприятия. С 2012 года руководство ЗАО АМУР находится в поиске инвестора для развития и запуска предприятия.[10].

6 мая 2014 года на выставке «Промышленный дизайн оборонной продукции: выразительная суровость и надежная функциональность», компанией «Интралл» были представлены прототипы бронеавтомобилей «Колун» и «Торос» изготовленных на УАМЗ.[11]

В 2018 году была проведена распродажа недвижимости завода в рамках работы конкурсного производства в связи с банкротством компании.[12]

Урал (значения) — Википедия

Разрешение неоднозначностей

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Урал:

  • Урал — географический регион.
  • Уральские горы, Урал — горная система, по восточному подножью которой проходит граница между Европой и Азией.
  • Урал — река.
  • Урал — гора в Республике Коми.
  • Урал — гора в Кабардино-Балкарии.

Населённые пункты[править | править код]

  • Урал — село в Аургазинском районе Башкортостана.
  • Урал — деревня в Буздякском районе Башкортостана, Каранский сельсовет.
  • Урал — деревня Буздякского района Башкортостана, Килимовский сельсовет, упразднена в 1980 г .
  • Урал — деревня в Гафурийском районе Башкортостана.
  • Урал — деревня в Кармаскалинском районе Башкортостана.
  • Урал — деревня в Кушнаренковском районе Башкортостана.
  • Урал — деревня в Учалинском районе Башкортостана.
  • Урал — деревня в Янаульском районе Башкортостана.
  • Урал — посёлок городского типа в Рыбинском районе Красноярского края.
  • Урал — посёлок в Кувандыкском районе Оренбургской области.
  • Урал — село в Ютазинском районе Татарстана.
  • Урал — посёлок в Кизильском районе Челябинской области.
  • «Урал» или Т-72 — основной танк производства СССР и России.
  • МСВ-1 «Урал» — малокалиберная стандартная винтовка производства Ижевского машиностроительного завода
  • МСВ-2 «Урал-2» — малокалиберная стандартная винтовка производства Ижевского машиностроительного завода
  • «Урал-5-1» — малокалиберная произвольная винтовка производства Ижевского машиностроительного завода
  • «Урал-6-2» — малокалиберная стандартная винтовка производства Ижевского машиностроительного завода
  • «Урал» — автомобильный завод в Миассе (и одноимённая марка грузовых автомобилей).
  • «Урал» — крупнейший в Восточной Европе военно-промышленный завод по выпуску пороха и взрывчатки.
  • «Урал» — советская фирма, специализирующаяся на производстве гитар, бас-гитар и гитарных принадлежностей.
  • «Урал» — транспорт Каспийской флотилии России. 1788—1797—? г.
  • «Урал» — транспорт Балтийского флота России. 1816—1824 г.
  • «Урал» — транспорт Каспийской флотилии России. 1834—1844 г.
  • «Урал» — колесный пароход Каспийской флотилии Российской империи 1852 года постройки.
  • «Урал» — пароход Уфимского речного пароходства.
  • «Урал» — вспомогательный крейсер Второй Тихоокеанской эскадры Российского Императорского Флота.
  • «Урал» — колёсный теплоход, один из самых первых теплоходов в мире, 800 номинальных сил. Построен в 1911, сгорел в 1916 г.
  • «Урал» — буксир, построен в 1897 г., 26.07.1942 мобилизован и зачислен в состав Азовской флотилии как канонерская лодка. При отходе войск Красной армии взорван экипажем 21.08.1942.
  • «Урал» — минный заградитель Балтийского флота СССР (1940 — конец 1950-х. До 1940 года грузопассажирский теплоход «Феликс Дзержинский»).
  • «Урал» — транспорт советского флота. Бывш. «Ostego». 1944—1952. В 1945 году — плавучая база торпедных катеров (Тихоокеанский флот СССР). С 1952 г. «Долинск».
  • «Урал» — первоначальное название атомного ледокола «50 лет Победы».
  • Пограничный сторожевик «Урал» служит в современной России.
  • БРЗК ССВ-33 или «Урал» — большой разведывательный корабль российского ВМФ.
  • «Урал» — российский атомный ледокол класса ЛК-60Я. Постройка начата в 2016 году.
  • «Урал» — марка грузовых автомобилей, выпускаемых на автомобильном заводе в Миассе.
  • «Урал» — тяжёлый мотоцикл с двухцилиндровым четырёхтактным двигателем.
  • «Урал» — велосипед.
  • «Урал-6» (также 71-606, КТМ-6) — опытная модель российского трамвайного вагона Усть-Катавского трамвайного завода.
  • «Урал» — семейство советских цифровых ЭВМ общего назначения.
  • Урал 8/64 К — клон компьютера семейства ZX Spectrum
  • «Урал» — совместный проект России и ЕКА по созданию космических средств выведения большой грузоподъемности
  • «Урал» — фирменный пассажирский поезд Екатеринбург—Москва.
  • «Урал» — бензопила советского производства
  • «Урал» — стиральная машина активаторного типа, производилась в СССР.
  • «Урал» — модельный ряд электро- и бас-гитар советского производства.
  • «Урал» — серия автомобильных и стационарных радиоприёмников и магнитол производства Сарапульского радиозавода.
  • «Урал» — радиола советского производства (Бердский радиозавод).
  • «Урал» — пылесос, изготавливался в СССР.
  • «Урал» — газета основанная в Екатеринбурге в 1897 году[1].
  • «Урал» — социал-демократическая газета на татарском языке, издавалась в 1907 году в Оренбурге[2].
  • «Урал» — екатеринбургский литературно-художественный и публицистический журнал.
  • «Урал» — кинотеатр в Екатеринбурге.
  • «Урал» — кинотеатр в Москве; снесён[3].
  • «Урал», он же «Киномакс-Урал» — 6-зальный мультиплекс в центре Челябинска, на 2 этаже ТРЦ «Урал».
  • «Урал» — телерадиокомпания, филиал ВГТРК в Екатеринбурге и Свердловской области — ГТРК Урал.
  • «Урал» — футбольный клуб, г. Екатеринбург.
    • «Урал» — футбольный манеж клуба «Урал», г. Екатеринбург.
  • «Урал» — волейбольный клуб, г. Уфа.
  • «Урал» — баскетбольный клуб, г. Екатеринбург.
  • «Урал-Грейт» — баскетбольный клуб, г. Пермь.
  • «Урал» — футбольный клуб, г. Ирбит
  • «Урал» («El URAL C.F.») — футбольный клуб, г. Ла-Корунья, Испания[4].

Скрытая категория:

Урал — Википедия

Урал — географический регион в России, протянувшийся между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Основной частью этого региона является Уральская горная система. На юге региона также находится часть бассейна реки Урал, впадающей в Каспийское море.

Урал находится на стыке Европы и Азии и является границей между этими частями света. «Каменный пояс» Урала и примыкающие к нему возвышенные равнины Приуралья простираются от берегов Северного Ледовитого океана на севере до полупустынных районов Казахстана на юге: на протяжении более 2500 км они разделяют Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины.

Условно Урал как горную систему разделяют на:[1]

Исторически и экономически с Уралом тесно связаны Предуралье и Зауралье — территории, прилегающие к нему с запада и востока. Совокупность западных территорий также могут называть Приуральем (протяжённый Приуральский район относится к ЯНАО). На Урале, а также в Предуралье и Зауралье расположены субъекты Роccийской Федерации: Республика Башкортостан, Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области, Удмуртия и Пермский край, составляющие Уральский экономический район, восточные части Республики Коми и Архангельской области (Ненецкий автономный округ), входящие в Северный экономический район, и западная часть Тюменской области, входящей в Западно-Сибирский экономический район. В Казахстане географически к Уралу можно отнести Актюбинскую и Костанайскую области. Иногда для обозначения административно-территориальных единиц Российской Федерации, так или иначе относящихся к Уралу, также применяется понятие Большой Урал[2][3]. В административный Уральский федеральный округ РФ (УрФО) входят Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, ХМАО и ЯНАО. Административный центр УрФО и Свердловской области город Екатеринбург принято называть «столицей Урала» и «столицей Среднего Урала».

Основная часть Урала находится в часовом поясе UTC+5. Разница с московским временем — 2 часа.

Существует множество версий происхождения топонима «Урал». Анализ языковых контактов первых русских поселенцев в регионе указывает, что топоним, по всей вероятности, был усвоен из башкирского языка[4]. Действительно, из всех автохтонных народов Урала это название издревле существует только у башкир[источник не указан 2273 дня], и поддерживается на уровне языка, легенд и традиций этого народа (эпос «Урал-батыр»). Другие коренные народы Урала (ханты, манси, удмурты, коми) имеют иные традиционные названия Уральских гор, усваивая название «Урал» только в XIX—XX веках из русского языка. Э. М. Мурзаев сообщает, что русские узнали это название как Уралтау от башкир в середине XVI в., передав его как Аралтова или Оралтова гора. Поэтому принято считать, что название горы связано с тюркским «арал» (остров) или с «уралмак» (опоясывать, огораживать). Он же сообщает, что башкиры называли Уралом только водораздельный гребень, даже когда он принадлежал невысоким горам[5].

В башкирском языке топоним «Урал» осознается как весьма древний, вероятно восходящий к пратюркскому состоянию. Его следует связывать с башк. үр ~ др.-тюрк. *ör «высота, возвышенность»[6].

Легенды[править | править код]

«Урал» по-башкирски — пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю. От холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

В греческих книгах, написанных две тысячи лет тому назад, можно прочесть о далеких «Рифейских горах», где угрюмые грифы стерегут несметные золотые сокровища[7].

Башкирский народный эпос «Урал-батыр» повествует о прародителях народов Урала, выживших после Потопа, возникшем конфликте и последующей борьбе Урала со старшим братом Шульганом, выбравшим путь зла и заселении их потомками прилегающих земель. Основные топонимы Южного Урала напрямую связаны с событиями эпоса. Рассматриваются конфликт жизни, милосердия и природного принципа «сильный поедает слабого» (выживает сильнейший), тема поиска Живой воды и олицетворённой Смерти для последующего уничтожения её, ради вечной жизни, идея бескорыстного служения людям, равноправия и самопожертвования во благо других.

Уральские горы состоят из невысоких хребтов и массивов. Наиболее высокие из них, поднимающиеся выше 1200—1500 м, располагаются в Приполярном (гора Народная — 1895 м), Северном (гора Тельпосиз — 1617 м) и Южном (гора Ямантау — 1640 м) Урале. Массивы Среднего Урала намного ниже, обычно не выше 600—650 м[8]. Западные и восточные предгорья Урала и подгорные равнины нередко рассечены глубокими речными долинами. На Урале и в Приуралье много рек и озёр, находятся истоки рек Печоры и Урала. На реках создано несколько сотен прудов и водохранилищ. Уральские горы старые (возникли в позднем палеозое) и находятся в области герцинской складчатости[9].

Климат[править | править код]

Климат Урала — типичный горный; осадки распределяются неравномерно не только по областям, но и в пределах каждой области. Западно-Сибирская равнина — территория с суровым континентальным климатом; в меридиональном направлении его континентальность увеличивается намного менее резко, чем на Русской равнине. Климат горных районов Западной Сибири менее континентальный, чем климат Западно-Сибирской равнины.

В пределах одной и той же зоны на равнинах Предуралья и Зауралья природные условия заметно отличаются. Это объясняется тем, что Уральские горы служат своеобразным климатическим барьером. К западу от них выпадает больше осадков, климат более влажный и мягкий; к востоку, то есть за Уралом, осадков меньше, климат более сухой, с ярко выраженными чертами континентального.

Фауна[править | править код]

Несколько столетий назад животный мир был богаче, чем сейчас. Распашка, охота, вырубка лесов вытеснили и уничтожили места обитания многих животных. Исчезли дикие лошади, сайгаки, дрофы, стрепеты. Вглубь тундры откочевали стада оленей. Зато на распаханных землях распространились грызуны (хомяки, полевые мыши). На севере можно встретить обитателей тундр — северных оленей, а на юге типичных жителей степей — сурков-байбаков, землероек, змей и ящериц. Леса населены хищниками: бурыми медведями, волками, росомахами, лисицами, соболями, горностаями, рысями. Водятся в них копытные (лоси, олени, косули и др.) и птицы различных видов, например, такие как орлы или снегири (зимой). По речным долинам встречаются выдра и бобр. В Ильменском заповеднике удачно была проведена акклиматизация пятнистого оленя, расселены также ондатра, бобр, марал, выхухоль, енотовидная собака, американская норка, баргузинский соболь.

Флора[править | править код]

Различия в ландшафтах заметны при подъёме. На Южном Урале, например, путь к вершинам наиболее крупного хребта Зигальга начинается с пересечения полосы холмов и оврагов у подножия, густо заросшего кустарниками и травами. Затем дорога идёт через сосновые, берёзовые и осиновые леса, среди которых мелькают травянистые поляны. Выше частоколом поднимаются ели и пихты. Сухостоя почти не видно — он сгорает при частых лесных пожарах. На пологих местах могут встретиться болота. Вершины покрыты каменными россыпями, мхом и травой. Редкие и чахлые ели, кривые берёзки, которые здесь попадаются, ничем не напоминают ландшафт y подножия, c разноцветными коврами из трав и кустарников. Пожары на большой высоте уже бессильны, поэтому путь то и дело преграждают завалы из упавших деревьев. Вершина горы Ямантау (1640 м) — сравнительно ровная площадка, однако она почти неприступна из-за нагромождения старых стволов.

Природные ресурсы[править | править код]

Из природных богатств Урала важнейшее значение имеют его минеральные ресурсы. Ещё в XVI веке на западной окраине Урала были известны месторождения каменной соли и песчаника, содержащие медь. В 17-ом столетии стали известны довольно многочисленные месторождения железа и появились железоделательные заводы, со строительства одного из которых началась история «столицы Урала» города Екатеринбурга.

В горах были найдены россыпи золота и месторождения платины, на восточном склоне — драгоценные камни. Из поколения в поколение передавалось мастерство искать руду, выплавлять металл, изготавливать из него оружие и художественные изделия, обрабатывать самоцветы. На Урале известны многочисленные месторождения высококачественных железных руд (горы Магнитная, Высокая, Благодать, Качканар), медных руд (Медногорск, Карабаш, Сибай, Гай), редких цветных металлов, золота, серебра, платины, лучших в стране бокситов, каменных и калийных солей (Соликамск, Березники, Берёзовское, Важенское, Ильецкое). Есть на Урале нефть (Ишимбай), природный газ (Оренбург), уголь, асбест, драгоценные и полудрагоценные камни.

К богатствам уральской природы относятся и лесные ресурсы. Южный и Средний Урал обеспечивают возможность земледелия.

Реки и озёра[править | править код]

Реки принадлежат бассейнам Северного Ледовитого океана (на западном склоне — Печора с Усой, на восточном — Тобол, Тавда, Исеть, Тура, Лозьва, Северная Сосьва, относящиеся к системе Оби) и Каспийского моря (Кама с Чусовой и Белой; река Урал).

Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой российского государства. Активное промышленное освоение Урала началось при Петре I, которому в Екатеринбурге в 1886—1917 гг. стоял памятник как «основателю горнозаводского дела на Урале»[10]. Уральское «горнозаводское дело» породило особую социально-культурную общность, которую известный писатель-ураловед Алексей Иванов назвал «горнозаводской цивилизацией»[11]. «Горнозаводской Урал» — современное название объединения музеев и культурных объектов Нижнего Тагила. Урал как ресурсная база сыграл ключевую роль во время ВОВ — это, в частности, отражает современный официальный девиз Свердловской области — «Опорный край державы» (строчка из стихотворения Твардовского).

Значителен и не полностью освоен гидроэнергетический потенциал уральских рек (действуют Павловская, Юмагузинская, Широковская, Ириклинская и несколько малых ГЭС).

Крупнейшие города[править | править код]

Крупнейшие города Урала (с населением более 250 000 чел.):

Камнерезная скульптура медведя из цельного куска башкирской яшмы, г. Екатеринбург

Своеобразен вклад Урала в искусство и культуру России. С XIV—XVI вв. известна башкирская народная песня «Урал». Башкирский национальный герой Салават Юлаев известен как автор стихов и песен, в частности, ему приписываются тексты «Урал» и «Мой Урал».

Фундамент, на котором выросло декоративно-прикладное искусство Урала, — это промышленность. Уральское камнерезное искусство — уникальная разновидность русского декоративно-прикладного искусства. Урал является центром отечественной промышленной обработки мрамора. Известен Урал также промышленным производством различных чугунных предметов домашнего обихода, а также его художественным литьём (Каслинское литьё). В начале XVIII века на заводе в Екатеринбурге отливали чугунные горшки, котлы и чугунные заслонки к печам. Позднее чугунное литьё стали применять более широко, в том числе, в архитектуре и промышленности. Было возрождено получение булатной стали, зародилась металлургия легированных сталей.

Наиболее известными уральскими писателями являются Сергей Аксаков, Дмитрий Мамин-Сибиряк и Павел Бажов (впервые выполнил литературную обработку уральских сказов: «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Хозяйка Медной горы» и многие другие).

Вклад в искусство и культуру России также внесли уральские художники, такие как Алексей Денисов-Уральский, Виталий Волович, Алексей Казанцев, Миша Брусиловский, Юрий Филоненко, Валерьян Бахарев, Геннадий Мосин и многие другие.

Скульптор и заслуженный художник РСФСР Виталий Зайков создал памятник «Сказ об Урале», установленный на Привокзальной площади Челябинска. Памятник изображает могучего кузнеца-великана, символизируя горнорудную промышленность. Зайков также создал другие скульптуры, установленные в разных местах Урала.

Учившийся в УрГУ писатель-документалист Алексей Иванов в начале XXI века создал серию работ, посвящённых истории и культуре Урала. Основной цикл текстов называется «Хребет России» (метафорический образ Уральских гор), на его базе совместно с известным журналистом Леонидом Парфёновым была создана одноимённая серия документальных фильмов.

Центр уральского автономизма — Свердловская область. Здесь с 1993 года постоянно создаются региональные политические движения: Преображение Урала, «МАЙ», а с 2011 года Бажовское общество.

  1. ↑ Названия гор Урала, Матвеев А. К. Вершины Каменного Пояса: Названия гор Урала. 2-е изд., перераб. и доп.— Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1990.—288 с. ISBN 5-7688-0296-7
  2. ↑ ТАСС: Новости Урала — Уникальный ресурс «Энциклопедия «Инженеры Урала» посетил 8-миллионный читатель
  3. ↑ Председатели палат Законодательного Собрания Свердловской области приняли участие в заседании совета межрегиональной Ассоциации «Большой Урал»
  4. Матвеев А. К. Географические названия Урала: Топонимический словарь. — Екатеринбург: Сократ, 2008. — С. 6. — 352 с. — ISBN 978-5-88664-299-5.
  5. Мурзаев Э. М. Тюркские географические названия. — М.: Восточная литература. 1996. С. 40
  6. ↑ Статья о топониме «Урал» в Энциклопедии Челябинск
  7. ↑ Рифейские горы (неопр.). uralsky.info. Дата обращения 16 апреля 2019.
  8. ↑ Самая высокая гора на Урале ⛰ Ямантау, Тельпосиз, Ослянка, Народная, Пайер, описание, как добраться, маршруты (неопр.). 101mesto.com. Дата обращения 16 апреля 2019.
  9. ↑ География в 8-м классе. Тема: «Урал»
  10. ↑ Обломки самовластья / It’s My City Сайт о событиях, местах, людях и явлениях в Екатеринбурге
  11. Иванов А. В. Горнозаводская цивилизация. — М.: АСТ, 2014. — 283 с. — (Хребет России). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-079642-7.
  12. http://uralmaster.org/. Крупнейшие города Урала. (неопр.). История Урала. http://uralmaster.org/.
  13. http://www.bugulma.ws/. Уфа: уральский город-миллионер. (неопр.). Бугульма. Городской портал.. http://www.bugulma.ws/+(14 августа 2013).
  14. ↑ Курган (город) (рус.) // Википедия. — 2019-12-13.
  15. http://uralmaster.org/. Крупнейшие города Урала. (неопр.). История Урала.
  • Архипова Н. П., Ястребов Е. В. Как были открыты Уральские горы: Очерки истории открытия и изучения природы Урала. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1982.
  • Рычков А. В. 12 путешествий по Среднему Уралу. — Реж: Малыш и Карлсон, 2008. — 50 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9900756-1-0.
  • Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. 1-е изд. — М., Мысль, 1984.
  • Мурзаев Э. М. Тюркские географические названия. — М., Вост. лит., 1996.
  • Алешин Б. М., Иванов Ю. К., Ковальчук А. И., Коротеев В. А., Прокин В. А. Месторождения полезных ископаемых Урала. — Екатеринбург: Институт геологии и геохимии УрО РАН, 1999. — 184 с.
  • Урал // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

история грузовика Урал — журнал За рулем

Его видел любой — вне зависимости от отношения к вооруженным силам нашей страны. Рожденный для нужд армии, грузовик проник и в мирную жизнь и исправно трудится везде, где требуются грузоподъемность и проходимость.

Материалы по теме

Грузовик — незаменимая часть армии эпохи холодной войны, ничуть не менее важная, чем танковые орды, от которых ждали знаменитого рывка к Ла-Маншу. Ведь любому танку нужны топливо, снаряды, и запчасти — а в пересчете на полки, дивизии и армии это сотни тысяч тонн грузов.

В Советской армии 50-х годов существовало достаточно грузоподъемное средство — автомобиль ЗИС-151, способный взвалить на себя 4,5 тонны. Но у него был серьезный недостаток — низкая проходимость. Для армейского грузовика, действующего в условиях ударов противника по узлам коммуникаций, требовалась возможность пройти через бездорожье. Эту проблему удалось решить в модификации ЗИЛ-157 (название завода изменилось в связи со смертью Сталина), но за все требовалось платить — грузоподъемность упала до 2,5 тонн.

Установка «Град» на базе Урала-375Д (dic.academic.ru)

Установка «Град» на базе Урала-375Д (dic.academic.ru)

Мириться с этим в армии не хотели. Одним из вариантов решения проблемы была разработка научного автомоторного института — НАМИ-20. Новый грузовик показывал впечатляющие внедорожные характеристики. Ему не был страшен метровый снег, размокшая пашня, он уверенно взбирался с грузом на 32-градусный подъем и преодолевал речной брод глубиной 1,2 метра. И при этом без проблем поднимал 5 тонн груза. А система изменения давления воздуха в шинах давала возможность продолжать движение даже после 6 пулевых попаданий в одно колесо.

После ряда испытаний и множества изменений в конструкции, чтобы поднять надежность, грузовик был принят на вооружение и поставлен на производство под именем Урал-375. Первые машины сошли с конвейера в последний день 1960 года — 31 декабря.

Известный прожора

Урал-4320 (inforeactor.ru)

Урал-4320 (inforeactor.ru)

Материалы по теме

Военные были довольны всем, кроме расхода топлива — Урал-375 легко употреблял 68 литров бензина на сотню километров пути. Если в 60-е с этим еще можно было смириться, то последовавшие в 70-е нефтяные кризисы заставляли взглянуть на вопрос по-другому — прожорливость грозилась похоронить экспортные перспективы Урала.

Проблема решилась сравнительно легко — к счастью, в СССР нашелся экономичный дизель КАМАЗ-740. Именно он и стал главной особенностью новой модификации — грузовика Урал-4320. Теперь грузовик «кушал» вполне умеренные 30 литров на сотню. Проблема была решена.

Модель Урал-4320 с зенитной установкой ЗУ, автор Павел Черепанов (ost-front.ru)

Модель Урал-4320 с зенитной установкой ЗУ, автор Павел Черепанов (ost-front.ru)

На передовой

Материалы по теме

Военные Уралы не только возили грузы. Почти сразу новый грузовик стал платформой для реактивной системы залпового огня «Град» — наследницы знаменитых «Катюш». Ее первое боевое применение произошло в 1969-м на Даманском против китайцев. И очень скоро «Грады» стали участниками практически любого более-менее серьезного военного конфликта. Активно используются они и по сей день — войны в Сирии и Донбассе это ярко подтверждают.

Активно использовали Уралы и в качестве гантраков — в Афганистане их полюбили отряды спецназа, охотившиеся за моджахедскими конвоями. Приманкой для противника выступали захваченные пикапы Тойота, а увешанные броней «Уралы» с пулеметами оказывались козырем в открытом бою, когда личность «Тойот» уже была раскрыта.

Не менее эффективными, особенно в горных местностях Афганистана и Чечни, была установка в кузов полуавтоматической спаренной зенитки ЗУ калибра 23 миллиметра. Сочетание удобных углов вертикальной наводки и огневой мощи позволяли быстро отогнать от конвоев даже мощную засаду. Чтобы расчет самой зенитки не был легкой мишенью, спереди приваривали стальные листы. Иногда в дело шла даже броня подбитой или неисправной бронетехники.

Бронированный Урал внутренних войск, Чечня, 2002 год (topwar.ru)

Бронированный Урал внутренних войск, Чечня, 2002 год (topwar.ru)

Но Урал мог активно использоваться на «передке» не только как платформа для огневой установки — радикально забронированный грузовик отлично справлялся с перевозкой пехоты. Особенно эффективен он в условиях контрпартизанской борьбы, что было особенно актуально для чеченских кампаний и многочисленных контртеррористических операций на Кавказе.

Материалы по теме

Если в первую чеченскую Уралы бронировали, в основном, кустарно и хаотично, то ко второй войне к делу подошли централизованно и создали ряд броневиков на его базе. Бронелисты надежно защищали от пулеметного огня и осколков, что вынуждало противника использовать больше взрывчатки. Это усложняло организацию засады и увеличивало шансы попасться — ведь чем больше надо достать/изготовить/привезти взрывчатых веществ, тем больше возможностей что-то не учесть или как-то себя выдать.

Уральський автомобільний завод — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Запит «Урал (завод)» перенаправляє сюди; див. також Урал.

Уральський автомобільний завод (УралАЗ, ВАТ «Автомобільний завод „Урал“») — російський виробник вантажних автомобілів. Розташований в місті Міас Челябінської області.

Вахтовий автобус Урал некст. Сміттєвоз на базі Урал-М.

Заснований 1941 за рішенням Державного комітету оборони СРСР.

До 1962 року носив назву Уральський автомобільний завод імені Сталіна.

До 1991 року був державним підприємством у складі Міністерства автомобільної промисловості СРСР.

Після розпаду СРСР[ред. | ред. код]

Був приватизований. На 2011 рік контролювався Групою ГАЗ (холдинг «Базовий елемент» Олега Дерипаски).

УралАЗ випускає як мирні, так і військові автомобілі, призначені для перевезення вантажів як по дорогах, так і позашляховики.

  • Ural Next — вантажівка. Має цілий ряд кузовних надбудов, а також закабінний спальник в деяких модифікаціях.
  • Урал-М — сімейство безкапотних машин підвищеної прохідності для потреб лісового, нафтового і будівельного господарства.
  • Урал — Тайфун — броньований автомобіль з броньованим кунгом для перевезення військовослужбовців у місцях бойових дій, так само можливе оснащення бойовим модулем.
  • (???) генеральний директор Віктор Кадилкін

Урал-4320 — Википедия

Урал-4320
Interpolitex2016part2-13.jpg
Производитель Уральский автомобильный завод
Годы производства 1977 — настоящее время
Сборка Союз Советских Социалистических Республик УралАЗ (Миасс, СССР)
Россия УралАЗ (Миасс, Россия)
Класс грузовик повышенной проходимости
Тип кузова седельный тягач, бортовой, тентовый, вахтовый, цистерна и топливозаправщик
Компоновка переднемоторная, полноприводная
Колёсная формула 6 × 6
КамАЗ-740.10
Производитель КамАЗ
Тип дизельный
Объём 10 850 см3
Максимальная мощность 154 кВт (209 л. с.), при 2600  об/мин
Максимальный крутящий момент 637 Н·м, при 1500 — 1800 об/мин
Конфигурация V8
Цилиндров 8
Клапанов 16
Экологические нормы EURO-0
Диаметр цилиндра 120 мм
Ход поршня 120 мм
Степень сжатия 17
Система питания дизель
Охлаждение жидкостное
Материал блока цилиндров чугун
Материал ГБЦ чугун
Ресурс 400 тыс. км.
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо ДТ
ЯМЗ-236
Производитель ЯМЗ
Тип дизельный двигатель
Объём 11 150 см3
Максимальная мощность 132 кВт (179 л. с.), при 2100  об/мин
Максимальный крутящий момент 667 Н·м, при 1500 об/мин
Конфигурация V6
Цилиндров 6
Клапанов 12
Экологические нормы EURO-0
Диаметр цилиндра 130 мм
Ход поршня 140 мм
Степень сжатия 16,5
Система питания дизель
Клапанной механизм OHV
Материал блока цилиндров Чугун
Материал ГБЦ Чугун
Ресурс 350 тыс. км.
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-4-2-5-3-6
Рекомендованное топливо ДТ
ЯМЗ-6565
Производитель ЯМЗ
Тип дизельный двигатель
Объём 11 150 см3
Максимальная мощность 300 л. с. (220,6 кВт ), при 1900 об/мин
Максимальный крутящий момент 1275 Н·м, при 1100 — 1500 об/мин
Конфигурация V6
Цилиндров 6
Клапанов 12
Экологические нормы EURO-3
Диаметр цилиндра 130 мм
Ход поршня 140 мм
Степень сжатия 17,5
Система питания дизель
Клапанной механизм OHV
Материал блока цилиндров Чугун
Материал ГБЦ Чугун
Ресурс 350 тыс. км.
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1-4-2-5-3-6
Рекомендованное топливо ДТ
механическая 5-ступ.
Производитель КамАЗ
Модель КамАЗ-14
Тип механическая
Число ступеней 5
1 передача 5,62
2 передача 2,89
3 передача 1,64
4 передача 1,00
5 передача 0,724
Задняя передача 5,30
Механизм управления напольный рычаг
Переключение напольный рычаг
механическая 5-ступ.
Производитель ЯМЗ
Модель 236Н
Тип механическая
Число ступеней 5
1 передача 5,26
2 передача 2,90
3 передача 1,52
4 передача 1,00
5 передача 0,66
Задняя передача 5,48
Механизм управления напольный рычаг
Переключение ручное
Раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,05; 2 передача — 1,30 (с 2002 г. передаточное число 2 передачи — 1,21). Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 7,32.
Длина 7366 мм
Ширина 2500 мм
Высота 2715 (с тентом 3005) мм
Клиренс 400 мм
Колёсная база 3525+1400 мм
Колея задняя 2000 мм
Колея передняя 2000 мм
Масса 8050 кг
Полная масса 15 205
Похожие модели ЗИЛ-131, КрАЗ-255Б
Грузоподъёмность 6855 кг (+ буксируемый прицеп = 11 500 кг)
Объём бака 300 + 60 л
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе
Длиннобазовый «Урал-4320»

Урал-4320 — грузовой автомобиль повышенной проходимости двойного назначения с колёсной формулой 6 × 6, производящийся на Уральском автомобильном заводе в Миассе (Россия), в том числе и для использования в вооружённых силах в семействе унифицированных армейских автомобилей «Суша» до 1998 года.

На сегодняшний день серия Урал-4320 производится с дизельными двигателями ЯМЗ мощностью 230—312 л. с. экологического класса от Евро-4. Размер шин — 14.00 R20 (370 R508). Модель ОИ-25 — выпускаемые заводами Кама, Росава. Модель Я-307М — выпускаемые заводами Белшина, Росава.

Предназначение

Урал-4320 был разработан для транспортировки грузов, людей и трейлеров на всех типах дорог.

История

Производство грузовиков и шасси линейки «Урал-4320» было начато 17 ноября 1977[1] и фактически данная серия производится по настоящее время, хотя и в существенно модернизированном виде.

Основное отличие Урал-4320 от линейки карбюраторного Урал-375Д — экономичный и тяговитый дизельный двигатель. На 1986 год выпущено более миллиона грузовиков. Изначально Урал-4320 оснащался дизельным двигателем КамАЗ-740, но в результате пожара на заводе двигателей КамАЗ 14 апреля 1993 года, поставки данного двигателя сторонним производителям прекратились, и на Урал-4320 (а также всех последующих моделях и модификациях грузовиков Урал) стали устанавливаться двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 Ярославского моторного завода. Из-за образовавшегося дефицита дизельных двигателей некоторая часть Урал-4320 выпуска 1993—1994 гг. была вынужденно оснащена карбюраторным двигателем ЗИЛ-375, то есть фактически было продлено производство модели Урал-375Д, но с оперением моторного отсека типа 4320. Первоначально модификации с двигателем ЯМЗ-238 отличались внешне более длинным моторным отсеком, а машины с двигателем ЯМЗ-236 сохранили такой же моторный отсек, как у машин с двигателем КАМАЗ-740 (отличие — у машин с ЯМЗ-236 воздушный фильтр на правом крыле из-за иной, более плотной компоновки моторного отсека). С середины 2000-х все машины независимо от модели двигателя выпускаются с удлинённым моторным отсеком.

С середины 1990-х годов на Урал-4320 и Урал-5557 появился широкий бампер с фарами, а в крыльях, на старых местах крепления фар, появились пластиковые заглушки. Однако исключительно для нужд Министерства обороны, по специальному заказу, до сих пор[когда?] поставляются машины с узким бампером и фарами в крыльях. С 1996 года начат выпуск облегченного двухосного (4х4) 4,2-тонного грузовика Урал-43206, конструктивно полностью идентичного трехосному Урал-4320.

Урал-43206 с бескапотной кабиной IVECO

В 2009—2014 гг. на автомобили серии 4320 мелкосерийно устанавливали бескапотную кабину типа Iveco «P» (производства СП «УралАЗ-ИВЕКО») с оригинальным скругленным интегральным стеклопластиковым капотным оперением (комплектации «-57» и «-58»). В дальнейшем такая кабина начала устанавливаться на шасси Урал-4320 и в бескапотном варианте. С переходом на двигатели стандарта Евро-4 на Урал-4320 начали применяться только современные дизели серий ЯМЗ-6565 и ЯМЗ-536.

В 2014 году с целью повышения надежности узлов и агрегатов шасси и увеличения пробега до капремонта серия Урал-4320 была модернизирована в серию «Урал-М» при сохранении кабины типа 4320.

Осенью 2015 года серия «Урал-М» была модернизирована до серии Урал Next путём установки кабин нового поколения типа «ГАЗель Next» с оригинальным пластиковым оперением моторного отсека, а также рядом усовершенствованных узлов и агрегатов.

  • Распределение нагрузки снаряженного автомобиля = передняя ось — 4550 кг, задняя тележка — 3500 кг
  • Распределение нагрузки автомобиля полной массы = передняя ось — 4635 кг, задняя ось — 10 570 кг

Модификации

Commons-logo.svg
  • Урал-4320-****-** — шасси со стандартной («классической») металлической кабиной, грузоподъёмностью около 7-9 т;
  • Урал-4320-19**-** — длиннобазное шасси, грузоподъёмностью около 12 т;
  • Урал-43203-****-** — шасси с усиленной передней подвеской;
  • Урал-43204-****-** — шасси трубоплетевозного тягача, увеличенная грузоподъёмность;
  • Урал-44202-****-** — седельный тягач для эксплуатации с полуприцепом по всем видам дорог;
  • Урал-5557/55571-****-** — шасси для монтажа технологического оборудования и специальных установок массой ~12—14 т с низкопрофильными широкими шинами с регулируемой подкачкой колес, что существенно повышает проходимость автомобиля;
  • Урал-43206-****-** — шасси с колёсной формулой 4 × 4;

Варианты кабины и оперения:

  • Урал-4320*/5557*-****-40/41 — цельнометаллическая, трехместная, двухдверная кабина, так же под индексом выпускаются машины со сдвоенной четырёхдверной кабиной;
  • Урал-4320*/5557*-****-42/44 — цельнометаллическая, трехместная, двухдверная кабина со спальником. В настоящее время снята с производства;
  • Урал-4320*/5557*-****-48/58/59 — версия с новой более объёмной комфортной кабиной капотного типа, пластиковым оперением, подрессоренным сиденьем водителя;
  • Урал-4320*/5557*-****-70/71/72/73/74/75 — версия с использованием кабинного модуля Газели Next, может быть трёхместной или семиместной;

Все версии могут так же оснащаться бескапотными кабинами IVECO.

Бронированные армейские модификации

Урал-4320-09-31

Бронированный автомобиль на базе Урал-4320-31 с кабиной, формованной из цельного бронированного листа, с бронированными стеклами, амбразурами для ведения огня, мощными сейфовыми дверями, оборудованными замками с внутренней блокировкой.

Пол кабины, задняя стенка и крыша тоже выполнены из бронелиста, в крыше — бронированный люк, который можно использовать как пулемётное гнездо. Кабина стала двухместной, с раздельными сиденьями. На освободившемся месте установлено спецоборудование: приборы ночного видения, радиационной и химической разведки, армейская радиостанция и т. п. Кроме обычной «печки», на крыше монтируется фильтро-вентиляционная установка (ФВУ).

На автомобиле установлены стальная «маска» на радиаторе; боковины и капот изготовлены из бронелиста. Бронированы также ящик с аккумулятором и топливный бак. В кузове под тентом может быть установлен бронированный модуль на 15—20 бойцов. Внутри только деревянные лавки.

Урал-Э4320Д-31 (Урал-4320-0010-31)

Бронированный автомобиль многоцелевого назначения, унифицированного семейства «Мотовоз-1» с бронированным функциональным модулем, установленным на платформе автомобиля, предназначенный для перевозки различных грузов, личного состава и буксирования прицепных систем по всем видам дорог и местности. Разработан на базе автомобиля Урал-4320-31 типа 6 × 6. Бронеавтомобиль обладает повышенной защищённостью от огня стрелкового оружия и противоминной стойкостью. Впервые был представлен на выставке Russian Expo Arms-2009 в Нижнем Тагиле. 10 июня 2011 года на показе военной техники на полигоне НИИИЦ АТ 3 ЦНИИ МО РФ в Бронницах автомобиль был представлен как Урал-4320-0010-31.

Casspir Mk6

Бронированная машина MPVI (англ. Mine Protected Vehicle for India), изготовляемая на созданном Mahindra & Mahindra и BAE Systems совместном предприятии Defence Land Systems India (DLSI) на принадлежащем Mahindra & Mahindra заводе в Притхла близ Фаридабада (штат Харьяна). Заказ данных шести машин правительством Джаркханда был обусловлен необходимостью борьбы с действующими в штате повстанческими группами промаоистской ориентации.

Машина выполнена в виде конструкции, базирующейся на цельносварном V-образном корпусе и основе шасси грузовиков семейства «Урал-4320». Предлагаются модификации с колёсными формулами 4 × 4 и 6 × 6, оснащённые дизельным двигателем с турбонаддувом ЯМЗ-236НЕ2 (максимальная мощность 230 л. с. / 169 кВт) и механической коробкой передач ЯМЗ-236У. Данное решение выбрано с целью удешевления машины, стоимость которой заявляется от 350 тыс. долл. Согласно заявлению директора по развитию бизнеса BAE Systems Land Systems South Africa Йохана Йоосте, «использование элементов „Урала“ позволило сократить стоимость на треть».

В варианте с формулой 6 × 6 машина имеет длину 7,59 м, ширину 2,67 м, клиренс 380 мм, боевую массу 14,32 т. Бронеавтомобиль вмещает до 18 человек личного состава, размещаемых в индивидуальных подвесных противоударных креслах и может быть выполнен в виде бронетранспортёра, многоцелевой или командной машины. Заявляется, что на испытаниях машина выдерживала без ущерба для личного состава подрыв двадцатиоднокилограммого заряда под колесом (достоверность подтверждалась выложенным в интернете видео соответствующих испытаний[2]) и четырнадцатикилограммовым зарядом под корпусом машины. Возможна навеска дополнительной баллистической защиты[3].

Урал-432009

Бронированный автомобиль спроектирован по техзаданию главного командования ВВ МВД России на базе шасси многоцелевого автомобиля «Урал-4320» 6 × 6. Бронеавтомобиль оснащён двигателем ЯМЗ стандарта «Евро-4», обладает противоминной защитой и выполнен с однообъёмным бронированным кузовом, в котором можно разместить до 17 бойцов с полным вооружением. Компоновка бронеавтомобиля свободная, что позволяет устанавливать на него различные варианты боевых модулей и оборудования в зависимости от поставленных оперативных задач.

Автомобиль впервые представлен в 2013 году на выставке Russian Arms Expo-2013 в Нижнем Тагиле. Данный автомобиль станет основой для целого семейства тактических защищенных автомобилей, обладающих высокой степенью унификации и отличающихся различными колёсными формулами.

Применение

Изображения

  • Урал-4320. 2010 год

  • Урал-4320. 2010 год

  • Урал-4320. 2010 год

См. также

Примечания

Литература

  • Суворов С. «Урал-ВВ». От локального бронирования к полноценному защищённому автомобилю (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2014. — Июль (№ 07). — С. 11-15.

Ссылки




Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о